49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

§ VIII Но при всём том радость, которую благочестивые почерпают от Бога, не может быть в сей жизни совершенная. 1) Со стороны Божией. Бог есть добро пресовершенное: но радость наша в сей жизни бесконечная быть не может. 2) Со стороны радующегося человека, коего сердце совершенно чисто не может быть, да сверх того, граница радости будет в другой жизни по мере славы, какую кто воспримет. Сердце наше есть малый сосуд; может ли убо вместить в сей жизни неисчерпаемое море радости Небесной? 3) Радость благочестивых бывает смешена с печалью. Давид радовался о Боге, но многажды и сетовал. Инде печалился о грехах: Господи, да не яростию твоею обличиши мене ( Пс.6:2 ). – Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь ( Пс.6:3 ) – и душа моя смятеся зело ( Пс.6:4 ), – или: беззаконие мое познах, и греха моего не покрых ( Пс.31:5 ), – или: яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне ( Пс.37:5 ), – или: яко беззаконие мое аз знаю ( Пс.50:5 ), – или: не отврати лица твоего от мене: в оньже аще день скорблю ( Пс.101:3 ). Инде печалится, что враги ругаются ему: внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои; внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой? ( Пс.41:11 ). Инде о пришельствии своём сетует: увы мне, яко пришелствие мое продолжися ( Пс.119:5 ). Так благочестивые по различию предметов, иногда радуются, иногда сетуют. § IX Но чтоб ещё такое возмущало веселье и радость праведников? 1) Бог иногда возмущает радость их, когда лице Своё скрывает, и помощь отлагает. О сем сетует Пророк Иеремия, и к Богу взывает: покрылся еси облаком, да не дойдет к тебе молитва ( Плч.3:44 ). И Давид о сем сетует: доколе, – говорит, – Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице твое от мене? ( Пс.12:2 ) Или он же вопиет ко Богу: отвратил же еси лице твое, и бых смущен ( Пс.29:8 ). И на другом месте: вскую, Господи, отрееши душу мою? отвращаеши лице твое от мене? ( Пс.87:15 ) 2) Радость благочестивых возмущает диавол, когда искушает их. Так Иов, лишившись всего имения, коего орудием был диавол, в печали своей проклинал день рождения своего: да погибнет день, в оньже родихся ( Иов.3:3 ) и проч. 3) Радость благочестивых возмущается, ежели вера бывает гонима, как Апостол Пётр пишет: о немже радуйтеся, мало ныне, аще лепо есть, прискорбни бывше в различных напастех, да искушение вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена, обрящется в похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове ( 1Пет.1:6–7 ). 4) Радость благочестивых возмущают грехи, в которые они впадают. Давид говорит: несть мира в костех моих от лица грех моих ( Пс.37:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

151 Иез 11:19. 152 2 Кор 3:2—3. 153 Иез 11:19—20. 154 Иез 36:22—27. 155 Пс 94:8. 156 Иез 18:31—32. 157 Пс 79:4; 84:5. 158 Рим 4:5. 159 Иез 36:26. 160 Ср. Рим 6:20—22. 161 Сир 15(по LXX). В Синод. пер.: Если хочешь. Соблюдешь заповеди. 162 Т.е. в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. См. выше: блаж. Августин. О благодати и свободном решении..П.3, при.6. 163 Сир 22:31. 164 Пс 33:14. 165 Пс 140:3. 166 Сир 23:4. 167 Исх 20:17. 168 Сир 23:4. 169 Сир 23:5. 170 Притч 8(по LXX). В Синод. пер.: И получит благодать от Господа. 171 Пс 36:23. 172 Фли 2:13. 173 Иез 36:27. В Синод. пер.: Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. 174 Пс 140:3. 175 Пс 38:2. 176 Ин 15:13. 177 Рим 13:8—10. 178 1 Ин 4:18. 179 Ин 13:37. 180 Флп 1:6. 181 Флп 2:13. 182 Рим 8:28. 183 Ср.: Мф 11:30. 184 Рим 8:35—39; Пс 43:22. 185 1 Кор 12:31—13:8. 