125 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 532. 126 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 4, 6. 127 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 59. 128 Молитва 2-я святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу (из вечернего правила). 129 То есть сбывавшиеся в действительности. Об этом см.: Свт. Афанасий Великий. Житие преп. Антония. 32. 130 Ныне Телль-Рама на территории Иордании. «Город Ливиада, по ту сторону Иордана, отстоит от Иерихона на двенадцать миль; в этой Ливиаде Моисей поразил жезлом камень, и истекли воды; оттуда вытекает большой поток, орошающий всю Ливиаду; там растет большая финиковая пальма Николая, там и Моисей вышел от века сего» ( Архидиакон Феодосий . Топография Святой Земли). 131 То есть недвоедушные, чьи желания и мысли не двоятся. 132 «Пастырь Ерма». Заповеди. 9. 133 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 3. 134 Пс-Климент Римский. Письма к девственницам. I, 10, 5—11, 6. 135 В тексте 70-ти, церковнославянском и синодальном переводах: Он укрепит . 136 Речь идет о работе ювелира. 137 То есть, раскаляясь на огне, начинает жечь и сиять как огонь. 138 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 7//PG. T. 79. Col. 1153. 139 Чтобы противнику было трудно ухватиться за волосы. 140 Пс-Климент Римский. Письма к девственницам. I, 11, 5. 141 То есть через возбуждение тщеславия возбуждают прочие страсти и способствуют их порочности, вместо того чтобы обличать их недостатки. 142 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам. 6. 143 «Пастырь Ерма». Подобия. IX, 32. 144 Не святой апостол Петр, а святой апостол Иуда. 145 «Пастырь Ерма». Заповеди. 2. 146 Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 26. 53. 147 Возможно и разночтение: «Утверждающего плоть мышцы Своей». 148 В Синодальном тексте: дикие ослы (Пс. 103:11). 149 Букв.: изменяется. 150 Очевидно, речь идет о приглашении монахов в гости к мирянам и совместном времяпрепровождении — совместной трапезе, беседах и т. п., что хотя и исполняет заповедь о любви к ближним и общительности, однако по сути есть снисхождение монаха к мирянам и может вредить самому монаху по причинам, указанным автором.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

«Да не заградиши устне вола молотяща» (Втор 25:4). «Еда о волех радит Бог?» 1 Кор 9:10. Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. «Или нас ради всяко глаголет? Нас бо ради написася, яко о надежди должен есть оряй орати, и молотяй с надеждею своего упования причащатися». Не то говорит Апостол, что у Бога нет попечения о волах. Ибо печется Бог и о них, но печется ради нас, потом что ради нас их и создал. Потому и блаженный Давид сказал: «Прозябающему на горах траву и злак на службу человеком» (Пс 146:8). 1 Кор 9:11. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? «Аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем?» Дав гораздо большее, погрешаем ли, если берем гораздо меньшее? 1 Кор 9:12. Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. «Аще инии власти вашея причащаются, не паче ли мы?» В сих словах Апостол подразумевает тех, которые худо управляли коринфянами. «Но не сотворихом по области сей: но вся» покрываем; то есть переносим, выдерживаем, терпим. А для чего? «Да не прекращение кое дамы благовествованию Христову». Весьма выразительно Апостол назвал вред прекращением, потому что не дает, говорит он, распространяться благовествованию; задерживает его течение, препятствует спасению посредством проповеди. Потом, поелику упомянул о волах и протолковал закон, вероятно же, иные возражали, что толкование сделано не как должно, то указывает на закон, еще яснее подтверждающий слово его. Блаженный Феофилакт Болгарский Блаженный Феодорит Кирский Святитель Феофан Затворник Комментарий редактора Подвести итоги Святитель Феофан Затворник ( книга ) Глава 9, стихи 1, 2. Несмь ли Апостол? Несмь ли свободь? Не Иисуса Христа ли Господа нашего видех? Не дело ли мое вы есте о Господе? Аще иным и несмь Апостол, но обаче вам есмь; печать бо моего апостольства вы есте о Господе.

http://bible.predanie.ru/nedelya-11-po-p...

