Кто слышит ныне глас этот, раздающийся в церкви? Если бы с неба на площадях раздался громовой голос: " пощадите, люди, себя самих, да пощадит и вас Господь " , может быть, кто-нибудь и услышал бы его и очнулся от упоения утехами, похотями и вином. Священники не перестают взывать: " пощади, Господи " ! Но от Господа верно исходит грозный ответ: " не пощажу, ибо нет ищущих пощады " . Все спиною стоят к Господу, отвратились от Него и забыли Его. Четверг (Иуд.1:1125; Лк.23:134, 4456) Горе возвещает св. Апостол Иуда тем, которые соблазнительно держат себя в обществе, без страха утучняются на пиршествах, пенятся срамотами своими, ходят по своим похотям, говорят прегордая и отделяют себя от единства веры. Горе! Ибо вот грядет Господь со всеми и обличит всех нечестивых во всех делах, какие наделало нечестие их. Пятница (Зах.8:723) " Я спасу вас, и вы будете благословением " , обещает Господь чрез пророка Захарию (Зах.8:13). Но под каким условием? Под тем, если каждый будет говорить истину искреннему своему, если дела свои будут разбирать между собою праведно, если не будут злопамятствовать в сердце своем на ближнего своего, не будут любить лживых клятв, и полюбят мир и истину. Если исполнены будут эти условия, то, говорит Господь, " будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде " (Зах.8:8), и распространится среди них благословение. Тогда услышат все сторонние и скажут: " пойдем к ним помолиться лицу Господню " (Зах.8:21), ибо слышали, что Господь с ними. " И будут приходить многия племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа " (Зах.8:22). Так привлекала к Господу людей и народы высокая нравственная чистота первенствующих христиан. И всегда живущие по духу Христову без слова лучшие проповедники Христовы и самые убедительные апостолы христианства. Суббота (Рим.14:1926; Мф.6:113. Отцам: Гал.5:226:2; Мф.11:2730) " Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями " (Гал.5:24). Ныне превратился этот порядок: распинают плоть, но не со страстями и похотями, а страстями и похотями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1937...

«Мужие дивозрителие», бывшие с Иисусом первосвященником, сыном Иоседека, таинственно представляют нам святых апостолов, учеников Христовых, которым дух пророческий явственно указует на Христа, говоря: «се, Аз ввожду раба Моего Востока» ( Зах.3:8 ). А по словам других, мужами дивозрителями именуются здесь пророки. «Зане камень, егоже дах пред лицем Иисусовым, на камени единем седмь очес суть» ( Зах.3:9 ). Камнем называет пророк царское достоинство; камень дан (явлен) пред лицом Иисусовым в таком же смысле, в каком царское достоинство дано пред лицом Самуиловым. «На камени единем седмь очес суть». Это семь дивных мужей, стоявших на страже царства, которые, как очи самого владыки царства, смотрят во все концы его владений. В смысле таинственном, семь очей на едином камне изображают Церковь , которой открыты семь духовных созерцаний. " Се, Аз отверзу дверь его, – то есть Иерусалима, – во век» ( Зах.3:9 ), то есть будет он (Иерусалим) наслаждаться миром и безмятежием. В высшем смысле отверсты двери Церкви, как сказал пророк Исаия: «отверзутся врата твоя присно, день и нощь не затворятся, ввести к тебе спасенных Господом» ( Ис.60:11 ). " Се, Аз отверзу дверь, глаголет Господь Вседержитель, и осяжу, и возьму неправду земли оныя в день тот ...созовете кийждо искренняго своего под виноград и под смоковницу» ( Зах.3:9–10 ), то есть опустошу землю и опять сделаю ее богатой и населенной, но соделаю это для Меня, то есть возвращу землю к служению и поклонению Мне. По другому переводу написано: «се, Аз изрыю ров, глаголет Господь Вседержитель, и осяжу всю обиду земли оныя в день един. В день оный, глаголет Господь Вседержитель, созовете кийждо искренняго своего под виноград и под смоковницу» ( Зах.3:9–10 ). В смысле таинственном ископанием рва пророк называет прободение святых ребр, и этим деянием Господь осязал (увидел), то есть всем открыл и обнаружил злобу и нечестие против Христа, таившиеся в проклятом и неистовом народе Иудейском. Итак, ископанием рва, в смысле таинственном, пророк именует прободение ребер Христовых, как и псалмопевец Давид в своем псалме говорит: «ископаша, – то есть пронзили, – руце Мои и нозе Мои» ( Пс.21:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

