Так сказано в еврейском. Подобно указанному вы узнаете (из псалмов) и все другое: о Христе, о воскресении, о будущей жизни, о (загробном) блаженстве, о воздаянии, об учении нравственности и все, относящееся к догматам. И тысячами других наставлений перепол­нена эта книга. Если ты впал в искушение, ты почерпнешь здесь обильное утешение; если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств; впадаешь ли в бедность или в какое несчастье, она ука­жет тебе многие пристани. Будешь ли ты праведным — и тогда извле­чешь из нее великую пользу; будешь ли грешником — отсюда полу­чишь утешение. Так, если ты, будучи праведным, терпишь бедствия, то (в утешение) услышишь: «ради Тебя нас умерщвляют каждый день, считают... за овец... закалаемых» (Пс.43:23). «сие постигло нас, но мы не забыли Тебя» (Пс.43:18). Если надмевают тебя твои подвиги, (псалмо­певец) напоминает тебе: «не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих» (Пс.142:2). Если ты грешник и отчаиваешься в себе, ты тотчас услышишь возглашающего: «ныне, если голос Его услышите, не ожесточайте сердец ваших, как (было) тогда, когда прогневляли» (Пс.94:7—8) — и тотчас восстанешь. Если глава твоя увен­чана диадемой, ты научишься здесь, что «не спасается царь многою силою и исполин не спасется множеством крепости своей» (Пс.32:16), — и сохранишь скромность. Если ты богат и славен, опять услышишь: горе вам, «надеющиеся на силу свою и множеством богатства своего хвалящиеся» (Пс.48:7), и: «человек — как трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветет» (Пс.102:15) — и ничто земное не будешь почи­тать великим. Ведь, если прекраснейшее на земле — слава и власть — так ничтожно, то что другое из земного может быть достойно вни­мания? Но ты впал в уныние? Скажи: «Тобою поразим врагов наших, и именем Твоим уничтожим восстающих на нас» (Пс.43:6). Но ты видишь благоденствующих не по заслугам? Послу­шай, что говорит (псалмопевец): «они, как трава, скоро засохнут, и, как зеленый злак, скоро отпадут» (Пс.36:2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Павский Г. П., прот. Псалтирь, или книга хвалений на российском языке. СПб., 1822. Мандельштам Л. И. Псалмы. Буквальный перевод в пользу русских евреев. Берлин, 1864, 2 1865, 3 872. Псалмы Давида (для евреев). Еврейский текст с русским переводом и новым комментарием на еврейском языке/Перевел и объяснил поневежский раввин А.-И. Л. Пумпянский. 1 СПб., 1871; 2 Варшава, 1872. 255 с. Об этом переводе см.: Чистович. История перевода Библии. С. 344–347. Никольский М. В. Псалмы в русском переводе с объяснениями//ПО. 1875. Т. 1. 2. С. 374–307 [ Пс. 1–8 ]; Т. 2. 5. С. 21–39 [ Пс. 9–16 ]; 6. С. 216–230 [ Пс. 17–19 ]; Т. 3. 10. С. 237–244 [ Пс. 20–22 ]; 1876. Т. 2. 8. С. 607–627 [ Пс. 23–29 ]; 1879. Т. 2. 5–6. С. 8–45 [ Пс. 30–34 ]. Аверинцев С. С. [Псалмы 1, 3, 22, 23/24, 37/38, 56/57, 62/63, 76/77, 83/84, 87/88, 90/91, 91/92, 102/103, 113/114, 116/117, 117/118, 120/121, 121/122, 142/143, 148, 150]: Арфа царя Давида: у истоков древнейшей лирической традиции (вступление и пер. с древнеевр.)//Иностранная литература. 1988. 6. С. 189–194; «Арфа царя Давида»: Избр. псалмы/Пер. и коммент. С. С. Аверинцева //Мир Библии. 1994. 1 (2). С. 74–81; Избранные псалмы [пер. и коммент.]//Православная община. 1994. 3. С. 92–96; Псалом 90/91/Пер. С. С. Аверинцев ; Поэтич. перелож. А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 1(4). С. 5–10; Из книги Псалмов Давидовых (Псалмы 22. 116 (117). 117 (118). 120–121. 148. 150)//Новый мир. 1998. 1. С. 90–93; Крепка над нами милость Его: Избр. псалмы 91/92, 116/117, 117/118, 120/121, 150/Пер. и предисл. С. Аверинцева //Православная община. М., 1999. 