е. для его устрашения, вразумления и возбуждения к покаянию, суть, по их мнению, не больше, как естественные следствия дурно устроенной вселенной, или от многовекового бытия своего довольно уже обветшавшей и расстроившейся. Нет, высокоумные и вместе невежественные мыслители! И человек-художник не оставляет своего произведения без надзора и призрения, а тем более Бог, как существо премудрое и всеблагое, не мог оставить Им созданной вселенной без Своего отеческого о ней промышления, но неотлучно и неусыпно, скажем по-человечески, об ней печётся и заботится, всё в ней творя и претворяя, созидая и разрушая для одной наилучшей цели, Его благостию предназначенной, для возведения разумных тварей в Своё благодатное общение. Се не воздремлет, говорит об Нём пророк, ниже уснет храняй Израиля ( Пс.120:3 ), а если Израиля, то и всех человеков: еда Иудеев Бог токмо, вопрошает апостол, и потом ответствует: ей, и языков ( Рим.3:29 ). Этого мало: не только о человеках, но и о скотах и о каждой самомалейшей твари Он печётся и заботится: человеки и скоты спасеши, Господи, говорит тот же пророк ( Пс.35:7 ); а Небесный Учитель ещё яснее и подробнее, примером малоценного врабия и прочих птиц, нас убеждает в сем: воззрите, глаголет Он, на птицы небесныя, не две ли их ценятся единым ассарием? и ни едина от них падет на землю без Отца вашего, но Отец ваш Небесный питает их ( Мф.6:26, 10:29 ). Но Бог, как существо в высочайшем смысле и степени духовное, а потому свободное и независимое, ни чём в мире и вне мира не ограничивается и не связывается, но всё, во всём и всегда действует по совету воли Своей и по изволению бесконечной Своей благости и премудрости. След., ни законы, Им природе указанные, ни какая-либо другая сила на земле или на небе, от Него же происшедшая, ибо без Него ничто же бысть, еже бысть или будет, не могут заставить Его действовать иначе, нежели как Сам Он восхочет или признает нужным и полезным; в противном же случае Бог перестал бы быть Богом. Бог наш, говорит пророк, на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори ( Пс.113:11 ), и в другом месте: вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Представим себе, что в угрюмую пасмурную ночь мы носимы среди бурного моря и будем иметь довольно верное понятие об этой земле. Но вот и конец этой ночи: сквозь влажную атмосферу на нас блеснул луч света, и пред нами прошли обычной чредой первый вечер, первое утро и первый день. Далее, облачный покров, расстилающийся по водам, подымается вверх и раскидывается над нами шатром, по воле Того, Кто простирает над нами небо, яко кожу на шатре. Еще один день – и из глубины океана, скрывавшего от нас землю, выходят материки со всем разнообразием гор и долин; воды быстро разбегаются по своим вместилищам, уступая место садам и рощам, лугам и жатвам. – С земли водяной покров снят, на небе он еще остается; но вот и здесь завеса подымается и торжественно выступают великолепные светила дня и ночи. – Теперь все готово для земных обитателей, – по слову творческому являются и они. Вода и воздух первые населяются живыми тварями; за ними – земля. наконец, после всех видимых тварей является человек, как царь и в своем творении… Как же все это случилось? – На основании св. Писания следует ответить на этот вопрос следующим образом: творение мира есть свободное дело могущества, мудрости и любви Божией; все создано разумом и премудростью Божией: «Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом» (Пр.3:19; сн. Пс.135:5 ); создано, далее, свободной волей Божией, а не в следствие какой-либо необходимости: «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори» ( Пс.113:11 ); вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ); все сотворено наконец словом Божиим: рече Бог: да будет свет, и бысть свет, повествует Бытописатель. – рече Бог: да будет твердь посреде воды; и бысть тако … и т. д. Той рече, и быша: Той повеле, и создашася, – восклицает псалмопевец ( Пс.148:5 ). В последнее время, как известно, сделали значительные успехи естественные науки – физика и химия, астрономия и геология. Открылось многое такое, о чем так недавно и не воображало человечество.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vop...

