Нравственные слова. Книга первая, глава шестая Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 О том, как все святые соединяются со Христом Богом и становятся одно с Ним. Все святые истинно суть члены Христа, над всеми Бога, и, как сказано (см. 1 Кор 6:17) 1 , соединены с Ним и должны быть прилеплены к Его Телу, чтобы Он был в них главою (см. Кол 1:18), а святые от века и до последнего дня пребывали бы Его членами и все множество их стало бы единым Телом Христовым (см. 1 Кор 12:27), как и человек един; поэтому одни из них исполняют роль рук, трудясь и поныне (ср. Ин 5:17) творя Его всесвятую волю, делая из недостойных достойных и спасая их для Него, другие — словно плечи несут тяготы друг друга (см. Гал 6:2) и только что найденную овцу, давно пропавшую (см. Лк 15:6; Мф 18:12) на горах и холмах, в местах, куда Господь не заглядывает, так они исполняют закон Его (ср. Гал 6:2); другие — это грудь: для жаждущих и алчущих правды Божией (см. Мф 5:6) они источают словесный поток неизреченной премудрости и знания, доставляя им тот хлеб, каким питаются вышние силы небесные (см. Пс 77:25), почивающие на Его груди и любимые Им; иные — утроба, с любовью принимающая всех в свое лоно, таковые во внутренностях своих носят Духа спасительного и способны постичь Его неизреченные и сокровенные таинства; иные — как бедра носят в себе способность производить богоугодные мысли таинственного богословия и словом своего учения рождают на земле Духа спасения, то есть плод и семя Духа в человеческих сердцах; некоторые — как голени и ноги, они показывают свое мужество и терпение в искушениях, никогда не уклоняясь от стояния в добре, они, подобно Иову, не расслабляясь, несут тяжесть даров Духа. Вот таким образом тело Церкви Христовой, приводимое в стройное согласие [всеми] от века святыми Его, пребывает совершенным и целостным в единении сынов Божиих, первородных, написанных на небесах, кому Бог и сейчас говорит: “Не радуйтесь, что духи вам повинуются”, — в людях легкомысленных это скорее вызывает кичение и самомнение, — “радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах” (Лк 10:20).

http://pravmir.ru/nravstvennye-slova-kni...

Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. ( ΘΕΟΛΟΓА A­ ΠΑ). 1. О Боге в самом себе. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.» 1 Иоанн 5:7. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Цер­ковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: “Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, – настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия”. 151 Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого ра­зума. Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим. 6:16 ); 152 б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных не­ведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ( Рим. 11:33–34 ; срав. Иоан. 1:18 ; 1Иоан. 4:12 ; Сирах. 18:3,4 ), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Матф. 11:27 ). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Неви­димый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям – а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим. 1:20 ; срав. Пс. 18:2–5 ; Прем. 13:1–5 ), а еще более – б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне ( Евр. 1:1–2 ; срав. Прем. 9:16–19 ), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти ( 1Тим. 3:16 ), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного ( 1Иоан. 5:20 ), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа исти­ны, который все проницает, и глубины Божии ( Иоан. 14:16–18 ; 1Кор. 2:10 ). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда ( Иоан. 1:18 ), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти ( 1Кор. 13:12 ), и ныне мы верою ходим, а не в и дением (2 Kop. 5:7). 153 Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Часть I. Вероучение Глава первая. Источники христианского учения Откровение В начале каждого дня, на богослужении, называемом «Утреней», Православная Церковь провозглашает: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во Имя Господне!» ( Пс.117:26–27 ). Бог явил нам себя , – в этой строке из Библии заключена первооснова христианского учения. Конечно, самая сокровенная Божья сущность не может быть воспринята тварными существами, но Он действительно открыл о Себе всё, что только человек может видеть и понимать в проявлениях Его природы и воли. Эта полнота и совершенство Божьего самооткровения были выявлены в Сыне Его Иисусе Христе, восполнив все постепенные и частичные откровения Ветхого Завета. Иисус Христос воистину есть Тот, о Чьём приходе сказано: «Благословен грядый во Имя Господне».Сначала люди обращались ко Христу, называя Его «Равви», что означает «Учитель», а его последователи назывались «учениками». Он и пришёл прежде всего как посланный Богом Учитель, чтобы научить людей познавать Его. Но Христос-Учитель – это лишь одна из сторон облика Христа-Мессии. (Греческое слово «Христос» есть перевод еврейского «Мессия», что значит «Помазанник Божий».) «Когда придёт Мессия, – гласит пророчество, – Сам Бог будет учить людей» ( Ис.54:13 , Ин.6:45 ). Христос тоже много раз утверждал, что Его слова – это слова Божьи, и учил «как власть имеющий», а не как обыкновенные еврейские проповедники ( Мф.7:29 ); отвергавших же Его учение Он обвинял в том, что они отвергают Самого Бога. " Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня… Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. Итак, что Я говорю, говорю как сказал Мне Отец». ( Ин.12:44–45 и 49–50) Иисус Христос называл Себя «Истиной» ( Ин.14. 6 ) и «Светом» ( Ин.8:12 ), и не только передавал Божье Слово, но именно Сам явился живым Словом Божьим в человеческой плоти – вечным и нетварным Логосом, ставшим Человеком Иисусом из Назарета, чтобы мир смог познать Бога. " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». ( Ин.1:1–18 . Евангелие, читаемое на Пасхальной Литургии в Православной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

