«Не переставай действовать, десница Моя, аможе аще лице Мое обратится» ( Иез.21:16 ), то есть против Иерусалима, чтобы окончательно сокрушить и опустошить его. «Учини... путь, яко внити мечу на Равво аф сынов Аммоних» ( Иез.21:19–20 ), то есть проложи путь, «еже внити мечу» царя Вавилонского. «От страны единыя изыдут начала два», то есть два пути. «И рука избранная ...в начале пути избраннаго града " , – это нынешняя Антиохия. «На Равваф сынов Аммоних», то есть Навуходоносор придет в Аммонитский город Равву морским берегом от Антиохии. Ибо Навуходоносор пришел и расположился станом при Эмусе, называемом и Эми, городе, который вблизи Антиохии. Поэтому присовокупляет: «станет царь Вавилонск... в начале обоих путий, – на начале обоих путей, – еже волхвовати волхвованием... и пустит стрелу, и вопросит ваяных... еже обставити острог вокруг ...Иерусалима, и еже отверсти уста с воплем». Навуходоносор пустит стрелу, гадая, куда ему идти, к Тиру ли на север, или по направлению к Антиохии и оттуда к Иерусалиму. «И бысть... волшебство на Иерусалим» ( Иез.21:19–22 ). «И той аки волхвуя им волхвование пред ними» ( Иез.21:23 ). Вавилоняне обманулись в своем гадании о победе, которая была весьма отдаленной; они надеялись, что Иерусалим будет взят в немногие дни. Но провели зиму под стенами его и покорили город только через девятнадцать месяцев, когда жители изнемогли от голода. «И ты, сквернаве, беззаконниче, старейшино Израилев... грядет день твой, ...конец« ( Иез.21:25 ). Это – Садок, который во время взятия Иерусалима был первосвященником. »Сниму с т ебя кидар и сложу с тебя венец " , чтобы не входить тебе уже в храм для священнодействия. «Вознесл смиренное», то есть Иисуса, сына Иоседека, «смирил еси высокое», то есть Садока ( Иез.21:26 ). «И сие сотворю нечестию и неправде, ...дондеже приидет, Емуже достоит, и предам Ему» ( Иез.21:27 ). Это долготерпение, которое оказывал Я священству, хотя пользовались им Иудеи к большей злобе и к нечестию, буду продолжать, пока не придет Сын Мой Христос, Которому принадлежит священство, и Которому передам оное рукой Иоанна на Иордане.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Исаии. В основе этого «обратного» в хронологическом отношении порядка лежали содержательные моменты: «Книга Иеремии вся обреченность, книга Иезекииля начинается с обреченности, а заканчивается утешением, книга Исаии - вся утешение» (Бава Батра 14b). Авторство Прор. Иезекииль. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия. Ок. 1320 г. Прор. Иезекииль. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия. Ок. 1320 г. И. п. к. остается практически единственным (помимо кратких сведений у Иосифа Флавия) источником, повествующим о событиях жизни прор. Иезекииля. Упоминания об Иезекииле в Сир 49. 8; 4 Макк 18. 17 свидетельствуют лишь о знакомстве их авторов с И. п. к. Иезекииль был сыном свящ. Вузия (Иез 1. 3), о котором нет сведений в др. источниках. Иногда делается вывод, что Иезекииль принадлежал к священническому клану Садока (Иез 40. 46), но явных указаний на это нет. Иезекииль был среди тех, кто покинули Иерусалим вместе с царем Иехонией в 597 г. до Р. Х. Он был уведен в вавилонский плен и, по всей вероятности, находился в изгнании до момента разрушения Иерусалима Навуходоносором в 587/6 г. до Р. Х. (Иез 33. 21). Иезекииль произносил пророчества об Израиле, об Иерусалиме и о некоторых народах. Обычно откровения он получал через видения (Иез 1. 1; 3. 23; 8. 2, 4; 10. 1; 11. 1; 37. 1-14; 40. 2). Как и Иеремия, Иезекииль прибегал к т. н. символическим действиям, передающим содержание его вести (Иез 3. 22-27; 4-5; 6. 11-12; 12. 1-16, 17-20; 21. 11-29; 24. 15-24; 37. 15-28). Из книги понятно, что среди находящихся в Вавилонии иудеев Иезекииль был признанным пророком (Иез 8. 1; 14. 1, 3; 20. 1); народ приходил к нему, чтобы услышать, «какое слово вышло от Господа» (Иез 33. 30). Согласно раввинистической традиции, И. п. к. составили мужи Великого Собрания (Вавилонский Талмуд, Бава Батра 15а). Им же приписывается и создание свитка 12 (Малых) пророков, Даниила и Есфири. В библейской критике XIX в. мн. исследователи признавали традиц.

