И чем лучше заканчивать день, как не этим прославлением Божиего промысла? Так, братия, с окончанием каждого дня благодарите и прославляйте Господа Бога за Его чудный промысл о вас. Все, что содействовало вам провести день, – воздух, пища, телесные силы, здоровье и пр., и пр., – все это действие промысла на вас. На минуту, на мгновение ока оставит нас промысл – кончено, все погибло, – «в прах свой возвратимся». Вместе с тем, что бы когда ни было с вами – горе, неудачи, болезнь, потери, бедность и т.п., не падайте духом и не унывайте: есть промысл над вами, который не покинет вас ни при каких невзгодах. Господь Бог заботится о каждой былинке полевой, о каждом пресмыкающемся, – тебя ль оставит, забудет? Никогда! Лишь не теряй упования на Него. Вот что сказал Сам Спаситель: взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? ( Мф. 6:26 ). Не пять ли воробьев продаются за два ассария (самая мелкая монета) – и ни один их них не забыт у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь, вы дороже многих воробьев» ( Лук. 12:6–7 ). К чему ж после этого уныние, малодушие? Тяжело переносить житейские невзгоды и особенно злобу людскую, – знаю, горьким опытом знаю, что тяжело. Да что? Так или иначе, в горе или радости, под влиянием любви и дружбы или под гнетом вражды и преследований, – а дни наши мелькают, не заметим – мелькнет и вся жизнь; так что тут останавливаться на темных сторонах ее? Мелькнут и они, разве что вспомнятся там – на суде Всеведущего, для воздания каждому по делам. Притом, Божий промысл никогда не допустит до нас невзгоды выше сил наших. Явится беда – у Господа готово и лекарство против нее. Найдутся враги злые, ожесточенные, – такие враги, что «живых убо пожерли быша нас, внегда прогневатися ярости их на ны, – и Господь не даст нас в ловитву зубом их». Непредвиденно для нас пошлет Он друзей, вовсе нам неведомых; сокровенно от нас пошлет помощь, никак нами неожиданную, – и «душа наша, яко птица, избавится от сети ловящих; сеть сокрушится, и мы будем избавлены» ( Пс.123 ). Так, и в горях, и в радостях будем возлагать все свои надежды, все свое упование на Божий промысл – и Он никогда не оставит нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

4. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями: Пс. 122 5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем: Пс. 5 6. Немым, да даст им Господь дар речи: Пс. 58 7. Страдающим болезнями сердца или почек: Пс. 44 8 . Страдающим болезнями печени: Пс.12 9. При зубной боли: Пс. 37 10. Да излечится страдающая выкидышами: Пс. 67 11. Об исцелении избитых злыми людьми и пострадавших в драке: Пс. 146 12. О людях, тяжело раненых от преступников: Пс. 36 13. О прекращении кровотечения: Пс. 145 14. Да защитит Господь людей от змей, чтобы те не жалили: Пс. 123 15. Когда человек укушен бешеной собакой или другими животными: Пс. 63 О помощи в различных житейских нуждах 1. Чтобы Бог просветил начальников, да найдут люди понимание в своих просьбах: Пс. 137 2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы: Пс. 2 3. Чтобы Господь благословил честную торговлю: Пс. 64 4. Чтобы примириться работнику и хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу: Пс. 46 5. Об оставленных людях, чтобы обрели приют: Пс. 70 6. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности: Пс. 80 7. Тем, чей труд сопряжен с опасностями: Пс. 48 8. Тем, кому трудно работать от лени или от страха: Пс. 60 9. Чтобы Бог сохранил имущество, животных и продукты производства: Пс. 83 10. Чтобы Бог дал изобилие посевов и плодов, когда погода неблагоприятная: Пс. 30 11. О нахождении потерянных ключей: Пс. 15 12. Чтобы открыть дверь, когда потеряны ключи: Пс. 23 В защиту от напастей и вражды людской 1. Стоящим на пороге смерти, кода терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями: Пс. 33 2. От душевнобольных людей, мучимых злобой и нападающих на ближних: Пс. 11 3. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство: Пс. 82 4. Чтобы Бог усмирил жестокого начальника, издевающегося над ближними: Пс. 140 5. Жестокосердным супругам, которые препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга): Пс. 10 9. Об освобождении пленных:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

