Скачать epub pdf В доме Божием мы предлагаем вашему вниманию слова Псалмопевца: уготовах светильник помазанному моему. Враги его облеку студом: на нем же процветет святыня моя ( Пс.131:17.18 ). Кто сказал это? Что это за светильник, приготовленный для помазанника своего сказавшим? Кто суть враги сего помазанника, которых он посрамит посредством сего светильника? Что это за святыня, которая процветет на сем помазаннике? Из всех сих слов ясны и понятны только следующие два: помазанному моему. Ибо здесь должно разуметь не другого кого, как Иисуса Христа, Господа и Спасителя нашего. И так, вникая в сии слова, мы находим, что их сказал Бог Отец. Бог Отец, т. е. Лице – Бог Отец, говорит устами Пророка: уготовах светильник помазанному моему. Нет нужды доказывать Христианам, что Сын Божий есть вместе и Его помазанник. Итак, нашедши говорящее лице, посмотрим, кто был светильник, уготованный Богом Отцем для Сына Помазанника? Сам Господь говорит об Иоанне Крестителе: он бе светильник горя и светя, вы же восхотесте возрадоватися в час светения его ( Ин. 5:35 ). И так, Он назвал Иоанна светильником, возженным от Источника света, чтобы он свидетельствовал о Истине. Ибо люди находились тогда в такой слепоте и столь слабое имели внутреннее око, что не иначе могли узреть Солнце правды, как только при помощи светильника. Но, если у кого око сердца было светло; тот узрел бы Его гораздо скорее, и не требовал бы светильника для Его указания. Ибо Господь, сказавши о сем светильнике: вы же восхотесте возрадоватися в час светения его, прибавляет: аз же имам свидетельство более Иоаннова. И так сей светильник возжен для слабых во время ночи. Как же возжен? Отец говорит Помазаннику – Сыну своему об Иоанне: се аз посылаю Ангела моего пред лицем твоим, иже уготовит путь твой пред тобою ( Мал.3:1 ; Мф.11:10 ). Так Он приготовил светильник Помазаннику своему! Как же он посрамил врагов Его посредством сего светильника? Наперед заметьте, что сей светильник, как я сказал, возжен от Источника света. Сам Иоанн свидетельствует о сем: от исполнения его мы прияхом ( Ин.1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В стороне свидетель события – апостол. Это изображение на саркофаге арльском; на латеранском не видно ни кресла ап. Петра, ни другого апостола; на ватиканском несколько изменены типы; кафисма имеет вид табурета. Простота сцены и идеальное трактование сюжета соответствуют блестящей эпохе в истории саркофагов: в композиции дан лишь один намек на событие, на его идеальную сторону; сам же факт омовения ног оставлен в тени. Иное отношение художников к этому факту видим в скульптуре колонны венецианского S. Marco 1897 : ап. Петр сидит на стуле; правая нога его оголена выше колена; Иисус Христос нагибается, чтобы взять эту ногу своей левой рукой, а правой берет воду из стоящего возле Него сосуда. На миланском авории 1898 обширная оживленная сцена: действие происходит близ палат, означающих сионскую горницу. Апостолы сидят на земле; впереди ап. Петр юный делает обеими руками жест отрицания; правая нога его разута; ее поддерживает рукой над вазой Иисус Христос, обращающийся в то же время с жестом собеседования к ап. Петру; Он юный, наклонен; сверх туники под мышками привязано полотенце. Еще более оживлена сцена в россанском Евангелии 1899 . Событие, рассказанное в Евангелии в связи с Тайной вечерей, поставлено здесь рядом с последней в виде, впрочем, особого самостоятельного акта: ап. Петр сидит на стуле; ноги его, оголенные до колен, поставлены в сосуд с водой; Иисус Христос (тип византийский, в крестчатом нимбе), нагнувшись, приступает к их омовению; ап. Петр отстраняет Его; остальные апостолы, столпившись в кучку, с изумлением смотрят на происходящее; один разводит руками, другой сосредоточенно размышляет. Миниатюра Евангелия 74 (л. 195 об. 