Как мы уже говорили, буддизм – языческая, немонотеистическая религия. А языческие религии не знают пути “сверху вниз”, они знают только путь “снизу вверх”, т.е. путь трансцендентального познания божественного в отрыве от пути трансцендентного Откровения Бога. Не зная же Откровения и единого истинного святого личного Бога – Творца всего мира и нашего Небесного Отца, они имеют только то, что так или иначе можно познать лишь изнутри падшего человека и мира, в том числе из актуализируемого естественными, своими силами образа Божьего в человеке, из общественных и природных связей и соответствующего опыта. Поэтому и в таком язычестве может быть много ценного и правильного, отчасти даже истинного. Вот почему, хотя языческие боги суть не боги (см. 4Цар. 19:18 ; Иер. 2:11, 16:20 ; 1Кор 8:5 и Гал. 4:8 ), совсем ложных религий в мире нет (ср. Пс. 81:1, 96:7, 134:5, 135:2 ; Рим. 1:20 ), а язычники, если живут по совести, хотя лично и не знают Бога во Христе, все же имеют надежду на спасение (см. Рим. 2:6-29 , особенно 14–15) – Духом Святым, Который “дышит, где хочет” ( Ин. 3:8 ). Буддизм, например, есть весьма тонкое и благородное, в лучшем смысле этого слова, язычество. Но много дало и дает человечеству и иное язычество Востока – Египта, Вавилона, Персии, Индии, Китая, как и Древней Греции, Рима и т.д. Такое язычество глубоко и серьезно и требует соответственного отношения с нашей стороны. Но работа по узнаванию и отделению частей правды и истины в язычестве от неправды и неистины в нем же (см. Быт. 6:1-6 ) только началась. Здесь еще нет общей картины и должной последовательности. Особое значение в наше время среди языческих религий, кроме буддизма, имеет индуизм, великая индийская национальная философская вера, возникшая задолго до буддизма. В рамках пантеизма он мудро учит о мировом и человеческом духе, т.е. брахмане и атмане, призванном к полному трансцендентальному единству. Но в индуизме, как и во всяком язычестве, сильно развит магизм. И для него характерно безличностное, а к тому же еще и кастовое, отношение к человеку, выражающееся, в частности, в учении о переселении душ. В Индии он имеет множество школ, сект и направлений, не сводимых друг к другу. Он впитал в себя даже буддизм. К нам индуизм часто проникает через йогу и оккультные секты, теософию, антропософию, кришнаитов, рерихианцев, учения многочисленных гуру. (См. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994. Интересна и его статья о так называемом “Тибетском евангелии”, доказывающая его теософское происхождение: Современные размышления по поводу одной старинной подделки//Народы Азии и Африки. М., 1990. 4, а также Православная община. М., 1992. 2. С. 80–85.)

http://azbyka.ru/xristianstvo-i-drugie-r...

