Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 12. 1010 Там же. С. 16. 1011 Там же. С. 134. 1012 Там же. С. 14. 1013 Там же. 1014 Там же. С. 65. 1015 Там же. С. 58. 1016 Там же. С. 202. 1017 Там же. С. 164—165. 1018 Аллюзия на песнопение вечерни «Свете тихий». 1019 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 23. 1020 Исаак Сирин, преподобный. Главы о знании IV, 51—52. Цит. по: Преподобный Исаак Сирин. О знании (избранные главы). Церковь и время 4(13), 2000. С. 322. 1021 Ср.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 220. 1022 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 163. 1023 Там же. С. 170. 1024 Там же. С. 163. 1025 ЗЦар. 19:10. 1026 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 167. Цитата из преп. Исаака Сирина — см.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 180. 1027 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 171. 1028 Там же. С. 180—181. 1029 Булгаков С. Афонское дело. С. 44. 1030 Рим. 1:20. 1031 Цар. 9:12. 1032 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 4—6. 1033 Там же. С. 207—208. 1034 Там же. С. 150. 1035 Там же. С. 141—142. 1036 Там же. С. 39. 1037 Ср.: Исх. 24:25; 29:43; 40:34; 3 Цар. 8:10 и др. 1038 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 143. Ср.: Пс. 18:1—3. 1039 Там же. С. 148. Весь этот рассказ благоразумно опущен в 4–м издании книги «На горах Кавказа» (СПб., 1998). 1040 См.: Хрисанф, инок. Рецензия на сочинение схимонаха Илариона, называемое «На горах Кавказа». Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1 (догматическая). Харьков, 1916. С. 16—17. 1041 Игнатий Богоносец. Послание к Римлянам, гл. 5. 1042 Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 206. 1043 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 146. 1044 Там же. С. 144—145. 1045 Пс. 10:1—2. 1046 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 151. 1047 В Пантелеимоновом монастыре вместе со всеми его скитами на тот момент проживало около 1700 русских монахов; в Андреевском скиту — около 400. См.: Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. С. 253. Об истории Пантелеимонова монастыря, а также других русских обителей на Афоне см., в частности: Феодосий, иеромонах. История русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. — К свету. Альманах. Вып. 18. М., 2000. С. 5–128. 1048

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Как во время искушений не полезно рассуждать о гнусности и следствиях похоти плотской, так мало полезно после искушения много размышлять о том, согласился ли ты на него. Советы, как вести себя после искушения Тот, кто одержал победу над искушением, не должен думать, что будто своими силами преодолел искушение, но должен приписать победу Богу, ибо помощию Его «изнемог лук сильных и немощные препоясаны силою. Он научает руки наша на брань и персты наша на ополчение» ( 1Цар.2:4 ; Пс.143:1 ). Итак, одного Бога мы должны благодарить за победу нашу, что и сделал апостол: «Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисусом Христом» ( 1Кор.15:57 ). Так же должно остерегаться беспечности, т. е. победитель не должен считать себя безопасным, но должен готовиться к новым нападениям врага. Ибо не перестает нападать «змий древний, нарицаемый диавол и сатана, льстяй вселенную всю» ( Откр.12:9 ). Посему «бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся» ( 1Кор.16:13 ). «Претерпевый же до конца, той спасен будет» ( Мф.10:22 ). Если же кто побежденный искушением падет, то тотчас должен восстать через покаяние во грехе своем. «Чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете: и аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника» ( 1Ин.2:1 ). Раскаиваясь в наших падениях, мы не должны приходить в смятение и в отчаяние. Ибо отчаяние и смущение не только препятствуют нам возвратиться на путь добра, но и противны благости Божией и милосердию, о которых Слово Божие возвещает многообразно. Послушай пророка: «Господь очищает все беззакония твои, и исцеляет все недуги твои, венчает тя милостию и щедротами. