Отделение первое I. О Боге едином по существу Понятие о Боге Главная, или правильнее, первая истина откровения есть та, что есть Бог , т. е. самосущий и всесовершенный Дух, – единый по существу и троичный по лицам, Творец и Промыслитель мира видимого и невидимого. Бог есть Дух, то есть простое, имеющее самобытную личность, Существо, в котором нет никакой вещественности, ни сложности, ни деления, ни перемены. Бог есть Дух ( Ин.4:24 ); Господь Дух есть ( 2Кор.3:17 ); Божество не сложно; Оно все есть жизнь (Святой Иларий Пиктавийский ). Свойства или совершенства Божии и разделение оных Что есть Бог Сам в Себе, или в чем состоит Его существо, сего объяснить никто не может. Но приспособительно к разумению человеческому указываются в откровении совершенства или свойства Божии. Свойства Божии, рассматриваемые по отношению к бытию, суть: самобытность, вечность, неизменяемость, вездеприсутствие; по отношению к жизни Божией – по уму всеведение и премудрость, по воле – свобода, всемогущество, святость, благость и правда, по ощущению – блаженство. Неизменяемость Неизменяемость Божия есть такое свойство, по которому Бог пребывает всегда один и тот же, как по существу, так и по действиям. Ни Сам Он, как самосущий, не принимает никаких изменений в Своем бытии, и никто и ничто не может иметь влияния на изменение Его существа или действий. В Священном Писании ясно сказано: Аз Господь Бог ваш, и неизменяюся ( Мал.3:6 ); у Него же несть пременения или преложения стень ( Иак.1:17 ; Евр.6:16–17 ). Вездеприсутствие Вездеприсутствие есть такое свойство Божие, по которому Бог не ограничивается и не стесняется никаким пространством и временем, но находится везде, всегда и во всем, не разделяясь и не смешиваясь с тварями, но всегда оставаясь простым существом. Священное писание говорит, что негде скрыться от Бога. Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу? ( Пс.138:7,10 ; Ам.9:2,3 ). Еда небо и землю не Аз наполняю? ( Иер.23:23,24 ; слич. Прем.19:21 ). Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Надобно знать, что Бог не имеет частей; весь находится везде и всецело – не частью какой в известной части пребывает, разделяясь подобно телам, но весь во всем и весь выше всего» (Точное изложение православной веры, кн. 1, гл. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

«Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых.» «Помышляю день оный и час, егда имамы вси нази и яко осуждени неумытному Суд и предстати»... (Стихира в неделю мясопустную). Внушив нам необходимость мытарева смирения и сердечного сокрушения о своих грехах и вспомнив умилительную притчу о покаянии блудного сына, Святая Церковь , готовя нас к Великому посту, приводить нам на память то «последнее», что неизбежно ожидает нас, – хотим ли мы того или не хотим – кончину мира, Второе Пришествие Христово и Страшный Суд. И хотя в наше время лукаво и лицемерно так хлопочут о всеобщем единении – как-будто «единение», само по себе, может являться самоцелью, – после Страшного Суда в нашем человеческом роде произойдет решительное и окончательное разделение, и притом на целую вечность: каждого из нас ожидает что-нибудь одно – или приобщение к вечному несказанному блаженству праведников или горькая-прегорькая участь вечного нескончаемого мучения грешников. В том, что это несомненно будет уверяет нас Сам Господь Иисус Христос, собственные слова Которого и читаются для вящего нашего убеждения в Евангельском чтении, положенном на неделю мясопустную, как именуется третья подготовительная неделя к Великому посту: И идут сии , то есть, стоящие по левую сторону Судии грешники, в муку вечную: праведницы же в живот вечный  ( Мф.25,46 ) . Как не думать об этом, не помышлять непрестанно в течении всей нашей, столь кратковременной –семьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет  ( Пс.89,10 ) : редко-редко кто доживает больше! – земной жизни? Вот почему Святая Церковь и заповедует нам постоянно обращаться мыслью к этому дню Господню, великому и славному  ( Деян.2,20 ) , чтобы день тот не постиг нас внезапно  ( Лк.21,34 ) . Помышляю день страшный, и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю? Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя!  (Седален нед. мясопустной). Из этих слов церковного песнопения ясно видно, каким должно быть это непрестанное помышление о кончине мира, Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде: отнюдь не каким-то паническим ужасом, не очевидно-зловредной «апокалиптической паникой», которую именно и осуждает св. Апостол Павел в своем Послании к Солунянам  ( 2Фес.2,2–3;11–12 ) , а  спасительным  для души,  покаянным приготовлением  себя к этому великому и славному дню Господню .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви Как подчеркивается в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе (II.1). Однако неправильно употреблять эту свободу для противодействия Богу, создавшему человека (Быт. 1, 27) и Своим Промыслом управляющему миром (Деян. 17, 28). Она не должна использоваться для хулы на Бога, клеветы на Его Церковь и людей. Подобное противление Творцу разрушает установленный Им порядок мироздания, приводит ко многим бедствиям и страданиям в жизни творения. 1. Богохульство и клевета: церковный взгляд В церковной традиции под богохульством понимается оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни. О грехе богохульства упоминается в книгах Ветхого Завета (напр. Лев. 24, 15; Пс. 73, 18). О нем многократно говорится и в Новом Завете (напр. Мк. 7, 21-23; Ин. 10, 33; Откр. 13, 1). Святой апостол Павел говорит о богохульниках как о потерпевших кораблекрушение в вере (1 Тим. 1, 19), понимая под богохульством не только оскорбление Бога или Его святого имени, но и всякое отпадение от веры. Будучи выражением стремления оскорбить или подвергнуть поруганию Творца, богохульство является одним из самых тяжких нравственных преступлений. Открытое и последовательное противостояние Создателю делает человека неспособным к покаянию, искажает богоподобное устроение человеческой личности. В тесной связи с богохульством находятся такие грехи как святотатство, кощунство и осквернение святыни. Одна из форм богохульства это клевета на Церковь как Тело Христово, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). В то же время клевета, как заведомо ложные обвинения в не совершенных преступлениях или безнравственных поступках, есть грех против правды, разрушительный для Богом установленного вселенского порядка. В других случаях понятие клеветы, многократно встречающееся в текстах православной традиции, понимается как грех против ближнего (Рим. 1, 30; 2 Кор.12, 20; 2 Тим. 3, 3).

http://mospat.ru/ru/documents/87601-otno...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Чин Пассии Каждое великопостное воскресенье вечером (а в некоторых храмах — по пятницам) положено служить чин пассии — особое Богослужение о крестных страданиях Иисуса Христа. Во время этой службы, когда перед нашим мысленным взором возникают гнусные и страшные образы богоубийц, первосвященников, книжников и старейшин иудейских, становится страшно. Следует всей душой отвернуться от самого гнусного и самого невыносимого для сердца человеческого окаянного предательства Господа Иисуса Его собственным учеником. Как это ужасно! Как это потрясающе! Апостол предает на смерть своего Господа. Безусловно, друзья, вы не раз задумывались над тем, почему Христос, всезнающий Бог, избрал Иуду в число Своих двенадцати Апостолов? Евангелие открывает нам, что Христос знал, что это за человек, что он предаст Его. Но это было необходимо. Такова была воля Божия. За тысячу лет до Рождества Христова в 68 Псалме Пророк Давид предсказал об Иуде: «…да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем» и «…достоинство его да приимет другой…» ( Деян.1:20 ), а в другом псалме от лица Иисуса Давид говорит: «Даже человек… который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» ( Пс. 40:10 ). Еще в предвечном совете Живоначальной Троицы было предопределено все свершившееся в жизни Спасителя. Изумляющее своей любовью Божественное решение! Любовь, да, любовь к погибающему роду человеческому заранее предрешила, что второе лицо Живоначальной Троицы — Иисус сойдет на землю, Своей проповедью и страданиями на Кресте спасет погибающий род человеческий. И все это предвестили за сотни и тысячи лет святые пророки. Пророк Исаия за 700 лет до Рождества Христова с изумительными подробностями описал голгофские страдания Иисуса. Создается впечатление, будто он сам присутствовал при совершившихся садистских делах римских воинов и иудейских первосвященников. Итак! Предательство Иуды, как и все на земле дела Христовы, было предопределено у Господа еще до сотворения мира. Потрясающие слова о предателе произнес Спаситель на Тайной Вечере: «…истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня …но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было этому человеку не родиться…» ( Мф.26:21-24 ), так страшен грех его.