84.  Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих (Пс. 77. 1). 85.  Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил свой дом на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне (Мф. 7. 24, 25). 86.  А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7. 26, 27). 87. 1 Кор. 1. 24. 88.  Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его (Пс. 36. 29–31). 89. Алфавитный патерик. 90. Слово 57. Здесь и о винах грехов, равно как и в Слове 56. 91. Изречение аввы Зинона. Алфавитный патерик. 92. Собеседование 1 (Collatio) о рассуждении. Пролог, июля 22. 93. Алфавитный патерик. 94. 2 Цар. 11. 95. Преподобного Нила Сорского Слово 11. 96. Руководство к духовной жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 108. 97.  …безмерно обширна (Пс. 118. 96). 98.  Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25). 99.  Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8. 35). 100.  …кто… не возненавидит… самой жизни своей, … не может быть Моим учеником (Лк. 14. 26). 101. Мф. 19. 27–29. 102. Мф. 19. 27–29. 103.  …наказывает … это милость (Пс. 140. 5). 104. Сир. 32. 21. 105. Ответ 59. 106. 1 Ин. 2, 23. 107.  Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учением, заповедям человеческим (Мф. 15. 8, 9). 108. Мф. 6. 1–18. 109. Преподобный Макарий Великий. Беседа 21. 110. Святой Исаак Сирский. Слово 61. 111. Пс. 19. 12. 112. Священномученик Петр Дамаскин. Книга 1. О осьми умных видениях. Добротолюбие. Ч. 3. — Лествица. Слово 27, гл. 26.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

а) всякую изменяемость, замечаемую в человеке: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» ( Числ.23:19 ), «и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» ( 1Цар.15:29 ); б) всякую изменяемость, замечаемую и во внешней природе: «в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ); «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мк.13:31 ); и – в) свидетельствует, что в Боге нет и тени перемены: «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ); г) наконец, представляет Самого Бога говорящим: «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» ( Мал.3.6 ). 7) Всемогущество . Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать, отчего называется безразлично всемогущим или всесильным (παντοδναμος), и вседержителем (παντοκρτωρ). В священных книгах находится бесчисленное множество мест, изображающих это свойство Божие. Они свидетельствуют: а) о всемогуществе Божием вообще: «знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» ( Иов.42:2 ); «Авва Отче! все возможно Тебе» ( Мк.14:36 ); «Богу же все возможно» ( Мф.19:26 ). В частности, изображают всемогущество Божие – б) в творении: «ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс.32:9 ); «Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ); «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» ( Откр.4:11 ). в) в промышлении о тварях и владычестве над ними: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом; скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс.103:27–30 ). И еще точнее свидетельствуют о всемогуществе Божием –

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Разделы портала «Азбука веры» Вечность – 1) Вечность Божия — свойство Божественной сущности , состоящее в том, что Бог абсолютно независим от условий времени , Его бытие не имеет начала и никогда не будет иметь конца; 2) тварная вечность — форма существования тварных существ (ангелов, святых душ…), выражаемая в их особой обусловленности временем; 3) непрестанное бытие; 4) будущий век, имеющий наступить после второго Пришествия Христа . В православном богословии принято различать Божественную и тварную вечность как вечность безначальную и вечность имеющую начало. Божественная вечность есть вечность безусловная, вечность в точном смысле этого слова, в то время как вечность тварная есть вечность условная, вечность в силу дара Божьего и причастия Божественной жизни. Вечность Божественная Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есть ( Ин.8:58 ). Гораздо логичнее в подобной конструкции использовать прошедшее время этого же глагола: прежде, нежели был Авраам, Я был . Однако Спаситель указывает на то, что для Него вся человеческая история от начала до конца – вечное сейчас . митрополит Макарий (Булгаков) Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала , ни конца своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени. В Священном Писании это качество – а) многократно усвояет Себе сам Бог: живу Я вовек ( Втор.32:40 ); Я тот же, Я первый и Я последний ( Ис.48:12 ; срав. Ис.41:4, 44:6 ); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.1:8, 17 ); прежде Меня не было Бога и после Меня не будет ( Ис.43:10 ); Я есмь Сущий ( Исх.3:14 ); б) приписывали Ему пророки, например, Давид: в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся ( Пс.101:26-28 ); прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ); пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний ( Пс.89:5 ); Исаия: Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим ( Ис.40:28 ; срав. Ис.57:15 ); Иеремия: Он есть Бог живый и Царь вечный ( Иер.10:10 );