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не по беззакониям нашим поступает с нами, не по грехам нашим воздает нам. Но как небо высоко от земли, так велика милость Его, к боящимся Его. Как далек восток от запада, так удаляет Он от нас преступления наши. Как отец жалеет сынов, так Господь жалеет боящихся Его» ( Пс.102:3,4,8,10–13 ). Послушай, что Он Сам говорит: «сице ресте, глаголюще: прелести наша и беззакония наша в нас суть, и мы в них таем, и како нам живым быти; рцы им: живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему» ( Иез.33:10,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Место, где земной странник может обрести истинное счастье, есть храм Божий, который Сам Господь наш Иисус Христос называл домом Отца Своего ( Ин.2:16 ). Здесь душой отдыхают, подкрепляются, утешаются. Отсюда выходят освобождённые от тягот – с новыми силами. Дорогие братья и сестры! В Новый год я желаю вам всем сердцем нового – истинного счастья! Блажен народ, у которого Господь есть Бог ( Пс.143:15 ). Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 ). 7. Дорожи временем Самый ценный дар, который даётся Богом человеку, есть время. Разумно используя его, можно приобрести все прочие ценности: образование, положение в обществе, верных друзей и, самое главное, вечную жизнь. Но самого времени приобрести невозможно. Человеческая мудрость в состоянии в определённых случаях поднять болящего от одра, но умножить земную жизнь выше её сил. Семьдесят или восемьдесят лет – вот указанные Богом пределы ( Пс.89:10 ). И никакие ухищрения медицины не могут далеко шагнуть за эти пределы. Святой апостол Павел в одном из своих посланий прямо призывает христианскую общину дорожить временем и объясняет для чего: Познавайте, что есть воля Божия ( Еф.5:16–17 ). Ветхозаветный Екклесиаст, или Проповедник, размышляя о значении времени, говорит: Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться и время умирать; время насаждать и время вырывать посаженное... Время врачевать... Время строить... Время собирать камни... сберегать... молчать и говорить... ( Еккл.3:1–2, 3:5–7 ). В этих словах заключена глубокая мысль: не должно быть пустого, праздного времени. Всё оно должно быть наполнено полезным содержанием. Мы являемся в мир не для того только, чтобы возрастать, стариться и умирать, или обогащаться знаниями, достигать почестей, пользоваться удобствами. Все это мы не отвергаем, но знаем, что всё это останется у нашего гроба. А значит, целью времени не может быть только то, что вместе с ним заканчивается для нас. Должно быть нечто, стоящее над временем, над земным миром, нечто надмирное, что может пойти вместе с бессмертной душой в мир иной, вечный – это нечто есть наше духовное обновление, отказ от всего нечистого, привнесённого в нашу природу со дня падения первых людей ( Рим.5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Поэтому прошу вас, чада, помолитесь Господу нашему и Богу, дабы Он очистил Духом Святым внутренняя моя ( Пс. 102:1 ), расширил мое сердце и увеличил мою трудоспособность, ибо для меня, слабого и недостойного называться делателем Господним, жатва оказывается многой ( Мф. 9:37–38 ). Благодаря вашему, как я постоянно повторяю, боговдохновенному союзу, блистательному возрастанию и усовершению, воссылается Богу слава. Восходя и располагаясь на верху горы добродетели, вы поистине являетесь градом Божиим: вас знают в столице, о вашем Божием житии много говорят благочестивые люди – до патриарха и даже самого царя 143 с почтением произносят ваше священное имя. Благодарение великоблагодетельной благости Божией, от которой всякое человеческое доброе дело, ибо все от Бога, чрез Него и для Него (см. Рим. 11:36 ). А если бы кто хотел вообразить, что он нечто важное (см. Гал. 6:3 ), то он услышит от благовестника апостола: что имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися, яко не прием? ( 1Кор. 4:7 ). Увещание Да, чада