Грех есть отвращение от Бога Как беззаконно и безчинно делаем, когда от произволения грешим. Тако бо, вместо лица, хребет Богу обращаем, что знак есть презрения великаго и страшнаго Бога. Как страшное и богомерзкое есть заблуждение – нераскаянное и безбожное житие. Тако бо люди, как бы обративше хребет к Богу, а не лице, ходят и беззаконнуют, – что страшно и писать и думать. Но воистину тако есть, якоже Бог Сам чрез пророка глаголет: «обратиша хребет ко Мне, а не лице» (2:58). «Не предложиша беззаконнии Бога пред собою» ( Пс. 53, 5 ; Пс. 86, 14 ). И паки страшне глаголет Бог чрез Пророка: «обратиша хребет ко Мне, а не лице» ( Иер. 32, 33 ). То есть, должно им, яко созданию Моему и рабом Моим, ко Мне обратившися, Мене, яко Создателя, Бога и Господа своего, почитать, поклоняться и, что глаголю и повелеваю, тому внимать и исполнять; но они, беззаконники, от Мене отвратилися и обратилися к созданию, миру, греху и диаволу, и тому угождают. Кто бо кого слушает, тот тому и угождает (5:338). Когда раб от господина своего отвратится и отходит от него; уже к нему обращает хребет, а не лице; и что говорит господин его, не слушает и не внимает тому: тако грешник бедный, когда отвратится от Бога любовию и послушанием и обратится к злым делам, как бы хребет Ему обращает, и отходит от Него; и уже что Бог говорит в Слове Своем святом, не внимает тому и небрежет о том. О сем Пророк написал Божию о беззаконных жалобу: «обратиша ко Мне хребты, а не лица своя» ( Иер. 2, 27 ). И паки Пророк глаголет о нечестивых: «и не предложиша Бога пред собою» ( Пс. 53, 5 ). Се есть премерзкое отвращение и отступление от Бога! (4:155). Грех есть отступление от Бога Христиане, вступая в христианство, обещаются Богу работать, волю Его творить, отрицаются сатаны и дел его; но когда на грехи обращаются, все тое забывают и попирают, и Богу изменяют, и делаются лживыми. И тако случися им истинная притча: «пес возвращся на свою блевотину, и свинья, омывшися, в кал тинный» ( 2Пет. 2, 22 ). Грех убо христианам не иное что, как богоотступство, измена, которою не человеку, но Богу изменяют. Разсуждай убо, христианине, что есть грех, которым услаждаешься. Хотя исповедуешь имя Божие, но делом отмещешися Его, когда заповедь Его преступаешь. Сколько бо раз согрешаешь, столько раз совета диавольскаго слушаешь и заповедь Божию и повеление его отмещешь; сколько раз врага диавола слушаешь и не слушаешь Бога, столько раз от Него отступаешь и преступаешь к диаволу (2:127–128).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   Позднее, когда Моисей просил позволения увидеть славу Божию, Бог возвестил Свое имя «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания...» (Исх 34:6—7). Из горящего куста Бог ответил на вопрос, каким образом Он существует, здесь Он отвечает на вопрос, каков Он в Своих действиях. Это основополагающее оповещение о сущностных качествах Бога эхом звучит в последующих Писаниях (Неем 9:17, Пс 85:15, Иоиль 2:13, Ион 4:2). Все это часть Его «имени», т.е. частичное раскрытие Им Своей природы, за которое Он достоин вечного поклонения.    В Новом Завете слова и дела Иисуса, воплощенного Сына Божьего, составляют полное откровение о мыслях, взглядах, образе действий, планах и целях Бога Отца (Ин 14:9—11 ср. Ин 1:18). Слова «да святится имя Твое» в молитве Господней (Мф 6:9) выражают желание, чтобы Бог был почитаем и восхваляем, как того заслуживает великолепие Его полного откровения. Закон Божий    Человек был создан не автономным, т.е. вольным поступать, как ему заблагорассудится, а теономным, т.