1 Лк.1:35. 2 Пс.137:7 (Пешитта). 3 4 Цар.19:34 (Пешитта). 4 Еф.1:17-18. 5 Еф.1:18-19. 6 Ср. Кол.1:2. 7 Употреблен тот же глагол, что в Быт.1:2 ( " и Дух Божий носился над водою " ). 8 Или " является знающим " . 9 Пс.33:8. 10 Пс.33:20. Беседа 17 Того же мар Исаака. О том, чем сохраняется сокровенное трезвение в душе. И откуда сонливость и холодность входят в разум, и угашают в душе святую горячность, и умерщвляют стремление к Богу ради духовных и небесных наслаждений.2 1. Нет возможности у сопротивника3 воспрепятствовать желающим благого, если только для хитрого лукавства его не найдется места4 в самих любящих благое. Дело вот в чем: ко всякому побуждению к желанию благого в самом начале возникновения его присоединяется некая ревность, напоминающая по теплоте своей раскаленные угли.5 Она обычно, словно стена, окружает это побуждение желания и отгоняет от него всякое возможное препятствие или помеху; ибо обладает она великой мощью и невыразимой силой для всецелого укрепления души,6 дабы не ослабевала и не колебалась под воздействием всевозможных неприятностей. И это первое есть сила святого желания, насажденная в естестве души,7 то есть побуждение, возбуждаемое силой " раздражительной " ,8 которая естественна для души,9 которую Бог естественным образом поместил в нас, дабы охраняла она пределы естества, посылая мощь стремительности своей10 для исполнения естественного желания души, то есть добродетели: без этой добродетель не взращивается.11 Она и называется " ревностью " . 2. Вот что дает душе, возбуждая, воспламеняя и укрепляя ее время от времени,12 дабы презирал тело в скорбях и страшных искушениях, встречающих его, дабы с уверенностью предавал он себя на смерть13 и противостоял силам мятежника14 ради исполнения того, что особенно любит душа.15 3. Ибо человек , облеченный во Христа, где-то в книге своей назвал эту ревность " псом " и " стражем закона Божия " , который есть добродетель.16 Добродетель же есть исполнение законов Божиих.17 4. Укрепляется же эта сила ревности, пробуждается и воспламеняется, дабы охранять дом, по двум причинам;18 также и ослабляется, впадает в дремоту и небрежение по двум другим причинам.19 Первая причина воспламенения ее и возбуждения20 - возникновение некоего страха в человеке,21 ибо он опасается за добродетель, которую или приобрел, или должен приобрести, как бы не была она похищена или погублена по какой-либо случайности, происшедшей с ней. И этот божественным Промыслом возбуждается во всех подлинных делателях добродетели для трезвения и постоянной ревности души, дабы она не дремала.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС [лат. Codex Vaticanus], одна из самых ранних греч. пергаменных рукописей (IV в.), содержащая книги Ветхого и Нового Заветов (принятое в текстологии обозначение В. к.- лат. сигла В, для новозаветной части - B или 03). Текст написан изящным унциальным письмом в 3 колонки на странице, по 40-44 строки в каждой. Исключение составляют поэтические книги, где текст разделен на 2 колонки. Формат 27 ´ 27 см, сохранилось 759 л. Рукопись находится в Ватиканской библиотеке (Vat. gr. 1209) по крайней мере с 1475 г., когда она впервые была упомянута в ее каталоге ( Ropes. P. XXXI). В X-XI вв. оригинальный текст был обновлен: переписчик навел стершиеся буквы, расставил диакритические знаки и внес нек-рые исправления. Эти поновления не только лишили рукопись ее первоначальной красоты, но и в значительной степени затруднили ее палеографический анализ, определение датировки и локализацию В. к. В XV в. в тексте были восполнены лакуны: Быт 1. 1-46. 26; Пс 105. 27-137. 6; Евр 9. 14-13. 25; 1 и 2 Тим, Тит, Флм и Откр (в текстологии известен как минускул 1957). В рукописи IV в. была утрачена часть листа, содержащая 4 Цар 2. 