5 . «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Слова Луки неявным образом учат нас тому, что целью одного научения является само научение, а цель другого – его применение. Например, наука геометрия имеет своей целью только науку и само научение. А целью другой науки, такой как медицина, является и ее применение. Мне необходимо быть сведущим в теории и законах медицины для того, чтобы не только знать, что мне следует делать, но и применять эти знания на деле, то есть иссекать раны, рекомендовать умеренность в пище, определять лихорадочный жар по пульсу в венах, регулярно устранять избыток соков организма . Если человек знает, как все это делается, но не использует свои знания на деле, то такое знание бесплодно. Познание Слова и служение Ему связаны примерно так же, как медицина и ее применение. Поэтому в Писании сказано: «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Должно уяснить, что слова «бывшие очевидцами» означают познание и науку, а слова «бывшие служителями» относятся к применению. 6 . «То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала…» ( Лк.1:3 ). Лука говорит и повторяет: то, о чем он собирается писать, он узнал не по слухам, а сам уразумел с самого начала. Поэтому апостол Павел справедливо сказал о нем как о брате, «во всех церквах похваляемо[м] за благовествование» ( 2Кор.8:18 ). Евангелие больше ни о ком так не говорит, это выражение используется только по отношению к Луке. «То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил». Кто-то подумает, что Лука предназначает свое Евангелие только некоему Феофилу. Однако все вы, слышащие что мы говорим, если соделаетесь таковыми, что возлюбит вас Бог , суть Феофилы, и Евангелие обращено к вам. Каждый, кто является «Феофилом», – и «прекрасен», и «очень силен»: именно это и значит греческое слово κρτιστος. Среди «Феофилов» нет малодушных. В Писании сказано об исходе израильтян из Египта: «не было в коленах их болящего» ( Пс.104:37 ). Я смело говорю, что каждый «Феофил» крепок и силен, и эту силу дает ему Бог и Его слово. Он может познать «истину» тех «слов, которыми он наставлен», и узреть слово Евангелия во Христе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 2. Евангелие от Луки 1:6. На стих «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Генеалогия потомков М. в 1 Пар 7. 14-18 начинается с сыновей М.- Асриила и Махира, к-рый был рожден от наложницы-арамеянки и как первенец рода играл особую роль в истории колонизации Заиорданья. Сын Махира Галаад имел 6 сыновей, к к-рым восходят столько же «поколений» внутри рода (Числ 26. 28-32; Нав 17. 1, 2). В Свящ. Писании род Махира представлен как главный род колена М. (Нав 17. 1). Ввиду значимости Махира его упоминание в контексте Суд 7. 14 некоторыми исследователями рассматривалось как одно из древнейших наименований колена М., чье основное название было введено уже после появления у колена обширных владений, когда возникла необходимость в более нормативном термине в процессе формирования системы израильских племен ( Gottwald. 1979. P. 451; Нот. 2014. С. 79, 109). Др. исследователи считают упоминание особой роли Махира свидетельством возросшего конфликта за власть как между родами внутри колена М., так и с соседями ( Geus. 1992. P. 494). В повествованиях, связанных с завоеваниями Ханаана, особым образом отмечаются представители колена М. (Нав 17. 14-18; Суд 7. 24 - 8. 3), многие из к-рых отличались воинственным духом. Одним из самых выдающихся представителей этого колена был судья Гедеон (Суд 6. 15). Храбрость и воинская доблесть представителей колена М. упомянуты в повествовании о борьбе царя Давида за трон (1 Пар 12. 19-22; 12. 31, 37-38). В эпоху разделенного царства колено М. составило костяк Израильского царства, где сохранилось предание об отдельных благочестивых членах колена М., перешедших в Иудейское царство при царе Асе из-за идолопоклонства на их территории (2 Пар 15. 9-15). В рассказе о централизации культа во время религ. реформы иудейского царя Езекии говорится, что отдельные благочестивые представители колена М. прибыли в Иерусалим на празднование Пасхи, после к-рого участвовали в разрушении языческих идолов на своей земле (2 Пар 20; 30. 11). В пророчестве Иезекииля о новом мессианском царстве колено М. получает свой удел между землями колен Неффалима и Ефрема (Иез 48. 4, 5). В Книге прор. Исаии противостояние М. с Ефремом представлено в виде ужасающей картины насильственного самоуничтожения, предсказывающей падение Северного царства (Ис 9. 19). Как один из собирательных образов Израильской земли колено М. упоминается в поэтических текстах (Пс 59. 9; 107. 9).