12 . Вот как надлежит нам препоясываться и прикрывать тело броней, равно как и защищать ноги. Ведь и их приказано не оставлять босыми, а обувать в прекрасные поножи: приуготовление евангелия мира. И если мы с готовностью стремимся в евангельскую брань, если направляем шаги по Богу, если следуем взывающему: Придите ко Мне, все труждающие ( Мф.11:28 ), если направляемся в селения Господни, если ноги наши утвердились во дворах Иерусалима, колени же постоянно пребывают в молитвенном труде, то ноги защищены надежнейшей броней, так что змий, кусающий в пяту и сокрушивший голени многих мужей, не сможет оцарапать на них и кончика пальца. Тогда не будем мы хромать на обе ноги, поскольку Господь не благоволит в лыстех наших ( Пс.146:10 ), и не пострадаем от терниев, так что ни одна колючка не повредит нам. Сверх того надлежит взять щит веры, которым, как сказано, возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого ( Еф.6:16 ). Сколь же ценен сей щит, коль скоро он может гасить даже раскаленные стрелы! Ибо верою, как пишет тот же апостол, все святые побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов…, были крепки на войне, прогоняли полки чужих ( Евр.11:33–34 ). 13 . Так и мы заградимся щитом веры, чтобы заградить уста зверей яростной гортани и ненасытного чрева, или же обуздать их воздержанием и постом, погасить, словно силу огня, воспаление плоти, потушить пламя огня и низвергнуть спесь, как Давид – гордого Голиафа. Ибо, если говорить о вере, то и у Давида был щит крепче всякого другого, хоть в ином отношении и сражался он с Голиафом как легковооруженный пращник. Укрепимся мы и для того, чтобы противостоять болезни, ибо всё возможно верующему. Ведь, прикрывшись благим упованием, или, точнее, щитом веры, мы спасемся от ран маловерия или неверия или, пораженный которыми начинает сомневаться, не заболеет ли он от продолжительного поста, воздержания от вина, коленопреклонений или бдений, или опасаться, не окажется ли его молитва неуслышанной. Всё отражает щит веры, даже сам по себе, однако и его наш наставник предписывает дополнить шлемом спасения, чтобы мы были защищены броней с головы до ног, не оставляя для врагов ни одного уязвимого места. Ибо если он удостоил ноги столь всеобъемлющего внимания, то как же было не позаботиться и об охране головы?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Honiat/...

