3. Объяснения, находящиеся наиболее в концах статей, в отличие их от самых статей напечатаны петитом. 4. Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 5. Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все напечатанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. — Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина. 6.  …вера без дел мертва (Иак. 2. 20, 26). 7. Patrologie Graecae, Tomus 40, pagina 963 и 964. 8a.  Дивно для меня ведение Твое (Пс. 138. 6). 8. Pag. 973. 9.  …как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). 10. Pag. 973. 11.  …непостижимы судьбы Его (Рим. 11. 33). 12.  …связав ему руки и ноги… во тьму внешнюю… плач и скрежет зубов (Мф. 22. 13). 13.  …богатый милостью (Еф. 2. 4). 14. Pag. 963 и 964. 15. Ис. 26. 18. 16. Pag. 964. 17. Pag. 964. 18. Pag. 965. 19. Pag. 965. 20.  Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле (Ис. 26. 18. — Pag. 965). 21. Pag. 1097. 22. Pag. 1084. 23. Pag. 965. 24. Pag. 965. 25. Pag. 966. 26. Это мнение Великого Антония, посвященного десницею Божиею в тайны мира духов, неудобопонятно для чуждых такого познания. Но Священное Писание свидетельствует, что падший дух любил женщину и убил семь юнош, за которых она поочередно выходила замуж (Иов. 6. 15). Некоторые из падших духов столько преданы плотскому вожделению, что от него заимствовали свой характер: они именуются блудными бесами, в отличие от других бесов, преданных другим страстям. 27.  …вы храм Бога живаго (2 Кор. 6. 16). 28. Pag. 967. 29.  …не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 30.  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21. 34). 31. Pag. 1084. 32. Pag. 967. 33. Pag. 967.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Благоразумно, значит, радовался и апостол Павел, когда приметил у Коринфян «негодование на виновного» и взыскание за его согрешение ( 2Кор.7:11 ). И нас научая богоугодному негодованию, вселенский учитель Иоанн Златоуст говорит: «аще пьянствующа или крадуща узриши, раба, или друга, или иного ближняго своего, или о душе своей ничтоже пекущася: гневайся, казни обрати, исправи. Аще к тебе грешащаго видиши, остави ему сие. Ныне же мнози противно творят: когда бо к ним нецыи грешат, горцы и неумолимы судии суть; когда же Богу досаждают, и своя души погубляют, ничтоже о таковой пекутся вещи». Таковых, хотя бы они чисты казались от многих согрешений, оставляет Господь ходить с делающими беззаконие ( Пс.124:5 ), и с ними вместе конечно «во гневе Своем погубит их, – как сказано, – и пожрет их огонь» ( Пс.20:10 ). Доказательством сему служит Илий, первосвященник еврейский, который подвергся казни Божьей за то, что детям своим, весьма прогневляющим Бога, ничего не делал, как только говорил: «для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа [Господня]. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу о вас, не делайте так» ( 1Цар.2:24 ). Сколь же гибельно иметь мир с Божьими врагами, показывает страшная участь и скоропостижная кончина сего Илии, который был сам добр, но детей к добру не приучил и, по недостатку ревности по Боге, не вознегодовал на них. «А что делать, – иной при этом скажет, – когда стараешься приучить детей к добру, а они не слушаются?» Употреби усилие, не пренебреги данной тебе от Бога властью, не оставь без отеческого наказания; «ибо и Господь, кого любит, того наказывает» ( Евр.12:6 ). «Кого Я, – говорит Сам Господь, – люблю, тех обличаю и наказываю» ( Откр.3:19 ). «Но что делать, если дети противятся и еще восстают на тебя?» – В таком случае покориться нужно Воле Того же Учителя нашего, Который говорит: «не давайте святыни псам… чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф.7:6 ). Отсеки неизлечимый член от тела и отвергни от себя: «ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф.5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Благоразумно, значит, радовался и апостол Павел, когда приметил у Коринфян негодование на виновного и взыскание за его согрешение (Ср. 2Кор.7:11 ). И нас научая богоугодному негодованию, вселенский учитель Иоанн Златоуст говорит: «аще пьянствующа или крадуща узриши, раба, или друга, или иного ближнего своего, или о душе своей ничтоже пекущася: гневайся, казни обрати, исправи. Аще к тебе грешащего видиши, остави ему сие. Ныне же мнози противно творят: когда бо к ним нецыи грешат, горцы и неумолимы судии суть; когда же Богу досаждают, и своя души