Известны следующие произведения И. (подробнее см.: Jakovljevic. 1988. Σ. 63-65): стихи аниксандариев на 4-й плагальный (8-й) глас «Положил еси тьму и бысть нощь» (Пс 103. 20 - Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 30) и «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи» (Пс 103. 24 - Ath. Ivir. 1120. Fol. 41v); стихи 1-го антифона 1-й кафизмы ( «Блажен муж» ) «И путь нечестивых погибнет» (Пс 1. 6 - Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 38) и калофоническая кратима-пролог «И отвержем от нас иго их» (Пс 2. 3 - Ibid. Fol. 335); пролог из прокимна «Дому Твоему подобает святыня» на 4-й глас (Ath. Ivir. 1120. Fol. 228v); стих из 2-й статии полиелея Λατρινς на 2-й плагальный (6-й) глас νεναν «И истрясшему фараона» (Пс 135. 15 - Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 92v, посл. четв. XV в.); матимы - богородичны-мегалинарии Χαρε τς χριτος πηγ (Радуйся, благодати источниче) на 1-й (5-й) плагальный глас (Ath. Vatop. 1495. Fol. 290v - 291v; Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 421-422; Lesb. Leim. 258. Fol 321v - 325; Ath. Ivir. 1000. Fol. 80v - 84v, 2-я пол. XVI в.; Lesb. Leim. 350. Fol. 10v - 12v, нач. XVII в.; см. также транскрипцию хартофилакса Хурмузия в ркп. S. Sepulcri. 734 Fol. 94-97v) и «Тя величаем сущую Богородицу» на 2-й плагальный глас (Ath. Vatop. 1497. Fol. 335v - 337, 1-я пол. XV в.), осмогласник в Неделю Православия Εφραινσθω τν ρθοδξων κκλησα (Да веселится православных собрание) (Athen. Bibl. Nat. 917. Fol. 107, 125; нач. XVI в.), стихира св. первомч. и архидиак. Стефану Χαροις ν Κυρ, στεφανηφρε Στφανε (Радуйся о Господе, венценосче Стефане) на 4-й плагальный глас (Ath. Konstamon. 86. Fol. 251v; Athen. Bibl. Nat. 886. Fol. 378v - 379v); стихиры - великомученикам Георгию, Димитрию и двум Феодорам Υπρ τν φσιν γωνισμενοι (Выше естества подвизавшиеся) на 4-й плагальный глас (Ath. Cutl. 452. Fol. 219v - 220, XVI в.), Δξα σο θες, δξα σο Παντοκρτορος (Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Вседержителю) (Ath. Ivir. 986. Fol. 41-41v), 14 стихир на различные праздники (Athen. Bibl. Nat. 917. Fol. 146 sqq.); причастны - воскресные на 2-й глас (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 254-254v; Lesb. Leim. 258. Fol. 259-259v, 1527 г.) и на 2-й плагальный глас νεναν (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 264-264v; Ath. Vatop. 1528. Fol. 84-84v), вторника «В память вечную» (и распетый на его основе «Чашу спасения прииму») на 2-й глас (Ath. Bibl. Nat. 928. Fol. 151, 3-я четв. XV в.) и «От слуха зла не убоится» (Пс 111. 7) на 2-й плагальный глас (Ibid. Fol. 146; Ath. Vatop. 1528. Fol. 84v); стих «Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь» (Пс 92. 4 - Ath. Ivir. 986. Fol. 228v).

