Скачать epub pdf Часть вторая Пс.4:4. Удиви Господь преподобного Своего. По Злат., сделал удивительным, знаменитым, известным. Ст.5. Гневаетесь и не согрешайте. По Феодор., вы гневаетесь! Это отдельная мысль: негодуете, видя, что восстающие на вас благоденствуют; но не согрешайте, не увеличивайте зла злом, покушаясь уверить и других, будто бы то все происходит без порядка и управления. По Исидору, гневайтесь, но не греховным гневом – не из мщения за мнимые оскорбления, но когда идет дело или о славе Божией, или об исправлении ближнего, или когда должно наказать за обидимых. Пс.7:14. Стрелы своя сгораемыми содела. По общему мнению Василия Вел., Афан. и Феодор., под сгораемыми разумеются люди, воспламененные страстию, а душу сожигает, говорит св. Василий, плотская любовь, любострастие, гнев и пр. Пс.9:22. Призиравши во благовремениих, в скорбех, то есть когда особенно нужна помощь. Евр.4:16. Ст.25. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет. То есть думая, что Бог строго не взыщет, как сказано в Ст.34, так же объясняет сию мысль Феодорит. Ст.26. Отъемлются судьбы Твоя от лица его. Не помнит Твоих заповедей и Твой промысл. Ст.31. Преклонится и падет. По Феодор. и Иерон., изъясняется так: сильный хотя восторжествует над всеми, но и сам не избежит челюстей смерти и, подобно другим, сойдет в могилу. Ст.35. Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши. Ты видишь жестокую скорбь, которую наносят ближним нечестивые; Ты все видишь и в Твоей воле как нечестивый – он не избежит суда Твоего, так и нищему Ты покровитель. Ст.36. Взыщется грех его и не обрящется: то есть нечестивый не устоит – погибнет. Пс.15:6. Господь часть достояния моего и чаши моея: то есть мое достояние не имеет особенных определенных границ. Бог – мое достояние и часть чаши моей, Он мой удел. Он Сам устроил мне достояние, и жребий мой пал на царские места, то есть самые лучшие. Афан. и Феодор. разумели Церковь , яко достояние Господа Иисуса Христа. Пс.17:12. Положи тму закрое свой, окрест Его селения Его, темна вода...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

С.И. Остроумов Тексты „И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, Господи, народ сей сделал великий грех, сделал себе золотого бога! Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». ( Исх. 32:31–32 ). „Нищие всегда будут среди земли; потому Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему и нищему твоему в земле твоей». ( Втор. 15:11 ). „Не заграждай рта волу, когда он молотит». ( Втор. 25:14 ). „Блажен, кто помышляет о бедном и нищем! В день бедствия избавит его Господь». ( Пс. 40:2 ). „Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет». ( Пс. 36:25–26 ). „Добрый человек милует и взаймы дает; он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе». ( Пс. 111:5 и Пс. 111:9 ). „Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко». ( Притч. 12:10 ). „Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего». ( Притч. 22:9 ). „Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая; чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф, 6:3–4). Иоанн „сказал им: у кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища, делай тоже». ( Лк. 3:11 ). „Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». ( Лк. 6:36 ). „Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». ( Лк. 16:9 ). „Потому узнают все, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». ( Ин. 13:35 ). „Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слово Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать». ( Деян. 20:34–35 ). „Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится на суде». ( Иак. 2:13 ). „Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях». ( Иак. 1:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Скачать epub pdf Глава 11 Вопрос от Иоанна чрез учеников своих Иисусу Христу ( Мф.11:2–4 ). Ответ Господа ( Мф.11:4–6 ) и речь к народу об Иоанне ( Мф.11:7–15 ) и об иудеях ( Мф.11:16–19 ). Укоризна городам нераскаянным ( Мф.11:20–24 ). Прославление Бога Отца ( Мф.11:25–27 ) и призвание труждающихся и обремененных ( Мф.11:28–30 ). Мф.11:1 . И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их. «Перешел оттуда»: где давал наставления Своим ученикам, посылая их на проповедь Евангелия в Иудее и Галилее, – вероятно в окрестностях Капернаума, во время предпринятого Им тогда путешествия по Галилее ( Мф.9:35 ). – «В городах их»: т.е. в тех городах, в которые Он пришел, – галилейских (ср. Мф.4:23, 9:35, 12:9 ), может быть, соседних с Капернаумом. Мф.11:2–3 . Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? «Иоанн» (Креститель), «услышав о делах Христовых»: побуждение к посланию учеников – дошедший до Иоанна слух о делах Христовых. Под делами, конечно, подразумеваются главным образом чудесные дела Господа; впрочем нет нужды ограничивать смысл слова только ими, можно разуметь Его действия вообще в обширном смысле (ср. Ин.5:36 ). – «В темнице»: в крепости Махерской, на восточном берегу Мертвого моря, куда заключил Крестителя Ирод Антипа (см. Мф.14:3 ). Он, находясь в темнице, слышал о делах Господа от своих же учеников ( Лк.7:17 ), с которыми, как видно из сего места и других, ему дозволено было и в темнице иметь сношения. – «Ты ли тот, который должен прийти» (ср. Ин.6:14 ; Евр.10:37 ): т.е. Мессия, который, так как явления Его ожидали давно, а особенно в это время, и так как были уверены в скором Его явлении, назывался просто грядущим, или имеющим, или долженствовавшим прийти, может быть, применительно к словам Пс.49:3, 117:26 или Мал.3:1 . – «Или ожидать другого»: или Мессия еще только придет, другой, а не Ты? – Что значит этот вопрос от лица Иоанна? Усомнился ли он в том, что Господь Иисус действительно есть Мессия, которого он, Иоанн, был предтечею? Предполагать в Иоанне таковое сомнение, как бы ни утончали оное психологически, как бы ни умаляли силу и значение его, невозможно; это противоречит всей предшествующей деятельности Иоанна: ему были непосредственные откровения и удостоверительные знамения, что крещенный им Иисус есть действительно обетованный Мессия ( Ин.1:32–34 ), и его понятия о Мессии и Его Царстве были истинные и духовные понятия, а не ложные и плотские понятия иудеев ( Ин.1:29, 35–36, 3:23–36 ), так что в действиях Иисуса Христа он не мог видеть ничего такого, что могло бы подать ему какой- либо повод хотя мало усомниться в том, что Иисус есть действительно и истинно Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В начале, в древнем законе, Сам Бог повелел Моисею, ради чести и славы Своей, сотворить в скинии образы, сказав ему: И да сотвориши дщицу злату чисту, и изобразиши на ней образ печати, святыня Господня ( Исх.28:36 ). Господь, повелевая Моисею сотворить образы, сказал не о идолах греческих и языческих богов, но повелел сотворить образы для славы Своей. Потом Господь Бог повелел Моисею сделать кивот завета и двух херувимов, говоря: сотвориши два херувима злата изваянна, и возложиши я от обеих стран очистилища; и ниже: на опонах множество херувимов сотвориши ( Исх.25:18–19 ). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать медного змия: сотвори себе змию (медяну) и положи ю на знамя: и будет, аще угрызет змия человека, всяк угрызенный видев ю, жив будет ( Чис.21:8 ). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать две каменные скрижали (таблицы). И рече Господь к Моисею: истеши себе две скрижали каменны якоже и первыя, и взыди ко Мне на гору: и напишу на скрижалех словеса ( Исх.34:1 ). Эти две скрижали, стамну, заключавшую в себе манну, и жезл Ааронов Моисей с великою честию положил в ковчеге. Еще повелел Бог Моисею: и да помажеши (святым елеем) скинию свидения, и кивот скинии свидения, и вся сосуды ея, и олтарь кадильный. И освятиши я и будут святая святых: всяк прикасаяйся им, освятится ( Исх.30 ). Соломон же премудрый сотвори на дверях изваянны херувимы... объятыя златом свешеным на изображение ( 3Цар.6:35 ). Провидев все это, пророк Давид возгласил: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея ( Пс.25 ). И еще: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем ( Пс.5 ). Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Все эти свидетельства не противоречат заповеди данной Богом людям израилевым: слыши, Израилю: Господь Бог наш Господь един есть ( Втор.6 ). Да не будут тебе бози инии пред лицем Моим, да не сотвориши себе кумира, ни всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах и под землею: да не поклонишися им, ниже послужиши им ( Втор.5:7 и след.). Здесь Бог ясно запрещает делать образы богов греческих и языческих, потому что греки и другие языческие народы, как напр. египтяне, почитали своих истуканов за богов и покланялись им. Но чтобы к сему не привык и народ Божий, Господь Бог строго запретил делать такие подобия. Однако они слили себе тельца в пустыне и вопияли пред ним: се бози твои, Израилю, и сделались идолослужителями. Но Господь не только не запретил делать образы, но и для Своего прославления повелел сделать доску с изображением херувимов, медного змия, и другие украшения, имевшие быть при кивоте. И этих украшений ни Моисей, ни израильтяне не только не уничтожали, но почитали и покланялись им, и в сем случае почитали не дерево и не краски, но Того, в честь и хвалу Которого они были сделаны. §3. Из Нового Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Книга вторая Отделение первое Ис.10:33–34 . Се, Владыка Господь Саваоф смятет славныя с крепостию, и высоции укоризною сокрушатся, и высоцыи смирятся, и падут высоцыи мечем: Ливан же с высокими падется. В оконченной книге речь была об Ассириянах и о владыке персидском, который вышел было войною против Иудеи и Иерусалима, но неожиданно потерпел от гнева Божественного. Ибо Израиль, не напрягавший лука, не схватывавшийся за щит, не выводивший против рядов его войск ни конницы, ни с искусством построенного прочего войска, не усиливавшийся отклонить руку противников по закону войны, дивно спасен был силою и благодатью Божиею: изыде Ангел Господень, говорит пророк, и изби от полка Ассирийска сто осмьдесят пять тысящ ( Ис.37:36 ). Когда это явно сбылось, то ожидавшие своей погибели ликовали и возносили спасшему их Богу благодарственные песни, говоря: вечер водворится плачь, и заутра радость ( Пс.29:6 ); и к сему еще: обратил еси плач мой в радость ми, растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием ( Пс.29:12 ): а он, дерзкий и надменный и провозглашавший оное великое и хвастливое: вселенную всю объиму рукою яко гнездо, и яко оставленая яица возму: и несть, иже убежит мене, или противу мне речет ( Ис.10:14 ), тщетно много думавший о себе, был посрамлен, потому что едва избежал опасности, и как беглец возвратился домой, оставив Иудею. По этому-то и говорил Бог всяческих: не бойтеся, людие мои, от Ассириан живущии в Сионе ( Ис.10:24 ). Описан был (пророком) и образ бегства, так как он при проходе своем опустошал города и селения. И еще (сказано): страх приимет Раму град Саулов ( Ис.10:29 ). Разъясняя сие последнее, мы сделали повествование более историческое, впрочем недалекое от истины; ибо совершенно необходимо, чтобы слово толковано было соответственно с качеством и силою предлагаемого. Поскольку же богодухновенному Писанию обычно, чрез совершающееся грубо (вещественно) и исторически обозначать иногда таинства и представлять образы сокровенных мыслей: то мы говорим, что властвовал над нами изобретатель греха и страшно и жестоко нападал на народ Спасителя освященный, очевидно – Духом, и очищенный верою, и воевал против Церкви Божией, воздвигая против нее подчиненное ему нечестивейшее воинство духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Добрый или Великий 34 От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. ( Пс.36:23 ) Стоя здесь в храме Божием, стоя перед вами, я понимаю, что стою перед великим народом Божиим. Я сам представляю собой, хотя и недостаточно, великую Церковь и один скромный и маленький Божий народ. Моя Церковь по численности незначительна, по сравнению с другими Церквами, но она, несомненно, велика как вечный хранитель драгоценнейшего духовного сокровища, унаследованного от апостолов и святых, с апостольских времен и до днесь. Мой народ велик только потому, что больше тысячи лет был хранителем и защитником этого драгоценного духовного сокровища на неспокойной и опасной части земного шара, на котором часто скрещивали свои мечи Европа и Азия. Идеал нашей Церкви не в величине, а в доброте, добрый, а не великий человек всегда угоден Богу и людям. Великий человек может быть, и нередко бывает, велик и во зле, которое причиняет своему народу и всему человечеству. Языческая традиция – прославлять и возвеличивать великих людей. В противоположность этой традиции, христиане должны быть добры и взыскивать доброго человека, по словам Священного Писания : «От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело». Зная об этом, я с грустью слышу в некоторых христианских странах: нам нужен великий человек! Нет у нас великого человека, который необходим нам! Нужен ли нам великий человек? Нет, потому что все, что сегодня нужно, – великий Бог и много добрых людей. Почитайте книги по мировой истории, и вы увидите, как редко кто-то из великих людей в языческие времена сделал что-то действительно доброе человечеству. Вспомните, например, фараона Рамзеса или Могола, или Ирода или многих других, которые носили титул «великий». Они не сводили небесный огонь, чтобы обогреть человеческие сердца любовью и просветить человеческий разум истиной. Они приносили адский огонь, сожигающий и неугасимый. Даже и некоторые их дела, которые выглядели добрыми, совершались ради узких эгоистических интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скачать epub pdf Глава 1 Божество Слова воплотившегося (1–18). Троекратное свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе и себе самом (19–28, 29–34, 35–36). Первые ученики Христовы: Андрей и Иоанн (37–40), Пётр (41–42), Филипп (43–44) и Нафанаил (45–51). 