http://pravenc.ru/text/293579.html

Иез.11:17 . И соберу я от язык, и прииму я от стран, идеже разсеях я в них, и дам им землю Израилеву, Иез.11:18 . и внидут тамо, ин отвергут вся мерзости ея, и вся беззакония ея от нея. Сие показывают и историия Ездры, и книга маккавейская. Ибо по возвращении из Вавилона, оставив служение идолам, продолжали тщательно служить Богу всяческих. Иез.11:19 . И дам им сердце ино, и дух нов дам им. Не то выразил сим Бог, что отымет свободу, но что Сам будет помогать им, и содействовать в делании добра. «Духом новым» назвал стремление души к прекрасному. Поскольку наклонны были к противному, то перемену на лучшее нарек духом новым. Как сказав: «сердце ино» означил не перемену естества, но наклонность сердца к лучшему, так и словами: «дух нов» выразил то же самое. Подтверждается сие и присовокупляемым, ибо говорит Бог: И исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно. Ни один здравомыслящий не поймет так, что каменное сердце есть действительный камень, а напротив того, будет разуметь под оным сердце непокорное, упорное, которое не хочет повиноваться Богу; так же и под сердцем плотяным – сердце благопокорное и благопослушное. Иез.11:20 . Яко да в заповедях Моих ходят, и оправдания Моя сохранят и сотворят я, и будут Ми в люди, и Аз им буду в Бога. Поскольку будут вести жизнь по Моим уже законам, то нарекусь Богом их, и они нарекутся народом Моим. Сказав сие об отведенных уже в плен, снова обращает слово к жившим тогда в Иерусалиме. Иез.11:21 . Ихже сердце по гнусностям их, и по беззакониям их ходило: пути их на главы их положил Я, глаголет Адонаи Господь. А сих, говорит Бог, поскольку не уцеломудрились они бедствиями первых, но продолжают предаваться нечестию, подвергну наказанию, достойному их дерзости. Иез.11:22 . И воздвигоша Херувими крила своя, и колеса держащиися их, и слава Бога Израилева бе на них свыше их. Иез.11:23 . И взыде слава Господня от среды града, и ста на горе, яже бяше прямо града. Когда сие было изречено, говорит Пророк, Херувимы, носящие на себе славу Божию, отступили от града, стали же на горе против Иерусалима. А это – гора называемая Элеонскою, на которой совершилось и вознесение по плоти Спасителя нашего. Посему не без причины и тогда, явившись в человеческом образ и показав два естества в едином лице, и естество Божеское прикровенно дав видеть в огне, а человеческое изобразив «илектром», по произнесении приговора на Иерусалим, удаляется на сию гору и оттуда восходит на небеса. Ибо и после креста в смерти, снова произнесши приговор на Иерусалим, что не останется камня на камне, который бы не был разрушен, и восшедши с учениками на сию гору, носимый умными и невидимыми силами, восхищен был на небеса. Посему и показанное Пророку служило прообразом будущего. Увидев же сие, говорит он:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Суд по путям твоим воздам тебе и мерзости твои за тобою будут и узнаешь, что я Иегова каратель… пойдет беда за бедою» ( Иез.7:3–4 ). Пророку даются самые разнообразные и поразительные откровения о наказании Иудеев. Так, в упомянутом выше восхищении его в Иерусалимский храм, он видел, как слава Иеговы (в известном уже нам виде своем) постепенно оставляет храм, исходя сначала из внутреннего храма к порогу дома Божия, находящемуся между жертвенником и притвором ( Иез.9:3 , Иез.8:3–6 ), отсюда ко вратам, ведущим в храм с восточной стороны ( Иез.10:19 ), наконец, с этого крайнего предела храма – на гору, лежащую на восток от города ( Иез.11:23 ). Выразительное видение любви Божией, отдаляющейся или отвращающейся от своего избранного, но неверного пред нею, народа! (В отношении же к новому Израилю и к живому храму, созидаемому из духовных камней – верующих, заметим, что движение благодатного из внутренности умов и сердец во внешность