«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Октоих воскресный (рус) Октоих воскресный на русском языке, перевод иером. Амвросия (Тимрота). ГЛАС 1 НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На «Господи воззвах» стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 4 и Минеи 3. Если празднуем святому, то поем 4 стихиры Октоиха и святому 6. Слава: Минеи, а И ныне: Богородичен первый, гласа. Стихиры воскресные Стих: Выведи из темницы душу мою,/чтобы мне прославить имя Твоё. Пс 141:8а Вечерние наши молитвы/прими, Святой Господи,/и даруй нам прощение грехов,/ибо Ты Один,/явивший миру воскресение. Стих: Меня будут ждать праведные,/доколе Ты не воздашь мне. Пс 141:8б Окружите, люди, Сион/и охватите его/и в нем воздайте славу Воскресшему из мертвых,/ибо Он – Бог наш,/искупивший нас от беззаконий наших. Стих: Из глубины я воззвал к Тебе, Господи,/Господи, услышь голос мой. Пс 129:1–2а Придите, люди, воспоем и поклонимся Христу,/прославляя воскресение Его из мертвых,/ибо Он – Бог наш,/от обольщения врага искупивший мир. Стихиры восточные Стих: Да будут уши Твои/внимательны к голосу моления моего. Пс 129:2б Возвеселитесь, небеса!/Вострубите, основания земли!/Провозгласите радость, горы!/Ибо вот, Эммануил грехи наши ко Кресту пригвоздил,/и, даруя жизнь, смерть умертвил,/Адама воскресив, как Человеколюбец. Стих: Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит?/Ибо у Тебя умилостивление. Пс 129:3–4 Плотию добровольно Распятого за нас,/пострадавшего, и погребенного,/и воскресшего из мертвых воспоем и возгласим:/«Утверди в православии Церковь Твою, Христе,/и жизнь нашу умиротвори,/как Благой и Человеколюбец!» Стих: Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, уповала душа моя на слово Твоё,/положилась душа моя на Господа. Пс 129:5–6а Стоя перед живоносным Твоим гробом,/мы, недостойные, славословие приносим/Твоему неизреченному милосердию, Христе Боже наш;/ибо Крест и смерть принял Ты, Безгрешный,/чтобы даровать миру воскресение, как Человеколюбец!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=992...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАЖЕН МУЖ [греч. Μακριος νρ; церковнослав.    ], в правосл. богослужении - название 1-й кафизмы Псалтири (Пс 1-8) или ее 1-й «славы» (1-й трети, «1-го антифона» - Пс 1-3) по начальным словам Пс 1. 1: «                ». «Б. м.» обычно поется на праздничной вечерне (как в составе всенощного бдения, так и отдельно) под воскресные и праздничные дни. Появление «Б. м.» как самостоятельной литургической единицы связано с палестинским разделением Псалтири на 20 кафизм; к тем традициям, где бытовало иное деление Псалтири, термин «Б. м.» неприложим. Тем не менее, поскольку в богослужебных системах древней Церкви Псалтирь, как правило, пропевалась или прочитывалась за неделю, ее начальные псалмы часто стихословились вечером в субботу или утром в воскресенье. В кафедральном богослужении К-поля VI-XII вв.- «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...» (Пс 1.1). Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. 129 д. Л. 2) «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...» (Пс 1.1). Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. 129 д. Л. 2) песненном последовании - Пс 1 и 2 с припевом «Аллилуия» составляли 1-й изменяемый антифон в субботу вечером, с к-рого начиналось пение рядовой Псалтири ( Арранц. С. 281). В старом (до реформ ХХ в.) римском обряде стихословие Псалтири начиналось на воскресных nocturnae (ночная служба) ( Taft. Liturgy of the Hours. P. 137). В Типиконе Hieros. S. Crucis. 43 - памятнике иерусалимского богослужения IX-X вв., описывающем богослужение страстной и пасхальной седмиц в соборном иерусалимском храме Воскресения,- «Б. м.» поется в Великую субботу вечером (Дмитриевский. Богослужение. С. 172-173). В богослужебных системах, придерживающихся палестинского деления Псалтири, 1-я кафизма была также закреплена за вечером субботы. Древнейшая известная рукопись палестинского Часослова (Sinait. gr. 863, IX в.) начинается с 1-й кафизмы, без указаний, когда следует ее исполнять; вслед за кафизмой выписан 1-й час и др. службы суточного круга (Mateos. Un horologion. P. 48). Издатель Часослова Х. Матеос объясняет необычное положение кафизмы в рукописи тем, что переписчик, начав переписывать литургическую Псалтирь, впосл. изменил свое намерение и решил переписывать Часослов (Ibid. P. 60). Такое объяснение представляется неубедительным, потому что в заглавии рукописи (помещенном перед 1-й кафизмой) указано: «Часослов по уставу Лавры святого отца нашего Саввы». Палестинское деление Псалтири вошло в Студийский устав , как и в более поздний Иерусалимский.

