Если мы убедились теперь, что для этого нужно поступать так, как поступали святые, то и будем поступать подобно им. Аминь. 19-й день 375. К православным воинам о том, что Бог дает победы на врагов лишь воинам богобоязненным (Из жизни св. мученика Андрея Стратилата. Чет. Мин. авг. 19) Псалмопевец говорит: «[Господь] не на силу коня смотрит, не к быстроте ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» ( Пс.146:10–11 ). Как понимать эти слова? Нужно понимать так, что Господь во время браней не тем из воинов подает силу и мощь против врагов, которые надеются на силу коня и на быстроту ног своих, или, проще, на самих себя, а помогает тем, которые имеют в сердце страх Божий и вступают в битву с твердой верой в Бога, с пламенной молитвой к Нему и с несомненным упованием на помощь Божию. Теперь вот вопрос: понимая так слова Псалмопевца, можем ли мы увериться в истине их? Можем ли увериться в том, что во время браней Господь помогает именно лишь только богобоязненным воинам, а не на свою силу надеющимся? Да, знайте, воины христолюбивые, что увериться во всем этом можем мы, и сие последнее мы сейчас и раскроем вам. Святой мученик Андрей, именуемый Стратилатом, служил в римском войске тысяченачальником и стоял со своим отрядом в Сирии. Он имел твердую веру и крепкую любовь ко Христу Богу и служил Ему день и ночь молитвой и постом, бегал всякого греха и усердно исполнял заповеди Божии. За это Бог дал ему великую силу и храбрость в бранях; никто не мог во всех римских полках сравниться с ним мужеством, он одержал много славных побед и ими прославился больше всех полководцев римских. Но вот однажды на Сирию напали Персы. Правитель Сирии Антиох, узнав о несметном числе врагов, призвал к себе Андрея и сказал: «О твоем необычайном мужестве и я знаю, и царь знает. Поэтому я назначаю тебя теперь на время войны над всеми войсками римскими главным начальником и поручаю тебе вести войну с Персами. Займи в войске мое место и постарайся прославиться еще более».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И тот, и другой государь имели благочестивый обычай носить при своих войсках икону Матери Божией с Предвечным Младенцем и Честный Крест Господень. В русских полках Святой Крест носили два священника в облачениях; когда нужно было начинать сражение, князь Андрей со слезами молился пред святой иконой Богоматери и причащался Божественных Таин Тела и Крови Христовых. Вооружая себя сим благодатным оружием, он не столько полагался на мужество и силу своих воинов, сколько на помощь Божию, памятуя слова царя Давида: «Не в силе констей восхочет, ниже в лыстех мужеских благоволит. Благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его» ( Пс.146:10–11 ). По примеру великого князя и по его приказанию с коленопреклонением молились пред иконой Пресвятой Богородицы и Честным Крестом Христовым и все воины, а потом благоговейно целовали сии святыни и небоязненно выходили против врагов. И помогал им Господь силою Креста Своего, а Пречистая Дева – Своим Матерним заступлением у Сына и Бога Своего. Таков был обычай у благочестивого князя Андрея, таким же порядком вышел он и против болгар. И победил он своих врагов, и отобрал у них пять городов, в том числе город Брахимов на реке Каме. По возвращении с поля битвы в стан воинский доблестный князь со своими воинами удостоился видеть чудесное знамение Божией помощи: светлые лучи исходили от иконы Спасителя и Богоматери и своим светом осиявали все ополчение. Это было 1 августа 1164 года. Такое видение воодушевило еще большим мужеством христолюбивое русское воинство, оно снова устремилось на врагов и покорило России их землю. Впоследствии оказалось, что и греческий император Мануил, вышедший с войском против сарацин, видел подобное же знамение от иконы Христа Спасителя и Богоматери и от