Скачать epub pdf Глава 10. «Не давайте святыни псам» Мы подошли к тексту, точный смысл которого на протяжении многих веков оставался загадкой: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7:6 ). Текст этот, как кажется, стоит в Нагорной проповеди изолированно от того, что ему предшествует и что за ним следует. Изречение имеет форму пословицы, значение которой в наше время понять нелегко, поскольку мы можем лишь гипотетически восстановить контекст, в котором она была изначально произнесена 429 . Чтобы понять смысл изречения и тот ассоциативный ряд, который оно могло вызывать у слушателей Иисуса, нужно обратиться к Ветхому Завету и посмотреть, в каком смысле там говорилось о свиньях, псах, святыне и жемчуге. Свинья в иудейской традиции считается нечистым животным: закон Моисеев запрещает есть свинину и прикасаться к трупу свиньи ( Лев. 11:7 ; Втор. 14:8 ). В книге пророка Исаии народ непокорный – это народ, который приносит жертвы в рощах, и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него ( Ис. 65:2–4 ). Когда Господь придет с огнем и мечом, чтобы произвести суд над всякой плотью, тогда те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут ( Ис. 66:16–17 ). Собаки тоже считались нечистыми и презренными животными. В Ветхом Завете о псах упоминается, как правило, не в связи с домашними животными или овчарками, присматривающими за стадом. Обычно имеются в виду бродячие собаки, готовые наброситься на человека и растерзать его. В 21-м псалме, воспринимающемся в христианской традиции как пророчество о страждущем Мессии, говорится: Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои ( Пс. 21:17 ). О беззаконниках Псалмопевец говорит, что они воют, как псы, и ходят вокруг города ( Пс. 58:7, 15 ). Псы питаются человеческой кровью ( 3Цар. 22:38 ; Пс. 67:24 ), едят трупы людей ( 3Цар. 14:11; 16:4; 21:23 ; 4Цар. 9:10, 36 ). Сравнение человека с собакой воспринималось как сильное оскорбление ( 1Цар. 17:43 ; Ис. 56:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 10 1–15. Восьмая казнь – саранча. 16–20. Раскаяние и ожесточение фараона. 21–23. Девятая казнь – тьма. 24–29. Согласие фараона на удаление евреев под условием оставления в Египте скота. Исх.10:1 .  И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, Моисей не должен смущаться проявлениям упорства фараона, приводящим к новым казням; ожесточение его сердца – дело Божие, вполне согласно с предсказаниями ( Исх. 7:3–5 ). Исх.10:2 .  и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь. Неизбежные в виду настроения фараона, грядущие бедствия могут принести великую пользу и современному поколению, и его потомкам, раз последние будут ознакомлены с ними ( Пс. 43:2, 70:17–18, 77:4, 104:1 ). Всякий поймет на основании их всемогущество Сущего и верность Его Своим обещаниям. Исх.10:3 .  Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; Исх.10:4 .  а если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра [в это самое время] Я наведу саранчу на [всю] твою область: Исх.10:5 .  она покроет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас [все] оставшееся [на земле], уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие у вас в поле, Исх.10:6 .  и наполнит домы твои, домы всех рабов твоих и [все] домы всех Египтян, чего не видели отцы твои, ни отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня. [Моисей] обратился и вышел от фараона. Сопротивление фараона не может продолжаться бесконечно, ибо кто может противостоять воле Бога ( Рим. 9:19 )? Оно только вызовет со стороны всемогущего Господа новую меру наказания – нашествие кочующей (arbe) саранчи в небывалых до сих пор размерах ( Исх.10:6 , Иоил.2:3–4 ). Она довершит то бедствие, которое нанесено градом. Исх.10:7 .  Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