http://azbyka.ru/vechnost

5) Вечность . Когда говорится, что Бог вечен (διος), это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени. В Священном Писании это качество а) многократно усвояет Себе сам Бог: «живу Я вовек» ( Втор.32:40 ); «Я тот же, Я первый и Я последний» ( Ис.48:12 ); «прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» ( Ис.43:10 ); б) приписывали Ему пророки, например, Давид: «в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ); «прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» ( Пс.89:3 ); «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (5); Исаия: «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» ( Ис.40:28 ); Иеремия: «Он есть Бог живый и Царь вечный» ( Иер.10:10 ); в) приписывают и новозаветные писатели, из которых ап. Павел называет Бога «царем веков нетленным» ( 1Тим.1:17 ) и «единым» имеющим «бессмертие» ( 1Тим.6:16 ), а ап. Петр, повторивши слова Псалмопевца, что у Бога «тысяча лет, как один день», присовокупляет, что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Пет.3:8 ). Как понимать вечность Божию, объясняют нам свв. отцы и учители Церкви. Это не есть какое-то безначальное и бесконечное время, как обыкновенно представляют, слагающееся из бесчисленного множества частей, преемственно последующих одна за другой, состоящее из прошедшего, настоящего и будущего, напротив, это есть одно постоянное, неизменно-пребывающее настоящее. 6) Неизменяемость . Неизменяемость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда пребывает один и тот же (ναλλοωτος, μετβλητος) и в Своем существе, и в Своих силах и совершенствах, и в Своих определениях и действиях. Изображая это свойство Божие, Священное Писание устраняет от Бога

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

96.  …не оправдается… ни один из живущих (Пс. 142. 2). 97. Пс. 50. 6. 98.  …падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр. 6. 16, 17). 99.  …узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мф. 26. 64). 100.  Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен Грядый во имя Господне (Мф. 23. 39)! 101. Лк. 21. 27. 102.  …весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца (Ин. 5. 22, 23). 103.  …небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих (Откр. 6. 14). 104.  …милости хочу, а не жертвы (Мф. 9. 13). 105.  …приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. …Истинно говорю вам: так как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25. 34, 35, 36, 40). 106.  …совокупность совершенства (Кол. 3. 14). 107. Мф. 5. 44, 48; Лк. 6. 32, 36. 108. Мф. 5. 7; 1 Ин. 2. 13. 109. Мф. 6. 14. 15. 110.  …по примеру призвавшего вас Святого, и сами будете святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1. 15, 16). 111. Преподобный Сисой Великий. Алфавитный патерик и Четьи-Минеи июля 6 дня. 112. Ср.: 1 Тим. 5. 5, 6. 113.  Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7. 10). 114. Лествица. Слово 18: «О нечувствии или умерщвлении души». 115.  …ты носишь имя, будто жив, но ты мертв (Откр. 3. 1). 116. Гал. 5. 24. 117. Святой Исаак Сирский. Слово 2. 118. В слове покланяемый пишется а, так как произошло оно от слова покланяти — преклонить колена, кланяться, отдавать почтение. Слово же поклонение означало приветствие, уважение, благоговение, то есть наружное выражение нашего смирения и покорности пред Богом. — Ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

99.  Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14. 24). 100. Мф. 22 11–13. 101.  Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7. 23). 102. Рим. 5. 5. 103. Ин 12. 48. 104.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18) 105. Лк. 5. 24. 106. Ин. 9. 39–41. 107. Мф. 9. 13. 108. Житие Пахомия Великого. Vies des Peres des deserts d " Orient par le R. P. Michel Ange Manin. Знал Евангелие наизусть святой Тихон Воронежский. 109.  Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1. 21). 110. 2 Пет. 2. 16. 2 Кор. 2. 15–16. 111.  На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66. 2). 112.  Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25). 113. Преподобного Марка Подвижника, о законе духовном, гл. 32. Добротолюбие. 4. 114.  Господь с неба (1 Кор. 15. 47). 115.  Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12. 36) 116.  С праведным поступишь Ты по правде Твоей, и с мужем неповинным по безвинности его. И с избранным поступишь, как с избранником… (Пс. 17. 26 27). 117. Лк. 16 9. 118. 1 Кор 1. 10. 119. Преподобный Нил Сорский Правила 120. Алфавитный патерик. 121. Притч. 11. 15. 122. «Никто да не читает, — сказал священномученик Петр Дамаскин, — не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении, то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний, и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг… Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность». Святого Петра Дамаскина кн. 1, статья о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 3. 123. При совершении Таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических. — Требник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

99. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14. 24). 100. Мф. 22 11–13. 101. Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7. 23). 102. Рим. 5. 5. 103. Ин 12. 48. 104. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18) 105. Лк. 5. 24. 106. Ин. 9. 39–41. 107. Мф. 9. 13. 108. Житие Пахомия Великого. Vies des Peres des deserts d " Orient par le R. P. Michel Ange Manin. Знал Евангелие наизусть святой Тихон Воронежский. 109. Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1. 21). 110. 2 Пет. 2. 16. 2 Кор. 2. 15–16. 111. На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66. 2). 112. Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25). 113. Преподобного Марка Подвижника, о законе духовном, гл. 32. Добротолюбие. 4. 114. Господь с неба (1 Кор. 15. 47). 115. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12. 36) 116. С праведным поступишь Ты по правде Твоей, и с мужем неповинным по безвинности его. И с избранным поступишь, как с избранником… (Пс. 17. 26 27). 117. Лк. 16 9. 118. 1 Кор 1. 10. 119. Преподобный Нил Сорский Правила 120. Алфавитный патерик. 121. Притч. 11. 15. 122. «Никто да не читает, — сказал священномученик Петр Дамаскин, — не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении, то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний, и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг… Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность». Святого Петра Дамаскина кн. 1, статья о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 3. 123. При совершении Таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических. — Требник.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Паче причастник Твоих, или «преимущественно пред соучастниками Твоими». Иисус Христос, как единородный Сын Божий, и по человечеству, принял от Отца ту славу, которую имел Он прежде бытия мира, по Своему Божеству и единосущию с Богом Отцем ( Ин.17:5 ). Это прославление человечества Христова означают Евангельские слова: вознесеся на небо и седе одесную Бога ( Мк.16:19 ). А верующие в Иисуса Христа и последующие Ему, как дети Божии по благодати, удостоиваются участия в Божественной славе соответственно их приемлемости, или нравственному достоинству. 10. И паки: в начале Ты, Господи, землю основал еси: и дела руку Твоею суть небеса: 11. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза, обетшают: 12. И яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Или: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса, суть дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребываешь, и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь, их, и изменятся: но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ). Апостол еще привел из псалма такое место, которое ясно показывает превосходство Иисуса Христа пред Ангелами по Его Божескому величию. Слова псалма изображают Его вечным Богом Творцем, правителем и преобразователем неба и земли. «В начале», т. е. когда не было ни земли, ни неба, а существовал вечный Триипостасный Бог, – Ты, Господи, «основал землю», – то же, что сотворил или даль земле бытие; и небеса суть «дело рук Твоих», – дело Твоего всемогущества, Твоей всесильной творческой воли. «Они погибнут», потеряют свой настоящий вид, – «а Ты» неизменно «пребываешь»; и «все обветшают, как риза», сделаются несоответствующими своему назначению, или будут иметь нужду в обновлении, как обветшавшая; риза; «и Ты», Всесильный, «как одежду свернешь их», для того, чтобы устранить обветшавшее, и дать им новый вид, – «и изменятся»: и будет небо новое и земля новая ( 2Пет.3:13 ; Откр.22:1 ). «Но Ты тот же», Ты не изменяешься ни в Твоем вечном существе ( Иак.1:17 ), ни в твоих определениях ( Пс.32:11 ); «и лета Твои на кончатся»: как не получил Ты начала своего бытия, так не будешь иметь и конца в беспредельной вечности Твоего всесовершенного и преславного бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

