Ружемонт, во введении к «Краткому объяснению двенадцати последних пророческих книг Ветхого Завета», заметив, что книга Захарии обнимает своим содержанием «эпоху возвращения Иудеев, времена Маккавеев, воплощения Христа и будущих судеб Израиля и всего рода человеческого», продолжает так: «по своим видениям, Захария... составляет как бы начало Omkpobehuz Ап. Иоанна, коего он один из главных ключей к уразумению» (стр. III). Для примера укажем некоторые параллели. Коней различных цветов, которые изображаются в первом и последнем видениях Захарии, мы встречаем в 6 гл. Откровения – в видении четырех всадников. Клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь, о низвержении которого упоминается в ( Откр. 12, 10 ), и по книге пр. Захарии является обвинителем первосвященника Иисуса, духовного главы возвратившегося из плена Израиля (Зах.З, 1 и дал.; Oehl. 148–149). ( Откр. 19, 14–15 ) представляют параллель к ( Зах. 14, 3–5 ) (ib. S. 138). По замечанию Марти, ( Зах. 14, 6–7 ) напоминают ( Откр. 21, 23 ) и ( Откр. 22, 5 ) (S. 452). 55 Составитель особой монографии о ветхозаветном Ангеле Иеговы Ролинг (А. Rohling, Ueber den Jehova-engel des A. T. Tübingen, 1866) в начале своего исследования указывая на то значение, какое имеет ветхозаветное учение об Ангеле Иеговы, приводит выражение Штольберга, по которому «и Церковь ветхозаветная есть Церковь вочеловечившегося Бога» (S. 3). Книгой пр. Захарии эта мысль Штольберга подтверждается вполне: Ангел Иеговы здесь является Лицом Божеским, в конце времен вочеловечившимся Сыном Божиим. Ангел Иеговы не только многократно упоминается в кн. Захарии, но в видениях пророка и выводится действующим. Из сопоставление ( Зах. 1, 8. 10 с ( Зах. 1, 11 ) ясно, что муж на рыжем коне, стоящий между миртами – не иной кто, как Ангел Иеговы (Oehl. 142); в видении третьем Он выступает под именем «другого Ангела», ( Зах. 2, 3 ). Среди прочих небесных сил, упоминаемых в книге, Ангел Иеговы занимает высшее, преимущественное положение. Другие исполнители воли Божией дают Ангелу Иеговы отчет в исполнении данных им поручений ( Зах. 1, 11 ); Он производит суд над представителем еврейской

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Понимание свидетельства Зах. 6:10–15 в смысле лишь воображаемой картины возбуждает против себя серьезное сомнение. На основании контекста можно утверждать, что видения пророка кончаются на Зах. 6:1–8, 9 -й же стих, служащий переходом к 10–15, не говорит о том, что пророку было новое видение, ни о том, чтобы пророк на самом деле что-либо видел, нет, он слышит повеление Иеговы: «и было слово Господне ко мне» (9). Отсюда мы едва ли можем предполагать мысль о какой бы то ни было воображаемой картине. Ссылка же на то, что у Зах. 6:10–15 не говорится об исполнении пророком повеления Господня, не дает решительного повода к заключению, что пророк изображает нам мысленную картину. Иудейское предание сохранило свидетельство о действительном хранении венцов при храме, выкованных Захарией 289 . Выражение, обращенное к пророку: «пойди в тот самый день», сомнение в том, мог ли пророк выковать венцы – все это положения вовсе не такого характера, чтобы говорить решительно против историчности Зах. 6:10–15 , а упоминание имен, точное указание топографии (10), посвящение венцов жертвователям (14) прямо свидетельствуют в пользу историчности Зах. 6:10–15 . Мы имеем здесь дело не с видением, не имеющим под собой реальной почвы, а с символическим действием пророка, которое было и исполнено пророком (ср. Зах. 9:13–15 ); а если так, то мы не можем подобно Гуанаккеру и Селлину переносить здесь точку зрения пророка на время перед падением