http://pravenc.ru/text/468899.html

Этой жизнеутверждающей библейской идеей смерти проникнуто практически все богословское наследие Церкви, от раннехристианской письменности и вплоть до нашего времени.   1. Смерть в Ветхом Завете 1.1. В Ветхом Завете смерть ( mawet – угасание жизни) воспринимается вполне реалистично. Бог дает Свою жизненную силу ( ruach ) лишь на ограниченное время (3 Цар. 17, 17; Иов. 34, 14). Тело человека, как созданное из праха, возвращается в землю, а дух его возвращается к Богу, Который дал его (Пс. 145, 4; Эккл. 12, 1-7). Жизнь человеческая коротка и быстро проходит (Ис 40, 6; Пс. 38, 5-7; 89, 4-6; 102, 15-16; Иов. 14, 1-2; Еккл. 3,2), ибо «дней наших – семьдесят лет, а при большой крепости – восемьдесят лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим»(Пс. 89, 10). Однако на деле жизнь оказывалась гораздо короче – около 30 лет у мужчин и еще меньше у женщин, в связи с родами и высокой детской смертностью. Считалось счастьем умереть в старости, «насыщенным» днями (Быт. 25, 8; Иов. 42, 17; ср. Втор. 34, 7). Ветхий Завет не нашел ответа на вопрос, как быть с преждевременной смертью? Ведь для того, чтобы жизнь раскрылась полностью, требуется время. Сам человек мог сделать немногое, например, не отпускать новобрачных на войну (Втор. 20, 7; 2 Цар. 18, 33). А в остальном оставалось скорбеть и уповать на всемогущество Божие, которое иногда себя проявляло (3 Цар. 17, 17-24; 4 Цар. 18-37; 4 Цар. 20, 9-11). 1.2. Смерть, неумолимую и безжалостную, Израиль не воспринимал как самостоятельную сверхъестественную силу. Ею пользуется Бог, поражая (евр. nkh ) людей. Так, Господь поражает жестокого и злого нравом Навала (1 Цар. 25, 3, 25, 38), Озу, дерзновенно простершего свою руку к ковчегу Божию (2 Цар. 6, 6-7), Содом и Гоморру (Быт. 19, 24); первенцев в земле Египетской (Исх. 12, 29); Дафана, Авирона и людей Корея (Чис. 16, 19- 25); посылает моровую язву на израильтян за народную перепись (2 Цар. 24, 15-25) и др. Попытка приблизиться к Богу чревата смертью (Исх. 19, 16-25; 33, 5, 20-23; Лев. 16, 1; Ис. 6, 5). В общем, Бог Яхве умерщвляет и оживляет, поражает и исцеляет, и никто не может избавиться от Его руки (ср. Втор. 32, 39). Он низводит в преисподнюю и возводит (1 Цар. 2, 6); Его могущество изумительно: «Скроешь лицо Свое – мятутся, отнимешь дух – и все умирают и в персть свою возвращаются» (Пс. 103, 29). Любое приближение к Нему уже таит в себе смерть (Исх. 19, 16-25; 33, 5. 20-23; Лев. 16, 1. Ис. 6,5).

http://bogoslov.ru/article/2698699

И, действительно, человек в беззакониях зачатый, помышляет прилежно, как сказано, на злая во вся дни ( Быт.6:5 ): нет страха Господня пред очами его, нет Бога во всех мыслях его. И оттого во всякое время пути его гибельны, чужды для него все заповеди Господни, и он не хочет знать того, чтобы делать добро. Он даже пренебрегает, как сказано, и Самого Господа и в дерзости своей говорит: «не взыщет»; в сердце своем уверяет себя: не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла (Ср. Пс.9:25, 27 ). Уста его полны лжи, все члены его тела – орудия одного греха: глаза исполнены зависти, руки все только захватывают себе, и ноги быстры на все злые дела. Развращенное сердце его неуклонно следует пожеланиям грехолюбивой плоти, и неразумная его душа, раболепствуя телу ради временной сласти, вовсе не помышляет о имеющих