(8) . (LV): Пс. 106 . Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Яко к Тебе , Господи, Господ, и очи мои , сохрани и спаси мя. Не говорится о входе. Остальное последование. Отпуст. Пятница утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Боже. (2) . (LV): Пс. 106 . Аллилуия. (3) . (LVI): Пс. 107 (,108). Помози ми, Господи. (4) . (LVII): Пс. 109 (,110,111,112). Аллилуиа. Каждение. (5) . (LVIII): Пс. 113 (,114,115,116). Услыши мя, Господи. (6) . (LIX): Пс. 117 . Аллилуиа. (7) . (LX): Пс. 119 (, 120,121,122,123,124). Помилуй мя, Господи 561 45. (8) . (LXI): Пс. 125 (, 126,127,128,129,130). Аллилуиа. Вход. Дан. 3,57–88 . Синаксарион. Пс. 50 . Пентикостарион: Омый скверну сердца моего , очисти множества согрешений моих , силою креста Твоего , Боже , и помилуй мя. Остальное последование. Отпуст. Пятница вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Гебе, Боже. (2) . (LXI): Пс. 125 (,126,127,128,129,130). Аллилуиа. (3) . (LXII): Пс. 131 (,132). Помяни мя, Господи. (4) . (LXIII): Пс. 134 (,135). Аллилуиа. (5) . (LXIV): Пс. 136 (, 137). Милостив буди мне. Господи. (6) . (LXV): Пс. 138 (,139). Аллилуиа. (7) . (LXVI): Пс. 141 (,142). Услыши мя, [ " осподи. (8) . (LXVII): Пс. 143 (,144). Аллилуиа. (9) . (LXVIII): Пс. 145 (, 146,147). Заступи мя, Господи. (10.) 562 . (XV): Пс. 31 (,32). Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Бога из Тебя воплотившагося . познавали Богородице Дево , Сего умоляй спастися душам нашим. Не говорится о входе. Прокимен. Остальное последование. Отпуст. Суббота утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Господи. (2) . (XV): Пс. (31,)32. Аллилуиа. (3) . Песнь 1-ая: Исхода 15,1–19. Господеви поем, славно бо прославися. (4) . Песнь 2-ая: Второзак. 32,1–14. Слава Тебе, Боже 563 . » 32,15–21. Сохрани мя, Господи. » 32,22–38. Праведен еси, Господи. » 32,39–43. Слава Тебе, слава Гебе. (5) . Песнь 4-ая: Аввакум 3,2–19. Услыши мя. Господи. (6) . Песнь 5-ая: Исайя 26,9–20 ( Иона 2,3–10 ). Милостив буди мне, Господи. (7) . Песнь 3-ья: 1Цар. 2,1–10 . Помилуй мя, Господи. Лука 1,46–55. (Мегалунарион Матерь святая чистого света , ангельскими песньми Тя ублажая, величаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

I. Cabbaumckuй Часослов, Синай гр. 863 127 Часослов «по канону лавры Св. Саввы» " ( Ωρολογιον κατα τον κανονα τη» λαυρα» του αγου πατρο» ημν Σαβα): будничный Часослов для келейного употребления, по мнению М. Скабаллановича (Х. Матеос думает иначе). Схема содержания: a) Пс. 1–8 (без названия); b)  1-й час дня:   Слава, Отче наш, Приидите, «Нощь прешед, благодарю Тя Господи, день прошу без греха», Пс. 5, 45, 66, 69, 89, 91, 100, 112 , Пс. 142: 1–2, 8–10, 10–12 с «Аллилуиа», (Христе) «Свете истиный» тропари на разные дни седмицы (без воскресенья), «Стопы моя», «Да исполнятся», Трисвятое, Верую, Отче наш; c) 3-й час: Пс. 16, 24, 42, 50, 142, 144, 150 ; Пс. 50:3–4, 11–12, 13–14 с «Аллилуиа»; «Господи, Иже Пресвятаго», тропари наподобие 1-го часа, Трисвятое; d) 6-й час: Пс. 53, 54, 68, 69, 90, 145 ; Пс. 55:2–4, 11–14 с «Аллилуиа»; тропари наподобие 3-го часа; e) 9-й час: Пс. 83, 84, 85 , Песнь 7-я ( Дан. 3:26–56 ), Пс. 22: 1–4, 4–6 ; тропари наподобие 6-го часа; f) На причащение ( ε» την μεταληψιν) (Обедница) (листы 75–77): «Помяни нас Господи», Блаженны, «Лик небесный,» Верую, Отче наш, Господи помилуй, Един Свят,  Пс. 33:9 : Вкусите и видите,  Пс. 33:2,3 , Молитва после причащения: «Причастился ( μετελαβον) Тела Твоего святого и вместе Крови Твоей честной во оставление