Правило 17 Первого Вселенского Собора, Никейского Понеже многие причисленные к клиру, любостяжанию и лихоимству последуя, забыли божественное писание, глаголющее: сребра своего не даде в лихву ( Пс. 14:5 ) , и, давая в долг, требуют сотых, судил святый и великий собор, чтобы, аще кто, после сего определения, обрящется взимающий рост с даннаго в заем, или иной оборот дающий сему делу, или половиннаго роста требующий, или нечто иное вымышляющий ради постыдной корысти, таковый был извергаем из клира, и чужд духовнаго сословия . ( Ап. 44 ; Трул. 10 ; VII Всел. 19 ; Лаод. 4 ; Карф. 5 , 16 ; Василия Вел. 2 , 14 ; Григория Неокес. 3 ; Григория Нисск. 6 ) . Древние римские законы позволяли давать деньги в росте, который обыкновенно состоял из двенадцати процентов на сто в год, или же из сотой части всей данной в заем суммы на каждый месяц (usura centesima) 460 . Был еще рост полуторный ( ημιολους, sesquialter), состоявший сверх платежа целой заемной суммы еще в прибавлении к ней половины ее 461 . Законы христианских государей особыми указами ограничили право взимания большого роста. Константин воспретил брать более двенадцати процентов 462 . Преемники Константина допускали пользоваться таким процентом лишь в тех случаях, когда должник не являлся лицом вполне надежным 463 . Первые христиане остерегались этой торговли деньгами, как дела неправедного и, следовательно, воспрещенного, или, по крайней мере, избегали ее до тех пор, пока между ними господствовала братская любовь, по которой имущество каждого было общим достоянием. К сожалению, некоторые из христиан, следуя примеру язычников, начали подражать им и в этой торговле. Последняя стала еще более достойна осуждения, когда было замечено, что последователями язычников в данном отношении сделались и многие клирики, которые вместо того, чтобы по церковному учению делиться с бедными, брали с них незаконный процент. Уже 44-м Апостольским правилом было установлено, что епископ, пресвитер или диакон, дающий деньги в рост, должен или прекратить это, или быть изверженным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Святость Святость заповедана: Освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят ( Лев.11:44–45 ). Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:2 ). Примерь святости Господь наш: Христос оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха; Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды ( 1Петр.2:21,24 ). Святость а) состоит во всецелом подчинении Богу: Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим ( Числ.15:40 ). Поставит тебя Господь народом святым Своим, если ты будешь ходить путями Его ( Втор.28:9 ). Ныне, когда вы стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная ( Рим.6:22 ); б) должна быть телесная, духовная и душевная: Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор.7:1 ). Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1Фес.5:23 ); в) зависит от действия благодати Божией: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили ( Тит.2:11–12 ). Без святости никто не увидит царства Божия: Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто ( Пс.23:3–4 ). Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 ). Старайтесь иметь святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр.12:14 ). Слово Божие ведет ко святости: Отче! которых Ты дал Мне, освяти истиною Твоею; слово Твое есть истина ( Ин.17:17 ). Писание богодухновенно, полезно для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим.3:16–17 ). Верные а) избраны для святости: Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости ( 1Фес.4:7 ); б) сотворены к святости чрез обновление: Вы слышали о Христе, и в Нем научились облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины ( Еф.4:21,24 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