Феодорита: Из самых, говорит, дел мы узнали могущество нашего Бога, и что почитаемые у других народов боги никак не могут сравниться с Ним; ибо никто не сравнивает несуществующее с существующим и присносущим. Господь наш над всеми боги Господь, почитаемый за Бога нами, есть сущий (действительный), а боги, так называемые у Еллинов, вовсе не существенны; и Господь наш есть истинный Господь, а боги Еллинов не истинны. Далее речение: над, Здесь по-видимому употреблено Давидом сравнительно, но это по предусмотрению, т. е. как замечает Златоуст, относительно к грубости и низости познания Иудейского народа, а в других местах называет Его Господом и Богом богов: Бог богов Господь говорил ( Псал. 49:1 ); и в этом же псалме постепенно возвышая слушателей к истинному познанию Бога, представляет Его делателем и самопроизводителем чудес и впереди поносит богов языческих. И в 96м псалме сказано также: весьма превознесся Ты над всеми богами, где и смотри и изъяснение сих слов. Пс.134:6 .  Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли То же самое сказал в 113-м псалме: Бог наш на небе и на земле, все, что восхотел, Он сотворил. (1) (1) Феодорита: С сим согласно следующее: В величии и красоте тварей, по умозаключению, можно видеть виновника бытия их ( Прем. 13:5 ). Также Апостольские слова: Ибо невидимое Его от самого сотворения Мира делается видимым чрез рассматривание тварей. И Давид теперь из творения показывает могущество Божие, и говорит, что произведения их соразмерны не силе, но хотению Его: потому что Он мог создать многократно столько же тварей и гораздо огромнее, но Ему угодно было создать столько и таких свойств. Златословесного: И, что особенно удивительно, Он сотворил без труда и напряжения, не по повелению, но одним хотением: стоило только восхотеть, и вдруг последовало самое дело. И как у нас хотение не производит утомления, так и у Него произведение столь многих и столь великих сил. Сие и пророк показал, говоря: все что восхотел, сотворил на небе и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

8 . Надлежало бы им поразиться удивлением, смотря не только на устроение солнца и луны, но и на правильное расположение звезд, на их беспрепятственное течение и на благовременное каждой из них восхождение; как одни из них показывают лето, а другие зиму и как иные означают время сеяния, а другие знаменуют наступающее время плавания, и человек, сидя на корабле и плавая по неизмеримым волнам, посредством наблюдения звезд управляет кораблем. О сих-то действиях хорошо говорит Писание: и будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов ( Быт.1:14 ), а не для гадания по звездам и пустых наблюдений над рождающимися. Посмотри, как благодетельно для нас являет Он и дневной свет в постепенном его приращении, ибо мы видим, что не вдруг восходит солнце, но предшествует ему малый свет, чтобы зрачок глаза, наперед привыкнув к оному, мог сносить лучи большие, и как лунным сиянием умеряет он ночной мрак. 9 . Есть ли у дождя отец? Или кто рождает капли росы? ( Иов.38:28 ). Кто сгустил воздух в облака и повелел им носить дождевые воды? Иногда ведет Он от севера златозарные облака, иногда превращает их в одинакий цвет и опять пременяет в различные, кругообразные и другие виды. Чья премудрость может исчислить облака? Как об этом сказано у Иова: Разумеешь ли равновесие облаков? ( Иов.37:16 ). Также: Кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба? ( Иов.38:37 ); и еще: облако не расседается под ними ( Иов.26:8 ). Великая тяжесть вод на облаках, и они не расторгаются, но воды ниспадают на землю в совершенном порядке. Кто изводит ветер из хранилищ Своих? ( Пс.134:7 ). Кто же, как сказали мы прежде, рождает капли росные? Из чьего чрева исходит лед? ( Иов.38:28–29 ). Сущность его водная, а свойства каменные. И притом вода иногда делается снегом, подобно волне, иногда сыплется во мгле, как пепел, иногда превращается в каменное вещество – поскольку Бог устраивает