всего, что согрешил Тебе, Едине человеколюбче». Молитва причащения: «Благодарим Тя, Господи Бже наш.» g) На вечер ( ε» τα εσπερινα)· Пс. 103, 119–123 , Слава,  Пс. 124–128 , Слава,  Пс. 129–133   Пс. 140, 141, 129, 116 , Свете тихий, Прокимны с «Аллилуиа» (воскресенье-пятница, без субботы) Сподоби, Господи, Ныне отпущаеши, Трисвятое. i) На 1-й час вечера ( οψε) (Великое повечерие): Приидите, «День прешед, благодарю Тя Господи, вечер прошу с нощию», Пс. 4, 12, 26 (рукопись прерывается). Рукопись – неполная, повечерие прерывается на шестопсалмии. Не хватает служб на полуночь и на утреннее бдение. Малые часы имеют неравное число псалмов: 1-й час имеет 8 псалмов, 3-й имеет 7, 6-й имеет 6, 9-й имеет 4; но если считать по листам рукописи, псалмодия всех часов одинаково длинная. Тропари – те же самые, что и современные постные.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эту фразу произносит священник, ведущий общественное благодарственное богослужение. 123 живых они поглотили бы нас. Если бы не Божественное заступничество, враги разгромили бы Израиль. 123:4 См. ком. к Пс. 17,5.17 . 123 в добычу зубам их! Псалмопевец сравнивает врагов Израиля с хищными зверями, возможно, со львами (ср. Пс. 33,10; 57,6 ) или собаками (ср. Пс. 58,7.15 ). 123 в имени Господа. Т.е. Сам Господь является «помощью» Израилю. Глава 124 Пс. 124 Шестая из песней восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119 ) началом своим напоминает гимн Сиону (ср. Пс. 45; 47; 75 ). Из храма на горе Сион Господь посылает Своему народу помощь, в которой Израиль очень нуждается, в частности, потому, что некоторые области земли обетованной все еще находятся во власти язычников. В ст. 3 прямо выражена обеспокоенность псалмопевца тем, как бы язычники не совратили израильтян с пути истины. Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . 124 Горы окрест Иерусалима. Иерусалим расположен в гористой области Иудеи: его со всех сторон окружают горы и холмы, среди которых своей высотой выделяется Масличная (Елеонская) гора. Горы делали Иерусалим менее уязвимым для нападения врагов, демонстрируя заботу Господа о защите Своего народа (см. 4Цар. 6,17 ). 124 не оставит Господь жезла нечестивых. Жезл, или скипетр, является символом власти. Данный стих подразумевает, что народ Божий (или какая-то его часть) находился под властью либо нечестивых из числа израильтян, либо соседей-язычников. дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию. Т.е., дабы нечестивые не заставили праведных уподобиться себе. 124 Благотвори, Господи, добрым. Этот стих содержит призыв к Богу исполнить заветное обетование и благословить тех, кто хранит верность Ему и данному Им закону. 124 совращающихся на кривые пути. Псалмопевец имеет в виду тех израильтян, которые последовали примеру нечестивых соплеменников или соседних с Израилем языческих народов (ст. 3). Глава 125 Пс. 125 Псалом начинается выражением хвалы Господу за ниспосланное Им спасение (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.123:4 . Поток прейде душа наша: Пс.123:5 . убо прейде душа наша воду непостоянную. Продолжает вышереченное подобие, сравнивая ужасное оное устремление врагов, с быстрым и глубоким потоком, который наводнением своим все встречающееся поглощает и чрез который без сильныя помощи перейти не возможно. Здесь ежели кто помыслит, каковы были гонения язычников и еретиков на святых мучеников и на других исповедников Христовых, тот увидит, что были они весьма подобны пресильному потоку. Ибо хотя святые мученики и исповедники со славою прешли чрез него, однако премногие из них, или почти безчисленные, будучи увлечены и поглощены водами его, погибли, как видеть можно у святаго Киприана в слове о падших, и у Евсевия Кесарийскаго в книге 8 церковной истории, в главе 1. Пс.123:6 . Благословен Господь, иже не даде нас в ловитву зубом их. Пс.123:7 . Душа наша