     Согласно определению Священного Писания Церковь есть тело Христово (1Кор.12,27). Как правило, мы воспринимаем данную характеристику Церкви как отвлеченное философское понятие. Мы приблизительно понимаем, о чем идет речь, но мало чувствуем онтологическую суть апостольских слов. И в этом отношении мы заметно отличаемся от верующих апостольской общины, которые очень ярко переживали эту важнейшую сторону природы Церкви. Апостолы и их ученики на опыте познали важнейшую вещь: все, что произошло со Христом, не только прямо касается их жизни, но даже, в некотором смысле, должно случиться и с ними. Христос проповедовал - и Церковь призвана благовествовать. Христа гнали - и Церковь всегда будет гонима. Христа слушали - и Церковь будут слушать многие. Христа распяли - и Церковь, в сокровенной сути своей, распята для мира и греха. Христос воскрес – и церковные люди воскреснут в жизнь вечную. Насколько первые христиане чувствовали свою связь со Христом, видно из их молитв, которые встречаются в новозаветных текстах. Например, книга Деяний повествует о том, как апостолы Петр и Иоанн были первый раз арестованы за проповедь Евангелия. В итоге их отпускают, они возвращаются в общину и рассказывают об аресте. И дальше писатель Деяний приводит молитву новозаветной Церкви: Они же, выслушав,единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землюи море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал ДухомСвятым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цариземные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его (Деян.4,24-26). Апостолы молятся словами второго псалма, которые более знакомы нам по церковнославянской Псалтири: Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе, на Господа и на Христа Его(Пс.2,1-2). Псалом явно мессианский, он отражает события последних дней земной жизни Иисуса Христа. Князи собрались вместе на Господа и на Христа Его – это о Нем, о Христе. Но первая Церковь, понимая это не хуже нас, применяет молитву к себе - потому что Церковь, в некотором смысле, продолжает земную жизнь Христа. Церковь есть Его тело, поэтому все мессианские пророчества прямо касаются жизни церковных христиан. Собрались… на Господа и на Христа Его – значит, восстали против Церкви.