из нее все, что хочет. Однородно естество ее и многообразно действие. Вода в виноградных лозах бывает вином, веселящим сердце человека, в маслинах елеем, умащающим лицо человека, превращается также и в хлеб, сердце человека укрепляющий, и во всякие роды плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Иудеи думали, что Вавилоняне стали неодолимыми и достигли такой крепости, что они не оказались бы бессильными против врагов даже и в том случае, если бы этого пожелал Бог. До такого упадка духа, думаю, Иудеев довели жестокие и необузданные злодейства, совершенные теми во всей их стране. Итак, дабы они узнали, что те будут низвержены без малейшего затруднения, если Бог воздвигнет Свой гнев против них, и будут весьма легко истреблены, он необходимо говорит: «Господь: в скончании и трусе путь его». Нечто неотвратимое и неизбежное есть «трус» (землетрясение) и «скончание» и при этом облако, поднимающееся наподобие пыли и покрывающее небо. По-видимому, здесь Пророк приводит им на память потоп, погубивший весь род человеческий при Ное; ибо тогда, как бы в «скончании и трусе», бывшем против всех, пришел Бог, «возводя облаки» (Пс.134:7), как говорит Священное Писание, отверзая «хляби небесные» (Быт.7:11) и потопляя землю безмерными дождями. Итак, говорит, легко Преодолевший всю землю и единым словом Истребивший всех живущих на ней, как может оказаться бессильным против одного народа Вавилонского? И вполне сообразно с божественным могуществом облако называет прахом Его; ибо как человеку весьма легко поднять пыль и прах, так и владычествующему над всем Богу весьма нетрудно покрыть небо непогодою и облаками. Наум.1:4. Запрещаяй морю, и изсушаяй е, и вся реки опустошаяй.    Начинает повествование о таких событиях, о которых они сами знают и которые они сами испытали, оставляя в стороне самые древние. Когда покровитель Бог вывел Израиля из земли нечестивых Египтян и избавил его от нестерпимого их владычества; то Он переводил их чрез средину моря и повелевал им ходить как бы по суше, ибо «огустеша яко стена воды» (Исх.15:8), воды сделались как бы стеною, по написанному. Итак Он запретил морю и оно сделалось удобопроходимым как некая суша. Но если бы кто захотел с мыслями этих слов привести в связь прежнее изречение, разумею: «Господь: в скончании и трусе путь его», — то будет вправе рассуждать и таким образом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3526...

2 Руки мои сотворили гусли, и персты мои сделали псалтирь. 3 Кто возвестит обо мне Господу моему? Сам Господь, Сам услышит: 4 Сам послал вестника Своего, взял меня с пастбища отца моего и помазал меня елеем святым Своим. 5 Братья мои были красивы и рослы, но не благоволил к ним Господь. 6 Вышел я навстречу иноплеменнику, и проклял он меня от имени идолов своих. 7 А я исторгнул меч у него, обезглавил его и снял позор с сынов Израилевых. 921 ...о Голиафе – надписание указывает на повод составления псалма: победу Давида над филистимским богатырем Голиафом (см.: 1Цар. 17:1–58 ). Псалмопевец преисполнен чувства близости к Богу, он призывает Его на помощь в борьбе с врагами. 925 Ст. 9. ...песнь новую – см. примеч. к пс. 32:3; ...на псалтири десятиструнной – см. примеч. к пс. 32:2. 927 Ст. 4–6. Хранить в памяти поколений благодеяния Бога Своему народу было священной обязанностью древнего еврея (см.: Втор. 4:9–10 ). Эти стихи толкуют и как призыв славить Бога за сотворение всего мироздания Божественным Промыслом. 933 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104 и пс. 112. Этим надписанием объединены пс. 145–150, которые входили в третий «Аллел» (см. примеч. к пс. 134); ...Аггея и Захарии – эти Пророки были современниками тех, кто после вавилонского плена восстанавливал храм в Иерусалиме. 950 Аллилуия, Аггея и Захарии – см. примеч. к пс. 145. Ст. 1. ...Сион – см. примеч. к пс. 131:13–14. 953 Ст. 4–7. От частного случая – помощи Божией жителям Иерусалима – мысленный взор Псалмопевца переносится к явлениям общего порядка, к Промыслу Божию в природе. Ст. 4. ...