Разделы портала «Азбука веры» Священник Владимир Хулап " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление Брак был установлен Богом в раю еще до грехопадения Адама и Евы ( Быт. 1:28 ; Быт. 2:22 ), поэтому он рассматривался как священное, божественное установление во всех дохристианских культурах, и, как следствие, его заключение было связано с совершением определенных религиозных церемоний. Наши сегодняшние чинопоследования обручения и венчания уходят своими корнями в глубокую дохристианскую древность, восходя по форме к ветхозаветным и греко-римским корням. Заключение брака в Ветхом Завете и греко-римской среде Священное Писание Ветхого Завета нигде не дает полного описания «чина» заключения брака, однако мы находим в нем ряд важных элементов. Прежде всего, его «двухступенчатая» структура, состоявшая из помолвки и собственно свадьбы, которые четко разграничиваются ( Втор. 22:22–23 ). Пророк Осия использует термин «обручение» в переносном смысле для обозначения верности и постоянства завета с Богом, ориентированного на будущее исполнение ( Ос. 2:19–20 ). Помолвка имела прежде всего правовое значение и состояла в передаче женихом денежной суммы или дара отцу невесты ( Быт. 34:12 ; Исх. 22:16 ; 1Цар. 18:25 ), в более позднее время происходило составление брачного контракта ( Тов. 7:13 ). Через это устанавливался предварительный союз не только между женихом и невестой, но и между их семьями, который окончательно реализовывался в свадебной церемонии. Т. к. все правовые вопросы решались во время помолвки, свадьба была прежде всего большим семейным праздником, на который часто приглашались все жители селения ( Быт. 29:22 ). Молодые, празднично одетые и увенчанные венками ( Ис. 49:18; 61:10 ; Иер. 2:32 ; Иез. 16:10–12 ), в сопровождении друзей ( 1Мак. 9:39 ; Пс. 44:15 ) и гостей торжественной процессией шли из дома невесты в дом отца жениха, что символизировало переход девушки в новую семью мужа. По прибытии процессии здесь устраивался брачный пир, который длился неделю ( Быт. 29:27 ) или даже две ( Тов. 8:19 ). Вечером молодые вводились в брачную опочивальню ( Тов. 8:1 ). С заключением брака были тесно связаны молитвы и благословения, некоторые из них сохранились в тексте Ветхого Завета ( Быт. 24:60 ; Руф. 4:11–14 ; Тов. 8:4–8 ).

http://azbyka.ru/semya/kratkaja-istorija...

1. Некто Савеллий восстал не в очень давние времена; это еретик новый, от которого произошли так называемые савеллиане. И он учил весьма близко к ноэтианам, за исключением кое-чего немногого. Этого учения придерживаются увлекаемые каким-то безумием многие в Месопотамии и пределах Рима. Савеллий с происшедшими от него савеллианами учит, что один и тот же есть и Отец и Сын и Дух Святой, так что это три именования одной ипостаси или как тело, душа и дух в человеке. И Отец, так сказать, тело, а душою можно назвать Сына, и, как в человеке - дух, так и в Божестве - Святой Дух. Или как в солнце, хотя оно, в сущности, одно, находятся три действия, т.е. освещать, и согревать, и еще самый округлый вид. И согревающее, или теплота и жар, есть Дух, просвещающее - Сын, а самый вид всего существа есть Отец. В свое время Сын был послан как луч, и Он сделал в мире все, относящееся к евангельскому домостроительству и спасению людей, а потом вознесся опять на небо, подобно лучу, испущенному солнцем и снова возвратившемуся в солнце. Дух же Святой посылается однажды для целого мира и потом в отдельности на каждого из удостаиваемых этого; такого он духовною силою и сближением, так сказать, оживотворяет и воспламеняет, согревает и делает теплым. Так учат савеллиане. 