Вавилона; это обстоятельство имело место, как справедливо полагает Костерс, между 2 и 4 г. Дария ( Зах. 1:7; 7:1 ). Теперь мы должны дать комментарий к отдельным выражениям текста, принимая во внимание возражения Гуанаккера, Селлина и Костерса. Первые два указывают на то, каким образом в этом свидетельстве, если относить его к 519–518, о Зоровавеле говорится как будущем основателе храма, тогда как в это время храм уже был основан и Зоровавель находился при производстве работ, а Костерс спрашивает, какое значение могли иметь слова пророка: «издали придут и примут участие в построении храма Господня», если постройку храма производила уже пришедшая из Вавилона gola.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зах.14:8   И будет в тот день, живые воды по­текут из Иерусалима, по­ловина их к морю восточному и по­ловина их к морю западному: летом и зимой так будет. Из Иерусалима потечет чудесный источник животворной воды на восток (к Мертвому морю) и на запад (к морю Средиземному); этот источник будет давать воду в продолжение целого года (обыкновенно же источники жаркой Палестины в летнее время высыхают). Зах.14:9   И Го­с­по­дь будет Царем над всею землею; в тот день будет Го­с­по­дь един, и имя Его едино. Тогда Господь воцарится на всей земле, все будут чтить единого Господа. Зах.14:10   Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населит­ся от ворот Ве­ниаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил. Зах.14:11   И будут жить в нем, и про­клятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно. Иерусалим, как место обитания Божия, получит особенное значение и сделается центральным возвышенным пунктом для всей страны, которая обратится в равнину; святой город будет возвышаться над всею окрестностью, оставаясь на своем месте, в определенных границах; тогда наступит пора полной безопасности и истребления уже не будет. Зах.14:14   Но и сам Иуда будет вое­вать про­тив Иерусалима, и собрано будет богат­с­т­во всех окрест­ных народов: золото, серебро и одежды в великом множе­с­т­ве. Зах.14:15   Будет такое же по­раже­ние и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них. Св. Кирилл, изъясняя Зах.14:13–14 в применении ко временам Мессии, разумея здесь уверовавших во Христа и врагов Христовой Церкви, замечает: «ополчившись в Иерусалиме, то есть препобедят врагов и осилят противников» (с. 220). Блаж. Иероним, переводя с евр.: «и Иуда будет сражаться против Иерусалима», проводит и чтение LXX: «и Иуда приготовится в Иерусалиме» – και Ιοδας παρατξεται ν Ιερουσαλμ; παρατσσω (в средн. з. – становиться, строиться, особ. – в боевую линию, приготовляться к бою, сражаться), которое предлагает понимать двояким образом: или в том смысле, что Иуда некогда исповедал имя Господа, но, побужденный во время гонения преследовал народ Христов...; или в том смысле, что Иуда, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Понимание Зах. 6:15 в том смысле, что здесь речь идет не об иудеях, а о язычниках, имеющих войти в церковь , можно находить и у некоторых западных ученых, напр., у Келера 293 и Велльгаузена 294 . Правда, Костерса подобное объяснение Зах. 6:15 едва ли может удовлетворить, так как в настоящее время отрицательная критика пытается поколебать взгляд на пророков, как служителей будущего Завета и органов Духа ( 1Пет. 1:21 ). Но против мнения Костерса о том, что в Зах. 6:15 имеется в виду возвращение иудеев из плена, мы можем сослаться на контекст речи: в 15 ст. нет упоминания ни об иудеях, ни о Вавилоне, ни о «северной стране» ( Зах. 2:6 ), под которою также разумеется Вавилон, ни «о земле Сеннаар» ( Зах. 5:11 ), а просто говорится «издали придут». Характерна