Когда же проходить Царь? Всегда, во всякое время. Когда ты хочешь, когда ты сделаешь себя достойным того, иудеям, когда они являлись пред лице Божие, заповедано было стоять под горою, иметь белые одежды и не входить к женам; а ты, вместо одежды, очищай душу, и потом иди и приступай к Царю с целомудрием, кротостью и великим спокойствием, если хочешь получить просимое. Это путешествие не требует больших издержек; возьми на дорогу добродетель. А где живет этот Царь? Близ сокрушенных сердцем. Иди этим путем. " Близок Господь ко всем " , говорит пророк, " призывающим Его истинно " (Пс.144:18). Там найдешь Его, там встретишь Его. Он – близ тех, которые раздробляют хлеб, алчущим и творят милостыню. Если пойдешь этим путем, то найдешь Его готовым услышать твое прошение, – " ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: " вот Я! " (Ис.58:9), – и не будешь иметь нужды в посреднике, но сам предложишь Ему прошение. " Услышь меня в правде Твоей " . Что говоришь ты? Далее ты намереваешься сказать: " и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих " (ст. 2); а здесь просишь быть услышанным по правде? Что же означают эти слова? Правдою он называет здесь человеколюбие; и во многих местах Писания " правда " употребляется в этом значении, – и весьма справедливо. У людей правда не соединяется с милостью; а у Бога не так, но с правдою соединяется и милость, и притом такая, что и сама правда называется человеколюбием. Посмотри, например, на потоп: сколько тогда оказано было милости, и сколько правды! Хотя тогдашние грешники и получили наказание, но не такое, какого заслуживали. Не указывай на глубину вод, на множество дней, в которые продолжалось наводнение, на вселенную, сделавшуюся бездною. Что значило это для погибших? Все это могло внушать сначала величайший страх, но для умерших уже не составляло никакого наказания. Как могли нести наказание те, которые не чувствовали происходившего, которые погибли в краткое мгновение времени, подверглись смерти самой скорой и легкой, гораздо скорейшей и легчайшей, нежели смерть от огня, меча, петли и пыток? Это событие, так сказать, составляло для них более зрелище наказания, нежели наказание на самом деле. |
Конечно, когда мы читаем о 144-х тысячах, мы должны понимать, что это особые Божьи избранные люди. Здесь уже говорится о тех, которые не только из колен израильских, а из всех народов, и которые именно сохраняли девство. Без сомнения, в их сонме и святой апостол Павел, первоверховный Божий апостол. Но, повторюсь, это не означает, что брак умаляется, потому что второй первоверховный апостол Петр имел тещу, которую Господь исцелил, а значит – был женат. Но это нисколько не мешало ему быть первоверховным апостолом Христа. И мы читаем далее: «Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» ( Откр.14:3 ). Эта песнь новая. Почему? Потому что мораль Нового Завета отличается не только от общечеловеческой морали, но и от морали Ветхого Завета. Иоанн Златоуст говорил так: «Как небо отстоит от земли, так Новый Завет выше Ветхого Завета». «Новая песнь», жизнь, по идеалам христианской этики, морали и нравственности – недоступна для человека, если он хочет сам стяжать такой образ жизни. Поэтому и сказано: «никто не мог научиться сей песни». «Если Господь, – сказано, – не созиждет дома, напрасно (вскую) трудятся строящие его» ( Пс.126:1 ). Если Бог не вдохнет в наше сердце благодать Духа Святаго, мы не сможем исполнить ни одной заповеди Творца. Ибо о Божьих Законах сказано: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» ( Иер.31:33 ). То есть Закон Божий можно читать на страницах книги Священного Писания, но лучше всего, когда мы читаем заповеди Творца в своем собственном сердце. Вот когда Закон Божий зазвучит в нашем сердце, в Духе Святом, закон Евангелия, закон Божественного Откровения, закон Десяти Божьих заповедей, вот тогда можно будет сказать, что мы по-настоящему рожденные от Бога. Как сказано, «всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» ( 1Ин.5:18 ). Никто не мог научиться сей песне, никто, даже апостолы не могли бы сами научиться сей песне. Когда они спрашивали Христа: «кто же может спастись?», Он отвечал: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» ( Мф.19:25,26 ). И вот, Богу, Которому всё возможно, ему было возможно научить апостолов петь эту песнь новой нравственности, новой морали, новой этики и эстетики христианского бытия, понимания красоты, понимания истинной ценности подлинной религиозной жизни. Архиепископ Аверкий пишет: «Поет эту песнь только искупленная часть человечества, а потому-то “никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч искупленных от земли”». |
