Истинный Божий любитель тщится подражать Богу во нравах Его; старается быть кротким, терпеливым, незлобивым, милостивым, милосердым, щедрым не ради инаго чего, но ради того только единаго, что Любимый его таков есть. К сему Апостол нас увещевает: «бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная» ( Еф. 5, 1 ). Истинное бо Божие чадо не может не любить Бога, яко Отца своего (2:277). Любитель любимаго нраву последует, и всяк ищет иметь дружество с подобным себе. Отсюда бывает, что истинное дружество не может быть, как между добрыми и единонравными. Нет сообщения смиренному с гордым, трезвенному с пияницею, целомудренному с нечистым, щедрому и милостивому с сребролюбцем, хищником и жестокосердым; но един от другаго уклоняется, и всяк ищет тое, что любит. Тако Христа любящий тщится последовать преблагим и Божественным нравам Его; бывает смирен, терпелив, кроток, незлобив, любителен, мирен, простосердечен, чистосердечен, милостив, милосерд, сострадателен, и проч., «не ради заслуги какой», но ради единаго того, что Христос есть таков и такия имеет добродетели (3:145). Любовь приходит от Бога ЛЮБОВЬ бо истинная, как от Бога происходит, так к Богу и обращается (2:24). Любовь Божия – результат познания Бога (2:19, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ , 569). Любовь – от духовного мудрования и рождения (3:57, см. БРАНЬ , 116). Христос поучает нас Своей жизнью любви (5:80, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ , 881). Любовь Дух Святый соделовает в душе через слово Свое святое (4:70, см. СЛОВО БОЖИЕ ; 908). Любовь происходит от веры и Духа Святого Истинная ко Христу любовь происходит от истинныя во Христе веры и от Духа Святаго. ВЕРА бо представляет Христа верному, яко Он есть истинный живот, истинное блаженство, истинная и вечная радость и сладость, кроме которого истинное БЛАЖЕНСТВО не может быть. И тако верою просвещенное СЕРДЦЕ чрез благодать Святаго Духа разжигается к любви высочайшаго того ДОБРА, которое есть Иисус Христос, Сын Божий, со Отцем и Святым Духом. И чем более ПОЗНАЕТСЯ Христос, ощущается БЛАГОДАТЬ Его в сердце вернаго, тем горячайшая к Нему ЛЮБОВЬ возжигается: чем более познается добро, тем более любится. Ибо любить добра без познания того не можем, якоже сладости меда познать не можем без вкушения меда. Откуда написано: «вкусите и видите, яко благ Господь» ( Пс. 339 ) (3:148; 3:18, см. ВЕРА , 138; 3:29, см. ВЕРА, 146).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

142. Желаешь ли молиться (как должно)? Переселясь от здешнего, имей всегда жительство на небесах, не на словах только, но ангельским деланием и божественнейшим разумением. 143. Если только бедствуя (подвергаясь сильным искушениям, находясь в опасности пасть), воспоминаешь ты о Судие, как Он страшен и неумытен, то не научился еще ты работать Господеви со страхом и радоватися Ему с трепетом (Пс. 2, 11). Знай, что при духовных отрадах и утешениях еще более надлежит служить Ему со страхом и благоговеинством. 144. Мудр тот человек, который прежде совершенного покаяния не перестает со скорбию памятовать о грехах своих и о праведном за них взыскании в вечном огне. 145. Пребывающий во грехах и Богапрогневлениях, – и бесстыдно дерзающий простираться к познанию божественных вещей и к невещественной молитве, да приимет апостольское запрещение, что не безопасно ему молиться с обнаженною и непокровенною главою. Таковая душа, скажем словами Апостола, должна есть власть имети на главе Ангел предстоящих ради (1 Кор. 11, 10), облекшись в стыд и подобающее смиренномудрие. 