http://pravoslavie.ru/101564.html

Господину моему, возлюбленному брату и сослужителю Иоанну, Кирилл желает всякого блага о Господе. Да возвеселятся небеса и радуется земля (Пс.95:11). Разрушено средостение (Еф.2:14), печаль прекратилась и всякие раздоры уничтожены, так как общий Спаситель наш Христос даровал мир Церквам своим, а благочестивейшие и возлюбленнейшие Богу императоры призывали к тому. Будучи лучшими ревнителями веры праотцев, они бодрствуют духом своим на страже твердости и непоколебимости правой веры, да еще и то особенное старание прилагают о святых Церквах, чтобы они постоянно находились в величайшей славе и способствовали цветущему состоянию их царства; и сам Христос, Господь вышних сил, щедрою рукою ниспосылает им блага, помогает одолевать врагов и дарует победу. И не обманывается говорящий: Живу Аз, глаголет Господь, и прославляющих Мя прославлю (1Цар.2:30). Итак, мне особенно было приятно прибытие в Александрию господина моего, благочестивейшего Павла, сослужителя и брата, и недаром в посредники избран такой муж и понес труды выше сил своих для того, чтобы упразднить ненависть диавола, соединить разделенное и увенчать миром и согласием наши и ваши Церкви, потерпевшие от беспорядков. От чего произошло меж ними несогласие, поминать излишне. Лучше, кажется, думать и говорить о том, что прилично времени мирному. Итак, мы обрадовались посещению помянутого благочестивейшего мужа, который, может быть, ожидал немалого спора, имея советовать нам, что должно позаботиться о соединении Церквей миром и согласием, об уничтожении послания людей разномыслящих и о притуплении острия диавольского нечестия. Однако он нашел нас готовыми к этому делу, так что ему не представилось в этом никакого труда. Ибо мы помним слова Спасителя нашего: Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин.14:27). Да и в ежедневных молитвах научены мы говорить: Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам (Ис.26:12). Почему каждый причастный миру, даруемому Богом, не будет иметь недостатка в каком-нибудь благе. А как возникло несогласие Церквей, совершенно лишнее и без всякой законной причины, это подробно узнали мы из письма, доставленного нам теперь господином нашим, благочестивейшим епископом Павлом, содержащего в себе безукоризненное исповедание веры; он доставил нам и исповедание, составленное как твоею святостью, так и прочими находящимися там епископами, которое мы заблагорассудили буквально поместить в нашем письме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/652/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Украинизация» Церкви из страха не спасёт нас от ненавидящих 28.03.2019 1412 Сергей Комаров о простой и важной истине: никакая мимикрия под «национальную церковь» не спасет Церковь от гонений безбожников. Гонители Церкви ненавидят ее не за «непатриотизм» на самом деле, хотя именно это они вменяют нам в вину. И не за духовную связь с православными России, хотя и эта наша черта не нравится украинским властям. И не за то даже, что мы не кричим с ними «слава нации!» Ненависть к Церкви имеет инфернальную природу, она до конца не объяснима по-человечески. Церковь ненавидят, потому что она несет Истину в мир лжи. Потому, что она сама есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3,15). Ненавидят так, как и Христа, потому что Церковь есть «тело Христово» (1Кор.12,27). Перед такими людьми совершенно бесполезно расшаркиваться и раскланиваться – дескать, мы не русские никакие, это вам показалось, и Церковь наша к РПЦ не имеет никакого отношения, и вообще мы тоже за автокефалию, просто давайте не сейчас, а чуть позже… Господа – зачем это человекоугодие? «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс.145,3). Надежда – только на Бога. А для того, чтобы иметь право надеяться на Бога, надо быть Ему верным во всем и до конца, и не участвовать ни в какой лжи. Понятно, что есть тонкости дипломатии, нюансы церковной политики. Сам апостол Павел писал: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9, 22). Но, честно говоря, в наших экивоках и расшаркиваниях перед ненавистниками Церкви иногда чувствуется не миссионерский мотив, а элементарный… страх. И нам нужно понять наконец, что в нашей ситуации эти приемы не сработают. Бог хочет, чтоб мы просто были теми, кем должны быть. Чтоб мы ни перед кем не оправдывались и смело смотрели в глаза тем, кто считает нас своими врагами. Чтобы мы проповедовали Евангелие и называли черное черным, а белое – белым. Если уже и Церковь перестанет это делать, то какая нам цена как христианам?

http://ruskline.ru/video/2019/mart/29/uk...