9 Как напр. прибавка в надп. Пс. 72 в некот. греч. псалтирях: δ προ­ς τν Ασ­σριον, или надписания Пс. 92, 95 и 96. Мало доверия возбуждают к себе надписания некоторых псалмов в Таргуме, напр. 46, где говорится, будто бы этот Пс. воспет был сынами Корея, современника Моисеева, по случаю поглощения его землею во время его возмущения, или Пс. 89 и 92, из коих первый приписывается Аврааму, в последний первому человеку, т. е. Адаму. 10 Таков напр. греч., лат., слав. перевод слов в надписании Пс. 7 «Хусии, сына Иеминиина», и эфиопский: «Хусия, сына Аминадавова»; в надп. Пс. 62 , вм. «в пустыне иудейской» – ν τ ρμ τς δουμαας (сп. Ватик=вульг.); в надп. Псс. 87 и 88, вм. τ σραηλτ а по халдейскому переводу в первом из этих псалмов: (Яццива)=пришельца. Сюда же относятся явившиеся в надписаниях Псс. 49 и 81 по некоторым греч. спискам имя Давида вм. Асафа, также как по слав. переводу в надп. Пс. 54 имя Асафа вм. имени Давида, по арабскому в надп. Пс. 88 имя Нафана вм. Емана, и по эфиопскому в надп. Пс.38 имя Едакема вм. Идифума. 11 В остальных псалмах надписания этого перевода большею частью сходны с греческими, а в некоторых из них и совсем опущены. 12 Напр. в сирск. при Пс. 1о: «когда народ скорбел о том, что он с сынами своими будет отведен в плен; нам же торжество над врагом нашим»; Пс.23 : «Давидов, о его царской трапезе; нам же ныне духовно, новое вступление народа христианского»; Пс.33 : «Давидов, буквально о тех, которых он поставил на служение Господу; нам же духовно возвещается слово о славе Божества»; Пс. 4о: «Давидов, буквально, когда Самей сообщил ему имена служивших в доме Божием; в духовном же смысле – благодарение Богу от чтителей Его и церкви» и т. п. 13 Напр. в сирском надп. Пс. 41 : «Давидов, когда он поставил надзирателей для попечения о бедных, и пророчество о Христе и об Искариоте» (подобное же надписание того же псалма и в арабском); Пс. 46 : «сынов Кореевых, который воспел Давид о бедствии, имевшем постигнуть народ его; пророчески же, в таинственном смысле, говорится о проповеди Апостолов» (ср. также надписания Псс. 65 и 67); Пс. 71 : «составлен Давидом, когда Саул воевал против дома Давидова, и пророчество о страдании и воскресении Христовом» (Ср. надп. Пс. 69 и в арабском 9, 15 и 22); Пс. 74 : Асафов, когда Давид увидел Ангела Божия, угрожавшего народу, и плакал, и говорил: пусть будет это на мне и на доме моем, а не на этих невинных овцах. Кроме того, пророчество об осаде города иудеев (т. е. Иерусалима), сорок лет спустя после вознесения (Христова), Веспасианом и сыном его Титом, которые истребили десятки тысяч иудеев и разрушили Иерусалим, отчего иудеи доселе находятся в рассеянии»; – Пс. 107 : «Единородный Сын Божий Иисус Христос проповедью (Евангелия) от четырёх стран света созвал народы ко крещению» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Подобно последней и согласно с обычаями IV в. лекционарии в шесть следующих за Рождеством дней указывают литургии по различным важнейшим иерусалимским храмам: во второй день – в мартириуме св. Стефана (IV в. в Константиновой базилике): Пс. 109 (выше), Деян. 6:8–8:2 , Ин. 12:24–26 , в третий день – в Мартириуме: Пс. 109:1 (выше), Евр. 1:1–14 , Пс. 109 , Мф. 2:13–23 (бегство в Египет), четвертый день – на Сионе (IV в. на Елеоне), Пс. 109 , Гал. 4:1–7 , Пс. 131 : Помяни Господи Давида: Лк. 1:26–38 (Благовещение), пятый