быть с нею мучениях, но еще ублажает себя и веселится. Так вот покоятся все, уснувшие сном смертным! Хотя плотию и живут они, но душою мертвы для Бога, – живут так, как бы Бог не существовал в мире, как бы нет для них ни вечной жизни, ни вечной муки; обо всем этом они точно и не слыхали. Потому и живут спокойно под властью миродержателя, князя тьмы, князя века сего (см. Еф.6:12 ). Все сии в Писании именуются сынами века сего (Ср. Лк.16:8 ), также людьми мира сего, которых удел – здешняя жизнь (Ср. Пс.16:14 ). К сим сынам погибели принадлежат и те, которые хотя почитают себя людьми просвещенными, но Писание указывает на них, как на всегда учащихся и никогда не могущих прийти в познание истины ( 2Тим.3:7 ). Они хотя и озарены светом учения Христова, но внимания своего не обращают на него; и оттого вот остаются всегда сребролюбивы, надменны собою и недружелюбны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы. Все сии, как враги Креста Христова, соблюдаются ко дню суда и погибели; для них уже приготовлен мрак вечной тьмы ( 2Пет.2:17 ). Ибо снизойдут, как сказано, во ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ); гнев Господень поглотит их, и пожрет их огнь ( Пс.20:10 ). Потому напрасно вы, спящие сном смертным, успокаиваете себя внушением лукавого духа, что Бог того не сделает, что возвестил в Писании, – по множеству гнева Своего не взыщет с вас. Напрасно вы помышляете, что в род и род не приключится вам зла; на зло вы себе это делаете, – когда Бога почитаете неправедным в словах: Бог неправедным никогда быть не может. Праведен Ты, Господи, – взывал пророк Давид, – и справедливы суды Твои; Ты явил правду в откровениях Твоих и истину непреложную ( Пс.118:38 ). И потому найдет рука Твоя всех врагов Твоих; десница Твоя обрящет всех ненавидящих Тебя; и во время негодования Твоего Ты сделаешь их подобными пещи горящей ( Пс.20:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Чрезмерное употребление В. в Др. Израиле воспринималось как грех. Пророки и мудрецы наставляли против пьянства и подчеркивали его тяжелые последствия. Прор. Исаия бросает обвинения тем, кто злоупотребляет В. и крепкими напитками (Ис 5. 11-12), Товит дает своему сыну совет: «Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем» (Тов 4. 15). В Свящ. Писании даются примеры постыдного поведения пьяных: опьяневший шатается (Пс 106. 27; Притч 23. 34), «изрыгивает» (Ис 28. 8; Иер 25. 27), имеет «багровые глаза» (Притч 23. 29), вызывает насмешки (Ос 7. 5), лишается приличия (Плач 4. 21), ума (Ос 4. 11), становится бедняком (Притч 23. 21; ср.: 21. 17), а вожди - неспособными выполнять их дело (Притч 31. 4-5). Приводятся примеры поступков, связанных с опьянением Ноя (Быт 9. 21), Лота (Быт 19. 31-38), Навала (1 Цар 25. 36-39), Давида (2 Цар 11. 13), Авесалома (2 Цар 13. 28), Илы (3 Цар 16. 9-10), Велиазара (Дан 5. 2), Олоферна (Иф 13. 2). Полное воздержание от В. считалось чем-то необычным. Отказ от В. мог быть обусловлен его связью с языческим образом жизни (Дан 1. 8; ср. Втор 32. 38). Прор. Даниил не пил В. 3 недели перед получением видения, когда «был в сетовании» (Дан 10. 2-3). Служащим священникам поэтому было запрещено пить В. под страхом смерти (Лев 10. 8-11; Иез 44. 21). Назореи также должны были отказаться от всяких напитков, сделанных из винограда, на все время обета (Числ 6. 3; ср.: Суд 13 и Ам 2. 