146. Как больному глазами не принесет пользы долгое и напряженное смотрение на солнце при сильнейшем свете в самый полдень, так уму страстному и нечистому не принесет пользы воображение страшной и преестественной молитвы в духе и истине; напротив, к негодованию на него воздвигнет Божество. 147. Если пришедшего к алтарю с даром не приемлет Неимеющий ни в чем нужды и Нелицеприятный, пока он не примирится с скорбящим на него ближним (Мф. 5, 23) то смотри, какое нужно охранение себя и какая рассудительность, чтобы принести благоприятный Богу фимиам на мысленном жертвеннике. 148. Не будь словолюбив, ни славолюбив; в противном случае явно будет, что ужо не на хребте, а на лице твоем делают грешницы (Пс. 128, 3). И будешь ты посмешищем для них во время молитвы, влекомый и прельщаемый от них на безместные помыслы. 149. Внимание, ищущее молитвы, молитву обретет. За вниманием не другое что лучшее следует, а молитва, о которой и надлежит возыметь всякое попечение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И только заповеди ради, повелевающей всякого приходящего не изгонять вон (Ин. 6, 37), – и другой: оставите детей приходити ко Мне, таковых бо есть Царствие Небесное (Лк. 18, 16), я преклоняю себя и принимаю и детей маловозрастных, и юношей, и устаревших, и женатых, и не женатых, и здоровых всем телом, и увечных, и одноруких, и хромых. Делаю же это не по своему произволению, как делающий нечто великое, но как подчиненный, обязанный так делать, по божественным отцам, так что, если не буду так делать, окажусь преступником заповеди. Вы же что скажете? Согласны ли со мною и готовы ли сами участвовать в этом? – Да, или нет? – Отвечай мне каждый, чтоб мне усерднейшим быть в сем деле: ибо ваших трудов плод есть то, чем их кормить и содержать; или лучше дар Бога, исполняющаго всякое животное благоволения (Пс. 144, 17), дающаго пищу скотом и птенцем врановым, призывающим Его (Пс. 146, 9), и рекшего: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, и Отец Небесный питает их (Мф. 6, 26). Впрочем, я полагаюсь на ваше добромыслие и надеюсь, что мы сообща всегда усердно будем исполнять все заповеди и ни в чем не окажемся достойными осуждения. Ибо, если я не приму престарелого и не упокою увечного, то окажусь преступником закона не по одной только какой заповеди; потому что заповеди составляют неразрывную цепь и одна за другую держатся, и сему соответствует как исполнение их, так и нарушение. Почему, если нарушим и одну заповедь, меньшими наречемся в Царствии Небесном (Мф. 5, 19); меньшими же нарещись, по св. Златоусту, не другое что значит, как подпасть вечному мучению. – Будем же принимать и детей, и престарелых, и увечных; и благий Бог не презрит нас, но будет подавать нам все потребное и по душе и по телу, как мы и получали уже от Него с первого дня и доселе. 52. 1) Братолюбие да пребывает; спаситесь все, очищая себя; бегайте многоречия и смехов; больно мне слышать, когда что неисправно у вас. – 2) Не передавайте друг другу съестного без разрешения набольших; это соблазн: кто не исполнит, эпитимия, не по гневу, а по любви. – 3) Хотите ли быть всегда во всем исправны? Помните смерть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