1. Ин. 1:1 . В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Быт. 1:1 ; Ин. 17:5 ; 1Ин. 1 ; Откр. 1:2, 19:13 «Слово»: этим именем евангелист называет второе лицо достопоклоняемой Троицы – Сына Божия, как видно и из дальнейшей речи самого евангелиста (ст. 14). Открытое свыше Иоанну ( Откр. 19:11, 13 ) и известное отчасти, прикровенно в Ветхом Завете ( Пс. 32:6 ; Агг. 2:5–6 ; Прем. 18:16 ), это наименование Сына Божия 1) выражает особенное отношение Сына Божия к Богу Отцу. «Поскольку рождение Сына есть рождение бесстрастное, потому евангелист и именует Его Словом, дабы из того, что есть в тебе, научить тебя тому, что превыше тебя. Как ум, рождающий слово, рождает без болезни, не разделяется, не истощается и не подвергается чему-нибудь, бывающему в телах: так и божественное рождение бесстрастно, неизреченно, непостижимо и чуждо деления» (Злат., ср. Феофил.). 2) Это наименование показывает отношение Сына Божия как Творца к твари. «Не погрешит в слове и тот, кто скажет, что Сын именуется Словом как соприсущий всему сущему: ибо что стоит не Словом?» (Григ. Б. 3, 99). Сын есть содетельная и содержительная вина всего сотворённого; ибо Им создано всё видимое и невидимое и всё Им содержится ( Кол. 1:16–17 ). 3) Наименование сие выражает отношение Сына Божия в частности к разумным тварям – людям, как сообщившего им откровение об Отце. «Сын называется Словом потому, что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению со Отцем, и потому, что являет Его» (Григ. Б., там же). Евангелист «так наименовал Его и потому, что Сын пришёл возвестить нам об Отце: вся, елика слышах от Отца Моего, сказах вам» ( Ин. 15:15 ; Злат.). «Он возвестил нам о свойствах Отца, подобно, как и всякое слово объявляет настроение ума» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Псалом 105 Пред этим псалмом так же, как и пред 104-м, поставлено, вместо надписания, слово аллилуиа . О значении сего слова, равно как и о причине надписания его над некоторыми псалмами, сказано в кратком предисловии к 104-му псалму. Там же сказано и о том, что настоящий, 105-й, псалом, по его повествовательному характеру, имеет некоторое сходство с предыдущим псалмом и служит как бы продолжением его, а потому можно думать, что оба они и составлены одним и тем же лицом, пред самым выходом иудеев из плена вавилонского, в ободрение и утешение претерпевшим в том плену разные бедствия. Пс.105:1–2 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его? Первый стих сего псалма, как выше сказано, повторяется в 16-й главе 1-й книги Паралипоменон, вместе со стихами 47 и 48, где они обозначены как стихи 34, 35 и 36. Словами сего стиха пророк побуждает призывающих Бога не только хвалить и прославлять Его за Его милости и благодеяния, но вместе с тем и исповедать пред Ним грехи свои, потому что милость Господня во век пребывает, и Он всегда готов миловать и прощать грешника. Св. Иоанн Златоуст , в объяснение изречений сего стиха, говорит. «Что значит, что Он Благ? То, говорит, что Он не для того хочет обвинить тебя во грехах, чтобы наказать, но для того, чтобы увенчать, чтобы освободить от порочности. Судьи, взяв того, кто сознался, наказывают, но Бог тогда наказывает, когда увидит кого запирающимся, а сознающегося удостаивает утешения и прощения» с. 836]. Его благость и Его милость так же велики, чудны и достохвальны, как и все другие Его силы и свойства Божественные, и потому, хваля и прославляя Бога, можем ли мы, хотя и желали бы того, достойным образом восхвалить милость и благость Божию к нам, грешным? Мы знаем, все мы слышали о тех чудных делах Божиих, которые Он совершил для освобождения израильского народа от рабства и угнетения его в Египте, но никто из нас не может достойно изъяснить и выразить те достохвальные дела Его (возвестить все хвалы Его).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Январь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 5: гл. 1–2 (Ин.7:37–43)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 1. 1. С. 209–224 (2-я пагин.). (Продолжение.) —209— Ин.7:37 . В последний же день праздника великий стояще Иисус, и зваше глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет 1 . Надо внимательно исследовать и в этом изречении, что такое премудрый Евангелист опять загадочно говорит нам, с особенной некоторой выразительностью назвав великим последний праздничный день? Или что побудило Господа нашего Иисуса Христа, как бы по необходимому какому основанию и соответствовавшему времени, именно в этот день обратиться к Иудеям со словами: „если кто жаждет, да придёт ко Мне и пьёт?