день – на Елеоне (IV в. – в Вифании), Пс. 98 : Господь воцарися да гневаются людие: Евр. 12:18–27 , Пс. 14 : Господи, кто обитает: Лк. 1:39–56 (свидание Богородицы с Елизаветою), шестой день – на Лазаревом гробе (служба, что и в Лазареву субботу, кроме Евангелия: Ин. 11:1–46 ), седьмой день – на Голгофе (IV в. – в храме Воскресения 42 ): Пс. 97 : Воспойте Господеви песнь нову. Кол. 2:1–15 , аллил. Пс. 83 : Коль возлюбленна: Лк. 2:21 . Апостол и Евангелие последнего дня об обрезании Господнем не соответствует 7-му дню праздника. В 40-й день по Богоявлении литургия совершилась в Константиновой базилике со следующими чтениями: Пс. 97:3 : Видеша все концы: Гал. 3:24–29 , аллил. Пс. 95:2 : Благовестите день от дне: Лк. 2:22–40. 15 -го августа (лишь париж. рк.) богослужение, как было указано, назначается на месте в 3 милях от Вифлеема. Чтения при этом богослужении: Пс. 131:8 : Воскресни Господи в покой Твой: Ис. 7:10–15 , Гал. 3:29–4:7 , Пс. 109 : Рече Господь Господеви: Лк. 2:1–7 : прокимен довольно ясно указывает, что данная память была воспоминанием успения Пресв. Девы. Биограф св. Феодосия В. епископ петрский Феодор, бывший ученик преподобного, в его житии упоминает о совершаемой раз в году памяти Богородицы 43 . На праздник Обновления лекционарии назначают чтения: Пс. 64:1 (выше), 1Тим. 3:14–16 , Пс. 147:1 (выше), Ин. 10:22–42 44 . Из других содержащихся в лекционариях праздников прежде всего нужно выделить те, для коих назначается литургия в св. местах Иерусалима или его ближайших окрестностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

С пророка Аггея начинается последняя, послепленная эпоха ветхозаветного пророчества. Перемена бросается в глаза. До плена главным словом у пророков было кара. В плену говорили об утешении. Теперь же речь идет о восстановлении. Пророк Аггей застал решительный момент в формировании еврейства: рождение новой общины в Палестине. Его краткие увещевания точно датированы августом и сентябрем 520 г. до Р. Х. Первые евреи, вернувшиеся из Вавилона для того, чтобы восстановить храм, вскоре лишились мужества. Но пророки Аггей и Захария вызвали у них прилив новых сил и вынудили правителя Зоровавеля и первосвященника Иисуса возобновить работы в храме, что и произошло в сентябре 520 г. (Агг 1:15, ср. 1 Езд 5:1). Вот полное содержание четырех небольших речей, из которых состоит книга: поскольку храм все еще в руинах, Ягве поразил плоды земные; однако восстановление храма повлечет за собой новый период благоденствия; этот новый храм, несмотря на свой скромный вид, затмит славу старого; Зоровавелю же, избраннику Божию, обетовано царство. Строительство храма рисуется как условие явления Ягве и основания Его царства; наступает эра эсхатологического спасения. Так вокруг святилища и потомка Давида кристаллизуется мессианское ожидание, которое в дальнейшем более ясно будет высказано пророком Захарией. Книга пророка Захарии Книга пророка Захарии состоит из двух отчетливо различимых частей: Зах 1–8 и Зах 9–14. За введением, датированным октябрем — ноябрем 520 г. до Р. Х., то есть спустя два месяца после первого пророчества Аггея, следуют восемь видений пророка начиная с февраля 519 г. (Зах 1:7–6:8); затем — символическое венчание на царство Зоровавеля (при этом книжники ввели имя Иисуса, сына Иоседекова, первосвященника из тех времен, когда священство обладало полнотой власти), см. Зах 6:9–14. Седьмая глава обозревает прошлое народа, восьмая раскрывает перспективу мессианского спасения; обе они написаны в связи с проблемой поста, возникшей в ноябре 518 г. до Р. Х. Это собрание текстов, с точной датировкой и идейным единообразием, несомненно первично, однако выказывает следы обработки, предпринятой самим пророком или его учениками. Так, например, в конец уже готового текста были добавлены предсказания о народах (Зах 8:20–23).