142. Желаешь ли молиться (как должно)? Переселясь от здешняго, имей всегда жительство на небесах, не на словах только, но ангельским деланием и Божественнейшим разумением. 143. Если только бедствуя (подвергаясь сильным искушениям, находясь в опасности пасть), воспоминаешь ты о Судие, как Он страшен и неумытен, то не научился еще ты работать Господеви со страхом и радоватися Ему с трепетом (Пс. 2, 11). Знай, что при духовных отрадах и утешениях еще более надлежит служить Ему со страхом и благоговеинством. 144. Мудр тот человек, который прежде совершеннаго покаяния не перестает со скорбию памятовать о грехах своих, и о праведном за них взыскании в вечном огне. 145. Пребывающий во грехах и Бога–прогневлениях, — и безстыдно дерзающий простираться к познанию Божественных вещей и к невещественной молитве, да приимет Апостольское запрещение, что не безопасно ему молиться с обнаженною и непокровенною главою. Таковая душа, скажем словами Апостола, должна есть власть имети на главе Ангел предстоящих ради (1 Кор. 11, 10), облекшись в стыд и подобающее смиренномудрие. 146. Как больному глазами не принесет пользы долгое и напряженное смотрение на солнце, при сильнейшем свете в самый полдень, так уму страстному и нечистому не принесет пользы воображение страшной и преестественной молитвы в духе и истине; напротив к негодованию на него воздвигнет Божество. 147. Если пришедшаго к олтарю с даром не приемлет Неимеющий ни в чем нужды и Нелицеприятный, пока он не примирится с скорбящим на него ближним (Мф. 5, 23) то смотри, какое нужно охранение себя и какая разсудительность, чтобы принести благоприятный Богу фимиам на мысленном жертвеннике. 148. Не будь словолюбив, ни славолюбив; в противном случае явно будет, что ужо не на хребте, а на лице твоем делают грешницы (Пс. 128, 3). И будешь ты посмешищем для них во время молитвы, влекомый и прельщаемый от них на безместные помыслы. 149. Внимание, ищущее молитвы, молитву обретет. За вниманием не другое что лучшее следует, а молитва, о которой и надлежит возыметь всякое попечение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

И только заповеди ради, повелевающей всякаго приходящаго не изгонять вон (Ин. 6, 37), — и другой: оставите детей приходити ко Мне, таковых бо есть царствие небесное (Лк. 18, 16), я преклоняю себя, и принимаю и детей маловозрастных, и юношей, и устаревших, и женатых, и не женатых, и здоровых всем телом, и увечных, и одноруких и хромых. Делаю же это не по своему произволению, как делающий нечто великое, но как подчиненный, обязанный так делать, по божественным отцам, так что, если не буду так делать, окажусь преступником заповеди. Вы же что скажете? Согласны ли со мною и готовы ли сами участвовать в этом? — Да, или нет? — Отвечай мне каждый, чтоб мне усерднейшим быть в сем деле: ибо ваших трудов плод есть то, чем их кормить и содержать; или лучше дар Бога, исполняющаго всякое животное благоволения (Пс. 144, 17), дающаго пищу скотом и птенцем врановым, призывающим Его (Пс. 146, 9), и рекшаго: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, и Отец небесный питает их (Мф. 6, 26). Впрочем, я полагаюсь на ваше добромыслие я надеюсь, что мы сообща всегда усердно будем исполнять все заповеди и ни в чем не окажемся достойными осуждения. Ибо, если я не приму престарелаго и не упокою увечнаго, то окажусь преступником закона не по одной только какой заповеди; потому что заповеди составляют неразрывную цепь и одна за другую держатся, и сему соответствует как исполнение их, так и нарушение. Почему, если нарушим и одну заповедь, меньшими наречемся в Царствии Небесном (Мф. 5, 19); меньшими же нарещись, по св. Златоусту, не другое что значит, как подпасть вечному мучению. — Будем же принимать и детей, и престарелых, и увечных; и благий Бог не презрить нас, но будет подавать нам все потребное и но душе и по телу, как мы и получали уже от Него с перваго дня и доселе. 1) Братолюбие да пребывает; спаситесь все, очищая себя; бегайте многоречия и смехов; больно мне слышать, когда что неисправно у вас. — 2) Не передавайте друг другу съестнаго без разршения набольших; это соблазн: кто не исполнит, эпитимия, не по гневу, а по любви. — 3) Хотите ли быть всегда во всем исправны? Помните смерть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Ср. Adv. Marc., IV, 9,3. 