2. Христос рождается! По слову Исаии пророка, родилось для нас Отроча Божественное, низошел к нам Сын Божий, Отец вечности, Бог крепкий, Царь мира ( Ис. 9:6 ), коего царство – царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде ( Пс. 144:13 )! Родился Царь вселенной, которому предопределено царствовать невидимо, непостижимо, но со всею силою всемогущества, – сокровенно и таинственно управлять по воле своей всеми судьбами мира, доколе не низложит Он всех врагов своих под ноги свои ( 1Кор. 15:25 ), доколе не воспоследует открытое, всемерное царство Его. Хотите ли видеть, как между тем этот Царь направляет всемерные события ко благу своего царствия, во славу Церкви своей? Воззрите на спасение Отечества в незабвенный 1812 год. Двадцать народов соединили силы свои, двадцать народов, под предводительством прозорливейшего, непобедимого вождя, устремились в самое сердце России, чтобы возложить оковы рабства на сынов ее; чтобы предать уничижению Церковь Христову. Но Царь царей, возлегший в Вифлееме, подобно кроткому агнцу, яко лев сокрушил силы сопротивных, укрепил и соделал непреоборимыми людей своих; дохнул, и повеяли вьюги севера, воззрел на нечестие с прещением – и несметные полчища врагов легли костями на полях Русских. Научись из сего, сын православной Церкви, покровительствуемом столь дивно Промыслом, что она одна истинная Церковь Христова; что ты, несомненно, сын царствия Христова! Научись во всех обстоятельствах жизни возлагать всю свою надежду на Христа Спасителя! и Он изведет правду твою, яко свет полудня ( Пс. 36:6 ); и хотя бы весь мир разрушался, хотя бы все вокруг тебя превращалось в развалины – спасение твое будет несомненное! 3. Христос рождается! В Вифлееме, в яслях возлежит, яко Агнец, Пастыреначальник, имеющий собрать во единый дверь словесные овцы, расточенные, блуждающие по дебрям неверия, предрассудков и отступничества; возлежит Пастыреначальник, имеющий составить из всех народов Церковь свою: да будет едино стадо и Он един Первосвященник и Пастырь ( Ин. 10:16 )! Прежде всякого колена небесных, земных и преисподних, имеющего поклониться о имени Его ( Флп. 2:10 ), пред Ним преклоняют колена сельные пастыри, в знамение того, что Он не престанет Промыслом своим поставлять для Церкви своей Пастырей и учителей к совершению святых: доколе все не приидем в единство веры, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:11, 12 )! Значит, не следует овцам пасти Пастырей, а лучше последовать их водительству; не увлекаться различными, чуждыми истинному Христианству мнениями, но паче внимать с любовью гласу истинной Церкви Христовой! Да не влает нас всякий ветер учения; да не рассеет нас по дебрям вольномыслия, или отступничества, и да не низринет в бездну вечной пагубы!

