Рис. 5 Об асоре — древнееврейской цитре — подробными сведениями библеистика пока не располагает. Точно известно лишь количество струн: десять (отсюда и название самого инструмента, производного от ивритского числительного eser — 10). Судя по немногочисленному пиктографическому материалу, они натягивались поперечно на прямоугольную раму (рис. 5). Неясно еще, была ли рама плоской или объемной, широкой или узкой. Исполнитель держал инструмент перед собой горизонтально, играя пальцами ударным либо щипковым движением. В Библии асор упоминается всего три раза. Из них дважды (Пс 32:2; 143:9) — как прилагательное к существительному небел , что дало основание ряду ученых считать его разновидностью последнего, а некоторым переводчикам — считать асор десятиструнной арфой, лирой, либо абстрактным “десятиструнным инструментом”, даже обобщенным понятием “струнные инструменты” 28 . Однако в одном случае (Пс 91:4) он выступает самостоятельно 29 , и это требует внесения “поправки” к устоявшейся точке зрения 30 . Если не использовать оригинальное название (опять же снабдив его комментарием), то из современного обихода для обозначения асора вполне годятся термины цитра , псалтерий ; из русского инструментария наиболее близким типом оказываются гусли 31 . Катрос, псант е рин и саббха, составляющие струнную группу в придворном оркестре вавилонского царя Навуходоносора II, согласно новым данным, несколько отличались от древнееврейских инструментов. Катрос, по мнению большинства ученых, являлся трансформированной разновидностью древнегреческой кифары 32 . Саббха скорее всего была горизонтальной угловой арфой, а псант е рин вероятнее всегопредставлял собой тип цимбал с натянутыми поверх квадратного корпуса 8 –10 струнами, на которых играли палочками. Термины были заимствованы хронистом из ассиро-вавилонской музыкальной практики и употреблены в книге пророка Даниила, видимо, с целью подчеркнуть инородность языческого культа чужеземцев и его несовместимость с высокой духовностью еврейского обряда 33 . Хорошо бы сохранить это терминологическое различие и при переводе, хотя бы в отношении катроса и псант е рина, передав их соответственно кифарой и цимбалами . Труднее найти общеизвестный синоним для арфы (саббхи), хотя в специальной музыковедческой литературе для данного вида таковые существуют.

http://pravmir.ru/bibleyskie-muzyikalnyi...

Побуждения к смирению: а) ничтожество, слабость и бренность человека: «Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень» ( Пс.143:3–4 ). б) бессилие и зависимость человека: «Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе» ( 1Пар.29:14 ). – «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» ( Иер.10:23 ). в) греховное состояние человека: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ( Ис.6:5 ). – «Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою» ( Дан.9:8 ). – «Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 ). – «Знаю, что не живет во мне, т. е. в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу», – говорит св. ап. Павел ( Рим.7:18 ). 4. Свидетельства св. отцов и учителей Церкви и св. подвижников о нищете духовной I. “Нищие духом” – это, по словам св. Иоанна Златоустог о, «те, которые постоянно содержат в уме и верно сознают свое ничтожество, смиряются духом и сокрушаются сердцем, укрощают всякую гордость и надмение в себе» (9 бес. на кн. Быт.). II. «Нищий духом, – по словам преп. Макария Египетского , – постоянно пребывает в великом смиренномудрии и сердечном сокрушении о своем ничтожестве, всегда пред взором души своей имеет ее греховные язвы, познает окружающую ее тьму страстей и просит избавления от них у Господа» (Сл. 1, гл. X). III. «Как воды, – говорит св. Тихон Воронежский, – обыкновенно с высоких гор на низкие места стекают; так реки и токи дарований Божиих на удолия смиренных сердцем ниспускаются... Бог, яко богат в милости и щедротах, всем хочет подать благодать Свою; но так как не во всех находит удобное к восприятию сердце, то по этой причине не всем подает, но только тем, которые “нищие” суть “духом” и признают нищету свою» (Т. VI, стр. 120).