http://pravenc.ru/text/ Блажен муж .html

Глава 3. ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ МОЛИТВЫ – МОЛИТВА УСТАМИ 3.1. Борьба с помыслами во время молитвы Как было уже сказано, молитва низшая, на первой ступени, прерывается помыслами и телесными заботами. Она «далека от устроения, подобающего молящемуся» 44 . Преподобный Нил Синайский говорит, что молящийся такою молитвою «не слышит сам себя, туда и сюда носясь мыслию и не помня, какие произносит слова» 45 . Человеку, не научившемуся сосредоточению в молитве, человеку, не умеющему собирать свой ум, немыслимо молиться чистой и неразвлеченной молитвой. До тех пор пока молящийся будет нерадеть о собрании ума своего во время молитвы, до тех пор она не будет действенной и услышанной. «Будет ли Божественный слух, – спрашивает преподобный Нил, – внимать тому, чему по рассеянности не внимает сам он (молящийся – «Игум. В.»). Ведь «у говоривших, – добавляет он, – «вонми молению моему, внуши молитву мою» ( Пс.16:1 ) и «да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего» ( Пс.129:2 ), весь ум тщательно был собран там и не разливался, на что обыкновенно разливается и рассеивается не владеющая собою мысль нерадивых» 46 . Таким образом, одним из условий для перехода от низшей степени молитвы к совершенной является борьба с помыслами. «Начало молитвы, – как говорит и святой Иоанн Лествичник, – состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении» 47 . Только тогда, когда посторонние, развлекающие молящегося мысли будут прерваны в самом начале и искоренены вовсе, возможно будет человеку углубиться в слова произносимой молитвы. Это и будет уже вторая степень молитвы, когда, по словам преподобного Нила, «произносятся слова, а ум с умилением следует за оными и знает, к Кому обращает прошение» 48 . Подобное состояние, когда «ум заключается в словах, которые говорим или помышляем» 49 , святой Иоанн Лествичник именует срединой молитвы 50 , так как такая молитва занимает серединное положение между низшей и высшей молитвами. Когда же человек постепенно достигнет того, что «памятию Божиею затворит уму все исходы, тогда он имеет нужду дать уму какое-нибудь дело, обязательное для него, и удовлетворение его приснодвижимости» 51 . Необходимо, таким образом, не оставлять ум праздным, так как он по природе своей не может быть таковым, и вместе с тем не предоставлять его самому себе, так как он сразу же наполнится праздными и греховными мечтаниями. «Ему должно дать, – говорит блаженный Диадох , – только священное имя Господа Иисуса, Которым и пусть всецело удовлетворяет он свою ревность в достижении предложенной цели» 52 . Конечно, это возможно только при помощи Божией, ибо «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). С нашей же стороны требуется, чтобы ум наш «не уклонялся ни в какие сторонние мечтания» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 50. Значение Псалтири Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем рассматривать частности Вечернего богослужения. Итак, после Мирной ектеньи для монашествующих Устав (17 гл.) назначает псалмопение в виде кафизм, распределяя их по дням и службам. Скажем, одна кафизма читается на вечерне, 2–3 на утрени. Началом чтения является воскресная вечерня, на которой положено читать первую кафизму. Соответственно вторая и третья кафизмы читаются на воскресной утрене и т.