Исцеление гадаринского бесноватого. Фреска православного монастыря на горе Фавор. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 12:38 мин. Размер 9.1 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Братия и сестры! Святое Евангелие, как мудрый детоводитель, постепенно приводит нас к постижению мира таинственного. Вчера за Литургией мы слышали, как Иисус Христос во время бури на море Галилейском «запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина» (Лк. 8: 24). Сегодня евангельское повествование возводит нас к более высокому постижению той вседержительной силы Божией, которая управляет не только природными стихиями, но и миром невидимым, духовным. За богослужением мы слышали Евангелие о гергесинском бесноватом, которого Господь наш Иисус Христос освободил от легиона бесов: повелел полку демонов, свивших себе гнездо в этом несчастном человеке, выйти из него и войти в стадо свиное. Бесы, исполненные крайней ненависти и зависти к роду человеческому, готовы мучить любого, но ограничены в своем действии силой Божией. И как они наглы и беспощадны, когда рядом с человеком, а точнее сказать – в самом человеке нет Бога, когда порой сам безумный человек «рече в сердце своем: несть Бог» (см.: Пс. 13: 1), так, когда Христос приходит в нашу душу, они впадают в страх и испуг, являя свою рабскую сущность. «Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: чт о Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8: 27–28). Когда демон овладевает человеком, он как бы оседлывает его, превращает его в свинью, живущую в нечистоте, рылом своим копошащуюся в земле и верхом блаженства своего полагающую самые низменные страсти. Лишь земными интересами живут целые народы и цивилизации, и им мучительно видеть тех, кто строит свое бытие на ценностях Евангелия То исполненное жизни и блаженства бытие, которое, по слову Спасителя: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.

http://pravoslavie.ru/98585.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛОМНИЧЕСТВО [Греч. προκνησις; лат. peregrinatio; англ. pilgrimage; нем. Pilgerschaft, Wallfahrt; франц. pèlerinage, итал. pellegrinaggio], путешествие к сакральным центрам для религ. поклонения святыням. П. распространилось уже в древнем мире. Языческими святилищами, привлекавшими паломников, были храмы Амона (Амона-Ра) в Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах (см. в ст. Древняя Греция ) и др. Центры буддийских паломничеств (тибет. «накхор», букв. «обход по кругу») - Лумбини в Непале, Кушинагар, Бодх-Гая, Сарнатх в Индии (считается, что их определил сам Будда ); исламских ( хадж ) - Мекка и Медина (Саудовская Аравия); индуистских (кора, парикрама) - Праяга (ныне Аллахабад) и Варанаси (Бенарес в Индии) и т. д. Представления о святынях существенно отличаются в разных религиях (почитание свитка Торы в иудаизме; Тривени (Трех потоков) - места слияния рек Ганга, Джамны и мифической подземной Сарасвати в индуизме; культовых изображений в христианстве), что повлияло на выработку карты паломнических маршрутов в каждой из религий. В христианстве особую роль сыграло воспоминание о материальных свидетельствах земной жизни Господа Иисуса Христа. П. как путешествие с религ. целями не могло не войти в метафорический ряд, связанный с понятием «пути»: странствие, течение человеческой жизни, познание (ученичество) и т. п. Переносный смысл в большей или меньшей степени присутствует в терминах «паломничество», «странничество» и актуализируется на разных этапах религ. развития и в истории паломнической лит-ры. Образ паломника (в метафорическом и букв. смыслах) - один из центральных в Библии: архетип «паломника веры» - праотец Авраам, получивший повеление пойти из своей земли, оставив родных, в «землю обетованную», к-рая ему будет указана (Быт 12. 1-3). «Странниками» и «пришельцами в земле не своей» называются и потомки Авраама (Быт 15. 13; ср.: Быт 35. 27); Иаков определяет жизнь своих предков и собственную как «странничество» (Быт 47. 9). Еврейские мужчины должны были не менее 3 раз в год являться в Иерусалим (Исх 23. 17; Втор 16. 16) для поклонения ковчегу завета в Святая Святых. Путь ветхозаветных паломников последовательно отражен в 15 псалмах, или песнях восхождения (Пс 119-133), исполнявшихся в дороге и во время торжеств в храме.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Память о смерти есть память о Боге 01.12.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице Мы слышали Евангелие о человеке, который строил прожекты, как разбогатеть и расширить свои житницы, не думая ни о ком и ни о чем, кроме как о себе. И вот, внезапно разбогатев, он потерял голову и воскликнул: «Скажу душе моей: душа, много добра лежит у тебя на многие годы. Покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя, а то, что ты собрал, кому достанется?» Так будет со всяким, заключает Христос, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. В Бога богатеть — значит богатеть Богом. Жить жизнью, какую Бог хочет дать нам, а не той, какой мы сами хотим, как это было у безумного богача. Бог не бывает отсутствующим в нашей жизни ни на одно мгновение. Но мы забываем об этом, и все наши несчастья происходят по этой причине. Мы не умеем сказать Богу в любой момент: «Да будет воля Твоя!», оттого что нам недостает подлинной веры и подлинного доверия Богу. Сейчас Церковь снова готовит нас к празднику Рождества Христова, чтобы напомнить нам, что жизнь наша имеет смысл и ценность одним только фактом — что Бог живет нашей жизнью. Оттого что Бог воплотился, оттого что Он стал человеком, хрупким и смертным, как мы, Он поистине живет каждое мгновение нашей жизнью. Он присутствует в нашем рождении Своим Рождеством. Он живет нашими страданиями, самыми непереносимыми, в нашей Гефсимании и на нашей Голгофе. Бог участвует в нашей смерти в час, когда у нас ночь наступает среди полудня, в нашу Великую Пятницу. Наконец нам, христианам, дано радостное ожидание Христа во Втором Его Пришествии — победы жизни над смертью, Царства Божия над властью сатаны. Мы знаем, что значит Его Воскресение, наша Пасха. Что значит Причастие Его Пречистого Тела и Крови и приобщение Святому Духу, Которого Он посылает Своим ученикам. Поистине, коротко время нашей жизни, уготованное для нас Богом на этой земле. Но Сам Бог, Который дает человеку дыхание жизни, премудро содержит в Деснице Своей эту тайну. «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи», — говорит псалом (Пс. 89, 4—5).

