Тихо, без малейшего знака страдания, угасала в ней жизнь, угасала, как недогоревшая свеча, как лампада, в которой иссяк елей, ее поддерживающий. Она уважала всех монашествующих, как ангелов Божиих, и вот пять иеромонахов Господь послала быть свидетелями ее блаженной кончины, которую старец Макарий назвал преподобнической.  Отпевание тела усопшей о Господе совершено было отцом архимандритом соборно, десятью иеромонахами и одним священником.  К этому же дню прибыли за двенадцать верст, по собственному усердию, все крестьяне и крестьянки из имения мужа покойной, чтобы отдать последний долг своей «доброй барыне», а до погребения отслужили общую по ней панихиду. Трогательно было видеть их усердие и непритворные слезы. Радостно было слышать их простые рассказы о покойной: как того она поддержала тайно (чтобы оградить от зависти других), во время нужды, неурожая или пропажи лошади; как у той спасла от смерти единственного ребенка своими материнскими о нем попечениями в болезни. Монашествующие, с родными усопшей, с уважением проводили мать своего товарища до могилы, ублажая ее добродетельную жизнь и желая и себе столь же мирной и блаженной кончины, какой удостоил ее Господь за благое делание и терпеливое несение креста своего.  Блаженни милостивии, яко тии помиловании будут ( Мф. 5, 7 ). Сеющие слезами, радостию пожнут ( Пс. 125, 5 ).) Литература: Архимандрит Леонид (Кавелин) . Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. «ИНДРИК». М., 2008. С. 379–383. ГАСО. Ф. 47. Оп.1. Д.309. Л. 318. Метрические книги храма Спаса с. Спас-Волженского. Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012. С. 134. Диакон Александр Занемонец. Русские на Святой Земле. Изд. «Бейт аКерм». Иерусалим, 2015. С. 69–72. Русский биографический словарь. Т. Лабзина-Ляшенко. М., 1996. С. 196–206. Калужская энциклопедия. Под редакцией В.Я. Филимонова. Калуга, 2005. С. 241–242. Подвижники благочестия Оптиной Пустыни 19-начала 20 века. Жизнеописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Потому подобает нам воссылать прилежные мольбы с теплыми слезами к Богу Отцу и к Богу Сыну, и с Псалмопевцем вопить непрестанно: Дух Твои благий наставит мя на землю праву. Дух Твой, Боже Отче Единосущный, – Дух Твой, Отче, от Тебя исходящий предвечно, – Дух Твой, Сыне, от Тебя миру подаемый временно, – Дух ваш, Отче и Сыне, единосущный и единочестный, Дух ваш благий да ублажит и удобрит души наши, – злых да сотворит благими, обновляя ветхого человека. Ты, Боже, да послеши Духа Твоего, и созиждутся души наши, и обновиши лице земли ( Пс. 103:1 ), – той земли, которая в древности услышала: земля еси, и паки в землю отъидеши ( Быт. 3:19 ); – да обновит Дух Святой благодатию Своею лицо той земли, чтобы ей быть жилищем для вас самих, а не для лукавого духа. Равно достоит нам сегодня воссылать прилежные и теплые молитвы и к Богу Духу Святому, и с Материю нашею Церковию непрестанно воспевать: «Царю Небесный, Утешителю Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!» Очисти нас, как огонь очищает злато и сребро. Ты – огонь невещественный, по тому слову: Господь Бог наш огонь поядаяй ( Евр. 12:29 ). Ты – огонь совершающий, а не сокрушающий души наши. Ты – огонь, попаляющий терние греховное и просвещающий души наша. Ты – огонь, отгоняющий холод беззаконий и возжигающий теплоту любви. Ты – огонь, очищающий сосуды душ наших от скверн богомерзких и устраивающий их в честь. Тобою раздежи души и телеса наши, да горим неопально. Тобою – огнем небесным распали нас ныне, да избежим огня гееннского, паления вечного. Тобою – огнем да горят светильники душ наших, чтобы нам войти в чертог Жениха Небесного с мудрыми девами. О, огонь Святой! Горе тем, которые не горят Тобой и не светятся Тобой: некогда они обнимутся мраком непросветимым, и будут ввержены в огонь вечного мучения. Итак, Душе Святой, Душе Пребожественный, Душе Животворящий, попали пламенем Божества Твоего все терния и плевелы грехов наших, отсеки всякую отрасль неполезную, внутрь нас прозябающую, – отруби ветви сухие и нетворящие плодов, совершенно искорени всякое семя злобы из нивы сердец наших, чтобы никто из нас не оказался сжигаемым в вечном огне. Вся Живоначальная и Пребожественная Троица, Отче, Сыне и Душе Святой, Единый истинный Боже! Отче передвечный, сотворивший нас, Сыне сопревечный искупивший нас, Душе Святой, единосущный Отцу и Сыну, благодатию Твоей освятивший нас! Веру православную расшири, Церковь от ересей соблюди, благочестивого Царя утверди, державу