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Различие источников, однако, не оправдано известными рукописями: все дают в ее нынешнем состоянии 73 : Славянский Служебник: " ] 1. Боже великий и вышний=ср. Пс. 103 ,1а. 2 . Един имеяй бессмертие, во свете живый неприступнем= 1Тим. 6,16 ; ср. Пс. 103 ,2а, 3 . всю тварь премудростию создавый=ср. Пс. 103 ,24б, 4 . разделивый между светом и между тмою= Быт. 1,14–18 5 . и солнце положивый во область дне, луну же и звезды во область нощи – Быт. как указано выше; Пс. 135,7– 9 ; ср. Пс. 103,19–20 , 6 . сподобивый нас грешных и в настоящий нас предварити лице Твое 74 9 исповеданием= Пс. 94,2 7 . и вечернее Тебе славословие принести=ср. Пс. 140,2 ; 8 . Сам, Человеколюбие, 9 . исправи молитву нашу яко кадило пред Тобою=ср. Пс. 140,2 10 . и приими ю в воню благоухания=ср. Исх. 30, 7–8, 34–36 . 11 . Подаждь же нам настоящий вечер и приходящую ночь мирну, 12 . облецы ны во оружие света= Римл. 13,12 , 13 . избави ны от страха нощнаго и всякия вещи во тме преходящия= Пс. 90,5 –6а, 14 . и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякого мечтания диавола отчужденный. " ] 15. Ей, Владыко, благих подателю, 16 . да и на ложах наших умиляющеся= Пс. 4 ,5в, 17 . поминаем в нощи имя Твое 18 . и поучением Твоих заповедей просвещаемы= Пс. 118,143 , 19 . в радости душевней востанем ко славословию Твоея благости, 20 . моления и молитвы Твоему благоутробию приносяще=просительная ектения? 21 . о своих согрешениих и всех людий Твоих, 22 . яже, молитвами святыя Богородицы милостию посети. В. Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу восылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу... Удачный синтез вечерней молитвы: хвала Богу, создателю дня и ночи, основанная на Быт. 1 и Пс. 103 и 135 75 ; прошение принять молитву как фимиам и благовоние, связанное с Пс. 140 , преимущественно вечерним псалмом, и с Исходом 30; прошение о спокойном вечере и благословенной ночи. предусматривает скорее ночь духовной аскезы, чем ночь отдыха, как она описана в 14: не монастырское ли это добавление? 20–22 является молитвой того, кто молится за народ: это будет скорее священническая молитва .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У самого Давида Он прямо назван «Христом и достопокланяемым Богом» 322 ; при чем Давид, «ожидая пришествие Его, воспевал» оное 323 , и «со слезами и сетованием говорил: «кто даст от Сиона спасение» ( Пс.13:7; 79:18–19 ) и молился сими словами: «Господи, при­клони небеса и сниди» ( Пс.143:5 ) 324 . По словам св. Ипполита Римского , Давид, «поя нечто пророчески об истинном Христе ясно предвозвестил все, что сделано было Ему от Иудеев во время (Его) страдания» 325 . Сам же «пророк (Давид) столько был привержен ко Христу, что говорил: «что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли?» ( Пс.72:25 ), т. е. из всего горнего и дольнего ничего не желаю, кроме Тебя единого» 326 . По мнению св. Афанасия Великого , все то, что со­вершено по домостроительству, как то: рождение от Девы, чудотворения, восшествие на крест, домостроительственно-восприятую смерть, воскресение из мертвых, восхождение на не­беса – все это Давид называет «шествиями Божиими» и о сих­-то шествиях говорит он, что они сделались «явными» ( Пс.67:25 ) 327 . Поэтому, благодаря Бога за то, что Он «удостоил (его) такой чести, что открыл (ему) Сына Своего и сделал Его ведомым» для него, Псалмопевец словами: «безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси» ( Пс.50:8 ), по тол­кованию св. Иоанна Златоуста , как бы так говорит: «я по­знал, что Ты имеешь Сына, принявшего естество человеческое, и я возвестил вселенной крест, погребение, нисшествие (с неба), воскресение Его, сказал о суде Его, об избрании Апо­столов, об отвержении Иудеев, о седении Его одесную Тебя» 328 . «Узнаете (же все это) о Христе, – замечает Св. Отец в дру­гом месте, – в Давидовой книге (Псалмов)» 329 . «Сводя все черты, которыми изображается Мессия в Псалтири», – го­ворит о. (ныне Преосвященный Никанор) Каменский – «можно приблизительно