2. У них в употреблении все писания Ветхого и Нового Заветов, но они пользуются только некоторыми изречениями, которые сами выбирают, согласно собственному измышлению их поврежденного ума и неразумия. Прежде всего они пользуются словами и изречениями, которые сказал Бог Моисею, а именно: Слыши Израилю: Господь Бог твой един есть (Втор.6:4). Не сотвори себе богов иных. Да не будут тебе бози (Исх.20:2-3) новые (Пс.80:10), потому что аз Бог первый и аз по сих (Ис.41:4), кроме Мене несть иного (44:6). И все, что подобно этому, согласно собственному их разумению, приводят в подтверждение этого же. Также из Евангелия приводят слова: Аз во Отце и Отец во Мне - и: Мы двое едино есма (Ин.14:11; 10:30). А все свое заблуждение и силу своего заблуждения получили они из некоторых подложных писаний, особенно же из так называемого египетского Евангелия - такое имя придали ему некоторые. Ибо в этом Евангелии излагается много подобного этому как бы украдкой, таинственно; в нем от лица Спасителя говорится, как будто он Сам объясняет ученикам, что один и тот же Отец, Сын и Дух Святой. А когда встретятся с кем-либо из наиболее простодушных или неопытных, не имеющих ясного познания о Божественных Писаниях, то на первый раз приводят в смущение такими словами - что сказать нам, любезные? Один у нас Бог или три бога? Когда услышит это человек богобоязненный, но несовершенно сведущий в истине, тотчас, смутившись умом, соглашается с их заблуждением и оказывается отрицающим Бога, оказывается отрицающим бытие Сына и Святого Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/746/...

Глава 32 1–2. «Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону» ( Ис. 32:1 ). Великое благодеяние Божие заключается в том, что Он воздвигает царя, праведно царствующего, и князей, с судом властвующих. Праведным же он называет не только того, кто лишил себя богатства, но того, кто все совершил со справедливостью: царю и князьям свойственно почитать справедливость, так как те, которые по своему могуществу сильны сохранять законы твердыми, сильны также нарушать правила. Иные же разумеют это о Христе: «Вот, Царь будет царствовать по правде», князья же, говорят они, суть апостолы, по сказанному в псалме: «Ты поставишь их князьями по всей земле» ( Пс.44:17 ). «И каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей» ( Ис. 32:2 ). Здесь пророк указывает на одержание побед во время Езекии. Бог затем дозволил возрасти ужасу и неприятелям славиться только словами, чтобы, по совершении этих дел, (евреи) вспоминали о чудесах и не делали даже малого зла. Несчастья, когда приближаются, тогда и вселяют страх, и кажутся ужасными и как бы новыми, когда же прекращаются, тогда считаются незначительными, об них не остается и памяти. Видишь ли, что победа царя Езекии предвозвещена здесь не тогда, когда исчез страх и они забыли о чудесах? Чтобы этого не произошло, Бог продолжил страх и позволил, чтобы чудеса были явными. «Как источники вод в степи в земле жаждущей». Прежде Бог показал их нуждающимися в благодати, а потом даровал пользование ею. 3–4. «И ксему не будут уповающе на человеки» ( Ис. 32:3 ) (в русском переводе этих слов нет). Приявши благодать, они получили пользу для душ. «И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать» ( Ис. 32:3, 4 ). Итак ясно, что недостаточно слушать, а нужно еще понимать: что пользы в том, если разум не разумеет? 5–9. «Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 44 Торжественный брак, царя Соломона есть прообраз таинственного союза, Христа с Церковью . 1. В конец, о изменяемых сыном Кореовым, в разум, песнь о Возлюбленнем. Выражение о изменяемых, по переводу с греческого языка (πρ τν λλοιωθησομνων, от λλοιω переменяю, переиначиваю), значит – о том, что должно понимать в ином, т. е. переносном смысле, или иносказательно, разумеется – потому, что содержание псалма есть собственно пророчество, изображаемое под покровом исторического события боговдохновенным писателем (ст. 2). – Как песнь и вместе боговдохновенное учение разума, псалом принадлежит благочестивым левитам, – сыном или потомкам левита Корея, которые были писателями и певцами псалмов при скинии, а потом при храме. – Выражение о Возлюбленнем дает определенное понятие о лице, которое есть главный предмет псалма, как в его историческом значении, так и в иносказательном или пророческом. Прежде всего, наименование Возлюбленный Богом (по-еврейски iedidia) принадлежит сыну Давида Соломону, так назвал его пророк Нафан ( 2Цар.12:25 ); а в высшем и совершеннейшем смысле наименован возлюбленным Иисус Христос, как Сын Божий Единородный, Самим Богом Отцем, при крещении и преображении Его ( Мф.3:17;17:5 ). 2. Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви: язык мой трость книжника скорописца. Сия песнь о Возлюбленном есть боговдохновенное пророчество. Об этом свидетельствует сам псалмопевец, говоря: Сердце мое отрыгнуло слово, т. е. невольно высказало, под неотразимым влиянием внешней силы Духа Божия излилось из сердца моего слово, именно – слово или откровение – пророчество в слове, разумеется, в форме сего псалма. Слово это благо, как по своему происхождению от Духа Божия, так и по предмету, ибо оно есть пророчество о Мессии. Как такое, оно отрадно, оно есть благовестие или Евангелие псалмопевца: глаголю аз, говорит псалмопевец, дела моя цареви, точнее – слова о делах Царя (ср. Пс.118:171–172 ), именно – о будущем благословенном, славном и вечном царствовании Его (ср. – ст. 3–8). Как пророчество о будущем и вечном, это слово могло быть вдохновлено только от Святого Духа; посему псалмопевец говорит: язык мой трость книжника скорописца, разумеется – писатель, коему принадлежит содержание пророчества, есть собственно Дух Святый, а язык псалмопевца есть только орудие того Писателя, как бы трость тростниковая палочка, какой обыкновенно писали в древности на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

1) Петр, Апостол Иисуса Христа, избранным пришельцам рассеяния Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, 2) по предведению Бога Отца, в освящении Духом, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. 3) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который по великому Своему милосердию возродил нас к упованию живому чрез воскресение Иисуса Христа из мертвых, 4) к наследству нетленному и нескверному, и неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 5) которые посредством силы Божией соблюдаются через веру ко спасению, готовому открыться в последнее время. 6) О нем же возрадуйтесь, немного теперь, если нужно, побыв скорбными, в различных искушениях, 7) дабы испытание веры вашей оказалось много драгоценнее золота (что огнем испытывается), обретется к похвале, и славе, и чести, и славе в откровении Иисуса Христа, 8) Которого, хоть и не видите, любите; в Которого ныне, хоть и не видя, веруете; веруя же, радуетесь радостью неизреченною и прославленною, 9) достигая цели веры вашей – спасения душ. 10) О коем спасении изыскивали и испытывали пророки, которые предсказали грядущую для вас благодать, 11) испытывая, которое или какое время обозначал в них Дух Христов, предвозвещая Христовы страсти, какие у Него будут, и последующие прославления. 12) Им открыто было то, что не им самим, а вам служило – то, что ныне было вам возвещено теми, кои благовествовали вам Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. 13) Сего ради, препоясав чресла ума вашего, трезвясь, совершенно уповайте на ту благодать, что подается вам в откровении Иисуса Христа. 14) Как чада послушания, не сообразующиеся с похотями, бывшими в прежнем неведении вашем, 15) но, подобно призвавшему вас Святому, и сами будьте во всем поведении святы. 16) Ибо написано: «Святы будьте, ибо Я свят есмь» ( Лев. 11:44 ). 17) И если вы призываете как Отца Того, Который нелицеприятно судит по делам каждого, то со страхом проводите время пребывания вашего [на чужбине], 18) зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетного вашего образа жизни, преданного вам от отцов, 19) но драгоценною Кровию Христа, как Агнца непорочного и чистого, 20) предуведанного же прежде основания мира, явленного же в последние времена ради вас, 21) которые чрез Него стали верующими в Бога, Который воздвиг Его из мертвых и дал Ему славу, да будет в Боге вера ваша и упование ваше. 22) Души ваши очистив в послушании любви, в братолюбии, в простоте сердца все внимательнее любите друг друга, 23) возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Бога, Живущего и Пребывающего вовек. 24) «Ибо всякая плоть – как сено, и всякая слава человеческая – как цвет на сене: высохло сено, и цвет его опал. 25) Слово же Господне пребывает вовек» (ср. Пс. 101:12–13 ; Ис. 40:6–7 ). Сие же есть [то] слово, которое благовествовано среди вас. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1. Хочу предложить остатки вчерашней трапезы; но, возлюблен­ный, слыша об остатках и о трапезе, не предполагай ничего чув­ственного. Мы не разрезаем, конечно, мяса, но преподаем духовные мысли; не разливаем вина, но вашей душе предлагаем слово. Если от чувственной трапезы остается мясо на один или два дня, оно портится и бросается; а на трапезе ума, если что останется даже на целый год, оно продолжает цвести и благоухать. Осталось мясо – и от времени испортилось; остались мысли – и они сохраняют свое благоухание. Поел кто мяса – и подвергся тлению; вкусил кто мыслей – и управлен к нетлению. Поел кто мясо и отрыгнул великое зло­воние; вкусил кто мыслей духовного благоухания, и отрыгнул великую добродетель и порадовал ближнего. Такою именно пищей питался пророк и потому он говорил: «излило... сердце мое... слово благое» ( Пс.44:2 ). Опять восстают волны, но пусть будет тверд ум; приходят в движение тела, но пусть не отвлекается слух. Смотрите же, и со всем тщанием внимайте моим словам. Вы видели вчера царя и пророка ведущим войну, падающим, восстающим, побеждаю­щим, увенчиваемым, поучающим. Вы видели грех, нападающий и по­ражаемый покаянием. Грех как, медведь пришел и одолел (царя), но пришло покаяние и помогло ему подняться. (Вот где) лекарство от ран, (вот где) надежда спасения. Вы видели, как приходил пророк и обличал пророка. Видели, как царь терпеливо сносил обличение, принимал рану, освобождался от тления. Видели, как сияло человеко­любие Владыки, оживляющее даже мертвых. Видели, как говорил он: «согрешил я пред Господом», и что сказал пророк: «Господь снял с тебя грех твой " ( 2Цар.12:13 ). Кратко было исповедание, и еще ко­роче излечение и исправление. Согрешил он делом, а покаялся на словах. По мановению Божию исчезла язва, изгладилась рана, восста­новилось здоровье. Однако пророк не удовлетворился этим, но после исправления, после исцеления раны, написал псалом с тою целью, чтобы для потомства его страсть послужила на пользу: чтобы испытанное им крушение указало путь в пристань, а из его страдания и исправления научились прибегать к тому же способу лечения и ис­правления и другие, испытывающие тоже самое. Итак, каков этот псалом, и каково его надписание?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 68 Смертельно страждущий праведник, с терпением переживающей сильные скорби от бесчисленных врагов, униженный ими и оставленный всеми, как бы раб – преступник, молит Бога о своём избавлении и о возмездии бессердечным врагам по всей строгости правосудия Божия – ради спасения истинных рабов Божиих и славы Божией во всем мире. 1. В конец, о изменшихся (о имущих изменитися), псалом Давиду. (Ср. Пс.44:1 ). Псалом этот во многих и определенных чертах представляет точное пророчество о страданиях Христа Спасителя. 2–4. Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния, приидох во глубины морския, и буря потопи мя. Утрудихся зовый, измолче гортань мой, изчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего. Испытывая множество всяких бедствий и не находя выхода из них, Давид представляет себя как бы погрузившимся постепенно из глубокой тины даже в глубокие волны бурного моря, и обращается к Богу с молитвенным воплем о помощи – спасения. – Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей, – вода вливается в гортань и мне нельзя уже дышать. – Углебох в тимении глубины, – погрузился я в тину глубокую, из которой, разумеется, нет возможности выйти – выплыть. И несть постояния, – во глубине этой тины не на чем остановиться, так что неизбежно приходится погружаться глубже и глубже. – Вошел я во глубину морскую, где нет дна, хотя бы в виде подводной скалы, чтобы остановиться.... И буря потопи мя, – и бурные волны на этой глубине моря потопляют меня. – Утрудихся зовый, – угрожаемый неизбежной гибелью и страдая от страха, я издавал громкий вопль о помощи... Измолче гортань мой, – от сильного и продолжительного вопля моя гортань лишилась голоса, как бы засохла и