1. C. 115–120. Звукозапись: Из библейской поэзии: Книга Иова. Псалмы/Пер. с древнеевр. С. Аверинцева . Читают: И. Смоктуновский, С. Аверинцев. [Музыкальный диск.] Фирма: Мелодия. С. 40. 29 541 006. Графов А. Шестопсалмие//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 3–10; Из книги Псалмов//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 299–309 [ Пс. 8, 10 (11), 13 (14), 15 (16), 17 (18).] Стихотворные переложения с еврейского (также с подстрочников или с синод, пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Скоро услышь меня, Господи», да не изнеможет «дух мой» (Пс. 142:1—2, 7), — так как Ты — Бог мой, «Милость моя, Прибежище мое и Избавитель мой» (Пс. 143:2). Ты «велик и достохвален, и величию Твоему» (Пс. 144:3) нет конца. «Восставь согбенного, разреши узника, открой очи слепому» (Пс. 145:7—8), Созидающий «Иерусалим, Господи» (Пс. 146:2). Когда же «укрепишь вереи ворот» (Пс. 147:2) Твоих, да поселюсь я внутри с сынами Твоими. Как хвалят Тебя «ангелы и все воинства Твои» (Пс. 148:2) в царстве небесном; так и я, веселясь с ними со славою в «собрании святых» (Пс. 149:1), да восхвалю и прославлю «на громогласных кимвалах» (Пс. 150:5) имя Твое святое, славное и царствующее в бесконечные века веков. Аминь. Душеспасительные размышления с Молитвенными обращениями к Го... 1. Призывание Всемогущего Бога для стяжания добродетельной жизни    Господи Боже мой, дай, чтобы сердце мое Тебя желало, желая искало, ища нашло, найдя любило; любя, очистило себя от грехов; очистив, уже не повторяло их.    Даруй, Господи Боже мой, сердцу моему покаяние, духу сокрушение, глазам источник слез, рукам щедрость к милостыне.    Царь мой, погаси во мне плотские вожделения и воспламени огонь любви Твоей.    Искупитель мой, изгони из меня дух гордости и даруй сокровище смирения твоего.    Спаситель мой, удали от меня гнев ярости и подай твердый щит терпения.    Творец мой, уничтожь горечь души моей и даруй мне, Преблагой, духовную сладость.    Подай мне, Милосердный, веру твердую, упование несомненное, любовь непрестанную.    Кормчий мой, отврати от меня суету, непостоянство мысли, заблуждение сердца, празднословие уст, похоть очей, чревоугодие, поношение ближних, любопытство, погоню за почестями, желание суетной славы, лицемерие, яд лести, пренебрежение бедными, угнетение бессильных, жар сребролюбия, зависть, хулу.    Уничтожь во мне, Создатель мой, дерзость, разнузданность, упрямство, беспокойство, праздность, сонливость, леность, шаткость мысли, ослепление сердца, оцепенение чувств, суровость нрава, непокорство добру, противление благому желанию, необузданность языка, насилие над немощными, клевету на невинных, презрение к подчиненным, бессердечие к домашним, измену по отношению к друзьям и грубость к ближним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Пс.141:5.   Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою. На правой стороне сражающегося обыкновенно стоят друзья, вспомоществующие во брани, но Давид не видел даже и «знаемого» его, что особенно увеличивало бедствие. Но ты, когда увидишь бедствия увеличивающимися, не падай духом, но тем более бодрствуй. Ибо хочет пробудить тебя Господь от сна нерадения. Тогда лишнее отсекается, все житейское сдувается; тогда ты делаешься пламеннее в молитвах, и всякая страсть, будучи прогонима печалию, удобно побеждается (Златоуст). Пс.141:6.   Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. «Часть моя еси» — мое сокровище и богатство, мое — все, «на земли живых» , т.е. в Небесном Отечестве (Златоуст). Пс.141:7.   Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене. «Смирением» называет бедствия (Феодорит). Пс.141:8.   Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему: мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне. «Темницей души» является тело и эта скорбная временная жизнь. Души «праведных» таковы, что они страждущим сочувствуют и счастливым не завидуют, но веселятся, видя получающих благодеяния. Давид испрашивает себе «воздаяния» за дни «смирения» . Ибо великое дело — переносить скорбь с благодарностью. Поэтому и награду за это он называет «воздаянием» (Златоуст, Нил). Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом, сын его, 142 Настоящий псалом относится ко всему человечеству, гонимому и притесняемому сатаною, и приличен тем, которые угнетены скорбями и искушениями. Причину своего гонения от сына Давид находит в своих грехах, о которых он и приносит свое усердное раскаяние пред Богом. Поэтому отцы Церкви отнесли его к разряду псалмов покаянных: «покаянный седьмой» (Афанасий, Феодорит, Евсевий). Пс.142:1.   Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей: Призывающих Бога «истинно» Бог и выслушивает «истинно» ; это те, которые любят Его и послушны Ему, и поклоняются Ему духом и истиною. Молитвенные слова не просто полезны, но когда произносятся с усердным расположением. Не думай оправдаться продолжительностью молитвы, не сделав в жизни ничего доброго. Ибо и фарисей молился, но как? — «Став же фарисей, сице в себе молящеся» (Лк. 18:11), — в себе, а не к Богу; ибо на себя обращал мысль, так как был во грехах гордыни (Василий В.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

В псалме 142 ( Пс.142 ) Давид испрашивает у Бога избавления от врагов, просит, чтобы Он защитил его, потому что Он – Бог , чтобы имя Господне осталось как для него, так и для всех, соответствующим своему действительному значению ( Пс.30:4, 141:8 ). Здесь, таким образом, вера в Бога находит для себя самое живое приложение. Так и мы, зная, что Бог любы есть, должны обращаться к Нему во имя этой любви и как у любящего отца должны просить у Бога все необходимое нам, помня слова Господни: «просите и дастся вам» … Далее Давид указывает на справедливость Божественную, как на сильнейшее побуждение к защищению преданных Ему. Но, сознавая свою виновность пред Богом, он просит об истреблении его врагов уже не по правде, а по милости к нему (Давиду). Слова: «Услыши мя, Господи, в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим» – «И Дух Твой благий наставит мя на землю праву», заключающие сущность прошений псалма, читаются дважды. Они вполне приложимы и ко всякому человеку, потому что и всякий грешен, а потому и всякий может просить только милостивой правды к себе. Также всякому необходимо руководство Божия Духа. По всему этому понятно, отчего повторяются эти слова псалма. 156 За прославлением Бога через троекратное «Аллилуйя» и «Слава Отцу» … – произносимому после других 3 псалмов, из которых особенно Пс.102 вполне может возбудить к прославлению, – произносится великая ектенья 157 . Как и всегда, великая ектенья, через которую испрашивается множество необходимых благ для всего мира, – служит как бы некоторым продолжением молений псалмов, потому что истребительные войны, разрушающие мировое спокойствие, голод, повальные болезни и т.п. несчастья существуют вследствие развращенности людской. Пс.117 Но в следующих затем псаломских словах «Бог Господь и явися нам» дается возможность наполниться, на некоторое время, радостью. Эти слова и следующие за тем взяты из 117 псалма, именно из стихов: Пс.117:26–27, 1, 11, 17, 22–24 . Этот псалом один из хвалебных песней и озаглавливается: «Хвалите Бога» (аллилуйя). Он был воспет Давидом по случаю избавления его от множества опасностей, от врагов и, главным образом, по случаю торжественного вступления его в столицу, после победы над врагом, когда он особенно мог о себе