     28 августа Церковь празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. На Святой горе, Уделе Божией Матери, этот праздник чтится особо. В этот день на Афоне отмечаются Панигиры (престольные праздники) в древнерусском скиту «Ксилургу» (Пантелеимонов монастырь), Иверском монастыре и в соборном храме Протата.Преподобные афонские отцы всегда отличались удивительной любовью к Богоматери. Редакция портала «Русский Афон» собрала 10 изречений афонских старцев об Успении Божией Матери, с которыми предлагаем познакомиться нашим читателям. 1. Всякий раз, празднуя Успение Пресвятой Богородицы, мы будто снова встречаем Пасху, на этот раз летнюю. Пасху для нас подготавливает Госпожа Богородица – славный переход от смерти к жизни. Вторая Пасха – поистине святая, непорочная, животворящая для человеческого рода, так как сегодня «побеждаются естества уставы». Архимандрит Ефрем (Мораитис) 2. В час Успения Богоматери Господь, сопровождаемый небесными рядами Ангелов и святых, забирает Ее душу не просто на небеса, но «к Своему Царственному Трону, во Святая Святых». Архимандрит Ефрем (Мораитис) 3. В юности Пре­святая Богородица была введена в Святая святых храма Соломонова, а в Успении Своём Она Своей пречистой, прекрасной душой и преславным нетленным телом вошла в Святая святых на Небесах. Архимандрит Ефрем (Мораитис) 4. Мы ныне празднественно творим святое Успение, или преставление, чрез которое Умаленная на краткое время пред Ангелами, превзошла без сравнения Ангелов и Архангелов, и сущие над ними премирныя Силы, Своей близостию к Богу и от века предначертанными и совершившимися над Нею чудными делами. Святитель Григорий Палама 5. Воистину Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Но и все небо и вся земля радуются о любви Ее. Чудное и непостижимое дело. Она живет на небесах и непрестанно видит славу Божию, но не забывает и нас убогих и Своим милосердием покрывает всю землю и все народы. Преподобный Силуан Афонский 6. Ныне же Имущая небесное приличное жилище, как бы Ей Самой соответствующий чертог, в который днесь переселилась от земли, предстала одесную Вседержителя «в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена» (Пс. 44, 10), согласно изречению о Ней Псалмопевца пророка.

http://pravoslavie.ru/115365.html

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 4 Духа Святаго благодать стяжав,/богомудре святителю Филарете ,/истину и правду разумом просвещенным/людем проповедал еси,/мир и милость сердцем умиленным/страждущим явил еси,/яко учитель веры и страж неусыпный/паству российскую жезлом правости сохранил еси./Сего ради ко Христу Богу дерзновение имея,/моли даровати Церкве утверждение,//и душам нашим спасение. Перевод: Духа Святого благодать обретя, Богомудрый святитель Филарет, истину и праведность разумом просвещенным людям проповедовал ты, мир и милость сердцем сокрушенным страдающим явил ты, как учитель веры и страж неусыпный паству российскую жезлом правоты ( Пс.44:7 ) сохранил ты. Потому, ко Христу Богу дерзновение имея, моли даровать Церкви укрепление и душам нашим спасение. Кондак, глас 2 Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия,/добродетель измлада возлюбил еси,/богоблаженне Филарете./Яко пастырь праведный и исповедник непорочный,/по святем преставлении/от безбожных поругание и поношения приял еси,/Бог же знаменьми и чудесы тя прослави//и заступника Церкве нашея яви. Перевод: Как истинный последователь преподобного Сергия, добродетель с молодости возлюбил ты, Богоблаженный Филарет. Как пастырь праведный и исповедник непорочный после святого успения твоего от безбожников ты принял поругание и поношения, Бог же знамениями и чудесами тебя прославил и явил защитником Церкви нашей. Молитва О, преславне и богомудре святителю Христов Филарете, Российския Церкве светильниче, земли нашея похвало и граду Москве украшение! Ты житием и служением твоим трием вселенским святителем был еси подобник: Великому Василию – яко бытие сущих изъяснил еси, Церкве Божия и таин Христовых строитель добрый явился еси, иноческих уставов быв ревностный исполнитель и покровитель; Богослову Григорию – яко, неботаинственных созерцаний о Святей Троице и о Бозе Слове сподобивыйся, сих искусный провозвестник явился еси; Златоустому Иоанну – яко неустанный проповедник и учитель покаяния народа Божия был еси.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-svy...