Но судя и осуждая других, правило христианской мудрости требует, чтобы мы, если не прежде, то, по крайней мере, в то же время обращали внимание на самих себя, дабы не подвергнуться во всей силе и строгости приговору, изреченному Самим Судиёю живых и мёртвых: им же судом судите, судят вам, и в нюже меру мерите, возмерится и вам ( Мф.7:2 ). Вникнем же, возлюбленные, глубже в самих себя, всмотримся пристальнее в нашу жизнь и дела, в наши нравы и обычаи, слова и поступки, мысли, чувства, желания, наклонности, привычки: не обнаруживается ли и в них более или менее того же, что усмотрено было Пророком в древнем Израиле? Если так, то воспрянем от произвольной хромоты нашей и поспешим стать добре на обе плесне наши в служении Господу и, не колеблясь и не уклоняясь ни на десно ни на шуее, будем выну предстоять лицу Его, духом горяще и Ему единому нераздельно и неизменно работающе. Жив Господь и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего, Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. Избавитель мой от враг моих гневливых: от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя ( Пс.17:47–49 ). В сих словах и последующих за ними до самого конца псалма заключается общее молитвенное славословие Христа Богочеловека Богу-Отцу, не только от скорби и тесноты Его избавившему и на широту и пространство торжественно Его изведшему, но и в виду врагов Его прославившему и над всеми сопротивниками Его превознесшему. Называет же Он Господа живым, частию по свойству самого дела, Им совершенного, ибо если бы Он не был жив, то не мог бы защитить Его от врагов столь сильных и многочисленных столь лукавых и злобных, а частию – в отличие от Богов языческих, которые, по словам псалмопевца, уста имут, и не возглаголют, руце имут и не осяжут, нозе имут и не пойдут: не возгласят гортанем своим, ниже бо есть дух во устех их ( Пс.113:13–16, 134:17 ), яко велий Господь над всеми боги, и вся, елика восхоте, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ); называет Богом благословенным, потому что Он по преимуществу достоин всяких благословений, как нелицеприятный защитник правых и наказатель злых; желает, чтобы имя Его превознеслось паче всякого имени, потому что Он на самом деле показал Свою высоту и могущество, даровав Ему Своё спасение, отмстив врагам Его и покорив Ему народы, дотоле Ему чуждые и неведомые, и тем доказал до очевидности, что всё, что мы знаем или воображаем в мipe высокого и сильного, в сравнении с Ним слабо и ничтожно и, собственно говоря, ни того, ни другого имени не заслуживает.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   Мир возник не случайно, а в соответствии с Божественным замыслом. Из Священного Писания следует, что Бог сотворил мир    а) разумом и премудростью (см.: Притч.3:19, Пс.135:5, Иер.10:12), т. е. сообразно Своим высочайшим умопредставлениям, в которых Он от века созерцал Свои будущие творения, прежде чем они получили действительное бытие. Согласно преп. Иоанну Дамаскину, Бог «созерцал все вещи прежде бытия их, от вечности представляя в уме Своем; и каждая вещь получает бытие свое в предопределенное время, согласно с Его вечной соединенной с хотением мыслию (θελητικ ννο, «мыслью-волением». — О. Д.), которая есть и предопределение, и образ, и план». Логика заставляет признать, что Божественный замысел о мире является вечным, поскольку мысль о сотворении мира не могла в Боге возникнуть внезапно. Священное Писание подтверждает такой вывод: Ведомы Богу от вечности все дела Его (Деян.15:18), Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое (Евр.11:3). Таким образом, творение — это переход от вечных Божественных предначертаний к действительному бытию мира.    б) Волею, или хотением (см.: Пс.113:11, Пс.134:6, Откр.4:11), т. е. совершенно свободно, а не вследствие какой-либо внешней или внутренней необходимости. С древнейших времен свв. отцы и христианские писатели учили о том, что Бог создал мир не по какой-либо нужде, но исключительно по Своему изволению.    