Когда у человека появляется покаяние Когда человек истинным сердцем и своевременно обращается ко Господу, то он освобождается от прикрывающей его бедственное состояние греховной завесы и явно видит свои заблуждения и погибель, и тогда у него появляется желание исправить свою жизнь и творить в оставшееся время плоды, достой­ные покаяния (Там же, с.269–270). Плод искупительных страданий Спасителя – отпускать и покрывать грехи Такие христиане, отстав благодатью Божией от грехов, не должны смущаться при воспоминании об этих грехах, но надеяться на милосердие Божие, ибо грехи их прощены, и Господь подает им Свою милость. Для того и пришел в мир Христос, чтобы грешников спасти, поэтому и радость бывает «на небеси о единем грешнице кающемся» ( Лк.15,7 ). Свою милость к обращающемуся грешнику Господь утвердил даже клятвой, и это с той целью, чтобы он не сомневался в своем покаянии. «Живу Аз, – говорит Господь, – не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему» ( Иез.33,11 ). Таким образом, обратившемуся и со смирением и сокрушением исповедующему грехи свои Отец Небесный, без сомнения, с радостью оставит их, покроет Своим милосердием и не помянет их на Страшном Суде, пото­му что это Его святое хотение и плод искупительных страданий Спасителя (Там же, с.270). Раскаяние в чем состоит Истинное раскаяние состоит в сожалении и сердечном сокрушении о беззаконных своих поступках, кающийся должен со стыдом осудить себя за них перед Всевидящим Богом и просить прощения (Там же). Печаль о грехах Истинно кающийся признает себя достойным всякого наказания, начинает осуждать свои поступки, укорять, гневаться и негодовать на себя, и, таким образом, его сердце наполняется болезнью и печалью. Признав себя ниже всей твари, грешник видит, что он действительно недостоин ни малейшего Божьего благодеяния, и от исполненного печалью сердца вырываются воз­дыхания, слезы и плач, которые и свидетельствуют об истинной «печали по Бозе», «покаяние нераскаянно во спасение соделовает» ( 2Кор.7,10 ). Сердеч­ная печаль «по Бозе» не только очищает душевную скверну, но и удерживает от поползновения к греху, а слезами, проливаемыми при этом, «сетующая и скорбящая душа прохлаждается, как дождем воздух». Такую именно печаль все согрешившие перед Господом и обратившиеся к Нему с покаянием должны иметь не от страха вечных мучений за свои злодеяния, но от сожаления, что они Бога оскорбили. И Сам Сердцеведец Господь, «исцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их» ( Пс.146,3 ), не замедлит посетить в печали находящую­ся душу и подать ей Свое спасительное утешение. Только тогда освободившаяся от бремени греха душа, сокрушенная печалью и утешенная благодатью Святого Духа, сможет предстать пред Богом как бы лицом к лицу и не только слушать каждое евангельское слово с вниманием как повеление, исходящее из уст Самого Бога, но и усердно стараться исполнять его (Там же, с.270–271).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Скачать epub pdf Октябрь Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 2. 10. С. 353–368 (1-я пагин.). (Продолжение.) —353— и громогласно проповедуем, что Христос по природе есть истинный Бог и Сын Божий, но по преизбытку благости снизошёл в меру тварей и, ведая, желая и будучи в силах спасать, действительно спас нас, избавил от диавольского заблуждения и даровал нам благодать боговедения. И так как Он есть мудрость Бога Отца, то нет ничего, чего бы Он не знал. Ведь Он есть Творец всего сущего и ничего из сотворённого Им не лежит вне Его ведения. Бог, говорит Писание, премудростию основа землю, уготова же небеса разумом ( Прит.3:19 ) и: вся премудростию сотворил ( Пс.103:34 ), и: в нем суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна ( Кол.2:3 ). Он есть податель мудрости и всю разумную природу умудрил премудро творческой силой, ибо премудрости и разума Его нет числа ( Пс.146:5 ). И если Он сам говорит: вся елика имать Отец моя суть ( Ин.16:5 ), и: яко же знает Мя Отец, и аз знаю Отца ( Ин.10:15 ), и: никтоже знает Отца токмо Сын ( Мф.11:27 ), то знающий большее из всего, не может, конечно, не знать и меньшего. Думать и верить не так и противоположно этому не только есть богохульство, но и невозможно. Для того, кто знал всё прежде бытия, что может быть вне всего, чего бы он не знал? Отсюда всеми, которые знают Бога, согласно и единогласно Ему усвояется имя Спасителя. Это означает также и имя Иисус, получившее в действительных делах (Христа) подтверждение и доказательство своего значения. А что Он, ведая спасать, и хотел спасать, в этом нас убеждают прежде всего следующие слова: вся елика восхоти, Господь сотвори на небеси и на земли ( Пс.113:11 ). Писание затем убеждает нас, что древнюю истинную волю Отца о спасении —354— выполнил великого совета Ангел, воля Коего ни в чём не отлична от воли Отца; напротив, Он Сам есть эта воля, и премудрость и сила и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Митрополит Киевский Онуфрий: Лучше быть слугой у Христа, нежели царем у диавола 2 января, 2018. митрополит Киевский Онуфрий Нужно помнить об этом и спешить ко Христу Рождественское послание Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Архипастырям, пастырям, монашествующим и  всем верным чадам Украинской Православной Церкви Всех Вас, Боголюбивые Архипастыри, всечестные Отцы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры, — сердечно поздравляю с великим мироспасительным Праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Воспоминания о великом и священном событии Рождества Христова снова ведут нас в Вифлеем, где под покровом благословенной ночи свершилась великая Тайна пришествия Бога во плоти: в мир родился Бог богов и Царь царей (Дан. 2, 47; Откр. 19, 16). Убогая Вифлеемская Пещера стала Палатой Небесного Царя, а скромные Ясли стали святым Престолом, где был одет в младенческие пелены Тот, Кто одевает Небо облаками (Пс. 146, 8) и Кто в руке Своей содержит все концы земли (Пс. 94, 4–5). Рождество Христово приклонило Небо к земле. Свершилась великая благочестия Тайна, в которой милость и истина встретились и Правда и мир облобызались (Пс. 84, 11). И всё это произошло потому, что Бог, Которому на Небе непрестанно служат Ангелы, пришел на землю, чтобы послужить нам, падшим и грешным людям, и чтобы отдать душу Свою за наше искупление (Мф. 20, 28). Рождество Христово имело свое торжество. Когда рождается царь земной, ему служат люди, а когда родился Царь Небесный, Ему служили Ангелы. Святые Ангелы летали над Вифлеемской Пещерой и пели дивную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 13–14). Святый Ангел явился Вифлеемским пастушкам и сказал: «…возвещаю вам великую радость… ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 10–11). Рождество Христово принесло в мир много великих и дивных Божественных даров, одним из которых является радость. С грехопадением Адама человечество потеряло радость. Адам, после изгнания из Рая, всю свою земную жизнь скорбел и горько плакал. Скорбели после него и все его потомки. Скорбь является порождением греха, она является тем следствием греха, которое мы все не любим. Мы, грешные, любим, когда грех щекочет наши нервы, волнует наши извращенные чувства и мысли, но мы не любим, когда к нам приходят последствия греха: скорби, болезни, уныние, отчаяние. Много людей, желая избавиться от последствия одного греха, прибегают ко греху другому: к пьянству, к наркотикам, к различного рода безнравственным развлечениям. Делая так, они еще глубже погружаются во тьму уныния и отчаяния, потому что один грех не уничтожает другой, а наоборот, умножает его, а вместе с этим умножаются и неприятные для нас греховные последствия.