“ Ведь Ему было бы можно воспользоваться и другими словами, например: Я – свет, Я – истина. Но применив изложение к учению о вере, Он употребил это „да пьёт“, как нечто необходимое и соответствовавшее речи об этом празднике. В немногих словах попытаюсь высказать цель, заключающуюся в этом изречении. Когда Бог установлял праздник кущепоставления, Он дал Моисею такое повеление: „в пятнадцатый день месяца седьмого – праздник кущей (палаток) Господу, и приносите всесожжения и жертвы семь дней, и день первый назван святым будет вам“ ( Лев.23:34–36 ). Потом, дав постановления касательно жертв, присоединил опять: „и в пятнадцатый день месяца седьмого сего, приносите всесожжения Господу семь дней, а день первый – покой, —210— и день седьмой – покой: и в день первый возьмите красивых фиников, и ветви дерева густолиственные, и плод дерева прекрасного, и вербы, и ветви ивы с потока – (чтобы) радоваться“ ( Лев.23:39–40 ). Уже во второй книге 2 мы подробно исследовали по частям приведённое место и длинное сделали о нём рассуждение, однако же и здесь, сократив в немногих словах, снова напомним сказанное. Мы говорили, что праздник кущепоставления означает тревожделённое для нас время воскресения. Взятие красивых ветвей пальмовых и плод прекрасного дерева и, кроме того, ещё и прочее указывает на некое повторение или возвращение рая, который снова будет дан нам через Христа. А как к последнему речению прибавлено, что всё надо взять с потока и также (с ветвями, взятыми) от него веселиться, то мы говорили, что потоку уподобляется Господь наш Иисус Христос , в Коем действительно обретём всякую радость в надежде и усладу, – в Нём и веселиться будем божественно и духовно. А что Он есть и называется духовно потоком, о сём засвидетельствует нам премудрый Псалмопевец, обращаясь с речью как бы к Богу и Отцу о нас: „сыны же человеческие в крове крыл Твоих будут надеяться, упьются от изобилия дома Твоего, и потоком сладости Твоей напоишь их“ ( Пс.35:8–9 ). И Сам Господь в одном месте у пророков говорит: „вот Я направляю к ним как бы реку мира и как бы поток полноводный“ ( Ис.66:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Е.А. Авдеенко Кафизма VI Псалом 37 (38) – второй в Шестопсалмии. И – третий покаянный псалом. Давид говорит о тех, кто творит всякие помехи покаянию. Пс.37:13             И коварствуют ищущие душу мою,                         и ищут зла моего, изрекают пагубу,                         и о кознях весь день усердствуют. «Коварствуют» – глагол неясного значения (бить, ловить, хватать; см. Пс.9:17 ). Во всяком случае, враги действуют каким-то очень оригинальным способом – изощренно. «Ищут зла моего» – выискивают, что будет для меня злом, изобретательно ищут мое самое больное место. «Изрекают пагубу» – те, чья «внутренность – пагуба» ( Пс.5:10 ). «Усердствуют» – «тщатся, поучаются, размышляют» ( Пс.1:2 ; Пс.2:1 ; Пс.37 /36:32 (опечатка? авторское Пс.37 /36:30) – подходят к причинению зла с той «тщательностью», какая необходима при изучении Торы: блажен муж – он «в Торе Господней потщится день и ночь» (см. Пс.1:2 ). Пс.37:17             Ибо я сказал: да не веселятся обо мне,                         когда поколебалась нога моя, они надо мной величаются. Покаяние есть битва в мире духов,       и в ней можно потерпеть поражение. Тогда о страданиях «повеселятся враги лживые» ( Пс.35 /34:19), сообщество лукавых, которые радуются, когда человек споткнется, и над павшим они «величаются» ( Пс.35 /34:26). Пс.37:20             А враги мои живут, укрепляются,                         и умножились ненавистники мои лживые. «Ненавистники лживые» – они же «враги лживые» ( Пс.35 /34:19). Когда человек кается, враги липнут к нему, чтобы лгать на него и позорить. Поэтому далеко не всякого нужно слушать, когда зовут к покаянию. Может и «Каин» звать к покаянию 233 . Враг стремится лишить человека плода покаяния и привести к унынию. Пс.37:21             И воздающие мне злое за доброе                         противятся мне за то, что я преследовал доброе. Давид «уклонялся от зла и делал доброе» ( Пс.37 /36:27); он «вместо» доброго получает злое, ему «возвращают» (воздают) сполна и щедро – «восполняют» (шалем); в его случае можно быть уверенным, что за всякое добро он «вполне» получит зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010