3:8—9). Итак, что Израиль лишен будет обетования, однако не совсем погибнет, но спасен будет хотя в небольшой части своей (потому что это, думаю, значит «остаток»), это ты весьма легко можешь уразуметь, как я уже прежде говорил, видя входящим в землю по обетованию Божию Халева, с которым сопряжен некоторым образом и входит рядом «спасающий». Ибо так толкуется имя Иисус. Почему и Божественный Ангел Гавриил, когда благовествовал Святой Деве образ вочеловечения Единородного, говорил: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лк. 1:30 — 32). Итак, один лишь остаток всего сонмища иудеев наследовал обетования и вошел в священную землю. А самый народ, — далеко нет. Вместе же с остатком вошел и новый и верующий народ; потому что вместе с Халевом Бог всяческих обещал ввести и все молодое поколение. На это указывал нам и божественный Давид, говоря о наследии святых: «Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа» (Пс. 101:19). Ибо не для Детоводимых в законе соблюдено наследие, но для иного рода. Какой же это иной род? Это — новый, как я сказал, и верующий народ: потому что мы созданы во Христе к обновлению жизни, совлекшись ветхого человека с страстями и похотями его, так как говорится, что Христос создал «оба» народа «одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом... , имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:15—16, 18). Итак, во образе нового народа да будут и истинным Халевом вводимые чада. Им и богоглаголивый ученик (Христов) писал в Послании, говоря: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Пет. 2:2—3). А что и богоглаголивый Павел, так уразумев заключающееся в законе, пременяет в истину содержащийся в письменах прообраз, это ты ясно можешь узнать из того, что написал он в Послании к Евреям, говоря: «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3508...

  29. Бог вседоволен, ни в чем не нуждается    Св. ап. Павел говорит, что Бог ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя, что Сам дая всем живот и дыхание и вся (Деян. XVII, 25).    Св. Григорий Богослов учит: „Бог, как самодовольный, не нуждается ни в чем человеческом и маловажном, тем менее увеселяется недостойными приношениями: напротив того, жертвою нечестивого, хотя бы это был телец, гнушается, как псом,. и, хотя бы это был ливан, оскорбляется, как богохульством (Исаии 3); ценит же ту одну жертву, которую Чистейшему приносят чистые руки, высокий и очищенный ум“ (Твор. св. Григория Богослова, ч. I, стр. 101. Москва 1843 г.).   30. Бог благ    Бог ест любовь, говорит св. ап. Иоанн (1 Иоан. IV:8), т. е. в Нем столько любви и благости, что Он весь любовь. Благ Господь ко всему, и на всяком творении милость Его, говорит псалмопевец (Пс. CXLIV, 9) . „Если бы кто спросил, – говорит один из отцов церкви, – что мы почитаем и чему поклоняемся? Ответ готов: мы чтим любовь. Ибо, по выражению Св. Духа, Бог наш есть любовь (1 Иоан. IV:8), и это наименование благоугоднее Богу всякого другого имени“ (Григ. Бог. Слово 32 в тв. св. отцов).    Неизреченная благость и любовь Божия в особенности к человеку открылась: а) в сотворении его по образу и по подобию Божию, б) в спасении его воплощением, страданиями и крестною смертию Единородного Сына Божия, и в) в последовавшем за тем превознесении его во Христе Иисусе.    О сотворении человека Давид говорить в одном из псалмов своих: „когда взираю я на небеса Твои, дело перстов, Твоих, на луну и звезды, которые Ты поставил; то – что такое человек, что Ты помнишь его? И Сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами: славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих: все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями! Господи Боже наш! Как величественно Имя Твое по всей земле!» (Псал. VIII).    Безграничная любовь Божия в спасении нас грешных воплощением, страданиями и смертию единородного Сына Божия раскрывается особенно в Свящ. Писании Нового Завета. В Евангелии Иоанна говорится: „так Бог возлюбил мир, что и Сына Своего единородного отдал (на жертву), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. III:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