его укрепи, людей Твоих умножь, обилие плодов земных угобзи 134 , мир желаемый устрой, благочестие всюду насади, надежду в сердцах наших водрузи, пламень любви зажги и по скончании временной жизни живот вечный даруй нам, яко един совершенный Человеколюбец! Аминь 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Предъизображены – Его совершенная невинность, и вместе искупительное принятие на Себя тяжкой виновности. Невинность: яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его ( Ис. 53:9 ). И вместе искупительная виновность: у пророка Давида тоже самое лицо, которое говорит, что преследовавшие его враги оболгали его за то, что оно постоянно следовало добру, вопиет: беззакония моя, превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне ( Пс. 37:5 ). 134 Подобным образом и Исаия говорит, что сие Лицо ради беззаконий людей ведеся на смерть ( Ис. 53:8 ), и что, следственно, осуждение Его, Христа, имело быть искупительное. II. Искупительную силу и значение суда и осуждения, которому благоволил подвергнуться Господь наш Иисус Христос, можно видеть 1) из прямого отношения этого суда к суду Божию над первыми преступниками – прародителями падшего рода человеческого; 2) из учения святой Церкви, которая в различных обстоятельствах суда над Иисусом Христом находит таиственный смысл, – указывая, как во всех внешних действиях выражалось здесь совершение дела искупления. 135 В самом деле, если сравним суд Божий над падшими человеками с этим судом человеков над Восстановителем падшего рода человеческого, Сыном Божиим, то найдем ближайшее, так сказать, мздовоздаятельное соотношение между первым и последним. И прежде всего, а) что были за причины, по которым прародители наши оказались виновными, а Иисус Христос – обвиненным? И там и здесь главной причиной была зависть. Завистью диаволею смерть вниде в мир, говорит премудрый ( Прем. 2:24 ). Не позавидуй диавол блаженству человека, – он не стал бы и искушать его в раю, – и наши прародители не оказались бы виновными. – По зависти предан был и Иисус Христос. Ведяше Пилат, по свидетельству Евангелиста, яко зависти ради предаша Его ( Мф. 27:18 ), Иисуса Христа, иудеи, – те, которым сам Господь сказал некогда: вы отца (вашего) диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони ( Ин. 8:44 ). А затем, – и там и здесь, влекли невинных в погибель коварство, ложь и клевета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

По сожжении жертвы и окончании псалма служивший священник с лестницы храмового притвора (Ulam) преподавал благословение народу, который при этом падал ниц, особенно если жертву приносил и благословение преподавал первосвященник [ 12 ]. Псалмы дневные и праздничные. Песни субботы Псалом при ежедневном жертвоприношении на каждый день недели положен был особый: в субботу 91, в воскресенье 23, понедельник 47, вторник 81, среду 93, четверг 80, пятницу 92 [ 13 ]. В особо важных случаях пелись особые псалмы и псалом пелся не одними левитами, а в пении его принимал участие весь народ, подхватывая концы стихов. для этой цели некоторые псалмы и составлены так, что каждый стих или отдел оканчивается одним и тем же припевом (например Пс 135, где каждый стих имеет припев «Яко в век милость Его»; для ряда же псалмов 105–106, 112–118, 134–135 таким припевом служило «аллилуиа»). В Библии указано несколько случаев, когда подобные псалмы пелись с участием народа, причем во всех этих случаях, по-видимому, указывается на одни и те же псалмы — 134 и 135 [ 14 ]. Псалмы эти и потому подходили у евреев, как и у первых христиан, для богослужения, что они прямо направлены против идолопоклонства [ 15 ]. По субботам по время принесения особенной субботней жертвы пелась песнь Моисея: «Вонми небо» (1/6-ая часть ее в каждую субботу по порядку) — при утреннем жертвоприношении, а при вечернем «Поим Господеви». (Отсюда понятно место Апокалипсиса [ 16 ], где говорится, что святые, идя в вечное субботствование, поют песнь Моисея) [ 17 ]. В праздник Пасхи и Пятидесятницы пели галлел малый или египетский, т. е. псалмы 113–118, считавшиеся особенно содержательными, так как они прославляют исход из Египта. На Кущи пелся галлел большой, состоявший, по разным мнениям раввинов, из пс 117–135, или 119–133 (степенные псалмы), или 134–136 [ 18 ]. Стихи одного из этих псалмов —117-го вошли в наше уставное «Бог Господь». (По старым уставам Бог Господь полагалось только в праздники) [ 19 ]. По образцу степенных псалмов составлены у нас заменявшие прежде нынешний полиелей степенные антифоны (по старым уставам последние и пелись со стихами этих псалмов) [ 20 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