186 1 Кор 13:13—14:1. 187 Гал 5:13—14. 188 Рим 13:8. 189 Кол 3:14. 190 1 Тим 1:5. 191 1 Кор 16:14. 192 1 Фес 5:14—15. 193 1 Пет 4:8; Притч 10:12. 194 Иак 2:8; Лев 19(LXX). 195 1 Ин 2:10. 196 1 Ин 3:10—11. 197 1 Ин 3:23. 198 1 Ин 4:21. 199 1 Ин 5:2—3. 200 2 Ин 1:5. 201 Мф 22:40. 202 Мк 12:28—31; Втор 6:4—5; Лев 19:18. 203 Ин 13:34—35. 204 1 Ин 4:7. 205 Притч 3(по LXX). В Синод. пер.: как и в еврейском оригинале, эта часть стиха отсутствует. 206 Пс 83(по LXX). В Синод. пер.: …и дождь покрывает ее благословением. 207 1 Ин 4:19. 208 Ин 15:16. 209 1 Фес 3:12. 210 2 Фес 1:3. 211 2 Тим 1:7. 212 Ис 11:2—3. 213 Лк 12:5. 214 Лк 12:4. 215 Рим 5:3—5. 216 Еф 6:23. 217 Ин 1:5. 218 1 Ин 3:1. 219 1 Кор 2:12. 220 1 Ин 4:16. 221 1 Кор 8:1. 222 Еф 3:19. 223 Притч 2:6. 224 1 Ин 4:7. 225 Ис 11:2. 226 2 Тим 1:7. 227 1 Кор 13:4. 228 Т.е., по-видимому, злые воления. 229 Рим 9:22. 230 Ср.: Исх 9:16. 231 Нав 7:4—5, 10—12. 232 Нав 11:20. 233 2 Цар 16:10. 234 2 Цар 16:11—12. 235 2 Цар 16:12. 236 2 Цар 17 237 Ср.: 3 Цар 12:1—11. 238 3 Цар 12:15. 239 2 Пар 21:16—17. 240 2 Пар 25:7—8. 241 Ср.: Пс 134:6. 242 4 Цар 14:10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

23 Пс. 74:8, 9; Откр. 14:10; Ис. 51:17, 22. 24 Пс. 146:8, 9; Деян. 3:25, 26; Деян. 13:16; Рим. 2:14, 15. 25 Проявление таинства Святой Троицы в Ветхом Завете. 26 Еф. 4:24; Кол. 3:10. 27 Пастбища. Прим. ред. 28 Мелкая монета. Прим. ред. 29 Сбой нумерации стихов в рукописи. Прим. ред. 30 Быт. 3. 31 Спаситель (Мф. 1:21). 32 Лк. 1:5—25, 39—80. 33 Притч. 8:22—31. 34 Быт. 1:3; Пс. 32:6; Евр. 1:2, 11:3; 1 Кор. 8:6; Ин. 5:17, 19. 35 Быт. 2:9, 17, 25; Ин. 8:12. 36 Ин. 1:10. 37 Человеком (1 Тим. 3:16; Ин. 19:38; Мф. 26:38; Лк. 23:46). 38 Откр. 21:3. 39 Исх. 34:6. 40 Ин. 2:11; 11:40; Мф. 17:1—9 и проч. 41 Гремящий проклятием (Гал. 3:10) и имеющий тень будущих благ (Евр. 10:1). 42 Милующая и прощающая (Мф. 9:2, 6; Деян. 2:37, 38). 43 Исполняющая все прообразования (Кол. 2:16, 17). 44 Мф. 3:17; Ин. 10:29, 36—38, 14:9—11. 45 Пс. 2:7. 46 2 Цар. 7:14. 47 Пс. 103:4. 48 Пс. 44:7—8; Ин. 3:34; Еф. 4:7. 49 Мф.3; Лк. 3:1—6. 50 Ин. 8:37. 51 Ин. 3:3—7; 1 Ин.3:9. 52 Истинная жертва за грехи мира и наша Пасха (Ис. 53:7; 1 Кор. 5:7). 53 Деян. 2:3, 4. 54 Евангелие (1 Кор. 1:18; Лк. 2:34; Ин. 3:17—19; 2 Кор. 2:15, 16). 55 Церковь(Иер. 15:7). 56 Пс. 17:3. Рог есть образ могущества (Пс. 131:17). 57 Числ. 24:17; Ис. 60:1, 2, 9:2; Откр. 22:16; Ин. 1:9. 58 В грехе, слепоте, бедности. Без просвещения нет спасения (Деян. 13:46, 47, 26:18). 59 Ин. 1:1. 60 Ин. 1:14. 61 Буквы в греческом алфавите — первая и последняя. Символ вечности Божией (Ис. 44:6). 62 Гал. 1:5. 63 И один Я могу избавлять от них. 64 Со Отцом и Святым Духом, вся наполняяй Неописанный (Ин. 1:51, 5:17, 19, 10:30, 38, 14:9—11), даже в состоянии уничижения. 65 Путями провидения и действиями любви Своей (Ин. 6:39, 65, 68), как отец чадолюбивый приводит дитя свое ко врачу или учителю. Но сия предваряющая благодать, привлекая, не принуждает (Лк. 15:17—19). 66 Деян. 5:15, 19:12, 2:41, 4:4. 67 Ин. 16:7; Еф. 4:8; Ис. 14:13. 68 И Своим уничижением заслужил сей сан (Дан. 7:13, 14; Деян. 17:31). 69 Деян. 2; Гал. 4:4—7; Рим. 8:16; 1 Ин. 5:10. 70 Рим. 8:26, 27; 1 Ин. 5:14, 15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

