Ставрофила слушала его молча, не дерзая отверзать уст своих. Ангел же, вразумляя ее о другом великом ее согрешении, продолжал: зачем ты смущаешься боязнью человеческих поношений? Ты думаешь, что поношение казаться крестоносицей? СТАВРОФИЛА. Истинно так! «Бесчестием покрывают лице мое» ( Пс.68 8); я сделалась «посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас» ( Пс.78, 4 ). Не буду много говорить. «Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое» ( Пс.68, 20 ). АНГЕЛ. Обрати очи свои на Господа. Не Он ли славою и честью венчанный, «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» ( Евр.12, 2 )? Не для тебя ли Он претерпел поругания, не для тебя ли был как бы «червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» ( Пс.21, 7 )? Не сбылись ли на Нем, когда Он шел под тяжестью креста, слова Псалмопевца: «Все, видящие меня, ругаются надо мною» ( Пс.21,8 ), «поносили и не переставали; с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими» ( Пс.34, 15–16 )? А ты ныне устрашаешься малейшего бесчестия креста, как будто бесчестно и постыдно участие в кресте Господнем; тогда как истинные ученики Христовы крест Его почитали для себя великою славою ( Деян.5, 41 ). И потому-то Апостол Павел не усомнился поучать: «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр.13, 13 ). СТАВРОФИЛА. «Охотно бы и я несла ради Господа моего крест и разного рода бесчестия, как сделали многие мученики; но меня смущает то, что все сочтут меня за явную грешницу, подумают, что за многие беззакония возложен на меня сей крест поношений». Сказав это, она воззвала к Господу: «умоляю, умоляю Тебя, «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым» ( Пс.42, 1 ); и «не предай меня гонителям моим» ( Пс.118, 121 )». АНГЕЛ. Почему же это тебя смущает? Единородный Сын Божий, Который «не сделал никакого греха» ( 1Петр. 2, 22 ), не был ли послан в мир Отцом небесным «в подобии плоти греховной» ( Римл.8, 3 )? Не «к злодеям» ли «причтен» ( Мк. 15, 28 ), не с двумя ли разбойниками был изведен и посреди их распят? Не о Нем ли говорил Пророк: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» ( Ис.53, 4 )? А ты, как будто праведная, ужасаешься быть причтенною к грешникам. Или не сознаешь, что ты ходила по воле сердца своего, и пила «неправды, якоже питие» ( Иов.15, 16 )? А теперь, как невинная, боишься понести некоторое поругание, тогда как уже научена последовать своему Спасителю «в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах» ( 2Кор.6, 8 ). Если внимаешь учению Господню, то истинно увидишь там величие, где смирение; там силу, где немощь; там жизнь, где смерть; и если желаешь наследовать жизнь истинную, не презирай, не стыдись скорбей (Блаж. Августин. Слово 20 о слове Апостольском).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Для христианина совершенно ясно, что за свое благочестие, за свою веру, он не должен ждать, как награды, земного благополучия. Спаситель не обещал Своим верным земного довольства. Не напрасно символ Христианства – Крест, Распятие. Однако человеку не чуждо человеческое, и сердце спрашивает: почему хулители веры торжествуют и благоденствуют, где же правда Божия? Испокон веков поставлена эта тема. Одно из первых мест занимает она в ветхозаветных писаниях, а особенно в Псалтири. Псалтирь ставит ее со всей горячностью и в очень смелых, дерзновенных выражениях. «Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судья земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые... торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое» ( Пс. 93:1–5 ). «А я, – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, – я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье... их... и говорят: как узнает Бог ? и есть ли ведение у Вышнего?» ( Пс. 72:2–6, 11 ). И тот же псалмописатель в том же псалме дает ответ на свой ропот и недоумение и на уныние от царящего зла. Нет, весы правосудия существуют, возмездие в свое время приходит. «Однако за неправду Ты положил им злое, низложил их, когда они возгордились. Как пришли они в запустение? Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое» ( Пс.72:18–19 ). И раскаивается певец в своем бывшем малодушии: «я был невежда и не разумел; как скот я был пред Тобою» ( Пс.72:22 ). Теперь глаза его открылись: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле!» ( Пс. 72:25 ). Не только о возмездии беззаконным говорит Псалтирь, надеющихся на Бога, верных Ему она утешает. С другой стороны, суммировать ее мысли можно следующими словами псалма: «многи скорби праведным, от всех их избавит я Господь» ( Пс. 33:20 ), т.