и братия, нужно бороться, бежать изо всех сил, требуется постоянное усердие с укрепляющим, ограждающим и утверждающим наш дух в божественном благочестии смиренномудрием, чтобы вам не уклониться от своего хорошего начала, не посрамить каким-либо промахом прежних подвигов и не обратиться от добродетели ко злу, но чтобы, изменяясь к лучшему 144 , вы очищались, просвещались и постоянно восходили вверх, делались светлее солнца, поднимаясь от блеска звезд до блистания солнца и переходя от силы в более совершенную силу (см. Пс. 83:8 ). Посему, прошу, вырвите из себя все плотские помышления (см. Рим. 8:6–7 ), особенно главнейшее препятствие к добродетели – мирскую славу, отсеките духовным мечом все привязанности и все плотские похоти, сочетаясь с Богом, восходя к Нему мысленною лествицею, ежедневно полагая начало жизни 145 , утверждая себя на духовном основании, низлагая отсечением воли восстания плоти, погашая поднимающиеся пожары струями слез и заменяя созерцанием будущих благ связанные со страданием наслаждения пищей, питьем или чем-либо другим суетным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Потом в Ebp. I, 6 Апостол указывает, что в таинственной вечности был момент откровения Ангелам, когда им явлена вторая ипостась Святая Троицы Бога Единаго: «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит»: «и да поклонятся Ему вси, Ангелы Божии». В этих последних словах Апостол приводит стих 7-й пс. 96-го 384 . «Об Ангелах же Божиих, продолжает Апостол, сказано: ( Псал. 103 , ст. 4) «Ты творишь Ангелов Своих духами и слуясителей Твоих пламенеющим огнем» 385 . Ebp. I, 8–9 «А о Сыне» – Апостол приводит слова псалма 44-го ст. 7–8: «Престол Твой, Боже, во век века; жезл царские Твоего жезл правота. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости преимущественно пред соучастниками Твоими». Потом Апостол (I, 10–12) указывает на величие творения словами псалма 101-го ст. 26–28: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса суть дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребываешь, и все обветшают как риза. И как одежду свернешь их, и изменятся: но Ты тот же и лета Твои не кончатся». После этого словами другого псалма – 109, 1, Апостол славит величие Господа нашего Иисуса Христа, говоря: «кому когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Ebp. II, 6–8 Апостол, продолжая развивать мысль о Божестве и вместе с тем человечестве Господа нашего Иисуса Христа, указывает прежде всего на Его человечество, приводя слова псалма 143 ст. 3 – «что значит человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что Ты посещаешь его», и продолжает словами псалма 8-го, ст. 5 – 7: «немного Ты унизил его пред Ангелами»... потом Апостол переходит к мысли о Божестве Его и вечной славе Его и продолжает словами того же 8-го псалма: «славою и честью увенчал его и поставил Его над делами рук Твоих. Все покорил под ноги Его». Если обратить внимание на то, что псалом VIII, независимо от Мессианского его значения, есть псалом о значении вообще человека на земле в ряду творений Божиих, – то Мессианское его значение раскрывает нам ясно, как в христианстве может человек достигнуть предназначенной ему Богом вечной жизни и славы верою в искупившего нас Сына Божия. «Веруйте в Бога и в Меня веруй те», глаголал Господь ( Uoah. XIV, 1 ). " Ибо благоугодно было Отцу, – говорит Ап. Павел (Колосс. I, 19), – чтобы в Нем обитала всякая полнота». Человек в ветхом завете приуготовлялся к воспринятию Того, который восполнял его земную жизнь вечностью; тогда же, когда Господь искупил грехи наши и очистил и прославил бренное тело человеческое, вознеся его к престолу Всевышняго, и Духом Святым освятил душу человека, – тогда только мог человек надеяться выполнить высокое назначение свое, указанное в псалме VIII, которое вполне осуществилось лишь в Господе нашем Иисусе Христе (ср. Koлoc. I, 19 ), но которому мы должны стараться быть подобными ( 1Uoah. III, 2 ), ибо мы ( Puмл. VIII, 17 ) «наследники Божии и сонаследники Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