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин Послание к галатам Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , en. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета. М.: Изд – во Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Новый Завет. Т. 8. Послания апостола Павла к галатам, ефесянам, филиппийцам/Ред. К. К. Гаврилкин, С. С. Козин, Т. К. Одэн. Тверь: Герменевтика, 2005. Ефрем Сирин , прп. Творения. В 8 т. Т. 7. Толкование на Послания ап. Павла. Сергиев Посад, 1995. Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 10. Кн. 2. Толкование на Второе послание к коринфянам. Толкование на Послание к галатам. Репринт. М.: Радонеж. 2004. Феодорит Кирский , блж. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла/Он же. Творения. М.: Паломник, 2003. Феофан Затворник , свт. Толкования на Послание апостола Павла к галатам. Реприпт. М., 1893. М.: Правило веры, 1996, Феофилакт Болгарский , блж. Толкования на Послания святого апостола Павла, сокращенно избранные из толкований святого Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Кн. 1 – 2. М.: Афон, 2000. Исследования, комментарии Агафангел (Соловьев) , архим. Объяснение Послания св. ап. Павла к галатам. СПб., 1854. Баркли У. Толкование Посланий к галатам, ефесянам, колоссянам, филиппийцам и фессалоникийцам. USA. Всемирный союз баптистов, 1986. Галахов И., проп. Послание св. ап. Павла к галатам. Казань, 1897 Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к галатам. СПб., 1902. Коноплев. Н. Краткий обзор послания ап. Павла к галатам//БВ. 1956. 5. Некрасов А. «Ходатай единого несть. Бог же един есть» (филологическое объяснение Гал. 3:20 )//ПС. 1869. Т. II. План Гал. I. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства (1.6 – 2:21)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Апрель Максим Исповедник, св. [О нем.] Жизнь, дела и мученичество преподобного отца нашего и исповедника Максима/Пер., изд. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1914. Т. 1. 4. С. 225–240 (2-я пагин.). (Продолжение.) —225— жертву за верный народ, во всем подражая и всецело последовав Подвигоположнику Христу Богу нашему и главе 1183 апостолов Петру, коего и истинно достойным приемником, соделался он. Мир твердый и нерасторжимое единство да даст Он повсюду сущим святым Своим церквам и да не допустить потом уже до конца появиться какой-либо ереси, как по множеству милостей Своих так и ради превзошедшей все (прежние поколения) нетвердости и непостоянства природы нашей. XI. А в-третьих, да сохранимся мы и все благочестивые до конца непоколебимыми в истинно святой и православной и непорочной нашей христианской одной только кафолической и истинной вере, – и да получим отпущение грехов и спасение всех нас, хотя и воистину грешников, но действительных рабов, православных и истинных поклонников Христа Истинного Бога и Спасителя нашего, истинно прославляющего великою славою истинно прославляющих Его. Ему и подобает всякая слава, честь, владычество, великолепие, на небе и на земле, поклонение и благодарение в чувствах сердца и в самой истина, со страхом и трепетом, но и с радостью, по пророческому изречению ( Пс.2:11 ), вместе с бессмертным и милосердным, сострадательнейшим и сверхъестественно благосерднейшим Отцом, и всесвятейшим и единосущным, животворящим и всемогущим божественным Духом, ныне и всегда, и в бесконечные веки веков. Аминь. —226— Поправки к Гипомнестику по изданному проф. С.Л. Епифановичем греческому тексту Жирные цифры означают страницы, обычные – строки сверху, – впереди и курсивом помечается напечатанное, а позади после двоеточия – исправленное. 2092 желанию: влечению 21 кои – настоящего: кои будут читать эти списки предлежащего 24 самую: не д. читать, – так как: в то, что, 2106: истинного исповедника и мученика за истину. 9–10 даже более – Самого Христа, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Февраль Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн.2: гл. 6 (Ин.5:19–21)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1901. Т. 1. 