е. обязанным соблюдать законы своего Творца. Соблюдение этих законов не представляло трудности, поскольку Бог устроил человека таким образом, что благодарное повиновение приносило бы ему величайшее счастье. В исполнении закона долг сочетается с наслаждением, как это было у Иисуса (Ин 4:34 ср. Пс 111:1, Пс 118:14—16,47—48,97—113,127—128,163—167). Падшее человеческое сердце не любит закон Божий, и потому, что это закон, и потому, что он Божий. Но те, кто знает Христа, не только любят закон и желают хранить его из благодарности за оказанную им милость (Рим 7:18—22, Рим 12:1—2), но и Сам Дух Святой ведет их к такой степени послушания, какой они прежде не знали (Рим 7:6, Рим 8:4—6, Евр 10:16).    Нравственный закон Бога пространно изложен в Писании: в Десяти заповедях, других установлениях Моисея, в проповедях пророков, в учении Иисуса и в новозаветных посланиях. В законе нашли отражение святой характер Бога и те цели, которые Он ставит перед сотворенными Им человеческими существами. Бог повелевает нам вести себя так, чтобы это доставляло Ему радость, и запрещает делать то, что оскорбляет Его. Иисус выражает суть нравственного закона в Двух великих заповедях: люби Бога своего и люби ближнего своего (Мф 22:37—40), на которых, как Он сказал, утверждаются все наставления Ветхого Завета о нравственности. В нравственном учении Христа и Его апостолов старый закон углубляется и переосмысливается применительно к новым условиям жизни в Царстве Божьем, где царствует Спаситель, и в наступившую после дня Пятидесятницы эпоху Духа, на протяжении которой народ Божий призван жить небесной жизнью в миру (Ин 17:6—19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Еще в талмудическую эпоху служба Арвит считалась необязательной (Вавилонский Талмуд. Берахот. 27b). Она совершалась от появления первых 3 звезд на небе до полуночи (Тосефта. Берахот. 3. 1; Иерусалимский Талмуд. Берахот. 4. 1 (7b)). Мистическим прототипом этой службы считается Быт 28. 11. Она начинается с возгласа «Барху», далее читается Шма с благословениями, Амида (перед Амидой - Хаци-Каддиш, после нее - полный). Если служба совершается в ночное время, в начале читается Пс 134. В будни читаются Пс 78. 38 и 20. 10. Между вечерним благословением после Шма («Хашкивену») и Амидой в ашкеназской традиции поются 18 библейских стихов, начиная с Пс 88. 53 (впервые в Махзоре Витри), к-рые считаются заменой Амиды. Финальная часть Арвита сильно варьировалась на протяжении истории и отличается в разных обрядах. Лекционарная система Из книг ВЗ известно о существовании в храмовом богослужении традиции торжественно читать Свящ. Писание в определенные дни года. Так, согласно Втор 31. 9-11, Тора читалась на праздник Суккот в конце субботнего года. Обряд чтения Торы в течение 7 праздничных дней Суккот описан в Неем 8. 1-18: чтец, стоя на возвышении, благословлял Бога, народ отвечал: «Аминь, аминь» с воздетыми руками и совершал простирание ниц. Согласно 4 Цар 23. 1-3 (ср.: Мишна. Сота 7. 8), в этом обряде, символизирующем обновление завета, мог принимать участие царь. Чтения по особым случаям (в связи с обновлением завета) упоминаются также в Исх 24. 7 и Нав 8. 32-34. На Йом Киппур текст Торы читал первосвященник (Мишна. Йома. 7. 1). Систематическое чтение Торы в период Второго храма стало совершаться в синагогах. О чтении Закона по субботам как о Моисеевом установлении писал Иосиф Флавий ( Ios. Flav. Contr. Ap. 2. 175). О древности этой традиции говорится также в Деян 15. 21 и в надписи Феодота (кон. I в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.) (CIJ. Vol. 2. N 1404). Согласно Филону, после чтения каждого отрывка следует его объяснение ( Philo. Somn. 2. 127). Возможно, в ранний период в И. б. существовала практика lectio continua, известная и в христ.