Содержание    1. Ныне — ко мне иудейских священников: ибо время победных слов; сюда — и ты, проповедник и вестник Христов, говори и живопиши мощно твоею правдивостию, как они уплатили воинам серебро своего злонамерения, думая ложью покрывать необозримую истину, но как ныне мы, служители Христовы, встречаем Господа, в третий день воскресшего из мертвых и восшедшего на небеса, непрестанно хвалясь тем Спасителем, которого приняли небеса явившимся пред ними боголепным чудом, а земля, как держимая волею Его, не в силах была держать, сносить [Его], которого явно подъяло светлое облако, исполнив образ пророчества, ангелы же гимнами проводили до отеческих престолов, непрестанно вопия: «Господь сил, Той есть Царь славы» (Пс. 23:10), возвращение которого с земли на небо Псалмопевец, предзревая во Святом Духе, воспевал: «взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» (Пс. 46:6); ибо божественный предвидел и пение святых евангелий.    2. Но гордящиеся наиверующим отцом — Авраамом не хотят, чтобы Спаситель всех нас воскрес из мертвых, думая, жалкие, неосновательною молвою ежедневно пятнать красоту столь великой истины (ибо «промчеся, — говорит, — слово сие во иудеех даже до сего дне» (Матф. 28:15)), которую даже демоны признали, a утверждавшие, что приняли заповеди Божии, не решаются даже словом почтить [ee] и в то время, когда сам пророк говорит: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес» (Пс. 8:2). И опять: «вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя» (Пс. 56:6). Что именно злобные софисты не найдут средств как извратить, хотя бы в любомудрии они дошли даже до лжи отца своего (Иоан. 8:44); ибо подъятый и вознесшийся превыше небес есть подлинно Господь, потому что, сначала нисшедши на землю, Он взошел на небеса. Потому-то пророк предвозгласил в другом месте, говоря: «Господи, преклони небеса, и сниди, коснися горам, и воздымятся. Блесни молнию и разженеши я» (Пс. 143:5—6). Сие же он говорил, предблаговествуя еще сидящим под сению смерти сокрушение сил ада; что оно осуществляется со времени погребения и воскресения Господа, — мы многим удостоверены. Почему в другой опять главе мы имеем Псалмопевца говорящим: «возшед на высоту пленил еси плен, и даде даяния человеком» (Еф. 4:8; Пс. 67:19). Ибо Единородный Сын Божий, воскресением своим исхитив человечество из плена смерти и восшедши превыше небес, уготовал для желающих правды оружие (Ибо Он есть Царь славы), разумными бронями ежедневно укрепляя набираемым Им печатию смиренномудрия. Ему именно подобало «из уст младенец и ссущих совершить... хвалу» (Пс. 8:3), [и] окончательно отвергнуть думающих, что усовершаются гордостию; ибо подлинно печать благочестия есть смирение. Почему именно они, отвергая обитание, по пророчеству, чрез воскресение Христово во свете живых, получат плоды своего неразумия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Помазание Итак, пока масло не впиталось в кожу или не высохло, пока блестят свежестью помазания лица ваши, поспешим повторить: мы должны царствовать над грехом и страстями, и жертвовать собою ради Христа. Это наше царство и наше священство. 30 марта, 2012 Итак, пока масло не впиталось в кожу или не высохло, пока блестят свежестью помазания лица ваши, поспешим повторить: мы должны царствовать над грехом и страстями, и жертвовать собою ради Христа. Это наше царство и наше священство. Проповедь после Соборования Каждый из вас, приняв семикратное помазание освященным елеем, похож сейчас на того человека, о котором говорится в Евангелии: «Главу твою помажь и лицо твое умой» (См. Мф. 6:17) Лица мы должны умыть в тайных молитвах – слезами, а главы наши только что помазала Церковь, чтобы сообщить нам врачующую благодать Духа. Соборование в Киево-Печерской Лавре. Фото: иеродиакон Василий (Новиков)/lavra.ua Сейчас видно, что все мы – помазанники, подобно тому, как и Господь наш – Помазанник, то есть Христос. «Раз Он – Великая Рыба», – говорит Тертуллиан, имея в виду, что слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» образуют по-гречески аббревиатуру – «рыба», – «то значит и мы – рыбки, рожденные Его благодатью в воде Крещения» А раз Он – Помазанник, то есть Христос, то и мы помазаны благодатью, то есть – христиане. О том, что Он помазан, пророчески говорит псалом: «помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:8) А то, что и мы в Нем помазаны, видим сегодня, поскольку принятое нами Таинство, «Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Аронову, стекающий на края одежды его» (Пс.132:2) Кого в древности помазывали, освящали возливанием елея? Царей и священников. Царь ли Христос, Господь наш? Несомненно – Царь. Он царствует над миром видимым и невидимым, над миром одушевленным и неодушевленным. Царство Его – Царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Демоны бегают от Его голоса, вода под Ним отвердевает, пища в Его руках умножается, и сама смерть Ему противиться не может. Если же и не все добровольно под руку Его склоняются, то это оттого, что Он ждет от людей веры и послушания, но не спешит карать непокорных. Для этих последних Царство Его «не от мира сего» (Ин.18:36) Но для уверовавших Он – уже Царь, ныне и вовеки. Уверовавшие, вслед за Фомой, уже говорят Ему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28)