обрядности и наружного благочестия, или направление веры не столько к живому и светлому уразумению и усвоению Христовой благодати и истины, сколько к наружным делам благочестия, знаменует уже неблаговоление Божие или начинающееся наказание на чад веры.) Притом, Пророк и прямо слышал, как давались от Седящего на престоле повеления служителям его гнева – бить до смерти старика и юношу и девицу и младенца и женщин: от освященных моих начните, т. е. «со святилища», – со священников и первосвященника, – не жалей их око ваше, и не милуйте ( Иез.9:5,6 ); причем он видел, как одним из них взяты были из среды того же явления славы – пылающие уголья, чтобы бросить их на город ( Иез.10:6–7 ). Это есть самое внутреннее движение небесного гнева, созерцаемое в области чисто-духовной, – мановение Иеговы служебным духам совершить казнь над прегрешившими; внешние губительные бедствия составляют уже раскрытие в мире этого вышемирного Божественного суда над изменившим своему призванию Божиим народом. (Новому же Израилю, конечно, особенно страшны должны быть казни духовного губительства над умами и сердцами…)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Но наиболее ясно выражено ученее о бессмертии души в учительных и пророческих книгах ветхого завета. Так, Псалмопевец исповедует: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48:16; сн. 15:9–10; 29:4). Екклесиаст говорит: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (12:7; сн. Пс.145:4 ). В этих же книгах можно находить в довольно подробных чертах изображения шеола ( Пс.62:10 ; Иез.26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 ), общего для душ всех умерших места ( Пс.88:48–49 ; Иов.30:23 ; Притч.21:16 ), загробного их состояния ( Иов.3:17–19 ; Ис.38:18–19 ), как состояние сознательного ( Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 ), мысль о неодинаковом, воздаянии праведным и грешным ( Прем.4:7, 10–11, 14 ; Иез.32:18–32 ; Пс.48:11–16 ), об освобождении праведных от уз ада ( Ос.13:14 ; Пс.16:15 ), о будущем суде ( Дан.12:2–4 ; ср. Прем.4:20; 5:1–7 ; Еккл.11:9; 12:14 ) и, по заслугам Искупителя, воскресение мертвых, когда души снова соединятся с телами ( Ис.25:8; 26:19 ; Пс.16:15 ; Иез.37 гл.; 2Мак.7:9; 12:43–45 ) 222 . В новом завете мыслью о бессмертии души проникнуто все учение. Основная истина христианства есть истина о том – что Бог есть Бог жизни: саддукеям, отвергавшим бессмертие души и воскресение, Господь говорил: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:29–32 ). Спаситель побуждал к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не могут убить души ( Мф.10:28 ). В притче о богатом и Лазаре Он дает видеть, что по смерти как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лк.16:19–31 ). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ; Мф.19:29 ). Победа Его – Царя нашего над смертью есть победа всех верующих: Я живу, и вы будете жить, говорить Он ( Ин.14:19 ). Сообразно с таким обетованием Спасителя апостолы выражали убеждение: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ; сн. Евр.13:14 ; Флп.3:20 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:21–23 ; сн. 2Кор.5:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Пс.30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» Пс.39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию Пс.40 (41) О предателе Пс.44 (45) Мессия – Бог Пс.54 (55) О предателе Пс.67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (Еф.4, Евр.1:3) Пс.68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» Пс.71 (72) Описание славы Мессии Пс.94 (95) О неверии иудеев Пс.109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека Пс.117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия – камень, отвергнутый строителями Пс.131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия Ис.2:2—3 Царство Мессии подобно горе Ис.6:9—10 Неверие иудеев Ис.7 Рождение от Девы Ис.9:1—2 Проповедь Мессии в Галилее Ис.9:6—7 Мессия – Бог крепкий, Отец вечности Ис.11:1—10 На Нем – Дух Господень, о Церкви Ис.12О радости и благодати Ис.25—27 Хвалебная песнь Мессии Ис.28:16 – краеугольный камень Ис.35:5—7 Исцелит всевозможные болезни Ис.42:1—4 О кротости Отрока Господня Ис.43:16—28 призвание язычников, Ис.44 Излияние благодати Св. Духа Ис.49 Мессия – свет народам Ис.50:4—11 О поругании Мессии Ис.53 О страданиях и воскресении Мессии Ис.54:1—5 О призвании язычников в Царство Ис.55 О вечном завете Ис.60:1—5 Его Царство – Новый Иерусалим Ис.61:1—2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль Иоил.2:28—32 О дарах Св. Духа Прор. Осия Ос.1, 2 Призвание язычников Ос.6:1—2 Воскресение на третий день Ос.13 Уничтожение смерти Прор. Амос Ам.8О восстановлении скинии Давида Ам.8:9 Помрачение солнца Прор. Михей Мих.5О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия Иер.23 Мессия – праведный Царь Иер.31 Избиение младенцев в Вифлееме Иер.31:31—34 Установление Нового Завета Варух Вар.3:36—38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль Иез.34:23—24 Мессия – Пастырь Иез.36:24—27 Закон Божий написан на сердцах Иез.37 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил Дан.2:34—44 Мессианское Царство подобно горе Дан.7:13—14 Видение Сына Человеческого Дан.9:24—27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей Агг.2:6—7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум Авв.3 О вере Прор. Захария Зах.3:8—9 Грехи людей изгладятся в один день

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

«И слава Бога (Елогим, как в Иез.8.4 ; см. там) Израилева (не просто: Господня; см. Иез.8.4 ) сошла с Херувима (первый раз в Ветхом Завете это слово в ед. ч., но явно в собирательном значении), на котором была, к порогу дома», т. е. здания святилища и святаго святых; слав.: «в непокровенное дому», т. е., в некрытый портик, паперть святилища. Присутствие славы Божией в скинии и храме проявлялось в облаке (Шехина); в таком виде должно быть и здесь слава Господа переменила свое место, как видно из Иез.10.3–4 . Но с какого херувима или херувимов сошла слава Божия: с херувимов ли Ковчега завета, или явившихся и стоявших по Иез.10.3 на правой стороне внутреннего двора? То обстоятельство, что таинственных животных видения пророк еще не назвал херувимами и что он только в Иез.10.15 , по-видимому, окончательно убедился в тожественности их с херувимами, кажется дает некоторое основание для того, чтобы разуметь здесь херувимов святого святых. С другой стороны, при таком осквернении храма, какое представлено в VIII гл., возможно ли было присутствие в Св. Святых Шехины? Как мы видели в объяснении Иез.8.12 , и Ковчега завета тогда могло уже не быть. Все же возможно разуметь здесь тех и других херувимов, и смысл этого передвижения славы Божией в обоих случаях будет почти тот же. Если слава Божия перешла на порог храма с Ковчега завета, то это было первым шагом ее для удаления из храма, причем остановка на пороге могла показывать, как тяжело славе Божией оставлять свое любимое обитание: в течение видения слава Божия еще раз появляется на этом пороге ( Иез.10.4 ) и при выходе из города останавливается на горе. Если же она перешла с херувимов видения, то Бог покидает тронную колесницу, которая собственно предназначалась для удаления Его из Иерусалима, и ступает еще раз на порог своего прежнего жилища, чтобы отсюда дать распоряжение насчет уничтожения города и его населения или произвести суд над Иерусалимом (суд производился в воротах города); или может быть это было нечто вроде прощания с прежним местопребыванием. Так как херувимы святаго святых были только образами настоящих херувимов, явившихся