д. по порядку так, чтобы вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм была прочитана полностью в течение одной седмицы. Великим Постом Псалтирь прочитывается дважды с назначением чтения кафизм и на других службах суточного круга – в частности, на часах. Если вы читаете кафизмы не каждый день, а лишь иногда, то я советую вам читать их по своему порядку так, чтобы ваша Псалтирь прочитывалась не за неделю, а скажем, за месяц. Но даже если вы вообще не будет исполнять устав о кафизмах, псалмы на вечернем богослужении вам все-равно придется читать в виде так называемых возвашных псалмов (140, 141, 129 и 116 пс.), потому что Псалтирь Церковь использует во всех видах своего богослужения, придавая тем самым ей ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Какое? — Давайте разберем. Если вы помните, на 26 занятии, после обсуждения того, что и как читать за умерших, я давал вам домашнее задание исследовать Псалтирь с точки зрения ее назидательной функции, обещая разговор о ней и с этой стороны. И сегодня я исполню это обещание. В составе Библии Псалтирь входит в категорию учительных книг. По слову св. Василия Великого , «она есть общая сокровищница добрых учений». Чему же учит Псалтирь? – Добродетелям. Из нее познается «величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, мера терпения и всякое из благ, какое не наименуешь», — говорит тот же св. Отец. И неслучайно на Руси детей обучали грамоте по Псалтири, ибо изучая буквенный алфавит, ребенок усваивал параллельно и азы добродетельной жизни. Многие фразы из Псалтири вошли в пословицы и поговорки (например, пословица «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь» является упрощённым переложением 16 стиха 7 псалма: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил»…

http://azbyka.ru/video/50-znachenie-psal...

Псалом 129 Пс.129:1 . Песнь степеней. Из глубины воззвах к тебе, Господи: Пс.129:2 . Господи, услыши глас мой. Да будут уши твои внемлюще гласу моления моего. СОДЕРЖАНИЕ Сей краткий псалом наполнен спасительнаго учения, и потому не без причины чаще других читается в церкви. Полагается между степенными потому, что оплакивает бедность странника, и между покаянными, поскольку научает, каким образом должно приносить истинное Богу покаяние. Вкратце, содержит три материи, а именно, молитву к Богу, увещание к народу и избавление от бедствий чрез искупление Иисуса Христа. ТОЛКОВАНИЕ Пророк, приступая к молитве, во-первых, просит услышания, потом предлагает самое прошение. В первых словах употребляет подобие, взятое от человека лежащаго в глубокой юдоли, который ежели не будет взывать великим гласом, то не может услышан быть от тех, кои стоят на высокой горе. Сие подобие весьма прилично месту сему: ибо хотя Бог по существу и по силе Своей везде есть, но человек по причине греха весьма далеко отстоит от Него. Бог всегда есть праведен, блажен и на высоких живет; но человек грешник всегда есть зол, беден и подобен пророку Ионе, который за неповиновение свое Богу низвержен был не токмо во глубину моря, но и в глубокое чрево китово: однако и оттуду взывая, услышан был, ибо теплая молитва проницает вся. Следовательно, истинно кающийся человек, сущий во юдоли плача, или как в другом псалме сказано, в тимении брения и в рове страстей ( Пс. 39:3 ), должен взывать из самой глубины сердца и с самым чистосердечнейшим признанием своея бедности. Ибо кто не помышляет и не знает сея глубины, в которой он находится, тот не печется выдти из нея, но нерадит, и тако в вящшую глубину впадает, по оному изречению Приточника: нечестивый егда приидет во глубину зол, нерадит ( Притч. 18:3 ). За сим следует: Господи, услыши глас мой. Аки бы сказал: хотя я и во глубине зол лежу, но понеже к Тебе взываю, и Ты можеши меня услышати, сего ради молю, услыши глас мой. Не довольно великим гласом взывать, дабы услышану быть, но требуется, чтоб тот, к кому взываем, внимателен был: ибо часто случается что тот, кого просим, так развлечен бывает мыслию, что не внимает гласу беседующаго с ним, и тогда всуе звук слов ударяет в уши его. Бог хотя все видит и слышит, но когда не делает того, о чем просим, то кажется, аки бы не внемлет гласу молящагося – так, как бы о чем-нибудь