также прибавка Захарии: «и вы узнаете, что Господь Саваоф послал меня к вам, и это будет, если вы усердно будете слушаться гласа Господа Бога вашего» (15.), ясно указывающая на его пророчество, как относящееся к отдаленной эпохе. Итак, мы приходим к заключению, что ссылка Костерса на Зах. 6:15 далеко не может говорить против факта возвращения иудеев во время самого пророка; для опровержения аргументации Лейденского профессора не нужно прибегать к смелым и остроумным соображениям Гуанаккера и Селлина, принимающих место Зах. 6:10–15 пророка Захария за идейную, воображаемую картину и переносящих эту картину в пророческой перспективе ко времени перед падением Вавилона, а можно на основании параллельных данных Ветхого и Нового завета указать на пророческо-мессианское содержание этого пророчества, тем более, что контекст 15 ст. нисколько не подтверждает того предположения Костерса, что здесь идет речь о возвращении иудеев. Притом Костерс, как мы видели, совершенно отрицает участие возвратившихся иудеев в постройке храма: по его мнению, храм был построен оставшимися от плена, стены Иерусалима восстановлены, а потом уже пришла и gola с Ездрою. Пророчество Захарии является, очевидно, непонятным и на почве теории самого Костерса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Донесение небесных сил, олицетворенных под видом коней, успокоительно и утешительно по своему содержанию вообще, но не для данных обстоятельств. Спокойствие и благоденствие языческих народов исключало возможность мира и благополучия для избранного народа. Зах.1:12 .  И отвечал Ангел Го­с­по­день и сказал: Го­с­по­ди Вседержителю! Доколе Ты не умило­сердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Поэтому, Ангел Иеговы обращается к Господу Вседержителю с ходатайством о возвращении милости к Иерусалиму и всей стране Еврейской, находящейся под гневом уже семьдесят лет. Из Зах.1:15 , а равно из видений второго и восьмого, выясняется, что ходатайство Ангела Господня за избранный народ, очевидно, представляло, по своему содержанию нечто напоминающее Откр.6:10 ; доколе Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь и проч. Зах.1:16 .  Посему так говорит Го­с­по­дь: Я обращаюсь к Иерусалиму с мило­сердием; в нем соорудит­ся дом Мой, говорит Го­с­по­дь Саваоф, и землемерная вервь про­тянет­ся по Иерусалиму. Зах.1:17 .  Еще про­воз­гласи и скажи: так говорит Го­с­по­дь Саваоф: снова пере­полнят­ся города Мои добром, и утешит Го­с­по­дь Сион, и снова изберет Иерусалим. Содержание слов благих, слов утешительных, изреченных Господом ( Зах.1:13 ) непосредственно об Иерусалиме и других городах, которые Господь называет Своими ( Зах.1:17 ), таково: бедствиям избранного народа наступает конец; в Иерусалиме будет сооружен храм (следовательно, Иегова, обитающий в храме, будет снова близок в Своему народу), и самый город отстроится заново. Бедствия плена забудутся, потому что благоволение Божие проявится в полноте благ, которыми будут изобиловать города чтителей истинного Бога. Зах.1:18 .  И поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога. Второе видение стоит в тесной связи с предшествующим: оно представляет продолжение и разъяснение мыслей, высказанных в первом видении относительно языческих народов. – Пророк видит четыре рога. Рог, по библейскому словоупотреблению, символ силы и могущества, – выражение применяется как к избранному народу, так и к язычникам, врагам народа Божия и Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И взял я жезл Мой добрый, и сокрушил его». Жезл добрый означает кроткое правление князей и весьма выгодные для Евреев договоры, заключенные в их правление. «Еже