Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОДАРЕНИЕ [греч. εχαριστα], выражение хвалы и прославления Бога, Подателя всех благ; вид христ. молитвы. В Свящ. Писании Б.- глубинный религ. ответ твари Богу, с благоговейным трепетом созерцающей Его величие и славу. Евр. слово  , переводимое, как правило, рус. «Б.», имеет характер благодарного исповедания. Указанное религ. состояние выражает также слово «благословение», евр.  : на благословение Бога, дающего Своему творению жизнь и спасение, отвечает благословение человека, «восхищенного всемогуществом и щедростью Божией и воздающего благодарение Творцу (Дан 3. 90; ср.: Пс 67. 20, 27; Неем 9. 5 сл.; 1 Пар 29. 10 сл.)» (Словарь библейского богословия/Ред. К. Леон-Дюфур. К.; М., 1998. Стб. 51). В основе Б. в Свящ. Писании лежит встреча человека с Богом, исполняющая его благодатью и раскрывающаяся со всей полнотой во Христе. В ветхозаветном понимании благодарить Бога - значит провозглашать Его чудеса и свидетельствовать о Его делах. Такое Б. воссылает Богу все творение (Пс 148-150; см. ст.: Хвалитные псалмы и стихиры ). Закон ВЗ предписывал приносить Богу «жертву мирную» благодарения (      ), или, по переводу LXX, «жертву спасительную хвалы» (θυσα ανσεως σωτηρου - Лев 7. 11-15, ср.: Ам 4. 5). Как ответ на благодеяния Божии, Б. проходит через весь ВЗ, начиная с древнейших текстов - таких, как песнь Моисея (Исх 15. 1-21), песнь Деворы (Суд 5),- и постоянно встречается в более поздних книгах (Ис 12; 25; 42. 10 сл.; Иер 20. 13; Дан 3. 26-45, 51-90; 1 Пар 16. 8 сл.; 29. 10-19; Неем 9. 5-37; Тов 13. 1-8; Иф 16. 1-17; Сир 51. 1-12), особенно в псалмах (ср.: Пс 29; 39; 114; 123 и др.). “Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних”. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. Л. 202 об.) “Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних”. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. Л. 202 об.) С полнотой Откровения в НЗ Б. приобретает большую глубину. Вслед за ветхозаветным преданием христ.

http://pravenc.ru/text/149305.html

Собеседование 9 о горлице, или о Церкви 1. Обитательница лесов, пустыннолюбивая горлица, призывая своего сожителя, оглашает воздух нежными и ласковыми звуками, и очаровав своего самца, гуляющего у воды, и подлетев к нему, она увлекает его в быстрый полет; в единодушном согласии устроив свое гнездо в ветвях дерева, они в безопасности выводят птенцов и обучают их летать. Говорят некоторые, что горлица привязана к мужу и целомудренна, так что если случится, что ее самца растерзает орел или поймает охотник, то она не сочетается с другим, но остается верной тому, ждет его и до смерти сохраняет о нем память. Послушайте, женщины, какое целомудрие оказывается у птиц! Итак, вы, имея пред глазами образ горлицы, подражайте ее целомудрию. Такое свойство отличает и честнейшую Церковь . Когда ее супруг, Христос, был распят на кресте и вознесся на небо, она не сочеталась с другим мужем; но Его любит, Ему остается верна и, вспоминая Его, вместе с Ним умирает. Но чтобы не показалось, возлюбленные, что мы, распространяясь в воспоминаниях о горлице, удаляемся от Писаний, приведем на память то, что говорит само Писание. Свидетельствует блаженный Давид и громко говорит: " и птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих» ( Пс.83:4 ). О птице он говорит? Конечно, о человеке: «душа наша избавилась, как птица из сети птице ловов» ( Пс.123:7 ). А Господь, желая показать Своим ученикам, насколько они отличаются от других святостью, говорит им: «не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» ( Мф.10:31 ). О том же и Соломон громко говорит: «спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова» ( Притч.6:5 ). И опять божественный голос: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф.13:31–32 ). Так, и здесь многочислен­ные человеческие племена уподобляет птицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Разделы портала «Азбука веры» Учение святых отцов Святитель Иоанн Златоуст : «Тогда нужны нам многие молитвы, многие помощники, многие добрые дела, великое заступление от ангелов при шествии чрез воздушное пространство. Если, путешествуя в чужую страну или чужой город, нуждаемся в путеводителе, то сколько нужнее нам путеводители и помощники для руководства нас мимо невидимых старейшинств и властей-миродержителей этого воздуха, называемых и гонителями, и мытарями, и сборщиками податей!». От лица почивших христианских младенцев Златоуст так витийствует и богословствует: «Нас святые ангелы мирно разлучили от тела, и мы свободно миновали старейшинства и властей воздушных. Мы имели благонадежных руководителей! Лукавые духи не нашли в нас того, чего искали, не увидели того, что желали бы увидеть. Увидев тело неоскверненное, они посрамились; увидев душу чистую, чуждую злобы, они устыдились; не нашли в нас слов порочных и умолкли. Мы прошли и уничижили их; мы прошли сквозь них и попрали их; сеть сокрушися, и мы избавлени быхом. «Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их» ( Пс.123:6-7 ). Когда это совершилось, руководившие нас ангелы возрадовались; они начали лобызать нас, оправданных, и говорить в веселии: «Агнцы Божии! ублажаем ваше пришествие сюда; отверзся вам прародительский рай; предоставлено вам лоно Авраама. Прияла вас десная рука Владыки; призвал Его глас в десную часть. Благосклонными очами воззрел Он на вас; в Книгу Жизни вписал Он вас». И сказали мы: «Господь! Праведный Судия! Ты лишил нас благ земных – не лиши небесных. Ты отлучил нас от отцов и матерей – не отлучи от святых Твоих. Знамения крещения сохранились целыми на нас: тело наше мы представляем Тебе чистым по причине младенчества нашего”» (Маргарит. Слово о терпении и благодарении и о том, чтоб мы не плакали неутешно о умерших. Примечание святителя Игнатия (Брянчанинова) : «Слово это положено читать в седьмую субботу по Пасхе и при каждом погребении усопшего. Западные критики признают слово не принадлежащим Златоусту, но оно издревле освящено в Восточной Церкви чтением при богослужении»).