Святого Креста и точно так же одержал победу над своими врагами. Благочестивые государи известили друг друга о милости Божией посланиями, по совету своих архипастырей установили в первый день августа особый праздник во славу Христа Спасителя, причем, в воспоминание чудесной помощи от Святого Креста положили износить Святой Крест из алтаря во время утреннего Богослужения на средину церкви для поклонения – подобно тому, как износится он в день Воздвижения 14 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Офицеры должны бы прийти на помощь пастырям в борьбе с этим пороком. К сожалению, и сами они, многие из них, сквернословия за грех не считают. Хорошо бы, если бы высшие военные начальники обратили внимание офицерства на этот порок. Надо помнить религиозную природу русской души: она не может жить без мистики, она черпает силы в мистических, религиозных настроениях, в молитве, в покаянии, в чистой совести. Она, слава Богу, как я выше сказал, чутка к требованиям совести. Она верует, что Бог помогает тем, кто помнит заповеди Божии, лишает благодатной помощи тех, кто оскорбляет Его грехом. Она смиренна по духу нашей матери Церкви, воспитывающей нас в духе смирения. Такова в общем природа русской православной души. Надо стараться, чтобы русский православный воин был всегда готов вступить в бой с врагом его веры, Царя и отечества с чистой совестью. Это дает ему дерзновение уповать на помощь Божию. Известно, что нечистая совесть бездерзновенна. Сквернословие каждый воин считает грехом. Ругается по скверной привычке языка, но в душе, вспомнив Бога, говорит: " Прости, Господи " . Вот и надо глубже запечатлеть в его чуткой душе сознание, что сквернословие есть тяжкий грех, лишающий его Божия благословения и помощи, что поэтому надо бороться с ним всемирно, дабы победить врага Божией помощию. Наш враг забыл Бога, не только не сдерживает, но и поощряет в своих солдатах всякого рода жестокость: он полагает, что чем более солдат ожесточен против врага, чем отчаяннее будет натиск, тем скорее будет одержана победа. Известно, что пред приступом, пред атакой, германцы поят своих солдат коньяком и другими одуряющими напитками. Слава Богу, что наши христолюбивые воины в этом не нуждаются. С крестным знамением, с твердою надеждою на Бога, они идут в бой. Чем смиреннее пред Богом, чем покаяннее настроена душа воина, тем ближе к нему помощь Божия. Призыв к покаянию, к сознанию своей греховности не может внушать уныния: уныние, по учению св. отцов, есть порождение гордыни, а покаяние - приближение к Богу и обновление духовных сил. Мы, русские православные люди, вместе с царем Давидом твердо помним, что Господь - " не на силу коня смотрит, не к быстроте ног человеческих благоволит; благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его " (Пс. 146, 10, 11). А потому и. Церковь наша не престанет призывать к покаянию, к исправлению жизни как всех сынов родной земли, так и воинов христолюбивых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2349...

Притом установитель Таинства Покаяния есть Господь Иисус, своими крестными страданиями приобретший человеком благодать отпущения грехов и установивший Таинство: как же грешник приступит к таинству в надежде отпущения грехов без веры в Того, в Ком заключается основание сей надежды? Вси пророцы свидетельствуют оставление грехов прияти всякому только верующему в он ( Деян.10:45 ); – и сам Иисус Христос заповедует проповедатися покаянию и отпущению грехов не иначе, как во имя его ( Лк.24:47 ). В частности, веру в Господа Иисуса приступающий к таинству Покаяния должен свидетельствовать твердою и несомненною надеждою на бесконечное милосердие Господа, приемлющего и очищающего от грехов всех истинно кающихся. Иначе вера не была бы верою полною и истинною. Посему отцы и учители Церкви