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

О природе Мессии и о величии Его дел свидетельствуют также те имена, которыми Его наделяли пророки, называя Его: Лев, Давид, Ангел Завета, Отрасль, Бог Крепкий, Эммануил, Советник, Начальник мира, Отец будущего века, Примиритель, Звезда, Семя Жены, Пророк, Сын Божий, Царь, Помазанник (Мессия), Искупитель, Избавитель, Бог, Господь, Раб (Божий), Праведник, Сын Человеческий, Святой Святых. Пророчества о Царстве Мессии: очищение грехов (Ис. 59:20–21, Иер. 31:31–34, Иез. 36:24–27, Дан. 9:24–27, Зах. 6:12 и 13:1), сообщение людям праведности и чистого сердца (Иер. 31:31, Иез. 36:27), заключение Нового Завета (Ис. 55:3 и 59:20–21, Иер. 31:31–34, Дан. 9:24-2), обилие благодати (Исайя 35:5, 44:3, 55:3 и 59:20–21, Иоиль 2:28–32, Зах. 12:10–13), призвание язычников (Пс.21:28, 71:10–17, Исайя 2:2, 11:1-10, 42:1-12, 43:16–28, 49:6, 54:12–14, 65:1–3, Дан. 7:13–14, Аггей 2:6–7), распространение Церкви по всей земле (Исайя 42:1-12, 43:16–28, 54:12–14), непоколебимость и непреодолимость (Ис. 2:2–3, Дан. 2:44, Дан. 7:13, Зах. 9:9-11), уничтожение зла, страданий (Числа 24:17, Ис. 11:1-10), утверждение радости (Ис. 42:1-12, 54:12–14, 60:1–5, 61:1–4), воскресение плоти (Иов 19:25), уничтожение смерти (Ис. 26 гл., 42:1-12, 61:1–4, Зах. 9:9-11, Ос. 13:14), познание Бога (Ис. 2:2–3, 11:1-10, Иер. 31:31–34), торжество истины и справедливости (Пс. 71:10–17, 109:1–4, Ис. 9:6–7, 11:1-10, 26 гл., Иер. 23:5), слава торжествующей Церкви (Ис. 26–27 главы). Уподобление Царства Мессии горе: Пс. 2, Ис. 2:2–3, 11:1-10, 26 гл. Дан. 2:34. б) В хронологическом порядке Книга Бытия 3:15 Семя Жены сотрет главу змия 22:18 О благословении в Потомке Авраама 49:10 Примиритель из колена Иуды Числа 24:17 Звезда Иакова Второзаконие 18:18–19 Пророк подобный Моисею Иов 19:25–27 Об Искупителе, Который воскресит 2 Царств 7:13 Вечность Мессианского Царства Псалмы (цифры в скобках соответствуют Еврейской Библии) 2-й (2) Мессия — Сын Божий 8 (8) Хвала младенцев при входе в Иерусалим 15 (16) Его плоть не увидит тления 21 (22) Крестные страдания Мессии

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Книга пророка Захарии с давнего и до последнего времени возбуждает в критической литературе сомнения в подлинности. Сомнения в ее подлинности высказывались английскими богословами (Меде, Киддер, Вистон) еще половины XVII века (с 1653 г.). Поводом для них послужила цитата в Новом Завете ( Мф.27:9 ) пророчества Захарии о продаже Мессии – Иисуса Христа за 30 сребреников ( Зах.11:12–13 ), как пророчества Иеремии. Отсюда делался вывод, что И и 12 главы книги Захарии некогда входили в книгу Иеремии. Позднейшие ученые отрицательного направления стали внимательно изучать язык и содержание книги Захарии, и находя разности в разных частях книги, делали вывод о различии ее писателей. Так, в первых главах (1–6 глл.) пророчества излагаются в символах и видениях, а в последующих в прямой пророчественной форме. В первой части пророк говорит о своем времени и духовном состоянии своих современников и их вождей, а во второй предвозвещает будущие события мессианской эпохи. Конечно, должна быть разность во многом в способе изложения и языке этих частей, которая, по мнению критиков, указывает на разное время жизни писателей книги и на разных писателей. Так как первая часть (особ. 1–8 глл.) носит на себе несомненные следы эпохи Захарии и имена его современников, первосвященника Иисуса и Зоровавеля ( Зах.1:7; 3:1, 8; 4:7, 9; 6:10; 7:1; 8:19 ), то критики остановились на второй части (преимущ. 