«Бездною» он называет преисподние места земли, равно как словом: «на небе» выражает и места выше небес. Несмотря на обширность их, воля Его нигде не встре­чает препятствий, но проникает все, и, что подлинно удиви­тельно, Создавший это создал не с трудом, не с усилием, не повелением, но хотением; Он только захотел, и дело со­вершилось. Видишь, как Он показал и легкость творения, и множество созданий, и власть неограниченную? Затем, не говоря о самом небе и море, излагает то, что находится в них, и притом не все, находящееся в них, но, оставив находящееся на небе, хотя оно особенно дивно, говорит о том, что близ неба. Почему? Потому, что те предметы, хотя и велики, но мно­гим неизвестны, а эти, хотя и меньше, но открыты и очевидны для всех. Так как он говорил людям, которые не столько верою руководились к разумению предметов невидимых, сколько занимались предметами видимыми, то отсюда он и на­чинает учение, делая сам то же, что внушал делать дру­гим. Что же именно? Воспевать Бога за дела Его, возносить Ему хвалы, изучая каждое дело Его и за каждое славословя Его. Увещевая хвалить Бога, он часто говорил: «хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни» ( Пс.134:1 ); а теперь показывает и то, как должно хвалить, именно: исследуя состав творений, удив­ляясь и изумляясь премудрости, промыслу, могуществу, попече­нию Его. Отсюда мы научаемся, что существует не одно наше море, но что много морей, различных и беспредельных, по­тому что он говорит: «в морях и во всех безднах». Так моря Каспийское, Индийское, Чермное – почти отделены от этого моря, а вне – Океан, окружающий землю. «Он возводит облака от краев земли и при дожде молнии творит. Он изводит ветры из сокровищниц Своих» ( Пс.134:7 ). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «поднимая» ( αναβιβζων). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «привлекает от пределов» ( ανασπα απ ακρων). Четвертый (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «от конца» ( εκ τελσματος). Так и у Иова сказано: «заключает воды в облаках Своих» ( Иов.26:8 ), и у Соломона: «завязал воду в одежду» ( Притч.30:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пока Израиль верен завету с Богом, он является проводником Божественного Промысла в истории. Когда же Израиль уклоняется от единобожия, Бог предстает ревностным «мужем браней» и в отношении Своего народа, попускает военные поражения и порабощения израильтян (Числ 14. 39-45; Втор 1. 41-45; Суд 13. 1; 4 Цар 17. 1-23; 18. 9-16; 24. 1 - 25. 21; Ам 2. 13-16; Иф 5. 17-18 и др.). После многократного отпадения израильского народа от Бога и пленения его вавилонянами «оружием» Божественной справедливости, помазанником Божиим ради исполнения Божественного промысла становится даже язычник, персид. царь Кир (Ис 45. 1-8). Согласно ветхозаветной эсхатологии, Израиль одержит победу над всеми своими врагами и приобретет особое могущество (Мих 4. 13; Зах 9. 13-15; 10. 3-5 и др.; Ис 63. 1-6; в христ. понимании это победа Церкви - Нового Израиля). В военных образах представлен день окончательного суда над людьми (Иоиль 3. 9-14). В обетованиях о буд. мессианском царстве присутствует также тема упразднения В., конфликтов, установления всеобщего мира как вознаграждения за послушание Богу «остатка Израиля»: «...и перекуют они (народы.- Авт.) мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих 4. 3-4; ср.: Ис 2. 4; 11. 6-9; Зах 9. 10; Ос 2. 18-23; Philo. Praem. 91, 93). Образы В., наступления врагов, тема упования на Божию помощь в борьбе с ними во множестве присутствуют в текстах псалмов. Здесь понятие В. Господней, военной битвы часто переходит в понятие духовной брани, борьбы человека с демонами и грехом. «Объяли меня муки смертные,- говорит псалмопевец,- и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня» (Пс 17. 5-6), Господь «избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня... Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою» (Пс 17. 18-19), «враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня...» (Пс 55. 3). По толкованию Евфимия Зигабена (XII в.), «под врагами сильными должно разуметь демонов, которые явно и тайно ведут брань свою» против человека (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. М., 2000. С. 134, ср.: С. 434). Обращение к Богу дает победу над демонами.