http://pravenc.ru/text/1237769.html

В каком-то смысле традиционализм может быть полезен в пропедевтических целях, как проводник в мире современной культуры и тех её явлений, которые невозможно уложить в привычную схему «сакрального/профанного». Но это же тем самым свидетельствует о слабости сегодняшней апологетики в этом вопросе, т.к. подобную задачу «путевождения» по миру следов человеческой деятельности 124 всегда брала на себя именно она. —124— Пользоваться же услугами «внешних», слепо тыкаться по современному морю культуры, в котором «гада, ихже несть числа» ( Пс.103:25 ), в поисках остатков сакральных нормативов реальности, оправдывая такое блуждание необходимостью «воцерковления культуры» (какой? для чего?) – всё это недостойно подлинно церковного богословия, могущего повторить вслед за Златоустым святителем: «Я не имею нужды пользоваться их неразумием для защиты и не хочу подтверждать истины ложью» 125 . Традиционализм столь детален в анализе духовного состояния «современного мира», столь тонок при разборе всех его уродливых и патологических явлений именно оттого, что он плоть от плоти этого мира, что только в нём он может найти себе место, паразитируя на его грехах и погребая его (а значит – и собственных) мертвецов. В попытках навязать себя Церкви современный российский традиционализм попросту ломится в открытые двери, потому что где как не в Церкви может существовать подлинный традиционализм Священного Писания и восстание против не только современного, но и всегдашнего с момента грехопадения мира, в котором все от похоти, плоти очес и гордости житейской ( 1Ин.2:16 )? Но именно в Церкви мы имеем надежду на Того, Кто сказал: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин.6:47 ). Эта надежда устраняет страх перед ужасами «современного мира» и служит нам подлинной традицией жизни в Церкви. —125— —126— Ларионов В. Миссионерская деятельность Церкви на территории Марийского края и ее связь с русской колонизацией Поволжья//Богословский вестник 1999 (2000). [Т. 2.] Вып. 3. С. 127–137 —127— Обращаясь к обширной теме миссионерской деятельности Православной Церкви в Среднем Поволжье, а именно среди черемис, или марийцев, мы остановимся только на одном из её главных аспектов – на связи с культурным влиянием русского населения, принесшего в Поволжье не только православную веру, но и новые формы государственного и общественного устройства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

103. Охраняй непорочность тела своего. Если сохранишь ее по любви ко Христу, то удобно возможешь преуспевать во всякой добродетели. Обитающий в тебе Дух Святый возрадуется о тебе, что ты свой храм Божий наполняешь благоуханием чистоты и правого изволения, и укрепит тебя на всякое дело благое. А к преуспеянию в добродетелях и в божественной чистоте имеешь следующие три пособия: воздержание чрева и языка, и обуздание ока. Все их три надо держать. Если сохранишь, положим, первые два, а глаз не сохранишь от скитания, то не приобретешь прочной чистоты. Как разломанный водопровод не удержит в себе воды, так рассеянное око не удержит целомудренного ума. Не назирай чуждыя красоты (Сир. 9,8), и ум твой да будет пригвожден к страху Божию(Пс. 118,120) (1, 599). 104. Не должно монаху с особенною тщательностию мыть тело или ноги. Как сластолюбцы в изяществе тела и одежд ищут себе удовольствий, так подвижник благочестия противоположным сему ополчается на сопротивников (1, 600). 105. Немала борьба между святынею (чистотою) и скверною. Содействующие нам в осквернении внушают такую мысль: " Никто тебя не видит, чего боишься? " А действующие нам во святыне возражают им: " Бог видит, и ангелы Его с тобою, как же говоришь: кто тебя видит? " Искуситель продолжает: " Где они? Пока никого здесь не видно " . На этом содейственники святыни прерывают его: " Не видишь?! Правду сказал ты, ибо написано: Ослепи их злоба (Прем. 2,21). Создавый око не смотряет ли (Пс 93,9)? Где укроешься от Бога? " (Пс. 138,1-12). Вот что вложи себе в помысл, и грех не будет долго владычествовать над тобою, и печаль греховная не постигнет тебя, но придут к тебе радость и мир о Духе Святе (1,605). 106. Храни чистоту тела своего о Господе, как драгоценную жемчужину; не щеголяй одеждами; взор обращай долу, а душу горе; с юношей не доходи до вольного обращения, а с женщиной и говорить лишнее дело; с отроком не дли беседы и не входи в сообщество с упивающимися и смехотворцами, но весь пребывай в страхе Божием, помня заповедь апостола: Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Еф.5,18) (2, 127).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1996...