9–14 глл.) и отыскивали для ее писателя разные эпохи, с царствования Озии до Антиоха Епифана. Не перечисляя критических мнений по сему вопросу, отметим лишь следующие черты. Между тем как большинство древних и новых критиков, до Орелли (1888 г.) и Баудиссина (1901 г.) включительно, относили вторую часть книги Захарии (9–14 глл.) к допленной эпохе – Исайи и Осии, – новый критик Штаде (1881 г.) относит ее к Маккавейской эпохе (также Гейгер, Бöттхер, Ватке, Паулюс). Должно быть не очень уж крепки и непоколебимы критические «основы»!.. Кауч к эпохе Александра Македонского относит этот отдел, хотя и предполагает «вставки» в нем из пророчеств 8-го века до Р.Х. (Guthe. Bibelwort. 1903 г. 558 s.). Новакк отнес к эпохе Александра Македонского и Антиоха Епифана первую часть отдела (9–10 глл.) на основании имени ионян ( Зах.9:13 ), а в 11–14 главах видит сходство с Иезекиилем и с древними пророческими книгами и объясняет его тем, что «пророк жил и носился духом в древних писаниях». Под Ассуром ( Зах.10:10 ), по его мнению, нужно разуметь сирийцев (Kl. Proph. 350–354 ss.). Конечно, так можно легко признать какого угодно писателя и «древним и поздним»: в одну эпоху он жил, а в другой «духом носился " … После этой оговорки перейдем к положительным доказательствам подлинности спорного ( Зах. 9–14 глл.) отдела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«И будет в день он, защитит Господь живущих во Иерусалиме: и будет немощный в них... яко Давид» ( Зах.12:8 ). Сила Божия будет осенять и избавлять их, потому немощный и слабый в день брани соделается подобным Давиду, поразившему Голиафа. «А дом Давидов яко Бог«, то есть потомки Давидовы, вспомоществуемые Богом, уподобятся Ему, изведшему Иудеев из Египта, «якоже Ангел Господень, – который, – пред ними» поразил Хананеев ( Зах.12:8 ). В смысле таинственном немощный означает у пророка Церковь , сей духовный Иерусалим, или того, кто есть мний в собрании верующих, о ком Господь наш говорит, что он " болий есть Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ); здесь же приточно (иносказательно) называется Давидом. Дом Давидов изображает предстоятелей Церкви нашей – апостолов, которым даны престолы в сонме праведников, чтобы восседать на них подобно Богу, судить двенадцать колен Израилевых. В другом же смысле этими образами представляется высокое достоинство плоти человеческой, какого достигнет она в тот день, когда возвысится до духовного естества. А мысленный «дом Давидов» ( Зах.12:8 ) есть душа, которая некогда приобретет такое благолепие, что соделается подобной Богу. Все это, понимая, кто есть мний ( Мф.11:11 ) в Церкви, и об апостолах, – исполнилось во время Евангельской проповеди ; а по другому разумению, – исполнение этого будет в день воскресения. «И излию на дом Давидов... дух благодати и щедрот, и воззрят Нань, егоже прободоша» ( Зах.12:10 ), то есть изолью на народы, уверовавшие во Христа по распятии Его, и на священников Церкви Божественную благодать и дар Святаго Духа. Они будут взирать и возлагать упование на Христа, Которого ребры прободены. В другом смысле относится это к распинателям Иудеям, которые в день воскресения воззрят на Христа, и тогда соделается для них совершенно известным и явным, что Он, Которому пронзили они копнем ребра, и есть Тот Самый. В историческом смысле слова: «восплачутся о Нем плаканием яко о возлюбленнем ( первенце...) и воззрят Нань, егоже прободоша», – означают то, что любившие Иуду Маккавея возрыдают и восплачут, когда пронзят и умертвят его язычники, и будут плакать о нем, как об единородном. «Восплачутся, – говорит пророк, – ...и поболят о нем болезнию яко о первенце» ( Зах.12:10 ), то есть воплачут подобно матери, сокрушающейся о первенце единородном.