погубляют, ничтоже о таковой пекутся вещи». Таковых, хотя бы они чисты казались от многих согрешений, оставляет Господь ходить с делающими беззаконие ( Пс.124:5 ), и с ними вместе, конечно,, во гневе Своем погубит их, как сказано, и пожрет их огнь ( Пс.20:10 ). Доказательством сему служит Илий, первосвященник еврейский, который подвергся казни Божьей за то, что детям своим, весьма прогневляющим Бога, ничего не делал, как только говорил: почто творите по глаголу, его же аз слышу из уст всех людей? ни, чади, ни: яко не благ слух о вас: не творите тако ( 1Цар.2:24 ). Сколь же гибельно иметь мир с Божьими врагами, показывает страшная участь и скоропостижная кончина сего Илии, который был сам добр, но детей к добру не приучил и, по недостатку ревности по Боге, не вознегодовал на них. «А что делать, – иной при этом скажет, – когда стараешься приучить детей к добру, а они не слушаются?» Употреби усилие, не пренебреги данной тебе от Бога властью, не оставь без отеческого наказания; ибо и Господь, кого любит, того наказывает ( Евр.12:6 ). Аз, – говорит Сам Господь, – их же аще люблю, обличаю и наказую ( Откр.3:19 ). «Но что делать, если дети противятся и еще восстают на тебя?» – В таком случае покориться нужно воле Того же Учителя нашего, Который говорит: не давайте святыни псам, чтобы они не попрали и, обратившись, не растерзали вас ( Мф.7:6 ). Отсеки неизлечимый член от тела и отвергни от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело ввержено было в геенну ( Мф.5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

В виду усиливающейся таким образом опасности для нравственного состояния только что начинавшегося возрождаться Израиля, конечно, как нельзя более уместно и нужно было возможно-частое напоминание о том, что только надежда на Господа и благоговейное хранение закона Его могут служить опорою благоденствия и ручательством за безопасность от врагов, что Господь не допустить верных рабов своих оставаться в угнетении и рабстве, но как прежде неоднократно являлся их защитником и покровителем, так и ныне ниспошлет им Свою помощь и благословение, между тем как беззаконные и все враги Сиона подвергнутся заслуженному наказанию. – Все эти и подобные мысли составляли один из главных предметов наставлений после-пленных пророков Аггея 1689 , Захарии 1690 и Малахии 1691 ; к раскрытию их в народе и словом и делом стремились и тогдашние руководители Израиля Ездра и Неемия 1692 : очень естественно, конечно, было ожидать выражения их и в песнях тогдашних псалмопевцев; а в числе рассматриваемых нами песней восхождения псалмы: 124-й, 127 и 128-й и составляют именно краткое, но сильное выражение такого рода мыслей 1693 . «Надеющийся на Господа, поучает Пс. 124 -й, как гора Сион, не подвигнется. Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и во век. Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию. А совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие (ст. 1–3 и 5)». В противоположность же с ожидаемым здесь наказанием нечестивых и чтобы представить сильнейшие побуждение к благочестию и упованию на Господа, в Пс. 127псалмопевец живыми красками рисует пред глазами Израильтян прекрасную, идиллическую картину семейного счастья праведника. «Блажен всяк боящийся Господа, ходящий путями Его. Ты будешь есть от трудов рук твоих; жена твоя как плодовитая лоза в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей. Благословит тебя Господь с Сиона и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Когда же они покаются, Господь обратится к Сиону и будет обитать среди Иерусалима, под которыми нужно понимать одно и то же государство, или [один и тот же] город; и там, где прежде царствовала ложь пороков и грехов, после этого будет жить истина – Христос. Гора же Господа воинств назовется горой святой, о которой говорится: Надеющиеся на Господа, как гора Сион ( Пс.124:1 ), и: Велик Господь и достоин великой хвалы во граде Бога нашего, в горе святой Своей ( Пс.47:2 ). О ней восклицают Исаия и Михей: В самый последний день будет уготована гора Господня на вершине гор и [будет] высока над холмами, и потекут к ней все народы и поспешат народы многие, и скажут: «Приидите, взойдем на гору Господню, и к дому Бога Иакова» ( Ис.2:2–3 ; Мих.4:1–2 ). Об этой же горе и об этом же граде говорит и апостол Павел в рассуждении священной речью: Вы приступили к горе Сион, ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному и к многим тысячам ангелов, и к церкви первородных, написанных на небесах ( Евр.12:22–23 ), – если впрочем латинский язык не препятствует принимать послание в виду несомненного свидетельства (auctoritatem) Греков. Зах.8:4–5 . Сие говорит Господь воинств: Еще будут обитать старцы и старицы на улицах Иерусалима, и посох мужа в руке его вследствие множества дней [жизни]. И улицы города наполнятся детьми и отроковицами, играющими на улицах его. LXX: Сие говорит Господь всемогущий: Еще будут сидеть старцы и старицы на улицах Иерусалима, каждый держа в руке посох свой от множества дней. И улицы города будут наполнены отроками и отроковицами, играющими на улицах его. – Когда Я обращусь к Сиону и буду обитать в среде Иерусалима, преуспевание во всех делах, полное спокойствие и отдых от войн будут таковы, что не останется ни одного врага, так что старческий возраст людей обоего пола будет достигать до последнего предела, и они будут поддерживать дрожащие члены с помощью посоха. Улицы города наполнятся также играющими мальчиками и девочками. А это обыкновенно бывает тогда, когда города пользуются безопасностью и глубоким миром, так что радостное настроение городов сопровождается играми и танцами [или: пением] веселящегося возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Часто серебро обманывает своего господина и, случайно исчезая, оставляет его в нищете; и тот, кто надеялся до конца жизни видеть во всем изобилие, вдруг лишается насущного хлеба. — Надеющийся же на Господа, «как гора Сион не подвигнется вовек» (Пс. 124:1) [ 29 ] «не постыжает, потому что любовь Божия излилась» (Рим. 5:5). Этого именно невещественного серебра и желает от нас Господь и повелевает, чтобы мы не на скоропреходящее богатство возлагали свои надежды, «но на Бога живого» (1 Тим. 6:17), «слова Господни — слова чистые, серебро переплавленное» (Пс. 11:7) [ 30 ]. Он неложно обещал нам несказанные вечные блага в Своем Царствии, чтобы мы премногую к нам Его благость, которой уверовали сердцем, исповедовали и устами, «а устами исповедуют ко спасению» (Рим 10:10) [ 31 ]. Будем же, как добрые воины Христовы 32 ], надеждой мздовоздаяния поощрять себя к большим подвигам. Ведь надежда на награду возбуждает воина к борьбе, как говорит святой Иоанн Дамаскин о страстотерпцах: мученики Твои, Господи, утвердившись в вере и укрепивши себя надеждой, победили мучительство врагов и получили венцы [ 33 ]. Вместо золота Христос Царь наш требует от нас самой драгоценной добродетели, нелицемерной любви к Богу и ближним. По своему высокому значению любовь всегда представляется Учителями Церкви под образом золота; ибо как золото драгоценнее серебра, меди и железа, так и любовь выше надежды и веры. «Ныне» , сказано в Писании, «пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13) [ 34 ]. Такого именно золота и желает от нас Господь и заповедует, чтобы мы молили Его нелицемерно, не только веруя сердцем и исповедуя устами, но на деле проявляя сию любовь. Мы должны быть готовыми положить за Него свои души и принять смерть ради Его Божественной любви к нам. Притом мы должны любить и ближних своих, как учит возлюбленный Христов ученик Иоанн Богослов. «Дети Мои» , — говорил он, — «станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:18) [ 35 ]. Такая любовь принимается для украшения Самим прекраснейшим, более чем сыны человеческие, Христом Богом нашим, как говорит Сама Божья Премудрость: украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми; это — единомыслие между братьями и любовь между ближними (Сир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   В-восьмых, представляют они изречения: «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3). И: «никто не благ, как только один Бог» (Лк.18:19). Но мне кажется, что весьма легко дать на это решение. Ибо если слова: «единого истинного»«, приложить к Отцу, то какое дашь место самосущей Истине? А если таким же образом понимать будешь слова: «единому премудрому Богу» (1Тим.1:17), «единому» имеющему «бессмертие, во свете» живущему «неприступном» (1Тим.6:16); «царю веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу» (1Тим.1:17)»; то погибнет у тебя Сын, осужденный на смерть, или на тьму, или на то, чтоб не быть ни премудрым, ни царем, ни невидимым, ни, что главнее всего, вовсе Богом. А вместе с прочим, как ни утратить Ему и благости, которая преимущественно принадлежит единому Богу? Но думаю, что