12). Наконец, рехавиты не пили В., т. к. стремились сохранить образ жизни номадов, без постоянных жилищ, сельского хозяйства и скотоводства (Иер 35). Символизм В. В. символизировало и радость, и печаль. В Ис 55. 1 знаком благословения Божия вернувшимся из Вавилона евреям явилось то, что они могли купить В. и молоко без денег. В лит-ре Премудрости отмечается важность В. (Сир 31. 32), а употребление В.- с данным мудрецом наставлением (Притч 9. 2, 5; Сир 40. 20). Мысли, исполняющие человека, подобны «вину неоткрытому», еще бродящему и ищущему выхода (Иов 32. 19), тогда как тихая жизнь Моава вдали от остального мира сравнивается с долго выдержанным качественным В. (Иер 48. 11). В Пс 77. 65-66 Бог, карающий отступников, уподобляется проснувшемуся «исполину, побежденному вином». В Песни Песней любовь жениха и невесты слаще В. (Песнь 4 10; 5. 1; 7. 10). Будущее райское время будет столь изобильным, что народ сможет мыть свои одежды в В. (Быт 49. 11), Яхве устроит для всех народов пир с лучшим В. (Ис 25. 6). Кубок В. в руке Яхве символизирует Его гнев и суд над Израилем и др. народами. Грешники должны испить эту чашу без остатка (Пс 74. 9; Иер 25. 15 слл.; 27). Испить чашу Божию - значит привлечь несчастье, наказание (Иер 49. 12; Плач 4. 21; Иез 23. 31 слл.; Авв 2. 16). Когда Бог дает пить В. своему народу, он испытывает его стойкость (Пс 59. 5) или сокрушает его (Иер 13. 13-14). В ветхозаветном богослужении

http://pravenc.ru/text/158698.html

11 1 Пар. 16:6. 36; 2 Пар. 29:27—29; Сир. 50:15—23. 12 Талмуд: Tamid VII, 3. Succa V, 5. Herzfeld L ., Geschichte des Volkes Israel von Vollendung des zweiten Tempels bis zur Einsetzung des Mackabäer Schimon zum hohem Priesber und Fürsben. Leipz. 1863, II, 108—109. 163—165. Schürer E ., Geschichte des Iüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, 4 Aufl. Leipz. 1907, II, 350. 13 Талмуд: Tamid VII, 4. Ср. надписание этих псалмов у LXX. Они выбраны, как содержащие намеки на соответствующие дни творения. 14 2 Пар. 5:13. 7, 6. Езд. 3:11. Herzfeld , Gesch. d. V. I, II, 165 15 Ср. Binterim A ., die Vorzüglichsten Denkwürdigkeiten der Christ-Katholischen Kirche, Mainz 1827, IV, 1, 364 о пс. 113. 16 Апок. 15:3. 17 Lightfoot I . Ministerium templi hierosol. Opera omnia, Franequerae 1699, t. I, p. 699 18 Олесницкий . Т. К. Д. А. 1871, 11, 131 19 См. ниже – о 9 главе Типикона. 20 Устав Моск. Типогр. Библ. 285/1306 л. 98—109 об. 21 Пар. 23:5. 22 Езд. 2:41; 10, 24. Неем. 7:44. 23 1 Пар. 25:1—7; 26, 1; 2 Пар. 20:19. 24 Цитаты у Lightfoot . Minist. temp. Op. I, 695. 25 Бл. Феодорит на пс. 50 26 Талмуд, Erachin II, 6 27 1 Пар. 25:5. Пс. 67:26. Олесницкий . Т. К. Д. А. 1871, 11, 126 28 2 Пар. 5:13. 29 Олесницкий . Т. К. Д. А. 1871, 12, 376 30 Клим. Ал . Строматы VI, 11. 31 Schilling, Encyklop. d. gesam. musik. Wissenschaft. Stutg. 1836, S. 536. О различии этих родов пения — ниже. 32 Олесницкий . Т. К. Д. А. 1871, 12, 371 33 Исх. 30:7. По Ляйтфуту – зажигание потухших за ночь (Ор. I, 7, 19). 34 Исх. 30:8. Лев. 24:3 35 Апостольские Постановления VIII, 35. Паломнич. Сильвии 24. 36 Евр. 9:3. 4. Здесь ап. Павел называл этот алтарь «кадильницей». Он действительно представлял из себя позднейшее развитие, преобразование кадильницы ( Nowack W ., Lehrbuch der hebräischen Archäologie, Freib, Leipz. 1894. 2, 8. 40). 37 Пс. 140:2. 38 Талмуд, Succa V, 1—4. 39 Vitringa , De synagoga vetere, Leipz. 1726, p. 26. Ср. Zunz , Die gottedienstliche Vorträge der Juden, Frank. A M. 1892, S. 1—2. 40 Это могло и христиан навести на мысль об установлении в седмице двух дней богослужения и поста (dies stationis, как назывались в древности среда и пятница).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