http://pravenc.ru/text/155138.html

Мф.8:13 .  И рече Иисус сотнику: иди, и якоже веровал еси, буди тебе: и исцеле отрок его в той час. Великая вера, велик и дар! «Якоже веровал еси, буди тебе». Ты поверил, что Я могу излечить единым словом раба твоего: се убо Аз сим словом: «буди», исцеляю его расслабление. Убо якоже веровал еси, тако и буди тебе. Приими дар, соответствующий вере твоей. И в тот же час, в который сказал Господь сие «буди тебе», в тот же исцелел сотников раб. Ты же, христианине, вникни не токмо во всемогущество слова и в скорость исцеления, но и в сие слово: «буди тебе». Словом буди создал Бог свет: «да будет свет, и бысть свет» ( Быт.1:3 ). Тем же словом, буди, разгнал тьму бесовскую. «Буди тебе, якоже хощеши, сказал Хананеи, – и исцеле дщи ея от того часа» ( Мф.15:28 ). Словом буди положил твердь: «да будет твердь, и бысть тако» ( Быт.1:6 ). Словом буди исцелил расслабленного члены: «якоже веровал еси, буди тебе». Сказал сотнику – «и исцеле отрок его в той час». Тоежде слово, буди, есть и творческое, и чудодеятельное: понеже един и той же Бог есть и творяй, и чудодействуяй. «Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» ( Пс.148:5 ). «Вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах» ( Пс.134:6 ). Беседа о Божественном причащении Сотник, христиане, подал нам учение весьма душеполезное и спасительное. Он, уверовав, что Иисус Христос есть истинный Бог, познал, с коликою непорочностию должно приступать к Нему; рассмотрев же жизнь Его и дела, совсем недостойным себя почел приять Бога. Почему, когда он услышал, что Господь и Бог имел приити в дом его, хотя был человек чиновный и почтенный, однако не обинуясь, посреде целого града Капернаума, пред лицем всего народа, с величайшею верою, благоговением и смиренномудрием, явно, велегласно, во услышание всех возопил: «Господи! несмь достоин, да под кров мой внидеши» ( Мф.8:8 ). О гласа блаженного, научающего всех, приступающих к причастию Божественных таин! О гласа святого, обличающего приобщающихся недостойно тела и крови Владыки Христа! Сотник, услышав, что Господь к нему грядет, не дерзнул ввести Его в дом свой вещественный и рукотворенный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

—134— света, ибо в его природе без сомнения остается богодарованный разум, но он погашает его до состояния бездейственного, как бы тушит его своими увлечениями к порокам и растаявает меру благодати. Посему-то и премудрейший Псалмопевец, когда представляет нам такого человека, то справедливо молит о просвещении, говоря к Богу так: открый очи мои, и уразумею чудеса твоя от закона твоего ( Пс.118:18 ); закон бо в помощь даде ( Ис.8:20 ), воспламеняющий в нас божественный свет и снимающий с очей сердца, как бы гной какой, облегавшую нас вследствие исконного невежества тьму. Таким образом в неблагодарности и вместе в бесчувственности обвиняется здесь мip, как не познавший своего Творца и не оказавший благого плода от просвещения, дабы наконец явилось на нем истинным также опять то, что говорится пророческим гласом о сынах Израиля: ждах сотворити 2289 гроздие, сотвори оке терние ( Ис.5:4 ). Действительно, истинное познание о Единородном, как бы гроздь, свешивающийся с ветви, то есть разума человека, было плодом просвещения, – а не противоположное, то есть безрассудство, влекущее ко лжи многобожия, на подобие острого терния, возрастающее в нас и ложью поражающее ум к смерти. Ин.1:11 . Во своя прииде, и свои его не прияша. Продолжает Евангелист раскрытие того, что мip не познал Просвещающего его, то есть Единородного, – и от худшего греха Израильтян (переходя) —135— старается утвердить и виновность язычников и указывает на обнимавшую весь мip болезнь невежества и неверия. Весьма искусно подходит к речи о вочеловечении и от чистого богословия обращается наконец к изъяснению домостроительства по плоти, которое совершил ради нас Сын. Удивительного, говорит, нет ничего в том, если мip не познал Единородного, как удалившийся от подобающего человеку разумения и не знавший, что он есть и был в чести, и уподобившийся скотам несмысленным, как сказал и божественный Псалмопевец ( Пс.48:13 ), когда и самый, избранный Им Себе в собственность пред всеми другими, народ отверг явившегося во плоти и не восхотел принять пришедшего для спасения всех, воздающего за веру царство небесное. Замечай же, сколь неопровержимым оказывается слово Евангелиста о сем. Mip он обвиняет в том, что