слова: «единого истинного Бога»«, сказаны в отличение от богов несуществующих, но нарицаемых богами. Ибо не было бы присовокуплено: «и посланного тобою Иисуса Христа», если бы выражение: «истинного Бога», противополагалось Христу, а не вообще шла речь о Божестве. Слова же «никто не благ» заключают в себе ответ вопрошающему законнику, который признавал благость во Христе, как в человеке. Он говорит, что добро в высочайшей степени принадлежит единому Богу, хотя и человек называется добрым, например: «добрый человек из доброго сокровища выносит доброе» (Мф.12:35). И: «дал царство лучшему» (τωαγαθω) «тебя» (1Цар.15:28), говорит Бог Саулу, имея в виду Давида. Также: «Благотвори, Господи, добрым» (Пс.124:4). Сюда же относятся места, где похвалены те из нас, до которых достигли потоки первого Блага, хотя и не непосредственно. Итак, если я убедил тебя, то хорошо, а если нет, что скажешь, по своим предположениям, в ответ утверждающим, что в других местах Писания Сын называется единым Богом! А где именно? — В следующих словах: «Сей есть Бог» твой, «и никто другой не сравнится с ним», и вскоре потом: «после Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар.3:36, 38). Что это сказано не об Отце, а о Сыне, это доказывает последнее добавление. Ибо Сын общался с нами телесно и пребывал с дольними. Если же одержит верх та мысль, что это сказано не против мнимых богов, а против Отца, то в рассуждении Отца будем побеждены тем самым, что старались противопоставить Сыну. Но что может быть бедственнее и вреднее того, как уступить над собой такую победу?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Глава 22 1–14. Пророчество об Иерусалиме. 15–25. Пророчество о царедворцах Севне и Елиакиме. Ис.22:1–14 . Пророк возвещает Иерусалиму грозный суд Божий. Город некому охранять – иудейская армия разбита и враги угрожают уже столице Иудейского царства. Жители Иерусалима, однако, организуют защиту города, не желая обратиться за помощью к Всевышнему, Который, собственно, и послал на них это грозное испытание. Другие же совершенно отчаялись во всяком спасении и проводят время в безумных пиршествах. Это ожесточение иудеев не будет им прощено Господом! Ис.22:1 . Пророче­с­т­во о долине виде­ния. – Что с тобою, что ты весь взошел на кровли? «Долина видения». Как видно из 9 и 10 ст., здесь пророк имеет в виду Иерусалим. Долиной (точнее: котловиной) он назван потому, что окружен высокими горами ( Пс.124:2 ; ср. Иер.21:13 ). «Видения». Это слово обозначает Иерусалим как место, где пророк имел видения или откровения от Бога. «Взошел на кровли». Очевидно, в то время, какое имеет в виду пророк, на ближайших к Иерусалиму горах уже показывались отряды вражеских войск (ассирийских), направлявшиеся в южную Иудею ( 4Цар.18:13, 14 ). Ис.22:2 . Город шумный, волну­ю­щийся, город лику­ю­щий! Поражен­ные твои не мечом убиты и не в битве умерли; Ис.22:3 . все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найден­ные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали. «Ликующий» – в переводе с евр. «полный безумного вопля». Это указывает на панику, охватившую жителей Иерусалима. «Не в битве умерли», т. е. не легли с честью на поле брани, но, как видно из 3-го стиха, бежали с поля битвы и были захвачены врагами, которые и предали их жестокой казни. «Стрелками» – в переводе с евр. «без помощи лука», т. е. врагам не пришлось даже, при взятии бежавших иудеев, употреблять в дело оружие – так те были поражены ужасом! «Найденные» – правильнее переводить, как и у LXX, «воины твои». 22 Ис.22:4 . Потому говорю: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разо­ре­нии дочери народа моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле и бросил в великое точило гнева Божия. Точило ярости, Божия означает место наказания, уготованное диаволу и его ангелам; по множеству мучимых в нем оно называется великим, ибо пространная врата и широкий путь, вводяй в пагубу (Мф. 7,13). И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий. Итак, точило будет истоптано вне города праведных, ибо, как говорит пророк, не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных (Пс. 124,3), и жилище их, как и жизнь их, не будет смешано (в точиле). Кровию, пролитою от попрания осужденных, называется праведный, неотвратимый и нелицеприятный Суд Божий, кровь же грозда - вино. Точило, наполненное вином нерастворенным, указывает, что наказание, постигшее