в) Словом (см.: Быт.1:3, 6, 9; Пс.148:5; Евр.11:3). Под этим «словом» не следует понимать какой-либо членораздельный звук или слово, подобное человеческому. Это творческое слово обозначает только мановение, или выражение Его всемогущей воли, которое из ничего произвело вселенную.    Митр. Макарий (Булгаков) говорит, что учение об образе или способе сотворения мира кратко может быть сформулировано так: «Бог сотворил мир по вечным идеям Своим о нем, совершенно свободно, единым мановением воли. В идеях от века предначертан был план мироздания; свободная воля определила осуществить этот план; мановение воли действительно осуществило». Однако, как именно всемогущая воля и творческое слово Божии вызвали вселенную из небытия в бытие, является тайной, которая постигается только верой (см.: Евр.11:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Псалмы Кораха («сынов Кореевых») Пс.42–49 и 84–85, 87–88 – в отличие от псалмов Асафа – характеризуются богословием не истории, но Сиона. Используя мифологические представления (Сион как гора богов, творения и всего мира), эти псалмы подчеркивают функцию Яхве как борца с хаосом, восседающего на Сионе как в своей царской резиденции и в своем граде Божием. В отличие от псалмов Асафа, размышляющих над опытом исторических катастроф Израиля (гибель Северного Царства в 722г. до н.э., разрушение Иерусалима в 586г. до н.э.) и использующих при этом богословие Северного Царства, псалмы Кораха прославляют нерушимость Сиона и его «вечную» функцию источника жизни. Кроме того, хорошо различимы еще некоторые группы псалмов, каждая из которых имеет свой специфический композиционный и богословский профиль: псалмы Царя Яхве (93–100), т.н. псалмы «Песах-Халлель» (113–118) и паломнические псалмы («псалмы восхождения»; 120–134). То, что здесь содержатся указания на целенаправленное придание книге определенной композиции, становится еще яснее, если обратить внимание на отражение в группах псалмов, объединенных общими заголовками, еще и определенных схем высказывания, относящихся к истории форм. Пс.42–49 и 84–85, 87–88 обозначаются как связанные друг с другом с помощью заголовков «(для) сынов Кореевых», а Пс.73–83 – с помощью заголовка «(для) Асафа». В своей последовательности они образуют богословски релевантные композиционные линии: Композиция Псалмы Кораха (42–49) Псалмы Кораха (84–85, 87–88) Жалоба 42/43 (я) – 44 (мы) 84 (я) – 85 (мы) Ответ (Бога) Жалоба Композиция Псалмы Асафа 73–77 Псалмы Асафа 78–83 «Учение» Жалоба 74 (мы) 79–80 (мы) Ответ (Бога) Жалоба Но и группы псалмов, отмеченные разными заголовками, искусно расположены в архитектуре Псалтири. Так, например, псалмы с 42 по 88 (89) выстраиваются в следующую концентрическую последовательность: Псалмы Кораха Псалмы Асафа Псалмы Давида Псалмы Асафа Псалмы Кораха (4) Ясное указание на то, что по меньшей мере некоторые части Псалтири читать следует как взаимосвязанную медитацию, видно в т.н. «давидизации» книги, проявляющейся в четырех моментах:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

На престол империи взошел Юлиан и открыто стал на сторону язычества. Гордый умом своим, он старался дать языческому богослужению великолепие и возможно лучший смысл, на словах выставлял из себя защитника всякой истины и человечности, а на деле нагло осмеивал святую веру, дозволял гнать и сам гнал христиан. Он прибыл в Антиохию и здесь поступал как фанатик язычества; велел выбросить мощи св. Вавилы из храма, «обещал стереть с лица земли всю породу галилеян» — так называл он христиан, и велел не иначе называть их. Раз он должен был проходить мимо молитвенного дома Публии. Подвижницы пели утренние хвалы Богу. Когда отступник шел мимо обители дев, подвижницы громче обыкновенного запели все вместе, считая гонителя достойным презрения и осмеяния. «Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих» (Пс.134:15), — возглашали они с Давидом и, его словами изобразив бесчувственность их, с его негодованием пели: — «подобии им да будут творящие я и вси надеющиеся на ня» (Пс.113:16). Слыша это, нечестивец вспыхнул и с гневом