веру в Господа и упование на его милосердие признавая равно необходимыми для кающихся, неразрывно оные между собою соединяли 126 . Они учили, что «никто не может хорошо совершать покаяние, как только тот, кто уповает получить прощение 127 , но поскольку» покаяние есть дело веры (πστεοσ μετανοα ατορϑμα 128 ), – то «уповать на силу покаяния должно только тогда, когда с сим упованием соединяется вера» 129 , иначе «покаяние, которое не происходит от веры, бесполезно» 130 . в) Впрочем, тщетно упование, не действительна и самая вера, если они не сопровождаются в кающемся сокрушением сердца о соделанных грехах: ибо вера без дел мертва ( Иак.2:20 ); а покаяние без сокрушения о грехах не есть истинное покаяние, и не только не примиряет грешника с Богом, но еще навлекает на него больший гнев Судии небесного, Который исцеляет только сокрушенные сердцем ( Пс.146:3 ), требует от обращающихся к Нему расторжения сердец, а называет суетными и мерзкими все жертвы и дары о грехах, не сопровождаемые сердечными слезами сокрушения ( Ис.1:11–16 ). Св. Церковь с самых времен Апостольских веровала и учила, что только сокрушающиеся о грехах своих достойны благодатного разрешения, даруемого в Таинстве Покаяния. Так Церковь Коринфская, наставляемая Апостолом Павлом, не прежде разрешила Коринфского грешника, как увидев в нем многую скорбь ( 2Кор.2:7 ), о которой радовался св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Псалом 101 Пятый из семи покаянных псалмов (см. пс. 6:31, 37, 50, 129, 146). Псалом делится на две части. В первой (ст. 2–12) Псалмопевец со стоном взирает сам на себя, живописует внешние признаки своего горя, свое одиночество, напоминая этим праведного Иова; свою беду он воспринимает как кару Божию, как гнев Божий. Во второй части (ст. 13 и след.) место самоуничижения заступает восторженный гимн Богу: измученный человек поет теперь о дивном величии Божием, о милости и близости Бога к Своему народу, о Его славе среди всех племен, о его вечности и силе. Ст. 3. Не отвращай лица Твоего... приклони ко мне ухо Твое – образные выражения, взятые из обихода человеческих жестов, придают мольбе Псалмопевца наглядность и напряженность, они превращают просьбу услышь меня в заключительное из трех последовательных действий: обрати внимание, напряги слух, слушай. Ст. 5. ...забывал я вкушать хлеб мой – потерял желание вкушать пищу; похожий образ, олицетворяющий горе, – см.: Иов 33:20 ; в христианской традиции под хлебом понимается слово Божие, которым питается сердце и без которого сердце засыхает. Ст. 6. ...присохла кость моя – букв. «кость прилипла к плоти»; тот же образ – см.: Иов 19:20 . Ст. 7. ...птице пустынной... как филин – Псалмопевец говорит о своем одиночестве и сравнивает себя с птицами, которые по Закону Моисееву считались нечистыми (см.: Втор. 14:12–18 ); ...птице пустынной –пеликану. Ст. 9. В этом стихе звучит пророчество об отречении апостола Петра (см.: Мф. 26:33–75 ). Ст. 10. Пепел ел – метафора, означающая, что горе и страдания стали пищей Псалмопевца; пепел считался символом траура и горя (см.: Есф. 4:1 ; Иов 2:8 ; Иер. 6:26 ; Иез. 27:30 ), а также унижения и раскаяния (см.: Иов 42:6 ; Дан. 9:4 ). Ст. 11 . Псалмопевец признает, что гнев Божий постиг его за грехи. Ст. 12. ...словно тень – жизнь сравнивается с исчезающей вечерней тенью (см.: Иов 8:9 ); ...будто сено, иссох – приближается конец жизни. Ст. 14. Надежда на то, что Бог вмешается в судьбу Своего народа и поможет ему, постоянно звучит у Пророков (см.: Ис. 30:18; 49:13 ; Иер. 30:18 ); ...