На кого воззрю? Господь говорит: «только на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). Посему учит Исаак Сирин не высказывать пред Богом о земных своих нуждах, но смиренно уповать на Его промысел и просить милости не словами, а слезами: «когда ты предстанешь в молитве пред Бога, то будь в помысле, как муравей, как один из гадов пресмыкающихся: не позволяй себе говорить о своих нуждах, но как дитя, не умеющее слова сказать, проси милости у Бога одними слезами, чтобы Он удостоил тебя такого же попечения, какое имеют отцы о своих младенцах» 22 . Ибо «желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» ( Пс.144:19 ). Тому же учит и преподобный Иоанн Лествичник : «не старайся о многоглаголании; ибо не искусен тот, кто много говорит пред Богом. Одно слово мытарево умилостивило Бога, и одно изречение, произнесенное с верою, спасло разбойника» 23 . Бог внимает и тому, кто молчит, но сердцем молит Его. Некогда позади гнались египтяне, а впереди было море, и Моисей молчал, но Бог воззвал ему: «что вопиешь ко Мне?» ( Исх.14:15 ). Так и матерь Самуилова молилась и была услышана, хотя «и не было слышно голоса ее» ( 1Цар.1:13 ). Не напряжением голоса доходит молитва до слуха Божия, но чем сильнее вопиет потаенный сердца человек, тем скорее исполняет Бог молитву. Тот истинно молится, кто молится духом; без того же суетны и самые красноречивые воззвания. Посему не почитай успехом в молитве, когда много прочитываешь молитвенных изречений; но – когда каждое слово твое исходит от сердца. «Молитесь, – сказано, – во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством» ( Еф.6:18 ). Но как это можно? – скажешь. Можно, если только захочешь. Если есть у тебя сердце сокрушенное, то не помешают тебе люди, не воспрепятствует и место приносить жертву Богу во всякое время. Можешь, и, сидя на земле, воззреть на небо и вздохнуть о грехах своих, даже и лежа, ничем не хуже, чем стоя в церкви, испросить у Бога милости, ибо Бог не гнушается никаким положением своего молитвенника, было бы у него душевное расположение к Нему и кающееся сердце. Павел и Сила в темнице, прикрепленные к колоде, лежа молились, но потрясена была темница и страж припал к их ногам, чтобы затем обратиться ко Христу ( Деян.16:24–33 ). И Езекия, обратясь на постели к стене, не много слов проговорил, но отменил Божии о нем судьбы и остался жить еще на 15 лет ( 4Цар.20:2–7 ). А Иеремия в яме и тине, Иона в море и во чреве кита призвали Бога и были услышаны ( Иер.38:6 ; Ион.2:2 ). Бог не человек, чтобы искать Его в каком месте, убеждать Его какой речью. «Разве Я – Бог только вблизи, – говорил Он, – а не Бог и вдали?» ( Иер.23:23 ). «Он недалеко от каждого из нас» ( Деян.17:27 ); потому, где бы ты ни был, откуда бы ни стал призывать Его, Он послушает всегда и везде, – и еще взывающему тебе, Он скажет: «вот Я!» ( Ис.58:9 ). Бог всегда бывает присущ к тому, кто призывает Его с верой и вниманием. |
Не со смирением, а с великим гневом обратилась она тогда к старцу и кричала: " Досаждает мне старец этот, что скрыл в пещере моего сына и не хочет его показать мне. Выведи мне, старец, сына моего, чтоб видеть мне его, потому что и жизни не хочу, если не увижу его. Покажи мне сына моего, чтоб не умереть мне злой смертью, - ибо я наложу на себя руки пред дверями этой пещеры, если ты не покажешь мне его " . Тогда преподобный Антоний, находясь в великой скорби, вошел в пещеру и молил блаженного, чтоб тот вышел к матери. Не желая оскорбить старца, Феодосии послушал его и вышел к ней. Мать, видя сына в таком скорбном виде, с лицом, изменившимся от великого воздержания и труда, упала на шею его и долго плакала горькими слезами; и как только немного успокоилась, стала увещевать его: " Вернись, дитя мое, домой - ты будешь делать там по воле своей все на пользу и спасение души; только не разлучайся со мной; когда же я отойду от жизни, ты предашь тело мое гробу, и тогда сам возвратишься в пещеру, ибо не могу я жить, не видя тебя " . Блаженный сказал ей: " Мать моя, если хочешь видеть меня, останься здесь в Киеве и постригись в женском монастыре, и, приходя сюда, можно тебе будет видеть меня, вместе же с тем ты получишь и спасение души. Если же не сделаешь так - правду говорю тебе - не увидишь больше лица моего " . Такими и еще многими