По 17 кафизме. 139. Акафисты и каноны. Издание Киево-Печерской Лавры. 140. 4 тропарь 8 песни канона в акафисте Божией Матери. 141. Пяток, глас 4, песнь канона 8. 142. Четверток, глас 4, песнь 6. 143. Вторник, глас 4, песнь 8. 144. Пяток, глас 3, песнь 6. 145. Суббота, глас 2, песнь9. 146. Требник. Москва, 1852. Песнь 1, тропарь 2 и 3. 147. Там же. 148. Песнь 7, тропарь 2. 149. Канонник, песнь 6. 150. Песнь 9. 151. Там же. 152. Акафисты и каноны. Издание Киево-Печерской Лавры. 153. Патерик Печерский. 154. Православно-догматическое богословие преосвященного Макария. Том 5, стр.85, изд. 1853 года. " Непрерывное, всегдашнее и повсеместное употребление в Церкви учения о мытарствах, особливо же между учителями четвертого века, непререкаемо свидетельствует, что оно передано им от учителей предшествовавших веков и основывается на Предании апостольском " . Там же, стр.86. 155. Святой Иоанн Лествичник повествует, что во время пребывания его в одном общежительном монастыре близ Александрии пришел в этот монастырь для покаяния и пострижения в монашество разбойник. Великий Отец, игумен монастыря, повелел учинить ему исповедание грехов своих при собрании всего братства в церкви. Когда разбойник исполнил это с горячею ревностию и самоотвержением, то Великий облек его немедленно в схиму. Святой Иоанн спросил наедине святого игумена: " Почему он постриг разбойника так скоро? " Игумен привел в причину то, что разбойник сподобился исповедию полного отпущения грехов. " И не неверуй этому, - присовокупил Великий, - потому что некоторый из присутствовавших тут братий уверял меня, говоря: " Я видел некоего страшного, державшего исписанную хартию и трость; и когда исповедавшийся произносил свой грех, тот страшный изглаждал этот грех на хартии тростию " , и по справедливости, ибо говорит Писание: рех: исповем... беззаконие мое Господеви, и ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс.31:5) " . Лествица. Слово 4. Нелишним будет упомянуть здесь о событии нам почти современном. В окрестностях Вологды находится большое село Кубенское, имеющее несколько приходов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/209/...

2, pag. 979–982). 130. Монах Иоанникий был родной племянник Феодора. По кончине Феодора он не прекращал общения с Леонидом и впоследствии для сожительства с ним переместился в Оптину Пустыню. 131. Пс. 9. 30. 132. Добротолюбие. Ч. 1. 133. Четьи-Минеи, 15 мая. 134. Слово о Духовном Законе, гл. 34. 135. Ответы 1–54. 136.  Потому что дни лукавы (Еф. 5. 16). — Ответ 311. 137. Смотри житие преподобных Антония Великого, Онуфрия Великого и других отшельников и затворников. 138. Ответы 312, 313. 139. Слово 8, гл. 10, 18, 21, 25. — Слово 27, гл. 13, 36. 140. 88 глава преподобного Симеона Нового Богослова. Добротолюбие. Ч. 1. 141. Святого Григория Синаита, главы 128, 131, 132. Добротолюбие. Ч. 1. 142. По отпадении Западной Церкви от Восточной. 143. Преподобный Кассиан. Об уставе общежитий. Книга 2, гл. 3. 144. Мф. 15. 14. Преподобный Симеон Новый Богослов, главы 32 и 34. Добротолюбие. Ч. 1. 145. Слово 8. 146.  …не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7. 23). 147. Еф. 6. 6. 148.  У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1. 10). 149.  Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушание к праведности? (Рим. 6. 16). 150.  …зачинал скот пред прутьями (Быт. 30. 39). 151. Патерик алфавитный и Достопамятные сказания. 152. Лествица. Слово 4, гл. 3. 153. Слово 1. 154.  …не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Сол. 2. 10–12). 155.  …по вере вашей да будет вам (Мф. 9. 29). 156. Алфавитный патерик, буква Ф. 157. Четьи-Минеи, 9 июля. 158.  Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Сол. 3. 6). 159. Алфавитный патерик. 160. Четьи-Минеи, 17 января. 161.  Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного (Пс. 11. 