5-7, 10-13. На основании анализа почерков К. Тишендорф выделил в рукописи работу неск. переписчиков. Первому (B1) принадлежит часть ВЗ (он же переписывал нек-рые листы НЗ в Синайском кодексе ), этот текст был вскоре отредактирован вторым писцом на основании др. рукописи (В2; принятое в издании Г. Б. Суита обозначение этого переписчика для ВЗ-Ва). Третьим считается писец, работавший в X-XI вв. (Вв). ВЗ занимает 617 л. рукописи. Порядок книг ВЗ: Быт - 2 Пар, 1 и 2 Ездр, Пс, Притч, Еккл, Песн, Иов, Прем, Сир, Есф, Иф, Тов, Ос-Мал, Ис, Иер, Вар, Плач и Посл Иер, Иез, Дан; отсутствуют молитва Манассии и Маккавейские книги. НЗ начинается с л. 618. Возможно, вместе с указанными каноническими частями в рукописи были утрачены др. раннехрист. тексты, к-рые, как напр. в Синайском кодексе, изначально включались в рукопись. Порядок книг НЗ: Мф, Мк, Лк, Ин, Деян, Соборные послания, Рим, 1, 2 Кор, Гал, Еф, Фил, 1, 2 Фес, Евр; отсутствуют Аммониевы главы и Евсевиевы каноны (см. ст. Гармония евангельская ). Система деления новозаветного текста на главы является более древней, чем та, к-рая характерна для большинства пергаменных рукописей НЗ. Напр., Второе послание Петра не выделено среди др., возможно потому, что система деления появилась ранее того времени, когда оно стало считаться каноническим. Кроме того, в Посланиях ап. Павла нумерация глав единая, начиная от Послания к Римлянам и далее. послание к евреям следует за Посланиями к Фессалоникийцам; однако порядок нумерации показывает, что в рукописи, с к-рой переписывался В. к., Послание к Евреям находилось сразу после Послания к Галатам. Деление текста Деяний св. апостолов на 36 глав также отличается от принятого в большинстве рукописей.

http://pravenc.ru/text/149921.html

Слово о Кресте есть сила Божия: 1Кор.1:18 » . Как видим, акцент делается на призыв в псалмах поклониться «подножию ног Божьих» Это якобы и является призывом поклоняться кресту. Составители книги прибегают и к другим местам в Ветхом Завете, где упоминается подножие ног Господа. Это и есть основной аргумент в учении о поклонении кресту». Итак, В. Трубчик сам указывает на «основной аргумент» православных в пользу поклонения Кресту, но если этот аргумент важнейший, то где же, уважаемый Василий, Ваш на него ответ? Его совершенно нет. Весь ответ заключается только в многозначительном слове «якобы»; этим словом В. Трубчик сообщил нам, что лично он не согласен с православным аргументом, но где, кроме этого субъективного якобы , богословский и библейский ответ на него? Его нет. Ведь я не оборвал мысль В. Трубчика, и не вырвал его слова из контекста. Сразу после вышеприведенной цитаты он пишет: «Что же касается упомянутых мест из Нового Завета, так они ровно ничего не говорят о поклонении кресту» – то есть, разговор о Пс.131:7 , где говорится о поклонении подножию Божию, В. Трубчик закончил, и перешёл на обсуждение мест Нового Завета. Почему же он ничего по существу не сказал в опровержение «основного аргумента» православных в пользу почитания Креста? Понимая, как бывший баптист, протестантское мышление, я могу указать очевидную тому причину. В. Трубчик, как и всякий защитник протестантских догматов, должен был начать опровержение данного аргумента, прежде всего с непризнания того, что здесь Библия пророчествует о Кресте, и сказать: «здесь идёт речь не о кресте». Затем В. Трубчику нужно было бы указать на положительный смысл данного призыва и указать, о чём же тогда идёт речь. То есть, дальше сказать нужно было примерно так: «Здесь говорится об иерусалимском храме, и именно ему – но никак не кресту – и призывает псалмопевец поклониться». Это объяснение было бы хотя и не полное, но отчасти правильное и вполне обоснованное библейским контекстом, ведь храм действительно часто называется подножием Божиим, и к тому же в другом месте Давид говорит о поклонении храму уже прямо: «...поклонюсь святому храму Твоему» ( Пс.5:8 ); «Поклонюсь пред святым храмом Твоим...» ( Пс.137:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

