14) писалось по-гречески TIH и толковалось как IH(σους) на T, т. е. «Иисус на кресте». Христиане усматривали мистический смысл и в названиях букв евр. алфавита (св. Амвросий Медиоланский (Комментарий на Пс. 68), блж. Иероним, Евсевий Кесарийский ). Отвечая на вопрос о смысле алфавита, который был положен в основу акростишных (см. Акростих ) частей псалмов и Плача Иеремии , блж. Иероним в 30-м послании написал небольшой трактат о евр. А. Лат. переводы названий евр. букв составляют, согласно Иерониму, 7 групп (conexiones), и каждая группа образует определенную фразу, которую он затем толкует назидательно. Так же поступает Евсевий Кесарийский (Praep. Ev. X 5). Толкования Иеронима и Евсевия соответствуют друг другу, напр. названия евр. букв «мем», «нун», «самех», составляющих одну из таких групп, в благочестивом духе истолковываются на греч. (Евсевий) и на лат. как «ipsis sempiternum adiuto-rium» (Иероним) (т. е. «вечная помощь от них»). Собранный в ранних комментариях материал позже использовали др. средневек. толкователи (Dornseiff. Das Alphabet. S. 27). Эта традиция отразилась в названиях букв кириллицы, представляющих собой древнейший слав. азбучный акростих. Существует много примеров символического толкования букв, составляющих свящ. имена, а также букв, начинающих сакральные тексты. Афонская книга образцов требует вписывать 3 греч. буквы «οων» в нимб Пантократора на иконах, фресках и мозаиках (Sachs u. a. 214) как обозначение Бога (Исх. 3. 14; Откр. 1. 4, 8). На лат. Западе буква I в средневековье была символом Иисуса Христа: littera minima in forma, sed maxima in sacramento (лат. буква, малейшая по форме, но величайшая по таинственному содержанию) — на что, возможно, повлияла фраза из слов Господа о действительности Закона: «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5. 18). Альберт Великий понимал имя «Jesus» как «Jucunditas maerentium, Eternitas viventium, Sanitas languentium, Ubertas egentium, Satietas esurentium» (Радость скорбящих, Бессмертие живущих, Исцеление ослабленных, Изобилие нуждающихся, Насыщение голодающих) (Comp. theol. veritatis IV 12; Dornseiff. Das Alphabet. S. 138). Папа Иннокентий III считал, что 2 слога имени Иисуса символизируют 2 природы, 3 гласные — Божественную природу (представленную в Трех Лицах), 2 согласные — человеческую природу из плоти и крови, стоящая в середине буква S, которая встречается в имени дважды,— отношение Второго Лица Троицы к двум другим (Bardenhewer O. Der Name Marias. S. 104). Амалар Мецкий толковал имя «Адам» как символ 4 сторон света (PL 105. Col. 1002; Sauer. 64.).