яко птица избавися от сети ловящих: сеть сокрушися, и мы избавлени быхом. Здесь увещевает верных Израильтян к благодарности, влагая в уста их и самыя слова, изъявляющия благодарный дух, в которых чрез подобие показывает, что они погибли бы, ежели бы Бог не подал им помощи. Ибо говорит, что они не иначе избавлены от врагов, как если бы кто у лютаго зверя вырвал ловитву из зубов. К сему присовокупляет другое подобие, дабы тем лучше показать великость Божия благодеяния: ибо сравнивая многоразличныя козни врагов с сетьми птицелова, заставляет благодарить Бога, что не попустил врагам уловить их и убить на подобие птицы, попавшейся в сеть. Кратко сказать: Пророк изображает здесь, что народ Божий, безоружный, безпомощный и безсильный, не токмо с лютыми и свирепыми зверями дело имел, но был отвсюду окружен сетьми и коварством, так что будучи не в состоянии ни умом ни оружием противоборствовать врагам, со всех сторон угрожаем был смертию. Отсюду заключить следует, что он чудесным образом избавлен. Пс.123:8 . Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю. Сими словами заключает псалом, соединяя благодарность с хвалою Бога, и смиренно признаваясь, что толикую победу над врагами, и толь чудное от бедствий избавление не своим приписывает силам, но всесильной помощи всеблагаго Бога, Котораго всемогущество ясно доказывается тем, что Он сотворил небо и землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Кажется, Августин оказался первым писателем латинского Запада, толковавшим подобный перевод. (В тексте, толкуемом его предшественником Илария, в частности, δωρ τ νυπστατον передано как aqua immensa.) Его толкование основано на τ отрицательном символическом понимании «воды» как греха в сочетании с идеей о несубстанциональности греха и вообще зла, которую он видит за словами sine substantia. Отрицательная символика воды в данном случае основывается, во-первых, на символическом понимании «вод», поглотивших египтян в Исх.14 : «Водой называет он грешные народы... Ибо всякий, кто с ними согласился бы, – покрыла бы его вода. Ибо он умер бы смертью египтян, а не прошел бы по образу израильтян», – так толкует Августин первое полустишие четвертого стиха: forsitan aqua demersisset nos (En.ps. 123, 6. Р. 137). Во-вторых, вода, как и во многих других случаях, видится символом действительности преходящей, мимотекущей, и притом захватывающей в погибель: «Что это за вода? Это бурный поток, он бежит с напором, но он пройдет. Бурными потоками называются реки, поднимающиеся от внезапных дождей; у них сильный напор: всякий, кто попадет в них, будет захвачен и унесен водой, – но если в нем нет Господа» 16 (En.ps. 123:7. P. 137. Cf. En.ps. 136). Истолкование же слов sine substantia таково: «Что значит вода без сущности, как не вода грехов, не имеющих сущности? Ибо грехи не имеют сущности; в них недостаток, а не сущность» 17 (En.ps 123, 9. Р. 139). Подобное понимание второго полустишия четвертого стиха можно наблюдать уже на страницах «Исповеди» (Conf. 13.7.8), написанных за несколько лет до толкования на Пс.123 . Однако в толковании тема несубстанциональности греха развивается не в чисто философском, умозрительном направлении: здесь она выступает в осложненном и, вместе с тем, в конкретизированном виде: Августин говорит не столько о несубстанциональности зла и греха, сколько об их невыгодности, об их убыточности, в конечном счете. Такое направление он придает своим рассуждением, привлекая притчу о блудном сыне, в латинском тексте которой имущество (доля наследства), которую просит выделить себе младший сын и проматывает, названо именно словом substantia: In ista aqua sine substantia perdidit ille minor filius totam substantiam suam (En.ps. 123.9. Р. 139). С этого момента в слове substantia нужно слышать уже не только значение «сущность», но и оттенок значения «то, что обогащает человека», «прибыток», «богатство», и дальнейшее рассуждение проповедника направлено на то, чтобы показать: прибыток земных богатств и удовольствий не обогащает по-настоящему, потому что доставляет выгоды только временные:

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Кто же были псалмопевцами, составившими Псалтирь? В частности, о писателях и происхождении псалмов, согласно выработанным современной западной ортодоксальной, католической и протестантской, и русской богословской литературой, обстоятельным доводам, можно дать следующие сведения.    Вторым по времени жизни и первым по количеству составленных им псалмов псалмопевцем был Давид, соединявший в общем сознании с своим именем преимущественно наименование псалмопевца. В Новом Завете именем «Давид» нередко называется вся Псалтирь (Евр.4:7; Деян.2:25). В надписаниях, существующих в нынешнем еврейском тексте, Давиду приписываются 73 псалма: 3—31, 33—40, 50—64, 67—69, 85, 100, 102, 107—109, 121, 123, 130, 132, 137—144. Кроме того многие псалмы, не надписанные в нынешнем еврейском тексте именем Давида, согласно ясному новозаветному свидетельству (напр., о Пс.2 ­­ Деян.4:25; 13:33; о Пс.94 ­­ Евр.4:7) и другим ясным указаниям в их содержании и языке, приписываются также Давиду, так что более половины Псалтири принадлежит ему и по этой принадлежности справедлив и ныне термин: «Псалтирь Давида.» Кроме того, этот термин справедлив и потому, что и другие псалмопевцы, особенно из современников Давида, излагают свои чувства и мысли очень сходно с Давидом и являются как бы посредниками его в священном псалмопении. Посему, как имя Самуила не несправедливо носят 1-2 Царств, так и имя Давида Псалтирь. Кроме надписания свидетельством происхождения вышеуказанных псалмов от Давида служит весьма нередкое в них совпадение с историческими и биографическими обстоятельствами Давида, известными из ветхозаветных книг (напр., псалмы 3, 7, 8, 17, 18, 21, 50 и др.), и с вызванным ими настроением Давида, ясно отражающимся в псалмах. Происхождение некоторых псалмов от Давида подтверждается ясным на это указанием в ветхозаветных (напр., о Пс.17 ­­ 2Цар.22 гл.) и новозаветных (о Пс.109 ­­ Деян.2и Мф.22:43; о Пс.40 ­­ Деян.1:16—20; о Пс.15 ­­ Деян.2:25—28; о Пс.31 ­­ Рим.4:6—8; о Пс.68 ­­ Рим.11:9—10) книгах. Затем, доказательством происхождения от Давида псалмов, надписанных его именем, служит нередко соответствие их частным историческим событиям в жизни Давида, а также и вообще духу, всему духовному облику Давида, как он изображается в ветхозаветных исторических книгах, например Пс.50 и 2Цар.12 гл.; Пс.3 и 2Цар.15—16 и т. п. Согласно также свидетельству ветхозаветных (2Цар.7 гл.) и новозаветных книг (Мф.22:23) о мессианских обетованиях, данных Давиду и отражавшихся на его настроении (2Цар.7:16—29), и о многих мессианских псалмах, приписываемых ему в Новом Завете (Деян.2:25—31; 4:25), можно думать, что и большинство (кроме 71-го) мессианских псалмов от него же произошли (псалмы 2, 8, 15, 21, 39, 68, 109). Все Давидовы псалмы проявляют его глубокую веру в Бога и в Его постоянное промышление о человеке, в особенности среди страданий и опасностей в земной жизни людей богобоязненных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Смотри, как велика польза от плена! Те, которые прежде стремились к идолам и презирали Бога, послушай, что говорят ныне, как усвояют спасение свое Богу. Станем и мы теперь говорить это: «яко аще не Господь бы был в нас» , то губительные бесы поглотили бы нас живыми; ибо чего не сделал бы наш враг диавол, который многократно просил о том, чтобы сеять и апостолов. Этот злой и ненасытный зверь, если бы не был непрестанно обуздываем, ниспроверг бы и расстроил все. Если он, получив некоторую малую власть над блаженным Иовом, разрушил дом его до основания, исказил его тело, произвел такие прискорбные события, истребил все имение, умертвил его детей, наполнил плоть его червями, вооружил жену, сделал друзей врагами, внушил рабам так оскорблять его, то не будучи обуздываем различным образом, не погубил ли бы он всех? (Златоуст). Пс.123:4.   