123. Нильсен Д . Библейская религия в свете новейших археологических раскопок//ВДИ. — 1:с. 94–113. 124. Олесницкий А. А . Ветхозаветный храм в Иерусалиме. — СПб., 1889. 125. Его же . Судьба древних памятников св. Земли. — СПб., 1875. 126. Павский Г. П., прот . Библейские древности для разумения св. Писания. — СПб.. 1884. — 127 с. 127. Полянский Е. Я- Творения бл. Иеронима как источник для библейской археологии. — Казань, 1908. — 71+583+V с. 128. Его же . Деньги древних евреев//ПС. — 3–4:с. 485–498. 129. Его же . Краткое историческое обозрение Палестины и библейских древностей//ПС. — 4–6:10. 130. П. Ф. Н . Ассиро-вавилонские памятники и Ветхий Завет//ВР. — 24. 131. Раулинсон Г . Библия и наука: Историческое разъяснение к Ветхому Завету/Пер, с англ. — СПб., 1899. — 134 с. 132. Рождественский А . Новые открытия в области библейской науки//ХЧ. — 449–452. 133. Рыбинский В. П . Вавилон и Библия//ткда. — 1903, 134. Его же . К вопросу об отношении Библии к Вавилону. — Киев, 1904. — 13 с. 135. Рыбинский В., Лопухин А. П.,Вебер, еп. Библия и Вавилон: Апологетический очерк. — СПб., 1904. — 136 с. 136. Смирнов А . Исторические книги Библии и ассирийские клинообразные надписи//ЧОЛДП. — 10:с. 341–375. 137. Его же. Исторические книги Библии и египетские памятники//ЧОЛДП. — 11:с. 619–633. 138. Сэйс (А. Г.) . Свидетельство древних памятников о достоверности св. Писания/Пер. с англ.//ПО. — 3:с. 535–562 (автор — ассириолог). 139. Терновский С . Топография Иерусалима библейских времен//ПС. — 12. 140. Тристрам Г . Восточные обычаи в библейских странах/Пер. с англ. — СПб., 1906. — 150 с. 141. Троицкий И. Г . Силоамская надпись//ХЧ. — 7–8:с. 161–176. 142. Его же . Вновь открытая Гезерская надпись//ХЧ. — 3:с. 566–572. 143. Его же . Библейская археология. — СПб., 1913. — Vl-j-477c.. 144. Троицкий С . Новейшие открытия в области библейской истории//Стрк., 2:с. 244–248. 145. Фартусов В. Д . Планы и фасады Ноева Ковчега, Скинии Моисеевой, первого и второго Иерусалимского храмов и дворца Соломона. — М., 1909. — 46 c.f 5 табл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

на земле, и «дух ходящим на ней» ( Ис.42:5 ). А выше мы показали, что Дух Божий и Дух Святой – одно и то же. И Павел говорит: «Любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ) и оное: «Кольми паче Отец ваш Небесный даст Духа Свята просящим у Него» ( Лк.11:13 ). Говорится также, что Дух Святой излился от Бога на всякую плоть, чтобы приявшие его пророчествовали и видели видения, как говорит Иоиль от лица Божия: «Излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши» ( Иоил.2:28 ). Таким образом, излияние Духа есть причина пророчества и разумения смысла и красоты истины. И само слово «излияние» доказывает несотворенность природы Духа Святого. Ибо Бог , когда посылает ангела или иную тварь, не говорит: «Излию от ангела моего», или «начальства», или «престола», или «господства». Такое выражение прилично только в отношении к тому, что получается по приобщению от другого, как теперь и немного выше мы говорили о любви, которая излилась в сердца принявших Духа Святого. " Любы, – говорит, – Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам» ( Рим.5:5 ). И о Спасителе, Который также восприемлем, говорится, что Он изливается наподобие мира: «Миро излиянное имя твое» ( Песн.1:2 ). Ибо, как миро, содержимое в сосуде, хотя имеет благовонную эссенцию, но она не распространяется далеко, потому что заключена внутри сосуда, а когда миро будет вылито, то далеко распространяет свое благовоние, – так и благоуханное имя Христово до Его пришествия известно было в одном народе израильском, как бы заключенное в сосуде: «ведом», говорит, «во Иудеи Бог , во Израили велие имя Его» ( Пс.75:2 ); а когда Спаситель, воссияв во плоти, распространил имя Свое на всю землю, даже на всю тварь во исполнение написанного: «Яко чудно имя Твое по всей земли» ( Пс.8:2 ), почему и апостол говорит: «Несть... иного имене под небесем данного в человецех, о немже подобает спастися нам» ( Деян.4:12 ), и псалмопевец говорит ко Господу: «Ты возвеличил над всем имя святое Твое» ( Пс.137:2 ), – тогда исполнилось оное: «Миро излиянное имя твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

