515. Гл. 90. 516. Гл. 91. 517. Гл. 94. 518. Гл. 95. 519. Гл. 96. 520. Гл. 97. 521. Гл.98. 522. Гл. 101. 523. Гл. 103. 524. Гл. 104. 525. Гл. 106. 526. Гл. 107. 527. Гл. 108. 528. Гл. 109. 529. Гл. 110. 530. Гл. 111. 531. Гл. 119. 532. Гл. 122. 533. Гл. 123. 534. Гл. 124. 535. Гл. 136; Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится (Пс. 38. 7). 536. Гл. 127. 537. Гл. 128. 538. Гл. 129. 539. Гл. 130. 540. Гл. 131. 541. Гл. 132. 542. Гл. 134. 543. Гл. 135. 544. Гл. 137. 545. Гл. 139. 546. Гл. 141. 547. Гл. 142. 548.  …чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4). 549. Гл. 146. 550.  …наша брань … против духов злобы (Еф. 6. 12). 551.  …должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18. 1). Гл. 147. 552. Гл. 150. 553. Гл. 153. 554. Гл. 154. 555. Гл. 155. 556. Гл. 156. 557. Гл. 157. 558. Гл. 158. 559. Гл. 162. 560. Гл. 165. 561. Гл. 166; …без Меня не можете делать ничего (Ин. 15. 5). 562. Гл. 167. 563. Гл. 168. 564. Гл. 169. 565. Гл. 170. 566. Гл. 171. 567. Гл. 172. 568. Гл. 173. 569. Гл. 174. 570. Гл. 175. 571. Гл. 176. 572. Гл. 178. 573. Гл. 181; Притч. 9. 8. 574. Гл. 182. 575. Гл. 163. 576. Ин. 8. 31, 47. 577. Гл. 186. 578. Гл. 187. 579. Гл. 188. 580. Гл. 189. 581. Гл. 190. 582. Гл. 191. 583. Гл. 192. 584. Гл. 193. 585. Гл. 194. 586. Гл. 195. 587. Гл. 196. 588. Гл. 197. 589. Гл. 198. 590. Гл. 199. 591. Гл. 200. 592. Гл. 201. 593. Гл. 202. 594. Быт. 22. 1. 595. Гл. 203. 596. Гл. 204. 597. Гл. 205. 598. Гл. 206. 599. Гл. 207. 600. Гл. 208. 601. Гл. 209. 602. Гл. 210. 603. Гл. 211. 604. Гл. 212. 605. Гл. 213. 606. Гл. 215. 607. Гл. 216. 608. Гл. 217. 609. Гл. 218. 610. Гл. 219. 611. Гл. 220. 612. Гл. 221. 613. Гл. 222. 614.  Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14. 21). 615. Гл. 223. 616.  …не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф. 6. 34). 617. Гл. 224; Иез. 37. 27; Зах. 2. 10; Ин. 14. 23; 1 Кор. 3. 16. 618. Лк. 13. 25. 619. Гл. 225. 620. Лк. 17. 3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

bis .,18; 28:13, 14 bis ., 46:6. (Стеф. – плем); 21) исътено бдетъ (Гр.): изьчтет (обе)=ξαριθμηθσεται 13:16; 22) проиди (Л.): обыди (обе)=διδευσον 13:17; 23) при дуб мамьвриин (Л.): дба (обе)=παρ τν δρν τν Μαμβρν l3:18; 24) плененъ Лотъ (Зах.)=плниша Лота (обе)=χμαλωτεται Λτ 14:14; 25) ищете Зах. Л. и нате Gl.: събра (обе)=ρθμησεν ib.; 26) въврати (Зах.): брати А. (обе, кромЬ Унд.)=πστρεψεν 14:16; 27) людии (Зах.): челдь (обе, кроме Упд.)=τν λαν ib.; 28) въ сртени го (Зах.): против М. (обе, кроме Унд.) 14:17; 29) поле цьсарево (Зах.): поле иасарь М. (обе, кроме Унд.)=τ πεδον βασιλως (-ων) ib.; 30) подъ руку (Л.): въ рц (обе)=ποχειρους (вар, πο χερας) 14:20; 31) наслдить (Л.): причаститс (обе)=κληρονομσει 15:4; 32) наслдовати (Л.): прити и прти=κληρονομσαι 15:7, 8; 33) прими (Гр.): възми (обе)=λαβ 15:9, 10; 22:10; 27:3. (Зах.: въьми), 35. (Зах.: вътъ); 34) посрд (Гр.): на полы (рус.) и на платы или платиц (юг.)