А когда другой брат огорчился, Господь утешил его, уврачевав духовно: " Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой... был мертв и ожил, пропадал и нашелся " (Лк 15, 31-32). И ты, брат, сподобившись милости, не презирай ее, но подражай покаявшемуся и вернувшемуся сыну. Припади к отцу твоему со смирением, исповедай ему свое прегрешение ради истины и говори без притворства: " Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих " (Лк 15,18-19). С этим умилением и болью припади к нему и, получив прощение, береги себя впредь, со страхом и смиренномудрием работай Господу все дни жизни твоей, памятуя о полученных тобой благодеяниях. Не так, чтобы некоторое время проявлять смирение и покорность, а потом весьма скоро нагло и бесстыдно лениво ходить на богослужения и на всенощные бдения. Нельзя сегодня благодарить за трапезу, а завтра поносить повара и трапезария. Вспомни слова Пророка: " Я ем пепел, как хлеб " (Пс 101, 10). Вспомни об уксусе и желчи, которые вкушал ради нас Владыка. И с благодарностью ешь все, что дают. Говоря кратко, нельзя сначала смириться, проявить воздержание, благоговение и всякую другую добродетель, а потом предаться невоздержанию и безразличию ко всему, потому что в таком случае ты можешь навлечь на себя страшный гнев за то, что, получив прощение, презрел своего благодетеля. Тогда ты будешь отсечен, как загнившая, неизлечимо больная часть тела, и впредь не получишь возможности для покаяния и исправления. Об этом нас предупреждал Господь: " Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже " (Ин 5,14). Со страхом Божиим постоянно работай ради своего спасения, чтобы восстать после прежнего поражения и удостоиться радости от Господа твоего вместе со всеми благоугодившими Ему. 9. Если брат, не выдержав брань, уйдет из монастыря, а ты отправишься на его поиски, то, найдя его, мирно поговори с ним, чтобы не прибавить к его страданиям новую боль. " Наблюдай каждый за собою, чтобы не быть искушенным " (Гал 6,1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

их совершенно, оделись они в неправду и нечестия свои...» (Пс.72:6), а в другом месте: «смиренным дает благодать» (Притч.3:34), — что милостыня прекрасна: «расточил: ...дал нищим, правда его пребывает в... век века» (Пс.111:9), — что милосердие достойно похвалы: «муж, щедро... дающий, устроит дела свои на суде» (Пс.111:5), — что не должно злословить: «тайно клевещущего на ближнего своего — сего я изгонял» (Пс.100:5). И много — го­раздо больше сказанного — найдешь ты здесь мыслей, исполненных любомудрия. И он беседует не только о настоящем, но и о буду­щем, не только о видимой, но и о невидимой твари. Желаешь узнать о небе, пребудет ли оно вечным или потерпит изменение? В ответ на это он ясно говорит тебе, что «как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся» (Пс.101:27). Или о наружном виде (небес) пожелаешь узнать, опять услышишь от него: «простираешь небо, как кожаный покров» (Пс.103:2). Если пожелаешь узнать, что нахо­дится далее — за пределами этого неба, дает тебе ответ и на это: «покрываешь водами высоты Свои» (Пс.103:3). Не останавливается (псалмопевец) и на этом, но скажет тебе и о широте, и о глубине, доказывая их равномерность: «насколько отстоит восток от запада,... (настолько) Он удалил от нас беззакония наши» (Пс.102:12). «Ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил... Господь на боящихся Его» (Пс.102:11). Если ты захочешь исследовать основания земли, то и этого от тебя не скроет, но услышишь от него, что (Господь) «на морях основал ее» (Пс.23:2). Или ты желаешь узнать о земле­трясениях — отчего они бывают? Всякое твое недоумение рассеивается его словами: «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись» (Пс.103:32). Если спрашиваешь о том, какое назначение имеет ночь, и это можешь узнать от него: «Ты простираешь тьму, — и настает ночь,... когда ходят все звери лесные» (Пс.103:20). Объяснит тебе он и то, чем полезны горы: «высокие горы для оленей», и для чего скалы: «каменистая скала — прибежище зайцам» (Пс.103:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И сам божественный Давид