III. Д. ед., Зв. ед. Бгородице дво, радйс. Къ бц прилжн нын притецемъ. Преста трце, помилй насъ. Слава стй трц. Благодарю т, ста трце. Не стпимъ, влчце, тебе. Влчц помолимс. Мол, бце. Поемъ прилжн теб пснь нын, всептой бц, радостн. IV. И. мн., В. мн. Пастырю дверникъ верзаетъ, и вцы гласъ слышатъ, и сво вцы глашаетъ (зовет) по имени, и изгонитъ ихъ. вцы по немъ идтъ. ставлетъ вцы. Лиси звины (норы) имтъ, и птицы нбны гнзда. Воззрите на птицы нбны. Вс покорилъ под ноз вцы и волы вс, же и скоты (полевых зверей), птицы и рыбы преходщы [ Пс.8:7–9 ]. 4. Обратите внимание на ударение в формах слова рка . Определите формы этого слова: Длъ рк не презри. Дла рк сть нбса. Въ рк почахс. рк Въ рк мо. Даждь имъ, гди, по длмъ рк ихъ. (взяв) на рк к чи рабъ въ рк своихъ... так чи наши ко гд бг нашем [ Пс.122:2 ] . Оутвердилъ на мн рк твою. тъ (взял) ю за рк. Простеръ рк. Возлож на ню рк твою и живетъ. Лопата въ рц Првныхъ же дши въ рц [ Прем.3:1 ]. Смерть и животъ въ рц зыка [ Притч.18:21 ]. въ рц гдни власть земл. Воздхъ къ теб рц мо. Въ рц тво предлож дхъ мой. Снъ преданъ бдетъ въ рц человчест (людей). б рц. 5. Найдите существительные второго склонения и укажите их форму: Никтоже бо приставлетъ плата неблена (заплаты из небелёной ткани) риз ветс (ветхой) [ Мф.9:16 ]. Глголаше же и притч къ нимъ, к никтоже ризы новы приставлетъ на риз ветх [ Лк.5:36 ]. же, растерзавъ ризы сво, глагола [ Мк.14:63 ]. вщавъ (отвечавший) же глгола имъ: имй дв риз, да подастъ неимщем [ Лк.3:11 ]. Радйс, трапезо, носща радйс, невсто неневстна. Глгола гдь гдви моем: сд десню дондеже полож враг тво ногама твоима [ Мк.12:36 ]. Тогда глгола учникмъ своимъ: жатва уб многа, длателей же мал: молитес убо гдин жатвы, к да изведетъ (чтобы он вывел) длатели на жатв свою [ Мф.9:37–38 ]. И реч бгъ: сотворимъ человка по браз нашем и по и да бладаетъ рыбами морскими, и птицами небесными [ Быт.1:26 ]. И гладъ бше на лицы все земл (по всей земле) [ Быт.41:56 ]. Бце дво, радйс: блгодатна гдь съ тобою. Рече же фаранъ с поставлю т днесь над всею землею [ Быт.41:41 ]. Бдите убо мдри к и цли (просты) к [ Мф.10:16 ]. Гласъ въ пстыни: уготовайте пть гдень, правы творите [ Мк.1:3 ]. Милостынми и врою чищаютс неправды. нъ же, изгнавъ вс (всех), потъ тца троковицы и матерь, и иже бх съ нимъ (и тех, которые были с Ним), и вниде, идже б троковица лежащи [ Мк.5:40 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

в) делу правды: Господь любит правду и не оставляет святых Своих, вовек сохранятся они ( Пс.36:28 ); г) тому, что злой обращается к доброй жизни: Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои, и да обратится к Господу, – и Он помилует его – и к Богу нашему, ибо Он многомилостив ( Ис.55:7 ). Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешного, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших, для чего умирать вам? ( Иез.33:11 ). Более чем жертвы приятны Богу: а) познание Его: Я хочу Боговедения более, нежели всесожжений ( Ос.6:6 ); б) любовь к Богу и ближним: Любить Бога всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всесожжений и жертв ( Мк.12:33 ); в) повиновение Его заповедям: Самуил сказал Саулу: неужели всесожжение и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов ( 1Цар.15:22 ); г) когда делают праведное и справедливое: Соблюдете правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва ( Притч.21:3 ); д) когда бывают милосерды: Я милости хочу, а не жертвы ( Ос.6:6 ). Пойдите, поучитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы ( Мф.9:13 ). Бог не благоволит а) к злым: Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими; Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие ( Пс.5:5–6 ); б) к плотолюбцам: Живущие по плоти Богу угодить не могут ( Рим.8:8 ); в) к безрассудным: Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произносить слово пред Богом, потому что Он не благоволит к глупым ( Притч.5:1,3 ); г) к смерти злого: Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог . Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив? ( Иез.18:23 ); д) к жертвам и почитанию злых: Всесожжения ваши не угодны, и жертвы ваши не приятны Мне; ибо слов Моих не слушали, и закон Мой отвергли ( Иер.6:20,19 ); е) к уклоняющимся от Вечного: Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя ( Авв.2:4 ; Евр.10:38 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Великое смирение видим также и у святого и праведного Гедеона, который, будучи послан Богом через Ангела избавить Израиль из рук мадианитян, говорит Ангелу: Господи! как я спасу Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший (Суд. 6: 15). Также святой и божественный царь и пророк Давид с великим смирением уничижает себя, называя себя скотом и червем и говоря: я скот пред Тобою (ср.: Пс. 72: 22), а в другом месте: Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе (Пс. 21: 7). Также и сын Давида знаменитый и мудрый Соломон смиряется пред лицем Бога, называя себя отроком малым и глупым (ср.: 3 Цар. 3: 7). Так и великий пророк и ревнитель Божий Илия Фесвитянин, тот, кто дышал огнем, тот, кто горячей своей молитвой заключил небо, так что оно не давало дождя три года с половиной (см.: Лк. 4: 25), и так же молитвой и жертвой разверз небо, и выпал дождь на землю (см.: 3 Цар. 18: 41–45), тот, кто трижды низводил огонь с неба (см.: 3 Цар. 18: 36–38), кто молитвой воскрешал мертвых (см.: 3 Цар. 17: 19), кто разделил воды Иордана милотью своей (см.: 4 Цар. 2: 8) и вознесся на небо на колеснице, запряженной конями огненными (см.: 4 Цар. 2: 11), он, после стольких свершений, с великим смирением молился Богу и говорил: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих (3 Цар. 19: 4). Также и Иосия, царь Израильский, о котором Божественное Писание говорит, что он совершал дела благие и угодные Богу и во всем ходил путем Давида, отца своего, не уклоняясь ни направо, ни налево (см.: 4 Цар. 22: 2), и его видим весьма смирившимся пред Богом, за что он и принял обетование мира и благословение от Бога (см.: 4 Цар. 22: 19–20). Великое смирение имел и святой пророк Исаия. Он, удостоившись увидеть славу Божию и Серафимов, предстоящих Богу, не превознесся сердцем ради этих великих и преславных откровений, но крайне смирил себя и с великим страхом произнес: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,— и я видел Бога Саваофа! (ср.: Ис. 6: 5).