другими уговорами увещевал он свою мать в продолжение многих дней, когда она приходила к нему. Но она не хотела и слышать его. Когда она уходила, блаженный, войдя в пещеру, молился усердно Богу о спасении матери своей и о том, чтоб сердце ее обратилось к исполнению слов его. И Бог услышал молитву угодника своего, как сказал пророк: " Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит, и спасает их " (Пс. 144, 18-19). Через несколько дней, придя к блаженному, мать его сказала: " Дитя мое, я исполню все сказанное тобой, и не возвращусь более в родной город. Но, по воле Божией, поступлю в женский монастырь и, постригшись в нем, проведу остающиеся мне дни, ибо из наставлений твоих я поняла, что этот маловременный мир - ничто " . Услыхав это, блаженный возрадовался духом и, войдя в пещеру, поведал то преподобному Антонию. Преподобный же Прославил Бога, обратившего ее сердце к такому покаянию, и, выйдя к ней, много учил ее о полезном для души. Потом рассказал о ней княгине и устроил ее в женском монастыре святого Николая, где она была пострижена и, прожив много лет, в добром исповедании с миром упокоилась в Господе. |
Пожалуй, нет более доказательной книги, наглядно иллюстрирующей и подтверждающей данный тезис, чем Священное Писание. В нем фигурирует Христос - царь, пророк и священник, Владыка Царства Небесного, пришедший приоткрыть завесу будущего века, вернуть миру надежду на спасение. Власть Его всеобъемлюща, безальтернативна и носит абсолютный характер . Так, например, Христос являет Свою власть перед книжниками в синагоге, где Он говорил «как власть имеющий» (Мк. 6.2; 7.37; 10.26). Спаситель имеет власть и над адом, над нечистыми духами, что ярко подтверждает Его встреча с бесом, овладевшим человеком в Капернаумской синагоге (Мк.1.24). Сам бес признает высшую власть Христа над собой и называет Его «Святой Боже». И Христос повелительно обращается к бесам, говоря: «Замолчи», «выйди» и т.п. Христос имеет власть исцелять больных, воскрешать мертвых, прощать и оставлять грехи (Мк.2.5). И сами книжники вынужденно признают Его Божественную власть, говоря: «Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк.2.7). Сам Христос говорит: «Дана Мне всякая власть на Небе и на земле» (Матф.28.18) . И не случайно, согласно богословским толкованиям, в известном отрывке об искушении Спасителя сатаной, где тот обещал Христу все царства мира (Матф. 4, 8- 9), таится обман, поскольку сам нечистый такой властью над землей и на земле не владеет. А Христос, напротив, ею обладает, потому Он и есть Владыка царей земных (Откр.1.5.), Он дает им власть и утверждает на царство, как это прямо сказано о святом царе Давиде (2 Царств.5,12) и царе Соломоне («Ты поставил раба Твоего царем» - 3 Царств.3,7). Как прообраз будущего Царства Небесного, государство пронизано идеей Божественного властвования, которое так многократно и в различных видах демонстрировал Царь будущей «Божественной политии» Иисус Христос. Земное и небесное соединяется в Спасителе. Ему принадлежит не только грядущее Царство Небесное, но и нынешнее, земное государство. Об этом напрямую говорит пророк относительно израильтян: «Сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их» (Иез.37,22), «и Господь будет Царем над всею землею» (Зах.14,9). А потому царство Господа - это царство всех веков и «владычество Его во всяком роде и роде» (Пс.144, 13). Даже языческий Персидский царь Кир восклицает: «Все царства земли дал мне Господь Бог небесный» (2 Пар.36,23). Господь отнимает царство от дома Саулова (2 Царств.3,10), но Он же возвышает царство Давидово (2 Царств. 5,12). Повествуя о грядущих веках, пророк Даниил прямо говорит о том, что «Бог небесный воздвигнет царство, которое вовек не разрушится» (Дан.2,44). |
После этого священник: Премудрость. Хор: Достойно есть воистину/прославлять Тебя, Богородицу,/вечно блаженную и пренепорочную/и Матерь Бога нашего. Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас! Хор: Честью высшую Херувимов/и несравненно славнейшую Серафимов,/девственно Бога-Слово родившую,/истинную Богородицу – Тебя величаем. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник произносит отпуст, на котором поминает святых дня. МОЛИТВЫ ТРАПЕЗЫ [Молитвословия перед завтраком 1 Прежде всего полагаем три поклона с покаянными молитвами: Боже, будь милостив ко мне, грешному. Лк 18:13 Создатель мой, Господи, помилуй меня! Без числа согрешил я, Господи, помилуй и прости меня грешного! И затем молитву перед трапезой: Очи всех на Тебя с надеждой взирают, и Ты даёшь им пищу их в своё время: открываешь Ты руку Твою и насыщаешь всё живое по благоволению. Ср. Пс 144:15–16 Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник: Христе Боже, благослови пищу и питие рабам Твоим, ибо Ты свят, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. 