в двадцать первом псалме сказал: «возвестит Господу род грядущий, и правду Его возвестят людя м, имеющим родиться , которых сотворил Господь» ( Пс.21:31–32 ). Во Христе двое, народ из языков и от обрезания, созидаются в одного нового человека. Создание здесь означает перемену, но не творение, как и в словах: «сердце чистое создай во мне " ( Пс.50:12 ), и: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» ( Прит.8:22 ). Впрочем, не просто создано го­ворящее лицо, но как начало путей Божиих в дела Его; а быть созданным в качестве начала чего-нибудь означает (уже) состояние, а не (просто) перемену. Итак, созидаемый таким образом народ восхва­лит Господа, придя к познанию единого Бога. Если бы псалмопе­вец имел в виду творение, он не сказал бы: " создай», но «соз­данное», потому что можно жить во время изменения, а во время тво­рения – жизни еще нет. Таким образом народ, научаемый и ста­рому и новому, возносит подобающую песнь Спасителю Богу. " Ибо Господь приник... с... высоты Святой Своей, Господь с неба на землю призрел» ( Пс.101:20 ). Приникнуть (наклониться) с высоты – это сказано о Спаси­теле во время воплощения. Тогда Он, пребывая вверху, явился и внизу, а такое положение свойственно именно наклоняющимся, Он наклонился для того, чтобы посмотреть землю, то есть, чтобы посе­тить ее. Будучи бестелесным и духовным существом, и даже выше того, Господь нигде не помещается и не ограничивается ме­стом, но силой Своей распространяется на всю тварь. «В мире был, и мир чрез Него начал быть» ( Ин.1:10 ). Ему приписывается пребывание в лучших частях мира не в смысле пространства, но в смысле присутствия Его в своих делах Своей неизреченной силой. Например: «живущий на небесах» ( Пс.2:4 ), или: «Отче наш, сущий на небесах» ( Мф.6:9 ). Итак, будучи в таком смысле на небе, но промыш­лением присутствуя и на земле, Он призрел на землю – «чтобы услышать стоны узников, развязать сынов умерщвленных, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме» ( Пс.101:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Следующая по времени весьма многочисленная группа псалмов говорит уже о противоположности между праведниками и беззаконниками. К этой группе псалмов мы относим те псалмы, в которых ещё нет указаний на острое положение дела, т. е. такие псалмы, в которых праведники ещё выражают уверенность в спасительном действии праведности и не сомневаются в погибели нечестивых: если беззаконник и счастлив, то его счастье непрочно и мимолетно. Другими словами, эти псалмы ещё не ставят той проблемы, которая так остро поставлена в книге Иова: не бесполезна ли праведность, когда праведного постигают беспричинные несчастья, и существует ли Бог, раз Он лжив и не исполняет Своих обетований? Программным псалмом для всей этой серии может служить первый псалом, который мы уже приводили в четвертой главе; кроме этого псалма, к этой группе ещё относятся 19 псалмов: 9, 10, 15, 16, 23, 32, 34, 37, 62, 75, 92, 101, 103, 111–112 (один псалом, случайно разделённый на два), 128 (из собрания «песен пилигримов»), 139 и 145. Из всей этой группы наиболее типичными надо признать следующее псалмы: пс. 1-й, похожие на него пс. 15, 16 и псалмы 32, 37 и 128. «Бесчисленны болезни нечестивого; но кто доверяется Ягве, того Он окружит Своею милостью», говорит автор пс. 32. Пс. 37 рисует эти «бесчисленные болезни» нечестивца, а пс. 128 – счастье праведника. Оба псалма настолько типичны, что их стоит привести в подробном изложении. «Не возмущайся и не восставай против злодеев и делающих дурное, советует автор 37 пс.: ибо они увянут и зачахнут так же быстро, как зеленая трава. Доверяй Ягве и делай добро, тогда исполнятся желания твоего сердца, и твое право будет сиять, как полдень. Нечестивые будут истреблены; погоди немного – и не останется ни одного нечестивого; посмотришь на то место, где стоял нечестивый – и уж нет его. Нечестивый замышляет злое на праведника, но Бог смеется над его намерениями. Нечестивые обижают меч и натягивают лук, чтобы поразить праведных, притеснить слабых и бедных, но их меч пронзит их собственное сердце, их лук сломается без выстрела.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

