«серебро твое стало изгарью» ( Ис.1:22 ) – оно даже не растрачено: на это серебро ничего не куплено, оно все вышло, полностью лишилось ценности, выгорело, – упразднено. «Ты упразднил» (hiphil) – от глагола шават: преставать, почить ( Быт.2:2,3 ); того же корня «суббота». «Нечестивые земли» – те, которых весь интерес – земное. Если учесть, что для переплавки использовались земляные формы, то образ получает завершение: при испытании (переплавке) нечестивого оказалось, что весь состав его души проникнут земным интересом, так что ничего ценного (бескорыстного, праведного) извлечь не удается. Если «серебро» души все выгорело, то бесполезно мучить (испытывать) такого человека. «Свидетельства» Божии, Откровение Божие можно крепче «полюбить», если знать, что возможна такая участь человека, когда в душе не остается ничего ценного. Пс.118:126             Время Господу действовать 555 :                         порушили Учение Твое. " Время» эт – также: срок. Учение-Тора – основание жизни. Когда народ, призванный нести Тору, порушил ее, разорил, удалил из жизни, Сам Бог должен действовать. «Срок» Боговоплощения настал, когда полностью извратили Тору 556 . Пс.118:139             Гнетет 557 меня ревность моя,                         ибо враги мои забыли слова Твои. «Ревность по доме Твоем снедает меня» ( Пс.69 /68:10). Когда человек ревнует о Боге, тогда его врагами становятся те, кто и Богу враг. Тогда же человек начинает видеть тех, кто враждебен до конца – изгладил из памяти («забыл») слова Божии. Пс.118:150             Приблизились охотники за коварством,                         от Учения Твоего – удалились. «Охотники» – «те, кто преследует, гоняется». Ср.: «взыщи мир (шалом) и преследуй его» ( Пс.34 /33:15). Хранение духовного мира требует целеустремленности и неотступности – преследования. Неотступность есть ценнейшее качество религиозной жизни. И такие же неотступные преследователи заняты охотой на праведника. Они даже не на праведника охотятся, они охотятся за коварством, чтобы вполне овладеть им.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

По Иеремии (25, 11; 29, 10) – 70 лет, по Иезекиилю – 40 (4, 6); самое пленение продолжалось 48 лет. 299 Правда, некоторые критики, как Stade (Gesch. d. V. Isr. II, 209 сл.), Hakmann (Zukunftserwartung d. Jesaia 1893, 125–6), Cheyne (Introd. to the bookoof Isaiah 1895), Marti (Gesch. der isr. Religion 1897, 191) и др., признают позднейшее происхождение этих пророчеств; но, по справедливому замечанию Cornill " я (Einleitung d. A. T., 1896, 14, 6 сл.), именно эти места характерно отличаются от позднейших пророчеств о Мессии, и все развитие еврейского мессианизма становится непонятным, если не видеть начала его до пленения. Подлинность означенных мест признают также Smend (Lehrb. d. Alttest. Religionsgesch. 1893, 218 сл.), Wellhausen (Israel, u. Jьd. Gesch., 126) и Robertson Smith (The prophets of Israel, 302 сл.). Ср. также Dillmann, D. Proph. Jesaia 1890 и Mangold, lesaia u. seine Zeit., 1898, 41). Крайним представителем «гиперкритики» является Volz (die vorexil. Jahweprophetie u. d. Messias 1897), который путем смелых диссекций отрицает подлинность всех мессианических текстов до пленения и видит в Мессии исключительно политический идеал, искажая смысл не только религиозной истории, но и политического самосознания евреев. 300 Пс. 27, 8; 79, 18; 83, 10; 88, 39; 104, 15; Abb. 3, 13 и др. Сменд и Вельгаузен (207) указывают, что уже Климент Александрийский обратил внимание на эту черту в толковании на Пс. 19, 10: «Господи, спаси царя» – τοτεοτι τν ες βασιλα κεχρισμνον λαν, ο γρ μνον τν Δανδ. δι κα πγει " κα πκουσον μν . 301 Помимо царей Израиля «помазанником» именуется Кир. Ис. 45, I, первосвященник Лев. 4, 35, израильская община Авв. 3, 13. Пс. 84, 10; 89, 39, 52 и праотцы во множ. ч. 1 Парал. 16, 22. Пс. 105, 15. Помимо царей помазывались священники Исх. 28, 41; 30, 30; 40, 15 и пророки 3 Ц. 19, 16. Ньнп, Die messianischen Weissagungen d. israelitischjudischen Volkes (1899), 2, 2. 302 S. Guthe, Gesch. d. Volkes Israel 1899, § I. 303 См. Robertson Smith, The religion of the Semites (изд. 1894) – одна из лучших монографий по религиозной истории. 304