1900 ) окончательно устанавливает формы изображения Спасителя и ап. Петра в этом сюжете, удержанные затем в памятниках византийских и русских (рис. 131): действие – в палатах; ап. Петр опустил в сосуд обе оголенные ноги; правая рука его в знак изумления закинута к голове – весьма устойчивый признак изображения; Иисус Христос, перепоясанный лентием, омывает его ноги; позади ап. Петра в разных позах сидят другие апостолы; все в нимбах и у всех тонкие оголенные выше колена ноги, что производит неприятное впечатление. С незначительными вариантами композиция эта повторяется в псалтирях – пандократорской 1901 и барбериновой ( Пс. 50 ), в Евангелии публ. библ. 21 (л. 6 об.), в Евангелии лаврентиевском (л. 197 об.), гелатском (л. 258 об.), никомидийском (л. 298), иверском 5 (л. 428 об.), публ. библ. 118 (л. 384 об.), коптском (л. 258 об.), ипатьевском 1, армянских публ. библ. 1635 г. (л. 10) и 1688 г. (л. 7); также в мозаиках S. Marco в Венеции 1902  и в стенописях афонских соборов – Протатского (иконостасная стена), Лаврского (западн. стор.), Иверского (западн. стор.), Ватопедского (южн. стор.), в параклисе Св. Георгия в Ксенофе (южн. стор.) и в ярославской церкви Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

К вопросу о происхождении синагоги и некоторых черт её устройства Синагога, как религиозное учреждение, составляет любопытное явление в иудействе, прежде всего по её отношению к ветхозаветному храму. Под именем храма – гехаль, микдаш разумели единственное святилище для всего еврейского народа. Место для храма было избрано Самим Богом (избрал Господь Сион, возжелал в жилище Себе. Пс.131:13 , ср. Маймонида Iad Chasaka, Hilchot Bet habchira 3); вне этого места всякое жертвоприношение становилось беззаконием. «Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь, но на том только месте, которое изберёт Господь в одном из колен твоих». Втор.12:13–14 , ср. Sebachim 3 b. Даже Кармильское жертвоприношение пророка Илии талмудом считается требующим оправдания из обстоятельств времени – (lebamot 90 b). Сооружённый Онией в Египетском Гелиополисе иудейский храм, несмотря на пророчество Исаии о служении Адонаю в Египте (19:99), был неодобрен ортодоксальным раввинатом и объявлен за языческое капище (Menachot 109а). Сооружение храма и его священной утвари было нормировано (ср. Middot II и Маймонид loc. cit.). Не то относительно синагоги – её план создавался вне законодательной схемы, её Богослужебная утварь являлась отражением текущих потребностей культовой жизни, но главное – синагоги возникали вне определённого пространства и времени. Даже пожелание тосафиста 202 , чтобы синагога возвышалась над другими строениями места (Tosefta Megilla III. Editio Zuckermandel 227), редко выполнялось, a ориентация молящихся лишь впоследствии стала правилом (Berachot 30а). В храме служила фракция народа – левиты, и вторжение лица иного колена в сферу храмовой литургии запрещалось под страхом смерти (сообразно Чис.1:51 , ср. Schabbat 31а), тогда как в синагоге Богослужение может совершаться каждым евреем, если он не особенно убог по внешности, умственно здоров и не малолетен, и ааронидам 203 принадлежит лишь священническое благословение – биркат коганим (ср. Gittin 59а о священнике, как primus inter pares в синагоге).