1884 Ср. Исх. 20:12—16; Лк. 18:20. 1885 См. Мф. 5:17. 1886 Ср. Лк. 18:7. 1887 Ср. Лк. 18:19. 1888 Ср. Лк. 18:18. 1889 Ср. Лк. 18:22. 1890 См Мих. 6:8. 1891 См.: Лк. 18:20—22. 1892 Вставка Кройманна. 1893 См.: Лк. 18:38. 1894 Ср.: Лк. 8:20. 1895 Ср.: Лк. 18:39. 1896 Конъектура Кройманна. В рукописи: « легче бы предположил». 1897 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1898 Ср.: Лк. 18:43. 1899 Ср.: Ис. 11:1. 1900 Ср.: 3 Цар. 8:19. 1901 Ср.: Пс. 146 145:8. 1902 Другое прочтение: «и хотел, чтобы все познали , одарил веру человека, хотя видящую лучше, хотя причастную истинному свету, также и внешним зрением». 1903 Ср.: 2 Цар. 5:6—8. 1904 Конъектура Кройманна. В рукописи: «И почему Он сказал, что дает вере ». 1905 Вставка Кройманна. 1906 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которые». 1907 Кройманн предполагает порчу текста: «с таким же состоянием плоти». 1908 Ср.: Лк. 19:9. 1909 Вставка Кройманна. 1910 См.: Лк. 18:38. 1911 См.: Лк. 18:43. 1912 В Евангелии не сказано, что Закхей был не иудеем. 1913 См.: Ис. 58:7. 1914 Ср.: Лк. 19:6. 1915 См.: Ис. 58:7. 1916 Ср.: Лк. 19:8. 1917 Ср.: Ис. 58:9, согласно Септуагинте. 1918 Ср.: Ис. 58:10, согласно Септуагинте. 1919 См.: Лк. 19:8. 1920 См.: Лк. 19:9. 1921 См.: Лк. 19:10. 1922 См.: Лк. 19:11—26. 1923 Вставка Кройманна. 1924 Конъектура Кройманна. В рукописи: «прославляющим». Ср.: Лк. 19:22—23. 1925 Ср.: Лк. 19:26. 1926 Ср.: Л к. 19:21—22. 1927 Ср.: Лк. 20:3—7. 1928 Ср.: Лк. 20:6. 1929 Ср.: Лк. 20:5. 1930 Там же. 1931 См.: Лк. 20:25. 1932 По мнению Кройманна, здесь пропущены слова: «чтобы заимствовал у другого тот». 1933 Ср.: Втор. 25:5—10. 1934 Ср.: Лк. 20:27—33. 1935 Ср.: Лк. 20:4. 1936 Ср.: Лк. 20:35. 1937 Ср.: Лк. 20:35—36; ср.: Мф. 22:30. 1938 Post praescriptionem. 1939 См.: Лк. 20:35. 1940 Конъектура Кройманна. В рукописи: «пробежали». 1941 В рукописи эти слова следуют выше, после слов: «на текст Писания». 1942 См.: Лк. 20:34. 1943 Кройманн предполагает здесь лакуну: «Но Господь не может казаться отвечавшим о браке этого века».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Таково же учение и апостолов о духовности Божества. Ап. Павел, например, говорит: «Господь же Дух есть; а идеже Дух Господень, ту свобода» ( 2Кор.3:17 ). Соединением мысли о духе с мыслию о свободе ясно показывается, что Бог есть Существо личное, свободно-разумное. Та же мысль преподается апостолами, когда Он называется ими Отцом духов ( Евр.12:9 ), невидимым, единым, имеющим бессмертие ( 1Тим.6:16 ), а также, когда говорят о его разуме, воле, любви и других свойствах, принадлежащих только личному духу. Свойства существа Божия как Духа Понятие о духовных свойствах Божиих может быть составлено на основании наблюдения над природою человеческого духа, сотворенного по образу Божию. Существенные свойства, характеризующие духовно-личное бытие в конечных разумно-свободных существах, суть: разум, воля и чувство. С этих же сторон, конечно, соответственно с бесконечностию природы Божией, можно рассматривать и проявления Духа Божественного, тем более, что с этих же сторон Он, как Дух, изображается и в Откровении. Следовательно, свойства Бога, как Существа духовного, могут быть подразделены на свойства: I – разума Божия, II – воли Божией и III – чувства или чувствования Божия. Разум Божий и его свойства Бог обладает совершеннейшим разумом. Откровение называет Его «Богом разумов» ( 1Цар.2:3 ), утверждает, что «разума Его несть числа» ( Пс.146:5 ), т.