ныне во храме, то слава Божия, почивавшая на тех и других, не могла не быть одной и той же, почему может быть пророк и не указывает, с каких херувимов она перешла на порог храма. При этом глагол «сошла» на том основании, что существительное предшествует ему («и слава Божия сошла», а не «и сошла слава Божия») можно понимать, как поставленный в давно прошедшем времени, и само по себе более подходяще, что слава Божия еще до 1 ст. меняет свое место. – «И призвал» – все еще без подлежащего: «Он» – вставка русского переводчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вторая книга Паралипоменон. Содержит историю евреев от Соломона до разрушения Иерусалима халдеями и оканчивается указом Кира об освобождении иудеев из плена. Написана Ездрою. Книга Ездры. Описывает возвращение иудеев из плена, создание второго храма и восстановление церковного и гражданского порядка. Написана Ездрою. Книга Неемии. Описывает возобновление стен Иерусалима Неемиею и другие подвиги Неемии. Написана Неемиею. Вторая книга Ездры. Составлена из первой книги Ездры и части книги Паралипоменон, с прибавлением повести о состязаниях трех телохранителей Дария о том, кто всего сильнее. Составитель неизвестен. Книга эта неканоническая 539 . Книга Товита. Содержит историю Товита и сына его Товии и написана ими самими. Книга неканоническая. Книга Иудифь. Содержит историю Иудифи. Книга неканоническая. Книга Есфирь. Содержит историю Есфири. Признают писателем ее или Ездру, или первосвященника Иоакима, или Мардохея. Книга Иова. Она содержит в себе историю Иова и написана, как полагают, самим Иовом. Псалтирь. Книга псалмов, или священных песнопений. Большая часть псалмов (78 псалмов) написана Давидом. Кроме псалмов Давидовых, в Псалтири есть псалом Моисея ( Пс. 89 ), псалмы Соломона ( Пс. 126–131 ), левитов, сынов Кореевых ( Пс. 41–48, 83, 84, 86 ), пророка Асафа ( Пс. 49:72–82 ), Емана ( Пс. 87 ) и Ефама ( Пс. 88 ), современников Давида. 136-й псалом написан после плена вавилонского. Псалмы содержат в себе молитвы, правила нравственности, краткие исторические указания и пророчества. В псалмах особенно замечательны пророчества об Иисусе Христе, что Он будет Бог ( Пс. 44:7–8; 109–1 ), Сын Божий ( Пс. 2, 7, 109:3 ), что Он произойдет по человечеству от рода Давидова ( Пс. 88:36–38 ), будет пророк ( Пс. 2:7–12 ), первосвященник ( Пс. 109–4 ), царь ( Пс. 71:7–8 ), что Ему принесут дары ( Пс. 71:10–11 ), что Он будет проповедовать в притчах ( Пс. 77:2 ), что Он будет предан своим учеником ( Пс. 40:10 ), умрет в мучениях позорною смертью ( Пс. 21 ), сойдет во ад ( Пс. 15:10 ), воскреснет ( Пс. 70:20 ), вознесется на небо ( Пс. 67:19 ), сядет одесную Бога Отца ( Пс. 109:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Востани, гряди, ближняя моя, невесто! Гряди от Ливана: прииди и прейди из начала веры; сот искапают устне твои, невесто, мед и млеко под языком твоим, и благовоние риз твоих, яко благоухание Ливана»; – сестрою: «что удобреста сосца Твоя, сестро моя невесто»? – вертоградом: «вертоградзаключен, источник запечатлен» ( Песн. 4:7,8,10–12 ); – дщерию: «слыши, Дщи, и вижде, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея» ( Пс. 44:11,12 ); «многи дщери стяжаша богатство, многи сотвориша силу: ты же предуспела и превознеслася еси над всеми» ( Притч. 