сказать, что он, бивший прежде в глазах многих ничтожным, сделался теперь первым, очень великим и могущественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Глава 9   Писание говорит о многих духах: «творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный» (Пс. 103:4); и еще: «все духи хвалите Господа» (Пс.150:6). Достойным подаются дары различения духов (1Кор. 12:10). Иные духи суть небесные, радующиеся истине, другие — земные, подверженные обольщению и заблуждению, иные — подземные, чада бездны и тьмы: «и моляху Его, — говорит Евангелие, — да не пошлет их в бездну ити» (Лк.8:31). Равным образом Христос повелевал духам и изгонял духов словом и не позволял им говорить (Мк.1:25). Говорится еще о духе суда и духе зноя (Ис.4:4), говорится и о духе мира: «мы же не духа мира прияхом» (1Кор.2:12), и о духе человека: «кто бо весть яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем» (1Кор.2:11). Упоминается и «дух ходяй и не обращаяйся» (Пс.77:39): «дух пройде в нем, и не будет» (Пс.102:16); и еще: «отимеши дух их и изчезнут» (Пс.103:29). И еще: «дуси пророчестии пророком повинуются» (1Кор.14:32). И еще: «вот дух лжив ста пред Господем и рече ему (_Господь: в чем прельстишь Ахаава? И рече: буду дух лжив во устех пророков» (3Цар.22:21—22). Упоминается еще «дух умиления» (Рим.11:8), дух страха (2Тим. 1:7), «дух пытлив» (Деян.16:16), дух блужения (Ос. 4:12), «дух бурен» (Пс.10:6), «дух многоглаголив» (Иов. 8:2), «дух недужен» (Лк.13:11), дух нечистый, дух глухий, дух немый (Мк.9:25), дух гугнивый (Мк. 7:32), дух лют зело, который называется «легеон» (Мф.8:28; Лк.8:30), и наконец духи злобы (Еф. 6:11). Люди умные найдут безчисленыя свидетельства о духах. Но как много сынов по усыновлению, или по названию, а не истинных, которые склонны ко греху, потому что имеют начало и конец: так весьма много и духов по усыновлению или названию, которые расположены ко греху. Но Святым Духом называется единый дух от Отца и Сына, Дух истиный, Дух Божий, Дух Христов и Дух благодати. Различно даруется каждому благо, овому дух премудрости, овому дух разума, овому дух силы, овому дух исцелений, овому дух пророчества, овому дух разсуждения, овому дух сказаний и другие дары, как говорит Апостол: «един и тойжде Дух, разделяя коемуждо, якоже хощет» (1Кор.12:8—11) И Давид говорит: «Дух твой благий наставит мя» (Псал. 142:10); или: «Дух, идеже хощет, дышет». Этими словами Писание указывает нам на истинность Святаго Духа: «и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет» (Ин.3:8). И еще слова: «аще не родитесь от воды и Духа» (Ин.3:5) подобны словам Павла: «о Христе Иисусе аз вы родих» (1Кор.4:15). О Духе Господь сказал: «егда приидет Утешитель, егоже Аз послю вам, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Ин. 15:26). И: «еще много имам глаголати, но не можете носити ныне, егда же приидет он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от себе бо глаголати имать, но елика услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам все» (Ин.16:12—14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Исх 14:15–31. 103 Исх 15:22–26. 104 Исх 16:1–36. 105 Исх 17:8–16. 106 Исх 17:12. 107 Исх 24:18; 34:28; Втор 9:9–18. 108 Чис 21:35; Втор 2:26 — 3:17. 109 Исх 14:15–31. 110 Пс 77:13. 111 Пс 32:7. 112 Пс 113:7–8. 113 Исх 15:8. 114 Быт 1:9. 115 Пс 23:7–9. 116 Нав 3. 117 4 Цар 2:8–15. 118 Нав 3:17. 119 Нав 6. 120 Нав 12:24. 121 Нав 10:12. 122 Евр 11:33. 123 Притч 20:6. 124 Иов 27:5–6. 125 Мк 5:34. 126 Мф 9:28–29. 127 Мк 9:24. 128 Мф 8:8–10; Лк 7:1–10. 129 Мк 5:23–42. 130 Ин 11:23–27. 131 Мк 16:18. 132 Мф 22:21. 133 Мф 14:31. 134 Мф 17:20; Мк 11:22–23; Лк 17:5. 135 Мф 14:28–31. 136 Мк 16:17–18. 137 Евр 11. 138 Мф 13:8; Мк 4:9; Лк 8:8. 