=τ μσα 15:10; 35) аидущю же слнцю (Л.): заходщ же слнц (обе)=περ δ λου δυσμς 15:12; 36) пришелци (Л.): бителници (обе, кроме Р 3 .)=προικος 15:13; 37) обити (Л.): зазлити иди зло сътворити (обе)=κακον или κακοποιεν 15:13; 31:7; 38) бес порока (Зах.): не­порочень (обе)=μεμπτος 17:1; 39) нареетс (Зах.): прозоветс (обе, кроме Р 3 . Унд.)=κληθσεται 17:5; 22:14; 27:36; 32:2; 50:11. и др.; 40) полож (Зах.): поставлю (обе)=θσω 17:6; 41) въ (Зах.): въ страны (обе)=ες θνη ib.; 42) емлю вънюже придеши (Зах.): з. юже.. обиталь еси (обе)=τν γν ν παροικες 17:8; 43) съблюдеши (Зах.): сънабд (обе)=διατηρσεις 17:9; 44) всего мста (Зах.): града (обе)=πντα τν τπον (Vat.) 18:24; 45) ради: дл (обе)=νεκα 18:24, 28; 22:16; 46) все мсто (Зах.): весь прдлъ (обе)=πντα τν τπον 18:26; 47) не имамъ погбити (Зах.): не погблю (обе)=ο μ πολσω 18:29, 31, 32. (но ср. l8:28, 30.); 48) имамъ глти (Зах.): глю (рус.) и вьзглю (юг.)=χω λαλσαι 18:31; 49) преста (Зах.): конча и сконча (обе)=πασατο 18:33; 27:30; 50) пости (Л.): присти (обе)=πεσκψατο 21:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

(-ка) рус. и прльти (юг.)=πτρνικεν ibid. 84) оружимь (Зах.): мечемъ (обе)=π τ μαχαρ 27:40; 85) раориши (Зах.): расыплеши (обе)=καθλς ibid.; 86) радршиши иго (Зах.): ршиши (юг.: триши) ремь (обе) – κλσεις τν ζυγν ibid.; 87) враждоваше Исавъ. на Икова (Зах.): с «Исавъ (обе)=νεκτει σα τ ακβ 27:41; 88) распространитс (Зах.); разширитс (обе, кроме Унд.) А.=πλατυνθσεται 28:14; 89) ставити (Зах.)=ставлю (обе, кроме Унд.)=γκαταλπω 28:15; 90) пославъ (Зах.): пстив (обе)=ποστελας 31:4; 32:3, 5; 46:5; 91) крпостиюи (Зах.): силою (обе)=τ σχι 31:6; 92) мьркающа бху на овца (Л.): гонх вца (обе, кроме Р 2 .)=ναβανοντες σαν π τ πρβατα 31:10, 12; 93) (плсии Зах.) Л.: въсив пестры (обе)=σποδοειδες αντο 31:10, 12; 94) лико (Зах.): колико (обе)=σα 31:12; 95) творить (Л.): сътвори (обе)=ποιε ibid.; 96) помоли с (Зах.)=мли с (обе)=ηξω 31:13; 97) (Л.): (обе)=τς γενσες 31:13; 32:9; 98) (Л.): (рус.) и (юг.)=κληρονομα 31:14. (ср. 15:4, 7, 8); 99) тжди.. въмниховс (минк се Gl.) Зах.: чюжи или тжи быхов (обе)=λλτριαι λελογσμεθα 31:15; 100) сънсть (сни Gl.) съндню (Зах.): изьсть юг.)=κατφαγεν καταβρσει ibid.; 101) сребро (Зах.): цн (обе)=τ ργριον ibid.; 102) въ страну Едомьску (Л.): въ село Едомово (обе)=ες χραν δμ 32:3; 103) сице (Лоб.): тако (обе)=οτως 32:4; 104) грдеть (Лоб.): идеть (обе)=ρχεται 32:7; 105) радли (Лоб.): разлчи (обе)=διελεν 32:7. и др.; 106) добро ти створ (Лоб.): блга т (блго ти Р 3 . Кр.) сътверю (обе): ε σε (σοι 19. 75. 108.) ποισω 32:9; 107) доволно (Лоб.): довлеть (обе)=κανοσθω 32:10; 108) сщааго иъ дино (единое Gl.) мтре съ нимь (Зах.): приснаго (обе)=τν μομτριον 43:28; 109) съмате с (Зах.): възмти с или възмте с (обе)=ταρχθη 43:29; 110) съмщаше с... троба (Зах.): хлипааше (плакаше Кр.; рыдаше Упд.) троба Г. (обе)=συνεστρφετο τ σπλγχνα (τ γκατα. Vat.: τ ντερα А. и др.) S. ibid.; 111) брат свомь (Зах.): брата рад (или дл Сав.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