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Думается, что этому общему разъяснению мы придадим двойную достоверность, если вспомним, что предначертываемый образ не только не был сам по себе чужд воображению иудея, но последний знал его как историческое событие при бывшем ему Богоявлении на Синае ( Исх. 19:9–12, 16–21; 20:20–22 ; Втор. 4:4–13 ; Пс. 103:4–9 ). Здесь мы видим не только явление той же внешней картины, в которой изображают явление Божие пророки, но и следующее затем откровение Божественной воли, и – мало того – испытание человеческого существа ( Исх. 20:20 ) и проявление его ничтожества и греховности перед Богом, бывшей причиной тому, что народ просит впредь Моисея одного беседовать с Богом, «чтобы не умереть всем». Естественно, что пророки, желая пробудить, как выражаются отцы, уснувшую совесть иудеев, успокоившуюся при видимом благополучии до полного неверия словам правды (блж. Иероним), воскрешают в их сознании тот великий и страшный день, когда народ познал у Синая святую волю Божию и свою греховность и ничтожество. Желая теперь обличить не явные только беззакония людей (как Давид), но и оправданное ими лицемерие, пророки почти с необходимостью должны были отрешиться от прозаической формы книг и напомнить о синайском Законодателе и Обличителе, перед Которым «не оправдится всяк живый» ( Пс. 142:2 ), перед которым неправ даже Иов. Но образ этот имеет и пророческое значение; оно явствует в тех местах, где образ доведен до конца, а именно у Малахии ( Мал. 3 и Ис. 40:3–5 ). В последнем пророчестве находим подтверждение той мысли св. Ефрема Сирина и блж. Иеронима и Феодорита, что под горами и долинами нужно разуметь не одну только мертвую природу, но людей гордых и людей смиренных. Толкование это может казаться натянутым, но если иметь в виду общее значение образа Михея и других – Малахии и Исайи, то станет ясно, что пророки имеют в виду не столько отражение пришествия Господня на мертвой природе, сколько на человеческой жизни, на жизненной действительности, которую они уподобляют видимому горизонту, картине природы внешней.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Многие на себе это уже испытали, ибо Господь сохранил и сохраняет нас. Аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас (Пс. CXX 1 II , 2), — говорит пророк. Нужно нам постоянно иметь в душе, помнить силу слова Божия. Блажен муж,- иже не иде на совет нечестивых… И будет яко древо, насажденое при исходищих вод… Иначе мы будем жить, как трость, ветром колеблемая. Не тако нечестивый, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли (Пс. I , 1, 3-4). Господь и Матерь Божия призывают нас к тому, чтобы мы были, как древо, насажденое при исходищих вод, то есть, чтобы мы питались благодатью Божией. Для этого нужно постоянно посещать храм Божий, нужно молиться утром и вечером, чтобы питаться этими «исходищими водами». Ибо человек, оторванный от Церкви, высыхает, как дерево без воды, он становится пылью, которую, куда несет ветер страстей, туда она и летит. Потому только те немногие, которые находятся в ограде Православной Церкви, могут устоять при натиске разных тлетворных ветров. В жизни каждого человека самое главное, как говорят святые отцы — это чувствовать волю Божию о себе. И если мы будем стремиться к этому, то Господь даст нам познать Свою волю. И это тоже засвидетельствовано словами Евангелия: Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам…Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец Иже с Небесе, даст Духа Святаго просящим у Него?(Лк. XI , 9, 13). А как просить? А просить нужно неотступно: Бог же не имать ли сотворити отмщение избранных своих, вопиющих к Нему день и нощь? (Лк. XVIII , 7). Ищите, и обрящете. Господь сказал — значит, так и будет. Когда? А на это Его святая воля: претерпевши же до конца, той спасен будет (Мф. X , 22). Будем же постоянно иметь перед своим внутренним взором слово Божие, им укрепляться, наставляться и спасаться. Аминь. 21 июля 1995 г . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/o-slove-bozhiem-chuvst...