запретил петь псалмы, когда он будет проходить мимо. Тот, кто сердится на правду, выказывает только свою слабость и вызывает против себя новую смелость правды. Когда Юлиан снова проходил мимо обители, св. Публия велела петь: «да воскреснет Бог и расточатся врази его» (Пс. 67:2). Юлиан в бешенстве приказал привести к себе начальницу хора. Перед ним предстала старица, достойная всякого почтения и по летам своим и пользовавшаяся общим уважением в Антиохии за высокие добродетели свои. И, однако, он приказал одному из слуг бить по щекам проповедницу правды, и тот обагрил свои руки кровью ее. Бестрепетная диаконисса говорила Юлиану, что жалеет о больной душе его, но считает истину Божию выше всего. С хвалой Богу на устах возвратилась она в свою обитель. Считая Юлиана за одержимого злым духом, как одержим был Саул, она продолжала петь для него священные песни, с теми мыслями, что авось-либо и отступник придет в себя. Недолго после того длилась жизнь ее, она с миром предала дух свой Господу, а Юлиан погиб на войне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

IV Как оправдываются сектанты в том, что у них нет священных изображений?   Сектанты приводят из Писаний все те места, в которых запрещаются или которыми осуждаются ложные изображения — идолы — служение им вместо Творца. Что должно указать сектантам?   Должно указать, что в приводимых ими местах осуждаются ложные изображения, а в других местах Господь повелевает сделать и почитать истинные изображения. На какие места в особенности ссылаются сектанты, когда оправдываются в своем отвержении священных изображений?   Они ссылаются на Исх 20:4, 5 и Втор. 4:13, 15—19, 23, 24,28, 5:8, 9. Что говорится в этих местах Писания?   Здесь изложена Синайская заповедь Божия, запрещающая ложные, а не истинные изображения. Христиане же должны иметь истинные священные изображения, которые приказывалось иметь: Исх 25:8—10, 17—21, 26:1, 31 и др. Истинные священные изображения признавал у христиан и Ап. Павел: 2 Фес. 2:3, 4. Какие еще места из св. Писания приводят сектанты в свое оправдание?   По порядку книг св. Писания места эти следующие: Лев. 26(о высотах и идолах); Втор 12:2, 3 (о богах ложных, истуканах и жертвенниках им), Втор 27:15 (о ложных литых кумирах); Нав 24(о богах Египетских); 3 Цар. 18:21—40 (о посрамлении пр. Илией жрецов идола Ваала); 4 Цар. 17:9—41 (о служении истуканам, идолам и мерзости); Пс. 113:12—16 (о серебряных и золотых идолах); Пс 134:15—18 (о языческих идолах и мастерах их); Прем. Сол. 13:10—19, 14:8—31, 15:8—19 (о пустоте идольского служения); Ис. 2(об идолах), Ис. 17:7—8 (о служении Богу, вместо Ваала и Астарты), Ис. 42(о том, что Господь не даст славы Своей истуканам), Ис. 44:8—21 (идолы — не Бог, и делание их — глупо); Иер. 2:26—28 (об идолопоклонстве Израильтян), Иер. 10:2—5, 14, 15 (пустота идолов и глупость идолопоклонства); Послание Иеремии (в нем осуждается идолопоклонство Вавилонян); Иер. 6:4—6 (предсказание о поражении идолопоклонства),Иер. 30(об уничтожении идолов в Египте); Дан. 2 гл. (о золотом истукане Навуходоносора); Дан. 14 (об идоле Виле); Авв 2:18, 19 (о бесполезности истуканов).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Многочисленные поэтические аллюзии на И. представлены в Псалтири, где события И. из Египта и странствия по пустыне упоминаются в контексте восхваления деяний Бога для Своего народа. Прославление Господа как освободителя и спасителя Своего народа в этой книге преимущественно базируется на тематике И. Господь прославляется за спасение избранного народа во времена И. (Пс 66. 7), могущественные деяния Бога назидательно противопоставлены забвению и ропоту израильтян (77. 10-55), Израиль показан как стадо овец, которых Господь проводит через пустыню (77. 52). Израиль, выведенный Господом из Египта, представлен в образе виноградной лозы, которую Он посадил в плодородную землю (79). Звучит призыв к покорности Богу, Который освободил Израиль от рабства и «снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин» (80. 