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий что говорит, продолжает, о строении дома? Если не Господь созиждет его, то напрасно трудятся строящие его, когда и по построении и окончании града, никто не может и сохранить его, если не сохранит Господь его своим промыслом и содействием? (1) (1) Евсевия: Дом оный продолжается дотоле, доколе хранит его Господь; а когда сие хранение удалится когда-либо (как сказано: се оставляется дом ваш пуст), он превратится в пустыню, так что все старание и все пособие человеческое будет напрасно и излишне. Пс.126:2 .  Всуе вам есть утреневати, востанете по седении, ядущии хлеб болезни Итак, вы, Иудеи, строящие Иерусалим и хранящие его, – вы, которые и хлеба не едите без печали и мучения, и вы, которые в скорбях, знайте, что без помощи и содействия Божия напрасно ваше дело, что вы встаете строить очень рано и что вы поднимаетесь вдруг по седении (ибо глагол подниматься, по словам Феодорита, поставлен в неопределенном, а не в повелительном наклонении), т. е. напрасно вам так спешить, чтобы кончить скоро строение Иерусалима и храма, и даже сном не насыщаться ночью, ни днем не иметь покоя. А назвал Иудеев живущими в печали не только потому, что излишне трудились, но и потому, что сражались, как мы сказали, со врагами, и в одно и то же время и строили и вели войну с соседями, препятствовавшими им; и следовательно, несли двойной труд. (1) (1) Златоуста: А если они для восстановления города и стен его столько нуждались в помощи свыше, то тем более мы для совершения пути, ведущего к небу. А Феодотион, сказав (в переводе): ядущие хлеб идольский, сим, по замечанию Евсевия, показал, что место не принесло им никакой пользы; когда они вставали утром и потом отступали и снова обманывали, и по пременам опять прибегали к Нему; а причиною тому то, что они имели служить идолам, что и сбылось. Егда даст возлюбленным своим сон Пс.126:3 .  Се достояние Господне – сынове Когда, говорит, Бог даст возлюбленным рабам своим сладкий и свободный от всякого беспокойства сон, т. е. даст, по словам Феодорита, вам Иудеям покой и свободу от причиняющих вам беспокойство и ведущих брань врагов (а даст тогда, когда сие будет полезно); тогда не только храм и Иерусалим построится легко, но и сыны родятся вам, которые будут наследством и собственным народом Божиим. Последнее поместил Давид, как преимущественное благо; потому что у евреев деторождение было благо самое вожделенное и приятное. Так должно понимать сии слова в частности об Иудеях; а вообще понимать так, что когда Бог даст возлюбленным рабам своим сон, т. е. свободу, как мы сказали, и покой, тогда не только получат конец дела, которыми они занимаются, но сверх сего и непрерывно будут рождаться у них сыны, которые составят данное им от Господа наследство, т. е. будут наследниками ревности и добродетели отцов своих. (1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Основание для такой неослабной деятельности указывается во второй полов. стиха.: Человек должен богато сеять потому, что из многого посеянного может только не многое созреть и принести плод, подобно тому как в природе многие из посеянных зерен пропадают в земле без всякой пользы; а если и все посеянное созреет, то тем лучше, темь обильнее будет жатва; – По мнению Вайгинга, в первом члене стиха содержится указание специально на «благотворительность» (ср. ст. 1–3). Хотя сеяние действительно встречается иногда как образ благотворительности (ср. пс.112:9; 2Кор.9:6 ), но здесь, как уже сказано, разумеется вообще полезная и плодотворная деятельность, не исключая, конечно, и благотворительности (ср. привед. уже цит.). В ст. 7 – 10 содержится увещание чистому и радостному наслаждению жизни, но при всегдашнем памятовании о будущем суде. – Ст. 7. «Сладок свет, и приятно для нас видеть солнце». «Свет означает здесь «жизнь» (ср. Иов.3:20; 33:30 ; пс.56:14), точно также как «видеть солнце» значит «жить» (ср. пс.58:9). Таким образом в этом стихе автор выражает внутреннее чувство красоты и приятности сей жизни. Связь этого стиха с предыдущими правильно определяется у Гитцига: «тенденция советов, содержащихся в. ст. 1, 2: 6, – доставить гарантию жизни, оправдывается в ст.7; Жизнь весьма прекрасна и ценна, чтобы омрачать ее заботой (s. 207). – Ст. 8. Так как земная жизнь столь прекрасна, представляет столь много приятного, то человек должен «веселиться в продолжении всех лет» своей жизни; как бы ни была долга его жизнь, он должен, как выражается Ельстер, «каждый момент ее считать ценным, должен каждым им пользоваться, чтобы все богаче развивалась его внутренняя сила, чтобы отдельная жизнь, хотя и преходящая, представлялась однако имеющею вечное значение, по крайней мере приближаясь к конечной цели развития ее» (s. 126). Человек имеет тем более побуждений к радостному наслаждении жизнью, что после смерти для него настанут «дни темные», когда он более не увидит солнечного света (ср. гл.9:10; Иов.10:21, 22; пс.88:16); об этих днях тем менее можно сказать что-нибудь определенное, что «их будет много».