http://drevo-info.ru/articles/5786.html

138, 16; Ис.4:3 ; Иез.13:9 ). Не случайно возникают и исчезают с лица земли народы. Каждому народу премудрость Мироправителя предназначила и свое время, и свое место на земле, пределы бытия, размножения и степень благоденствия. Бог, сотворивый мир и вся, яже в нем, сей небесе и земли Господь сый, – учит ап. Павел, – сотворил есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному, уставив передучиненная времена и пределы селения их ( Деян.17:24. 26 ). Сообразно с целями Своего мироправления, Бог в определенные времена воздвигает в том или другом народе потребных мужей в качестве орудий для выполнения мудрых целей Его управления народами. В руце Господни власть земли, – говорит Мудрый, – и потребного воздвигнет во время на ней (Сир 10, 4). Пр. Иеремии Сам Бог говорил: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя, пророка во языки поставих тя ( Иер.1:5 ). В том же смысле говорит о себе апостол, что он избран Богом на апостольское служение от чрева матери своей ( Гал.1:15 ). Власть, без которой существование общества немыслимо, происходит от Бога. Владеет Вышний царством человеческим и ему же восхощет даст е ( Дан.4:22, 29 ; сн. Сир.10:4 ), Он поставляет цари и преставляет ( Дан.2:21 ; сн. Иер.27:5–6 ). Он дарует от Себя властителям или царям державу и силу ( Прем 6, 4 ), елеем святым помазует их ( Пс.88:21 ; 1Цар 12, 3–16 ; Ис.41и др.), так что от того дне носится над ними Дух Господень ( 1Цар 16, 11–13 ). Наконец, Сам же Он и управляет через царей земными царствами: Мною царие царствуют и сильнии пишут правду ( Притч.8:15–16 ); сердце царево в руце Божией ( Притч.21:1 ). Поставляемые через царей, как помазанников Божиих, низшие власти поставляются Богом, почему повиновение власти есть повиновение Божию повелению и установлению: всяка душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть аще не от Бога: сущие же власти от Бога учинены суть. Тем же противляяйся власти, Божию повелению противляется ( Рим 13, 1–2 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

132 «Се Дева во чреве прииметь... с нами Богъ». – Хотя автор называет в качестве источника цитаты пророка Исайю, но дословно данный фрагмент совпадает со словами в Евангелии от Матфея: «Се Дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя ему – Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» ( Мф. 1:23 ). 134 ...от первороднаго пагубу... – Имеется в виду первый человек Адам, грех которого лишил людей рая. 136 «Се Богъ нашь... со человекы поживе». – Ср. «Сей Бог наш, не вменится ин к нему, изообрете всяк путь хитрости и даде ю Иакову – отроку своему и Израилю возлюбленному от него. Посем на земли явися и с человеки поживе» (Варух, 3, 36–38). Читается в навечерие праздника Рождества Христова. 138 ...«Ефиопия, Тарсисъ, Аравитьстии острови, Сава, Мидене»... – Ср. «Царие фарсийстии и острови дары принесут, царие аравитстии и Сава дары приведут» (Пс, 71:10). Тарсис – Фарсис в другом написании, город в Испании; Сава, по представлениям древних, страна золота и иных богатств в Африке к северо-западу от Красного моря; Медина – город в северо-западной части Аравийского полуострова. 