http://pravoslavie.ru/43999.html

О ереси Е., согласно Евсевию, еп. Кесарийскому, говорил Ориген в гомилии на Пс 82. Он отмечал, что эта секта появилась в Кесарии Палестинской с книгой, к-рая упала с неба. Е. отрицали нек-рые книги ВЗ и НЗ, в частности Послания ап. Павла («последнего апостола»). Их учение привело в смятение христ. общины. Согласно Оригену, им было разрешено отрекаться от своей веры (возможно, что речь идет о том, что они прощали тех, кто отреклись от веры во время гонений) ( Euseb. Hist. eccl. 6. 38). Из авторов III в. Е. упоминает также сщмч. Мефодий Патарский, к-рый ставит их в один ряд с Маркионом и Валентином, но не раскрывает учения Е. ( Method. Olymp. Conv. 8. 10). У свт. Епифания Кипрского о Е. говорится дважды. В 19-й гл. книги о ересях речь идет об оссинах (Οσσηνν), иудейской секте, жившей на территориях набатеев, в Итурее, Моаве и Ариелитиде (π τς Ναβατικς χρας κα Ιτουραας, Μωαβτιδς τε κα Αριηλτιδος; т. е. вблизи Мёртвого м.) ( Epiph. Adv. haer. 19. 1. 1-2). Возможно, их название связано с ессеями. Во время правления Траяна к ним присоединился некий Елксай (Ηλξα или Ηλξαος) (Ibid. 19. 1. 4; 19. 2. 2; 19. 5. 4), к-рый был евреем, но не жил по-иудейски, написал книгу, получив откровение от «силы» (Ibid. 19. 1. 4; чуть далее Епифаний говорит, что книга называлась «Елксай» - Ibid. 19. 6. 1). У Елксая был брат Иексай (Ιεξα) (Ibid. 19. 1. 4), к-рый тоже написал книгу (Ibid. 53. 1. 3). Возможно, речь идет о той же книге, но у Епифания была рукопись, в к-рой заглавие было повреждено ( Brandt. 1912), либо он соединил 2 предания об одной секте. По сведениям Епифания, оссины еще в его время жили среди набатеев и в Перее под именем сампсеев ( Epiph. Adv. haer. 19. 2. 2). Во времена же имп. Констанция II (337-361) в той местности жили сестры Марфуса и Марфана, потомки Елксая (Ibid. 19. 2. 4-5), а оссины исчезли после падения Иерусалима (Ibid. 19. 5. 6-7). Про оссинов говорится, что они отрицали Пятикнижие, хотя и жили как иудеи (Ibid. 19. 5. 1). Е. поклонялись 7 элементам: небесам, воде, св. духам, ангелам молитвы, елею, соли, земле (Ibid. 19. 1. 6 (В)), или небесам, воде, ветру, воздуху, хлебу, соли, земле (Ibid. 19. 6. 4; 19. 1. 6 (А)), или небесам, воде, ветрам, ангелам праведности, елею, соли, земле, хлебу (Ibid. 30. 17. 4) и призывали их в качестве свидетелей. Елксай отвергал девство и обязывал вступать в брак (Ibid. 19. 1. 7). Во время преследований Е. могли поклоняться идолам по примеру Финееса (потомка Финееса из Числ 25), к-рый якобы при царе Дарии поклонился языческой богине Артемиде в Сузах (Ibid. 19. 2. 1). Они называли Иисуса «Великим царем» (Ibid. 19. 3. 4), но Епифаний не смог найти в их книгах сведений о представлениях Е. об Иисусе Христе. Им было запрещено молиться на восток, поскольку они молились в сторону Иерусалима (Ibid. 19. 3. 5). Они отвергали жертвоприношения и огонь, но поклонялись воде (Ibid. 19. 3. 6-7). Христос и Св. Дух, по их представлениям, были гигантского размера (Ibid. 19. 4. 1-2; ср.: Ibid. 30. 17. 1-6).

http://pravenc.ru/text/189879.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010