представить образ Мессии в сле­дующем виде: воспринявши человеческую природу от цар­ственного семени Давида и Соломона ( Пс.44:17, 18; 71:1 ), Мессия сойдет на землю тихо и незаметно ( Пс.71:6 ), и явится, во-первых, благовестителем о Боге, Его истинности, милости и правде ( Пс.21:23, 25; 39:10, 11; 68:31 ), о Самом Себе ( Пс.2:7–10 ) первоначально среди Своих братий – семени Иакова и Израиля ( Пс.21:23–24 ), а потом – и в более великом собрании ( Пс.39:10, 11; 21:26 ), откуда потом разнесется Его проповедь по всему миру и чрез преемство – в роды грядущие ( Пс.21:31, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И богоотец Давид много трудов и много борьбы перенес из-за нечестивых людей, обличая и запрещая их, посрамляя их и докучая о них Богу такими мольбами: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут» ( Пс.93:3 ). «Расточи их силою Твоею» ( Пс.58:12 ). «Воздай им по делам их, ...за то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его» ( Пс.27:4–5 ). «Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их» ( Пс.72:20 ). Или, воссылая моления свои к Господу, Давид умоляет Его, чтобы Он, сам сойдя с небес, исполнил просьбу его: «Господи! Приклони небеса Твои и сойди» ( Пс.143:5 ); «Господи! не замедли» ( Пс.69:6 ). «Скоро да предварят нас щедроты Твои» ( Пс.78:8 ). И что же человеколюбец Бог , хотящий всем человекам спастись и в познание истины прийти, близкий ко всем, призывающим Его в истине? Он не презрел и не оставил тщетными мольбы святых, но «наклонил Он небеса и сошел» ( Пс.17:10 ) и все устроил для спасения рода нашего, всему научил нас и словом и делом. Так, желая научить, как будущие предстоятели церквей должны относиться к еретикам, Он сделал бич из веревок и, войдя в храм, изгнал всех оттуда, вытолкал и преследовал их со словами: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:13 ). Слушайте же, предстоятели церквей! Прекрасный образец для подражания дал вам Спаситель: последуйте стопам Его, неусыпно и бдительно охраняйте свое стадо и отгоняйте от него волков. Затем, изгоняя вон всех, очевидно противомыслящих, и, предрекая конец, истребление и уничтожение всех противомыслящих в будущих родах, Он сказал: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ). Видишь, как оправдались Его слова? Враги и недоброжелатели Церкви, т.е. еретики, в каждом поколении предавались гибели, по слову Господа, сказанному Им: «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» ( Мф. 15:13 ), – что и сбылось. И именно Он сам первый сделал это и показал пример, а после Его вознесения на небеса блаженные апостолы, по Его примеру, вели борьбу с противниками Церкви. После же них и учители Церкви, и святые соборы, бывавшие по временам, утверждая их Божественное учение, всех упорствующих в ересях искореняли и предавали гибели, по написанному: «Ты погубишь говорящих ложь» ( Пс.5:7 ). Так, все они и погибли за беззакония их. В самом деле, где теперь те, которые некогда ратовали против Церкви, – цари, властители и мудрецы? Они рассеяны, истреблены, от них не осталось и следа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

У Иоанна Диакона в этой фразе, вложенной в уста Григория, на первом месте стоит «что сделал меня понтификом святой Своей Церкви», а уже потом — об ангеле. Убрав указанный пассаж, преп. Симеон Метафраст вновь подчеркнул тем самым высочайшее благочестие и набожность свт. Григория. 17 Ср. Мф 25:34, 36, 40. В издании Ж. — П.Миня, с которого сделан наш перевод, ошибочно указано Мф 25:43. При переводе новозаветного текста с латинского мы сочли возможным перевести слово hospes не как «странник» (так в синодальном переводе), а как «чужак», так как, по нашему мнению, подобная трактовка более точно передает психологический оттенок этих слов Иисуса (hospes одного корня с hostis — «чужеземец, неприятель, соперник». «Странник» же в нынешнем массовом понимании отождествляется со словом «путник», тем самым смысл данн 18 Шерстяная ткань (груз.). 