Возвышаться к Богу: «К Тебе, Господи, возношу душу мою» ( Пс. 24:1 ). «Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою» ( Пс. 85:4 ). Прилепляться к Богу: «Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь» ( Пс. 62:8 ). Благословлять Бога: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его» ( Пс. 102:1 ). – «Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне» ( Пс. 118:175 ). Радоваться в Боге: «моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него» ( Пс. 34:9 ). – «Радостию буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем, ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис. 61:10 ). Горячо желать Бога: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!» ( Пс. 83:2 ). «И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша» ( Ис. 26:8 ). Находиться в руках Божиих: «В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины» ( Пс. 30:6 ). – «И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой» ( Деян. 7:59 ). Мы должны любить Бога от всей нашей души: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами» ( Втор. 6:5 ). «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» ( Мф. 22:37 ). Служить Богу от всей нашей души: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей» ( Втор. 10:12 ). Искать Бога от всей нашей души: «когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь [Его], если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою» ( Втор. 4:29 ). Молитесь о спасении вашей души: «Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю» ( Пс. 24:20 ). – «Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя» ( Пс. 85:2 ). – «Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою» ( Пс. 40:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

4) Изложенное в книгах Навина и Судей изображает несколько в псалме 106, говоря: «и составиша грады обительны, и насеяша села, и насадиша винограды»; потому что при Навине разделена израильтянам земля обетованная. В том же Псалме, неоднократно повторяя: «и воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я» ( Пс.106:36–37, 6, 13, 19, 28 ), имеет в виду книгу Судей; потому что тогда взывали они, и Господь по временам восставлял им судей, и спасал людей Своих от притеснителей. И деяния Царей воспевает несколько в псалме 19, говоря: «сии на колесницах, и сии на конех; мы же во имя Господа Бога нашего возвеличимся; Тии спяти быша и падоша: мы же возстахом и исправихомся; Господи, спаси царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя» ( Пс.19:8, 6, 9–10 ). А деяния Ездры изображает в 125 песни степеней: «внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени» ( Пс.125:1 ); и в 121 песни: «возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Стояще бяху ноги наша во дворех твоих Иерусалиме. Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе. Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево» ( Пс.121:1–4 ). 5) А что касается до книг пророческих, то книга Псалмов в каждом почти псалме возвещает о пришествии Спасителя, и о том, что приидет Он, как сущий Бог . Так, в 49 псалме говорит: «Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит» ( Пс.49:3 ); и в псалме 117: «благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня. Бог Господь, и явися нам» ( Пс.117:26–27 ). О том же, что Спаситель есть Отчее Слово, так воспевает в 106 псалме: «посла Слово Свое, и исцели я, и избави я от растлений их» ( Пс.106:20 ). Ибо грядущий Бог есть посланное Слово. Зная же, что Слово сие есть Сын Божий, гласом Отца воспевает в псалме 44: «отрыгну сердце Мое Слово благо» ( Пс.44:2 ); и еще в псалме 109: «из чрева прежде денницы родих Тя» ( Пс.109:3 ). Ибо что иное назовет всякий Отчим рождением, как не Божие Слово и не Божию Премудрость? И книга Псалмов, зная, что Спаситель есть Отчее Слово, которым Бог глаголал: «да будет свет, твердь» и все ( Быт.1:3–6 ), в 32 псалме изрекла: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Христос