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

926 См. его Изъясн. на этот Пс. – По мнению же новейших защитников гипотезы о Маккавейских псалмах, 127 псалом относится к обстоятельствам, описанным в 1Макк.12:53–13, 3 и 14, 25 и дал. (См Hitzig Psalmencommentar); но мы не останавливаемся на этом мнении, так как в цитированных местах 1 Макк. незаметно почти никакого отношения к содержанию псалма, да к тому же мнение это опровергает самым положением псалма в числе песней степеней, которые, по всем вероятным основаниям и согласному признанию большинства ученых, находились уже в богослужебном употреблении во времена ближайшие к возвращению из плена (См. песнях степеней Hengst – Comment, Bunsen – Bibelwork, Ehrt – Abfassungszeit Psalters S 103–103 и др., и у нас в Воск. Чт. 1856/7 41, стр. 390–1). 927 Мнение о происхождении 126 пс. от Соломона у нас высказывают: В Преосв. Филарет Митр. Московский (в начертании Библ. Истр. стр. 374 изд. 1819), Арсений М. Киевский (Введ. в св. кн. В. З. Киев 1878, стр. 89), прот. Богословский (Св. Ист. В. З. стр. 419 изд. 4-е), прот. Г. Павский (в Обозр. псалмов стр. 36), архим. Михаил (в Чт. Общ. Люб. Дух. просв., 1872 г. 1, стр.41); из новейших иностранных ученых его защищают: O V Gerlach, Toluck, Hengstenberg, Moll и др. 952 См. Руков. к чтению Свящ. Пис. В. и Н. Завета М. Амвросия: Чт. об истории кн. Св. Пис., Лебедева, М. 1860 стр. 70–71; Ист. кн. Св. П. в перев. Гуляева – предисл. и др. 956 Единственные признаки позднейшего происхождения псалма находят в положении его в конце Псалтири и притом между песнями степеней, – что, как уже выше было замечено, само по себе не ведет еще к желаемому заключению, – и потом в употреблении некоторых грамматических форм и сочетаний, свойственных будто бы исключительно позднейшему периоду священной еврейской письменности, но на самом деле встречающихся и в древних писаниях, каковы по указаниям Гитцига, Ленгерке и отчасти Генсгстенберга; арамейская форма окончания _ в слове в ст. 4 вм. , как напр. в Пс.16:6, 60:13 и уже Исх.15:2 ; употребление суффикса единств при множественном окончании в слове ст. 12, как уже Втор.28:50 , если только еще можно поручиться за правильность нынешней пунктуации, и сочетание in st. c совершенно синонимических слов (в ст. 3 и в ст. 6 ), примеры которого мы видим уже в Быт.49 , Суд.5 ; Пс.18:72 (евр.) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

3. Не будем же забывать об этом; и судя по долготерпению Божию к нам, не подумаем, что Он не знает, како­вы мы. Бог для того долготерпит и отлагает наказание, чтоб, обратившись к лучшему, не были мы преданы мучениям. Греша (ненаказанно), не подумаем, что Бог соизволяет грехам нашим, когда не тотчас наказывает; но о том да помышляем, что вот вот изыдем из века сего и в оном отлучены будем от отцев и братий наших, украшенных венцами победы.-Но ведь их и мы иметь можем, если захотим последовать стопам их, побуждая себя к тому тою мыслью, что если Апостол еще здесь отлучает святых от грешников, и согрешающих «предает во измождение плоти, да дух спасется» (1Кор. 5:5); не тем ли паче будет так там? Блажен человек, ко­торый боится Господа, и которого Господь подвергает наказа­нию, чтоб исправился, и научает закону Своему, чтоб ходил в заповедях Его во все дни жизни своей, не испыты­вая мучении совести ни за какой грех. 4. Итак, рассмотрим и мы пути свои и исследуем стези свои; и обратившись ко Господу, воздеем горе-к небу с руками своими и сердце, чтобы в день суда, Он был нам помощником, и чтоб не постыдиться нам, «егда возглаголем врагом своим во вратех» (Пс. 126:5); но паче удостоиться услышать: «отверзите врата, да внидут людие, хранящии правду и хранящии исти­ну, приемлющии истину и хранящии мир, могущие сказать: яко на Тя надянием надеяхомся Господи, во век» (Исаии 26, 2—4). Да памятуем Господа и Иерусалим (горний) выну да восходит на сердце наше. Возревнуем уподобиться тому человеку, о котором написано: «Благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его: и будет яко древо, насажденное при водах и во влаге пустит корение свое: не убоится егда приидет зной, и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится, и не престанет творити плода. Глу­боко сердце человеку паче всех, и человек есть, и кто познает его? Аз Господь, испытуяй сердца, и искушаяй утробы, еже воздати комуждо по пути его» (Иерем. 