слово – повеление. 954 Ст. 5. ...пряжу – подразумевается разложенная по земле белая, чистая шерсть вымытых перед стрижкой овец. 958 Аллилуия, Аггея и Захарии – см. примеч. к пс. 145. Псалмопевец поет восторженный гимн Богу, вознося хвалу от лица всей вселенной, обращаясь к Ангелам (ст. 2), небу с его светилами (ст. 1, 3, 4), земле с ее стихиями, растениями, животными (ст. 7–12); повод для этой хвалы – забота Бога о Своем народе (ст. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11. О законе Божием: 18, 118. 12. О суетности жизни: 38, 48, 89. 13. Об обязанностях правителей: 81, 100. 14. Пророческие псалмы: 2, 15, 21, 39, 44, 67, 71, 96, 109, 117. 15. Псалмы в честь Иерусалима и храма Иерусалимского: 14, 23, 67, 86, 131, 133, 134. 16. История народа Божия: 77, 105. 17. Псалмы о будущем Мессии, Господе Иисусе Христе: 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109. 18. О лицах и событиях Ветхого Завета, прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь: 8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117. 19. Хвалительные псалмы: 112, 113, 114, 115, 116, 117. Псалтирь. Репринтное издание Московской Патриархии, 1873 год Псалмы на разную потребу По советам и наставлениям преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского и святителя Филарета Московского По советам и наставлениям святых отцов Церкви: преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Филарета Московского – в Псалтири можно выделить псалмы на разную потребу: 1. Чтобы уберечься от тяжких грехов: Пс. 18 2. Против нападений бесовских: Пс. 45, 67 3. При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: Пс. 4, 7, 36, 51 4. Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: Пс. 11 5. Для смирения духа: Пс. 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138 6. Когда враги продолжают искать твоей погибели: Пс. 34, 25, 42 7. В благодарность за победу над врагом: Пс. 17 8. Во время скорби и в несчастиях: Пс. 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142 9. При унынии и в безотчетной скорби: Пс. 26, 90, 101 10. В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: Пс. 3, 37, 2, 49, 53, 58, 90, 139 11. В о б стояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: Пс. 16, 85, 87, 140 12. Когда просишь милости и щедрот у Бога: Пс.66 13. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: Пс. 28 14. Чтобы не скупиться и подавать милостыню: Пс. 40 15. Восхваляя Господа: Пс. 23, 88,92,95, 110, 112, 113, 114, 133, 138 16. В болезнях:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пс.134:13 . Господи, имя твое в век, и память твоя в род и род: Пс.134:14 . яко судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится. Здесь славословием прерывает порядок слова, как обыкновенно творят Пророки. Ибо начав нечто говорить о чудесах Божиих, тотчас воспламеняются и не прежде к концу приходят, как прославив и восхвалив Бога за неизреченныя благодеяния Его. Сие и Павел творит повсюду, а наипаче в предисловиях своих посланий ( Гал. 1:3 ; Рим. 9:4 ; 1Тим. 1:17 ). Тако и Пророк, описав чудный промысл о церкви, поражение, бывшее во Египте, многоразличныя благодеяния, оказанныя Иудеям в пустыне, преславныя победы, одержанныя над многочисленными врагами, и быв в восторге от неизреченнаго Божия человеколюбия, провозгласил славословие, глаголя:Господи, имя Твое в век, и память Твоя в род и род, то есть слава Твоя пребудет вечна: ибо ничто ея не умалит, ничто ея не прекратит, но присно пребудет неизменна, всегда имеет процветать и никогда не увянет. И то же самое по обычаю своему повторяя, присовокупляет: и память Твоя, – то есть воспоминание имени Твоего, продолжится от рода в род. Следующия за сим слова: яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умилосердится – означают, что память имени Божия потому всегда будет славна, поскольку Бог, праведный Судия, как доселе мстил за людей Своих, так и впредь имеет мстить врагам неправедно гонящим их: и о рабех Своих умилосердится, то есть, продолжит милость Свою в род и род. Пс.134:15 . Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих: Пс.134:16 . уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: Пс.134:17 . уши имут, и не услышат: ниже бо есть дух во устех их. Пророк паки возвращается здесь к прежнему учению, и сими словами подтверждает первый свой довод, положенный в пятом стихе, где сказал, яко Господь наш велий над всеми боги. Ибо хотя не важно для Бога быть больше богов златых и сребрянных, когда Он несравненно больше не токмо царей, но и Ангелов: но Пророк сравнивает Его с идолами, во-первых, для того, дабы яснее показать немощь языческих богов; во-вторых – для того, что хотя боги языческие были не что иное, как демоны, однако многие из язычников сего не знали, но почитали самых идолов за богов, как явствует из 1 книги Царств о кумире Дагона. В-третьих, наконец, для того, что из сих доводов ясно выводится немощь и самых демонов, кои изображениям своим не могли дать ни чувства, ни жизни, так как истинный Бог дал образу Своему, то есть человеку, и дух жизни, и чувство, и, что еще превосходнее, разум и свободную волю. Таким образом, Пророк сильно доказывает, что Бог есть велий над всеми богами: ибо идоли язык, как сами, так и живущие в них, – мнимые боги, очи имеют, но не видят; уши имеют, но не слышат; уста имеют, но не глаголют; руки и ноги имеют, но ни двигнуть, ни двинуться не могут: несть бо духа жизни во устех их. Пророк сие сказал, применяяся к словам, реченным в 2 главе Бытия, где сказано о образе истиннаго Бога так: и вдуну в лице его дыхание жизни ( Быт. 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс. 138 5. Сокрушение о грехах, прошение к Богу о помиловании на Суде: Пс. 37 6. Желание верующего соединиться с Богом и упование на Него в несчастии: Пс. 41 7. Блаженство праведника и гибель нечестивых: Пс. 1 8. Свойства истинного праведника и наследника жизни вечной: Пс. 14 9. Бог прощает грехи смиренно исповедающим их пред Ним: Пс. 31 10. Не должно завидовать счастью грешников, взирать же подобает на конец беззаконных и праведных: Пс. 36 11. Особенная милость Божия к милостивым: Пс. 40 12. Блаженство пребывающих во храме Господнем: Пс. 83. 13. Прославление благости Господа к уповающим на Него: Пс. 90 14. Твердость верующего в гонениях и утешение покровительством Божиим: Пс. 26 15. Утешение праведника всегдашним хранением Божиим: Пс. 120 16. Воздыхание к отечеству Небесному: Пс. 136 17. Образец молитвы за царя: Пс. 19. 20 Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография, 1897 год. Псалмы, выражающие главную мысль В каждом псалме можно выделить главную мысль. Поэтому признаку все псалмы можно разделить на группы: 1. Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150. 2. Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному: 45, 47, 64, 65, 67, 75, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149. 3. Благодарение Богу за благодеяния добрым: 22, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145. 4. Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143. 5. Прошение у Бога прощения грехов: 6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142. 6. Упование на Бога в смущении духа: 3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68, 70, 76, 85, 87. 7. Обращение к Богу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142. 8. Прошение о помощи Божией: 7, 16, 19, 25, 34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 131, 143. 9. Желание посетить храм: 41, 42, 83. 10. Псалмы учительные о добре и зле: 1, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 23, 24, 31, 33, 35, 36, 49, 51, 52, 57, 72, 83, 90, 91, 93, 111, 120, 124, 126, 127, 132.