отвечает: се Аз с вами есмь до скончания века ( Мф.28:20 ). Верная душа говорит: Господи, Боже мой! на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя ( Пс.7:2 ). Господь отвечает: Яко на Мя упова, – и из­бавлю его, покрыю его, яко позна имя Мое ( Пс.90:14 ). Верная душа говорит: не отвержи мене от лица Твоего ( Пс.50:13 ). Христос говорит: грядущаго ко Мне не изжену вон ( Ин.6:37 ). Верная душа говорит: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый ( Пс.142:2 ). Христос отвечает: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал естъ, да всяк веруяй в Он не погибнет, но иматъ живот вечный. Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судитъ мирови, но да спасется Им мир. Веруяй в он не будет осужден ( Ин.3:16–18 ). Верная душа говорит: грех юности моея и неведения моего не помяни ( Пс.24:7 )! Бог отвечает: беззаконник, аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и сотворит суд и правду и милость, – жизнию поживет, а не умрет: вся согрешения его, елика сотво­рил, не помянутся ему ( Иез.18:21– 22 ). Верная душа говорит: беззакония моя превзыдоша главу мою и яко бремя тяжкое отяготеша на мне ( Пс. 37:5 )! Господъ отвечает: не приидох призвании праведники, но грешники на покаяние ( Мф.9:13 ); и еще чрез Апостола: идеже умножися грех , преизбыточествова благодать ( Рим. 5:20 ). Верная душа говорит: реку Богу: Заступ­ник мой еси, почто мя забыл еси, и еще: не забуди убогих Твоих до конца ( Пс. 9:33 )! Господь отвечает: еда забудет жена от­роча своего, еже не помиловати изчадие чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебя, глаголет Господь ( Ис.49:15 ). Верная душа говорит: не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя ( Пс.68:18 )! Господь отвечает: за грех мало что опечалихъ его, и поразих его, и отвратих лице Мое от него: пути его видех и исцелих его, и дах ему утешение истинно ( Ис.57:17,18 ). Верная душа говорит: настави мя, Господи на путь Твой, и пойду во истине Твоей ( Пс.85:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Согласно с тем, как было предсказано Исаии ( Ис. 40:3 ) и Малахии ( Мал. 3:1 ), Его общественное служение роду человеческому было предварено пришествием и покаянной проповедью Предтечи Иоанна Крестителя, уготовлявшего Ему путь ( Мф. 3:3; 11:10 ; Мк. 1:2 ; Лк. 7:27 ). Во время же Своего служения, Он, как пророчествовали о Нем Моисей и Исаия ( Втор. 18:15–18 ; Ис. 9:1; 61:1 ), явился Пророком ( Деян. 3:22 ), и Пророком великим ( Лк. 7:16 ) и сильным в деле и слове пред Богом и всем народом ( Лк. 24:19 ), а также Просветителем всех, сидящих во тьме и сени смертной ( Лк. 1:79 ), так как Он светом Своим просвещал, как всю Иудею, так, в особенности, страну Завулонову и Неффалимову ( Мф. 4:15 ), и учил не как кто-либо и когда-либо из людей ( Ин. 7:46 ), а, как власть имеющий ( Мф. 7:29 ), всегда Свое учение сопровождая самыми благотворными, а также изумительными и чудесными действиями ( Лк. 4:18, 19 ; Мф. 15:30, 31 ; Лк. 7:22 ). Но, как предсказано было пророками, Христос пришел в мир не для того только, чтобы просветить светом истины людей, а для того, чтобы пострадать и умереть за грехи их ( Ис. 53 ; Лк. 23:26 ), и обстоятельства Его страданий и смерти представляли в себе самое поразительное сходство с теми частными и характеристическими чертами, в каких предызображался пророками страждущий Мессия. Так, согласно с, этого рода, предсказаниями, после того, как Христос торжественно вошел в Иерусалим ( Зах. 9:9 ; Мф. 21:5 ), вскоре за тридцать сребреников был предан ( Зах. 11:12 ; Мф. 26:15 ) в руки восставших