совсем не познал Просвещающего, как бы домогаясь чрез это справедливого к нему снисхождения и предъявляя основательные причины дарованной ему благодати. А об Израильтянах, кои поставлены были в качестве принадлежащей Ему собственности, употребляет: не приняли. И это потому, что несправедливо было сказать: не познали, так как и древний закон проповедовал и пророки после него руководили их к истинному познанию. Посему справедливы как строгий суд над ними, так без сомнения и благость к язычникам. Mip, то есть язычники, утратив близость 2290 к Богу чрез увлечение к порочности, поэтому даже и не познали Просвещающего их. А кои посред-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Везде внимать себе, ибо Бог везде присутствует (4:356, см. УЕДИНЕНИЕ , 1053). Чтобы избежать ГРЕХА, иметь постоянную память о вездесущем Боге Тщаться всегда иметь пред собою Бога, якоже глаголет Пророк: «предзрех Господа предо мною выну» ( Пс. 15, 8 ), и на Того душевными очами смотреть, яко вездесущаго и всеведущаго, пред Которым ничто не утаено; яко праведнаго, Который всем воздает по делам; яко благаго и благоутробнаго Отца, Который грехом оскорбляется; яко великаго и святаго, пред Которым грешить, безчинствовать и благоговеинства не иметь безстыдно и страшно. Писание святое свидетельствует, что Бог наш везде есть, и несть такого места, где бы Его не было, и всякое дело наше и помышление видит, и слово слышит. Все, что ни делается, пред очами Его делается (2:134). Бог вездесущ, от Него нигде не скроешься Нигде и ни в каком месте от Него скрытися и утаитися не возможно. Понеже куда ни пойдем, и где ни подумаем скрытися, Он прежде нас тамо есть. Человече! убегаешь от людей, но от Бога убежати нигде не можешь. Он везде предваряет тебе. Скрываешися от очей человеческих, но от Божиих скрытися не можешь. Он везде видит тебе. Бережешися, чтобы люди не слышали гнилаго слова твоего; но от Божиих ушей уберещися не можешь: Он везде и всякое слышит слово твое. Стыдишися зло делать пред людьми; но Бог паче всего мира един видит зло твое: постыдися убо и убойся пред Ним везде и всякое зло делать. Что делаеши ныне, в мире сем живя, тайно или явно, тое все на всемирном оном суде покажет тебе, и представит пред тобою, якоже глаголет: «обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя» ( Пс. 49, 21 ) (4:411). Памятование о вездеприсутствии Божием отводит от греха Бог неотступно с тобою есть, и что ты делаешь и мыслишь, все ясно видит, и что говоришь, слышит, и всяким грехом прогневляется. Берегись же пред лицем Божиим грешить, подобно как бережешься пред отцем своим безчинствовать и смеяться. Страшно Бога прогневлять. В самом грехе может Бог поразить грешника и в геенну послать (1:109).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

В тексте все эти фрагменты подчёркнуты и в примечаниях к подчёркнутому указано, где они встречаются в других документах Святителя. Их всего тринадцать; укажем эти цитаты здесь: 1) “ яко пси гладнии, языки своими полижют землю, ангил Господен буди погоняй ” (Пс 34:6) 19 (ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 410); 2) “ Аз воздвигох тя Царя правде, и призвах тя правдою, приях тя за руку и укрепих тя ” (Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV (1547, января 16); Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 365, 406. См. также эту цитату в Послании архиепископа Пимена царю: Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. С. 550; Архимандрит Макарий. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570)//Альфа и Омега. 2003. 1(35). С. 134); 3) “ един поженет тысещу, а два двигнета тмы ” (Втор 32:30) (ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 409); 4) “ двери медная и ве­рея железныя сломлю ” (Ис 45:2) (По­слание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 406); 5–6) затем следует назвать незначительные по объёму фрагменты: 4 Цар 10:35 (см.: Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 402), а также: Мф 25:16 (Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорения Казани (1552, ноября 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 414); 7) “ больши сея любви никто же имать, аще кто положит душу свою за други своя ” (Ин 15:13) (Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13); Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорении Казани (1552, ноября 3)//Архимандрит Макарий.

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010