разорити завет Мой, егоже завещах ко всем людем» ( Зах.11:10 ), то есть завет о возвеличении царства их над всеми царствами, заключенный Богом через Моисея, когда сказал: «быти тебе вышше всех язык земли» ( Втор.26:19 ), и исполненный во дни Соломона, который, по написанному, «возвеличися... паче всех царей земных» ( 3Цар.10:23 ). «И разорится в день оный», – в день, когда сокрушен будет жезл добрый, упразднится данное Иудеям обетование. «И уразумеют уничиженные из сонма, хранимыя Мне, зане слово Господне есть» ( Зах.11:11 ), то есть праведные в сонме уразумеют, что определено и изречено это Мной. «И реку к ним: аще добро пред вами есть, дадите мзду Мою, или отрецытеся» ( Зах.11:12 ), – дайте цену Крови Моей. Так пророк говорит от лица Самого Христа, посланного взыскать овец дома Израилева. «И поставиша мзду Мою тридесять сребреник. И рече Господь ко мне: вложи... в хранилище " ( Зах.11:12–13 ). Это исполнил Иуда предатель, получивший за то тридцать сребренников и бросивший их затем в церкви. " И сокрушил я жезл вторый... еже разорити завет иже посреде Иуды и посреде Израиля» ( Зах.11:14 ). Жезл вторый означает народ; его сокрушил Господь, отделив Израиль от Иуды при царях. Но как сокрушил царство Давидово через раздоры колен еще прежде данной за Кровь цены, и потому царство еще перед пришествием Сына Давидова отнято было у дома Давидова, так затем сокрушил и народ, ибо после распятия Христова Иудеев истребили Римляне, а оставшихся из них рассеяли по всем концам мира. «Приими себе сосуды пастырски, пастыря неискусна» ( Зах.11:15 ). Подразумевается Лисимах, происходивший не от славного Ааронова семени. Он сделает все то, что можно ожидать от неискусного пастыря; ибо неискусен тот пастырь, который «расточеннаго не имать взыскати... сокрушеннаго не имать укрепити, больного не исцелит, здорового не напитает» ( Зах.11:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

В период после плена вавилонского, когда стесненные обстоятельства народа все более и более возбуждали ожидание Мессии, заключился круг откровений о Мессии и Его царстве. Здесь открыто было немало частных событий из земной жизни грядущего Мессии. Вот сущность этих откровений в кратком очерке. Пред пришествием Мессии в мире явится Его Предтеча ( Мал. 3:1 ). Он будет действовать в духе Илии ( Мал.4:5 ). Как только Предтеча исполнит свое дело, тотчас явится в храм Свой Господь, Ангел Завета ( Мал. 3:1 ). В жалком положении будет тогда народ иудейский. Он будет походить тогда на стадо овец, назначенных на убиение, которых купившие убивают и за грех не почитают того, и продавшие говорят: „Благодарение Иегове, теперь я разбогател» и которых не жалеют пасущие их. Для спасения этих-то несчастных овец и придет на землю Господь, Пастырь добрый. С великим тщанием Он будет пасти овец Своих, но повсюду найдет противоречие Себе: величайший Пастырь, несмотря на Свои бесконечные заслуги, будет оценен Своим народом в тридцать сребреников ( Зах. 9:4–14 ); и, несмотря на то, что Он царь Правосудный, Кроткий и Спасающий ( Зах. 9:9 ); Его пронзит неблагодарный и бессмысленный народ ( Зах. 12:10 ). Но этим самым народ произнесет над самим собою приговор. Наказания Божия разразятся теперь над Иудою. Сильные массы войска окружат стены Иерусалима и стеснят город ( Зах.12:2 ); страшные бедствия постигнуть тогда Иерусалим: город будет взят, дома будут разграблены, поруганы будут жены и пойдет половина города в плен ( Зах.14:2 ). Тогда у ослепленных отверзнутся очи; они исповедуют свое согрешение в отношении к истинному Пастырю и полные скорби раскаяния воззрят на Того, Которого пронзили и спасутся ( Зах.12:10 ). А между тем дело доброго и истинного Пастыря отнюдь не погибнет, несмотря на Его смерть. Его Царство – царство мира – распространится повсюду; держава Его будет простираться от моря до моря и от реки великой до пределов земли ( Зах.9:10 ), потому что и у язычников откроются очи; весь мир будет поклоняться единому Богу: от Восток солнца до Запад имя Мое прославится во языцех и на всяком месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста: зане велие имя Мое во языцех будет, глаголет Господь Вседержитель ( Мал.