141 «Изыдеть звзда от Иакова, и востанетъ человкь от Израиля... всюду». – Ср. «Возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и погубит князя Моавитския и пленит вся сыны Сифовы» ( Числ. 24:17 ). Князъя Моавитские – потомки Моава, сына Лота от старшей дочери. За злобное отношение к израильтянам были жестоко наказаны: стали идолопоклонниками, а их богатая и плодородная страна, находившаяся к востоку от Мертвого моря, превращена в пустыню (см.: Соф., 2:9). 150 ...при Дафане и Авироне... – Рувимляне, сыновья Емава, которые захотели поднять мятеж против Моисея и Аарона, наказанные за это Богом: их вместе с сообщниками живыми поглотила земля, а 250 человек, участвовавшие в заговоре, истреблены огнем небесным ( Чucл. XVI, 1–32 ). 151 «Слыши, небо и внуши, земли!» – Ср. со словами Моисея: «Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих» (Второзак. 32:1). Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 12: XVI век. - 2003. - 624 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Ин. 3:2. 1298 См. раздел " " Непостижимость Бога " " в главе III. 1299 Сл. 44, 3; PG 36, 609=1.656. 1300 PG 37, 973=2.53. 1301 PG 37, 538=2.138. 1302 Ср. Мф. 5:8. 1303 PG 37, 1559–1560=2.262. 1304 Мф. 5:8. 1305 Сл. 45, 11; PG 36, 637=1.668. 1306 1 Кор. 13:12. 1307 Ср. 2 Кор. 12:2–4. 1308 Ср. Фил. 1:23. 1309 Ср. Исх. 33:18–23. 1310 Сл. 32, 15, 18–16, 5; SC 318, 118=1.471. 1311 Ср. Ориген. Беседы на Иеремию 16,2 (PG 13, 441 A). 1312 Ср. Ориген. Беседа 4, 1 на Пс. 36 (PG 12, 1350 C). 1313 Сл. 28, 3, 5–7; SC 250, 104=1.393. 1314 Сл. 37, 3, 2–13; SC 318, 276=1.511. 1315 Ср. Рим. 4:3; 3:28; Евр. 11:8–9. 1316 Ср. Быт. 22:2. Рассказ о жертвоприношении Исаака традиционно воспринимался как прообраз искупительной жертвы Христа–Спасителя. 1317 Ср. Быт. 18:6–8. 1318 Ср. Быт. 28:12. 1319 Ср. Быт. 28:17–18. 1320 Сл. 28, 18, 7–24; SC 250, 136–138=1.402–403. 1321 Ср. 3 Цар. 19:11–12. 1322 Ср. Суд. 13:22. 1323 Ср. Лк. 5:3–8. 1324 Ср. Ис. 6:1–3. 1325 Ср. Иезек. 1:22–27. 1326 Букв. " владычественного в нас " " . 1327 Ср. 2 Кор. 12:2–4. 1328 Сл. 28, 19, 1–20, 5; 138–140=1.403. 1329 Ср. Пс. 81:6; Ин. 10:34. 1330 Ср. Быт. 1:26–27; Рим. 8:29; 1 Кор. 15:49; 2 Кор. 3:18 и др. 1331 Ср. Ин. 1:12; Гал. 3:26; 4:5 и др. 1332 Ср. 2 Пет. 1:4. 1333 Ср. 1 Кор. 15:53. 1334 Против ересей 5 (предисл.). 1335 Против ересей 4, 19, 1. 1336 Афанасий. Слово о Воплощении Бога Слова 54. 1337 Ср. Попов. Идея обожения, 213. Об обожении см. Gross. Divinisation; Lot-Borodine. Dйificamion; Mantzaridis. Deification; Nellas. Deification; Russell. Deification. 1338 Winslow. Dynamics, 179. 1339 В данном случае под " " таинством " " понимается праздник Пасхи. 1340 Сл. 1, 4, 9–5, 12; SC 247, 76–78=1.18. 1341 Сл. 2, 22, 14–15; SC 247, 120=1.32. 1342 PG 37, 1313=2.94. 1343 Письмо 101 (1–е Кледонию); SC 208, 56=2.12. 1344 PG 37, 971=2.52. 1345 PG 37, 762=2.43. 1346 PG 37, 471=2.130. 1347 Сл. 30, 14, 8–11; SC 250, 256=1.438. 1348 PG 37, 465=2.130. 1349 Сл. 29, 19, 9–10; SC 250, 218=1.426. Ср. толкование преп. Маскима Исповедника: Амбигва; PG 91, 1040 A-D. 1350

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