О первом члене Символа Веры 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.    Веровать в Бога, значит быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его божественное откровение, то есть все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом.    Но чтобы вера наша была живой и действительной, необходимо исповедывать ее.    Исповедывать веру — значит открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания, и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога. Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу. «Сердцем веруется к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10), говорит апостол Павел.    Примерами твердого и мужественного исповедания веры служат святые, мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такой любовью к Господу Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни, подвергались гонениям и страшным мучениям, какие только могла придумать злая изобретательность человека.    Слова символа веры: «во единого Бога» указывают на единство истинного Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него (Исх.44:6; Исх.20:2-3; Втор.6:4; Ин.17:3; 1 Кор.8:4-6). Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии.    Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо Бога — невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и ангелов. Но из откровения Божия, из ясных свидетельств Священного Писания, мы можем иметь понятие о существе и основных свойствах Божиих: Бог есть Дух (Ин.4:24), живой (Иер.10:10; Фессал. 1:9); самобытный, т. е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе — Сущий (Исх.3:14; и Ин.2:13), вечный (псал. 89, 3; Исх.40:28; Рим.14:25), неизменяемый (Иак.1:17; Мал.3:6; Пс.101:28), вездесущий (Пс.138:7-12; Деян.17:27), всеведущий (1 Ин.3:29; Евр.4:13), всемогущий (Быт.17:1; Лк.1:37; Пс.32:9), всеблагий (Мф.19:17; Пс.24:8), премудрый (Пс.103:24; Рим.14:26; 1 Тим.1:17), всеправедный (Пс.7:12; Пс.10:7; 2 Рим.6:11), вседовольный (Деян.17:25), всеблаженный (1 Тим.6:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Эти части должны быть распределены так, чтобы за каждым отдельным псалмом следовали по 2 чтения из других книг Св. Писания (пророчество и Апостол) и молитва с коленопреклонением. Евангелия соединяются лишь с последними 4-мя группами чтений 30 , каждая из них сопровождается молитвой, в первых же группах молитвы полагаются чрез две. Евангельские зачала почти одинаковы с зачалами наших часов, лишь Евангелия из Мф. и Ин. взяты несколько короче ( Мф. 23:3–53 и Ин. 19:25–37 ). Половина паримий и Апостолов, составляющая нечетные группы, также сохранилась в наших часах В. пятка, а другая приводится в некоторых древних греческих чинах этой службы 31 . Псалмы, назначаемые лекционариями для данной службы, или точнее – припевы: Пс. 34:11 : Восставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя; Пс. 37:18 : Яко аз на раны готов и проч; Пс. 40:7 : И вхождаше видети, еще глаголаше сердце его, собра беззаконие себе: исхождаше вон и глаголаше вкупе; Пс. 21:19 : Разделиша ризы и проч.; Пс. 30:6 : В руце Твои предаю дух мой, избавил мя еси Господи Боже истины; Пс. 68:22 : Даша в снедь мою желчь и проч.; Пс. 87:5 : Привменен бых с низходяшими в ров и проч.; Пс.101:2 : Господи, услыши молитву мою и вопль мой к Тебе да приидет. Часть приведенных припевов и доселе еще сохраняется в прокимнах и стихах тропарей часов В. пятка. Как видим, состав и порядок изложенной службы несколько изменился сравнительно с виденным Эферией. Тотчас за этой службой начиналась вечерня в Мартириуме с чтениями – Иер. 11:18–20 (ср. нашу парим. 1 ч. В. четвертка), Ис. 53:1–12 , Пс. 21:19 (см. выше), Мф. 27:57–61 (о положении Христа во гроб). На утрени В. субботы в храме Воскресения лекционарии указывают Пс. 87:7 : Положиша мя в рове преисподнем и проч., и Евангелие Мф. 27:62–66 . Пред пасхальным бдением, согласно с древним общехристианским обычаем возжигать на этой службе новый огонь в храме 32 , по лекционариям, зажигается в храме Воскресения, несомненно, у гроба Господня, сначала факел. Епископ произносит: Буди имя Господне благословенно отныне и до века ( Пс. 112:2 ) и затем возжигает три свечи, за ним зажигают свои свечи диаконы, все молящиеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Пс.101:12 .  