заслуживших его, по причине гнева Божия достигает как бы до узд их, как неистовых коней, ибо они не имели для себя границ в удовольствиях и преступлении закона. За их безмерное нечестие оно распространяется на тысячу шестьсот стадий. Тысяча означает совершенное число, а в шестисотом году жизни Ноя, как известно, грех был потоплен водами. Нечестивыми начинаниями своими грешники оскорбили тварь, созданную в шесть дней; шесть же означает и число дней творения и устроения мира. Место мучения тех, которые этого заслужили, будет поистине вне Иерусалима небесного. Что кровь их достигает до конских узд на тысячу шестьсот стадий, это, может быть, образно обозначает также и карающих ангелов, которые в Священном Писании нередко называются конями. Стоны мучимых достигают до их узд, каковыми святые силы считают для себя Божие определение, управляющее ими при исполнении повеленного им. Аввакум, например, говорит: всядеши на кони твоя (Авв. 3, 8) и в Песни Песней: конем Моим в колесницах Фараоновых уподобих тя (1,8). Но можно понимать это и иначе. Так как прилепившиеся к наслаждениям уподобились неистовым коням, то они и будут взяты за узду мучениями, то есть будут обузданы муками, так как не имели удержу в удовольствиях. Тысяча же шестьсот стадий указывают, что величайшая пропасть отделяет праведников от грешников по причине преисполненного зла и мерзости последних в делах их. Десять сотен означают множество зла; шесть - усердное делание греха чрез употребление во зло созданной в шесть дней твари; и в шестисотое лето Ноево потоплена была земля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

1 . Когда апостол пожелал это разъяснить и открыть всем, то сказал следующим образом: Иисус 48 , избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил ( Иуд.5 ) 49 . [Col. 121] Но и в другом месте: Не станем искушать, говорит, Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей ( 1Кор. 10:9 ). Также и Петр, верховный из апостолов: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они ( Деян.15:10–11 ). 2 . Народ Божий, освобожденный из Египта и выведенный пешком посуху через огромные воды [Col. 122] и сохраненный в безлюдных пустынях, не знал никого, как только одного Бога, согласно словам: Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога ( Втор.32:12 ). Итак, апостол провозглашает столь многими очевидными свидетельствами, что народ иудейский был освобожден из Египта Иисусом и что Христа тогда искушали иудеи в пустыне, когда говорит: Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей ( 1Кор.10:9 ). [Col. 123] Также обо всех святых, которые жили под законом Ветхого Завета, блаженный апостол Петр сообщает, что они спасены через благодать Господа нашего Иисуса Христа. 3 . Итак, уходи, убегай отсюда, если можешь, кто бы ты ни был, – ты, который, безум ствуя неистовыми устами и богохульной душой, считает, что нет вовсе никакой разницы между Адамом и Христом, и который также отрицает в Нем Бога после рождения от Девы. Покажи, что можешь также доказать, будто Он не был Богом прежде телесного рождения. Ведь апостол восклицает, что народ был спасен Иисусом из земли Египетской и что Христос был искушаем неверными в пустыне, также и отцы наши, то есть патриархи (316) и пророки, были спасены через благодать Господа нашего Иисуса Христа, – отрицай это, если можешь. Я не буду удивлен, если ты сделаешь так, чтобы отрицать то, что мы все читаем, и опровергать то, во что мы все верим. 4 . Итак, знай, наконец, что уже тогда Христос в Боге вывел народ из Египта, и Христос в Боге был искушаем от народа-искусителя, и Христос в Боге всех праведников спас благодатью Своего милосердия, потому что через таинственное единство [Боговоплощения] и Бог во Христе, и Христос в Боге перешли [Друг в Друга], так что то, что делает Бог, и Христос совершает, и что потом Христос совершил, то и Бог совершил. И поэтому пророк сказал: Не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему ( Пс.80:10 ), и в этом же смысле в том же духе апостол провозгласил, что Христос был Тем, Кто вывел израильский народ из Египта, [Col. 124] и, безусловно, считал, что Он был рожден как человек через Деву и в силу таинственного единства всегда пребывал в Боге. Иначе если ты не так веришь, то или полагаешь с еретиками, что Христос – не Бог, или, по крайней мере, говоришь против пророка, что Он – новый Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010