http://moral.ru/память-о-смерти/

После публикации на страницах «Богословского вестника» первого обличительного слова прп. Никиты Стифата против ереси армян 1 настал черед для критического издания второго и третьего слов, посвящённых той же тематике (Invectivae 2, 3 in Armenios). Поскольку все общие сведения об антиармянском цикле Стифата были уже изложены 2 , непосредственно перейдем к основной теме публикации. 1. План второго и третьего обличительных слов В нашем издании второе слово разделено на 27 глав 3 . Гл. 1–3. Краткое вступление с упоминанием первого слова и его основной идеи – показать, что после Воплощения во Христе «пребывают» две природы «неразлучно и неслиянно», на что символично указывают два праздника Рождества и Крещения, каждый из которых имеет своё время празднования и свою «природную» особенность. Во втором слове автор намерен научиться у свт. Григория Богослова «ещё совершеннее» отличию праздников. Гл. 4–11, 15–16. Дальнейшие рассуждения о необходимости раздельного празднования Рождества и Крещения излагаются в сходной с первым словом тональности. Однако, если в первом слове доминировали высказывания свт. Григория Богослова из его гомилии на Рождество, начинавшейся словами «Христос рождается» 4 , то во втором преимущественное внимание уделено начальным словам из гомилии на Богоявление «Опять Иисус мой и опять таинство» 5 . Таким образом, во втором слове Стифат подробнее говорит о празднике Крещения, о котором он не успел сказать ранее. Гл. 12–14. Отступление о неправильном миропомазании при крещении у армян, отмеченное повторением псаломского стиха «и лица ваша не постыдятся» ( Пс.33:6 ). Гл. 16–24. Учение о пентархии византийских патриархатов в соответствии с пятичастным строением человеческого тела. В данной, наиболее интересной, части слова не только приводятся сведения по пентархическому устройству Византийской Церкви, отражающие общие представления того времени, но и говорится об истории христианства в Армении с перечнем некоторых древних центров христианского благовестия на Ближнем Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010