7). Величие Господа прославляется через наведение на Египет казней ради спасения избранных (104. 26-45), к-рых Он вывел из Египта в радости и веселии (104. 43). Осуждаются непокорность народа и его грехи в Египте и в пустыне по отношению ко Господу, Который «спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое» (105. 8). Событие И. метафорически представлено через образы моря, Иордана и гор, к-рые были вынуждены расступиться перед Господом, когда Он выводил Израиль из Египта (113). Пс 134-135 - это благодарственное славословие Бога, Избавителя Израиля от рабства, соединенное с Его прославлением как Творца мироздания. Вторая часть неканонической Книги премудрости Соломона представляет собой назидательный апологетический пересказ событий И. (Прем 10-19) как пример попечения и заботы Господа о Своем народе (19. 21). Акцент при этом сделан на том, что Бог, Которому подчинены все стихии и все живое на земле (19. 16-21), поставил их в услужение евреям и использовал во время И. воду (11. 5-15), огонь (16. 16-28), а также зверей и чудовищ (16. 1-4) для наказания египтян. В книге встречаются впосл. важные для христ. традиции прообразы: медный змий именуется «знамением спасения» (σμβολον σωτηρας) (16. 6), манна - «пищей ангельской», приятной на вкус каждому (16. 20). Описание страха, охватившего души египтян во время божественной казни (Исх 10. 21 сл.), носит подчеркнуто риторический характер (17. 1-20), а Божественное слово, приговаривающее к смерти егип. первенцев, метафорически сравнивается с острым мечом (18. 15-16). Книга Исход в межзаветной литературе

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Тот, кто пользуется информационными технологиями, обнаруживает, что расстояния и любые границы внезапно исчезли. Человек по-новому ощущает свое душевно-телесное единство и иначе относится к другим людям. Телеграф был первой электрической информационной технологией, и благодаря ему люди стали узнавать о событиях на других континентах гораздо быстрее, чем о событиях в соседней деревне. Начиная с изобретения телеграфа, изменилось наше представление о мире. Устранение барьера расстояния в сообщениях привело к тому, что весь мир стал “всемирной деревней”. В английском языке слово “деревня” - " village " - означает “небольшое сообщество”, и имеет приятный положительный эмоциональный оттенок: деревня - это место, где живут дружественные и любящие друг друга соседи. Однако Маклюэн предупреждал, что “всемирная деревня” - это не обязательно дружественное место. Устранение барьеров приводит и к конфликтам. Преодоление физических ограничений и ощущение, что человеческое тело само по себе стало ненужным, это одно из следствий технологий, таких как виртуальная реальность и многие способы компьютерной коммуникации. Это часть современной жизни - когда мы можем дружить с людьми по Интернету, никогда не видя их, и при этом не общаться даже с самыми ближайшими своими соседями. Искушение технологиями всегда существовало. Книга Премудрости Соломоновой описывает идолопоклонство, когда человек поклоняется делам своих рук (Прем. Сол. 14-15; Пс. 113:12-16; Пс. 134:15-18). Дело рук человеческих зависит от творца в своем существовании и значении: человек его создал и создал для какой-то определенной цели. Но когда человек поклоняется сотворенному им предмету как Богу, такой человек начинает уподобляться делу рук своих. Творцы идолов будут подобны им, и глаза их не будут видеть и уши их не будут слышать. Извращение правильного порядка в отношениях человека и его творений приводит в свою очередь к беспорядку во всех областях человеческой жизни. Электронные коммуникационные технологии идут дальше, чем все предыдущие произведения человеческого мастерства. Ранее технологии расширяли силы человека, и с изобретением письма память человека, например, уже могла быть помещена им как бы вне себя. Нынешние средства связи заменяют чувства человека, воображение и, самое главное, - центральный или общий смысл, который составляет различные данные внешних чувств вместе в одно постигаемое единство.