– все племена язык. Пс.97:1. Спасе Его десница Его. Афан.: Христос избавляется от смерти, яко десницею, Всемогущею Своею силою и не имеет нужды в человеческой помощи. Пс.98:1. Да гневаются людие. Христос воцарился, пусть гневаются иудеи, которые отвергли Его. Ст.8. Мщая на вся начинания их – наказал тех, которые противились их начинаниям, распоряжениям. Пс.100:2. Пою и разумею в пути непорочне. Не токмо буду воспевать Твою милость, но буду учиться жить непорочно, чтобы не словами только, а и жизнью прославлять Тебя. Ст.7. Не исправляше пред очима моима – не получил одобрения и не успевал в своих намерениях. Пс.101:8. Особящаяся на зде. Сидящая отдельно на кровле. Ст.15. Ущедрят – на самую персть будут взирать с любовью и состраданием. Ст.24. Отвеща ему на пути крепости его. Господь внял молитве смиренных и отвечал Сиону, что Сион уже стоит на пути крепости его; что он приближается к воссозданию и прославлению. Пророк желает видеть сие восстановление Сиона, просит Бога, чтобы Господь показал ему умаление дней его, то есть скоро ли кончится жизнь его, и не возвел его в преполовение дней: однако ж, предугадывая, что он не увидит славы Сиона, по крайней мере, утешается тем, что потомство настоящего племени будет населять восстановленный Сион и во век будет наслаждаться благополучием. Пс.103:26. Ругатися ему – смеяться над ним, показывает всемогущество Божие. Пс.104:18. Железо пройде душа его, то есть жизнь его была стеснена железными узами и безбедно прошла сей тесный путь заключения. Ст.19. Слово Господне разжже его. То есть не сам собою он узнал тайну снов фараоновых, но слово Господне воодушевило его. Понятие горения слову Божию приписывается и в других местах Св. Писания; напр., Лука 24:32. Ст.27. Положи словеса знамений Своих – Своим словом дал им силу творить знамения. Ст.41. Разверзе камень и потекоша воды, потекоша в безводных реки. Камень – это сердце человека; его именует каменным пророк по жестокости. Жезл Моисея, который ударил в камень, – это закон; его угроза поражает сердце, тогда текут из него воды – слезы умиления и сокрушения, как в безводной пустыне в человеке, который доселе не был приведен в чувство. Пс.105:29. Снедоша жертвы мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

S. 47-48). Действующими лицами диалога являются сам Н. К. и Конрад фон Вартберг. Основная тема - учение об отношении между Богом и миром, представляемое посредством философской интерпретации библейского повествования о творении мира (Быт 1-2) и неск. отрывков из Свящ. Писания, говорящих о Боге как Творце (цитируются Пс 32. 6; Пс 101. 26-28; Пс 148. 1-2). Опираясь на обращенные к Богу слова псалмопевца: «...Ты - тот же» (Пс 101. 28; в Вульгате - tu idem ipse es), Н. К. в диалоге рассматривает понятие «то же» (idem) как обозначение причины и начала бытия и становления, т. е. Бога. В лат. языке формы мужского и среднего рода совпадают, однако по согласованию с другими словами видно, что в библейском тексте используется муж. род, тогда как у Н. К.- средний род; тем самым личное религ. наименование Бога трансформируется в безличное философское понятие. По заключению исследователей, определяющее влияние на введение и интерпретацию этого понятия оказало знакомство Н. К. с комментарием Прокла на диалог Платона «Парменид» в лат. переводе, сделанном в XIII в. Вильгельмом из Мёрбеке. В заметках Н. К. на полях рукописи, содержащей этот перевод, прослеживается много параллелей с текстом диалога (см.: Cusanus-Texte. 1986. Ser. 3. Bd. 2. H. 1-2). Согласно Н. К., «что угодно есть то же по отношению к самому себе» (quodlibet esse idem sibi ipsi) и иное по отношению к иному, т. е. всякая вещь существует, обладает единством и отличается от др. вещи в силу тождества. Однако основанием этого относительного тождества является «абсолютное то же» (idem absolutum), стоящее над всяким различием ( Nicol. Cus. Opera. Vol. 4. P. 107). Введя это новое именование Бога, Н. К. пересказывает многократно изложенное им в предшествующих сочинениях учение об онтологическом отношении единого и многого в понятиях «то же» и «не то же». При этом «не то же» отождествляется с «ничто» или «не-сущим», а бытие мира описывается как «отождествление» (identificatio), происходящее посредством «уподобления» (assimilatio); в этом бытийном становлении осуществляется «нисхождение того же к не тому же и восхождение не того же к тому же» (Ibid. P. 108-109). Понятие «то же» Н. К. впосл. еще раз осмыслил в соч. «О неином». Поскольку «то же» есть положительное имя, в отрицательной теологии, не допускающей положительных высказываний о Боге, его смысловым эквивалентом будет абсолютное отрицание инаковости, к-рое и выражается в понятии «неиное».

http://pravenc.ru/text/2566118.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010