http://pravenc.ru/text/2561804.html

«Иерусалима». Город, как центр народа, олицетворен здесь вместо самого народа. Характерно и то указание на Иерусалим, в смысле определения хронологии данной речи. Очевидно, город Иерусалим еще продолжал существовать; следовательно, и пророчество произнесено до его разрушения, т. е. и до начала вавилонского плена, а не в середине или в конце последнего, как думает рационалистическая критика. «Исполнилось время... сделано удовлетворение... принял от руки Господней». Прошедший совершенный вид глаголов дает основание отрицательной критике относить все пророчество ко времени действительного окончания указанных событий, т. е. к концу вавилонского плена. Но, разумеется, это не более, как обычная в Библии форма пророческой речи, которая, для большего удостоверения в несомненности будущего, говорит о нем языком настоящего или даже прошедшего времени. «Исполнилось время борьбы его». Наш славянский перевод, следуя греческому LXX, вместо слова «борьбы», имеет слово " смирение», по-гречески ταπεινωσις. В еврейском тексте стоит – Ceba, – что значит «воинство, войско, рать». Еп. Петр в своем толковании на кн. пророка Исаии удачно примиряет эти разночтения: «слово рать (евр. цава) – говорит он – собственно значит строй войска, расположенного в правильном порядке; также – трудное, стесненное состояние, напр., в строе, на карауле, трудная служба, подчиненная известным правилам, порядку и времени, какова служба воинов... Отсюда слово рать взято для обозначения, вообще, тягостного состояния человеческой жизни ( Иов.7:1 ). Ближайшим образом пророк имеет здесь ввиду время окончания будущего вавилонского плена и радостного возврата на родину; но в более отдаленной исторической перспективе его духовный взор мог провидеть и окончание всего, вообще, периода ветхозаветной истории – эпохи рабского страха и трудных внешних подвигов обрядового закона – имевшее наступить с открытием нового благодатного мессианского царства ( Мк.1:15 ; Гал.4:3, 4 ). «За неправды его... от руки Господней принял вдвое за все грехи свои». Основное понятие «неправды» или «греха» – по-гречески το αμαρτημα – в еврейском тексте – hattoth – заключает в себе специальное указание на «жертву о грехе», которая нередко обозначается в Библии именно этим самым термином ( Лев.4:3, 8, 14, 20, 21, 24, 25 ; Лев.6:17 ; Лев.7:37 ; Пс.40:5 ; Мих.6 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прем.12:4 . совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, Прем.12:5 . и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, Прем.12:6 . и родителями, убивавшими беспомощные души,– Ты восхотел погубить их руками отцов наших, 4–6 . Причину Божественного гнева и постигших хананеев наказаний писатель указывает не в безнравственных поступках, а в суевериях и извращениях религиозного чувства. Под «делами волхвования» разумеются разного рода суеверные обряды, связанные с языческим идолослужением: колдовство, заклинание мертвых, против чего неоднократно предостерегал евреев Моисей пред вступлением их в ханаанскую землю. ( Исх. 22:18 ; Втор. 18:9–14, 19 ). По мысли писателя, суеверия эти тем опасны, что они бывают причиной неверия (см. Прем.18:13 ). После суеверий писатель подробно останавливается на человеческих жертвах. Чаще всего в жертву приносились дети, иногда даже самими родителями, за это писатель называет хананеев «безжалостными убийцами детей» и говорит «о родителях, убивших беспомощные души». О человеческих жертвах у хананеев есть свидетельство и в других местах Св. Писания: Лев. 18:21 ; Втор.12:31, 18:10 ; Пс. 105:37–38 ; Иез. 16:20 . Свидетельствуют о них и древние историки: Диодор Сиц. XX, 14, Плутарх De superst с. 12, Лактанций I, 21, Евсевий Ргаер. evang 4, 16. Одна только подробность, о которой говорит писатель, не засвидетельствована историей, именно, что хананеи «на жертвенных пирах в тайных собраниях пожирали внутренности человеческой плоти и крови». Можно думать, что такое обвинение возвело на них более позднее иудейское предание, руководясь национальной враждой к язычникам. Писатель нашей книги, не проверяя, взял это предание для того, чтобы им усилить свою мысль о противоестественности человеческих жертв. Прем.12:7 . дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих. 7 . Своими тяжкими грехами хананеи оскверняли ту землю, на которой жили, которая была «святою» и «драгоценнейшею всех у Бога». Божия земля должна была принять «достойное население чад Божиих». В этом – причина, почему