2 Мы же: Аминь. По окончании трапезы: Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам, и спаси нас. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник: С нами Бог Своею благодатью и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. 3 Мы же : Аминь. И снова три заключительных поклона с теми же молитвами, что и в начале.] Молитвословия перед обедом Три кратких покаянных молитвы с поклонами. Затем: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник: Христе Боже, благослови пищу и питие рабам Твоим, ибо Ты свят, всегда, ныне и присно, и во веки веков. 2 |
После этого священник: Премудрость. Хор: Достойно есть воистину/прославлять Тебя, Богородицу,/вечно блаженную и пренепорочную/и Матерь Бога нашего. Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас! Хор: Честью высшую Херувимов/и несравненно славнейшую Серафимов,/девственно Бога-Слово родившую,/истинную Богородицу – Тебя величаем. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник произносит отпуст, на котором поминает святых дня. МОЛИТВЫ ТРАПЕЗЫ [Молитвословия перед завтраком 1 Прежде всего полагаем три поклона с покаянными молитвами: Боже, будь милостив ко мне, грешному. Лк 18:13 Создатель мой, Господи, помилуй меня! Без числа согрешил я, Господи, помилуй и прости меня грешного! И затем молитву перед трапезой: Очи всех на Тебя с надеждой взирают, и Ты даёшь им пищу их в своё время: открываешь Ты руку Твою и насыщаешь всё живое по благоволению. Ср. Пс 144:15–16 Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник: Христе Боже, благослови пищу и питие рабам Твоим, ибо Ты свят, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. 2 Мы же: Аминь. По окончании трапезы: Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам, и спаси нас. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник: С нами Бог Своею благодатью и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. 3 Мы же : Аминь. И снова три заключительных поклона с теми же молитвами, что и в начале.] Молитвословия перед обедом Три кратких покаянных молитвы с поклонами. Затем: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник: Христе Боже, благослови пищу и питие рабам Твоим, ибо Ты свят, всегда, ныне и присно, и во веки веков. 2 |
свят) во всех делех Своих. По объяснению блж. Феодорита: «И если что сказал и не сбылось, то и это доказывает истинность его; наконец, сказано в Писании: стану говорить на народ или на царство, чтобы истребить и разорить их, а если обратится народ сей от всех лукавств своих, то раскаюсь о тех бедствиях, которым Я думал подвергнуть их. И потом стану говорить на народ и царство, чтобы воссозидать и насаждать. И если они сотворят лукавое против Меня, то раскаюсь касательно благ, которые Я обещал сделать им» ( Иер.18:7–10 ) с. 1128]. К Церкви принадлежат и действительно святые христиане, хотя они часто и неизвестны миру. Святость Церкви не нарушается, однако, тем обстоятельством, что к ней принадлежат члены согрешающие, так как они от времени до времени очищают себя истинным покаянием. И о них говорит здесь пророк словами: Утверждает Господь вся низпадающыя и возставляет вся низверженныя. На это св. Иоанн Златоуст замечает: «если же другие из лежащих не встают, то это зависит не от Того, Кто хочет их поднять, но от тех, которые не хотят встать. Так Он хотел и все меры употреблял и касательно падшего Иуды, чтоб он встал, но он не восхотел. Напротив того, падшего Давида восстановил и укрепил, и когда Петр имел пасть, Он удержал его, ибо Я, говорит, молился за тебя, чтобы не оскудела вера твоя» с. 1129]. Во всяком случае, верные могут крепко надеяться на то, что Господь Бог в трудных обстоятельствах не оставит их без Своей помощи, потому что Он видит бедствия людей и страждущим помогает. Пс.144:15–16 Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения. Если земным царям свойственно и прилично возбуждать надежду на себя со стороны подданных, особенно в затруднительных обстоятельствах, как, например, в случае неурожая или бедствия от огня и пожаров, или в случаях других бед, – ждать пособия из царской казны; то тем более такие надежды верные могут возлагать на Бога, Царя Небесного, у Которого в запасе и в распоряжении имеется всякого рода пища, не только для людей, но и для всякого рода животных, и во всякое время года (во благовремении), когда окажется нужда. |