против Него вождей и правителей народных ( Пс. 2:1 ; Деян. 4:27 ) и, несмотря на то, что не сделал греха и не было лжи в устах Его ( Ис. 53:9 ), был ими к злодеям причтен ( Ис. 53:12 ; Лк. 22:37 ). Ему плевали в лицо, заушали и били по ланитам ( Мф. 26:67 ), но Он не отнимал ланит Своих от бьющих и не закрывал лица Своего от поругания и оплевания ( Ис. 50:6 ), Он страдал добровольно и не открывал уст Своих, как овца веден был Он на заклание, и, как агнец, пред стригущим его, безгласен, так Он не отверзал уст Своих ( Ис. 53:7 ; Деян. 8:32–35 ). Ему враги Его пронзили (на кресте) руки и ноги ( Пс. 21:17 ), и, тогда как, среди Своих тяжких мук, Он взывал к Богу: Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил ( Пс. 21:2 ; Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ), они богохульно насмехались над Ним, говоря: Он уповал на Господа, пусть избавит Его и спасет, если Ему угоден ( Пс. 21:9 ; Мф. 27:43 ), кроме того, они подали Ему в пищу желчь и в жажде поили уксусом ( Пс. 68:22 ; Мф. 27:34 ), прободали Ему, также, ребра ( Зах. 12:10 ; Ин. 19:34 ), делили ризы Его между собою и об одежде Его бросали жребий ( Пс. 21:19 ; Ин. 19:23, 24 ), в конец предназначили Ему гроб со злодеями, но Он погребен был у богатого ( Ис. 53:9 ; Мф. 27:60 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Горе мне (за) нечестие! Что оплачу прежде всего? О чём постенаю потом? О чём погорюю? О лишении благ, или о скорбных муках? О безграничности наказания, или об отлучении от Бога? Плачь, несчастная душа, думая об этом про себя, и (о том), что встретит тебя по исходе, как сильно тяжкое и мучительное, и взывай: Боже сил, Боже вечный, Боже жалости и милосердия, не покинь меня, не презри меня, не поставь меня вне Своей милости: " поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой! " (Пс. 37:23). И будучи в таком состоянии и так размышляя, не отказываюсь от благой надежды, и не отчаиваюсь в своём опасении. Знаю о благосострадании моего Владыки, знаю о незлопамятности человеколюбца, и что Он желатель милости, не желающий смерти грешника, для обращения и жизни его (Иез. 30:11), желающий, чтобы все были спасены, и пришли к познанию истины (1 Тим. 2:4), и особенно обращающиеся от греха. Ты не пришёл " пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию " (Мк. 2:17); " не здоровые имеют нужду во враче, но больные " (Лук. 5:31); " вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел " (Быт. 18:27), " я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе " (Пс. 21:7). Дай мне " слово " возвещать " устами моими " (Еф. 6:19), дающей молитву молящемуся, так как от Тебя " Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше " , от Тебя " Отца светов " (Иак. 1:17), чтобы я и достойно молился, и с пользой умолял. Да не буду отвращён с унижением, в посрамлении, но получив, на что надеялся я; и так отойду, радуясь от полноты своего сердца. " Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей " (Пс. 50:1), " ибо на Тебя уповает душа моя " (Пс. 56:1); " Помилуй меня, Господи, ибо я немощен " (Пс. 6:3), Врач душ и тел. Как бы предстоя у страшного Твоего престола, как бы касаясь Твоих чистых ног, так прошу, молю и умоляю, с сокрушенным и уничиженным сердцем: " Боже! будь милостив ко мне грешнику! " (Лук. 18:13), снизойди мне, негодному и низкому, взгляни из святого Своего жилища на моё бедствие, посмотри со святых Своих высот на молитву низкого Своего раба, и не презри моления моего; отпусти мне, чтобы подкрепиться, прежде чем мне отойти, откуда уже не возвращусь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1652...

