Выходит дух его, и возвратится в землю свою: в тот день исчезают все помышления его ( Пс. 145:4 ). Смотрите предыдущий стих: не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения, т.е. не надо уповать на людей, ибо умрет человек и все чаяния и сила его пропадут. Надо надеяться только на Бога, ибо и сильные мира сего смертны: блажен, кому помощник Бог Иаковлев (ст. 5). В смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя? ( Пс. 6:6 ). Типичное Ветхозаветное представление о загробной участи грешника: ад – место (состояние) максимального удаления от Бога, место где Бог не слышит грешных. Не мёртвые восхвалят Бога, ни все нисходящие в могилу ( Пс. 113:25 ) О духовно мертвых и нравственно умерших. Мы, живые, будем благословлять Господа отныне и вовек (ст. 26). Будет ли прах славить Тебя ( Пс. 29:10 ). Давид молит об избавлении от преждевременной смерти, дабы являть Бога людям, прославлять Его, Буду славить Тебя вечно (ст. 13). Живой, только живой прославит Тебя ( Ис. 38:19 ). Так думали в Ветхом Завете. Однако разлучение души от тела Езекия описывает так: жилище мое снимается с места и уносится от меня… Он отрежет меня от основы, день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину (ст. 12), т.е. душа его не умрет, а лишь «снимается с места», «уносится». Прах ты и в прах возвратишься ( Быт. 3:19 ). Вспомним, что лишь тело Адама было взято из праха, а дух был дан от Бога, а потому возвратится прах в Землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который дал его ( Еккл. 12:7 ). Лазарь спит. Слово «спит» о бездейственности тела. Христос «разбудил» ( Ин. 11:11 ) Лазаря, т.е. воскресил тело его. У спящего душа остается живой. По отношению к духу слово «воскреснуть» применяется только к живым ( Кол. 2:12 ), а по отношению к телу – оживить его. Воскресение во плоти Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня ( Лк. 24:37–39 ). Неужели Спаситель обманывал? |
Глава 9. Крест соединяет со Христом и делает крестоносца подобным Ему («С ним Я в скорби» (Пс.90:15)). Услаждаясь благими глаголами Ангела Божия, Ставрофила желала более и более слышать из уст его о благодатных плодах креста. «Прошу тебя, — сказала она, — благоволи изъяснить мне и прочие преимущества креста, дабы, более узнав его пользу, я усерднее могла понести его». АНГЕЛ. Лучший и высочайший плод креста указал Псалмопевец сими словами: «Близок Господь к сокрушенным сердцем» (Пс.33:19). А в другом месте устами его Сам Бог так говорит: «с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его» (Пс.90:15). Что может быть выше и славнее того, как находится в соприсутствии Божием и от Бога получать укрепление в скорбях? А потому справедливо тот же Царепророк так хвалился, говоря к Богу: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс.22:4). И какого зла бояться тому, с кем всесовершенное Добро? «Если Бог за нас, — говорит Апостол, — кто против нас?» (Римл. 8:31). Не сподобился ли особенной Божией помощи целомудренный Иосиф, которого вечная премудрость «не оставила проданного праведника, но спасла его от греха: она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах, и потом принесла ему скипетр царства» (Прем. 10:13, 14)? Теперь видишь ли, что значит слово: «с ним Я в скорби»? Как бы так Бог сказал: я скорблю вместе с скорбящим; кто Мой, тот и в скорби со Мною, и Я с ним в скорби пребываю неразлучно. СТАВРОФИЛА. Дозволь мне предложить тебе недоумение, которое пробегает у меня в мыслях. Опасаюсь я, что это учение твое покажется не совсем истинным для обидимых и несчастных, которые часто жалуются, что они оставлены Богом, забыты и совершенно беспомощны. И сам Псалмопевец, который сказал, что «Близок Господь к сокрушенным сердцем»; сколько раз в молитве выражает жалобу, что он как бы оставлен Богом? Не его ли эти слова: «Боже мой! для чего Ты оставил меня?» (Псал. 21:2). «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня» (Псал. 37:22). «Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня?» (Псал. 12:2). «Для чего скрываешь лице Твое, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?» (Псал.43:25). Кто же поверит, что Бог близ того, кто сетует так о Его удалении? |