[Начала текста нет. – Прим. ред. электронного издания]жание пагубного хаоса мысли, необходимо различать между отдельными лицами и организованным обще­ством и, следовательно, между частным и государственным правом. Ведь только в по­следнее время у нас откуда-то появились доморощен­ные Людовики с претензиями на «L’état c’est moi», с дерзостью неслыханной и с чудовищной манией «человекоубийства», не различающие между двумя указан­ными видами права. Если же мой оппонент, основы­ваясь на мнимо-евангельской почве, отрицает право­мерность налагаемой законным правительством смерт­ной казни, то логическая последовательность обязывает его провозгласить и все государственное устрой­ство в качестве бессмыслицы с такой точки зрения на одну из крайних мер, употребляемую властью. Но тогда для чего еще содержать войско? Зачем эти тюрьмы и ссылки? Прочь все принудительные кары! Пусть ведут себя «свободные» граждане, как им уго­дно, и пусть «сознательно» убивают, кого только хотят. Нет, не глаголете на Бога неправду! ( Пс. 74, 6 ). Предоставив Своей Церкви религиозную миссию, к созиданию нравственного миропорядка, Он же призвал государственную власть, как об этом многократно и засвидетельствовано Библией ( Суд.17:6 ; 1Цар. 8:22, 10:24, 12:13, 16:1 ; 2Цар. 5:3, 7:8 ; 3Цар. 3:5–15 ; Пс.19:20 ; Мф. 22:21 ; Рим. 13, 1–7 и мн. др.), не обездоленную принадлежащими ей атрибутами, а в силе и полноте их. Самый мир, в качестве творения отражающей бесконечные совершенства своего Творца, должен, поэтому, служить откровением и божественного правосудия, особенно в разумно-свободных существах, к сохранению или к попранию которого отнюдь не может относиться безучастно Сам Бог. Не даром Писание также нередко упоминает о крепкой мышце Его ( Ис.40:10, 52:10 ; Пс.97:1 и др.) устанавливающей требуемое равновесие между высшей правдой и осуществлением её на земле, богоустановленным орудием которого служит государство. Если бы каким-нибудь чудом одичавшие теперь люди обратились в кротких агнцев, то, разумеется, и государственная жизнь изменилась бы до неузнавае­мости к лучшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Кто во вселенной хозяин? Библейская картина мира теоцентрична. В книгах Ветхого Завета Бог предстает как творец вселенной, ее господин и промыслитель, которому подчинены все явления природы. Ему повинуются даже такие силы Хаоса, как Море/Океан, Левиафан, разнообразные морские чудовища, наводившие ужас на древних людей и враждебные им. Как правило, библейские авторы подчеркивают тварный характер этих сил. В частности, в книге Бытия рассказывается о сотворении Богом морей (Быт 1, 9–10), а также морских змеев, называвшихся по-еврейски словом «танниним» (Быт 1:21, в Синодальном переводе «рыб больших»). В 103м псалме говорится о сотворении Господом Левиафана и о Божественном промысле, благодаря которому поддерживается жизнь всех обитателей моря и обеспечивается их пропитание (Пс 103, 25–30). В некоторых поэтических текстах Священного Писания различные чудовища изображаются как враги Господни, над которыми Он одерживает победу (Ис 27, 1; 51, 9, Пс 73, 13–14). В любом случае, библейский взгляд на мир однозначен: царство природы имеет своего царя, которым является Господь Бог. Модель Вселенной, описанная в Ветхом Завете, не только теоцентрична, но еще и антропоцентрична. Человек — существо, созданное Богом. По своему составу человеческая плоть ничем не отличается от плоти животных: все тела были сотворены из праха земного (Быт 2, 7, 19). Но, согласно Шестодневу, человек был создан после всех тварей на шестой день и стал венцом божественного творения (Быт 1, 26–31). Кроме того, в отличие от всех остальных существ, он явил в себе образ и подобие Всевышнего (Быт 1, 27). Человек был призван стать наместником Бога на земле и владычествовать над всеми тварями (Быт 1:28). Гимном, воспевающим величие Бога и достоинство человека, является 8й псалом: «Ты… поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!», — такими словами псалмопевец прославляет Бога, возвысившего человека над всем своим творением (Пс 8:7–10).