17:7—10). 5. Будем помнить о себе и не понерадим о грехах, соделанных нами; с заботливым сердцем будем по­мышлять о каждой заповеди Отца нашего, и тех, которые учи­ли нас. Веруя во Христа, будем готовы и все претерпеть ради Его, зная, что тайна жизни-в хождении по заповедям, как написано: «Светильник ногама моима закон твой и свет стезям моим» (Пс. 118:105); и еще: «Слово Твое живи мя» (там же, ст.50); и: «Закон Госпо­день непорочен обращали души... Заповедь Гос­подня светла, просвещающая очи» (Пс. 18:8—9). И Апостол говорит: «Закон свят и заповедь свята и праведна и блага» (Рим. 7:12). Делом все сие изведав, и мы сподобимся того, что говорится о праведниках: «егда падет не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его» (Пс. 36:24); и еще: «Седмерицею па­дет праведный и возстанет» (Притч. 24:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

Ты (Господи) создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея ( Пс.138:13 ). Рождение наше, за которым следует скоротечная жизнь и смерть неизбежная, есть одно из самых, по-видимому, обыкновенных событий в мире: поэтому не заключает в себе ничего, достойного торжества. Не так, однако же, на это смотрит око, просвещенное откровением небесным: Господи! Ты создал еси утробы моя, говорит боговдохновенный пророк Давид, восприял мя еси из чрева матере моея ( Пс.138:13 ). «Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго» ( Пс.126:3 ). После такого свидетельства о тайне нашего рождения очень было бы неосновательно низводить в ряд явлений обыкновенных появление на свет людей, особенно таких, попечению коих Господь Бог вверяет судьбу огромного царства, и не сопровождать день сего явления торжеством всерадостным; тем более, что дивный в судьбах Своих Бог , оправдавший соцарствовать над нами с великим монархом нашим державную супругу его, августейшую виновницу настоящего торжества, как нельзя очевиднее показывает нам, что Он Сам воздвиг потребную вовремя на земле ( Сир.10:4 ); ибо делая своему державному мужу своему благая во все житие ( Притч.31:12 ), тем самым ревностно содействует она благоустройству обширного дома государственного, так что с жизнью её тесно соединено благоденствие и царственного дома, и всего нашего отечества. И нет сомнения, что сие-то, конечно, убеждение и привело нас под кров сего священного храма, чтобы молить Царя Царей о продолжении жизни её, столь для нас благодетельной. Но прося у Господа Бога дни на дни ( Пс.60:7 ) ей приложить и Его Императорскому Высочеству Благоверному Великому Князю Николаю Николаевичу – в день их рождения, ко времени будет вспомнить, что и нам дарована жизнь тем же Богом жизни, и дарована, конечно, не без цели; ибо может ли быть, чтобы Творец напрасно нас образовал во чреве матернем, напрасно вложил в нас душу бессмертную и, наконец, отродил водами Св. Крещения? Но явно, что не может быть целью жизни то, что оканчивается вместе с жизнью. Следовательно, земная жизнь нам дается для приобретения жизни вечной: для того, чтобы все дни нашей жизни мы посвящали славе Божией и усовершенствованию себя в добре.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