2. С. 337–352 (1-я пагин.). (Продолжение.) —337— отличным от присущего ему художества, хотя бы оно и было боголепным. Каким же образом Тому, Кто выходит вне пределов божества и имеет эту славу по одному только художеству, поклоняются Ангелы на небе, поклоняемся и мы безгрешно, между тем как божественное Писание узаконяет нам не служить никому кроме истинного Бога? Господу Богу твоему, сказано, поклонимся и Тому Единому послужиши ( Мф.4:10 – Втор.6:13 ). Святое-то, по крайней мере, множество Ангелов не может уклониться от должного и если поклоняется Сыну и служит Ему с нами вместе, то потому, что признаёт Его Богом по природе, а не по научению, как болтают те. Кажется, они не сознают того, в какие вследствие этого нелепости должны они впадать. И во-первых, Сын должен будет допускать изменение и превращение из худшего к лучшему, хотя и через пророка и говорит Он: «видите, видите, яко Аз есмь, и не изменяются» ( Пс.101:28 ), восклицая это к Сыну. Это потому, что Он, как утверждают те, дожидается действия Отца относительно чего-либо из сущего, как некоего наставника и учителя, чтобы, узрев, стать подражателем. Но каким же, наконец, образом таковой не должен каждому оказаться восходящим к знанию из незнания чего-либо и превращающимся из худшего в лучшее, как скоро мы признаем, что знание какого-либо блага лучше незнания? Потом, к довершению своих нелепостей, признающие Бога скорее наставником, чем Отцом пусть отвечают нам: Сын ожидает видения (действий Отца) как находящийся в неведении дел Отца, —338— или же, как имеющий точнейшее о них знание? Если скажут, что Он ожидает, зная, – то этим очевидно представят Отца совершающим нечто вполне излишнее и наставником всецело напрасного дела; ибо Один (Сын), как незнающий, усматривает то, что Он точно (уже) владеет, – а Другой (Отец) принимается учить уже Знающего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Январь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Предисл., кн. 1: вступл. – гл. 1 (Ин.1:1)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 1. 1. С. 1–16 (1-я пагин.). (Начало) —1— Святого Отца нашего Кирилла архиепископа александрийского толкование на евангелие от Иоанна. Предисловие Господь даст глагол благовествующим силою многою ( Пс.67:12 ), прекрасно возглашает Псалмопевец, – и приступать к сему, думаю, подобает не всем вообще, но только просвещенным благодатью свыше, так как всяка премудрость от Господа, как написано, ( Сир.1:1 ), и всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть сходяй от Отца светов ( Иак.1:17 ; ср. Лк.21:15 ; 1Кор.1:30 ; Иов.12:13 ; Прит.2:6 и др.). И действительно, рассуждение о Высочайшей всех Сущности и Ее тайнах оказывается делом опасным и для многих не безвредным, молчание же о сем свободно от опасностей. Но нас, хотя и думающих, что надлежало бы конечно хранить молчание, выводит из него Сущий над всем Бог , говоря одному из святых (это был Павел): глаголи, и да не умолкнеши ( Деян.18:9 ). Такую же заповедь имеет и закон (Моисеев), как бы в чувственном образе указывающей на пред- —2— меты духовные. Призванным к божественному священству он повелевает трубными звуками объявлять народу о том, что он должен был узнать. Бог , думаю, желавший дать совершеннейший закон, не считал должным, чтобы вожди народов, положив руку на уста, по написанному (ср. Суд.18:19 ; Иов.39:34 ), из опасения не показаться дерзко берущимися за предметы, превышающие ум человеческий, отказывались от рассуждения, столь необходимого для научаемых благочестию и богопознанию, и избирали молчание, вредное для приступающих к науке. Но при этом и устрашает нас Христов ученик, говоря: не мнози учителие бывайте ( Иак.3:1 ). Также и Премудрый Екклесиаст, указывая на опасность учения таковым предметам, говорит: разсецаяй дрова беду приимет в них, аще спадет сечиво, и сам лицем смятеся, и силы укрепит ( Еккл.10:9 ). Сечиву (топору) уподобляет остроту ума, как могущего проникать и доходить до внутреннейшего, хотя бы ему и препятствовала грубость и дебелость материи, – а деревами также образно называет созерцания богодухновенного Писания, устрояющие из книг, в коих содержатся, как бы некий духовный сад и порождающая кроме того и плодоношение Святого Духа. Кто эти духовные дерева, то есть божественные и таинственные созерцания богодухновенного Писания, пытается раскрыть посредством исследования и сильнейшего напряжения ума и остроты, тот беду приимет (может подвергнуться опасности) в особенности тогда, когда, говорит, спадет сечиво (топор), то есть, когда ум не будет правильно понимать истинный Смысл Писания и, как бы оставив прямую дорогу, устремится по некоему другому пути созерцания, удаленному от истины. Подвергшийся