часто встречаются религ. З. б. (1 Енох 58. 2; 81. 4; 82. 4; 99. 10; 103. 5; 2 Енох 41. 1; 42. 6-14 (9 заповедей); 44. 4; 48. 9; 52. 1-14 (7 заповедей); 61. 3; 62. 1; 66. 7; Sib. Or. 3. 371-372; Ps. Solom. 4. 26; 5. 18; 6. 1; 10. 1; 17. 50; 18. 7; 4 Макк 18. 9). Во мн. случаях З. б. связаны с эсхатологическими ожиданиями. Так, если в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, блаженными называются те, кто видели прор. Илию (Сир 48. 11), то в Псалмах Соломона восхваляются те, кто родятся во дни Мессии и увидят успех Израиля и благодеяния Господа (Ps. Solom. 17. 50; 18. 7). Среди кумран. находок встречаются фрагменты некоего произведения, содержащего серию из неск. З. б.: 4Q525 (4QBeatitudes) (изд.: Puech É. Qumrân Grotte 4. XVIII: Textes hébreux (4Q521-4Q528, 4Q576-4Q579). Oxf., 1998. (DJD; 25)). Фрагменты свитков датируются ранним иродианским временем, но произведение могло быть составлено ок. 200 г. до Р. Х. ( Puech. 1993). В З. б. доминирует тема премудрости (ближайшие параллели - Сир 14. 21-27 и Притч 3. 13; 8. 32-34, а также Пс 15 и 1QH vi). В целом сочинение, вероятно, представляло собой обращение к праведнику, к-рый противостоит грешникам. Лексический анализ показал, что оно принадлежит к кругу сектантской лит-ры. Согласно реконструкции Э. Пюша, композиция кумран. З. б.- 8 кратких строф и одна длинная - в структурном отношении близка к З. б. в Евангелии от Матфея и может свидетельствовать об эволюции данной лит. формы в межзаветный период ( Puech. 1993). В раввинистической традиции З. б. встречаются редко и в основном копируют ветхозаветные оригиналы (но имеются и особые восхваления отдельных раввинов - Вавилонский Талмуд. Берахот. 61b). В Новом Завете находится 37 примеров З. б. (Мф 5. 3-11; 11. 6; 13. 16; 16. 17; 24. 46; Лк 1. 45; 6. 20-21 (дважды), 22; 7. 23; 10. 23; 11. 27-28; 12. 37, 43; 14. 15; 23. 29; Ин 20. 29; Рим 4. 7-8; 14. 22; Иак 1. 12; Откр 1. 3; 14. 13; 16. 15; 19. 9; 20. 6; 22. 7). Часть из них представляют собой параллельные места (Мф 5. 3=Лк 6. 20b; Мф 5. 4=Лк 6. 21b; Мф 5. 6=Лк 6. 21a; Мф 5. 11=Лк 6. 22; Мф 11. 6=Лк 7. 23; Мф 13. 16=Лк 10. 23; Мф 24. 46=Лк 12. 43), другие же являются ветхозаветными цитатами (Рим 4. 7-8=Пс 32. 1-2). Т. о., в НЗ содержится 28 новых З. б. Из них 17 речений принадлежит Иисусу Христу. За исключением Нагорной проповеди, новозаветные З. б. не образуют сложных композиций (только в Откровении Иоанна Богослова они обрамляют основное повествование - Откр 1. 3; 22. 7).

http://pravenc.ru/text/182595.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010