Ис.64:3 . Когда Ты совершал страшные дела, нами неожидан­ные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего. Ис.64:4 . Ибо от века не слы­хали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. «Когда Ты совершал страшные дела... горы таяли от лица Твоего.» То, что в двух предшествующих стихах выражалось лишь гипотетически, здесь утверждается уже фактически. О великих и страшных делах Господа Библия, действительно, говорит неоднократно ( Втор.10:21 ; Пс.105:22 и др.). Подтверждает она и тот образ, что Господь есть «огонь поядающий» ( Втор.4:24 ). «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который бы столько сделал». Мысль эта совершенно в духе того отдела, который обнимает собой 40–45 гл. кн. пророка Исаии (см. напр., Ис.40:12–13, 17, 22–23, 28 ; Ис.41:22–24 ; Ис.43:9 ; Ис.44:11, 25 ; Ис.45:21 и др.). Заслуживает особенного внимания то, что Апостол Павел, приведя это текст из пророка Исаии, прилагает его к неизреченной тайне воплощения, которая одновременно и превышает собой всякое разумение человека и является откровением высочайшей любви Бога к людям ( 1Кор.2:9 ). Ис.64:5 . Ты милостиво встречал раду­ю­щегося и дела­ю­щего правду, по­мина­ю­щего Тебя на путях Тво­их. Но вот, Ты про­гневал­ся, по­тому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?: С 5 по 7 ст. включительно идет исповедание божественного благоволения к праведникам и глубокое сознание своей собственной греховности. «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду». Действительно, всякое, хотя бы сравнительное и незначительное, проявление искренней религиозности и действительного послушания Богу не оставалось без награды, как это мы видим на примере многочисленных библейских праведников ( Исх.33:17 ; Исх.34:9 ; Пс.4:8 ; Пс.36:25 ). Как же мы будем спасены? Если мы припомним многочисленные и резкие обличения нечестия, беззакония, ханжества и лицемерия народа израильского, рассеянные по разным местам кн. пророка Исаии ( Ис.1:4, 6, 11–15, 21–23 ; Ис.3:9 ; Ис.58:2–5 ; Ис.59:2–3, 12–13 и др.), то нам не покажется особенно странным и этот вопрос, в котором слышится как будто бы нота отчаяния в спасении от острого и мучительного сознания всей глубины своего падения. Впрочем, LXX и славянский текст отнесли эту фразу к началу следующего стиха и перевели ее несколько иначе: «сего ради заблудихом»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Подобный подход диктуется особым вниманием к библейской антропологии, опирающейся на первые главы книги Бытия. Однако он не единственный. Ветхозаветная антропология имеет длинную историю и отнюдь не прямую. Это хорошо видно из широкого спектра значений понятия «душа», встречающихся в Библии. Термин «душа» имеет в Библии несколько значений. Их недостаточно перечислить. В их внутренней сути и взаимосвязи раскрывается сложное целое – библейская антропология. 5.1.1. Душа – жизнь человека, антоним смерти Одно из часто встречающихся значений «души» – душа как жизнь, в смысле «живой человек». Быть живым значит иметь душу, быть душой. И наоборот, «отдать» душу, «потерять» душу значит умереть. Быт.19:17 : ...спасай душу свою, – говорит Господь праведному Лоту – чтобы тебе не погибнуть. Быт.35:18 : ...выходила из нее душа, ибо она умирала. Тов.14:11 : ...душа его оставила его на ложе; ...и сын с честью похоронил его. Иов.9:21 : ...не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Эти примеры по смыслу пересекаются с «угрозой жизни» человека – «искать души» кого-нибудь значит в Библии преследовать с целью убийства. Пс.39:15 : ...ищущие погибели душе моей! 37:13: ...ищущие же души моей ставят сети. То же в Пс.34:4; 53:5 и других. Поэтический и аллегорический язык Библии передает через такое понимание «души» целостное бытие человека, как живого существа. Очень часты вариации на тему смерти в терминах отделения души от тела: Иов.33:22 : И душа его приближается к могиле, и жизнь его – к смерти. 33:28: Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет. Обратите внимание на то, что душа как бы «умирает», приближается к смерти, к могиле. Это вовсе не отрицает бессмертия души. Это аллегория. В это понимание термина «душа» включается все земное бытие человека. Оттого и «душа» фактически значит «жить», «быть живым». Вот еще примеры: Пс.21:21 : ...Избавь от меча душу мою; 30:14: ...умышляют исторгнуть душу мою; 62:10: ...ищут погибели душе моей. Этот же смысл мы встречаем и в Новом Завете:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