http://bible.predanie.ru/prepodavatel-ka...

Е.А. Авдеенко Кафизма XV На вопрос Пилата: «Царя ли вашего распну?» – «первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» ( Ин.9:15 ), а народ кричал «сильно: распни, распни его» (см. Мк.15:14 ). Псалом говорит о грехах народа, которые не дали опознать Мессию. Пс.106:27             Празднуют, шатаются, как пьяный,                         и вся мудрость их – поглощена. «Празднуют» – специально для этого стиха предлагают значение «кружатся» (BDB, p.290). Однако «празднуют» вполне уместно: так обозначается торжество и беспечность. «Шатаются» – Каин «шатающийся» ( Быт.4:12 ) 503 . «Поглощена» – «поглотить» означает совершенно изъять из этого мира; так поступает Господь с враждующими на Него: «Яхве в гневе Своем поглотит их, и поест их огонь» ( Пс.21 /20:10). Как пала мудрость тех, кто был мудр когда-то, сказал Христос:       «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ). Псалом 108псалом проклятий. «Сказанное в виде желания говорится пророчественно. Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это по причине их злобы» (ПсСвОт). Человек враждует на Бога, а Бог на человека – нет. У Христа нет врагов, но восстающий на Мессию поднимает такой грех погибельный, который опознается как «гнев Божий» и «проклятие». Господь же никого не проклинает, хотя проклятие происходит – от Божьего миропорядка 504 . Господь ни против кого не гневается – «заушенный за род человеческий и не прогневавшийся» 505 . Господь осуждает грех не в теле другого (в таком случае мы бы все погибли). Он осуждает грех в Своей собственной Плоти 506 . Такова главная тема Псалма проклятий – «ужаснись, человече». Пс.108:1             Руководителю [хора]. Давида псалом.                         Боже хвалы моей, не умолчи. «Руководителю» хора – такое надписание для псалма проклятий имеет отдельное значение: общество должно услышать и прослушать, каким страшным будет богоотступничество. «Боже хвалы моей» – кратчайшая форма исповедания веры: я знал и произносил истинную хвалу (техила) Тебе 507 . «Не умолчи» – именно потому, что я право верую и исповедую 508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Тексты „Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое; Твое, Господи, царство и Ты превыше всего, как владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество». ( 1Пар. 29:11–12 ). „Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог – Царь всей земли, пойте все разумно». ( Пс. 46:7–8 ). „Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах». ( Пс. 45:2 ). „Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает». ( Пс. 102:19 ). „Я – Господь, это – имя Мое, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». ( Ис. 42:8 ). „Израиль! только во Мне опора твоя». ( Ос. 13:9 ). „Мы Им живем, и движемся и существуем». ( Деян. 17:28 ). „Сила Моя совершается в немощи». ( 2Кор. 12:9 ). „Тому, кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем, Тому – слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века». ( Еф. 3:20–21 ). „Бог производит в нас и хотение, и действие, по Своему благоволению». ( Флп. 2:13 ). Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты – Сын Мой». ( Евр. 5:5 ). „Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков». ( Откр. 11:15 ). „Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его». ( Откр. 12:10 ). Изречения Заключения Молитвы, которое обычно называется славословием, нет у евангелиста Луки; нет его и в древнейших списках Евангелия от Матфея. Возможно, что это заключение происхождения литургического, богослужеб-ного. В этом заключении отпечатлелось действие молитвы на общину, это – вздох ее. Эта древне-христианская прибавка утвердилась в тексте Евангелия от Матфея действием Духа Божия. В заключении выражена и обоснована уверенность, что Господь слышит и исполняет прошения Молитвы. Да такая Молитва в каждом