http://moral.ru/l9.htm

Очевидно, это была группа умеренных, нерешительных иконоборцев. Другая группа, стремясь к одухотворению и очищению христианской религии от грубых придатков, отрицала вместе с иконопочитанием и иконоупотребление, однако удерживала почитание других святынь, может быть, устраняя только связанные с ними злоупотребления. Выражением ее воззрений служит вероопределение собора 754 (по Lombard’y 753) года из 338 епископов. Вместе с тем оно является наиболее полным раскрытием и обоснованием иконоборства в VIII в.; по крайней мере ни сохранившиеся произведения иконоборцев, ни сочинения православных этого времени и акты VII Всел. Собора не указывают нам какихлибо еще существенно новых и важных доводов против иконопочитания и иконоупотребления сверх тех, какие находим в вероопределении 134 ; едва ли они имелись и в тех иконоборческих сочинениях, которые появились ко времени VII Всел. Собора, но не дошли до нас. Нам нет интереса следить, как развивалась исторически аргументация иконоборцев VIII в. против почитания и употребления икон; нам достаточно только знать, какая сумма доводов вообще была высказана ими ко времени VII Всел. Собора, чтобы судить, изменилась ли и в какой мере их аргументация впоследствии. Суммируем все эти доводы по имеющимся памятникам 135 . По козням диавола явилось в человеческом роде идолопоклонство – поклонение твари вместо Творца; воплотившийся Бог Слово избавил от этого и «даровал нам поклонение духом и истиною»; но диавол снова «под личиной христианства ввел идолопоклонство», убедив христиан поклоняться иконам 136 . Иконы суть вещественные изображения, поклоняться им значит поклоняться камням, доскам, стенам и вообще материи (λη) 137 ; иконы суть творение рук человеческих (χειροποητα), поклоняться им значит поклоняться идолам 138 ; иконопочитатели боготворят иконы и суть идолопоклонники (εκονολτραι – εδωλολτραι) 139 . Против них различные места Св. Писания; именно Исх.20:45 , Втор.5:89 , где запрещается делать «кумиры и всякое подобие» Бога и кланяться им 140 ; Мф.4:10 , Втор.6:1314 , Ис.44:6 , где запрещается чтить других богов, кроме единого истинного Бога 141 ; Пс.113:12 , где обличается ничтожность идолов, как изделий рук человеческих 142 ; Прем.13:10 – 15 , где проклинаются делатели идолов, поклоняющиеся изделиям рук и возлагающие свои надежды на мертвые предметы вместо Живого Бога 143 ; Пс.96:7 , Рим.1:21, 23, 25 , где осуждаются «поклоняющиеся истуканам», «изменяющие сливу нетленного Бога в подобие образа тленного человека» и «служащие твари паче Творца» 144 ; 1Пет.4:34 и 2Пет.2:1 , где апостол внушает новообращенным: «довлеет вам мимошедшее время жития, волю языческую творившым, хождшым...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010