Мессия должен иметь две природы: человеческую ( Быт.3:15 ; Ис.7:14 ; Быт.22:18 ; Пс.39:7 ; Дан7:13 ) и Божественную ( Пс.2 ; Пс.44 ; Пс.109 ; Ис.9:6 ; Иер.23:5 ; Вар.3:36-38 ; Мих.5:2 ; Мал.3:1 ); быть величайшим пророком ( Втор.18:18 ); царем ( Быт.49:10 ; 2 Цар.7:13 ; Пс. 2 ; Пс.131:11 ; Иез.37:24 ; Дан.7:13 ) и первосвященником ( Пс.109 ; Зах.6:12 ), помазанным Богом (Отцом) на эти служения ( Пс. 2 ; Пс.44 ; Ис. 42 ; Ис.61:1-4 ; Дан.9:24-27 ), добрым Пастырем ( Иез.34:23-24; 37:24 ; Мих.5:3 ). Он должен произойти от Авраама ( Быт.22:18 ), из колена Иуды ( Быт.49:9 ), из рода царя Давида ( 2 Цар.7:13 ), родится от Девы ( Ис.7:14 ) в городе Вифлееме ( Мих.5:2 ), распространять духовный свет ( Ис.9:1-2 ), исцелять больных ( Ис.35:5-6 ), пострадать, быть пронзенным, умереть, быть погребенным в новом гробе, потом воскреснуть ( Быт.49:9-11 ; Пс.39:7-10 ; Ис.50:5-7 и 53я глава; Зах.12:10 ; Пс.15:9-11 ) и вывести души из ада ( Зах.9:11 ). Время Его пришествия должно совпасть с утратой коленом Иудиным своей политической самостоятельности ( Быт.49:10 ), что должно произойти не позже семидесяти седьмин (490 лет), после указа о восстановлении города Иерусалима ( Дан.9:24-27 ) и не позже разрушения второго Иерусалимского Храма ( Агг.2:6 ; Мал.3:1 ). Согласно новозаветной и христианской экзегетической традиции, с ветхозаветными пророчествами были связаны также многие события, произошедшие в земной жизни Христа, среди которых: избиение младенцев в окрестностях Вифлеема ( Иер.31:15 ); проповедь Христа в Галилее ( Ис.9:1 ); вход в Иерусалим на ослице ( Зах.9:9 ; Быт.49:11 ); предательство Христа Иудой ( Пс.40:10 ; Пс.54:14 ; Пс.108:5 ) за тридцать серебряников и покупка на эти деньги села горшечника ( Зах.11:12 ); поругания и оплевания ( Ис.50:4-11 ), подробности распятия (21й псалом); причисление Мессии к беззаконникам и погребение у богатого ( Ис. 53 ); наступление тьмы во время распятия Христа ( Ам.8:9 ; Зах.14:5-9 ) и раскаяние народа ( Зах.12:10-13 ). Важным делом Мессии должно стать поражение дьявола и его силы ( Быт.3:15 ; Чис.24:17 ), искупление людей от грехов и исцеление их физических и душевных недугов ( Пс. 39 ; Ис.35:5-7; 42:1-12; 50:4 и 53 глава и 61:1–4; Зах.3:8-9 ) и примирение с Богом ( Быт.49:10 ; Иер.23:5 и 31:34; Иез.36:24-27 ; Дан.9:24-27 ; Зах.13:1 ). Он должен освятить верующих ( Зах.6:12 ), установить Новый Завет в замен ветхого ( Ис.42:2; 55:3 и 59:20–21; Дан.9:24-27 ), и этот завет будет вечным ( Иер.31:31 ; Ис.55:3 ). Ветхозаветные эсхатологические свидетельства предсказывают о призвании язычников в Царство Мессии ( Пс.71:10 ; Ис.11:1-11; 43:16-28; 49:6 и 65:1–3), о распространении веры, начиная с Иерусалима ( Ис.2:2 ), о том, что Его духовные блага должны распространиться на все человечество ( Быт.22:18 ; Пс.131:11 ; Ис.11:1; 42:1-12 и 54:1–5; Иез.34:23 и 37:24; Ам.9:11-12 ; Агг.2:6 ; Соф.3:9 ; Зах.9:9-11 ), а также о духовной радости верующих ( Ис.12:3 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/govorun-ser...