е. скорби будут, но они преходящи. В тишине сердец Господь Свою благость завещает верным Ему. «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими! Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков» ( Пс. 30:20–21 ). Теми же отрадными мыслями весь наполнен известный 90 псалом: «Живущий под кровом Всевышнего» ( Пс. 90:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Священное Писание трогательными чертами изображает особенное попечение Божие о царях благочестивых. Силою Господа веселится благочестивый царь, ибо Господь возлагает на главу его «венец из чистого золота» ( Пс.20:24 ). Господь возносит избранного из народа, святым елеем Своим помазует его, Своею мышцею укрепляет его, сокрушает врагов его, поражает ненавидящих его ( Пс.88:20–22, 24 ). «Сердце царя – в руке Господа... куда захочет, Он направляет его» ( Притч.21:1 ). Господь дает царю, чего желает сердце его, не отвергает прошения уст его; Он возлагает на него честь и величие, полагает на него благословения навеки, веселит его радостью лица Своего. И царь уповает на Господа ( Пс.20:3, 6–8 ), ибо знает, что Господь услышит его в день печали и защитит его, пошлет ему помощь из святилища и с Сиона подкрепит его; даст ему по сердцу его и все намерения его исполнит. Царь знает, что «Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей» ( Пс.19:2–3, 5, 7 ), что рука Божия найдет всех врагов его, десница Господня найдет всех ненавидящих его; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. Господь истребит «плод их с земли и семя их – из среды сынов человеческих» ( Пс.20:9–11 ). Так Господь печется о Своих помазанниках-царях; а вот как изображает слово Божие попечение самих царей благочестивых о народах, вверенных им от Господа. Благочестивый царь – кормилец своего народа ( Ис.49:23 ); «в светлом взоре такого царя – жизнь, и благословение его – как облако с поздним дождем» ( Притч.16:15 ). Как солнце разгоняет тучи, так и добрый «царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими – одним взглядом своим – все злое» ( Притч.20:8 ). «Мудрый царь вывеет нечестивых» (там же, 26), как плевелы; «милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой» (там же, 28), правосудием утверждает землю свою (там же, 29:4). «Кто любит чистоту сердца... тому царь друг» (там же, 22:11), – словом сказать: такой царь – счастье своего народа ( Прем.6:26 ), и сыны отечества радуются всегда о таком царе своем ( Пс.149:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Будем наблюдать за собою, чтобы не рождалось в нас даже и малого сомнения, отречься ли нам или решиться на исповедниче–ство, чтобы не простерлось и нас слово Илии: Долго ли вы будете хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему(3 Цар. 18:21).  Вероятно, некоторые будут над нами насмехаться; соседи, нас окружая и покачивая головами (Пс. 21:8; Мф. 28:39), будут издеваться над вами. Мы же, если это случится с нами, будем к Богу взывать: Ты содеял нас поношением у соседей наших; отдал нас на посмеяние и поругание живущим вокруг нас: Ты сделал нас притчею между язычниками, [которые стали относится к нам как к людям чрезвычайно странным и жалким], предметом, на который головой кивать стали народы. Целый день стоит предо мною посрамление мое, и стыд мой покрывает лицо мое от голоса насмешника и клеветника, от взоров врага и преследователя (Пс. 43:14 —17). Кроме того, должны мы обращаться к Богу и с праводуш–ным словом пророка: Все это пришло на нас, но мы не забывали о Тебе и не преступили с Тобой завета, и сердце наше не отступило [от тебя] (Пс. 43:18–19). Будем помнить о том, что уже в этой жизни, размышляя о путях, которые вне ее, мы должны взывать к Богу: Ты уклонил мши стези от пути Твоего, (т. е. от пути блаженства, которым шел человек прежде, чем начал жить этой земной жизнью] (Пс. 43:19). Помнить должны мы и о том, что это место, [эта земля], на котором мы находимся в состоянии уничижения, для души есть место наказания. Будем поэтому взывать к Богу молитвенно: Ты смирил нас в месте уничижения [нашего] и покрыл нас тению смертною (Пс. 43:20). Но, проникаясь надеждой, будем мы и такое слово напоминать себе: Если мы забудем имя Бога нашего и прострем руки наши к какому–либо чуждому богу, то не взыщет ли Он (с нас за это] (Пс. 43:21)? Но не только публично будем свидетельствовать о своей вере, айв сокровенных глубинах своей души будем исповедовать ее совершеннейшим образом, чтобы иметь нам право