другом размышлял. Сего ради Давид, желая непременно быть услышан и не удовлетворяся взывать одним токмо гласом, просит, дабы Бог удостоил его внимания Своего, дабы допустил молитвы и исполнил просимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Глава 40 1–2. «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима» ( Ис. 40:1, 2 ). Пророк не напрасно повторяет это, потому что предсказание дается ради тех, которые пришли в отчаяние; как Аврааму Бог говорил: «Авраам! Авраам!» ( Быт.22:11 ), так и здесь: «утешайте, утешайте». Предложив иудеям прежде многие и великие слова обвинения, предвозвестив им многоразличные, имевшие быть, бедствия, устрашив их ум страшными словами, Бог, движимый милосердием, теперь вдруг говорит: «народ Мой», о котором в ином месте Он воззвал: «поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой» ( Исх.32:7 ). Тогда он достоин был называться народом Моисея, а не Бога. Но праведный раб, любящий господина своего, ужели потерпел, чтобы этот народ был его народом? Никак. Почему же Бог сказал: «развратился народ твой»? Чтобы побудить их к молитвам. Когда же он сказал: «оставь Меня» ( Исх.32:10 ), то этим показал, что убеждает его молиться. «Священницы (в русском переводе этого слова нет), говорите к сердцу Иерусалима». Свойство священников – заступаться и исправлять; они – гавань народов, заступники для умилостивления Бога, посредники между Богом и людьми. «Возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои». Мы говорим, что Бог не воздает по грехам каждому, сообразно изречению: «если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?» ( Пс.129:3 ) между всеми живущими? А ты говоришь: «от руки Господней принял вдвое за все грехи свои». Таково свойство милосердого отца – наказывать мало и это наказание представлять великим, так как любовь не терпит видеть многочисленность наказаний осужденных; иначе, Он желает дарованием благ вновь привести их к вере. «За неправды его сделано удовлетворение»: приятны эти слова тем, которые подверглись наказанию, так как они означают обыкновенно разрешение грехов. 3. «Глас вопиющего в пустыне – разрешится грех (в русском переводе слов «разрешится грех» нет) приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» ( Ис. 40:3 ). Прежде он сказал о плене, потом показывает утешение и освобождение из плена. Всегда ли наказание согласно с виной? Разве не будет разрешен грех ? Конечно, говорит, «разрешится грех».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

234. Слово пред благодарственным молебным пением, по прекращении губительной болезни (Говорено в Чудове монастыре 19 Декабря; напечатано в Твор. Св. От. 1849 г. и в собр. 1861 г.) 1848 год За несколько месяцев пред сим, совершали мы здесь, подобное нынешнему, соборное моление, с радостию, и не без опасения: – с радостию о том, что болезнь, внезапно поражавшая некоторых, и всем угрожавшая, по видимому, прекратилась; но и не без опасения, потому что мы не смели разрешить в свою пользу недоумения, достойны ли мы совершеннаго избавления от бедствия. Посему и воззвали мы тогда к возлюбленному богоспасаемому граду словом Господним: «се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет» ( Uh. V. 14 ). К прискорбию, опасение оказалось ненапрасным. Бедствие возвратилось, и явилось «горшим» прежняго. Меч ангела истребителя, хотя не слишком умножил свои поражения, но шире прежняго блистал, и долее нам не позволял насладиться чувством безопасности. Наконец вновь нам думается, что Ангелу, «погубляющему люди», уже сказано, как некогда в Иерусалиме: «довольно ныне, отъыми руку твою» ( 2Цap. XXIV. 16 ). Но точно ли сказано? Решительное ли это повеление? Кто нас в сем уверит тверже прежняго? И что же мы будем делать? Неужели и ныне примешивать к радости страх? Думаю, что так и