http://pravmir.ru/mitropolit-kievskiy-on...

Глава 3 Брак Соломона; набожность его и мудрость. 3Цар.3:1 .  [Когда утвердилось царство в руках Соломона,] Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима. Фараон, на дочери которого женился Соломон, был, вероятно, одним из последних представителей XXI, танитской династии, ближайшим предшественником Сусакима-Шишака ( 3Цар.11:40 ), родоначальника XXII египетской династии. Родственный союз с фараоном давал Соломону и стране его безопасность со стороны Египта, отчасти содействовал и расширению территории владений Соломона ( 3Цар.9:16 ). С религиозной точки зрения брак этот представлялся, по мнению раввинов, некоторым нарушением брачных запрещений закона ( Исх.34:16 ; Втор.7:3 ), хотя последние ближе всего касались собственно хананеян; раввины думали видеть в дочери фараона прозелитку иудейства, – без опоры в тексте; во всяком случае, она не принесла с собою в Палестину египетского идолослужения (последнее не упомянуто в числе иноземных культов в Иерусалиме при Соломоне, 114–7). «Город Давидов» – восточный холм Иерусалима. Уже Давид построил стены вокруг этой части города ( 2Цар.5:7–9 ; ср. Пс.50:20 ), Соломон же расширил объем стен, включив в них большую часть города: это так называемая «первая стена» Иерусалима (вторая стена – Езекии и Манассии). 3Цар.3:2 .  Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени. 3Цар.3:3 .  И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах. Общее замечание о состоянии богослужения в Израиле в первые годы царствования Соломона (ср. 3Цар.9:25 ): за отсутствием одного религиозно-национального центра – храма, жертвы приносились на различных местах, освященных какими-либо историческими событиями или воспоминаниями (напр., в Гаваоне, ст. 4; ( 2Пар.1:3 ) ). Жертвоприношения совершались «на высотах» бамот, π τος ψηλος, in excelsis), ст. 2 (ср. 1Цар.9:12 ; Ам.7:9 ; Мих.1:5 ; Ос.10:8 ; 4Цар.12:3 ): по общему обычаю древности служение Божеству совершалось на возвышенностях, естественных или искусственных («бамы»), служивших как бы символом возвышения людей к Богу. До построения храма такое служение Богу жертвами на многих разных местах не являлось предосудительным, почему его совершал даже пророк Самуил ( 1Цар.9:14 ); однако закон ( Лев.17:4 ; Втор.12:5–6 ) имел в виду предохранить евреев «от религиозного разобщения, которое могло произойти через произвольное избрание разных мест для богослужения» (проф. Гуляев, с. 146). Поэтому священный писатель считает Соломоново служение на высотах не вполне отвечающим совершенной любви к Богу (ст. 3, ср. блаженный Феодорит, вопр. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Происхождение честного и животворящего Креста Господня Память 1 августа Праздник изнесения честного Креста установлен в день первого августа в Греции Константинопольским патриархом Лукою 4942 при царе Мануиле 4943 , а в России – митрополитом Киевским Константином 4944 и Нестором, епископом Ростовским 4945 , при великом князе Андрее Юрьевиче 4946 . Причина его установления была следующая. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацинов 4947 , и второму из Ростова на болгар. (Великий князь жил в то время в Ростове: болгарами же назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги, отсюда они получили и свое наименование). Господь Бог даровал им полную победу над врагами: царь греческий одолел сарацин 4948 , а князь Андрей Боголюбский победил болгар и покорил их себе, обратив в своих данников. – Когда Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: «Не на силу коня смотрит Он, не к [быстроте] ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» ( Пс.146:10–11 ). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным Крестом Христовым. Великий же князь, взирая на икону, так говорил в своей молитве: – О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий, надеющийся на Тебя, не погибнет, и я, раб Твой, по милости Божией, имею в Тебе стену и покров и – Крест Сына Твоего – как оружие обоюдоострое на врагов. Умоли Спасителя мира, Которого держишь на руках Своих, чтобы сила крестная была, как огонь, попаляющий врагов, хотящих вступить в брань с нами, и Твое всесильное предстательство да поможет нам одолеть их.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1 Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред. 2 От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред. 3 Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред. 4 1 Ин. 2:8; 2 Кор. 4:6; Откр. 22:16; Откр. 2:26—28. 5 В рукописи — „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред. 6 Деян. 7:55—60, 8:1—4, 9:1—28 7 С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17). 8 1 Фес. 5:23. 9 Пс. 7:10, 16:3, 138:23, 24; Лк. 2:35. 10 В духе верующих (Еф. 1:13, 14; 1 Ин. 5:10, 12; Гал. 4:6, 7; Рим. 8:16; Евр. 11:27; Гал. 3:1). 11 Еф.4:15—16. 12 Евр. 1:3; 2 Кор. 4:6; Ис. 6 13 Еф. 3:17; 2 Пет. 1:19; Еф. 4 14 1 Пет. 3:4; Еф. 4:22—24. 15 Еф. 3:8, 9, 1:8—10, 2:7, 21, 22, 4:13; Откр. 21:16; Ин. 3:16; Рим. 5:1—5. 16 Пс. 146:4. 17 Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17. 18 И Отец духов (Евр. 12:9). 19 Пс. 144:18; Мф. 15:8; Рим. 1:9; Флп. 3:3; Ин. 17:17, 19; Еф. 6:18; Ин. 14:6; 15:5. 20 Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры. 21 Тук (церковносл.) — жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. — символ изобилия. Прим. ред. 22 В рукописи — Иегова. «Иегова» — искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13—15; 6:2—3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения — «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта — Κριος ; Вульгата — Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