http://pravmir.ru/pomazanie/

«Помазание. Проповедь после Соборования», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие.Ru» 14.01.2013 18:26:37 Протоиерей Андрей Ткачев Каждый из вас, приняв семикратное помазание освященным елеем, похож сейчас на того человека, о котором говорится в Евангелии: «Главу твою помажь и лицо твое умой» (См. Мф. 6:17) Лица мы должны умыть в тайных молитвах – слезами, а главы наши только что помазала Церковь, чтобы сообщить нам врачующую благодать Духа. Сейчас видно, что все мы – помазанники, подобно тому, как и Господь наш – Помазанник, то есть Христос. «Раз Он – Великая Рыба», – говорит Тертуллиан, имея в виду, что слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» образуют по-гречески аббревиатуру – «рыба», – «то значит и мы – рыбки, рожденные Его благодатью в воде Крещения» А раз Он – Помазанник, то есть Христос, то и мы помазаны благодатью, то есть – христиане. О том, что Он помазан, пророчески говорит псалом: «помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:8) А то, что и мы в Нем помазаны, видим сегодня, поскольку принятое нами Таинство, «Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Аронову, стекающий на края одежды его» (Пс.132:2) Кого в древности помазывали, освящали возливанием елея? Царей и священников. Царь ли Христос, Господь наш? Несомненно – Царь. Он царствует над миром видимым и невидимым, над миром одушевленным и неодушевленным. Царство Его – Царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Демоны бегают от Его голоса, вода под Ним отвердевает, пища в Его руках умножается, и сама смерть Ему противиться не может. Если же и не все добровольно под руку Его склоняются, то это оттого, что Он ждет от людей веры и послушания, но не спешит карать непокорных. Для этих последних Царство Его «не от мира сего» (Ин.18:36) Но для уверовавших Он – уже Царь, ныне и вовеки. Уверовавшие, вслед за Фомой, уже говорят Ему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28) Итак, Христос – Царь. Но священник ли? Да, и не просто священник, но «Первосвященник будущих благ», Который «однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:11-12) Христос однажды совершил Священство Крестное и принес Себя в Жертву, а ныне Он «предстал за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24) и есть «Ходатай нового завета».

http://radonezh.ru/monitoring/pomazanie-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иисус называет Себя «Пастырем добрым»: чем это могло расстроить иудеев, ожидавших Мессию? 4 мин., 03.08.2023 Выражение «пастырь добрый» мы знаем, главным образом, из Евангелия. Так говорит о себе Иисус Христос: Я есмь пастырь добрый (Ин 10:11). Но что это выражение значило для иудеев, к которым были обращены слова Христа? Объясняем, что именно имел в виду Христос, именуя себя добрым пастырем. Скотоводство наряду с земледелием было одним из основных занятий в Древнем Израиле, поэтому образы, заимствованные из пастушеской жизни, были привычны и хорошо понятны людям. Иудеи знали, насколько трудной была жизнь пастуха. Его работа была сопряжена со многими опасностями: ему приходилось следить, чтобы стадо не разбредалось, чтобы овцы не сорвались с обрыва и не заблудились в горах. Пастух охранял стадо от диких зверей, оберегал его от воров. Бывали случаи, когда пастух жертвовал своей жизнью ради спасения овец. В библейском контексте образ пастыря или пастуха, который с любовью и ответственностью заботится о своем стаде, употреблялся по отношению к Богу или земному правителю. Так, например, Бог называется пастырем в ветхозаветной книге Псалтирь: Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя (Пс 79:2). Народ, со своей стороны, представлен здесь в образе стада: А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя (Пс 78:13). Важно, что и о Мессии, Спасителе, в Библии тоже говорится как о Пастыре: Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис 40:11). SONY DSC В Книге пророка Исаии Господь устами пророка называет пастырем царя Кира II Великого, который вошел в историю как мудрый, справедливый правитель, позволивший иудеям вернуться из вавилонского плена на родину и восстановить Иерусалимский храм, разрушенный ранее вавилонянами: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: « ты будешь построен! » и храму: « ты будешь основан!» (Ис 44:28).

http://foma.ru/iisus-nazyvaet-sebja-past...