Поток прейде душа наша: Пс.123:5.   Убо прейде душа наша воду непостоянную. По возвращении из Вавилона все соседственные народы, негодуя на освобождение иудеев, по зависти восстали на них войною и, собрав дикие народы, предприняли нападение. «Потоком» и «водою» здесь называет Пророк невыразимый гнев и лютость врагов. Бог попускает умножаться бедствиям, чтобы сделать нас более опытными и яснее показать Свою силу. Не будем изнемогать при наступлении бедствий: они подобны непродолжительному бурному потоку, составленному из многих ручьев. Поток страшен только до времени, а потом слишком упадает, вдруг истощаясь. Так и все печальное, на что бы ты не указал, имеет конец, иначе, если бы не было конца, то природа наша не перенесла бы (Златоуст, Феодорит). Пс.123:6.   Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их. Пс.123:7.   Душа наша яко птица избавися от сети ловящих: сеть сокрушися и мы избавлени быхом. Видишь ли, как Пророк представляет и свою немощь и силу врагов. Те, как звери, нападали, выражая свою готовность пожрать и плоти их, по своей силе и ярости; а эти были слабее всякой «птицы» . Ибо тогда-то особенно открываются чудеса Божии, когда слабые преодолевают сильных (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.82:11. Потребишася во Аендоре,    в бесчестном месте, потому что Аендор значит неприличие. Быша яко гной земный.   Ибо, оставшись непогребенными, сотлели, и подобно гною смешались с землей. Пс.82:12. Положи князи их яко Орива.    Соделай, чтобы идумеи, измаильтяне, моавитяне, агаряне и другие упомянутые выше народы, потерпели то же, что Орив и прочие с ним. А они как злые зле и погибли. Пс.82:14. Боже мой, положи я яко коло.    То есть, да не останутся они в том же положении, но да потерпят противное сему. Яко трость пред лицем ветра.   Да будут колеблемы точно так же, как и стебель колоса. Пс.82:15. Яко огнь попаляяй дубравы.   Да изведают, говорит, того огня, который сами зажгли; и этот огнь да пояст их, как чувственный огнь поядает дубраву. Подобно же это сказанному: се «еси вы огнь раждизаете: ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте» (Иса. 50:11). Яко пламень пожигаяй горы.   Речь приточная. Как огнь, ниспав на горы, пожигает их, так да будут и они попалены наказанием, какое Ты пошлешь на них, и которое Псалмопевец, по тяжести и стремительности, уподобил «буре» (Пс.82:16). Пс.82:17. Исполни лица их безчестия.    Ибо, обманувшись в своих желаниях, и исполнившись стыда, познают они силу Твою. И взыщут имене Твоего, Господи.   Это говорит в том смысле, что наказания обратятся им в пользу. Сказано же «взыщут» вместо «познают». Псалом 83 Пс.83:1. В конец, о точилех сыном Кореовым. Псалом.     И в этом псалме идет опять речь о церквах; откуда и видно, почему надписывается он о «точилех». Пс.83:2. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил:    «Селениями» называет по местам основанные святые Божии церкви; к ним-то стремится всякая боголюбивая душа. Пс.83:3. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе.    Как бы так говорит Псалмопевец: и телом и душою посвятил я себя на служение Богу живому и истинному. Сказано же: «Богу живому» в отличие от идолов, как мертвых, сделанных из вещества неодушевленного. Пс.83:4. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя: олтари Твоя, Господи.   Под образом птицы разумеет душу человеческую, уловляемую мысленным ловцом, по сказанному: «душа наша яко птица uзбabucя[f] от сети ловящих» (Пс. 123:7); а под образом горлицы — душу, которая живет в чистоте и целомудрии. Поэтому говорит, что всякая душа найдет это прибежище, т. е. доступ к алтарям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010