2, 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Дидаскалия 9, изд. и перевод Р. Х. Конолли, 1929; стр.86 и дал. Для " Апост Устан. " (II. ПГ. 1.668) епископ есть " Бог " на земле после Бога " , пресвитеры — " тип " , разновидность апостолов " и т. д.. Об этой типологии сравни Игнатий " Магн. " 6, 1 и предыдущее примечание. 697 Напр., " Во II Кор.11, ПГ 61.477 понимание Златоустом священнослужения как осуществляемого " " аЩтоа (Христос) ka€ тоа patroj " напоминает понимание Игнатия (прим. 59–61 выше). То, что это " " вводит не расстояние, а тождество, объясняется самим Златоустом: " Сам Христос призывает, Сам Отец Христа через нас " (Там же, 478). 698 Об этом образе сравни С. Педерсон, " Израиль: его жизнь и культура " , 1926; Х. Вилер Робинсон, " Еврейская концепция объединенной личности " , 1936, стр.49 и далее; А. Р. Джонсон, " Один и многие в израильской концепции Бога " , 1942, и Ж. де Фрейн, " Адам и… " , 1959. 699 Сравни О. Кульман, " Христология Нового Завета " , 1958, стр.63 и далее. 700 Евр.5,6; 8,4; 10,21; 2,17. 701 Это является очевидным в молитве посвящения епископа в " Апостольском Предании " Ипполита (гл.3, изд. Ботте, стр.8) как контраст посвящения священника (сравн. 7, там же, стр.20 и дал.), где не употребляется жертва евхаристии. 702 Пресвитер приобретает титул " священник " в источниках только после (первоначального) того, как единая, сконцентрированная вокруг епископа, евхаристическая община разделяется на более мелкие, сконцентрированные вокруг пресвитера единицы (приходы) в четвертом веке. Это показано в сравнительном изучении источников. Об этом смотри мою книгу " Единство… " , стр.153–176. 703 Идея, что епископ есть " образ Христа " существовала, по крайней мере, до четвертого века (сравн. " Пс. Клим. " , Гом.3,62). Сравни О. Перлер, " Епископ, представитель Христа… в " Епископат и вселенская Церковь " (изд. И. Конгар, " Упам Санктум " 39, 1962), стр.31–66. 704 Сравни примечание 19 выше. Иллюстрацию этого необходимо искать в проблеме совместного служения. В отношении этого необходимо проводить тщательное различие между а) сослужением, что означает, что все саны делают одну и ту же вещь (это иллюстрируется, например, практикой совместного чтения евхаристического канона); и б) что каждый сан участвует в Евхаристии в своем собственном качестве, то есть, занимая свое собственное " место " . Именно в смысле (б) подразумевается сослужение в нашем подходе в этом исследовании, а не в смысле (а), которое фактически очень противоречит (б) и представляет очень позднее развитие проблемы (тринадцатый век на Западе (?)) и до сих пор не признаваемое на Востоке. Сравни И. Хансенс " Об евхаристическом сослужении " в " Периодика " 17, 1927, 143–21; 22, 1932, 210). 705

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

[Довод II, от случаев, воинского защищения требующих.] II.Uзbecmho, что царства земные подвержены зависти и нападениям неприятелей, общее спокойствие нарушающих. В таком случае не надобно ли сильной рукой от них защищаться, усмирять их и впредь от их наветов обезопасить свои пределы? А к сему-то и способствует военная служба государева. Но право службы оной явствует также и из Писания: ибо сам Бог а).повелевает иногда на врагов ратовати, как то древле Моисею и Иисусу Навину ( Чис.31:2 . Нав.8:1 ), Иуде и Гедеону ( Суд.1:8; 6:14 ), Саулу и Давиду ( 1Цар.15:3; 30:8 ), Киру ( Ис.45:1–6 ) и прочим. б).Мужей, ко брани способных, исполняет Духом Своим Господним и научает ополчению ( Суд.3:10; 6:34; 11:29; 15:14 . Пс.143:1 ). в).даёт им одоление на сопостаты ( Быт.14:20 . Нав.10:19 ). г).Ещё же и Христос определяет воздавать кесарева кесареви; следовательно, платить дань и на содержание состоящим в службе государевой ( Мф.22:21 ). д).Креститель такожде Иоанн внушает только воинам довольствоваться своими оброками, а воинствовать отнюдь притом не запрещает ( Лк.3:14 ), и иное сим подобное. Противоположение Христос-де во Евангелии научает нас: а).не кляться всяко, и б).не противиться злу 580 ; а паче то-де в службе противно, что бреют бороды? Ответ. а).