139 Мф 25:21. 140 Например, Антонелли: N. Antonelli, Sancti Patris nostri Jacobi, episcopi Nisibeni, Sermones. Rome 1756. 141 См. о ней сл. статью: Д. Е. Афиногенов, Завет и Царство (Историософия Афраата)//Вестник древней истории, 1 (1994), с. 176–187. 142 T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p. 133–134. 143 R. Murray, Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. P. 144 См. главу «Когда наступит царствование Антихриста?» в книге проф. А. Д. Беляева «О безбожии и Антихристе», ч. 1. Сергиев Посад, 1898. 145 См. статью: Craig E. Morrison, The Reception of the Book of Daniel in Aphrahat " s Fifth Demonstration, «On Wars»: http://syrcom. cua. edu/Hugoye/Vol7No1/HV7N1Morrison. html. 146 G. Lafontaine, CSCO 382=Scriptores Armeniaci 7 (1977), 88–114 [арм. текст]; CSCO 383=Scriptores Armeniaci 8 (1977), 46–60 [перевод]. 147 Издание: F. M. E. Pereira, Jacobi, episcopi Nisibeni, Homilia de adventu regis Persarum adversus urbem Nisibin//Orientalische Studien Th. Noldeke zum siebzigsten Geburtstag gewidmet. GieBen 1906, p. 877–892 [текст основан на одной из двух дошедших рукописей, без перевода]. 148 Аграфон, встречается также в Псевдо–Климентинах (см.: A. Resch, Agrapha (Texte und Untersuchungen 30). Leipzig, 1906. Agraphon 82, p. 106–107); ср. Мф. 18, 7; Рим. 3, 8. 149

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

До девятого члена Великое славословие однородно для праздничной и вседневной Утрени. Следующие за восьмым членом стихи в одном варианте произносятся раньше или позже, по сравнению с другим вариантом. В целом же, произведена перемена мест двух устойчивых групп стихов: Первая группа стихов – “славословная”: – Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. – Благословен еси Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Аминь.( 1Езд.7:27 ), ( Пс.43:9 ) – Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. ( Пс.32:22 ) – Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды). ( Пс.118:12 ) Вторая группа стихов – “исповедальная”: – Господи, прибежище был еси нам в род и род. ( Пс.89:1 ) – Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. ( Пс.40:5 ) – Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. ( Пс.142:9: 10 ) – Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет, пробави милость Твою ведущим Тя. ( Пс.35:10: 11 ). Зти две группы стихов, почему-то, меняются местами в полиелейной и вседневной утренях. Во вседневном варианте наблюдается определённая логика: 8 член – “в век века”; зту тему развивает 9 член –“в род и род”; от темы “рода” мы обращаемся к самому себе в 10 члене – “Аз рех,.., помилуй мя”; и для зтого в 11 члене говорим – “научи мя творити волю Твою”; далее в 12 члене переход к новой теме “света,” в связи с наступлением Дня спасения, – “во свете Твоем узрим свет”; в 13 члене молитва о Дне, – “без греха сохраниться”; все остальные члены последовательное благословение и славословие. В полиелейной Утрени “славословная” группа стихов почему-то поётся прежде “исповедальной”. 17-й и 18-й члены составляют развернутое тройческое славословие, в особенности зто характерно для полиелейной Утрени. Формальное сходство Великого славословия с иудейскими бенедикциями на зтой форме и кончается. Нам дан новый образец благословения. Сохраняя преемство от Ветхой Церкви, не нарушая Закон, мы исполняем его, освящая евангельским духом. Первые семь членов Великого славословия – зто исповедание евангельского откровения об Иисусе Христе и Троице; вторая часть (с 8-го по 16-й член) – зто покаянно молитвенные призывания, составленные из псаломских откровений; последние члены – зто исповедание тройческого откровения – Трисвятое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8. «Обновится