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

е. для праздника Воздвижения Креста 14 сент. (см. в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ). На 3-й день Обновления, 15 сент., богослужение совершалось в базилике св. Сиона с чтениями на литургии: Пс 147. 1-2, Ис 33. 17-22, Евр 8. 7-9. 10, аллилуиарий с Пс 64. 2 и евангельское чтение - Мф 23. 1-22. На 4-й день Обновления, 16 сент., богослужение происходило в Новой церкви Пресв. Богородицы, освященной 20 нояб. 543 г. Чтения включали: Пс 146. 2, 1, Зах 8. 3-8, Рим 11. 25-27, аллилуиарий с Пс 83. 2 и евангельское чтение - Мк 11. 15-8. На 5-й день праздника, 17 сент., богослужение вновь совершалось в ц. св. Сиона (согласно Лекционарию, но Календарь Sinait. iber. 34 указывает на «место Вознесения») с чтениями: Пс 124. 1-2, Евр 12. 18-28, аллилуиарий с Пс 86. 1 и евангельское чтение из Мф «в 7-й четверг Пасхи», что не поддается точной интерпретации, поскольку евангельское чтение в 7-й четверг по Пасхе соответствует Ин 7. 37-42,- очевидно, речь идет о чтении, начинающемся с Мф 16. 13 ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. P. 39. N 1253; Ibid. P. 52. N 1375). В 6-й день Обновления Календарь Sinait. iber. О. 34 указывает на Вифлеем как на место совершения богослужения (груз. пер. Лекционария не уточняет, где оно находится); богослужебные чтения включают: Пс 131. 8, 1, Евр 9. 24-10. 7, аллилуиарий с Пс 44. 12 и евангельское чтение - Мк 12. 28-44. На 7-й день праздника особое место богослужения в Лекционарии не указано, в то время как Календарь называет Голгофу. Чтения в 7-й день состоят из Пс 86. 2, 7, Рим 9. 1-5, аллилуиария с Пс 95. 1 и евангельского чтения - Ин 2. 23-3. 6. В 8-й, последний день праздника Лекционарий назначает следующий набор чтений: Пс 64. 2-3, Гал 4. 18-26, аллилуиарий с Пс 147. 12 и евангельское чтение - Лк 20. 1-19. Календарь Sinait. Georg. 34 указывает в качестве места совершения богослужения св. Анастасис. Анализ подбора литургических чтений для 8-дневного праздничного цикла Обновления показывает, что, за исключением чтений на 2-й день праздника (Воздвижения Креста), большинство чтений в той или иной мере посвящено раскрытию через тексты ВЗ и НЗ учения о Церкви, чьим прообразом являлся ветхозаветный храм.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Слава, и ныне: повторяем то же. По 2 стихословии седален, глас 4 Подобен: Поражен был Иосиф: До зачатия, чистая,/была посвящена Ты Богу/и, на земле родившись,/принесена Ему ныне в дар/во исполнение отеческого обещания./В храм же божественный отданная,/как поистине божественный храм,/с младенчества в чистоте со светлыми светильниками,/явилась Ты вместилищем неприступного и Божественного Света./Поистине велико шествие Твое,/единственная Божия Невеста и Приснодева. Слава, и ныне: повторяем то же. Величание Величаем Тебя,/пресвятая Дева,/богоизбранная Отроковица,/и почитаем в храм Господень/вхождение Твоё. Псалом избранный Велик Господь и достохвален весьма во граде Бога нашего, на святой горе Его. Пс 47:2 Прекрасно утверждённой, радости всей земли! Пс 47:3а Славное сказано о тебе, город Божий. Пс 86:3 Город Царя