39 Заслуживает внимания, что как на заглавие, так и на содержание этого труда Фирсова, значительное влияние оказали творения Никона Черногорца, которыми автор по местам пользовался дословно. В одном из сборников бывшей Соловецкой библиотеки (Казан. Дух. Акад. 901), писанном Герасимом Фирсовым и содержащем выборки из писаний Никона, можно найти несколько параллелей для «Показания» Герасима, которые объясняют как точку зрения Фирсова на затронутые им вопросы, так некоторые особенности его стиля. Сравн. напр. в издаваемом ниже «Показании» листы 126 и 129 об. и рукоп. Солов. библ. 901 (Казан. Дух. Акад.), л. 68 об.–69; «Показания» л.л. 133–135 и Солов. 901, л. 33 об.; «Показания» л. 134 и Солов. 901, л. 34; «Показания» л. 135 и Солов. 901, л. 34 об.; «Показания» л. 136 об. и Солов. 901, л. 65 об. – Приводим для примера отрывок из Никона по рукописи бывшей Соловецкой библиотеки 901 л. 68 об.–68: «Не подобает своей воли последовати и свой разум кому составляти по своему хотению, но повиноватися божественному писанию, и аще от кого слыша что подобно священным писанием не отметати и преобидети или уничижити то достоинства ради глаголюшаго, каков же аще кто любо есть глаголяй, но приимати и последовати. Аще ли же несогласно божественным писанием, отметати и отвращатися и бегати таковых в не сматряти глаголющаго, но глагол и силу пишемых, якоже Господь научи сему; на Моисеове, рече, седалищи седоша книжницы и фарисее, вся убо елика глаголют вам творити, творите, по делом же их не творите, глаголют бо и не творят; елика аще глаголют от божественных писаней творите, глаголют бо, рече, божественныя писания, а не творят; обаще аще божественная писания нам глаголют, мы божественная писания слышим и последуем» и т. д. Сравн. ниже «Показания» л.л. 126 и 129 об. 40 Нам известен еще список Солов. ризницы, 4°, 92 л., к. XVII в., 974 (по Хр. Кат. Каз. Дух. Ак. 1084, где находится и похвальное слово Герасима, но без его имени). 41 Применительно к историко-литературному (а не палеографическому) назначению, в настоящем издании знаки препинания расставлены (за исключением темных мест, где не удалось разгадать ход мыслей автора, или где заметны следы его рассеянности) согласно современной орфографии. На страницах 3–17 (служба м. Филиппу) опущены знаки, имеющие отношение к церковно-богослужебному употреблению службы (звездочки и т. п.); киноварные буквы здесь заменены прописными, и сохранено начертание букв и и i. При издании всех вообще текстов звуковые особенности воспроизведены согласно с рукописным текстом, оставлено без изменений употребление букв п и е и по мере возможности (несмотря на частую неясность начертаний) букв и ь. Отсутствие мягкого знака в средине слов служит большею частью указанием на раскрытые титла. Буквы ξ, ψ, оу, ω заменены буквами кс, пс, у, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Время удалятися отъ oбъuмahiя. Кто освоился с добродетелью, тот чуждается сношения с пороком. Ибо кое oбщehie свету ко тме, или Христови съ beлiapoмъ? или как возможно тому, кто служит двоим противоположным между собою господам, соделаться угодными для обоих? Ибо любовь одного производит ненависть в другом. Посему, когда чувство любви имеет хорошее последствие, а это есть благовременность, тогда действительно последует отчуждение от противоположного. Если истинно возлюбил ты целомудрие, то возненавидишь противоположное. Если с любовью взираешь на чистоту; то явно, что возгнушался ты зловонием грязи. Если привязан к доброму, то непременно стал далек от привязанности к худому». [с. 118–119]. «Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить» (Еккл. 3:7). «Сии мысли, кажется мне, внушаются сказанным: (7) время раздрати, и время сшити, а именно, чтобы мы, отторгшись от того, с чем на зло себе сроднились, прилепились к тому, единение с чем для нас благо. Ибо сказано: мне прилеплятися Богови, благо есть, полагати на Господа ynobahie мое (Пс. 72:28). Иной может сказать, что совет сей полезен и для многого иного; например: измите злаго отъ васъ самехъ (1 Кор. 5:13). Сие повелевает божественный Апостол об осужденном за беззаконное смешение, приказывая отторгнуть его от общей полноты Церкви, чтобы и малъ квасъ, как говорит он, порока в осужденном не