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Святое христианство явилось Божественной силой, освятившей и духовно воссоздавшей всю землю и все земнородное. В истории человечества оно явилось поворотным пунктом, с которого повелось иное направление и совсем другой строй в жизни людей и целых народов. По справедливым словам одного из либеральнейших мыслителей (Гегеля), христианство есть «мировой рычаг, на котором обращается мир, до которого и от которого идет вся история мира». Как сила Божия во спасение ( Рим.1:16 ), христианство постепенно совершало и совершает истинный прогресс в человечестве, т. е. духовное совершенствование, умственно-нравственное преуспеяние, которыми так решительно и существенно отличаются времена и народы христианские от времен и народов не христианских. Стремясь к водворению царствия Божия на земле, христианство совершает свое величайшее, спасительное дело, отнюдь не насилуя воли и свободы человеческой, не путем каких-либо крутых переворотов, не насильственным уничтожением прежних порядков, а постепенным, внутренним проникновением во внутреннейшие стороны жизни верующих людей и всесторонним преобразованием этой жизни. Из всех племен и народов земных, наша Русь святая едва ли не более всех испытала на себе благодатное воздействие христианства; более всех других народов она имеет данные усматривать особенное Божественное промышление о себе, так сказать, осязать руку Божию на всех судьбах своих, на всем, что с нею было и что сбывается. С самого начала своей исторической жизни Русь явилась нарочитой избранницей Промысла Божия. Подобно тому, как древле Бог избрал гору Сион, «юже возлюби и избра в жилище себе» ( Пс.131:13 ); подобно тому, как избирал Он в особенную любовь свою праотцов Авраама, Исаака, Иакова, царя Давида, пророка Иеремию и др., как потом Сам Христос Спаситель избрал и к себе по преимуществу приблизил двенадцать учеников своих и из них Иоанна, возлюбленнейшего своего ученика, – так Богу угодно было избрать в семье народов славянорусский народ, с самого возникновения его, избрать предметом особенной своей любви и промышления, подготовляя его к своему служению и великой мировой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

Беседа 41 на псалом 131 100 Пс.131:1 .  Песнь степеней. Помяни, Господи, Давида и всю кротость его. Кротость Моисея и разъяснение того в чем проявляется истинная кротость и в чем – жестокость. Воспоминая о кротости Давида, почему псалмопевец говорит об его обете построить храм Господу? – «Вот мы слышали, что оно в Евфрафе... Войдем в селения Его» ( Пс.131:6–7 ). Молитва об успокоении Ковчега Завета и народа и о благолепии храма ради добродетелей Да­вида и бывших ему божественных обетований, кото­рые даны были однако с условием. – При исполнении этого условия иудеи будут наслаждаться духовными и материальными благами. – «На нем процветет святыня Моя» ( Пс.131:18 ). 1. В других местах испрашивается спасение только ради памяти предков, а здесь говорится и о добродетелях, о том, что служит источником всех благ, – о скромности, смиренномудрии, кротости, которою особенно отличался и Моисей. Он был, говорит Писание, «человек кротчайший из всех людей на земле» ( Чис.12:3 ). Но некоторые из ерети­ков, осуждая его поведение и сказанные слова, говорят: что гово­ришь ты? Ужели был самым кротким тот, кто напал на египтя­нина и убил его, кто пролил столько крови иудеев и произвел между ними столько войн, кто позволил родственникам убивать родственников, кто молитвою разверз землю, низвел огонь свыше и одних потопил, других сжег? Если такой человек был кроток, то кто же гневлив и жесток? Перестань, не говори пустого. Я утверждаю и не перестану утверждать, что он был кроток и даже самый кроткий из всех людей, и, если хо­тите, то не другим чем-нибудь, а тем самым, что сказано против него, постараюсь доказать его кротость. При этом можно было бы сказать о том, что говорил он пред Богом о своей сестре, о молитве, какую вознес за народ, о всех этих апостольских и достойных неба изречениях, о снисхо­дительности, с какою он беседовал с народом. Можно было бы и об этом сказать и перечислить многое другое; но, если хотите, оставив это, мы из самых тех слов, которые выше сказаны врагами, докажем, что он был самый кроткий человек, – из того самого, на основании чего некоторые назы­вают его