Дни мои – как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава. «Дни мои – как уклоняющаяся тень». Тень не имеет определенной величины, так и жизнь пленного еврея не имеет устойчивости: в окружающих его бедствиях она так же легко может исчезнуть и прекратиться, как исчезает тень предмета, когда случайное облачко набежит и закроет солнце. Пс.101:13 .  Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род. Помилование Богом праведника есть снисхождение к последнему. Бог вечен, Его обетования о спасении из плена несомненно исполнятся, но праведник еврейский, в частности то поколение людей, которое сейчас в плену, не вечно, жизнь их ограничена. Писатель и молит Господа исполнить свои обетования над этим поколением людей, исстрадавшихся в плену. Пс.101:14 .  Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, – ибо пришло время; «Пришло время» помиловать евреев. Это место указывает, что псалом был написан незадолго до окончания плена, предсказанного пророком Иеремией, вероятно, во время уже мидо-персидского владычества, когда лучшие из евреев, напр., пророк Даниил, задумывались над судьбою, ожидающей их народа ( Дан. 9:2, 18–20 ). Пс.101:16 .  И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей. Народ, прежде служивший предметом клятвы, как отверженный Богом, с возвращением из плена и помилованием, дарованным ему Господом, снова возвысится в глазах всех племен Востока. Исполнение над ним предсказанного Богом покажет величие Его имени и вызовет у народов страх пред Ним, как существом всемогущим. Пс.101:17 .  Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; Пс.101:18 .  призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. Пс.101:19 .  Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, Пс.101:20 .  ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, Пс.101:21 .  чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, Пс.101:22 .  дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как подсеченная косой трава засыхает, так и подсеченный страстями человек «иссыхает сердцем» , лишаясь благодати Божией. Одержимый страстями — лишается духовной трапезы. «Хлеб» души нашей есть Божие слово; ибо как земной хлеб питает тело, так и небесное слово — существо души (Исихий, Феодорит). Пс.101:6.   От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. От сокрушенного стенания «кости» прилипают к коже, так как истинное стенание иссушает и растопляет весь «жир» , находящийся в костях и плоти (Златоуст). Пс.101:7.   Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. Пс.101:8.   Бдех и бых яко птица особящаяся на зде. Свойство «нощного врана» (совы) — издавать глас ночью. Поэтому Порфироносный, проводя целые ночи в молитве, справедливо уподобляет себя «нощному врану» ; стремлением к уединению — «пустыннолюбивой» птице пеликану, а бодрствованием — «птице» , уединяющейся на кровле, т.е. воробью, от страха и безпокойства теряющему сон (Афанасий, Феодорит). Пс.101:9.   Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся. Пс.101:10.   Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. Пс.101:11.   От лица гнева Твоего и ярости Твоея, яко вознес низвергл мя еси. Этим показывает чрезмерность скорби и указывает на те злострадания, каким подверг себя, чтобы умилосердить Бога; ибо Господь, «вознеся» его на зависть других, вдруг «низвергл» с высоты за превозношение (Златоуст, Афанасий). Пс.101:12.   Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Итак, не будем превозноситься житейскими успехами. Поэтому-то Пророк наименовал себя тенью и травою, чтобы не полагались мы нисколько на что-либо настоящее, зная непрочность и временность всего (Исихий). Пс.101:13.   Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. Люди по своей злобе колеблются между надменностью и уничижением и никогда не знают постоянства. «Господь же» непоколебим в своих обещаниях (Златоуст): Пс.101:14.   Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010