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово 21. Слово благодарственное ко Господу нашему Иисусу Христу, по случаю преславной победы над Крымским ханом, предстательством Владычицы нашей Богородицы, при благоверном великом князе Иоанне Васильевиче, в 1541 году Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его? ( Пс.105:2 ). Воистину, никто не в состоянии поведать их и привести в известность, не только из числа находящихся на земле сильных в слове и премудрых, но даже и из самых, думаю, ангельских сил. Ибо как божественное Его существо и естество вполне непостижимо и несказанно для всякой мысленной и чувственной твари, так и величие преестественных от века дел и устроении Его несравненно превосходит всякий ум и всякое постижение. Но, как мы видим, некоторые из древних, не только в ветхом завете, как знаменитый Моисей, изобиловавший премудростью и святостью, также – Даниил, Исаия и Иеремия и прочие, бывшие после них святые Божии пророки, но и в новом завете находим просиявших во всякой премудрости и святыни, которые не обленились, насколько возможно человеческой немощи, воспеть преестественные дела Вседержителя и передать о них последующим родам, чтобы всегда всеми и во всем прославлялся общий всех Создатель и Промыслитель. Поэтому, и мы, в нихже концы век достигоша ( 1Кор.10:11 ), говоря словами божественного Апостола, не пренебрежем по силе своей о прославлении великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, но от всей души воспоем и прославим неисчетное Его к нам человеколюбие и благость, ибо Он никогда не перестает промышлять и пещись о нас, устрояя для нас все к лучшему. Не столько отец печется о своих детях, сколько преблагий наш Создатель и Промыслитель промышляет и печется о тех, которые право в Него веруют и твердо уповают на Него. Родившие и воспитавшие нас нередко отталкивают нас от себя, отвращаются от нас и больше не хотят нас знать, если мы в чем-либо согрубим или обесчестим их. А Создавший нас, хотя бы мы без числа Его оскорбили преступлением спасительных Его заповедей, хотя и отвергаемся Его Самого и Его к нам благодеяний, но Он и тогда не отревает нас и не перестает благотворить нам, но всеми способами продолжает устроять наше обращение к Нему и исправление.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

Слово на новый год, проповеданное в придворной церкви при высочайшем её императорского величества и их императорских высочеств присутствии Источник Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа Безлетный Бог времена и все в них сущее, волею Своею создавый Новому днесь году начала достигнуть нас сподобил, слушатели; мы теперь сугубое посему чувствуем на себе обязательство, за прежнее, то есть, вознесши чистейшую жертву благодарности; а о мире и благоденствии грядущего лета просить бесконечную благость. Сей Бог поставил нас на театре сем; сей Бог даровал жизнь, столь преимущественную от других тварей; Он наконец и продолжает бесценный Свой залог Своего к нам благоутробия: и кто же из среды живых не обымет признательнейшим духом десницу Его, исполняющую своей благости? Кто не падет пред Святым Его лицем, гремя сердцем и устами хвалу Всехвальному? Долг сей тем сильнее обязывает всякого; чем он больше соответствует намерению творческому в произведении человеку предприятому; намерению! Яко да исповедяться Господеви милости Его, яко да пожрут Ему людие жертву хвалы, и возвестят дела Его в радости ( Пс.106:20–21 ). Как самые небеса поведают славу Божию; твердь возвещает творение руку Его, день дневи глагол, нощь нощи отрыгает разум, равно и всяко создание подобающим образом благословляет силу Божественного существа и человек ли почтенная образом Его тварь, человек ли предпоставленный всей земли владетель попустить в себе иссякнуть благодарности к начальнику бытия и жития своего? он ли не возвеселится о сотворшем его? Творец, хотя и не требует благих наших, хотя и не имеет нужды в бренных песнях. Признание сие извлекают неизмеримые Его совершенства; но при всем том мы не чувствуем сильнейшего, из всех пространнейших естественных впечатлений, убеждения, как чтобы любить возлюбившего нас прежде, как почитать всем почитавшего, как благодарить все нам с жизнию давшего. Вся ваша суть ( Ин.17:10 ), вопиет Апостол. Вся наша: какое превосходство! какие щедроты! даждь толико обогащенный человек славу Богу. Вознеси поклоншеся Господа особливо в сей день, который ясным есть свидетельством Его к нам благоволения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010