Неблагодарный ослеплен грехом, не чувствует благодеяний Божиих и не прославляет Бога Отсюда видим, как ослепляет человека ГРЕХ. Человека – благодетеля своего, хотя, что ни получает от него, Божие есть, однакож любит, почитает и прославляет человек; но Богу, Котораго благими «живет, движется и есть» ( Деян. 17, 28 ), не делает того. Всякое создание Божие хвалит и прославляет Бога, Создателя своего. «Небеса поведают славу Божию» ( Пс. 18, 2 ); солнце, луна и звезды светом своим прославляют Бога; птицы на воздухе летают, поют и прославляют Господа; земля с плодами своими, и море с живущими и движущимися в нем хвалят Господа; словом, все создание «творит слово и повеление Божие», и тако «хвалит Господа своего» ( Пс. 48, 1–13 ). Человек, на которого далеко большая, паче всего создания, Божия излиялась БЛАГОСТЬ, ради котораго небо и земля создана, ради котораго Сам Бог на земле явился и пожил, – человек, глаголю, разумная тварь, в Божиих благодеяниях заключенный, не хочет хвалить и благодарить Бога, Господа, Создателя и Благодетеля своего. Так бедственно ослепляет грех человека! (3:254). Признак неблагодарности – употреблять дарования Божии не в славу Божию Знамение неблагодарности есть дарование Божие скрывать, или употреблять не в славу Божию, но на свою корысть и прихоти. Таковые суть, которые имеют разум, но не пользуют им ближних своих, или, что худшее, употребляют разум на вред братии своей: составляют язвительныя писания, ложныя клеветы, которыми тщатся истину низложить, ложь поставить. Коль же сие великое зло, всяк может видеть... Такожде, которые богатство мира сего имеют и сокрывают его, или на непотребные расходы употребляют, а требующих ради Христова имени презирают... Злоупотребление же дарования Божия потому за неблагодарствие признается, понеже дарование ради того нам дается, дабы мы и сами им пользовалися, и благодарили Бога, и других тем пользовали в честь давшаго нам добро Свое (2:314–315). Неправильное употребление человеком всего созданного оскорбляет Бога, свидетельствует о нашей неблагодарности (1:177, см. ЧЕЛОВЕК , 1161).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Подробнейшее разделение первой части может быть следующее: а) тщетное восстание и б) мятеж иудеев, в) совокупное вооружение царей и князей, г) намерение их против царства И. Христова. Ст. 1. Вскую шаташася и пр. Пророк, созерцая состояние будущего царства Мессии и неистовство врагов, силящихся разрушить оное, не имеет нужды спрашивать, как бы не зная, почему язычники восстают на оное; однако вопрошает. Посему Евсевий 1 находит в сем изложении укоризну, другие же – удивление пророка столь тщетному восстанию, предполагая, что пророк, обозрев величие Вечного Царя и царства, и ничтожность всякого противостояния оному, приступил к настоящему вопросу. Вскую () по производству слова означает к чему, иногда – на какой конец, Быт.3:13 , иногда же – по какой причине ( Быт. 4:6 по Евр.). Шаташася LXX перевели (φραξαν) от (φρυττω) возшумели, возскрежетали зубами, каковое слово собственно употребляется в изъяснении конской ярости. Симмах и Акилла – смесися толпами, на подобие разнородных жидкостей, вливаемых в единый сосуд. Таким образом шатание изъясяет то смятение народа, когда, раздражаясь в мыслях своих каким–либо оскорблением нестерпимым для надмения, отвсюду толпами и с шумом стекаются, и будучи движимы яростью на все устремляются. Языцы (). Некоторые отцы разумеют здесь иудеев, выродившихся и сделавшихся подобными язычникам, так как сим словом называются и израильтяне (напр. Быт.12:2 ). Но Св. Лука ясно прилагает сие пророчество к римлянам, и языков отделяет от людей израилевых. Деян.4:27 . Посему Давид под именем языцы разумел все необрезанные народы; так как известно, что не одни римляне, но все вообще язычники, узнавши, что проповедью Евангелия ниспровергается древнее суеверие их, вооружились на царство Христово. Тем более утверждается сей разум пророка, что Иисус Христос предсказал о сем ученикам Своим, возводя их к исполнению всего написанного о Нем пророками. Лук.18:32 . И людие. По изъяснению дееписателя