119 Римл. X:4. 120 Апок. XXII:13. 121 Существенное различие между духовным и иерархическим священством будет выяснено нами ниже. 122 Исх. XIX, 6: XXIII, 22. 123 Исх. XXIII:22. 124 Исх. XIX:5. 125 Исх. XIX:5. Втор. VII:6; XIV, 2. 126 Втор. VII, 6 — 8; XIV, 2; Лев. III:17 и др. 127 Исх. XXIII:25 и др. 128 Лев. VI:25, 29. 129 1 Кор. X:18. 130 Пс. XLIX:12—23; Ис. XXIX:13; LXVI, 12; Ос. VI, 6 и др. 131 Пс. L:19; Ис. LXVI, 2 и др. 132 Цар. XV:22; Ос. VI:6. 133 Мих. VI:6—8; ср. Втор. X:12; Ис. LXVI:3; I, 11, 13, 16 — 18. 134 Исх. XXXIII:20. 135 Мф. XXVII:51. 136 1 Иоанн. IV, 18. 137 Римл. VIII:15 — 16. 138 1 Кор. III:16—17; ср. VI, 19. 139 1 Корф. VI, 15 — 20. 140 Апок. III:20 — 21. 141 Напр., Деян. XXVI:18; Римл. И, 7; VIII, 27; 1 Коринф. I:2; VI, 2; 2 Коринф. I:1; XIII, 12; Еф. I, 1: II, 19; V, 3; VI, 18 и мн. др; 142 S. Leonis Magni opera, Sermo 3, ed. 1700 an, t. 1 p. 53. 143 Евр. X:14. 144 Евр. X:19 — 20. 145 Евр. X:22. 146 Евр. XIII:15. 147 Римл. XII:1. 148 Петр. II, 3 — 5, 9. 149 ποησεν μς βασιλες χα ερες τ θε Πατρ ατο («п«к. I, 6; V, 10; XX, 6.) 150 1 Корф. VI, 20; Рим. XII:I; Кол. III:17. 151 Послание к Ефесян., гл. IX стр. 380 и мн. др. 152 «ρχιερατικν τ ληθινν γνος σμαν το θεο, ς κα ατς θες μαρτυρε, επν τι ν πνπ τπ ατ κα καθαρς προσφροντες; ο δχεται δ πα οδενς θυσας θες, ε μη δι τν ερων ατο». (Творения св. Иустина «Разговор с Трифоном иудеем» гл. 116 стр. 318 — 319 русского перевода). 153 Vani erimus, si putaverimus, quod Sacerdotibus non liceat, laicis licere. Nonne et laici sacerdotes sumus» Q. S. F. Tertullian, opera omnia t. II. de exhortatione castitatis c. 7. p. 125, ed. 1787 an. 154 μες δε γνος τ κλεκτν, τ βασλειον ερτευμα, θνος γιον, λας περιοσιος — глава IV стр. 52. Творения Климента Александрийского, т. I изд. 1715 года. 155 «Aut ignoras tibi quoque, id est omni Ecclesiae Dei, et credentium populo sacerdotium datum» Audi quomodo Petrus dicit de fidelibus: genus, inquit, electum, regale sacerdotium, gens sancta, populus in acquisitionem. Habes ergo sacerdotium, quia gens sacerdotalis es, et ideo offerre debes Deo hostiam laudis, hostiarn orationum, hostiam musericorduae, hostiam pudumimiae, hostiam justitiae hostiam sanctitatis... Omnes enim quicunque unguento sacri chrismatis delibuti sunt, sacerdotes effecti sunt, sicut et: Petrus ad omnes dicit Ecclesiam: Vos autem genus electum et regale sacerdotium, gens sancta. Estis ergo genus sacerdotale et ideo accedumis ad sancta. Sed et unus quisque nostrum habet in se holocaustum suum, et holocausti sui ipse succendit altare, ut semper ardeat. Ego si renunciem omnibus quae possideo, et tollam crucem meam, et sequar Christum, holocaustum obtuli ad altare Dei; aut si tradidero corpus meum ut ardeam, habens charitatem, et gloriam martyrii consequar, holocaustum meupsum obmulu ad altare Dei... et ipse meae hostiae sacerdos efficior» — IX беседа на Левит, Origenis opera omnia Parissiis 1573 an. t. I p. 93 — 94, 97.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

лвомъ скршилъ сть гь ( τς μλας – ныне: членовные); 62:10. ти же без ума взискаша дша мо ( ες μτην – всуе), также и 68:5. 108:3. 119:7. и др.; 68:21. поношени приа дша мо и оканьства ( ταλαιπωραν – ныне: страсть), но 87:19. стрти; 68:32. издюща и ( κφροντα, ныне: износяща); 72:14. и облиникъ мои на ( λεγχος – обличение); 74:9. обае дрождь го не ( οκ ξεκενθη – не истощишася); 79:14. озоба и вепрь луга ( κ δρυμο – от дубравы); ст. 16. и пости винограда свого и сверши ( κα κατρτισαι – ныне: утверди); 87:8. 