Бог «восхотел погубить их (хананеев) руками отцов» еврейского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4 . Но еще ты слышишь, повелевается тебе, простерши как будто к находящемуся близ тебя руку, сказать: отрицаюся тебе, сатано. Хочу сказать и то, для чего вы лицом к западу стояли, ибо это нужно. Поскольку место видимой тьмы есть запад, сатана же, будучи тьма, во тьме и державу имеет; для того, прознаменовательно смотря на запад, вы отрицаетесь того темного и мрачного князя. Что же, стоя, всякий из вас говорил? Отрицаюся тебе, сатано, тебя, злого и лютейшего мучителя. Ты говоришь: я уже силы твоей не боюся. Ибо ее разрушил Христос, приобщившись крови и плоти моей, да через это упразднит смертью смерть, да не буду я через всю жизнь повинен работе (см. Евр.2:15 ). Отрицаюся тебе, лукавого и злохитрейшего змея. Отрицаюся тебе, коварного, под притворством дружества соделавшего всякое беззаконие и произведшего в наших прародителях отступление от Бога. Отрицаюся тебе, сатана, всякой злобы изобретателя и споспешника. 5 . Потом во втором слове научаешься говорить: и всех дел твоих. Дела же сатаны – всякий есть грех , которого и отрицаться нужно: подобно как от мучителя кто, убежав, убегает всячески также и оружия его. Итак, всякий род греха относится к делам диавола. Впрочем, ведай, что все сказанное тобой, наипаче в этот страшный час, написано в Божиих книгах. Итак, если ты сему что-либо противное сделаешь, как преступник осужден будешь. Поэтому ты отрицаешься дел сатанинских, всех, говорю, деяний и помышлений, противных разуму. 6 . Потом говоришь ты: и всея гордыни твоея. Гордыня сатаны есть всякие неистовые зрелища и конские бегания, ловли со псами и всякая такая суета, от которой избавиться моля, святый пророк глаголет к Богу: Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты ( Пс.118:37 ). Да не будет вожделенно для тебя зрелищное неистовство, где ты увидишь наглости шутов, производимые с бесстыдством и со всяким непотребством, увидишь неистовые женоподобных мужей плясания. Да не будет вожделенно тебе также безумие тех, которые в ловлях предают себя зверям, для прихоти своей окаянной утробы. Такие, чтобы угодить своему чреву яствами, сами по справедливости бывают пищей зверей неукротимых. А правильнее сказать, они для своего чрева, которое бог их (см. Флп.3:19 ), собственную жизнь свою погубляют через единоборство. Убегай и конских ристаний, зрелища неистового, убивающего души, потому что все это гордыня диавола есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

4 . Однако же, слышишь повеление – с рукой простертой, как бы присутствующему, сказать ему: Отрицаюсь тебя, сатана. Хочу же тебе объяснить, почему стояли вы обратясь лицом на запад. Это необходимо. Поскольку запад есть место видимой тьмы, a сатана есть тьма и державу имеет во тьме, то в ознаменование этого, смотря на запад, отрицаетесь вы этого темного и мрачного князя. Поэтому, что сказано каждым из вас, когда вы стояли лицом к западу? Отрицаюсь тебя, сатана, лютый и жестокий мучитель, то есть: не боюсь уже силы твоей, потому что сокрушил ее Христос, приобщившись плоти и крови моей, да в них упразднит смертию смерть, и я не буду навсегда повинен работе ( Евр.2:15–16 ). Отрицаюсь тебя, коварный и злохитрый змей; отрицаюсь тебя, наветник, под притворной дружбой сделавший всякое беззаконие и праотцам нашим внушивший отступничество. Отрицаюсь тебя, виновник и споспешник всякого порока. 5 . Потом второе изречение научает тебя сказать: и всех дел твоих. A дела сатаны – всякий грех , которого и необходимо тебе отречься, подобно тому как избегший мучителя, без сомнения, избег и оружий его. Поэтому всякий грех по роду своему причисляется к делам диавольским. Сверх того знай, что все тобой сказанное, особенно в этот страшный час, записывается в книгах Божиих. Поэтому, как скоро поступишь в чем-либо вопреки, осужден будешь как преступник. Итак, отрекись от дел сатаны, то есть от всех деяний и помышлений противозаконных. 6 . Потом говоришь: и всея гордыни твоей. A гордыня диавольская есть страсть к зрелищам, конские ристалища, псовая охота и всякая подобная суета, об освобождении от которой, молясь, святой говорит Богу: Отврати очи мои, еже не видети суеты ( Пс.118:37 ). Не будь страстным любителем зрелищ, где увидишь непотребства лицедеев, производимые с оскорблением и всяким бесстыдством, и неистовые пляски женоподобных мужей. Не пристращайся и к тем, которые на псовой охоте предают себя зверям в угождение жалкому чреву; чтобы услужить чреву своему яствами, сами они в подлинном смысле делаются пищей неукротимых зверей и, если сказать самую правду, за собственного бога своего, то есть за чрево, вступают в единоборство, подвергая опасности жизнь свою. Избегай и конских ристалищ, этого безумного зрелища, ввергающего в пропасть и души, так как все это есть гордыня диавольская.