http://azbyka.ru/mytarstva-uchenie-svyat...

Скачать epub pdf Предисловие Публикуемые нами письма старца Макария относятся к 1846–1852 годам. Лев Александрович Кавелин, тогда еще молодой петербургский офицер, под духовным руководством Оптинского старца проходит тот отрезок жизненного пути, на котором ему предстоит окончательно утвердиться в своем решении оставить мир и «водвориться в пустыне». В неспешной рассудительности рассматривает батюшка намерения Кавелина, постепенно раскрывая перед ним всю значимость и неординарность предстоящего подвига, призывающего Божия избранника на «бескровное мученичество». Ибо именно так определяли Святые Отцы суть монашества. Но было у Оптинских старцев и свое, долголетним сокровенным опытом выношенное определение: «Монашество – это блаженство». Двенадцать писем старца к Льву Кавелину, будущему оптинскому иноку, а еще позднее – архимандриту, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, церковному историку и духовному писателю – это бесценное свидетельство истинно христианских взаимоотношений наставника и ученика: многоопытная мудрость, заботливая попечительность одного и новоначальная послушливость, сыновья доверительность другого положены в основание их высокодуховного союза. «Письма его, – писал один из современников старца Макария, – могут быть названы часами, по которым и утром, и в полдень, и ночью можно поверять жизнь всякому... И юный, и зрелый, и старый может прибегать во всякое время к этому указателю, который сам шествовал неуклонно по пути Солнца правды». Да не уклониться и нам от правого пути по святым молитвам преподобного Макария Оптинского ! Письма Письмо 1 Оптина Пустынь, 1 января 1846 года Достопочтеннейший Лев Александрович! Прочитав Ваше письмо, явно вижу Отеческий Промысл Божий, спасший Вас, как птицу от сети ловцов. Сеть порвалась, и вы избавились (см. Пс.123:7 ). Милосердный Господь не попустил Вас обольститься прелестями Далиды, уготовлявшей Вам ослепление не телесных, но душевных очей, чтобы не видеть истинного Солнца правды, Христа, Спасителя нашего, и отдохновение для слышания Слова Божия и спасительного Его учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как правильно понимать 90 псалом? О чем в нем говорится? Заранее благодарна. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее, как на автора, так и на характер этого псалма – Хвалебная песнь Давида. Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличает возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1-2, 3-13, 14-16). Главная композиционная особенность – диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным. Первый голос уверенно и утешительно возвещает: - Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?». Второй голос во втором стихе подтверждает это: - Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2). В стихах 3 – 13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога: - Яко Той избавит тя от сети ловчи… В еврейском тесте: от сети птицелова. Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс.123:7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл.9:12). - … и от словесе мятежна (3), т.е. злословия, клеветы. - Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися…(4). Плещма – значит плечами. В еврейском тесте ebrah – крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37).