е. что разум Его непостижим. Он есть начало разума и ведения существа сотворенных: «Господь дает премудрость, и от Лица Его познание и разум» ( Притч.2:6 ). Ап. Павел говорит: «Кто бо разуме ум Господень» ( Рим.11:34 ). В Боге «глубина премудрости и разума», т.е. ведения ( Рим.11:33 ). Разумность нашего духа, имеющего образ Божий, выражается в том, что он познает самого себя и окружающую его действительность; приобретая эти познания, человек разумно пользуется ими для достижения своих разумных целей, целесообразно использует свои знания, что может быть названо и обыкновенно называется мудростью; человеческому разуму, следовательно, свойственны: знание, или ведение, и мудрость. Такие же свойства усвояются Откровением и разуму Божию, только, конечно, в совершеннейшем виде: это 1) всеведение Божие и 2) премудрость Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 134. О великолепии Теперь нам надлежит исследовать великолепие и противостоящие ему пороки. В отношении великолепия наличествует четыре пункта: 1) является ли великолепие добродетелью; 2) является ли оно особой добродетелью; 3) что является его материей; 4) является ли оно частью мужества. Раздел 1. Является ли великолепие добродетелью? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что великолепие не является добродетелью. В самом деле, нами уже было сказано ( ΙΙ– Ι, 65, 1) о том, что обладающий одной добродетелью обладает всеми. Но можно обладать другими добродетелями, не будучи при этом великолепным, поскольку, по словам философа, «щедрый человек отнюдь не всегда великолепен» 141 . Следовательно, великолепие не является добродетелью. Возражение 2. Далее, как сказано во второй [книге] «Этики», нравственная добродетель блюдёт середину 142 . Однако великолепие, похоже, не блюдёт середину, поскольку по своей величине оно превосходит щедрость. Но, как сказано в десятой [книге] «Метафизики», «большое» и «малое», будучи пределами, противолежат друг другу, а их серединой является «равное» 143 . Таким образом, великолепие блюдёт не середину, а предел. Следовательно, оно не является добродетелью. Возражение 3. Далее, добродетель не может быть противной естественной склонности, напротив, она совершенствует её. Но, согласно философу, «великолепный не щедр для самого себя» 144 , что противно естественной склонности заботиться о самом себе. Следовательно, великолепие не является добродетелью. Возражение 4. Кроме того, как говорит философ, «искусство – это некое правильное суждение о том, что надлежит сделать» 145 . Но великолепие, как явствует из самого его имени, связано с тем [великим], что надлежит сделать. Следовательно, оно, пожалуй, является искусством, а не добродетелью. Этому противоречит следующее: человеческая добродетель является причастностью божественной силе. Но великолепие причастно божественной силе, согласно сказанному [в Писании]: «Великолепие Твоё и сила Твоя – до облаков» 146 ( Пс. 107:5 ). Следовательно, великолепие – это добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

(144). Благоразумен тот, кто прежде совершенного покаяния дает в себе место скорбному памятованию о грехах своих и об осуждении на вечный огонь в наказание за них. (145). Кто пребывает во грехах и в раздражительном состоянии и без стыда осмеливается простираться к вЕдению Божественного или восходить до невещественной молитвы, тот да подвергнется апостольскому запрещению, потому что небезопасно ему молиться с обнаженною и непокровенною главою, ибо Апостол говорит: Должна есть таковая власть имети на главе предстоящих Ангел ради (1 Кор. 11, 10), то есть должна облечься стыдом и надлежащим