прошении, проникновенно произнесенном, заключает и исполнение этого прошения. „Да святится имя Твое», молит христианин, и имя Отца небесного уже святится благоговейным призыванием Его. „Да приидет Царствие Твое», – в душу молящагося уже приходит это Царствие, как зачаток и предчувствие ожидаемого полного общения с Богом и человечеством. Далее, отрекаясь от своей воли, мы утверждаем волю Божию в духовной области („на небеси») и в материальной („на земли»), ограничиваем свои потребности пределами необходимого („хлеб насущный»), слагаем с себя заботы о будущем обезпечении своем („даждь днесь»); прощаем других и сами получаем от Отца прощение; сознавая власть тьмы и лукавства в нашей жизни, мы мыслию и волею отрешаемся от нее и тем самым подвигаемся на сторону истинного света и беззлобия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

LX. О различных религиозных вопросах Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при разговоре о различных религиозных вопросах 1) О Божестве Иисуса Христа Мф.13:55–56 . «Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сёстры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?». Объясн. Это говорили те, кто «соблазнялся о Нём» (Иисусе Христе), а кто не соблазнялся, тот громко исповедовал Христа Сыном Бога Живого: Мф.14:33:16:16 ; Ин.16:30 ; да и Сам Иисус Христос говорил: «Я и Отец одно»: Ин.10:30:8:58 . Ин.1:4 . «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков». Объясн. И сам Господь говорил о Себе, что Он имеет жизнь в Себе самосущую: Ин.5:26 ; называет Себя жизнью: Ин.11:25 , и жизнью вечной: 1Ин.5:20 ; о Нём мы живём и движемся и существуем: Деян.17:28 , соединяемся и срастаемся с Ним: Рим.6:5 , как розга с лозой: Ин.15:5 . Ин.10:34–35 . «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги» ( Пс.81:6 )? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание». Объясн. В Ветх. Завете «богами» назывались богоизбранные судьи и начальники народа: Исх.22:28 (см. славянский текст). Иисус Христос не равняет их с Собой, а только обличает злобу фарисеев, изыскавших повод к хуле на Него в том, что Он называет Себя Сыном Божиим, тогда как и на самом деле Он был единосущен с Отцом: Ин.10:30:36 . Следовательно, к нам, смертным и грешным людям, это место Писания относить не приличествует: Пс.115:2 . Ин.14:9 . «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца?». Объясн. Не нравственное только единение и общение Господа Иисуса с Богом Отцом разумеется здесь, а единство по существу: Ин.10:38:17:21 ; так как во Христе обитает вся полнота Божества телесно: Кол.2:9 , то даже самый совершеннейший христианин не может и не должен сказать о себе, что видевший его (христианина), видел и Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Скачать epub pdf Глава 10 Иносказательные изречения Господа о двери во двор овчий и о добром пастыре (10–18), и распря о сем между иудеями (19–21). Речь Господа о Себе как Мессии в праздник обновления (22–39) и удаление Его на Иордан (40–42). 1. Ин. 10:1 . Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; Иез. 34 ; Пс. 22 д.; Пс. 79 д.; Иер. 23 д.; Мих. 2:12 . 2. Ин. 10:2 . а входящий дверью есть пастырь овцам. 3. Ин. 10:3 . Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их. Мк. 13:34 ; Деян. 14:27 ; Ис. 43:1, 45:3 . 4. Ин. 10:4 . И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5. Ин. 10:5 . За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Истинно, истинно говорю вам и пр.: продолжается речь к фарисеям, начатая в конце предшествующей главы в ответ вопрос – И они не слепы ли (40–41). После грозного ответа на насмешливый вопрос их, Господь иносказательно раскрывает им, что они не истинные, как они мечтали, руководители религиозной жизни народа, и гибельные руководители, если бы только слушался их народ, – что они только развращают народ, ясным выражением чего служит их злобное противодействие