Изъяснение псалма 111-го. «Аллилуия». И сей псалом в надписании называется песнию; предлагает же он желающим учение благочестия. Пс.111:1 . Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. «Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Кто украшен таким благоговением, и огражден Божиим страхом, тот все думы свои обращает на исполнение Божиих словес, и со всем усердием спешит исполнять сие. Потом Пророк показывает плод таковых семян. Пс.111:2 . Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. «Силно на земли будет семя Его». поскольку жившим тогда людям казалось сие вожделенным; то обещает, что дано будет это хранящим заповеди. И Бог дал сие ради Авраама Израилю, ради Давида происшедшим от него, и ради Израиля потомкам, которые были даже и беззаконны. «Род правых благословится». Прилагающие попечение о наблюдении равенства и о правде пожнут плоды Божия благословения. Пс.111:3 . Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек. «Слава и богатство в дому его». И сие обетование дает как еще несовершенным, неспособным постигнуть совершенное. А совершенных Владыка Христос учит противному, говоря: «не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры в путь, ни сапог, ни жезла» ( Матф. 10, 9–10 ): и еще: «иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик» ( Лук. 14, 33 ); и: «аще хощеши совершен быти, продаждь имение Твое, и даждь нищим» ( Матф. 19, 21 ). Впрочем, узаконяя последнее, несовершенным и обещает и дает первое: так Соломону приложил и славу и богатство; так сынам израилевым даровал богатство Египтян. «И правда его пребывает в век века;» потому что Бог всяческих имеет не забывчивую память, и славу Свою хранит приснопамятною. Пс.111:4 . Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен. «Возсия во тме свет» языкам 37 . Тьмою именует Пророк, иногда неведение, а иногда бедствия, а также и светом называет, иногда ведение, а иногда избавление от зол. Посему говорит, что и неведущим покажет истину, и когда приразится что скорбное, подаст помощь Свою; так Иосифа исхитил из братоубийственных рук, так соделал его победителем клеветы; так при похищении Сарры оказал помощь Свою Аврааму; так устрашил Лавана, и спасающагося бегством от преследующаго явил сильнейшим. Посему, вот признак божественной силы – попустить, чтобы и к праведным, для упражнения их, приразилось скорбное, но разсеять сию тучу, и даровать благоведрие. |
Изъяснение псалма 90-го. «Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей». Псалом не имеет надписания, показывает же непреоборимость упования на Бога. Ибо блаженный Давид, издалека духовными очами провидя, что будет с блаженным Езекиею, и усматривая, как он, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство – изрек псалом сей, указуя всем человекам, какое обилие благ заключается в том, чтобы уповать на Бога. Пс.90:1 . Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится». Кто полагается на Божию о нем попечительность, тот воспользуется охранением от Бога небеснаго и будет иметь сие твердое ограждение, сию необоримую защиту. Пс.90:2 . Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» «Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него». Ибо, имея твердое упование на Бога, наречет Его покровителем, попечителем и несокрушимою оградою. Пс.90:3 . Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы. «Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна». Отсюда Пророк начинает речь, обращенную к самому уверовавшему, и ободряет его, говоря, что Бог соделает его победителем не только врагов явных, но и тех, которые подстерегают, готовят засады и в тайне строят козни; потому что сетию означил тайныя козни, а вместо сего: «слово мятежное», Симмах перевел: «слово обидное»; таковы же слова соплетающих ложь и клеветы. Впрочем и сие препобедили многие упованием на Бога. Так великий Иосиф, понесши на себе клевету в прелюбодеянии, избежал сетей, так чудная Сусанна воспользовалась помощию свыше. Пс.90:4 . Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. «Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися». Бог будет твоим защитником, и покроет тебя при нападении врагов. Переносный же образ речи заимствован от тех, которые стоят в передних рядах во время брани, и плечами своими закрывают находящихся позади. А крылами Пророк называет действия промысла, и употребил это выражение, взяв в подобие птиц, которыя крыльями покрывают птенцов. Так блаженный Моисей крылами нарек Божию попечительность, и говорит: «сохрани его яко зеницу ока. Яко орел покры гнездо свое, и на птенцы своя возжеле: простер крыле свои, и прият их, и подъят их на раму свою» ( Втор. 32:10–11 ). Сие и Владыка изрек Иерусалиму: «колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте?» ( Мф.23:37 ). |