19. далилъ си знани мо мене ( τος γνωστος – знаемых, но 30:12. страхъ моимъ – τος γνωστος); 87:16. възнесъжес смрихъ и омтхъ 13. омтихъ – ξηπορθην, ныне: изнемогох); слово πστασις 88:48. оставлено без перевода: помни ка мо постась, но 138:15. съставъ мои; 101:8. ко птица особщис на зданьи ( π δματι, ныне; на зде), так и 128:6.; 103:17. иродово жилище бладать ими ( γεται υτν – ныне: предводительствует); 104:5. помнте... дивеса го ( τ τρατα, чудеса); 115:2. азъ рхъ въ жас момь ( ν τ κστσει – в исступлении); 117:27. съставите въ оснющихъ до рогъ ( ν τος πυκζουσιν, ныне: во учащающих); 119:5. вы мн ко мо далис ( μακρνθη – продолжися); 128:3. на хребт момь ковах гршници ( τκταινον, ныне: делаша); 131:3. ли влзу на одръ постел мо ( ναβσομαι – взыду); 132:2. ко муро... сходщи на подолокъ ризъ го ( π τν αν – ныне: на ометы); 136:1. на рц вавилонсти (Алек. и Ват. π τν ποταμν βαβ., но по другим спискам: π το ποταμο), ст. 7. въ дни глюща ( τν μραν ερους.); 138:3. стьзю мою непотлаеную 13 и непротлаеню мою) си ислдовалъ ( κα τν σχονоν – ныне: и уже мое), но 139:6. жи; 143:14. ни вопл въ пространьств ( ν τας πλατεαις – в стогнах), но выше 54:12. и не оскуд пути го лихва и льсть ( κ τν πλατειν). Слово σκνωμα – селение в обоих списках обыкновенно переводится село: Пс. 18:6 . въ слнци положи село го, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  282 ПСРЛ. Т. 1. С. 73. 283 См.: Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 2–я пол. С. 741, 742; Соловьев С. М. Ibid. T. I. C. 86. 284 См.: Тихонравов Н. С. Летописи русской литературы и древности. М. 1859–1863/Т. IV. Отд. 3. С. 89, 101; ПС. 1861. Т. I. С. 269–277. 285 ПСРЛ. Т. I. С. 56. 286 Ibid. С. 57–60. 287 Ibid. С. 109–111. 288 Ibid. С. 136–138. 289 Ibid. С. 156–158; Т. П. С. 113–115; Т. X. С. 249–251. 290 ПСРЛ. Т. I. С. 186. 291 Ibid. С. 153. 292 Ibid. С. 156. 293 См.: Новгородская летопись (под 1066 г.); Ипатьевская (под 1178 г.); Лаврентьевская (под 1203 г.). 294 Князья поступали иногда очень бесцеремонно: Ярослав Осмомысл держал любовницу Анастасию; сын его Владимир отнял у одного священника жену и жал с ней; мало того, насильно брал себе чужих жен и дочерей. См.: Соловьев. Ibid. T. II. C. 290, 291. 295 См.: Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 2–я пол. С. 752, 753. 296 Пастыри Церкви даже считали невозможным преследовать этот порок со всей строгостию: Нифонт Новгор. требует от таких лиц, чтобы они пред причащением воздерживались в продолжение 40 дней (а не безусловного отречения от привычки к разврату). 297 Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 2–я пол. С. 752. 298 Лука Жидята, Феодосии Печерский, Никифор I, Кирилл Туровский и авторы безымянные//ПС. 1862. 4.1. С. 264 и др. 299 ПСРЛ. Т. I. С. 102. 300 ПСРЛ. Т. II. С. 2; Макарий. Ibid. Т. III. С. 266. 301 Игорь Святославич Новгород–Северский»попа привел к себе (в половецкую землю) со св. Службою». См.: Ипатьевская летопись//ПСРЛ. Т. II. С 302 ПСРЛ. Т. I. С. 75. 303 Ibid. Т. 57,58. 304 Ibid. Т. 102. 305 Макарий. Ibid. Т. П. С. 232, 233. 306 ПСРЛ. Т. П. С. 6; Макарий. Ibid. Т. III. С. 264. 307 Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 2–я пол. С. 625, 761. 308 Макарий. Ibid. Т. III. С. 265. 309 ПСРЛ. Т. I. С. 92, 188. 310 Макарий. 1Ыа. Т. П. С. 304. 311 ПСРЛ. Т. I. С. 120. 312 Голубинский Е: Е. Ibid. Т. I. 2–я пол. С. 556–558. 313 ПСРЛ. Т. I. С. 53,54; Иаков Черноризец. Похвала Владимиру см.: Макарий. Ibid. Т. I. 1; Илариона… два слова//ПТСО. 1844. Ч. II. С. 276 и след. 314