«В свете Угаритских отрывков Ханаанской религиозной литературы, — писал В. Олбрайт, — многие псалмы могут быть отодвинуты назад к ранним временам Израиля, не позднее десятого века. Поэтому нет уже необходимости отрицать Давидово время их возникновения» ( W. Albright. The Archaeology of Palestine, p. 226). Таким образом, крайности текстуальной критики оказались преодоленными. Хотя археология не возвратила Давиду авторства, но произошло нечто аналогичное с авторством Моисея. Истина оказалась лежащей посередине. Прежде всего следует сказать, что сама Библия не приписывает всей Псалтири Давиду. Многие псалмы в своем написании имеют другие имена (Пс 41—49, 72—84, 86—88), а многие безымянны. Семьдесят три псалма имеют надпись «ле Давид», что обычно истолковывается как обозначение авторства Давида. Но из них псалмы 5, 14, 62, 68, 137 говорят о храме Иерусалимском, который при Давиде не существовал, псалмы 13, 50 — о разрушении Иерусалима и вавилонском изгнании. Так называемые «Песни восхождения» (Пс 120—134)—это сборник гимнов, которые «должны были исполняться во время восхождения в храм, на каждой ступеньке по одной песне» ( A. Weiser. Einleitung in das AT, S. 256). Таким образом, почти треть книги уже по внешним признакам не может принадлежать Давиду. Но достоверные свидетельства Книг Царств указывают на то, что Давид, действительно, был певцом и музыкантом, что он слагал песни и религиозные гимны (1 Цар 16, 17; 2 Цар 1, 19 сл.; 6, 5; 7, 18 сл., 22). О поэтическом творчестве Давида говорится также в 1 Парал 16, 7. Какие же псалмы можно приписывать Давиду? Прежде всего некоторые из его гимнов вошли, очевидно, в другие, утерянные сборники. В частности, сюда относятся элегия на смерть Саула и элегия на смерть Авенира. Из тех же, которые вошли в Псалтирь, прежде всего следует указать на Пс 17. Красочный антропоморфизм в изображении Ягве, Который спешит на помощь царю, есть доказательство его древности и дает представление о подлинной религии Давида. Этот же псалом вкладывается в уста Давида в 2 Цар 22.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

11:35-38 Четьи-Минеи, 20 сентября Святой Исаак Сирский. Слово 1-е Святой Исаак Сирский. Слово 1-е Пс. 118:25; ср.: Пс. 137:7 Евр. 12:6 Пс. 2:12 Евр. 12:8 Евр. 12:7 Ин. 8:11  Поучение в неделю о самарянине. О поклонении Богу Духом и Истиною Истинный поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему Возлюбленные братия! Ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога покланяются Ему Духом и Истиною, что Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников, то очевидно, что таких только поклонников и служителей Он приемлет, такие только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам возвестил Сам Сын Божий. Веруем учению Христову! Со всею любовью приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностью последовать Ему, рассмотрим, что значит поклоняться Богу-Отцу Духом и Истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: Аз есмъ путь и истина и живот Истина есть Слово Божие: Слово Твое истина есть Это Слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово — Бог, это Слово — Творец всего существующего, видимого и невидимого Это Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины Бога никтоже виде нигдеже: но Слово Божие, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. От исполнения Его мы вси прияхом благодать возблагодать: благодать и истина Иисус Христом бысть Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но сама благодать, сама истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины Он — Дух, от Отца исходящий Он — Дух Святый Божий Он — Дух Сына как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцем и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О. I .100. Требник. Первая треть XII в. 8°. 