тяжелым, жестоким и гневливым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Слово 12. Сказанное отцу, когда сей поручил ему попечение о Назианзской Церкви 1. Уста моя отверзох, и привлекох Дух ( Пс. 118:131 ). Духу предаю все свое и себя самого, и дело и слово, и бездействие и молчание, только да обладает Он мной, да водит меня, да направляет руку, ум и язык, к чему должно и к чему хочет; а также и да отводит, от чего удаляться и должно, и для меня лучше. Я орган Божий, орган словесный, который настроил и в который ударяет добрый Художник – Дух. Вчера располагал Он к молчанию, и моим любомудрием было не говорить. Ныне ударяет в ум, и я изглашу слово, моим любомудрием будет говорить. Я не так многоречив, чтобы пожелал говорить, когда заставляют молчать, и не так молчалив и малоучен, чтобы во время, приличное для слова, стал полагать хранение устам; напротив того, и заключаю и отверзаю дверь мою ( Пс. 140:3 ) Уму, Слову и Духу, единому естеству и Божеству. 2. Итак, буду говорить, потому что имею на сие повеление. Говорить же буду сему доброму пастырю и вам, священная паства, что, по моему рассуждению, лучше и мне ныне сказать, и вам слышать. Для чего стал нужен сопастырь тебе, ибо с тебя начнется слово, любезная и почтенная для меня глава, равночестная главе Аароновой, с которой точится духовное и священное миро даже до брады и одежды ( Пс. 132:2 ). Для чего ты, когда сам еще в состоянии поддерживать и руководствовать многих и действительно руководствуешь силой Духа, – в духовных делах требуешь для себя жезла и подпоры? Потому ли, что и с великим Аароном, как знаем и слышим, помазаны были Елеазар и Ифамар, сыны Аароновы? Ибо о Надаве и Авиуде охотно умолчу, чтобы не произнести неприязненного слова. Потому ли, что и Моисей еще при жизни назначает Иисуса вместо себя законодателем и вождем поспешающих в Землю обетования? Об Аароне же и Оре, которые поддерживали руки Моисеевы на горе, чтобы Амалик побежден был Крестом, издалека преднаписуемым и прообразуемым, почитаю для себя удобным и не говорить, как о примере, для меня весьма несвойственном и неприличном; потому что Моисей избрал их не участниками в законодательстве, но помощниками в молитве и

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Псалом 17 Семнадцатый псалом надписывается так: В конец, отроку Господню Давиду, яже глалола Господеви словеса песни сея, в день в онь же избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саули, и рече ( Пс.17:1 ). Надписание это довольно ясно и без толкования: оно показывает, что псалом сей есть благодарственная песнь пророкоцарственного Давида за избавление его от врагов его и от руки Сауловой. Впрочем, есть в нём и некоторые особенности, заслуживающие особенного и замечания и внимания. И во-первых, в начале его стоит выражение: в конец. Это значит, что предмет псалма сего не есть только современное событие, но вместе с ним и в нём самом есть нечто и такое, что простирается и в отдалённую будущность, ибо здесь же, как увидим впоследствии, между прочим, предсказывается и о призывании язычников, и об отчуждении Иудеев, а это, как известно из евангельской истории, случилось в последок дней: многочастне и многообразне, говорит апостол Павел, древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Его же положи наследника всем ( Евр.1:1–2 ), или в последнюю годину, как выражается другой апостол о своём времени: дети, говорит он, последняя година есть ( 1Ин.2:18 ). Другая замечательная особенность надписания состоитв том, что Давид в нём назван не царём, ни пророком, а только отроком или рабом Господним. Сим означается, с одной стороны, его величайшая кротость и смирение, как выразительнейшая и отличительная черта его характера, на которую он сам в молитвах своих к Богу неоднократно указывал, например, в следующих словах: помяни, Господи, Давида и всю кротость его ( Пс.131:1 ), а с другой – выражаются особенная любовь и благоволение к нему Божие и высокое преимущество его пред всеми прочими, обыкновенно более или менее раболепствующими, вместо Творца, пред какою-либо тварию; ибо быть отроком или рабом Господним на языке Св. Писания, как уже замечено нами было в другом месте, значит, пользоваться и особенною почсетию и особенною милостию у Господа Бога, так как и ближайшие слуги владык земных, быв поставлены своим положением в столь же выгодное и почётное отношение к своим владыкам и хорошо умея оным пользоваться, по сей именно причине дорожат сим званием и обыкновенно бывают, предметом зависти и домогательства других.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Книга шестая Я полагал, что по поражении змия 40 в [самой] средине, не оживет новое порождение эхидны, и по смерти Сциллы, по баснословиям поэтов, уже не будут свирепствовать против меня псы Сциллы, не перестающие лаять, и, по поражении еретиков рукой Божией, не будут искушаться в случае возможности, даже избранники Божии; [но] самая ересь не умирает, когда остались детеныши, унаследовавшие ненависть их к нам, и принимая наш образ, не оставляют яда старой матери и лукавого Улисса, и только губы обмазывают медом и, по изречению Писаний ( Пс. 54:22 ), сделали слова свои более мягкими, нежели масло, а сами они – стрелы, и стрелы огненные, которые должны быть отражаемы и угашаемы щитом веры. Это я сказал, дщерь Евстохия, чтобы мне, трудящемуся над произведением пророческим и борющемуся с еретиками, ты помогала молитвами и чтобы Господь Своим умом чрез мои уста изъяснил и шестой том толкований на Иезекииля, и чтобы благодатью тогоже Духа, чрез которого было открыто пророкам то, что мы читаем в Писаниях, было открыто это также и нам, изъясняющим, чтобы мы могли сказать: уста моя отверзох и привлекох Духа ( Пс. 118:131 ). Глава XVIII Ueз.XVIII:1–2 . И было ко мне слово Господне, говорящее: зачем вы обращаете между собою притчу в поговорку в земле Израилевой, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина?» LXX: И было слово Господне ко мне, говорящее: сын человеческий, что это за притча у сыновей Израилевых, говорящих: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина?» Того, что сказали LXX: сын человеческий, в еврейском нет. Учит же божественное Писание тому, что сказанное в Исходе: Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьего и четвертого рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах любящим Мя и хранящим повеления Моя ( Исх. 20:5–6 ), и еще: сниде Господь во облаце, и стал подле Моисея и призва Моисей имя Господне, и мимоиде Господь пред лицем его и воззва к нему, говори: Господь Бог щедр, и милостив, долготерпелив, и многомилостив, и истинен, и правду храняй, и милость в тысящи, отъемляй беззакония, и неправды и грехи, и от беззаконий отцов не очистит чада и чада чад до третьего и четвертого рода ( Исх. 34:5–7 ), так должно понимать, как если бы это была поговорка и притча, так что иное выражается в словах и иное заключается в мыслях, о чем мы также сказали выше в притче о двух орлах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Слово IV на Рождество Господне Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 15 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 1 1. Хотя, возлюбленные, Божественная благость всегда разнообразно и в различной степени (ср. Евр 1:1) заботилась о человеческом роде, и милостиво уделяла обильнейшие дары Своего Провидения всем прошлым векам, но в последние времена (ср. 1 Пет 1:20) она превзошла все привычное изобилие [Своей] милости, когда во Христе Само Милосердие ко грешникам, Сама Истина к заблуждающимся, Сама Жизнь сошла к мертвым. Потому что Слово сие, совечное и равное Родителю, восприняло