19 Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод… — ср. Пс. 1, 3: «И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» 20 …тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навеяно скончал. — Иоанн Креститель был поздним (потому он «разрешил родильные муки своей матери») и единственным сыном, а Николай «скончал», так как после него мать уже больше не имела детей. 21 …следуя… святому правилу… — подразумевается соблюдение двух постных дней, среды и пятницы. 22 Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому. 23 Миры — город в Ликии. 24 Укажи мне, Господь, путь, по которому мне идти… — Пс. 142 (143), 8. 25 Научи меня исполнять волю твою… — Пс. 142 (143), 10. 26 …на тебя оставлен я от утробы… — Пс. 21 (22), 11. 27 Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца… — Пс. 61 (62), 11. 28 Милость и истина да не оставляют тебя. — Притчи Сол. 3, 3. 29 …левой руке не доверять то, что свершаешь… — намек на слова Евангелия: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6, 3). 30 …вследствие ослушания моего воплотившийся… — под «моим ослушанием» имеется в виду грех Адама и Евы (т. е. человека), вопреки запрещению Бога вкусивших от древа познания добра и зла. Согласно евангельскому мифу, Христос воплотился (принял телесный облик), чтобы спасти впавшее в грех человечество. 31

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Стараясь самим делом оправдать своё мнение о том, что новозаветные священные писатели очень часто, хотя и не буквально, воспроизводят целые ряды мыслей из неканонических книг, Штир большей частью ставит в параллель, как сходные такие места, которые имеют общего или одну какую-либо неопределённую и слишком обыкновенную мысль, или даже одно слово, одно выражение. Рассмотрим теперь несколько наиболее важных случаев такого рода. В образной речи апостола Иакова о скоропреходящности человеческой жизни ( Иак.4:14 ) Штир видит воспроизведение Прем.2:2–4 , где та же общая мысль содержится. Но спрашивается: что же апостол заимствовал из книги Премудрости? Эту общую мысль? Но, она встречается в канонических книгах Ветхого Завета ( Иов.7:6:9 ; Пс.80:5–6 ; Пс.109:23 ; Пс.143:4 ). Или же заимствовал образ для сравнения? И этого не видим, потому что апостол сравнивает жизнь с паром, а автор книги Премудрости Соломоновой, – с облаками, туманом. Это изречение апостола имеет такое же и даже большее, сходство с указанными каноническими местами (особенно с Пс.143:4 ), чем с изречением книги Премудрости. Мысль о том, что «праведные будут судить Племена» ( Прем.3:8 ) не единственная в Ветхом Завете, чтобы в словах апостола: «разве не знаете, что святые будут судить мир?» ( 1Кор.6:2 ) видеть воспроизведение её. Та же мысль и притом в более близкой к изречению апостола форме, встречается у пророка Даниила: «суд дан был святым Всевышнего» ( Дан.7:22 ). Приводимые Штиром места из книги Иисуса сына Сирахова ( Сир.1:28 ) и послания апостола Иакова ( Иак.1:8 ) имеют общего лишь одно слово: у апостола, – δψυχος, у Сираха, – ν καρδ δσσ, да и то не тождественное. Если бы апостол в данном случае воспроизводил изречение Сираха, то он употребил бы тождественное слово. Без сомнения, апостол, говоря выше о сомнении, употребил это слово самостоятельно или же заимствовал его из обыденной речи, как полагает Кэрль 26 . Апостол Иаков в V гл. 7 ст. ( Иак.5:7 ) заимствовал, по мнению Штира, основную мысль и образ сравнения из книги Премудрости Иисуса сына Сирахова: Сир.6:18–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Писании часто разумеется множество бедствий, наподобие вод облегающих и постигающих в жизни людей, причем «рука сынов чуждих» наводит «воды многи» ( Пс.143:7 ), «поток» проходит душу людей от ярости наводящих его ( Пс.123:3–5 ): «Спаси мя, Боже, – молится пророк среди притеснений, угнетений и бесчеловечий врагов, – яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния; приидох во глубины морския, и буря потопи мя... Спаси мя от брения, да не углебну; да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих» ( Пс.68:2–3, 15–16 , Пс.17:17–31 , Пс.8:8 ; Ис.19:3 , Ис.28:2 ; Дан.11:10 ); под землей же в Св. Писании иногда разумеется весь внутренний человек с его душевными