66. «На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?» (Пс. 55:12). Предельное мужество Требуется предельное мужество: Тому, кого ведут на расстрел, Тому, кто готовится к тяжелой операции, Тому, кто ушел от мира, Тому, кто отрекается от самого себя. 67. «…Живи на земле и храни истину.» (Пс. 36:3). Хранить истин у То, что провожает, то и встречает, С чего начинается, тем и заканчивается, От чего уходят, к тому и возвращаются, К чему привязываются, от того потом убегают. 68. «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло…» (Лк. 11:34). Деревенская девушка в столице Деревенская девушка приехала в столицу. Начались первые неудачи: невозможность найти себя в городской жизни, насмешки подруг по работе из-за различия во вкусах и понимании жизни, неумение найти правильное решение, и многие другие. Она не знала, что выбрать: стать такой же, как ее новые подруги, или остаться самой собой, такой, какая она есть? Пожилой родственник, к которому девушка обратилась за советом, сказал ей: «Дорогая моя, у тебя есть то, чего нет у городских девушек – это искренность и непосредственность восприятия. Сумей сохранить эти качества, и ты всегда и везде будешь знать, как правильно поступить. Главное в жизни – не как выжить в ней, а как прожить ее». 69. «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.» (Пс. 89:12). Мудрое сердце Большинство людей не имеют никакого богатства, Многие люди не имеют никаких чинов, Множество людей не стяжало никакой славы. Редкие люди умеют жить без мыслей о богатстве, чинах и славе. 70. «…Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:26-27). Два сапога – пара Два сапога заспорили. Правый сапог говорит левому: «Ты не такой, как я. У тебя – все наоборот». А левый сапог отвечает: «Нет, это у тебя все наоборот. И вообще, я прекрасно проживу и без тебя». Пришел хозяин, одел сапоги, притопнул ногами и говорит: «Эх, вот это обувка.

http://isihazm.ru/?id=110

Итак, когда он стоит, то стоит только опутанный узами и окруженный тернием; а если он захочет двинуться, не имеет твердого шага; нетвердою, некрепкою ногою доходит он до Галгал, что значит χυλισμς, т. е. «непостоянство», или «грязь болота». Если когда-либо мы увидим некоторых, восстающих против нас и жадною гортанью ищущих нашей крови, и если по неисповедимому промыслу Божию за нас будут те, которые пришли против нас, то мы скажем: Валаам пришел от уз до Галгала, чтобы был познан праведный суд Божий. Господь призвал народ Свой на суд: он же, сознавая свой грех , желает не вступать в состязание, а только просить; и однако не имеет уверенности в молитвах своих. Ибо нет ничего достойного, что он мог бы принести в жертву Богу, и никакое смирение не может омыть скверны его грехов, так как невозможно, чтобы кровь волов и тельцов, тучные всесожжения, кровь овец и тучных козлов омывали скверну души ( Евр.10:4 ). Разве не дать ли мне, говорит он, первородного моего, за преступление мое, как это сделал царь Моава ( 4Цар.3:27 ], или плод чрева моего за грех души моей, что сделал Иеффай, принесший в жертву дочь вследствие неразумно данного обета ( Суд.11:34–40 ). Мы же составляем часть народа Божия, и зная, что пред Лицом Его не оправдается ни один живущий ( Пс.142:2 ) и говоря: «В скота обратился я пред тобою» ( Пс.72:22 ) и раскаиваясь во грехах своих, сомневаемся и говорим: «Чем я привлеку Господа или приобрету Господа Вышнего моего?» Каким образом я буду иметь возможность удержать Его, уклоняющегося [от меня] и каким очищением я буду в силах приготовить жилище св.Троице? Привлеку ли я Его всесожжениями? напр., принеся всего себя в жертву всесожжения, или же тельцов однолетних, т. е. оставив питаться молоком и переходя к твердой пище, разве я сделаюсь достойным времени Господня милосердия? Но если бы я принес и тысячу овец и десять тысяч козлов, или соединил бы в себе все жертвы книги Левит, понимая их в духовном смысле, и если бы со стороны моей пала тысяча и от левой руки моей десять тысяч ( Пс.90:7 ), то и тогда я ничего не мог бы дать достойного, чем я привлек бы или приобрел бы Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И таковой оказывается наследникБогу и Отцу, сонаследник же Христу (Рим. 8:17). Посему желающий приобрести драгоценную жемчужину (Мф. 13:45-46) пусть с радостью продаст все нынешние блага, чтобы поистине приобрести это самое поле, в котором он нашел сокрытое сокровище (ср. Мф. 13:44) жизни. Ибо когда кто-нибудь оставляет все житейское богатство, тогда обретает место, в котором сокрыта благодать Божия. Потому что совершенно подходяще для нас, познавших путь благочестия, чтобы все наше имение тотчас продать и вырученными от этого деньгами распорядиться по заповеди Господней (Мф. 19:21). И да не ослушаемся спасительного повеления под предлогом того, что хотим всегда исполнять заповеди. Ибо прежде из этого последует прекрасная беззаботность, а затем безупречная бедность. Посему говорит Апостол: наша брань не против крови и плоти (Еф. 6:12). И это он относительно подвижнических законов устанавливает. Так же как борцы не только раздеваются (ибо вначале перед борьбой