нашу смиренную человеческую природу в единство Своего Божества, и Тот же Самый Бог, родившийся от Бога, родился от человека как Человек. Это было обещано от самого устроения мира, и всегда предвозвещалось многими знамениями — и в делах, и в словах. Но сколь [малую] часть человечества спасли бы те прообразы и сокровенные таинства, если бы Христос Своим Пришествием не исполнил все эти отдаленные и таинственные обещания! И то, что тогда помогло отдельным верующим, [как] должное свершиться, теперь, уже свершившись, помогло бесчисленным верным. Итак, теперь нас ведут к вере уже не знамения и образы, но Евангельская история, которая нас утвердила. Мы верим и поклоняемся тому, что совершилось, ведь пророческие свидетельства обращены к нашему наставлению, чтобы мы не имели никакого сомнения в том, что, как мы уже знаем, было предсказано в стольких пророчествах. Ведь и Аврааму Господь сказал: благословятся в семени твоем все народы (Быт 22:18). И Давид воспевает обетование Бога духом пророческим, говоря: Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: “от плода чрева твоего посажу на престоле твоем” (Пс 131:11). И Сам Господь говорит через Исаию: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф 1:23). И опять: произойдет отрасль от корня Иессеева, и цветок взойдет от корня его (Ис 11:1) 2 . В отрасли этой предсказана, без сомнения, блаженная Дева Мария, Которая рождена от корня Иессеева и Давидова, и [Которая], получив от Святого Духа силу плодородия, Своим материнским чревом, но девственным рождением родила новый Цветок человеческой плоти.

http://pravmir.ru/slovo-iv-na-rozhdestvo...

Псалом 88 Разума Ефама Исраильтянина. С Евр.: «Учение Ефама, Езрахита». «В настоящем псалме, – говорит св. Афан., – предрекает пророк рождение Христа от семени Давидова, царство Его и спасительное страдание, какое претерпел за нас». По бл. Феодориту, в сем псалме Евреи, жившие в Вавилонском плену, видя, что они «стали пленниками, принуждены жить в чужой стране, а царственный город (Иерусалим) опустел, и царство угасло, напоминают Богу всяческих о Его обетованиях, и выставляют на среду то патр. Авраама, то сына и внука его, напоминая Богу о заветах, а иногда и блажен. Давида и бывшие ему обетования». С 1 до 39 стиха певец воспевает милости Божии к дому Давидову, обетования ему данные; с 39 ст. до конца жалуется на уничижение сего дома и молит о его восстановлении. Сходен с 131 псалмом. 2 . Милости Твоя, Господи, во век воспою, по св. Афан., разумеются «милости, коими разрушены начала и власти и самая держава диавола, а мы освобождены от греха. В род и род возвещу истину Твою. Истина есть Сын, Которого от рода в род носят в устах своих святые». По бл. Феод. – под истиною разумеется «истина данных Давиду обетований». 3 . В век милость созиждется. Созиждется, т.е. «будет устроена и воздвигнута милость Божия, именно – спасение и благодать, даруемая Христом» (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «возрастет милость Божия. Ты, Господи, (говорят молящиеся) изрек Давиду, что будешь возращать, а не умалять милость». На небесех уготовится истина Твоя. Т.е. истина Твоих обетований вечна, тверда, ибо определена к исполнению на небе, где все неизменно, непреложно. С Евр.: «Ибо говорю: на век основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою когда сказал»: 4 . Завещах завет избранным Моим, т.е. Аврааму и Иакову; ибо им дал обетование о Христе ( Быт. 22:18, 28:14 ). Кляхся Давиду рабу Моему, т.е. когда сказал: Иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство Его: Той созиждет дом имени Моему, и управлю престол Его до века. Аз буду Ему во Отца, и Той будет ми в Сына ( 2Цар. 7:12–14 )» (Св. Афан. Сн. 1Пар. 17:11 . Пс. 131:11 ; Ис. 9:7 ; Лк. 1:32 ). С Евр.: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010