соделал бесполезным все cмeшehie церковной молитвы. Отторгнутого же за грех снова сшивает Апостол покаянием, говоря: да не многою ckopбiю пожренъ будетъ (2 Кор. 2:7). Так благовременно умел он и отодрать загрязненную часть церковной ризы, и снова пришить благовременно, когда стала омыта от скверны покаянием» [стр. 126–127]. «Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Еккл. 3:8). «Посему сказавший: время любити, указал, что действительно заслуживает дружбу и достолюбезно; и предписавший время для ненависти научил, от чего надлежит иметь отвращение. Ибо одно только достолюбезно по естеству – истинно Сущее, о чем законоположение говорит в десятословии: возлюбиши Господа Бога твоего отъ всего сердца твоего, и от всего помышления твоего (Втор. 6:5). И одно также поистине ненавистно, это — изобретатель греха, враг нашей жизни, о котором закон говорит: возненавидиши врага твоего (Мф. 5:43). Любовь к Богу соделывается крепостью любящаго; а расположенность к пороку приносит погибель любящему зло. Ибо так говорит пророчество: возлюблю Тя Господи крепость моя: Господь ykpenлehie мое, и прибежище мое, и избавитель мой (Пс. 17:2,3). О противоположном же говорит: любяй неправду, ненавидитъ свою душу. Одождитъ на грешники сети (Пс. 10:5,6). Посему время для любви к Богу – вся жизнь, и время для отчуждения от сопротивника – целая жизнь. Кто хотя малую какую часть жизни своей пребывает вне любви Божией, тот, без сомнения, бывает вне Того, от любви к Кому отдалился он» [с. 143–144].

http://sedmitza.ru/lib/text/431615/

3) Пророк Давид говорил o Израильтянах: егда убиваше я, тогда изыскаху его, и обращахуся, и утренневаху к Богу ( Пс.77:34 ). Как бы так сказал Давид: когда Господь некоторых от Израильтян за беззакония наказывал и убивал, тогда прочие раскаивались, и обращались к Богу, и утренневаху к Нему, то есть рано или ревностно, тщательно и прилежно искали Бога, и молитвы тёплые и горячие проливали пред Ним. Христианине! аще тебе случится видеть, что Бог кого-либо за беззакония или по другим неизвестным каким причинам наказывает: или отнятием жены, или пожаром, или болезнью, или смертью , или гладом, или бедностью, или напастью, или потоплением – сими примерами ты исправляйся, приходи в разум истины и на путь покаяния, и глаголи с Давидом: Боже, ущедри ны и благослови ны; просвети лице твое на ны и помилуй ны, познати на земли путь твой ( Пс.66:2–3 ), и проч. 4) Пророк Давид говорит: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий; всуе вам есть утренневати ( Пс.126:1–2 ). Сими словами изъясняет Пророк, что дом или целый порядок экономический, или целое состояние общества, без промысла и содействия Божия, желаемых успехов не получает. Всуе вам есть утренневати, то есть тщетны там людские советы, поты, иждивения, тщетно всякое усилие, тщетны труды, кои человек очень рано предприемлет, идеже Господь промысл Свой отъемлет. Аще не Господь пошлёт детей, жену добрую, фамилию многолюдную, богатство, здравие, честь, достоинства, премудрость, жатву изобильную – тщетно, человече! трудишься, всуе утреннюешь. Кроме того сими словами не то доказывается, якобы уже человеку и трудиться не должно, ибо тот же Давид говорит в вышшем (стр. 133) псалме: труды рук твоих снеси ( Пс.127:2 ); но в рассуждаемом тексте доказывается то, что при всех трудах, советах, намерениях – должно предавать себя промыслу Божию, и испрашивать от Бога благодати Его, содействующей и благословляющей все наши богоугодные дела, и получаемые успехи в делах наших не своим силам приписывать, – но Божиим. Христианине! начиная ты всякое доброе дело, призывай в помощь Бога, и начинай с молитвою, да благословит предприятия твои во благое. И то только старайся делать, что Его благодати, премудрости, и благости не противно. Во всём себя вручай промыслу Божию, который, когда отверзается, всяческие исполняются благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010