принято раздеваться), но сбривают волосы, чтобы не росли волосы, и намазываются маслом, чтобы посредством масла сделаться скользкими для рук противника, и таким образом выходят на борьбу, так и мы: если желаем увенчаться, то совлекаемся ветхого человека с делами его (Кол. 3:9) и снаружи бреемся и, растратившись на милостыню, обнаженные от всякой заботы и без хитона, восходим на ристалище добродетели. Говорит он и к евреям: ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее (Евр. 10:34). Псалмопевец же: Богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61:11). Посему он прекрасно сказал: аще течет, ибо подобно потоку проплывают мимо нас все вещи этого мира. Сегодня они становятся достоянием этого [человека], завтра — того. Посему мы вместе с Давидом Давидово воспоем: И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках и: возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Пс. 118:45). И: нищ и убог… восхвалят Тя, Господи (Пс. 73:21; 113:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Ueз.XVI:8–9 . И ты стала Моею. И омыл Я тебя водою, и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя маслом. Так как Я простер крылья Мои, и покрыл позор твой, и поклялся тебе и вступил в договор с тобой; то ты стала принадлежать Мне, так что ты, бывшая чужой, когда имела вид нечистой, начала быть Моей, когда Я подтвердил клятвой договор Мой с тобою, или, по обычаю пророков, ты стала Моей, говорит в том смысле, что вступила со Мной в супружеский союз, и Я омыл тебя, говорит, водой спасительного крещения. Ибо аще кто не родится водою и Духом Святым, не может внити во царствие Божие ( Ин. 3:5 ). И в другом месте мы читаем: Той вы крестит духом Святым и огнем ( Мф. 3:11 ). Об этом крещении и Исаия говорит в следующих словах: отмыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских, и кровь очистит от среды их духом суда и духом жжения ( Ис. 4:4 ). Омыв же и очистив от крови подобно тому, как кровоточивую ( αμοοσαν), которая двенадцать лет страдала кровотечением, Он исцелил чрез прикосновение к краю одежды ( Мк. 5:27 ), Он не удовольствовался тем, что омыл водой и очистил от крови, но помазал также маслом, подобно тому как самарянин, означающий стража, сначала размягчил раны полуживого чрез возлияние масла, а потом укрепил чрез терпкое вино ( Лк. 10:34 ). Господь же наш помазан другим елеем, который не боль от ран облегчает, но дает радость, как говорит к Нему Дух Святой: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих ( Пс. 44:8 ). Имеют и противные силы поддельное смягчающее масло, обещая чрез еретиков сладкое, которое обращается в горечь и об удалении которого молит пророк говоря: елей же грешного да не намастит главы моея ( Пс. 140:5 ). Если же Он называется Помазанным чрез помазание, то есть Христом, то смотри, какого преуспеяния достиг Иерусалим, так что и он, помазанный духовным елеем, получил имя Христа, соответственно чему и об Аврааме к Псалмах читаем: не прикасайтеся помазанным (christos) Моим и во пророцех Моих не лукавнуйте ( Пс. 104:15 ). Ueз.XVI:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

XXIX. Отеческое Божие наказание     «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:5—8).     «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени» (Евр. 12:11—12).     «Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи, и от закона твоего научишь» (Пс. 93:12).     «Если оставят сыновья его закон Мой и не будут ходить по уставам Моим; если нарушат постановления Мои и заповедей Моих не будут хранить, то накажу жезлом беззакония их, и ударами — неправды их; милости же Моей не отниму от них» (Пс. 88:31—34).    «Научая наказал меня Господь, смерти же не предал меня» (Пс. 117:18). Святой Златоуст об этом    Те, кто Божия наказания принимает не с благодарностью, а с гневом и негодованием, те превеликим себя подвергают бедам (Кн. 1 к Стагирию).    Не должны мы смущаться тем, что другие более легкое принимают наказание, чем мы, ибо за большие труды большее будет награждение (Кн. 1 к Стагирию).    Если некоторые наказанием Божиим не исправляются, не Богу то приписывать должно, но их нерадению (Кн. 1 к Стагирию).    Божие наказание — врачевание грехов (О землетрясении).    Часто Бог, когда мы согрешаем, не скоро нас наказывает за грехи, но дает нам время для покаяния; и если мы, думая, что грех наш уже заглажен, об исправлении своем нерадим, то там постигает нас казнь Божия, где мы ее не ждем (Беседа 3 к народу антиохийскому).    Знает Бог, что опущение казни за грехи не меньше нам вредит, чем и сами грехи: для того Он нас наказывает, — не ради отмщения за прежние грехи, но ради того, чтобы мы впредь исправляли себя (Беседа о том, что проповедник не должен ласкательствовать).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010