Как следует относиться к нераскаянному грешнику? Господь повелел: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Апостол учит: «Завещеваем вам... удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, принятому от нас» ( 2Фес.3:6 ). Каким образом душа может приобретать уверенность, что она очищается от грехов? Такая уверенность приобретается тогда, когда кто почувствует в себе настроение святого царя Давида, который говорил: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» ( Пс.118:163 ); когда кто приметит, что на нем исполнилось заповеданное апостолом, сказавшим: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет» ( Кол.3:5–6 ); когда кто может сказать о себе: «Сердце развращенное будет удалено от меня, злого я не буду знать» ( Пс.100:4 ); когда кто достигнет такого настроения, что к согрешающим будет чувствовать, как святые, нежное сострадание, подобно святому Давиду, сказавшему: «Вижу отступников и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего» ( Пс.118:158 ), или подобно апостолу, свидетельствовавшему о себе: «Кто изнемогает, с кем и я не изнемогал? кто соблазняется, за кого бы я не воспламенился?» ( 2Кор.11:29 ). Поистине, душа больше тела. Если всякой телесной нечистоты мы гнушаемся, если вид всякого страдания тела или даже умысел причинить такое страдание производит в нас печаль и скорбь, то тем более свойственно любящему Бога и ближнего чувствовать в отношении к грешникам то, о чем сказано выше, когда он видит, что душу согрешающих как бы изъязвляют и пожирают звери и она как бы покрывается гноем и гнилью. Святой царь Давид сказал: «Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя, отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего; я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу» ( Пс.37:5–7 ). И апостол говорил: «Жало смерти – грех» ( 1Кор.15:56 ). И вот если кто заметит, что душа его при своих собственных или при чужих грехах приходит именно в такое настроение, тогда да будет он уверен, что он очищается от греха. |
" От века престол Твой у готован: Ты от века существуешь» ( Пс.92:2 ). Пророк называет человеческую природу Христа не только благолепием и силой, но и престолом, как говорит о ней и другой пророк: «и утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию» ( Ис.16:5 ). И псалмопевец, пророчествуя о Христе, говорит: «и престол его, как солнце, предо Мною» ( Пс.88:37 ). Итак, таинство воплощения Господа уготовано было «у готован от века», т.е. от начала создания видимого мира. Творя тогда человека, Господь создал его по собственному образу, облек его царским подобием, так как знал, что должен воспринять его. Потому-то пророк и говорит: «существуешь», как бы говоря как: воплотившийся ныне «Ты от века существуешь», создавши от века человека, как Тебе было благоугодно. »Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои» ( Пс.92:3 ). Под реками разумей действия Духа Св., потому что Христос говорит: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:38 ), а Евангелист, изъясняя эти слова, сказал: «сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин.7:39 ). Эти-то дары Духа воздвигли, т.е. возвысили свои голоса, потому что они проявились по всей земле как ниспосланные с небесных высот. Они воздвигли голос свой чрез уста пророков, пророчествовавших в прежние времена. «Поднимут высоко реки волны свои, от шумного движения вод многих: дивны высокие волны морские, дивен в вышних Господь» ( Пс.92:4 ). Посредством каких орудий? Несомненно, чрез апостолов, так как пророк, упомянул здесь о будущем времени, когда дары Духа возвысились чрез апостолов и особенно возвысили свои «волны». Под «волнами» можешь разуметь или глубины, как перевел Симмах, или уничижение, как переведено в пятом и шестом издании, и разумей или глубины мысленных рек, т.е. сокровенные таинства даров Духа, или уничижение, в каком остается у многих слава Св. Духа, которая, оставаясь для многих неизвестною, возвышается и проявляется чрез апостолов. От гласов вод… Недостает. |