Что касается врагов иудеев – ионян и особенно ассирийцев ( Зах.9:13; 10:11 ), то упоминание о первых у Даниила ( Дан.8:21 ) и Иезекииля ( Иез. 27:13, 19 ) и в 1 Пар. (1:5), а о вторых у Ездры ( 1Езд.6:22 ), освобождает и с этой стороны спорную часть от отыскания какой-либо особой «эпохи» для ее происхождения. Упоминание о терафимах ( Зах.10:2 ) и ложных пророках (11:2–6) имеет себе параллель у Неемии (6:4), Малахии (3:5) и Иезекииля (13 гл.). В каком политическом состоянии находились филистимляне (9:5–7), точно неизвестно, а потому нельзя считать «невозможным» пророчество о них у Захарии. У Сираха (50:28) филистимляне вместе с идумеями считаются враждебными и ненавистными иудеям, стало быть и после плена они существовали и вредили иудеям наравне с самарянами. Спорные главы книги Захарии сходны с неоспоримо-подлинными по содержанию и характеру заключающихся в них пророчеств. Так, в тех и других речах предвозвещаются суд Божий и бедствия языческим народам, враждовавшим с иудеями ( Зах.9:1–7 ­­ 1:14–15; 6:8). Мессия в тех и других речах предвозвещается, как царь и первосвященник ( Зах.9:9–17; 12:8–10; 13 ­­ 3:8; 6:12–15). В обеих частях предвозвещаются: обращение язычников ( Зах.14:16–17 ­­ 2:11; 6:15; 8:22–23), очищение от грехов и «святость» нового мессианского царства ( Зах.13:1–9; 14:20–21 ­­ 3:1–9; 5:1–11; 8, 3). В обеих частях предвозвещается стечение народов в Иерусалим на поклонение Господу ( Зах.14:16–21 ­­ 8:20–23). Свойственное веку Захарии и языку его современников влияние арамейского языка отразилось на обоих отделах. Некоторые характерные выражения, не встречающиеся в других ветхозаветных книгах, встречаются в обоих отделах. Например, – никто не ходил и не возвращался ( Зах.7 ­­ 9:8); слово – в значении снимать ( Зах.3 ­­ 13:2). Всеведение Божие уподобляется «оку Божию» и символизируется образом глаза ( Зах.3:9; 4 ­­ 9:1; 8:9; ср. 1Езд.5:5 ). Символическое значение «камня» ( Зах.12 ­­ 3:9). Дословно сходны некоторые стихи или части их ( Зах.2 ­­ 9:9; 2­­ 9:12–13; 7­­ 9:8). Пророк приглашает «дщерь Сиона ликовать и веселиться» ради " входа» в Сион Господа ( Зах.2 ­­ 9:9). Постоянно оттеняется разделение еврейского народа на «Иуду и Израиля», «Иуду и Ефрема», «Иуду и Иосифа» ( Зах.1:12, 19; 8 ­­ 9:13; 10:6; 11:14…). Это разделение ясно напоминает современное пророку политическое и религиозное разделение остатка двух царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   Чтобы помочь читателю найти псалмы, отвечающие его молитвенному настроению, предлагаем здесь следующий перечень псалмов по содержанию.    Благодарственные и хвалебные: Пс.33, Пс.65, Пс.66, Пс.91, Пс.95, Пс.96, Пс.102, Пс.103, Пс.116, Пс.145, Пс.149, Пс.150.    Прославляющие Бога: Пс.8, Пс.17, Пс.92, Пс.102, Пс.103.    Назидательные: Пс.1, Пс.40, Пс.32, Пс.45, Пс.84, Пс.89, Пс.100, Пс.111, Пс.126.    Изливающие скорбь: Пс.3, Пс.12, Пс.16, Пс.37, Пс.54, Пс.87, Пс.141, Пс.142.    Выражающие надежду на Бога: Пс.53, Пс.85, Пс.90, Пс.111, Пс.120.    Просящие о защите от врагов и неприятностей: Пс.3, Пс.4, Пс.24, Пс.40, Пс.54, Пс.69, Пс.Пс.142.    Покаянные: Пс.38, Пс.50.    Выражающие радость: Пс.32, Пс.83, Пс.114. Книга Притчей Соломоновых    Главным автором Книги Притчей был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р.Х. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем Книги Притчей, как Давид — Псалтири. Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что Мне дать тебе» (2 Пар. 1:7). Соломон просил у Бога лишь одного — мудрости. Чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства... но просил себе разума... вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе... во все дни твои». (3 Цар. 3:11-13). И, действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в Книгу Притчей. В еврейской Библии Книга Притчей называется «Мишле Шеломо», у Семидесяти толковников — «Паремии», в славянской библии — «Притчи Соломона». У святых отцов она называется «Панаретос София» — «Премудрость всякой добродетели».