Христос – Новый Законодатель: размышления перед Тихвинской иконой Богоматери Благоговейные люди не дерзали произносить не только Священное Имя Божие, но и лишний раз произнести имя того, под чьим предводительством Бог вывел Израиль из Египта, поэтому давали детям имя ближайшего сподвижника Моисея Законодателя – Иисуса Навина… 9 июля, 2012 Благоговейные люди не дерзали произносить не только Священное Имя Божие, но и лишний раз произнести имя того, под чьим предводительством Бог вывел Израиль из Египта, поэтому давали детям имя ближайшего сподвижника Моисея Законодателя – Иисуса Навина… «Законодавца Рождшая Истинного, радуйся!» (Канон благодарственнный ко Пресвятей Богородице, творение Иосифово). … Христос-Отрок восседает на руках Богоматери, именно — на левой руке, образующей подобие царского трона или, вернее, седалища Моисеева. Теперь на нем сидят в Церкви не книжники и фарисеи (Мф. 23:2), а Он, говоривший с Моисеем при купине. И в смирении Его, кенозисе, схождении в глубины тварности, разуты ноги Его – так, как разуты были они у Моисея (Исх. 2:5). Ризы Сына в сиянии божественного золота, сиянии божественных энергий природы Его божественной, но ступня повернута к нам. Ступня Его обнажена, и это знамение того, что Он стал Человеком, которого змий ужалил в пяту (Быт. 3:15), в плоть человеческую, убивая. Но Он поразил змия в голову, потому что Закон Его – Жизнь Вечная. Рука Его левая держит свиток — Новый Завет и Новый Закон, который пишется не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор.3:3). Справедлив и праведен Закон Его – левая рука в мире Завета Ветхого символизировала справедливость. На некоторых изводах икон свиток перевязан четырежды, как Закон, четырежды повторенный евангелистами. Церковь в лице Богоматери, первой из дочерей Израилевых, приклоняет ухо Свое (Пс. 44:11) к Отроку-Законодавцу, слушая Его и удивляясь, но не так, как учителя Израилевы (Лк. 2:47), не знающие о тайне Воскресения (Ин. 3:10). Она слагает слова Господни в сердце Своем (Лк. 2:51), Он благословляет Ее Своей десницей – символом милости вечной Бога Израилева.

http://pravmir.ru/xristos-novyj-zakonoda...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Адам – 1) имя первого человека, родоначальника всего человечества; первый человек, обладатель этого имени; 2) Новый Адам – имя, прилагаемое к господу Иисусу Христу; Сам Господь Иисус Христос. Адам сотворен Богом в шестой день творения мира по образу и подобию Божьему: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ). Что означает имя «Адам»? Согласно доводам ряда лингвистов, буквальный перевод имени Адам (Adam) с еврейского языка означает «красный», при этом Adamah – переводится как земля (первоначально, по-видимому, краснозем). В Библии слово «Адам» используется не только в значении имени собственного, но и в значении «человек» ( Быт.5:2 ; ср. греческий текст). Оно входит в выражение «сыны Адамовы», которое не ограничивается охватом лишь первого поколения потомков Адама и Евы. Им могут быть названы «люди» — «сыны человеческие» ( Притч.8:31 ; Пс.44:3 ). Употребленное в единственном числе выражение «сын человеческий» может обозначать конкретного человека ( Иез.2:1 ), любого человека ( Иер.49:18 ). Как был создан Адам? О создании первого человека в Священном Писании сообщается в следующих словах: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). В связи с тем, что Адам создан из праха земного, он назван перстным ( 1Кор.15:47 ). Между тем, как ясно следует из Писания, наряду с вещественным телом Адам обладал невещественной душой. Таким образом, Адам был создан двусоставным. Кроме того, из содержания книги Бытия явствует, что Адам был создан по образу и подобию Божию . С одной стороны, он был наделен такими чертами, которые отображали в нем Божественные совершенства. С другой стороны, пребывая в первозданном состоянии, он не был склонен ко злу, и до тех пор, пока не произошло его уклонение в грех, был чистым и невинным. Согласно Божественному творческому замыслу, если бы он выбрал путь добровольного послушания Богу, постепенно он все больше и больше уподоблялся бы своему Создателю, обоживался, преобразуясь в бога по благодати. Почему Бог создал Адама?

http://azbyka.ru/adam

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010