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Афанасий, – называть рабом Св. Духа, Который освободил тварь. Ибо если всё сотворено Им, то покажите, что Св. Дух – тварь. Итак ясно, что Св. Дух – ни раб, ни тварь. Но вы оглашаете рабом Его, – Его, Который не только совершенно свободен, но и обильно сообщает свободу твари 520 ». На каком же основании причисляете вы Св. Духа к твари? Духоборцы отвечали: на том основании, что Он не причисляется к Отцу и Сыну, т. е. о Нём Писание не упоминает и там, где следовало бы упомянуть, напр. Рим.1:7 ; 2Сол.3:11 ; Быт.19:24 ; 2Тим.1:18 ; Исх.16:28,29; Зах.3:2 ; Ин.17:3 ; 1Кор.8:6 . Против этого св. Афанасий замечает, что, пользуясь таким методом толкования св. Писания, придётся не признавать за Бога и второе Лицо Св. Троицы, потому что в некоторых местах Писание, утверждая истину единства Божия, не говорит и о втором Лице Св. Троицы ( Втор.6:13 ; Ис.43:11, 45:4–6 ; Ин.2:27 и др.). Но если не сомневаться в отсутствии противоречия в Писании и не делать без всякого основания различия между свидетельствами его о Лицах Св. Троицы, то необходимо признать за Бога и Сына и Духа. «Писания как не исключают Сына из единства с Отцом, так и Св. Духа имеют в счёте с Отцом и Сыном, – и когда именуют Отца и Сына, не причисляют Духа ко вселенной, как бы сотворенного. Иначе как скажете и докажете, что Писание говорит об Отце и Сыне, думая, что оно не причисляет к Отцу и Сыну Св. Духа, если услышите упоминание только о Боге (Отце) и Духе ( Агг.2:4–5 ; Ис.30:1, 34:15–16 ; Зах.1:5–6 ; Пс.138:7 ; 1Кор.3:16 521 ». «Отца и Духа станете считать рядом, а Сына положите в том, что через Духа?! Но это не согласно с вашим учением» 522 . После такого ответа, начиная с 5 главы и до самого конца сочинения (21 гл.) De Trinitate et Spiritu Sancto, идёт ряд мест св. Писания, из которых одни прямо и определённо говорят о Божестве и Божеских действиях Св. Духа, о Его равенстве и единосущии с Отцом и Сыном, а другие дают свидетельство обо всём этом только при сопоставлении их с параллельными местами священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

3) Корей и Асаф были руководителями хора (см.: 1Пар. 6:31–33,39; 15:16; 16:4–7 ). Сборник псалмов «сынов» Кореевых, прославляющих гору Сион, составляют псалмы 41 – 48, 83, 86. Книга Асафа, представленная псалмами 49, 72 – 82, посвящена теме Божьего суда и Его пастырской заботе о Своем народе. 4) Упоминаются также, хотя и гораздо реже, начальник хора Идифум ( Пс. 38, 61, 76 ), Ефам Езрахит ( Пс. 88 ), Эман Езрахит ( Пс. 87 ; ср.: 3Цар. 4:31 ) и Моисей ( Пс. 89 ). Большинство же псалмов приписывается Давиду (3 – 31; 33 – 40; 50 – 64; 67 – 69; 100, 102, 107–109; 121; 130; 132; 137, 138, 139 – 144). 5) Существует особое мнение о важности надписания псалмов. Одно время считалось, что большинство псалмов относится к маккавейскому периоду израильской истории (I в. до н. э.), и предпосланные им заголовки просто убирались волевым решением редакторов. Позже псалмы стали датировать временем, предшествовавшим вавилонскому плену (хотя мнения о том, какие псалмы могли относиться к периоду Израильских царей, разделились). Это согласуется с предположением, что надпись «Давида» означает его авторство. Однако мало кто разделяет точку зрения М. Гулдера (Goulder M. G. The Prayers of David: Psalms 51 – 72, Studies in the Psalter II, JSOTS 102, Sheffield, 1990) и принимает авторство Давида всерьез. Но нет и серьезных оснований не делать этого. Конечно, эти заголовки были добавлены в результате редакторской