должно. Потому что духовная мудрость предписывает сие не только для какой нибудь сомнительной радости, но и для самой основательной, и потому можно сказать, для всякой радости. «Работайте, – говорит, – Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» ( Nc. II. 11 ). Радуйтеся пред Богом, Который хранит, щедрит, милует: но радуйтеся с трепетом, потому что и в день милости Он не престает быть неумытно праведным Судиею; и – «аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?» ( Пс.129:3 ) Но чтобы нам иметь более близкое указание свыше, что должны мы делать в настоящем положении нашем, слышите, что «Бог богов Господь глагола: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» ( Nc. XLIX. 1, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Изъяснение псалма 129-го. «Песнь степеней». Лик праведных приносит моление Богу; а сие подтверждает начало псалма. Пс.129:1 .   Из глубины взываю к Тебе, Господи. «Из глубины воззвах к тебе Господи», то есть: извнутри, из самаго сердца возсылаю моление. Ибо Божественное писание обвиняет тех, которые молятся только устами; и в одном месте Пророк Иеремия говорит Богу всяческих: «близ еси Ты уст их, далече же от утроб их» ( Иер. 12, 2 ); и сам Бог устами Пророка Исаии обвиняет Иудеев, говоря: «людие сии устнами почитают Мя, сердцем же далече отстоят от Мене» ( Ис. 29, 13 ). А теперь молящиеся возсылают из глубины сердца. Пс.129:2 .   Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. «Господи услыши глас мой». «Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего». Хотя Пророк выразился по человечески; однакоже знал безплотность Божества; потому что слышание назвал и зрением. У нас глаза имеют способность зрения, а ушам вверена способность слышания; но Бог чем слышит, тем и видит, чем видит, тем и слышит. Пс.129:3 .   Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? «Аще беззакония назриши Господи». Лик праведных умоляет Господа, не соразмерять наказаний с грехами. Так и блаженный Анания беззакония народа приписал своему лицу. «Господи, кто постоит?» Если правдиво будешь держать весы суда, кто в состоянии будет перенести произносимый на него приговор? Ибо всем необходимо подвергнуться гибели. «Яко у тебе очищение есть». У Тебя с правдою сопряжено человеколюбие, и обычно Тебе водиться больше последним, нежели первым. Пс.129:4 .   Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою. Пс.129:5 .   Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. «Имене ради Твоего потерпех Тя Господи, потерпе душа моя в слово Твое». Вместо: " имене» Акила и Феодотион перевели: страха, а Симмах: закона. Впрочем смысл изречения ясен. Пророк говорит: зная сию благость Твою, потому что милостию водишься, как бы некиим законом, не отрекаюсь благих надежд, ожидая обетованных благ. Ибо " словом» Пророк назвал здесь благое обетование. Человеколюбие же обетовал Бог кающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

VII. Господи, воззвах и стихиры Пс. 140 . Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи! †. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи! Услыши мя, когда взыщу помощи Твоея в борьбе с грехом, когда начну вступать на тесный, тернистый путь заповедей Твоих. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. †. Да направится молитва моя, да вознесется пред Тобою, как фимиам кадильный, – да не тяготеет к земле душа моя, к земным заботам и удовольствиям. Приими молитвенное воздеяние рук моих, как жертву вечернюю. Читается: Положи, Господи, хранение устам моим и проч. стихи 140 и 141 псалмов. Пение стихов и стихир Псл.141:7. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Душа моя в заботах земных, в скорбях, в страстях греховных, как в темнице пребывает; освободи меня от них, чтобы чистым сердцем Тебе славити. И поется стихира первая. Мене ждут праведницы, дóндеже воздаси мне. Меня примут праведники, когда воздашь мне благодать Твою, когда соделаешь меня носителем Духа Твоего Святаго. † Стихира вторая. Пс.129:1 . Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. †. Стихира третья. Пс.129:2 Да будут уши Твои, внемлющие гласу моления моего.†. Стихира четвертая. Пс.129:3,4 Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит. Яко у Тебе очищение есть. Если беззакония наши отмечать, то кто устоит правым пред Тобою? Только у милосердия Твоего наше очищение, прощение грехов. †. Стихира пятая. Пс.129:5 . Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. Ради имени Твоего Святаго претерплю все скорби, лишения, бедствия сей жизни, – ради того, чтобы сохранить имя – звание христианина. †. Стихира шестая. Пс.129:6 . От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. От раннего утра до глубокой нощи, от первого часа до последнего, весь день, всю жизнь да уповает народ Божий на Господа. Утверди нас! †. Стихира седьмая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом 129 Только Господь очищает беззакония, по великой милости своей. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–3. Из глубины воззвах к Тебе, Господи: Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит? Яко у тебе очищение есть. – «Господи, я взываю к Тебе из глубины своей души, – моя молитва не из уст только, но от сердца, ибо вся душа моя проникнута сознанием своей греховности и чувством покаяния: а потому услышь, Господи, голос мой, – помилуй и спаси столь искренно кающегося. – Да будут уши Твои внемлюще – внимательны ко гласу моего моления, и – выслушают это моление, идущее из глубины моей души. – Аще беззакония назриши, Господи, – если Ты, Господи, будешь внимательно надзирать – замечать беззакония, а потом обличать их на своем суде; то, Господи, кто постоит? – разумеется, обличаемый Твоим всеведением, судимый по всей строгости Твоей нелицеприятной правды, никто на Твоем суде не устоит, т. е. всякий будет обличен, опровергнуть, осужден на погибель (ср. Пс.1:5–6 ). Но у Тебя очищение есть, – только Ты можешь, если пожелаешь, очистить – простить прегрешения. Господь очищать беззакония и по молитве каждого кающегося отдельно, и по молитвам священников, и по ходатайству первосвященника за весь народ: ибо, по закону Моисея, для этой цели были установлены особые жертвы, обряды кропления и очищения кровлю и пр. (см. Лев.4,5,16:2 и сл. Исх.30:10 ; Евр.9:6–7 ). 4–6. Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое: упова душа моя на Господа. От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа: яко у Господа милость, и многое у Него избавление: и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Имени ради Твоего, или – во славу имени Твоего, Господи, я терпел – ожидал от Тебя очищения своих грехов. Терпела – ожидала и душа моя в слово Твое или по слову Твоему, – сохраняя верность Твоему закону. – Уповала душа моя на Господа, – в той уверенности, что Он, верный Закону своему и по милости своей, услышит молитвенный вопль кающегося из глубины сердца и очистит это сердце... От стражи утренней до нощи, от стражи утренней, т. е. с утра, когда возжигалась одна жертва, и до нощи, точнее – до вечера, когда возжигалась другая жертва на всю ночь, и затем, опять до стражи утренней, следовательно, постоянно, и днем и ночью, «да уповает Израиль на Господа», – что Господь слышит молитвы и днем, и ночью. – «Ибо у Господа милость и многое у Него избавление, иначе – по великой милости своей, Господь дарует многое избавление, (т. е. многих, много раз и от многих беззаконий Он очищает. «И Он избавит Израильский народ от всех беззаконий его», особенно – по ходатайству первосвященника за него (ст. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010