онемела... Изчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего, – не имея уже возможности кричать о помощи, я обратил свой взор к небу – в надежде на Бога, и взоре мой истомился, глаза как бы померкли... Таково было безвыходное, страшное и беспомощное положение Давида среди постигших его бедствий, когда он, не приходя, однако, в отчаяние, молил Господа о немедленной помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Радуйся, благодатная, избранная из всех родов и народов, племен и языков. Радуйся Ты, в Которой совершился Ветхий и Новый Завет . Радуйся имя, провозвещенное являвшимися от века пророками. Радуйся, отрасль отца земли, Богом созданного Адама. Радуйся, одушевленная сокровищница, которую прообразуя устроил Ной ( Быт. 6:22 ). Радуйся, касающаяся неба Лествица, которую видел некогда великий в патриархах Иаков ( Быт. 28:12 ). Радуйся, горящая купина, которую узрел некогда Моисей на горе Синае ( Исх. 3:2 ). Радуйся, зеленеющая непорочностью ветвь Аарона, почтеннейшего между священниками ( Числ. 17:8 ). Радуйся, разноцветная пурпуровая скиния, которую устроил Веселеил ( Исх. 36:8 ). Радуйся, подножие, двумя серафимами прикрываемое. Радуйся, священный ефуд первосвященнический. Радуйся Ты, в Которой ради нас воплотился Глаголющий чрез Исаию: Аз первый, и Аз по сих (– 44:6). Радуйся, богоносное вместилище, облекшее плотью Того, Кто доселе не был объят никем. Радуйся, Родившая Сына, Которого предвозвестил закон, говоря: Скимен львов Иуда: от леторасли, сыне мой, возшел еси ( Быт. 49:9 ). Радуйся, Родившая Сына, о Котором богоотец Давид сказал, что Он будет велий, и дастся Ему от злата Аравийска ( Пс. 71:15 ). Радуйся, Родившая Сына, Которому предстоят тьмы тем ангелов, как повествует Даниил ( Дан. 7:10 ). Радуйся, Родившая Сына, Которого поет, хвалит и благословляет весь мир небесных и земных. Радуйся, Родившая Сына, Которого хвалят многоочитые херувимы, как Бога, и возвещают шестокрилатые серафимы, как Господа ( Ис. 6:3 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого снизошло на землю бесчисленное множество ангелов. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого были объяты удивлением стрегущие ночью на полях стадо. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого воспели ангелы: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лук. 2:14 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого смутился душою Ирод ( Матф. 2:3 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого радуется в доме своем сродница твоя Елисавета. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого убивается по средине храма первосвященник Захария. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого проливает реки слез Рахиль, издавая печальнейший глас ( Иер. 31:15 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, Который был обрезан в осьмый день, по написанному в законе Моисеевом ( Лук. 2:21 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, Который, хотя начертал закон на каменных досках, однако был под законом и исполнил закон. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, Которого принесла в храм Соломонов по исполнении сорока дней ( Лук. 2:22 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, узрев Которого, украшенный сединами Симеон возжелал умереть. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, Который был провозглашен Богом пророчицею и вдовою Анною в присутствии всего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

О первом члене Символа Веры 1 . Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Веровать в Бога, значит быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его божественное откровение, то есть все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Но чтобы вера наша была живой и действительной, необходимо исповедывать ее. Исповедывать веру – значит открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания, и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога. Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу. «Сердцем веруется к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим.10:10 ), говорит апостол Павел. Примерами твердого и мужественного исповедания веры служат святые, мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такой любовью к Господу Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни, подвергались гонениям и страшным мучениям, какие только могла придумать злая изобретательность человека. Слова символа веры : «во единого Бога» указывают на единство истинного Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него ( Исх.44:6 ; Исх.20:2–3 ; Втор.6:4 ; Ин.17:3 ; 1Кор.8:4–6 ). Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии. Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо Бога – невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и ангелов. Но из откровения Божия, из ясных свидетельств Священного Писания, мы можем иметь понятие о существе и основных свойствах Божиих: Бог есть Дух ( Ин.4:24 ), живой ( Иер.10:10 ; Фессал. 1, 9); самобытный , т. е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе – Сущий ( Исх.3:14 ; и Ин.2:13 ), вечный ( Пс. 89, 3 ; Исх.40:28 ; Рим.14:25 ), неизменяемый ( Иак.1:17 ; Мал.3:6 ; Пс.101:28 ), вездесущий ( Пс.138:7–12 ; Деян.17:27 ), всеведущий ( 1Ин.3:29 ; Евр.4:13 ), всемогущий ( Быт.17:1 ; Лк.1:37 ; Пс.32:9 ), всеблагий ( Мф.19:17 ; Пс.24:8 ), премудрый ( Пс.103:24 ; Рим.14:26 ; 1Тим.1:17 ), всеправедный ( Пс.7:12 ; Пс.10:7; 2 Рим.6:11 ), вседовольный ( Деян.17:25 ), всеблаженный ( 1Тим.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Скачать epub pdf Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа 388. Ангелы – служебные духи Весь воздух наполнен ангелами, как говорит Писание (см.: 1Кор. 11:10 ; Быт. 48:16 ; Деян. 12:15 ); и еще Иаков: я видел, говорит, полк ангелов (см.: Быт. 32:2 ). Почему он видел полк и воинство ангелов на земле? Как царь повелевает войскам находиться в каждом городе, дабы неприятель не сделал нападения и не вторгся в город, так точно и Бог, поскольку в этом воздухе находятся жестокие и свирепые бесы, всегда воздвигающие войны, и враги мира, противопоставил им воинства ангелов, чтобы они одним появлением своим укрощали бесов, а нам всегда доставляли мир. А чтобы тебе знать, что есть ангелы мира, послушай, как диаконы всегда произносят в молитвах: ангела мирна просим (Просительная ектения). Минь. Т. II. С. 444 Творения Т. II. С. 493 389. В Вознесении Своем Господь возвысил выше небес наше естество, падшее до ада К какому естеству Бог сказал: седи одесную Мене ( Пс. 109:1 )? К тому, которое выслушало: земля еси и в землю отъидеши (ср.: Быт. 3:19 ). Не довольно ли было для него возвыситься над небесами? Не довольно ли было стать вместе с ангелами? Но оно превзошло ангелов, прошло мимо архангелов, превзошло херувимов, вознеслось выше серафимов, миновало начальства, и остановилось не прежде, как достигши престола Владыки. Видишь ли это пространство от неба до земли? Или – лучше – начнем снизу: видишь ли, какое расстояние от ада до земли, также от земли до неба, потом от неба до неба горнего, а от этого до ангелов, до архангелов, до вышних сил, до самого престола царского? Выше всего этого расстояния и этой высоты Он вознес наше естество. Смотри, как низко (человек) находился и как высоко вознесен; невозможно было ни сойти ниже того, куда нисшел человек, ни вознестись выше того, куда вознес его Христос. Это выражая, Павел говорил: сшедый, Той есть и восшедый ( Еф. 4:10 ). Куда Он нисходил? В дольнейшия страны земли ( Еф. 4:9 ); а восшел превыше всех небес ( Еф. 4:10 ). Заметь, кто восшел, или какое естество, или в каком состоянии оно было прежде… Мы были землею и прахом; мы сделались несмысленнее бессловесных животных (см.: Пс. 48:21 ), и даже хуже их (см.: Ис. 1:3 ); мы были бессмысленнее и птиц (см.: Иер. 8:7 ); см.: Прит. 6:6 – сотворенные по образу Божию, мы сделались учениками муравьев. Мы были бесчувственнее камней (см.: Мих. 6:2 ) и даже оказываемся равными змиям (см.: Пс. 57:5 ). Но нужно ли говорить о бесчувственности бессловесных, когда мы, оказывается, именуемся чадами самого диавола? (см.: Ин. 8:44 ). И однако наше естество презренное, безумнейшее всех, ныне стало выше всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010