73 л. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой, литерами Н/Л и полумесяцем, тип: Дианова. Кувшин, 247 (1621 г.); 2) Голова шута, фрагмент на вставных листах, не отожд. Записи: л. 72 об. – «Сен (?) Исповедник (нрзб.) всем человеком мужем и женам принесенная Филипом Трифановым из села Воскресенскова от Ильи Васильева диякона»; л. 71,72, слепое тиснение – «П.И. Гундобин»; л. 71 – запись о погоде 26 марта 1701 г. Содержание: л. 1–6 об. – поновление (без начала и конца); л. 7–55 об. – чин исповеди (без начала); л. 7–7 об. – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 8–9 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 10–20 об. – поновление; л. 21–22 об. – поновление инокам; л. 23–25 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 25 об.–30 об. – поновление священникам; л. 30 об.–32 об. – вопросник инокиням (ЧЖ-O.I.100); л. 32 об.–37 – поновление инокиням; л. 37 об.–40 об. – вопросник мужчинам (М-КДА 174); л. 40 об.–46 об. – поновление мирянам; л. 46 об.–49 об. – вопросник женщинам (Ж-O.I.100); л. 49 об.–53 об. – поновление женщинам. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 163–165, 176–179, 204–205, 223 224, 240–242 (Ж-O.I.100; ВВ Соф. 869 ; вопросник инокам в Основной редакции; ЧЖ-O.I.100; поновление женщинам: поновление инокиням; поновление, л. 1–6 об.) О. I Требник. XV в. 8°. 228 л. Содержание: л. 134–147 – чин исповеди; л. 137 об.–138 об. – Наставление-вопросник; л. 138 об.–139 – поновление краткое; л. 142–145 – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»). Описание: ПС XV, 1618; Дополнения к «Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в...... С. 49. О. I .473. Требник. Третья четверть XV в. (л. 225–261, 284–293 – вставные, середины – второй половины XII в.). 8°. 295 л. Филиграни: 1) Солнце с литерами pbs, два вида: Брике, 9478 (1467– 1471гг.) и 9481 (1461–1474 гг.); 2) Виноград, вид: Брике, 12991 (1452–1459 гг.); 3) Зверь, не отожд.; 4) Рука с цветком, не отожд.; 5) Голова быка, тип: Брике, 14298 (1425–1428 гг.); 6) Лилия на щите с короной, вид: Дианова, Костюхина, 914 (1656 г.); 7) Голова шута (на вставных листах, не отожд.). Содержание: л. 111–121 – отрывок чина исповеди (начало и часть листов между л. 116–117 утрачены); л. 111–112 – молитва разрешительная (начало утрачено); л. 112 об.–114 об. – поновление; л. 114 об.–116 об. – поучение поисповедное (конец утрачен); л. 117–119 поучение «Наставление о заповедях»; л. 119–120 об. – вопросник женщинам (Ж-О.1.473); л. 262–264 – молитва разрешительная. Описание: ПС XV, 3292.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

1184 По ряду признаков: сходство с пунктами Дамаскина и «богословием образа» Макария (см., например, следующий текст Послания к монахам: Δο λοιπν γνωρζω νθρπους, να τν φαινμενον κα να τν ποκεκρυμμνον ν τ φαινομν. σω τονυν χομεν νθρωπον κα διπλο τινς σμεν κα ττε ληθς λγομεν τι νδον σμν νθρωποι, τ δ ξω ο. λλ τ τλειον ν τ λογιστικ τς ψυχς χοντες στε τ μν σμα ργανν στι τς το νθρπου ψυχς, νθρωπος δ κυρως τ κατ’ ατν τν ψυχν), атрибуция текста в рукописях каппадокийцам – вполне можно было бы предположить, что этот отрывок (последний по счету в Послании к монахам [lin. 207 sq. Nicolopoulos] и отсутствующий в Послании к игумену) входил в CM, однако исследование этого вопроса завело бы нас далеко в сторону. Отметим только наличие в этом фрагменте буквальных параллелей с первым словом Пс.- Григория Нисского О сотворении человека (De creatione hominis sermo primus [Sp.]