Сиону – Иерусалиму; св. отцы объясняют этот стих как пророчество о Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стараюсь заниматься. Повидай, пожалуйста, Владыку через несколько дней. Спроси Владыку, имеет ли он сведения о том, каково суждение о нас русской церковной власти? Спокойной ночи, мои птички, завтра допишу, помолюсь о вас (я в церкви), благословлю вас запрестольным крестом и лягу, пока не потушили свет (тушат в 10 ч.). Мой любимый Томик, завтра мои именины, буду молитвенно с вами и друзьями, с которыми будешь, наверно, объединяться. Пришли черных Waterman чернил, это важно для моих записок по Новому Завету. Психологически готовлюсь на зимовку и стараюсь не поддаваться мечтам выйти до весны. Томик, время скоро пройдет, только бы морально победить, а это мы сделаем с Божьей помощью. Томзик, вот выборки, которые я сделал, чтобы Ты прочел: Иак. 1, 2–5; 2, 20–21 Рим. 8, 18 1 Кор. 10, 3 2 Кор. 1, 3–5, 4–17; 8, 1–2 Еф. 6, 8 Флп. 1, 29 Кол. 4, 2 Фес. 5, 16–19 1 Тим. 6, 12 2 Тим. 2, 3–7; 3, 12 135 Евр. 2, 4–12; 13, 2–14. Из всех Псалмов я выбрал: Пс. 18, 22, 26, 28, 30, 31, 33, 38, 41, 44, 45, , 61, 62, 64, 65, 68, 70, 83, 90, 95, 120, 138, 146, 148. Их я читаю как мое молитвенное правило, главным образом во время Appel’a. Стараюсь представить себе, как вы живете, как копошатся по дому детки Мрачные мысли гони молитвой Иисусовой. Часто причащайся Святых Таин. Думай о будущей, энергичной жизни и работе для Церкви. Настоящее испытание пролетит, как сон. У меня новое занятие: игра в шахматы. Замечательно помогает вырываться из обстановки. Ладик, мой любимый, я жду от тебя письма, скорей научись писать. Я очень надеюсь скоро быть с вами, усердно молюсь за вас, спасибо, что ты с Томкиным молишься за меня. Наверно, вашими молитвами Бог мне помогает в лагере. На этой бумаге я ничего не могу нарисовать как следует. Храни вас Господь, мои любимые птички. Ваша Собака. P. S. (рисунок) Это дом, в котором мы живем. Наше окно посередине. Прошу прислать мне ваши фото. Хочу иметь понятие о современном виде Павкина. 20.11.43 Мой дорогой, маленький Томик. Устраиваем новую церковь, т. к. наша отобрана под жилое помещение. Новая — в деревянном отдельном бараке на плацу, где служат католики. Перегородкой отделена часть барака. Церковь получилась вроде кламарской, побольше размером, светлое дерево. Завтра в воскресенье будем в первый раз там служить. С улицы, если встать около памятника, можно при открытых дверях хорошо услышать пение.

http://predanie.ru/book/77056-zhizn-i-zh...

145 сотворившего небо и землю. Упоминание о Боге как Творце подчеркивает Его могущество. море. Ср. Пс. 23,2 . 145 путь нечестивых извращает. Заботясь о слабых и нуждающихся, Господь в то же время препятствует исполнению замыслов людей гордых и злоупотребляющих своей земной властью. 145 Господь будет царствовать во веки. См. Пс. 92,1 . Сион. См. ком. к Пс. 2,6 . Аллилуйя. «Хвалите Господа» (см. ст. 1). Глава 146 Пс. 146 и Пс. 147 Первоначально эти два псалма, по всей видимости, представляли собой одно целое. Поэтому в западной традиции вообще и в данном Комментарии в частности они рассматриваются как один псалом. В современном составе Псалтири Пс. 146 и 147 являются частью великого славословия, завершающего собой всю книгу (см. вводные замечания к Пс. 144 и 145). Псалмопевец возносит в них хвалу Господу за восстановление Иерусалима ( Пс. 146,2; 147,2 ), что позволяет датировать создание этих псалмов эпохой реставрации Израиля (ср. Неем. 12,27–47 ). Как и в Пс. 145 , величие и могущество Господа ( Пс. 146,7–9; 147,5–7 ) противопоставлены здесь непрочному земному могуществу ( Пс. 146,10.11 ). 146 Хвалите Господа. См. ком. к 145,1. ибо благо петь Богу нашему. Псалмопевец призывает верующих Израиля вместе с ним восславить Господа. 146 собирает изгнанников Израиля. В этом стихе, по всей видимости, говорится о возвращении в землю обетованную иудеев, отпущенных из вавилонского плена указом Кира ( 2Пар. 36,22.23 ). См. вводные замечания к рассматриваемым псалмам. 