великого. Пс 47:3в Как мы слышали, так и увидели. Пс 47:9а Во граде Господа сил, во граде Бога нашего. Пс 47:9б Бог основал его навек. Пс 47:9в Освятил обитель Свою Всевышний. Пс 45:5б Святость и великолепие во святилище Его. Пс 95:6б Свят храм Твой, дивен в правде. Пс 64:5г Это – врата Господни, праведные войдут в них. Пс 117:20 Предстала Царица справа от Тебя. Пс 44:10б В одежду златотканную облачённая, изукрашенная. Пс 44:10в Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:13б Дочери царей в почёте у Тебя. Пс 44:10а Вся слава Дочери Царя внутри. Пс 44:14а Золотою бахромой Она одета, изукрашена. Пс 44:14б Приведутся к Царю девы вслед за Ней. Пс 44:15а Подруг Её приведут к Тебе. Пс 44:15б Приведут в веселии и радости, введут во храм Царя. Пс 44:16 Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 44:11а И забудь народ Твой и дом отца Твоего. Пс 44:11б Ибо возжелал Царь красоты Твоей. Пс 44:12а Вспомнят имя Твоё во всяком роде и роде. Пс 44:18а Мы приняли, Боже, милость Твою посреди народа Твоего. Пс 47:10 Потому народы прославят Тебя вовек и во век века. Пс 44:18б После полиелея седален, глас 8 Подобен: Повеление таинственное: Да ликует песнописец Давид,/и Иоаким с Анною да торжествует,/ибо Дитя святое от них произошло –/Мария, светоносная божественная Свеча;/и ныне радуется Она, входя во храм;/и благословил, Её увидев, Варахиин сын/и радостно восклицал:/«Радуйся, чудо всемирное!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

­­ Пс.117:14; 46:7; 104:1–2 ), Ионы (2 гл. ­­ Пс.119:1; 41:8; 68:2–3; 17:7; 49:14 ), Аввакума (3 гл.), Иеремии (20 гл.), Даниила (9 гл.) и других пророков. У Сираха едва ли не в каждой главе видно изучение псалмов ( Сир.1 ­­ Пс.118:104 ; Сир.2 ­­ Пс.36:25 ; Сир.3 ­­ Пс.40:2 и т. д.). В 1-й Маккавейской книге псалмы цитируются как богодухновенное Писание ( 1Мак.7 ­­ Пс.78:2–3 ). Господь Иисус Христос признавал Давида богодухновенным мужем ( Мк.12 ­­ Пс.109:1 ), нередко прилагал к Себе псаломские пророчества ( Пс.8 ­­ Мф.21:16 ; Пс.117:22–23 ­­ Мф.21:42 ; Пс.109 ­­ Мк.12:36 ; Пс.81 ­­ Ин.10:34 ; Пс.40 ­­ Ин.13:18 ; Пс.108 ­­ Ин.17:12 ) и признал, что в псалмах находится о Нем не мало пророчеств, наравне с законом и пророками ( Лк.24:44 ). Точно также евангелисты и апостолы очень часто прилагали к Иисусу Христу псаломские пророчества ( Пс.68 ­­ Ин.2:17 ; Пс.21 ­­ Ин.19:24 ; Пс.68 ­­ Ин.19:28 ; Пс.15:8–11 ; Пс.131 ­­ Деян.2:25–31 ; Пс.117 ­­ Деян.4:11 ; Пс.2:1–2 ­­ Деян.4:25–26 и мн. др.). Вообще, по вычислению специалистов в Новом Завете до 50 цитат приводится из Псалтири и после Исайи она цитируется чаще всех других ветхозаветных книг. Согласно учению Господа Иисуса Христа и апостолов, Псалтирь в христианской Церкви всегда составляла неизменную часть канона и помещается во всех соборных и отеческих исчислениях Священных ветхозаветных книг. В христианском богослужении она употребляется чаще других книг. В православном богослужении она еженедельно вся прочитывается, а в великий пост дважды в неделю. Вообще, с древнего и до настоящего времени, Псалтирь – наиболее употребительная у христиан Священная книга и в своей каноничности никогда ни в ком не вызывала сомнения. Значительная разность в частных выражениях между переводом LXX и еврейским текстом Псалтири – ныне общепризнанна. Решение вопросов, какое чтение должно иметь преимущество, зависит в каждом частном случае от специального экзегезиса. Монографий по этому вопросу не знаем. Несомненно лишь мессианские пророчества (напр., Пс.15:10; 21:17; 109 и др.) исправнее в тексте перевода LXX-mu, о других же – задача детальной экзегетики.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010