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А чем лучше и приличнее в настоящее время мы можем начать этот наш подвиг, как не поселением мира в сердцах людей, по примеру Спасителя, повелевшего начинать проповедь миром? Мир есть существенная принадлежность царства не только на небе, но и на земле. Царствие небесное есть царствие мира: ибо сказал Апостол: царствие Божие несть брашно и питие, но правда, мир и радость о Дусе святе ( Рим.4:17 ). Заметьте порядок Божественных слов: мир стоит между правдою и радостью о Духе святе – в таком же отношении, в каком Сын Божий находится между Богом Отцом и Духом Святым. Сам Бог Отец нарицается Богом мира, а Сын Божий решительно именуется мир наш ( Еф.2:14 ): блажени же и миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся ( Мф.5:9 ). Еще скажу, почему я особенно прошу и молю вас, возлюбленные братия, стараться прежде всего о распространении мира. Мы действуем в Церкви воинствующей, – в Церкви под знаменем Креста воюющей со внутренними и внешними врагами, – в состоянии непрестанной брани, тем опаснейшей, чем сокровеннейшей: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным ( Еф.6:12 ). Сердце каждого человека есть седалище брани. Оно в непрестанной осаде неистовых страстей и искушений. Плоть, мир и диавол воюют против него своими неистовыми вожделениями. Изображение сей брани может быть понятно не столько на словах, сколько по собственному каждого чувству и наблюдению. Так св. пророк Давид, согбенный под бременем брани сей, взывал: несть мира в костех моих, от лица грех моих ( Пс.37:4 ). Св. Апостол Павел слышал и видел очами своими брань сию, когда говорил: вижду ин закон во удех моих противу воюющ закону ума моего ( Рим.7:23 ). Мы еще поставляемся действовать и в таких временах, в которых враг мира не дремлет посевать раздор, несогласие и брань между единоземцами; потому что в злобных усилиях своих разрушить счастье человеков, он ненавидит мир, как излияние благодати Святого Духа, как знамение согласия и единодушия, как сущность благоденствия нашего на земле. Враг наш ненавидит мир, видя, что он есть украшение государств, и гражданских и семейных обществ, что он есть непреодолимая крепость, торжество и благосостояние Церкви, силою которого едиными устами и единым сердцем, славят и воспевают в ней имя Трисвятаго, и, освященные союзом одной веры и любви, возносят на престолах ее ко Всевышнему моления, прошения и благодарения. Видя, говорю, все сие и злобствуя адскою злобою против сего, сатана летит разъяренный с чадами своими разрушить в чадах Церкви Христовой этот благотворный мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

Ибо сказано: возсмердеша и согниша раны моя ( Пс.37:6 ). Но как скоро душа прибегнет к Богу, уверует и испросить себе соль жизни, благого и человеколюбивого Духа, снисшедшая небесная соль истребляет в нем страшных червей, уничтожает вредное зловоние и очищает душу действием силы своем. А таким образом, когда истинная соль соделает ее здравою и невредимою, снова вводится она в употребление и служение небесному Владыке. Поэтому и в законе в означение сего Бог повелел всякую жертву осолять солью ( Лев.2:13 ) (преп. Макарий Египетский ). Что бывает с сердцем человеческим, когда его коснется благодать Св. Духа? «Видишь, что, когда огнь коснется ладана или иного какого благоуханного порошка, тотчас курение дыма бывает и приятное благоухание восходит: так точно бывает, когда сердца человеческого коснется благодать Святого Духа. Тогда восстанет в таком сердце воздыхание и молитва истинная, как бы благоухание от огня возбужденное, и восходит в высоту к небесному Отцу, и обретает у Него благодать и милость. Этот случай нас учит просить у Бога Духа Святого, дабы Он возбуждал в сердцах наших истинную молитву (из Творений св. Тихона Задонского ). Всякому христианину необходимо причастным быть благодати Святого Духа Как светильник, хотя и елеем полон и фитиль имеет, но, если не зажжен огнем, остается весь темным: так и душа, по видимому украшенная всеми добродетелями, если не сделается причастною света и благодати Святого Духа, есть