работы над Псалтирью (на что указывает использование формы третьего лица), но уже ко времени Септуагинты (II или III вв. до н. э.) многие использованные здесь термины были непонятны, и никто не может с уверенностью сказать, как далеко зашли редакторские поправки. Эти надписания дошли до нас как часть масоретского еврейского текста (где они являются первым стихом конкретного псалма), а в Новом Завете Иисус Христос , апостолы Петр и Павел оперируют ими как достоверными аргументами. Доводы против принятия всерьез этих надписаний сводятся к тому, что факты из жизни Давида, на которые даются указания в ряде псалмов (напр.: Пс. 3, 7, 17 и др.), представляются не более чем догадками редакторов, и неизвестно, была ли реальная связь между этими событиями и данными псалмами. Оставляя в стороне соображение, что древний автор вряд ли мог действовать так грубо и небрежно, отметим, что подобное обвинение само по себе приводит к отрицанию природы псалмов как медитации, ставя их в разряд простого повествования, констатации фактов. В каждом конкретном случае можно удостовериться, что именно Давид озвучил их либо непосредственно в данном эпизоде, либо в последующих размышлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Этим можно объяснить и отсутствие во многих псалмах надписаний, так как сами псалмопевцы не все и не всегда могли и желали делать надписания, а последующие хранители и собиратели священных писаний сами не решались делать надписаний, может быть не всегда имея для этого достаточные основания в исторических свидетельствах. Но судя по указанной аналогии, можно самим псалмопевцам усвоить в надписаниях лишь сведения о псалмопевцах. Что касается других сведений, помещаемых в надписаниях, особенно музыкального характера, времени богослужебного употребления псалмов и т. п., то очень сомнительно происхождение их от псалмопевцев. Да и исторические сведения в надписаниях, не исключая и имен псалмопевцев, не всегда могут быть усвоены самим псалмопевцам. Так, например, есть двойственные имена псалмопевцев одного и того же псалма; например: «Идуфуму. Псалом Давида» (38); «сынов Кореевых. Учение Емана Езрахита» (87). Тем более примеров подобной двойственности можно найти в тексте надписаний по-еврейски и у LXX. Например, по евр. «Соломона,» а у LXX «псалом Давида» (Пс. 71); по евр. «Давида,» а у LXX «Аггея и Захарии в разсеянии» (137—138). Во многих псалмах существуют надписания в еврейском тексте и нет их у LXX (Пс. 121; 123; 126; 130; 132), и не существуют в еврейском, а находятся у LXX (Пс. 1; 2; 90; 92—99; 136 и др.). Что касается музыкальных и богослужебных сведений, заключающихся в надписаниях, то здесь разности между пониманием еврейских терминов и перевода LXX еще более, и заметно, что LXX толковников часто видели совершенно иной смысл. Даже самое распространенное выражение — начальнику хора, обычно переводили εις то τλος — в конец, очевидно никакого отношения к музыке не находя в этом надписаний. Или еще пример: по-еврейски «на духовых орудиях,» а у LXX «о наследствующем» (Пс.5), по-еврейски «на гефском орудии,» у LXX — «о точилех» (Пс. 8) и т. п.    Но после отрицательного решения остается положительное: кто же составил надписания? — Неизвестно. Более этого ничего не можем сказать, за отсутствием ясных свидетельств в писании и предании.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010