Христос в слове Своём о клятве обличает только злоупотребление иудеев 581 . Они поставляли за грех одни лишь клятвы ложные: впрочем, клялись при всяком и даже маловажном случае; да и клялись ещё тварями, самими собой и другими непозволенными образы, как из самого видно «контекста» 582 . А сию-то заобычность Спаситель им и воспрещает, не касаясь через оное нужным именем Божиим клятв и присяг, но оставляя их в своей силе, яко по закону утверждённых. б).Когда также глаголет, чтоб не противиться злу, не относит того к правильной в оборону от сопротивных войне, каковая и из Писания нами в доводе II показана; но охуждает и возбраняет через то за частные обиды, гнев и негодование, злопомнение и мстительную за себя через самого ж себя духа наклонность. Таковой изречения Христова разум можно понять из самого сношения текстов, как то: Рим.12:17 . 1Фес.5:15 , где сказано, чтоб ни единому же зла за зло воздавать, но промышлять добрая перед всеми, а мщение предавать Божию правосудию ( Рим.12:19 ). в).Касательно ж до брадобрития, оно как само в себе греха и противности не заключает, так и к службе государевой отнюдь не препятствует. Георгий и Димитрий великомученики, известно, что были воины, да и бороды себе бривали, почему и на образах пишутся безбородыми; со всем тем суть в лике святых, Богу благоугодивших 583 . §14. Против тех же чернобольцев

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

наряженными, как женщины, а женщины, как идолы, преукрашенные, яко подобие храма ( Пс.143:12 ), говорит Пророк; а это значит, – что они оскорбляют праздник и приходят в церковь больше для принятия себе поклонения от людей, чем для поклонения Богу. Разве так освящается праздник? «Благоговение души», не невоздержность, не пьянство, не гулянья; мне больно видеть и стыдно сказать, как празднуют христиане это время: шесть дней ремесленник проводит в своей мастерской умеренно, воздержно, скромно, разумно, а в воскресенье он в корчме сходит с ума, так что воскресенье есть праздник для корчемников. А в дни (священных) собраний что делается? Что бы сказали Св. Николай, Св. Димитрий, видя, что христиане празднуют их (память) больше песнями, чем псалмами, больше эллинскими (языческими) жертвами, чем жертвой бескровной, больше с демонским невоздержанием, чем с христианским благоговением? Разве так освящается праздник святых? «Строгость образа жизни». Это значит, что мы и все дни должны проводить в страхе Божием, как хорошие христиане, а в праздник особенно мы должны сделаться святыми христианами в точном смысле. Но мы в праздник находим особенный повод еще более отягощать грехами свою душу. Поэтому Бог может сказать (теперь) то же, что когда-то сказал устами Исаии: новомесячий ваших и суббот.... ненавидит душа моя ( Ис.1:14 ). Больше я говорить не буду, а попрошу вас об одном: если вы теперь, выходя из церкви, встретите какого-нибудь брата христианина, не слышавшего сегодняшней проповеди, так как мысленный фараон, диавол, вероятно, удерживал его далеко на другой службе, скажите ему все, что услыхали: что божественная заповедь повелевает нам освящать праздники, освящать обнаружением добрых дел, благоговением души, строгостью образа жизни 7 . 26. Слово на Евангелие от Луки. О проповеди слова Божия Изыде Сеяй сеяти семене своего, и ово паде при пути, …а другое паде на камени,.... и другое паде посреде терния,.. другое же паде на земли блазе ( Лук.8:5–8 ) Какой несчастный этот земледелец, о котором повествует в притче нынешнее священное Евангелие! Какой тщетный труд! Как много семени! Как мало плода! Он сеет с бодрым сердцем, открытой рукой, с благими надеждами, но семя частью падает на пути и попирается прохожими, или поедается птицами, частью падает на камне и, так как не имеет влаги, засыхает, частью – в терновник и, не имея простора, заглушается им. Самая малая часть падает на добрую землю и только она пускает корни, произрастает и дает плод.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010