вместе с апостолом восклицать: Потому что это наша похвала, свидетельство совести нашей, что мы в святости и чистоте пред Богом жили в мире (2 Кор. 1:12). К слову апостола присоединим и слово пророка: Он знает тайны сердца (Ис. 43:22); особенно когда, ведомые на смерть, мы должны будем взывать Богу словами, с какими к нему могут обращаться только мученики: За Тебя нас умерщвляют каждый день (т. е. ежедневно мы подвергаемся смертной опасности; или: каждый день из нас кто–нибудь бывает умерщвляем); считают за овец обреченных на заклание (Пс. 43:22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Придет Господь… и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5). Излилось из сердца моего слово благое (Пс. 44, 2). Желание моего сердца… об Израиле (Рим. 10, 1). Он действовал от всего сердца своего (2 Пар. 31, 21). Он… пошел по пути своего сердца (Ис. 57, 17). Живет по упорству сердца своего (Иер. 13, 10). Доколе не выполнит намерений сердца Своего (Иер. 23, 20). Он исполнит желания сердца твоего (Пс. 36, 4). Сердце, кующее злые замыслы (Притч. 6, 18). Сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12, 10). У народа сего сердце буйное (Иер. 5, 23). …чего желало сердце его (Пс. 20, 3). Народ, заблуждающийся сердцем (Пс. 94, 10). В сердце у них зло (Пс. 27, 3). Много замыслов в сердце человека (Притч. 19, 21). С полной ясностью видно из этих текстов, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути. А как мы увидим ниже, чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления. Но сердце не только определяет наше мышление; как это ни странно покажется всем, считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышления и познания, — именно сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет, познает. Да не спешит читатель закрыть книгу, дойдя до этого неприемлемого для многих утверждения. И философ Бергсон, которого по справедливости следует считать одним из величайших мыслителей, отводит сердцу очень видное место в деле познания. Но начнем опять с текста Библии: Но… не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь (Втор. 29, 4). Помышления сердца их были зло (Быт. 6, 5). Рассеял надменных помышлениями сердца их (Лк. 1, 51). Видя помышления сердца их (Лк. 9, 47). Чтобы ты узнал помышления сердца твоего (Дан. 2, 30). Изрекут… размышления сердца моего — знание (Пс. 48, 4). Человеку (принадлежат) предположения сердца (Притч. 16, 1). Слово Божие… судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Размыслите в сердцах ваших (Пс. 4, 5). Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9, 4). Что вы помышляете в сердцах ваших? (Лк. 5, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

И не только это, но и, на гноище сидя в гнили с червями и слыша от супруги своей: похули Бога и умри ( Иов. 2:9 ) 174 , [Col. 1800] заставлял ее замолчать и говорил: для чего ты говоришь как одна из безумных жен: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ( Иов. 2:10 ). И так познается истинно благодарный, который и в величайших несчастьях воздает благодарение Господу. Признак же неблагодарного – недовольство в скорбях, ропот, мучение, самооправдание и тому подобное. Стойкий и твердый в скорбях Давид, видя, что умерло дитя его, встал с земли, поклонился Господу и в другой раз сказал: кто есмь аз, Господи Боже мой… яко возлюбил мя еси? ( 1Пар. 17:16 ). И еще, воспевая, говорил: Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе, избавляй нища из руки крепльших Его? ( Пс. 34:10 ). И еще: яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе?( Пс. 70:19 ); удержал еси руку десную мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси ( Пс. 72:23 ), сего радивознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века ( Пс. 144:1 ), яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение ( Пс. 117:21 ), яко от всякия печали избавил мя еси ( Пс. 53:9 ), помянух Тя, Владыко, и возвеселихся ( Пс. 76:4 ). И:Благословен Бог, иже не остави молитву мою и милость Свою от Мене ( Пс. 65:20 ). Говорит же и Исаия: Благословен еси, Господи, яко разгневался еси на мя… и помиловал мя еси ( Ис. 12:1 ). И Захария: Аще что благо – Его, и аще что добро – Его ( Зах. 9:17 ). И Павел: И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца( Кол. 3:17 ). И еще: Какую благодарность можем мы воздать за вас? ( 1Фес. 3:9 ). Посему и мы непрестанно благодарим Бога ( 1Фес. 2:13 ) и Отца, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 ). Посему будем благодарить Сына за то, что Он Своей кровью искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал. 3:13 ). И какую песнь, и какую благодарность сможем мы воздать Ему за все добро, что Он богато дал нам – жалким? Будем благодарить и Святого Духа, глаголавшего в Законе, Пророках и в Новом Завете, просвещающего помраченные мысли наши в познание и исполнение Его заповедей и отверзающего уста наши для исповедания и благодарения Его благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Пс.77:17 .  Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне. Пс.77:18 .  Искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей. «И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней». «И искусиша Бога в сердцах своих, вопросити брашна душам своим». Однако же и сие не исторгло лукавства из сердца их, но продолжали они болеть недугом неблагодарности. И после стольких благодеяний вознамерились искусить Божию силу, и возъимев нужду в пище, не того взыскали, чтобы получить потребное, но жаловались на Бога, как на не имеющаго силы. Пс.77:19 .  И говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Пс.77:20 .  Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?» «И клеветаша на Бога и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни?» «Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати? или уготовати трапезу людем Своим?» Легко и не трудно было дать воду, потому что сокровенное в недрах земли изведено было наружу. А как утолит мучащий нас голод и нам внезапно даст в пищу хлеб, который сеется и растет с продолжением времени? Пс.77:21 .  Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля. «Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Исраиля». Посему-то, говорит Пророк, Господь всяческих вознегодовав умедлил дать им землю, обетованную отцам, и предал их всякаго рода наказаниям, но не вдруг послал на них пагубу, ожидая, когда умножится число детей их. О наказании огнем упоминают и писания блаженнаго Моисея. Потерпели же сию казнь, говорит Пророк. Пс.77:22 .  За то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его. «Яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его». Впрочем, хотя и таковы они были, Бог дал пищу без возделывания земли. Сие показывает присовокупленное. Пс.77:23 .  Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, Пс.77:24 .  И одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.34:20 .  Ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы. «Яко мне убо мирная глаголаху, и на гнев лести помышляху»; потому что употребляя слова дружелюбныя, как бы в земле какой покушались скрыть гнев, имея сердца исполненныя коварства. Пс.34:21 .  Расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш». «Разшириша на мя уста своя, реша: благо же, благо же, видеша очи наша». А усмотрев, что ощутил я злоумышление, обнаружили наконец скрываемую неприязнь и громко изъявляли радость о моих бедствиях. Пс.34:22 .  Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня. Пс.34:23 .  Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой! «Видел еси, Господи, да не премолчиши: Господи, не отступи от Мене». «Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою». Ты судия, Владыка, все назираешь, и ничто не избегает надзора Твоего. Воззри и на то, что сделано, и не оставь меня лишенным Твоего промышления. Но разсуди и вскоре изреки приговор. То же значат и последующия слова. Пс.34:24 .  Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною. Пс.34:25 .  Да не говорят в сердце своем: «хорошо! [хорошо!] по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его». «Суди ми, Господи, по правде Твой, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне враги мои. Да не рекут в сердцах своих: благо же, благо же души нашей: ниже да рекут: пожрохом его». Если умедлишь судом, Владыка, снова посмеются они, болезни мои обратят для себя в повод к радости, и злосчастие мое почтут собственным своим благоденствием. Пс.34:26 .  Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною. «Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим: да облекутся в студ и срам велеречующии на Мя». Тем и прилично быть в стыде, которые сами издеваются над ближними. Почему Пророк и испрашивал, чтобы в стыде были величавые и велеречивые. Пс.34:27 .  Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.43:16 .  Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лице мое. Пс.43:17 .  От голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя. «Весь день срам мой предо мною есть, и студ лица моего покры мя». «От гласа поношающаго и оклеветающаго, от лица вражия и изгонящаго». А я, смотря на враждующих, смеющихся и издевающихся, исполняюсь стыдом, и весь день болезную. Потом избегшие Антиоховых сетей и спасшиеся от мрежей нечестия указывают на собственную свою добродетель. Пс.43:18 .  Все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего. Пс.43:19 .  Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего. Пс.43:20 .  Когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною. «Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем». «И не отступи вспять сердце наше». Погруженные во столько бедствий, не забыли мы Твоих заповедей, не осмелились нарушить закона Твоего, и не отступили от прежних правил жизни. «И уклонил еси стези наша от пути Твоего». «Яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная». Слова: «уклонил еси стези наша от пути Твоего», Симмах перевел так «не отклонено направлявшее нас от пути Твоего». Чтобы объяснить мысль заключающуюся в сих словах по переводу семидесяти, примем такое разумение: ввергнул Ты нас во многия всякаго рода скорби, которых достаточно было, чтобы совратить нас с пути Твоего; предал же нас в рабство людям злочестивым, которые обходятся с нами жестоко и налагают на нас смертоносныя наказания. Ибо смертною сению Пророк назвал опасности, доводящия до смерти. Пс.43:21 .  Если бы мы забыли имя Бога нашего и простерли руки наши к богу чужому. Пс.43:22 .  То не взыскал ли бы сего Бог ? Ибо Он знает тайны сердца. Пс.43:23 .  Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. «Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки наша к Богу чуждему»: «Не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца». «Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения». Добродетель сию показали в себе Маккавеи, Маттафий и семь юношей с матерью и священником Елеазаром. Не обольстились они ласковыми словами, не поколебались при виде казней, но неприкосновенным соблюли чествование истиннаго Бога, и служением идолам возгнушались как мерзостию. И сие ведаешь Ты, Владыка, говорит Пророк, потому что явны для Тебя не дела только, но и движения мысли. Надлежит же заметить, что в слове сем подразумеваются два лица. Сказав: «не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца», – Пророк присовокупил: «зане Тебе ради умерщвляемся весь день». Сия перемена в местоимении имеется и в еврейском, ее удержали и прочие переводчики.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.24:12 .  Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Пс.24:13 .  Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю. Пс.24:14 .  Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им. Здесь перифраз основной мысли Второзакония, по которой верный Богу будет наслаждаться как духовными благами, так и внешне-материальными. – «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им», т. е. Господь настолько близко становится к благоговеющим пред Ним, что сообщает им все, скрытое от других. Здесь нужно разуметь непосредственное воздействие Бога на человека сообщением ему откровения и внутреннее руководство им. Пс.24:18 .  призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. «Призри на страдание» – посмотри на мое унижение и «прости все грехи мои» – вызвавшие эти бедствия. Давид преступление с Вирсавией ставит в связь с настоящими бедствиями. Пс.24:20 .  Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю. «Да не постыжусь, что я на Тебя уповаю» – спаси меня от врагов, чтобы моя вера в защиту от Тебя не была осмеяна врагами. Моя гибель может быть истолкована врагами, как показатель Твоего бессилия спасти тех, кто в Тебя верует; оказанием защиты не допусти оскорблять Твое великое имя. Пс.24:21 .  Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь. После прощения моего греха и очищения «непорочность и правота да охраняют меня», пусть я никогда не уклонюсь от истины и не впаду в грех. Пс.24:22 .  Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его. Этот стих представляет литургическую прибавку, может быть появившуюся во время вавилонского плена, когда евреи в положении угнетенного и кающегося Давида могли видеть образ своих страданий в плену и молиться об избавлении от них словами своего искренне кающегося благочестивого предка. В богослужении этот псалом входит в состав 3-го часа, дополняя содержание XVI псалма искренней и горячей молитвой к Богу о духовном очищении молящегося ( Пс. 24:1, 7, 11 ) для достойного присутствия при совершении литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010