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Повиновение закону Божию составляет а) отличительное свойство верующих: Что мы познали Господа, познаем из того, что соблюдаем Его заповеди ( 1Ин.2:3 ); б) доказательство любви ко Господу: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин.14:15 ). Любовь состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его ( 2Ин.1:6 ); в) все для человека: Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека ( Еккл.12:13 ). Все в соблюдении заповедей Божиих ( 1Кор.7:19 ). Верующие а) любят закон Божий: Как я люблю закон Твой! весь день размышляю о нем. Буду утешаться заповедями Твоими, которые я возлюбил. Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра ( Пс.118:47,78,97 ); б) сохраняют закон Божий: От заповеди уст Его я не отступал, глаголы уст Его хранил больше, нежели свои правила ( Иов.23:11–12 ). Закон Твой сталь моим, ибо повеления Твои храню. Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать заповеди Твои. Всем сердцем буду хранить повеления Твои ( Пс.118:69,134 ); в) находят утешение в законе Божием: Закон Твой утешение мое. Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем ( Пс.118:92 ). По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием ( Рим.7:22 ); г) имеют закон Божий написанным в сердце своем: Язык праведника произносит правду. Закон Бога его в сердце у него: не поколеблются стопы его ( Пс.36:30–31 ). Послушайте Меня знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь ( Ис.51:7 ); д) молятся о том, чтобы Бог научил их закону Своему и чтобы сохранить его: Благословен Ты, Господи: научи меня уставам Твоим. Вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! ( Пс.118:5 ); е) должны читать закон Божий во все дни жизни своей, помнить его и научать ему детей: Положите слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь ( Втор.11:18–19 ). Господь постановил устав и положил закон, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род хранить заповеди Его ( Пс.77:1–7 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Димитрий Кидонис 87 сн. Димитрий, митр. Ростовский, свт. 131 (5) , 132 (2) , 203 Диодор, еп. Тарсийский 33, 46, 47, 219 Дионисий Ареопагит (Пс.) (Pseudo- Dionigi l’Areopagita) 28, 43, 44, 53, 56, 63 сн., 78, 198, 208 Дионисий Младший 143 Доброхотов А. Л. 86 сн. Доментиан, иеромон. 115, 126 Доментиан, протосингел 194 Досифей, патр. Иерусалимский 99, 100 (5) Достоевский Ф. М. 137, 162 (1) , 188, 203 Дунаев А. Г. 202, 205, 212, 215 (2) , 221 Дунс Скотт 1041 Ева, библ. 22, 24, 25, 121 (4) , 141 Евгений Вулгарис, архиеп. 104, 105 (1, 5, 6) , 106, 107, 174 Евномий, еп. Кизический, еретик 41 Евсевий, еп. Кесарийский (Eusebe de Cesaree) 32, 65 сн., 220 2 Евстафий Христодул (Christodulos Pamplekes), бывший святогорский монах 107 (1) Евфимий Зигабен (Зигавин) 50, 110 (3) Евфимий, патр. Тырновский 124, 125 Ездра, библ. 128 (2) , 129 Елена (Хиловская), монахиня 202 Елеонский Ф. Г. 159 1 , 160 сн. Емельянов Т. В. 202 Енох, библ. 121 (4) , 125 Епифаний Саламинский (Кипрский) (Epiphane de Salamine), свт. 28, 220 2 Ерделян М. (Ердельан М.) 196 (1) Есфирь, библ. 128 2 , 171 Ефрон И. А. 50 2 Ефрем Сирин , прп. 120 Жгун М. А. 137 2 Жгун П. Б. 137 2 Живанович А. (Живановий А.) 194 (2) Жильсон Э. (Gilson E.) 36 4 , 53 сн., 54 1 , 56 2 , 85 2 , 86 сн., 203 Жюжи Μ. 47 2 Захария (Зaxapuj), праведный, библ. 70, 114 (1) , 194 (1) Зверев Η. 186 3 Зеньковский В., прот. 191 2 Зибен Г. (Sieben Н. J.) 219 (2) Иаков (Блонецкий), иеромон. 134 Иаков, праотец, библ. 5, 30, 35, 49 Иафет, библ. 122 Иванова М. В. 213 Ивкина Н. В. 212 Игнатий Брянчанинов , еп. Кавказский, свт. 157 (2) , 158 (1) , 203 Игнатий, еп., адресат свт. Филофея Коккина 215 3 Игнатов Влас 129 5 Иегова (искажен, библ.) 160 сн., см. Яхве Иезекииль, библ. 9, 34, 70, 128 1 Иеремия, библ. 8, 34 (11) , 128 1 , 182 Иеремия II, патр. Константинопольский 98 (2, 4) , 99 1 , 203 Иероним Стридонский , прп. 32, 36 (3) , 51, 84, 216 Иисус Навин, библ. 77, 187 Иисус, сын Сирахов, библ. 99, 114, 128 (1) , 145, 171, 183 Икумений 50 (2) Иларион, митр. Киевский, свт. 123, 201

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010