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   Содержание Книги пророка Малахии:    отсутствие благоговения в народе (Мал.1:6-14);    и у священников (Мал. 2:1-9);    жестокость и отступление от Бога (Мал.2:10-16);    пренебрежение Божиими обещаниями и заповедями (Мал.2:17-3:6);    неуплата десятин (Мал.3:7-12);    о Суде Божием (Мал.3:13-4:3);    последний призыв к покаянию (Мал.4:4-6). Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах О Боге:    О всемогуществе и величии Божием — Ис.6:1-4; Ис.55:8-11; Ис.64:1-3; Иер.10:12; Иер.16:21; Иез.1-2 гл.; Дан.2:20; Дан.7:9-11; Наум.1:3-7.     О милости Божией — Ис.55:6; Ис.54:10; Ис.64:5; Плач 3:22-28; Мих.7:18-19.     О правосудии Божием — Ис.1:27-30; Ис.30:18; Ис.33:1-5; Ис.59:16-19; Иер.9:23-24; Иез.18:20-24; Дан.9:7.     О Божием всеведении — Иер.17:9-10.     О святости Божией — Ис.6:3; Ис.57:15; Ос.11:9.     О вечности Божией — Ис.43:10. О Царстве Божием:    О Новом Завете — Ис.55:3; Ис.59:20-21; Иер.31:31-34; Дан.9:24-27; см. Деян.13:34.     О призвании язычников в Церковь — Ис.2:2; Ис.11:1-10; Ис.42:1-12; Ис.49:6; Ис.54:12-14; Ис.65:1-2; см. Гал.3:8,13-14,4:27.     О внутреннем обновлении — Ис.44:3; Зах.12:10-13,14:5-9; Ис.35:1-7; Ис.55:1; Ис.55:10-11; Ис.12:3-5; Иоиль 2:28-32.     Сердце единое и дух новый — Иез.11:19-20; Иез.36:26.     О Царстве Божием в образе горы Божией — Ис.2:2-3; Ис.11:1-10; см. Рим.15:12; Дан.2:34; Иоиль 3:17; Авд.1:17; Зах.8:3. О Добродетелях:    О благоговении перед Богом — Мал.4:2; Мал.3:16-18.     О вере — Авв.2:4.     О надежде на Бога — Ис.8:9-14; Ис.25-27 гл.; Ис.26:2-12; Ис.30:7; Ис.30:15; Ис.40:29-31; Ис.51:7-8; Ис.51:12-14; Ис.54:10; Иер.9:23-24; Иер.15:20-21; Иер.17:7-8; Иез.34:14-16; Мих.7:7-19; Авв.3:17-19.     О познании Бога — Ис. 2:2-3; Ис. 11:1-10; Ис. 54:13; Иер. 9:23-24; Иер. 31:31-34; Ос. 6:3.     О смирении — Ис.57:15-16; Ис.66:1-2; Мих.6:8.     О стремлении к добродетели — Ис.1:17; Ис.33:14-16; Ис.55:6-7; Вар.4:4; Зах.7:9-10; Зах.8:16-17.     О справедливости — Ис. 1:27; Мих. 6:8.     О милосердии — Ис. 1:17; Ис. 58:2-12; Ос. 6:6.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

У послепленного пророка Захарии день Господень вновь приобретает положительное для Израиля значение, прямо противоположное тому, которое обнаруживается у Амоса, Софонии и Иоиля. Захария использует слова день Господень для описания бедствий, грядущих на Иерусалим: Вот наступает день Господень… День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет (Зах. 14, 1, 7). Война народов против Иерусалима (ср.: Зах. 14, 2) завершится тем, что Господь выступит на стороне Своего народа, для защиты Иерусалима и поразит все враждующие против него народы (ср.: Зах. 14, 3). Для пророка этот день, хотя и ознаменован грозными бедствиями, но результат его отраден, это день окончательной, эсхатологической победы Бога над языческими народами: И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един и имя Его едино (Зах. 14, 9) [ 8 ] . Дальнейшее развитие эсхатологии темы дня Господня мы встречаем в апокалиптических апокрифах межзаветного периода, а затем — в новозаветных книгах, прежде всего в беседе Иисуса на Елеонской горе о последних днях (Мф. 24; Мк. 13; ср.: Лк. 21). Елеонская гора в качестве места этой беседы выбрана вовсе не случайно. Для сравнения: И станут ноги Его (Господа. — Ред .) в тот день ( день Господень . — Ред .) на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу (Зах. 14, 4). Но возможна и другая интерпретация выражения день Господень . Эти слова могут иметь литургическое значение. В таком случае упоминаемый фрагмент — горе желающим дня Господня! Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния (Ам. 5, 18–20) — напрямую связан со следующими за ним стихами. Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!

http://e-vestnik.ru/science/prorok_amos_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010