3. И каждый день можно видеть великое множество подобных вещей, вследствие которых язычники считают, что мир лишен Божиего Промысла, 123 а верующие часто испытывают колебания в душе относительно праведности судов Божиих, не осмеливаясь высказать их кому-либо, а только соблазняясь внутри самих себя и [этими соблазнами] сжигая свое сердце. Ответ 1. [Для объяснения этого следует вспомнить то], что сказано в писаном законе: «Вышних себе не ищи, и крепльших себе не испытуй» (Сир, 3:21). Также мы знаем, что хотя написано: «Судьбы Господни бездна многа» ( Пс. 35:7 ), 124 но [пророк Давид] глаголет, что Бог делает известными «оправдания и судьбы Своя Израилевы» ( Пс. 147:8 ). Подразумевается здесь Израиль духовный, по Христу. [Слово же] «Израиль» толкуется как «ум, зрящий Бога». 125 А поэтому кто может зрить Бога, будучи просвещенным от Него Святым Духом, тот также может понять и некоторые из судов и тайн Его. «Ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:10 ). Если же кто задаст вопрос: «Кто познал ум Господень?» ( 1Кор. 2:16 ), то на него [апостол] Павел и [живущие] по Павлу отвечают: «Мы имеем ум Христов» ( 1Кор. 2:16 ). Также и Иеремия изрекает: «Аще не открыет наказания Своего к рабом Своим пророкам» ( Ам. 3:7 ). 126 2. Если же в законе открыто, как говорит Давид, «безвестная и тайная премудрости» Его ( Пс. 50:8 ), то тем более это открыто пребывающим в благодати, которые узнали то, что «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор. 2:9 ). [Ведь они] вошли в некие божественные и непостижимые тайны, «во что желают проникнуть Ангелы» ( 1Пет. 1:12 ), как свидетельствует Писание; они являются обителью Сына и Отца вместе с Духом, согласно обетованию Христову, гласящему: «Мы, Я и Отец, придем и обитель у них сотворим» ( Ин. 14:23 ). 127 И опять [Писание] гласит: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11:27 ). 3. Стало быть, если Сам Бог и Вседержитель каким-то духовным образом открывает [это] достойным Его, то разве не более открывают словеса [Писания] тайны творений Его? Если и недостойным эллинам Бог частично открыл и сделал известным, для их обращения и богопознания (если можно так сказать), тайны неба и земли, звезд, солнца и луны, моря, бездны и стихий, тел и духов, то разве не более открывает Он [тайны тем], в которых обитает?

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   О Господи! Не обличи же нас яростью Твоей и не накажи нас гневом Твоим (ср. Пс. 6:2). Ты Сам дай нам возможность покаяться Тебе прежде кончины. Аминь. 50. Поучение в неделю 27-ю о жене скорченной (поучение на Евангелие от Луки 13, 10—17 и о зависти)    Прелюбезный мой слушатель!    Я — гость в этом вашем богоспасаемом городе. А гость в том случае приятен, если он с гостинцем. Не без гостинца поэтому и мне подобает явиться пред вашим обществом. Но так как я облечен в духовный сан, то духовный приношу и гостинец, а гостинец этот — Божие слово, бренными моими устами проповедуемое.    Слово «гостинец» имеет двоякое значение. Во-первых, оно означает дар, приносимый господину от гостя, а во-вторых, гостинец означает утоптанную дорогу, широкий путь. Слово Божие является с обоими теми значениями: оно есть и подарок, и дорога.    Оно есть подарок, превосходящий золото и дорогие камни, по словам Давида: «Я возлюбил заповеди Твои более золота и топаза» (Пс.118:127). Топаз — это драгоценный камень, также и золото не дешево, а святой Давид выше золота и дорогого топаза почитает Божие слово: «Более золота и топаза».    Слово Божие является и дорогою: «По пути, — говорится, — заповедей Твоих я шел» (Пс.118:32). Ибо как дорога в город, так и слово Божие в царство небесное ведут как бы за руку. Утоптанная эта дорога, протоптали ее как многие святые трудами своими, так прошли ее и многие грешники и грешницы, в истинное покаяние пришедшие и достигшие небесного царства.    Принося этот мой гостинец — слово Божие из нынешней евангельской истории, как подарок с утоптанной дороги, — я помыслил предложить вашей милости мою проповедь в давнем стиле, не упраздненном и нынешним веком, в стиле древних Святых Отцов, в стиле гомилетическом (произнесения проповедей), — при «Господнем содействии и подкреплении слова» (Мк.16:20); а милость ваша да примет ее любовно с внимательным, а не тоскливым слушанием.     «Во время оно Иисус учил в одной из синагог в субботу» (Лк. 13:10).    «Во время оно» — в какое время? В то, когда Господь наш, услышав страшную весть о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами, по причине той вести с угрозой напоминал грешникам о покаянии: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:3), — и вспомнил столп силоамский, на восемнадцать человек упавший, присоединив также и притчу о бесплодной смоковнице, уготованной на посечение. В то время Он и женщину, в течение восемнадцати лет скорченную и до земли приклоненную (см. Лк.13:11), изображающую грешника, склонного к земным пристрастиям, исцеляет, дабы тех самых грешников, в злобах застарелых, привлечь к восстанию и покаянию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

О Господи! Не обличи же нас яростью Твоей и не накажи нас гневом Твоим (ср. Пс. 6:2). Ты Сам дай нам возможность покаяться Тебе прежде кончины. Аминь. 50. Поучение в неделю 27-ю о жене скорченной (поучение на Евангелие от Луки 13, 10—17 и о зависти) Прелюбезный мой слушатель! Я — гость в этом вашем богоспасаемом городе. А гость в том случае приятен, если он с гостинцем. Не без гостинца поэтому и мне подобает явиться пред вашим обществом. Но так как я облечен в духовный сан, то духовный приношу и гостинец, а гостинец этот — Божие слово, бренными моими устами проповедуемое. Слово «гостинец» имеет двоякое значение. Во-первых, оно означает дар, приносимый господину от гостя, а во-вторых, гостинец означает утоптанную дорогу, широкий путь. Слово Божие является с обоими теми значениями: оно есть и подарок, и дорога. Оно есть подарок, превосходящий золото и дорогие камни, по словам Давида: «Я возлюбил заповеди Твои более золота и топаза» (Пс.118:127). Топаз — это драгоценный камень, также и золото не дешево, а святой Давид выше золота и дорогого топаза почитает Божие слово: «Более золота и топаза». Слово Божие является и дорогою: «По пути, — говорится, — заповедей Твоих я шел» (Пс.118:32). Ибо как дорога в город, так и слово Божие в царство небесное ведут как бы за руку. Утоптанная эта дорога, протоптали ее как многие святые трудами своими, так прошли ее и многие грешники и грешницы, в истинное покаяние пришедшие и достигшие небесного царства. Принося этот мой гостинец — слово Божие из нынешней евангельской истории, как подарок с утоптанной дороги, — я помыслил предложить вашей милости мою проповедь в давнем стиле, не упраздненном и нынешним веком, в стиле древних Святых Отцов, в стиле гомилетическом (произнесения проповедей), — при «Господнем содействии и подкреплении слова» (Мк.16:20); а милость ваша да примет ее любовно с внимательным, а не тоскливым слушанием. «Во время оно Иисус учил в одной из синагог в субботу» (Лк. 13:10). «Во время оно» — в какое время? В то, когда Господь наш, услышав страшную весть о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами, по причине той вести с угрозой напоминал грешникам о покаянии: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:3), — и вспомнил столп силоамский, на восемнадцать человек упавший, присоединив также и притчу о бесплодной смоковнице, уготованной на посечение. В то время Он и женщину, в течение восемнадцати лет скорченную и до земли приклоненную (см. Лк.13:11), изображающую грешника, склонного к земным пристрастиям, исцеляет, дабы тех самых грешников, в злобах застарелых, привлечь к восстанию и покаянию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

   Если с таким крепким мужеством слабая жена отражает от себя грех, то и она «блажен муж», воспетый Давидом.    Участники этого блаженства, участники мужеского о Христе возраста – отроки и дети, твердо противостоящие греху. Нет лицеприятия у правосудного Бога.     «Блажен муж», которого вся воля в Законе Божием (Пс. 1:2). Блаженно сердце, созревшее в познании воли Божией, увидевшее «яко благ Господь» (Пс. 33:9), стяжавшее это видение вкушением заповедей Господних, соединившее волю свою с волей Господа. Такое сердце: муж. Блаженно сердце, разженное ревностью Божественной! Блаженно сердце, сгорающее ненасытимым желанием воли Божией! Блаженно сердце, сладостно и нестерпимо страждущее любовью к Богу! Такое сердце: место, селение, чертог, престол блаженства!.. Сидит с раннего утра орел на вершине высокого утеса, сверкающие очи его жадно ищут добычи, потом он поднимается в синее небо, плавает, распростерши широкие крылья, в обширных пространствах, ищет добычи. Когда увидит ее, – стрелой, молнией, спускается на нее, другой стрелой подымается с нею, исчезает. Накормил птенцов своих, и снова на страже своей: на скале или в небе. Таково сердце, заразившееся язвой неисцельной любви к заповедям Бога! И в этой-то любви – блаженство. В заповедях – не одно делание: в них сокровен и при посредстве их является духовный разум: «от заповедей Твоих разумех», — говорит Пророк: «Всем сердцем взысках тебе... Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое!.. Поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело!.. Благ мне закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра!.. Возлюбих заповеди Твои паче злата и топазия!.. В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе!.. Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу!.. Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех» (Пс. 118:104, 10, 32, 47, 72, 127, 11, 162, 35).    Восходит солнце: люди спешат к занятиям своим. У каждого своя цель, свое намерение. Что душа в теле, то цель и намерение во всяком человеческом занятии. Один трудится, заботится для снискания тленных сокровищ; другой – для доставления себе обильных наслаждений; иной – для приобретения земной, суетной славы; наконец, иной говорит, думает, что его действия имеют целью государственную и общественную пользу. Наперсник Закона Божия во всех упражнениях, во всех делах своих имеет целью Богоугождение. Мир обращается для него в книгу заповедей Господних. Прочитывает он эту книгу делами, поведением, жизнью. Сердце его чем более прочитывает эту книгу, тем более просвещается духовным разумом, тем более разгорячается к течению по пути благочестия и добродетели. Оно стяжает огненные крылья веры, начинает попирать всякий страх враждебный, переноситься через всякую пропасть, дерзать на всякое благое начинание. Блаженно такое сердце! Такое сердце: «блажен муж».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вожделнны паче злата и камене честна многа, и слаждш паче меда и сота. 11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; 11 . Поэтому исполнение богооткровенного закона для понимающих его высокое значение есть и должно быть самым высшим благом и главною целью стремлений их земной жизни, вожделеннее, т. е. желательнее самого дорогого на земле предмета, золота и даже множества самого чистого золота, т. е. всех вообще сокровищ земных (ср. Пс.118:127 ), и составляет и должно составлять для их души самое высшее наслаждение, услаждающее больше всех сладостей земных ( Пс.118:108 ; ср. Притч.24:13–14 ), – слаще меда и капель сота, т. е. самого лучшего сорта меда, который сам собою найдет из сота. Русск. золота чистого=пер. халд. (такж. сл.-гр.-лат. в кн. Иов.28:17 ; Пл.4:2 и сл.-лат. П. Песн.5:11 ) и представляетъ буквально верный пер. евр. слова – ср. 3Цар.10:18 с 2Пар.9:17 . Слав. Камене честна, т. е. драгоценных камней, – перевод того же слова=гр.-лат., – сирск.-араб. и бл. Иер. Сл.-гр.-лат. – (=сирск.. арабск.) слово сота соответствует евр. точнее переведенным в русск. капель сота. Ибо рабъ твой хранитъ : внегда сохранити , много. 12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. 12 . Сказанное о высоком достоинстве и значении богооткровенного закона псалмопевец подтверждает своим собственным опытом. Речь обращена прямо к Господу, представляя, как бы клятвенное удостоверение полной и несомненной верности приводимого им свидетельства. «И вот я, верный раб твой (см. выше Пс.17:1 стр. 238), Господи, свидетельствую пред Тобою, что, соблюдая твои заповеди, я на себе испытываю их духовно-просвещающую силу (букв. с евр.: «и раб Твой просвещается ими»), охраняясь ими от заблуждений и нечестия (ср. ст. 9 б и 8 б ), и многочисленными опытами своей жизни вполне убедился, что в соблюдении их для верующих великая награда, не только в будущей жизни (ср. 15:11), но уже и здесь на земле в различных явлениях Твоей милости (ср. Втор.28:2 и сл.) и внутреннем ощущении мира и радости духовной (ст. 9 а и 11 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010