146 исчисляет количество звезд. С точки зрения человека с его земной ограниченностью, количество звезд на небе не поддается исчислению (ср. Быт. 15,5 ). См. ст. 5. 146 разум Его неизмерим. Все в Боге выше человеческого понимания, в том числе и Его разум. 146 Смиренных возвышает... нечестивых унижает. Бог выказывает Свое расположение к людям, в слабости своей уповающим только на Него, и обращает Свой суд против «сильных», самонадеянно полагающихся на свои собственные силы. 146:8–9 облаками... дождь... траву... пищу. Бог все в природе устроил так, чтобы сотворенные Им живые существа не оставались без пропитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   Бог прославил Себя в акте спасения не поддающимся сравнению умалением Себя, Своей все превосходящей любовью и Своим неограниченным могуществом. Спасение от Господа, и те, кого Он спас, ничем не могут воздать Ему за свое спасение (Ис 42:8, Ис 48:11). Заслуга спасения не принадлежит никому, кроме Бога. Именно поэтому реформатская теология так отстаивает принцип «Одному только Богу слава» (soli Deo gloria), и мы должны утверждать этот принцип каждым днем своей жизни. Премудрость и воля Божии     Под словом «премудрость» в Писании понимается способность избирать лучшую и благороднейшую цель и использовать для ее достижения наиболее приемлемые и действенные средства. Ветхозаветные книги мудрости Иова, Притчи, Екклесиаст, Псалтырь, особенно Пс 18, Пс 36, Пс 103, Пс 106, Пс 146, Пс 148 посвящены не только и не столько религиозной практике (в узком смысле), сколько вопросам морали в семейной, общественной и деловой жизни. В Новом Завете к литературе мудрости можно отнести Послание Иакова, содержащее ясные предписания относительно христианской жизни. В свете библейских книг мудрости христиане понимают мудрость как «страх Божий», т.е. благоговейное поклонение и служение Богу, и в постижении ее видят смысл жизни (Прит 1:7, Прит 9:10, Екк 12:13).    Божия премудрость видна в Его созидательной, охранительной и искупительной работе: в том, что Он избрал Своей целью утверждение Своей собственной славы (Пс 45:11, Ис 42:8, Ис 48:11) и решил осуществить это, во-первых, созданием удивительного многообразия мира и человеческих индивидуальностей в нем (Пс 103:24, Прит 3:19—20), во-вторых, нежной заботой о Своих созданиях (Пс 144:13—16, Деян 14:17) и, в-третьих, искупительной «премудростью Христа распятого» (1 Кор 1:18—2:16) и возникшей благодаря ей вселенской церковью (Еф 3:10).    Проявления Божьей премудрости являются выражением Его воли (в двух различных аспектах). Во-первых, Божия воля это «Его вечная цель, соответствующая намерению Его воли, посредством которой Он заранее предопределил ради Своей собственной славы все, что происходит» (Вестминстерский краткий катехизис, Q.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Касательно его даже при самых очевидных основаниях полагать решительные определения не смеет человеческая мудрость. «Кто от человек познает совет Божий; или кто помыслит, что хощет Бог; Помышления бо смертных боязлива» (Прем.9, 13). Пусть есть и довольство, и хорошие учреждения, и опытная мудрость, и много силы: но не в сем окончательная надежда. «Суетно спасение человеческо» (Пс. 59, 13). «Не спасется Царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея: лож конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс.32,16. 