Разделы портала «Азбука веры» Ум Божий — одна из личностных черт, существенная принадлежность Отца и Сына и Святого Духа . Каковы основные свойства Божьего ума? Бог обладает всесовершенным умом. Божественный разум не имеет пределов или границ ( Пс.146:5 ). Основными свойствами Божественного ума являются: всеведение и высочайшая премудрость. Свойство «всеведение» усматривается в том, что Бог знает всё, причём знает всё идеальным и совершеннейшим образом. Всеведение Божие проявляется в двух аспектах: в отношении Бога к Самому Себе и в отношении к созданному Им видимому и невидимому миру. Бог знает Себя во всей глубине ( 1Кор.2:10 ): знает Себя, Свою сущность ( Мф.11:27 ), все Свои действия ( Деян.15:18 ). Что касается Творения — Бог знает всё, что когда-либо происходило, происходит, произойдёт и даже то, что хотя и не произойдёт, однако могло бы произойти при других обстоятельствах ( Деян.13:42 ). Та сторона Божественного всеведения, которая охватывает знание будущего и условно возможного будущего, называется предвидением или предведением. — Премудрость Божия проявляется в абсолютном знании целей Творения, Промысла и Суда, в абсолютном знании полного комплекса средств для достижения желаемых целей, в умении выбирать наиболее оптимальные, безупречные средства и использовать их идеальным образом. Можно сказать, что Божественная премудрость — это всеведение по отношению к деятельности. В чём выражается принципиальное отличие Божьего ума от ума человеческого? — В отличие от человеческой души , Бог — абсолютно прост. По сути Он весь есть ум, весь — воля, весь — чувство и прочее. Бог не состоит из элементов, не сложен из сил (см.: Антропоморфизмы в Библии ). Человеческая душа также является простой, однако не в абсолютной степени. Ум человека рассматривается именно как одна из сил его души. Человеческий ум отличен от воли не только по усмотрению, но и фактически, и даже может вступать в разногласие с другими силами души, такими как волевая, чувствительная и раздражительная. В отличие от человеческого ума, который может вступать в разногласие с волей, Божественный ум всегда сопряжен с такими свойствами воли как всесвобода и всемогущество. Вот почему Божья мысль о реализации той или иной Божественной идеи тут же становится делом (см.: Воля ).

http://azbyka.ru/um-bozhij

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010