яко орля юность твоя» – юность твоя восстановится (вернется к тебе), как возвращается орлу сила с возобновлением перьев. Этими словами образно представляется последствие благодеяний Божиих. «Орля» – имен. пад. ед. ч. женск. р. от прилагательного «орль» – принадлежащий орлу, орлиный; «яко орля юность» – как юность орла. 9. «Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым» – «творяй» – подразумевается «есть» – творит. «Милостыня» здесь вообще в смысле милости, благодеяния. В еврейском тексте теперь читается не «милость», а «справедливость». Греческое слово, переведенное по-славянски словом «судьба», означает первоначально решение, приговор, осуждение, а также – законодательное определение, закон, устав. Поэтому слово «судьба» здесь, как и во многих других местах, следует понимать в смысле суд, справедливое решение. Ср. Пс.36:6 : «изведет (Бог) яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне» (т.е. «справедливость твою, как полдень»); Пс.118:43 : «яко на судьбы Твоя уповах» («на суды Твои я уповаю»). Таким образом, «творить судьбу обидимым» значит оказывать обиженным справедливость, восстановлять их в правах их. Подобное сопоставление милости и справедливости находим в Пс.32:5 : «любит милостыню и суд Господь», – по-еврейски «правду и суд»; ср. также Пс.100:1 : «милость и суд воспою Тебе, Господи». 10. «Сказа пути Своя Моисеови» – «Сказа» значит объявил, открыл, возвестил. Выражение «пути Господни» имеет два значения: во-первых, предначертания Божии, пути божественного домостроительства, пути, по которым Господу угодно вести кого-либо, напр., народ Свой. В этом смысле слово «путь» употреблено, напр., в Пс.24:10 : «вси путие Господни милость и истина»; Пс.144:17 : «праведен Господь во всех путех Своих, и преподобен во всех делех Своих». Во-вторых, – пути, данные от Господа людям, пути, по которым люди должны следовать во исполнение воли Божией, т.е. заповеди. Так, напр., Пс.142:8 : «скажи мне Господи путь, воньже пойду». В котором из этих двух значений следует понимать слово «путь» в настоящем случае, сказать с достоверностью трудно. По- видимому, параллельное выражение во второй половине стиха – «хотения Своя» – заставляет предпочесть второе из указанных значений (заповеди Божии – воля Божия). Однако в еврейском тексте вторая половина стиха читается иначе (вместо: хотения – дела), а потому и выражение «пути Господни» в первой половине там скорее приближается к первому из указанных значений.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в В. ч. более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа «Страшно впасть в руки Бога Живого» и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних арм. памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в арм. переводе Лекционария) представляла собой вечерню с литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа «Долготерпение Господа непревзойденно», а после «Свете тихий» следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в В. ч. читалось без аллилуиария ); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина литургии ап. Иакова): «Глас пророческий, в притчах слышанный»; тропарь на перенесение Даров: «Агнец Божий» (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа «Сегодня Иисус учение» или 2-го гласа «Вечери Твоея»). В конце литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по нек-рым ркп. ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа «Благословим Отца» или 2-го гласа «Во всем достоин Ты хваления»). Все чтения В. ч. так или иначе связаны с Тайной вечерей ( Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://pravenc.ru/text/150115.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010