/Ed. H. Hörner, Gregorii Nysseni opera, suppl. Leiden: Brill, 1972, p. 2–40; recensio C: ibid., p. 2a-39a, 40=TLG 2017/34, 37; CPGS 3215 [там же литература]). Из сравнения фрагмента с текстом Пс.-Григория следует, что фрагмент является сокращенной версией; скорее всего, это сокращение сделано составителем Послания к монахам, однако не исключено и более раннее происхождение отрывка (следует учесть, что и сама гомилия Пс.-Григория также является собранием фрагментов – по мнению ряда ученых, подлинных отрывков Василия Великого , собранных Григорием Нисским ). 1186 CPG 4734, TLG 2062/421: Epistula ad abbatem/Ed. P. G. Nicolopoulos (Νικολπουλος 1973, 455–478) (строки 1–62 Послания к монахам=строкам 195–221, 232–273 Послания к игумену по указ. изд.). Греческие рукописи (XI-XII вв., самая старшая – Mosq. Sinod. graec. 235 [=Владимир 222]) перечислены у Rigo 1983, p. 198, n. 8. Славянский перевод известен по крайней мере в 3 рукописях ГПБ (Гранстрем-Творогов-Валевичюс 1998, 304, с. 105): Пог. 72 (сер. XIV в., серб.), л. 301–308; Гильф. 90 (сер. XIV в., серб.), л. 137 об.–147; Солов. 243 (XVI в.), л. 278 (для установления более полного списка славянских переводов необходимы специальные разыскания). Помимо Послания к монахам, известны и другие выдержки из Послания к игумену под иными названиями: О непрестанной молитве, Другой метод о трезвении, О трезвении и молитве (греческие титулы и рукописи см. у Rigo 1985, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

112, 4–9). После сего умальте в мыслях высоту престола, и вместе с нею вы необходимо умалите покров бедствующего человечества. б)  Благочестивейшие Государи на престол восходят, далее, для того, чтобы с высоты престола удобнее видеть ход всемирных событий и провидеть опасности отечества. Но для такового всемирного наблюдения потребна высота необыкновенная, которая владычествовала бы над всеми прочими высотами, и не была затемняема ничем равным и близким к ней, т. е. высота престола. В сем отношении опять должно сказать о царе земном то же, что псалмопевец говорит о Царе Небесном: высок над всеми языки Господь; сего ради высокая издалеча весть (Пс. 137, 6). Умальте в мыслях высоту престола, и вместе с сим тотчас умалится это благотворное ведение, сократится державный надзор над иноплеменными народами, глава отечества приблизится не только ко взорам, но и к стрелам вражиим, – произойдет то, чего наиболее желают враги отечества. в)  Благочестивейшие Государи восходят, наконец, на престол для того, чтобы быть свободнее от слабостей и недостатков общежития человеческого. Бедная земля наша так исполнена неправдою, что самое вещественное удаление от нее есть уже некое средство к совершенству. На великих высотах дыхание становится свободнее, самые мысли и чувства принимают какое-то возвышеннейшее направление. Тем нужнее возвышение над обществом человеческим тому, кто хочет быть превыше недостатков общежития: ибо, при настоящем греховном состоянии рода человеческого, все общественные отношения таковы, что удобно могут наклонять человека к земле, делать рабом предубеждений, привязанностей, выгод, милостей, страстей. Но в ком всего менее должно быть таковых слабостей, как не в представителе и владыке целого народа? Посему, кто более должен быть, так сказать, разобщен с падшей и клонящейся к падению землей, как не Государь? III. Да разумеют языцы, яко с нами Бог; да престанут помышлять в сердцах своих тщетна (Пс. 2, 1), и устами своими глаголать гордыню (Пс. 16, 10): а верные сыны отечества да продолжают в мире обитать под благотворною сенью Богом превознесенного Престола, заграждая слух от всех обаяний лжи и лукавства и твердо памятуя, что величие престолов гораздо нужнее для блага народов, нежели для тех, кои восходят на них. Аминь. (Составлено по проповедям Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, т. II, изд. 1873 г.). Поучение 4-е. Преп. Иларион Великий

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010