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Язык. Вводные фразы, характерные для Зах.1–8 («Так говорит Господь», «Было ко мне слово Господне»), отсутствуют в Зах.9–14 , тогда как начальные слова 9-й и 12-й глав «Пророческое слово Господа» не используются в первой части книги. Также в 1–8-й главах Бог дважды назван «Господь всей земли», тогда как в 9–14-й это наименование отсутствует, хотя там оно было бы уместно 40 . Таковы основные отличия Зах.9–14 от Зах.1–8 . Однако сразу следует заметить, что многие из них, вероятно, объясняются тем, что, во-первых, 9–14-я главы книги Захарии могли быть написаны в иной исторической обстановке. Во-вторых, сама эсхатологическая тематика Зах.9–14 определяет некоторые из указанных особенностей данных глав: в частности, это касается употребления в Зах.9:1 и 12:1 выражения «Пророческое слово Господа», о чем подробнее будем говорить в следующей главе нашего исследования. Мнение библеистов об истории вхождения в канон Зах.9–14 Возникает законный вопрос: если критики не считают пророка Захарию автором Зах.9–14 , то как они объясняют факт вхождения этих глав в состав его книги? Ответом является тезис, выдвинутый в конце XIX в. Корнилем и подхваченный другими учёными (Кауч, Новак, Драйвер, Дж. Смит). Эти исследователи впервые обратили внимание на то, что выражение «Пророческое слово Господа» встречается в Зах.9:1 , Зах.12:1 и Мал.1:1 , причём этими тремя примерами исчерпываются все случаи употребления в Библии такого сочетания слов 41 . А так как непринадлежность Зах.9–14 пророку Захарии считалась в то время почти несомненной, то наличие одинакового надписания у книг Второзахарии ( Зах.9–11 ), Тритозахарии ( Зах.12–14 ) и Малахии позволило критикам говорить об одинаковой истории включения этих книг в пророческий канон, которая представляется так. Первоначально все три указанных анонимных произведения возникли отдельно друг от друга и были известны в качестве подлинных пророческих писаний. Однако вследствие фрагментарного характера они могли быть утеряны, и в целях предотвращения этой опасности возникла необходимость включить их в свиток, содержащий книгу другого пророка (иудейские раввины описали случаи, когда пророки руководствовались этим принципом) 42 . Потому редактор книги Двенадцати пророков внёс эти анонимные писания в книгу Двенадцати, расположив их в соответствующем порядке и снабдив все три книги одинаковыми надписаниями («Пророческое слово Яхве»), Так Зах.9–14 и книга Малахии стали частями книги пророка Захарии. В дальнейшем другой (или тот же) редактор отделил последнюю из анонимных книг для достижения числа 12 книг «малых» пророков, при этом добавив в её надписание слово (нераспознанный текст со стр. 54 оригинала) которое впоследствии стали считать именем автора 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В-третьих, часто используется количественное числительное «два»: «две маслины» ( Зах.4:3 ); «две женщины» ( Зах.5:9 ); «две горы» ( Зах.6:1 ); «два жезла» ( Зах.11:7 ); «две половины» ( Зах.14:2, 4 ). В-четвёртых, как мы уже указывали, в обеих частях книги Захарии в еврейском тексте наблюдается частое чередование scriptio plena (написание с использованием полугласных) и scriprio defectiva (написание без полугласных). В частности, в Зах.1, 2, 5 сочетание «отцы ваши» пишется с использованием полугласной «вав» (, тогда как в 1:4, 6, 8:14 – без этой буквы (; см. также: 2:11–5:7, 1:11–7:7, 9:5–10:5, 11, 10:4–9:9). Также в обеих частях книги Захарии встречаются одни и те же идеи: нужда в очищении (1:4, 3:4, 9, 5:1–11, 13:1, 9), обещание, что народ будет возвращён (2:6–7, 8:7, 10:6–12); поражение и обращение врагов Израиля (1:21, 2:8, 9, 8:20–23, 9:1–8, 12:4, 14:16), надежда на мессианского освободителя и правителя (6:12, 13, 9:9, 10) 75 , обращение всех народов и их прибытие в Иерусалим для поклонения Яхве (6:12–15, 8:20–23, 12:6, 14:16–19). Наконец, нельзя не учитывать тот факт, что все 14 глав дошли до нас в составе одной книги во всех рукописях. Особенное значение в этом аспекте имеет найденный в XX в. крошечный фрагмент кумранской рукописи 8 Hev XII gr 76 , датируемой периодом между 50 г. до Р.Х. и 50 г. по Р.Х. и содержавшей текст книги Двенадцати пророков. Этот фрагмент включает в себя Зах.8:19–21, 23 и 9:1–5 и показывает, что нет какого бы то ни было периода времени, который наводил бы на мысль о разрыве между 1–8 и 9–14 77 . Итак, хотя между Зах.1–8 и Зах.9–14 существуют значительные различия, в то же время между указанными частями данной книги не меньше и сходства. Общие идеи и стиль изложения свидетельствуют в пользу того, что пророк Захария был автором всей книги. Традиционную точку зрения подтверждают и данные лингвистического анализа, которые позволяют говорить об очевидной типологической близости между Зах.1–8 и Зах.9–14 78 . В то же время особенности Зах.9–14 (а их наличие никто и не отрицает) вполне могут быть объяснимы эсхатологической тематикой и изменившейся исторической обстановкой, в которой были написаны эти главы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

до Р. Х., а в Зах 9-14 подобные упоминания отсутствуют (ни разу не говорится даже о самом прор. Захарии). Кроме того, стилистически и сюжетно главы 1-8, как считается, ближе к Книге прор. Аггея, чем к Зах 9-14 ( Redditt. 1995. P. 37). Предпринимались попытки выделить этапы составления «Перво-Захарии». Самым ранним материалом в З. п. к. большинство ученых считают 8 видений Захарии (составляют основную часть Зах 1. 7 - 6. 15), датируемых в тексте книги 24-м днем месяца шевата во 2-й год правления Дария (Зах 1. 7); традиционно считается, что это был янв. 519 г. до Р. Х. ( Redditt. 1995. P. 39). Пророчества (Зах 1. 1-7, 14-17; 3. 7-10; 4. 6-10), призыв (Зах 2. 6-13) и приказание (Зах 6. 9-15) могли быть неотъемлемой частью первоначального текста ( Long. 1971) или были добавлены позднейшим редактором ( Redditt. 1995. P. 38-43). «Слово Господа к Зоровавелю» (Зах 4. 6-10), повеление о возложении венцов (Зах 6. 11-13) и рассказ об очищении «великого иерея» Иисуса и об облачении его в торжественные одежды (Зах 3. 1-10), по мнению мн. ученых, адресованы иерусалимской общине и были добавлены к первоначальному тексту З. п. к., вероятно самим Захарией ( Redditt. 1995. P. 42). При этом дата, сообщаемая перед описанием видений (24-й день месяца шевата), может относиться к составлению окончательной редакции текста, в то время как 8 видений были записаны несколько ранее ( Galling. 1952). Самая поздняя дата, упоминаемая в главах 1-8,- 4-й день месяца хаслева в 4-й год правления Дария (Зах 7. 1). Согласно одному из принятых в науке мнений, после этого момента (предположительно ноябрь 518 г. до Р. Х.- Redditt. 1995. P. 42) была начата работа над окончательной редакцией «Перво-Захарии»; эта работа должна была быть завершена к моменту освящения Иерусалимского храма в 516 г. до Р. Х. (Ibidem). Последним мог быть добавлен к «Перво-Захарии» вводный раздел (Зах 1. 1-6), в к-ром о Захарии говорится в 3-м лице; цель этого раздела - представить его «легитимным наследником допленных пророков» ( Redditt.