и сердечными расположениями, с его нравственно-духовной энергией и с религиозно-нравственным плодоношением ( Мф.13:19–23 ; Мк.4:20 ; Лк.8:15 ; Пс.142:6 ; Ис.35:1 ). Прилагая в изложенном смысле толкования «воды и земли» к народу еврейскому, мы можем понимать таинственно-пророческое слово Апостола Иоанна о «воде», пущенной драконом вслед жены, и о земле, поглотившей собой «воду», следующим образом: народ, испытанный беспримерной историей своего сохранения и существования среди других народов земного шара; народ, «хитрый, яко змий» и имеющий явиться в своем обращении ко Христу «цел яко голубь»; унаследовавший опыт и мудрость в сохранении себя во время многих тысячелетий найдет в себе самом и силы, и средства поглотить «воды», т.е. отвратить и сделать недостигающими своих целей злокозненные и разрушительные для Церкви мероприятия «человека греха и сына погибели». «Вода», пущенная драконом, т.е. угнетательные и бесчеловечные распоряжения «того человека», направленные к тому, чтобы или увлечь народ еврейский в безбожие, или насилием, казнями и бедствиями искоренить этот народ, будет поглощаться землей, т.е. еврейский народ (Земля) всем угнетениям и мероприятиям «того человека» противопоставит себя самого, свою мудрость, свою энергию, свою выносливость, твердость и единодушную сплоченность настолько решительно и действенно, что удары, назначаемые к разрушению и искоренению Церкви на земле, останутся недостигающими своего назначения и безрезультатными в смысле поглощения «водами» жены, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

5 Смотри также:  Пс.15:2Пс.61:10 ;  Рим.3:13 . 6 Смотри:  3Цар. 22:22-23 ; 2Парал.18:21;  Деян. 5:3 . 7 Смотри также:  Лев. 6, 3 ;  1Тим.1:9-10 . 8 Следует отметить, что и ветхозаветные праведники: 1. ненавидели ложь, лукавство, неправду и лицемерие ( Пс. 118 , ст. 104, 128, 163;  Притч. 13 , ст. 15), 2. всячески избегали подобных прегрешений ( Иов. 31:5 ;  Соф.3:13 ), 3. Отвергали тех, которые ходят во лжи ( Пс.39:4Пс.100:7Пс.143:11 ). 9 Архим. Макарий “Поведение древних xpucmuah”. I uзд. – Спб. 1858 r., II uзд. – Москва, 1996 г. 10 Там же. 11 Тертуллиан  “Избранные сочинения”, Москва, 1994 г. 12 Сравни:  2Кор.6:14-15 . 13 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 176. 14 “Писания мужей апостольских”, Рига, 1994 г. “Учение двенадцати апостолов”. 15 Там же.  Ерм  “Пастырь”, зап. 3. 16 Там же. “Послание  апостола Варнавы ”, rл. IV. Это либо перифраз слов Господа:  1Ин.5:7 , либо автор слышал эти слова от Самого Христа или от кого-то из Его ближайших учеников. 17 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 207. 18 Еп. Игнатий (Брянчанинов) , «Отечник», С.-Петербург, 880 г., стр. 178. 19 Игум.  Марк (Лозинский)  “Отечник проповедника”, Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1996 г., стр. 200. 20 Григорий Дьяченко  “Практическая симфония”, Москва, 1903 г., стр. 314. 21 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 207. 22 Там же. 23 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 198. 24 “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1886 г., m. IV, стр. 85. 25 Там же, стр. 82. 26 Сочинения епископа Игнатия”, Изд. Сретенского мон-ря, 1996 г., m. II, стр. 203. 27 “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1905 г., m. III, стр. 152. 28 Против данного утверждения можно привести только, неправильно понимаемую некоторыми, притчу Спасителя “о неверном домоправителе” ( Лук. 16:1–17 ). Но вот что пишет о ней Архиеп. Аверкий, суммируя толкования этой притчи святыми отцами. “В притче о неверном управителе многих смущает, что хозяин имения, под которым несомненно разумеется Бог, похвалил своего управляющего за то, будто, что тот… совершил мошенничество… Но господин похвалил управителя не за мошенничество как таковое, а за находчивость, которую тот проявил оказавшись в бедственном положении”, дабы и мы проявляли находчивость и рвение ко спасению своих душ, находясь перед угрозой вечных мук во аде (Архиеп. Аверкий “Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета”, ч. I, Джорданвилл, 1974 г.).