еще погашенная и омраченная, и дела ее еще нетверды; ибо надобно, чтоб они были обличены и явлены светом ( Еф.5:13 ). Итак, у кого светильник души еще погашен и темен, для того потребен божественный свет, который засветил бы в нем светильник души его и научил его обсуждать деяния свои, испрашивать прощения в погрешениях посредством исповедания, и исправлять каждочасно, что сделает неправого и худого (из Творений Симеона Нового Богослова) . Как невозможно не спотыкаться тому, кто идет в темную ночь, так невозможно не погрешать тому, кто не увидел еще божественного света, как говорит Христос Господь: аще кто ходит во дни, не поткнется: яко свет мира сего видит.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Однако принципиально библейский взгляд, или лучше сказать ветхозаветный взгляд на болезни может быть выражен словами из книги Исход: Если ты будешь слушаться Господа, Бога твоего, и делать угодное перед очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь Бог твой, целитель твой (Исх 15:26). Господь посылает болезнь на человека или на весь народ в качестве наказания за совершенный им грех: проказой наказывает Господь Мариам за то, что она злословила на Моисея (Чис 12:1–14), массовая эпидемия поражает израильтян за их сношения с дочерьми Моава и поклонение Ваал-Фегору (Чис 25:1–9). Болезнь наряду с другими карами служит проявлением гнева Божия. Несколько раз в различных книгах ВЗ встречается выражение меч, язва, и голод (Иер 14:12; Иез 6:11 и др.), что указывает на то, что эпидемия язвы воспринималась как одно из трех основных массовых бедствий. Вместе с тем болезнь, как и любая кара, ниспосланная от Бога, имеет своей целью положить предел беззаконию и одновременно расположить человека или весь народ в целом к осознанию своего греха и к покаянию. Во многих псалмах мольба об исцелении, призыв о помощи, упование на милосердие Божие сопровождается признанием и исповеданием своих грехов: Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет здоровья (в Синод. переводе — мира — Ред.) в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою (Пс 37:4–5). И Бог, Который не желает смерти грешника, но да обратится и жива будет душа его, Бог, Который наказует, но не умерщвляет, подает исцеление. Уже в Ветхом Завете исцеление есть одно из постоянных проявлений Божиего всемогущества (Ис 19:22; 57:18). Но вместе с тем не запрещается прибегать и к помощи медицины (4 Цар 20:7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии (Сир 38:9–14) Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни.

http://pravmir.ru/bibleyskiy-vzglyad-na-...

Ибо Закон Божий свят, и заповедь свята и праведна и блага ( Рим. 7:12 ), т. е. как откровение благой и совершенной воли Божией, он в существе своем составляет истинную мудрость и ведение человека ( Втор. 4:6 ) ( Пс. 9:12, 24, 4 ) ( Пс. 118:130 ), истинное совершенство ( 1Пет. 1:15 ) и благо ( Еккл. 12:13 ), основанное в разумной природе человека: возвестися бо теб, человче, что добро, или чесого Господь ищет от тебе, разве еже творити суд и любити милость и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим? ( Мих. 6:8 ), составляет самою жизнь и блаженство человека ( Втор. 32:7 ); в 3х явствует как из благодарности повиновения Богу, ибо послушание паче жертвы благи, и повиновение паче тука овня угодно Господу ( 1Цар. 15:22 ), так из обетования и временных и вечных благ, коими обильно благословляет Бог исполняющих волю его ( Втор. 3:2 ) ( Ис. 65:13, 15 ). Свойство повиновения Богу При необходимом долге повиновения Богу непререкаемо и чувственно, и откровенным законом требуемого от человека, у Христианина ум, сердце и все внутренние расположения также должны быть всегда и во всем устремлены во благо и угождение Богу, как очи раба устремлены на руки Господий своих, яко очи рабыни в руку Госпожи своея ( Пс. 122:2 ). Христианин также от всего сердца и от всей души и от всего помышления должен повиноваться Богу, ка и любить Бога ( Мф. 22:37 ) ( Еф. 6:5–6 ), а, следовательно, и повиновение воли Божией должен оказывать не в отношении токмо ко всему закону Божию вообще. Ибо, кто сохранит весь закон и в одном чем-нибудь согрешит, тот становится виновен во всем, как преступник Закона ( Иак. 2:10–11 ) и не в некоторые только времена, но вся жизнь его должна быть постоянным подвигом повиновения, дабы он в святости и правде служил пред Богом во все дни жизни своей ( Лк. 1:75 ). Читать далее Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010