апостолов разумеются люди израилевы. Поучашеся (). Здесь излагается то внутреннее действие, в коем мы сами себя вопрошаем, и сами же ответствуем, и которое совершаясь в сердце ( Пс.47:11 ) от избытка онаго открывается на языке ( Пс.48:28 ). Посему поучения нечестивых, коих разумеет здесь псалмопевец, суть мятежные замыслы, сперва таящиеся в сердце, потом открывающиеся в устах и на языке, впрочем, не в слух другим, наконец занимающие все тайные разговоры и увещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сей (т. е. Сын) есть истинный Бог и живот вечный ( 1Ин.5:20 ). Что Дух Святой есть истинный Бог , «сие видно из слов, которые сказал апостол Петр в обличение Анания: почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? и далее не человеком солгал еси, но Богу ( Деян.5:3–4 )». Доказавши Божество Сына и Духа Св., через это самое мы доказали Божество Отца, Источника Их. Итак, «три Ипостаси или Лица Пресвятыя Троицы суть совершенно равного божеского достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святой есть истинный Бог». 162 Отношение лиц Св. Троицы между Собою. Ипостасное различие Отца и Сына Не проповедуется ли приведенными свидетельствами требожие? Как сохраняется единство Божества при троичности Божественных лиц? – Единство Божества заключается не в тожестве Божественных Лиц; между Ними существует ипостасное различие. «Различие между Лицами Св. Троицы состоит в том, что Бог Отец не рождается я не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца». Св. Писание называет Сына Божия Единородным ( Ин.1:14–18 ). В этом названии ясно «изображается то личное свойство Сына Божия, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы»; «сим означается то, что он один токмо Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца». «Дабы кто не подумал, что было время, когда Сына Божия не было», в символе веры «сказано, что Он рожден прежде всех век» 163 . «Выспреннее сказание верховного Богослова, что в начале бе Слово», говорит о Боге Слове, что «Оно не началось, так чтобы можно было представить Его некогда не бывшим, но в довременном и вечном начале всегда было, равно как всегда есть и будет, поскольку есть присносущно» 164 . О вечном рождении Сына Божия говорится во втором псалме, в словах, обращенных от Бога Отца к Сыну Божию: сын мой еси ты, аз днесь родих тя (–7). «Божие днесь, несомненно, есть неизреченное продолжение вечности, не имеющее ничего прошедшего и будущего ( Пс.94:7 ; Исх.43:13 ; Пс.89:5; 101:25 ; Мих.5:2 ). Сие днесь относя ко внутреннему действию Божества, каковое есть рождение сына, не можем предположить, что оно совершается медленно. Дабы удалить сие понятие, присоединено уже действие совершившееся: родих. На сей конец Иисус Христос сказал о себе прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь ( Ин.8:58 )» 165 . Непостижимое рождение Сына Божия от Отца несколько изъясняется (в символе веры ) подобием видимого света. Смотря на солнце, мы видим свет; от сего света рождается свет, видимый во всей подсолнечной; но тот и другой есть один свет нераздельный, одной природы. Подобно сему, Бог Отец есть вечный свет ( 1Ин.1:5 ); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества» 166 . Личное свойство Духа Святого

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сектанты говорят: Каяться нужно пред Богом только: Мф.11:28 ; Лк.7:37–38 ; Лк.15:20 ; Ин.14:6 ; Деян.4:11, 12 ; Деян.12:1 ; 1Тим.2:5–6 ; Ин.6:37 («Бапт.», 1909, Православный ответ: Верно: нужно каяться Богу, но пред людьми, как некогда Давид пред Нафаном, как приходящие к Иоанну Крестителю; как «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая грехи свои» ( Деян.19:18 ), как перед ап. Петром каялся согрешивший Симон Волхв. Священники «только свидетели» покаяния и разрушители грехов властью, данной им от Бога ( Ин.20:21–23 ). Сектанты говорят : что власть прощения грехов, действительно дарована Христом, но исключительно только Апостолам, которым Христос говорит: примите Духа Святого; кому простите грехи, тому простятся, но не всем пастырям. Православный ответ : Православные в ответ сектантам должны спрашивать их; скажите: имел силу прощения грехов ап. Павел, когда в Ефесе «многие из уверовавших приходили исповедуя и открывая дела свои?» Имели силу прощения грехов ап. Тимофей и Тит? Конечно, имели. Если так, то не двенадцать, но все истинное священство Христово имело это право и имеет его. Христос основал Церковь Свою не на время жизни Апостолов, но до скончания мира. Посему-то Господь и сказал: «се, Я с вами во все дни до скончания века»: Значит, не только с 11 Апостолами, но и с их преемниками. С кем Христос, те и имеют право прощения грехов. Сектанты говорят: Пс.31:5 ; Пс.50:3 ; 2Цар.12:13 . О покаянии и прощении Давида; так же и они – сектанты, каются и очищаются. Православный ответ: Если право прощения грехов было даровано только Апостолам, а не преемникам, тогда только 11-ти принадлежит и право крещения и причащения. Тогда и все Христианство только для современников апостольских, однако, этого сектанты не признают ( Евр.10:1–4 ). Сектанты говорят: Деян.8:18, 22 : Петр сказал Симону: «сердце твое не право пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу; может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего». Православный ответ: Здесь не отвергается таинство Покаяния, а скорее требуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Тщетным () означает суету, Пс.4:3 , пустоту, каковую Иеремия относит к сосуду ( Евр.51:34 ), который хотя широк и звонок, между тем ничем не наполнен. Пророк сим словом изрекает тщету причин, которые выдумывают, и успехов, коих надеются. Сию тщету иудеев можно видеть: а) в истории Иисуса Христа, когда они устремляли все силы свои к тому, чтобы погубить Его за Его учение и чудеса; когда рассуждали о действии и следствиях Его учения и искали лжесвидетелей; и хотя распяли Его, но и здесь видели тщету, быв принуждены покупать ложное свидетельство стража ( Мф.28:12 ); б) в истории Апостолов, когда подущали народ и сами вооружались на проповедников царствия Христова, иудеи жившие в Антиохи, ( Деян.13:45 ), в Солуне (17:12) в Коринфе (18:12) и в Иерусалиме (21:27); но сим тщетным дыханием убийства только споспешествовали к скорейшему возбуждению сильнейшего пламени веры; в) в истории всего христианства, поставляя на место иудеев, христиан иудействующих, которые маловерием и неверием восстают на Иисуса Христа, в членах Его. Таким образом разум пророческих слов может быть сей: как удивительно то, что язычники, поклоняющиеся неведомому Богу, мятутся, слыша проповедь , призывающую от бесчисленных слепых и глухих богов, к Единому живому, и не согласуясь между собою учением, богами и нравами, соглашаются вооружиться на истинного Бога. Не менее удивительно и то, как иудеи, народ избранный Богом, знающий обетование о Мессии, читающий все о Нем пророчества, соблазняются Его учением и чудесами, и напрягают все силы истребить Его. Ст. 2 Предсташа царие и пр. не народ токмо неистовствует на Царя Вечного; но и цари народов силою и властью вооружаются на Него. Здесь псаломник от общего понятия переходит к частному. Предсташа (). Сие слово, по употреблению в Писании, означает действие торжественное ( Пс.44:10 ) и намерение сопротивления, так как предста Ангел Божий Валааму препяти ему, на пути ( Числ.22:22 ). Посему словом предсташа Давид определяет намерение к сопротивлению, торжественно открываемое или уже открытое.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Учение об ангелах. Служение добрых ангелов Богу и людям. Ангелы-хранители. – По природе своей, ангелы суть чистые, бесплотные духи ( Евр. 1:14 ), более совершенные, чем люди ( Пс. 8:6 ; Мк. 13:32 ; 2Пет. 2:11 ). но все-же существа ограниченные ( 1Кор. 2:11 ; Иов. 4:18 ). Мудрость ангелов прославляется в Св. Писании, как идеал для человеческой мудрости ( 2Цар. 14:20 ). О глубине и силе их чувство учит Спаситель, когда говорит, что «бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:10 ). Ап. Петр говорит, что «ангелы превосходят людей крепостью и силою» ( 2Пет. 2:11 ). Свободные, от уз плоти, ангелы с необычайной быстротой и легкостью могут переноситься с одного места на другое (символ быстроты – крылья). Они одарены бессмертием и хотя не бесстрастны по природе, но вследствие постоянного послушания воле Творца, настолько утвердились в добре, что по благодати Божией никогда не отпадут от Него. Они «всегда видят лице Отца небеснаго» ( Мф. 18:10 ), и находятся в ближайшем, непрерывном общении с Богом. – Мир ангельский представляется весьма многочисленным. В Св. Писании упоминаются легионы, тысячи тысяч, тьма тем, целые воинства ангелов ( Дан. 7:10 ; Мф. 26:52 ; Лк. 2:13 ; Иуд. 1:14 ; Апок. 5:11 ). Будучи однородными по своей природе, они различаются, однако, друг от друга по степени своих духовных сил и способностей. По некоторым указаниям Св. Писания и особенно по преданию, идущему от Ап. Павла (чрез св. Дионисия Ареопагита ), различается девять ангельских ликов, разделяемых на три чина: престолы ( Кол. 1:16 ), херувимы ( Быт. 3:24 ), серафимы ( Ис. 6:2 ); власти, господства и силы ( Кол. 1:16 ; Рим. 8:38 ); ангелы ( Рим. 8:38 ), архангелы ( 1Сол. 4:16 ) и начала ( Кол. 1:1–6 ). Кроме того, семи самым высшим ангелам, которые в церковных песнопениях называются архистратигами небесных воинств, усвояются собственные имена: Михаил. Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил. Подобно слугам или воинам, ангелы окружают небесный престол и славят Господа Саваофа ( Ис. 6:3 ; Дан. 7:10 ; Апок. 7:11–12 ), готовые и сильные исполнять Его повеления п возвещать Его волю. На такое служение небесных духов указывает самое наименование их ангелами, т. е. вестниками. Являясь людям, ангелы подают им помощь, утешение, подкрепление ( Быт. 48:16 ; Евр. 1:14 ),приносят их молитвы пред Бога ( Тов. 12:15–20 ). ходатайствуют за них перед престолом Всевышнего п помогают в достижении вечного блаженства. Каждый верующий имеет своего особого ангела, который, пребывая при нем, хранит его и потому зовется ангелом-хранителем ( Мф. 18:10 ; Пс. 90:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Цель написания. Павел стремится восстановить доверие верующих к себе и подчеркнуть их роль в создании прочных дружеских отношений между ними. Таким образом, он 1шшет письмо, в котором рекомендует самого себя, используя особую форму представления, а также самозащиты против обвинений. В гл. 10–13 представлена защита Павла перед коринфскими христианами. В данном послании сочетаются элементы древнего эпистолярного стиля: упреки, утешение и особенно дружеское расположение. Отчетливо выделяется и другая тема: заботясь о бедных в Иерусалиме, Павел обращается за финансовой Поддержкой к коринфским христианам (гл. 8, 9). В отличие от других миссионеров, своих Оппонентов, которые стремились занять его место, Павел никогда не просил у коринфян Ченег для себя; это задевало членов общины из высших слоев общества, которые считали, что община должна платить своим учителям, а те не должны зарабатывать на жизнь собственным ремеслом (состоятельные люди презирали труд ремесленников). 1:1–7 Вступительные приветствия 1:1,2. Павел следует принятым стандартам написания послания; см. введение к новозаветным посланиям и коммент. к Рим. 1:1–7 . 1:3 . В древности было принято включать в письма молитву или благодарения в адрес божества, которые помещались в определенном месте (как это характерно и для всех дошедших до нас посланий Павла). Однойиз наиболее распространенных форм иудейской молитвы было благословение или хвала, которая начиналась со слов: «Благословен [да будет прославлен] Бог, Который...»; таким образом Богу воздавалась слава за Его дела. В синагоге в постоянной молитве, которая была обращена к Богу, Он назывался «милосердным Отцом» («Отцом милосердия»). 1:4. Бог принесет Свое окончательное утешение Своему народу с приходом Мессии (см., напр.: Ис. 40:1; 49:13 ), но Он утешает их и в бедствиях, которые обрушиваются на них постоянно (напр.: Пс. 93:19 ). Принципутешения скорбящих уходит своими корнями в Ветхий Завет ( Исх. 23:9 ). Здесь Павел утешается тем, что нашел Тита в добром здравии и с хорошими новостями о коринфянах ( 2Кор. 7:4,6,7,13 ; ср.: 2:2,3).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010