истинному руководителю народа – Мессии. Эта речь Господа идёт не прерываемая, как обыкновенно, спорливыми фарисеями, потому что они не понимали сначала иносказательной речи Его (ст. 6), и это дало Ему удобство беспрепятственно, не прерывая, за один раз представить прекрасное иносказание во всех его чертах. Когда уже Он окончил изображение, тогда только поняли Его враги Его, и произошла между ними, как нередко, распря (ст. 19–21). – Кто не дверью входит во двор овчий и пр.: образ выражения заимствован от пастушеской жизни в Палестине. Для ночлега стад, когда почему-либо неудобно было оставлять их на ночь на пастбище, пользовались иногда природными пещерами, по местам довольно обширными, иногда делали особенные более или менее обширные искусственные загороди, иногда открытые, иногда крытые; сюда на ночь загонялись стада, закрывались двери, и кто-нибудь из пастухов, большею частью не главных, оставались при дверях на страже (ср. прим. к Лк. 2:7–8 ). – Кто не входит во двор овчий прямым законным путём – чрез дверь, тот этим самым показывает, что он не собственник стада и не законный пастух, а хищник – вор и разбойник, ибо собственнику и пастуху нет нужды входить не чрез дверь. – Перелазит инуде: через изгородь, которая большею частью была не очень высока, или проломав дыру, или чрез подкоп и пр. – Вор – тот, кто похищает собственность другого без шуму, тайком; разбойник – тот, кто отнимает силою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Псалом 9 Надписание «по смерти Лабена» до сих пор остается невыясненным. Можно предполагать, что оно указывает на способ, мотив напева псалма по образцу песни, начинавшейся этими словами и не сохранившейся до позднейших времен. Псалом алфавитный, начинающий каждый стих буквой еврейской азбуки, не всегда, однако, в строгой последовательности и согласии с настоящим порядком. В евр. Библии этот псалом разделяется на два: девятый псалом русской Библии заканчивается в еврейской 21 с., а с 22 идет там уже 10 Пс, также алфавитный. Латинская Библия держится еврейского порядка деления псалма, а греч. и славян., соединяют еврейские 9 и 10 псалмы в один, девятый. Отсутствие надписи над 10 псалмом в евр. Библии, одинаковость алфавитного порядка и сходство обоих псалмов в выражении мыслей дают право заключать об единстве их автора, Давида. Псалом написан по поводу победы, одержанной Давидом над сирийцами (первая часть псалма 1–21 ст.) и нападения в это время на Иудею в южной части идумеев, которые производили громадные опустошения среди беззащитного населения, так как воины были тогда на севере под начальством Давида в борьбе с сирийцами (см. подр. «о происхождении Псалтиря» свящ. Н. Вишнякова с. 206–210). Первая часть псалма благодарственно-хвалебная. Давид обещает восхвалять Бога (2–4), так как Он защитил его от врагов и дал ему силу разрушать их города (4–7). В этой победе обнаружился суд Бога над языческим народом в защиту праведника. Так как Бог вечен, то и всегда угнетаемый праведник найдет в Нем защиту (8–11). За оказанную помощь нужно вечно восхвалять Живущего на Сионе (12–13). Пусть Господь ту помощь, которую в настоящую войну оказал Давиду, продлит ему и на будущее время; пусть погибнут все языческие народы, забывающие Бога, пусть в грозном Его суде над ними познают, что «человеки они» (14–21). Вторая половина псалма – просительного содержания. Почему Ты, Господи, даешь нечестивому успех, когда он не верит в Промысл Твой на земле, самоуверен в своей мощи, а в поступках стремится к тому, чтобы возможно более причинить разными хитрыми действиями и засадами вреда бедному праведнику (22–32). Восстань, Господи, на защиту угнетенных и покарай неверие в Тебя нечестивых (33–34) Ты видишь, как велики страдания праведного; накажи нечестивого и тем заставь людей бояться не человека, но Твоего праведного суда (35–39).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010