http://azbyka.ru/istina-i-lozh-v-svete-x...

въ слхъ уха послшаша м. Сынове солгаша м, 45. по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; сынове бетшаша и хромоша стезь своихъ. 46. иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих. 45–46. Некоторые народы по одному слуху о завоеваниях и вообще о могуществе Давида изъявляли покорность ему, – намек, может быть, на то обстоятельство, что Фой, царь Емафа, услышав о победе Давида над Адраазаром, царём сувским, посылал к Давиду сына своего приветствовать его с победою и просить у него мира ( 2Цар.8:9–10 ), кажется отдавая при этом Емаф под его покровительство (ср. 3Цар.4:21:24 ). сынове чужеземные народы (ср. Исх. 12:43 и след.; Пс.143:7 и 11); – солгаша м (=грек.-лат. )=изъявляли покорность не искренно, только из страха пред могуществом Давида (ср. Пс.65:3; 80:16 ; Втор.33:29 ), и лишь выжидая удобного случая для измены, как это и сделали покоренные им сирийцы во время войны его с аммонитянами (ср. 2Цар.8:3–6 и 10:6–19). бетшаша (=грек.-лат.), т. е. одряхлели, обессилели в борьбе своей с Давидом, так что стали близки к уничтожению (ср. Евр.8:13 ). Букв. с евр. «увядают», как листья или цветы на растениях (ср. Пс.1:3 ; Ис. 40:7–8; 64:6 ) откуда русск.: бледнеют от упадка духа и изнеможения. хромоша стезь своихъ (=грек.-лат. и сирск.)=сделались неспособными к твердому и ровному прохождению дальнейшего пути своей государственной жизни, вследствие того, что ходили до того времени дурными дорогами, т. е. вследствие дурных и враждебных отношений своих (ср. Пс.1:1 и 6) к Давиду и вообще к еврейскому народу, так как именно эти их враждебные отношения и были причиною войн Давида против них (ср. 2Ц.5:17–20, 22–25; 8:3–5; 10:1–7 и др.), окончившихся совершенным их поражением. Отцы и учители Церкви понимали это место в мессианском смысле и в первой половине 45-го ст. усматривали пророчество о распространении христианской веры между язычниками чрез слушание ими проповеди Евангелия, ибо вера от слуха, слух же глаголом Божиим ( Рим.10:14–18 ; бл. Августин и Зигабен), а 2-ю пол. и ст. 46 объясняли, как предсказание об отвержении иудеев, которые, быв призваны к званию сынов Божиих ( 2Кор.6:18 ), своим неверием и противлением «сами себя соделали чуждыми Богу» (Феодорит) и сынами отца лжи, диавола ( Ин.8:44 ), не приняли духа обновления Христова, но думая пребывать в ветхом завете, уклонились от правых путей закона Господня к преданиям человеческим ( Мк.7:8–9 , ср. Афан., бл. Август., Никита Иракл. и Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010