Ответ: Это традиция древней Восточной Церкви, которую сохраняют и западные христиане. 37-е правило св. Василия Великого обязывает христиан исполнять молитвы в установленные часы. И обоснование этому там дается такое: «В шестой же час признали мы необходимым молиться в подражание святым, говорившим: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» ( Пс. 54:18 ); причем, чтобы избавиться от нападения и беса полуденного, читается и 90 псалом. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими апостолами в книге Деяний, где повествуется, что «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ). А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение или непроизвольно, или даже и тайно, состояло ли оно в словах или в делах или заключалось в самом сердце, – за все должны мы умилостивить Бога молитвою. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: «размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» ( Пс. 4,5 ). Опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний. А что и полунощь нужна нам на молитву, это предали Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога» ( Деян. 16,25 ). И псалмопевец говорит: «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» ( Пс. 118:62 ). И опять надобно вставать на молитву, предваряя утро, чтобы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказанного: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» ( Пс. 118,148 ). И тем, которые решились жить тщательно во славу Бога и Христа Его, не надобно пренебрегать ни одним из сих времен. Полагаю, что разность и разнообразие молитв и псалмопений в установленные часы полезны и по той причине, что единообразием душа нередко приводится в какое-то равнодушие и рассеяние, а переменою и разнообразием псалмопения и чтения в каждый час вожделение ее приобретает новые силы и трезвенность обновляется». |
Отношение Библии к снам и сновидениям двоякое: с одной стороны, она сравнивает сны с мякиной, а с другой, — говорит, что и Бог вразумляет людей сновидениями ( Деян.2:17 ). Библия связывает способность человека видеть сны с деятельностью нашего мозга как физической основы ума: она показывает, что сновидения бывают и естественными, и сверхъестественными. Естественные сновидения вызываются физиологической и психологической деятельностью человека, а сверхъестественные приходят к людям из двух источников – от Бога и от сатаны. Екклесиаст (5:2) говорит, что сны бывают при множестве забот, которые так сильно отягощают нашу психику. «… Даже и ночью сердце его не знает покоя» ( Еккл.2:23 ). Этот мудрый проповедник учит не придавать снам большого значения как суетным видениям. «Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, много суеты; но ты бойся Бога» ( Еккл.5:6 ). С пробуждением и наступлением трудового дня с его обязанностями и неотложными задачами такие сновидения вместе с ночью исчезают, как туман, ибо не имеют никакого значения ( Пс.72:20 ; Ис.29:7 ). Под наплывом новых забот и дум, под впечатлением свежей информации человек быстро их забывает. Ночи считаются благоприятным временем для посещения и откровения воли Божией, и таких ссылок в Библии очень много ( Быт.15:12; 20:3; 28:10-12 ; 37:5Мф.1:20 и др.). Так, патриархи Исаак и Иаков получали свои откровения и наставления в сновидении ( Быт.26:2-4; 46:2 ). Господь говорил с Иаковом по-разному, но в первый раз Он заговорил с ним во сне, когда Иаков бежал от своего брата в Харран и по дороге заснул, положив камень у изголовья. Во сне ему явился Господь и подтвердит то благословение, которое было дано Аврааму и Исааку, а теперь переходило на него. «Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной… и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот, Я с тобою» ( Быт.28:13-15 ). Праведники Божии всех времен использовали тишину ночи для общения с Господом. В псалмах Давидовых имеются об этом следующие строки: «…Даже и ночью учит меня внутренность моя» ( Пс.15:7 ); «…и ночью песть Ему у меня, молитва к Богу жизни моей» ( Пс.41:9 ). Он размышляет о Боге «в ночные стражи»( Пс.62:7 ), находя в этом ответы на вопросы и назидание для себя. Праведный Иов предается размышлениям «о ночных видениях, когда сон находит на людей»( Иов.4:13 ). |