31:30 ); – обрученною: «послан бысть Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, ему же имя Назарет, к Деве, обрученной мужеви, ему же имя Иосиф, от дома и отечества Давидова и имя деве, Мариам» ( Лк. 1:26, 27 ); – облаком: «се Господь сидит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская» ( Ис. 19:1 ); – видением: «видех видение огня, и свет его окрест; яко видение дуги, егда есть на облацех в день дождя, тако стояние света окрест; сие видение подобие славы Господни» ( Иез. 1:27, 28; 2:1 ,) – илектром (янтарь): «и видех, яко в и дние илектра, яко видение огня внутрь его окрест от видения чресл и выше, и от видения чресл даже до долу» (1:27); – днем, ночью: «день дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум» ( Пс. 18:3 ); – небом: «с небесе призре Господе, виде вся сыны человеческия» ( Пс. 32:13 ); «небо небесе Господеви» ( Пс. 113:24 ); – востоком: «царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на небо небесе на востоки» ( Пс. 67:33–34 ); – западом: «путе сотворите возшедшему на запады: Господь имя Ему» ( Пс. 67:5 ) – солнцем: «в солнце положи селение свое: и той яко жених исходяй от чертога своего» ( Пс. 18:5–6 ); – градом: «преславная глаголашася о тебе, граде Божий» ( Пс. 86:3 ); «речная устремления веселят град Божий: Бог посреде его, и не подвижится» ( Пс. 45:5,6 ); – плинфою (кирпичем): «и ты, сыне человеч, возьми себе плинфу, и положи ю пред лицем твоим, и да напишеши на ней град Иерусалим: и да даси окрест его ограждение» ( Иез. 4:1–2 ); – местом: «яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная» ( Быт. 28:17 ); «и взя мя Дух, и слышах глас за собою труса велика: благословена слава Господня от места Его» ( Иез. 3:12 ); «аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скратама моима: дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю» ( Пс. 131:4,5 ); – руном: «снидет яко дожде на руно, и яко капля каплющая на землю» ( Пс. 71, 6 ); – женою: «благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» ( Лк. 1:42 ); посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом» ( Гал. 4:4 ); – блаженною: «блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа» ( Лк. 1:45 ); «блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» (11:27); – Марию: «не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

«И пожалел Я святое имя Moe…». От славы имени Божия, от правильности богопознания зависит и особенно зависела тогда судьба всего человечества на земле. LXX: «и пощадих я имене ради Моего святаго»; но в евр. сильнее; и Вульг. «пощадил имя Мое». Горькая жалоба. Иез.36:22 .  Посему скажи дому Израилеву: так говорит Го­с­по­дь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святаго име­ни Моего, которое вы обесславили у народов, куда при­шли. «Не для вас я сделаю это». Израиль не заслуживал никакой милости Божией. Иез.36:23 .  И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Го­с­по­дь, говорит Го­с­по­дь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед­ глазами их. «Когда явлю на вас святость Мою пред глазами их». Имеется в виду главным, если не исключительным, образом славное возвращение евреев из плена, имеющее произойти пред глазами язычников; этим возвращением будет восстановлена честь обесславленного бедствием Израиля имени Божия (ст. 20). Иез.36:24 .  И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и при­веду вас в землю вашу. Ср. Иез.11:17, 20:41, 37:21 . Не упоминается о промежуточном «суде в пустыне народов» Иез.20.35 и сл., потому что речь только о спасении Израиля из руки язычников. Иез.36:25 .  И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. Окропление водою взято от омовения, которое было очень древним обрядом, предшествовавшим всякому богослужению ( Быт 35.2 ; Исх 30.17–21 ). Таргум: «я отпущу вам грехи», как очищают водою окропления и пеплом телицы, принесенной за грехи. – «Чистою» указывает именно на очистительную воду в отличие от орошающей. Очень ясное предуказание на таинство крещения. – «И от всех идолов ваших очищу вас». Исполнилось и на послепленном иудействе, хотя только христианство очистило вполне сердце человека от всего языческого. Иез.36:26 .  И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце камен­ное, и дам вам сердце плотяное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010