17). Где же спасение? Где прочное основание надежды? «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс.126,1). «О Бозе», и только о едином Бозе, «сотворим силу» (Пс.59,14). Итак, мудрому, ищущему прочного счастия и благоденствия, народу все упование свое возложить должно на Бога, и всецело предать себя в Его святую и премудрую волю. Ибо «надеющийся на Господа, яко гора Сион» (Пс.124, 1). Там вся сила, где благоволение Божие; но Господь «не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит! благоволит Господь в боящихся Его, и в уповающих на милость Его» (Пс.146,10.11). «Да чает же душа наша Господа помощника и защитителя» своего, и да взывает к Нему непрестанно в чаянии своем: «буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» (Пс.32, 22). «О Тебе, враги наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающия на ны. Не на лук свой уповаем, и меч наш не спасет нас» (Пс.43; 6.7). «Сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс.19, 8; 120, 2). В–третьих, исполнением заповедей Божиих. Полагая себя в руки Божии всецелою преданностью Его премудрой и святой воле, мы не должны однако ж сами предаваться беспечности непростительной, или еще хуже—деятельности преступной. Один Господь знает, как и куда повести нас; однако ж несомненно, что будущее Его водительство совершенно будет сообразоваться с настоящим нашим, угодным или неугодным Ему, состоянием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Содержание: Промышление Божие о человеке до его падения. Главы вступительные к отделу «О Боге — Спасителе мира». 1. Зло и грех в мире. 2. Падение в мире ангельском. Мир темных и злых духов. 3. Грехопадение людей. 4. Первородный грех. Общий Промысл Божий о мире «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан. 5:17). В этих словах Господа Иисуса Христа содержится истина постоянного промышления Божия о мире. Хотя Бог «почил в день седьмой от дел Своих» (Быт. 2:2-3), однако не предоставил мир самому себе. Бог дает «всему жизнь и дыхание и все, — ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:25, 28). Сила Божия держит бытие мира и участвует во всех действиях сил сотворенных. Постоянство так называемых «законов природы» есть действие живой воли Божией, сами по себе они были бы бессильны и бездейственны. Все объято в мире Промыслом Божиим. Бог промышляет не только о великом и громадном, но и о малом, и, по-видимому, ничтожном, не только о небе и земле, ангеле и человеке, но и о малейших созданиях, птицах, травах, цветах, деревьях. Все Священное Писание наполнено мыслями о неусыпной промыслительной деятельности Божией. Божиим изволением стоит все необъятное пространство мира. Бог небо и землю наполняет (Иерем. 23:24). «Скроешь лице Твое»— и все придет в смятение (Пс. 103:29). Промыслом Божиим живет растительный мир. Бог «покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку)» (Пс. 146:8). «Он не оставляет без Своей заботы полевых лилий, наделяя их и другие цветы изумляющей нас красотой» (Матф. 6:29). Промысл Божий распространяется на весь животный мир. «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» (Пс. 144: 15-16). Не оставляет Бог без Своего попечения и маленькой птички: «ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Небесного» (Матф. 10:29). Человек наиболее составляет предмет Божия Отеческого промышления на земле. Бог знает помышления каждого (Пс. 138:2), чувствования (Пс. 7:10), и даже вздохи (Пс. 77:11), подает потребное всем, прежде чем у Него попросить о том (Матф.6:32), и приклоняет ухо Свое к молитве просящего (Пс. 85:1), исполняя просимое, если только оно проистекает из искренней и живой веры (Матф. 17:20) и если согласно с благом просящего, заключающемся в искании Царствия Божия (Матф. 6:33). Он направляет шаги человека, не знающего своего пути (Притч. 20:24), он делает нищим и обогащает, унижает и возвышает, причиняет раны и Сам обвязывает их, поражает и врачует (Иов.5:18). Любя праведных, Он щадит и грешных, «не до конца гневается, и не вовек негодует» (Пс. 102:8-9), но долготерпит, чтобы посредством Своей Благости привести их к покаянию (Рим. 2:4). — Эта всеобъемлющая непрестанная деятельность Божия в мире выражена в Символе веры именованием Бога Отца «Вседержителем».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010