Так, благоговей пред судьбами всеблагого промысла, привлекающего ко спасению различным и столь премудрым способом. Направи, – как говорит Писание, – сердце твое на путь прав, им же ходил еси ( Иер.31:21 ). Возверзи на Господа всю печаль твою ( Пс.54:23 ), ибо Он печется о всех нас. Всегда внимательный к нашим нуждам, Он постоянно бывает готов выслушать нас и сделать для нас всякое добро; потому, не поленимся же мы просить у Него милости, особенно в день печали своей. Ибо Давид, когда падал духом и смущался, тогда к Тебе, Господи, взывал я, – так говорит в псалмах, – и Господа моего умолял ( Пс.29:9 ). И что же? – Вечером водворяется плач, а на утро радость... ибо Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием ( Пс.29:6,12 ). Потому и Господь сказал: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Словом «приидите» и Господь указывает на то, что мы должны иметь собственное желание и усилие, а обремененными и утружденными называет таких, которые отягощены узами растленной грехом природы, по принуждению которой и еже не хотят, сие творят ( Рим.7:19 ), и потому скорбию и вздохами выражают желание освободиться от тяжести грехов. Таково было положение Давида, когда он взывал: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне ( Пс.37:4 ). Таково было положение кающегося мытаря, который, вздалеча стоя, не хотяще ни очию возрети на небо, но бияше в перси своя, глаголя: Боже! милостив буди мне грешному ( Лк.18:13 ). Таково было положение и блудного сына, который, пришед, в себе говорил: востав, иду к отцу Моему ( Лк.15:18 ). И Господь, таких же призывая, говорит потому: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние ( Мф.9:13 ). Вскую умираете? – взывает Он им, – обратитеся ко Мне, и живи будете ( Иез.18:31, 32 ). Как сын блудный, будучи на чужой стороне, умирал от голода, когда же возвратился к отцу, то остался жив, так и всякий грешник, когда отвергается от грехов и обратится к Богу умом и сердцем своим, то жива будет душа его, возвеселится и возрадуется зело о милости Господней. |
Также нам надобно часто со стенанием и слезами повторять этот стишок: стал я жалок и скорбен, во весь день хожу в сокрушении; ибо чресла мои наполнились поруганием, и нет здоровья в плоти моей от лица гнева Твоего, нет мира в костях моих от лица безумия моего ( Пс. 39,18; 37,4.8 ). Это тогда особенно по истине мы будем с плачем говорить, когда после долговременной чистоты нашего тела думая, что мы уже совершенно избавились от плотской скверны, станем чувствовать, что опять возстает против нас похоть плоти за возношение сердца, и от мечтаний во сне у нас приключается нечистота истечения. Часто бывает, что, при продолжительной чистоте сердца и тела, человек в самом себе тщеславится, думая, что он уже не может лишиться этой чистоты, и говорит: я говорил в благоденствии моем: не поколеблюсь вовек ( Пс.29:7 ). Но когда для пользы оставленный Господом он почувствует, что чистота его возмущается, касательно которой он полагался на себя самаго, и увидит, что он сам по себе не имеет успеха, то тотчас прибегает к виновнику чистоты и, сознавая свою слабость, исповедуется и говорит: Господи, не моею, но Твоею волею подаждь доброте моей силу. Ты отвратил лице Твое от меня, и я стал смущен ( Пс.29:8 ). И слова блаженнаго Иова: хотя бы я омылся и снежною водою, и совершенно омыл руки мои; но и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои ( Иов.9:30.31 ). Впрочем, кто по своей вине погрязает в нечистоте, тот не может говорить это своему Творцу. Пока кто не достигнет совершеннаго состояния чистоты, тот необходимо будет часто подвергаться возмущениям страсти до тех пор, пока, по благодати Божией укрепившись в желаемой чистоте, удостоится деятельно говорить: твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне, и услышал вопль мой; извлек меня из страшнаго рва, из тинистаго болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои ( Пс.39:2.3 ). 7. О разных степенях целомудрия. Много степеней целомудрия, по которым восходят к ненарушимой чистоте и которыя обозреть и исчислить, как должно, хотя сил наших недостает, однакож поелику порядок собеседования требует того, то по мере наших опытов попытаемся объяснить, предоставляя совершенным более совершенное объяснение и не предупреждая своим мнением тех, которые, по горячему усердию приобрев более совершенное целомудрие, чем более имеют тщания, тем больше превосходят других силою самаго разумения. |
| |