Тем не менее, слепая преданность не позволила большинству последователей Расселла назвать его лжепророком, хотя он полностью соответствовал описанию, данному во Второзаконии 18:20–22 («…пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить… предайте смерти… Если пророк скажет именем Иеговы, но слово то не сбудется и не исполнится…» – «Перевод Нового Мира»). Но последователи Расселла не только не желали признавать его ошибки – даже когда ложность его пророчеств стала видна невооруженным глазом – они не желали признать и его смерть, когда в 1916 году он скончался от болезни. После смерти Расселла Общество Сторожевой Башни какое-то время учило, что он по-прежнему руководит организацией из могилы: «Этот стих показывает, что, хотя пастор Расселл и прошел за завесу, он по-прежнему управляет каждой деталью дела Жатвы». «Но, пребывая в твердой вере, что «его дела следуют за ним,» мы убеждены, что он надзирает, с Божьего согласия, за работой, которая еще не сделана» (Finished Mystery. 1918, р. 144, 256). Сегодняшнее руководство – это Руководящая Корпорация из тринадцати человек, претендующих на права апостольских преемников, и одновременно, с типичной для Сторожевой Башни двойственностью мышления, отрицающих католическое (а также православное, англиканское и пр.) учение об апостольской преемственности. Коллективное правление позволяет избежать неприятной необходимости делать вид, что мертвый Президент по-прежнему управляет Обществом с той стороны могилы. Отдельные члены Правления могут умереть, однако «организация» представляется бессмертной, а люди, подобные Эварту Читти, Реймонду Францу и Лео Гринлиису – добровольно ушедшим или изгнанным в начале 1980х членам Руководящей Корпорации – могут растаять, вызвав не более чем легкое волнение. Но даже при том, что сегодняшние руководители Сторожевой Башни находятся в обрамлении якобы бессмертной организации, массы последовавших за ними людей наверняка ждет разочарование, как это случилось с теми, кто пошел за пастором Расселлом. Предостережение Псалмопевца актуально до сих пор: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» ( Пс. 145:3-4 ). |
У пророка Исайи сообщается также: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: " Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему " . Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней… В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой» (Ис. 14, 11–15) 4 . В иных местах, хотя и сжато, сообщается о том же самом, о гордости и зависти 5 , погубивших сатану (1 Тим. 3, 6; Прем. 2, 24; Откр. 12, 4; 7–9; Иуд. 1, 6). Но если Бог не виновник зла, если в Деннице до падения не было ничего стропотного и он «совершен был в путях своих», то откуда же появилось самое зло? Ведь «не из праха, — как еще говорил один из друзей Иова, — выходит горе, и не из земли вырастает беда…» (Иов. 5, 6). Что Бог не творец зла, Писание говорит об этом ясно. «Праведен Господь во всех путях Своих, и преподобен во всех делах Своих», — говорит оно (Пс. 144, 17). Еще: Несть бо нестроения Бог, но мира (1 Кор. 14, 33). Бог бо несть искуситель злым [απειραστος εστιν κακων, то есть Он не имеет опыта во зле, не испытывает искушений и не искушается со стороны зла], не искушает же Той ни когоже(Иак. 1,13). Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых (Прем. 1, 13). Не хощу смерти грешника умирающего, — говорит Сам Господь у прор. Иезекииля (18,32). «Не говори: " Он (Бог) ввел меня в заблуждение " ; ибо Он не имеет надобности в муже грешном» (Сир. 15, 12). «Благому не свойственно насаждать в нас злое свойство и в тех, кого любит, возбуждать мятеж и зависть», — говорит святой Григорий Богослов 6 . «Вполне совершенными сотворил Ты нас, — молится святой Ефрем Сирин, — без меры повредили мы сами себя» 7 . Итак, откуда же зло? С самых древних времен философы всех народов нудили свои головы к разрешению этого вопроса; мучаются и теперь 8 . Но христианину, если он действительно хочет спасаться, а не в осуждение себе только имя Христа носить, следует оставить подобные вопросы, потому что если мы не очистили сердце свое от страстей (университетские и докторские дипломы тут не при чем), то, берясь самостоятельно за разрешение такого рода проблем, подвигаем на себя праведный гнев Божий. |
| |