смиренномудрием. (146). Как больному глазами не принесет пользы в самый полдень и при сильном свете долгое и напряженное смотрение на солнце, так уму страстному и нечистому вовсе не доставит пользы изображение страшной и высокой молитвы духом и истиною , а напротив того, возбудит Божий на него гнев. (147). Если пришедшего к алтарю с даром не принял Неимеющий ни в чем нужды и Нелицеприятный, пока не примирился он со скорбевшим на него ближним (см.: Мф. 5, 23), то смотри, сколько потребно осторожности и рассудительности, чтобы принести Богу благоприятный фимиам на алтаре мысленном. (148). Не будь словоохотен и славолюбив; в противном случае не только на хребте твоем, но и на лице твоем будут делать грешницы (ср.: Пс. 128, 3), и во время молитвы послужишь для них посмешищем, увлекаемый и уловляемый странными помыслами. (149). Внимательность, ищущая молитвы, обретает молитву, потому что молитва, как и прочее, следует за внимательностию, о которой и должно стараться. (150). Как всех чувств лучше зрение, так всех добродетелей Божественнее молитва. (151). Похвала молитвы – не одно ее количество, но и качество: сие дают видеть и восходившие во святилище (Деян. 3, 1), и сказанное: Молящеся не лишше глаголите (Мф. 6, 7) и так далее. (152). Пока обращаешь внимание на соразмерность тела и ум твой любит украшения скинии, не зрел ты до тех пор еще области молитвы, но далек от тебя блаженный путь ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2348...

по пер. Библии, цитируемому переводчиком: Он грехи наши носит и о нас болезнует — Ис., 53:4, 5. 144 «Бракосочетание Царя» (по рус. Синодальному переводу). 145 Очевидно, имеется в виду место из Евангелия от Матфея 5:9, 45:48, где блаженные миротворцы называются сынами Божиими. 146 т.е. Цельса. 147 Ср. кн. I, § 23; рус. пер. стр. 41; а также в « Περ αρχν » (1. 2, с. 3, § б; рус. пер. Творений Оригена т. I, стр. 105—108 и примеч. стр. XXXIX-XL). 148 Стоик по философским воззрениям, смотритель Александрийской библиотеки, Херемон прибыл по приглашению в Рим и здесь сделался воспитателем Нерона. Из его сочинений сохранились только незначительные отрывки. 149 По одним рукописям — π τς σχος силой; по другим же: π τς ψυχς — душой, т. е. духовной силой (Иисуса). 150 συνθτω τιν κ θεο κα ανθρπου θνητο . 151 το χρεν , собственно рок, судьба. 152 Εεργεσαν ο μσην κα αδιαφορον — имеются в виду блага, сами по себе нравственно безразличные, каковы, например, блага материальные. 153 т.е. Ирода. 154 το τν ανεληφτα ανθρωπνην φσιν ανθρπου θανατον αποθανεν . 155 cm. LIV и LV. 156 Мк. 2:14; Лк. 5:27. Левий и Матфей — два имени одного и того же лица. Ср. Мф. 9:9; Мр. 2:14, Лк. 5:27—29. 157 По всей земле проходит звук (по новому рус. Синодальному пер) — Пс. 18:5, ср. Рим. 10:18. 158 ν τ Βαρναβα καθολικ επιστολ — «Послание Варнавы» называется здесь Вселенским, Соборным, вероятно, ввиду всеобщности своего назначения. 159 Варнава, спутник и сотрудник Ап. Павла, видный проповедник христианского учения второй половины I столетия. Под его именем сохранилось одно так называемое «Послание Варнавы». 160 глава 5; ср. рус. пер. в изд. Творений Мужей Апостольских, свящ. П. Преображенского, 1895., стр. 31. 161 т. е. основании, заложенном ранее других Апостолами. 162 Федон, родом из Елиды, в молодости был рабом. Благодаря Сократу увлекся философией и, сделавшись свободным гражданином, оставался ревностным последователем сократической философии до самой своей смерти. Федон нам известен главным образом по диалогу Платона под заглавием «Федон».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3777...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010