http://pravenc.ru/text/182655.html

Следовательно, «настоящий независимый статус книги Малахии не является результатом произвольного решения, согласно которому она была отделена от книги Захарии. Скорее всего, её отдельный статус глубоко укоренён в собственной традиции книги» 50 . Потому и предлагаемая критиками гипотеза об одновременном вхождении в раздел Пророков Зах.9–14 и книги Малахии, вследствие которого якобы произошло присоединение анонимной части Зах.9–14 к книге пророка Захарии ( Зах.1–8 ), не может быть признана убедительной. Анализ версии о допленном происхождении Зах.9–14 Как мы говорили в исторической части нашего труда, версию о допленном написании Зах.9–14 предложил «основоположник» идеи Второзахарии англичанин Джозеф Мид. Затем она получила развитие в конце XVIII в. в трудах Уильяма Ньюкама и имела немало сторонников в вв. Суть данной теории в том, что фрагменты Зах.9–11 и 13:7–9 датируются VIII в. до Р.Х., причём возможным их автором был современник Исаии Захария, сын Варахиин, упомянутый в Ис.8:2 . В то же время отрывок Зах.12–14 , кроме 13:7–9, был составлен некоторым неизвестным современником Иеремии в конце VII в. до Р.Х. Вот главные аргументы, предложенные этими учёными в пользу допленной датировки Зах.9–14 . 1 . В Зах.11:8 говорится: И истреблю трёх из пастырей в один месяц. Эти «три пастыря» отождествляются сторонниками данной гипотезы с определёнными царями, каждый из которых правил в Северном царстве в течение короткого времени, например, Захария, Селлум и Менаим ( 4Цар.15:8–14 ). Но недостаток этого аргумента состоит в том, что все три указанных царя (и никакие другие три правителя Северного царства) не были убиты «в один месяц». Более того, Менаим даже правил 10 лет в Самарии ( 4Цар.15:17 ). 2 . В Зах.12:11 говорится: В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. В последней части этой фразы некоторые комментаторы видят указание на траур и плач в Иудее после смерти благочестивого царя Иосии, который погиб в 609 г. до Р.Х. в битве при Мегиддо ( 4Цар.23:29 ; 2Пар.35:22 ). Однако, во-первых, даже при таком толковании нет причин видеть в Зах.12:11 указания на то, что данная фраза была записана вскоре после гибели Иосии, поскольку о трауре в честь Иосии иудеи могли помнить и в конце VI в. до Р.Х. Во-вторых, само соотнесение Зах.12:11 с трауром по Иосии выглядит далеко не бесспорным. Более вероятным является другое толкование, которое предлагается рядом современных экзегетов. Суть его в том, что долина Мегиддонская – одно из самых плодородных мест Палестины. Здесь нередко происходил траурный ритуал, связанный с богом бури Адад Риммоном (одни толкователи считают, что это одно из имён Ваала, другие – что наименование иного божества). Культовый плач в честь данного бога язычники совершали с целью вызвать дождь, необходимый для обильного урожая 51 . Таким образом, пророк сравнивает этот известный палестинский ритуал с всенародным покаянием, которое охватит не только Израиль, но и все племена.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010