http://pravoslavie.ru/6801.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней 7.1 Чтобы уметь жить, нужно научиться умирать... 1. «Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было…» (2Кор. 8:11). [FILE_ID_86] Как решить вопрос о жизни и смерти Чтобы решить вопрос о жизни и смерти, нужно: Приложить такие же усилия, какие прилагает человек, пытающийся вынырнуть, а ему при этом не хватает воздуха. Дорожить временем так, как человек, узнавший о своей смертельной болезни, которому надо еще успеть так много сделать. Стремиться избавиться от неведения так, как человек, которого мучает тяжелый кошмар, и он изо всех сил старается проснуться. 2. «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа…» (Флп. 3:20). Разговор двух рыбо к Маленькая рыбка спрашивает у своей мамы: «Как спастись от рыбацких сетей? Нырнуть поглубже?» – «Не успеть, – отвечает мама. –Сеть слишком быстро опускается на дно». – «Может, через нее можно перепрыгнуть, выскочив из воды?» – не теряет надежды молодая рыбка. «Там тебя чайки склюют», – объясняет мама. «Как же тогда спастись?» – «Лучше всего стараться избегать тех мест, где рыбаки забрасывают свои сети», – вздохнув, ответила мама. 3. «Истощилась в печали жизнь моя…» (Пс. 30:11). Печально Печально, когда мы держимся за родителей, а они нас оставляют, Печально, когда мы держимся за страсти, а они нас убивают, Печально, когда мы держимся за жизнь, а она нас покидает. 1. «…Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор. 6:7). Предоставь другим Предоставь другим понимать – и сам все поймешь, Предоставь другим познавать – и сам все узнаешь, Предоставь другим быть счастливыми – и счастье само тебя найдет, Предоставь другим быть мудрыми – и Истина никогда не расстанется с тобой. 5. «Помощь наша - в имени Господа…» (Пс. 123:8). Путь Тот, кто вышел в путь и тут же вернулся назад, познает и трудности дороги, и разочарование от недосягаемости цели. Тот, кто остановился на полпути, лучше того, кто вообще не вышел в путь. Тот, кто немного не дошел до цели,

http://isihazm.ru/?id=136

90-й псалом Давид-псалмопевец есть Заступник и надежное Прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличают возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. Псалом имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1–2, 3–13, 14–16). Главная композиционная особенность — диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным. Первый голос уверенно и утешительно возвещает: — Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека — того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога Небесного?» Второй голос во втором стихе подтверждает это: — Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2). В стихах 3–13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога: — Яко Той избавит тя от сети ловчи... В еврейском тексте: от сети птицелова . Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша, яко птица, избавися от сети ловящих (Пс 123, 7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл 9, 12). — ...и от словесе мятежна (3), то есть злословия, клеветы. — плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися... (4). Плещма — значит плечами. В еврейском тексте ebrah — крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим... сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф 23, 37). — оружием обыдет тя истина Его (4). Оружием — значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям. — Не убоишися от страха нощнаго... (5), то есть от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров. — от стрелы летящия во дни (5). Здесь как буквальный, так и метафорический смысл: у восточных народов моровая язва иногда сравнивается со стрелой, потому что ее нельзя остановить.

http://pravoslavie.ru/103815.html

Обращение Блаженнейшего митрополита Владимира ко всем верным чадам Украинской Православной Церкви с призывом усилить молитвы о ниспослании дождя и даровании прохлады 10 августа 2010 г. 17:30 Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир обратился к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви с призывом усилить молитвы о ниспослании дождя и даровании прохлады. Чувством глубокой обеспокоенности отзывается в сердцах миллионов людей жара, которая в течение долгого времени продолжается в нашей стране и братской России. Высокая температура стала причиной ухудшения состояния здоровья многих людей, гибели тысяч гектаров урожая. Жара вызвала лесные пожары, которые сейчас бушуют в европейской части Российской Федерации. Тысячи наших братьев и сестер потеряли свое жилье, хозяйство и оказались под открытым небом. Есть свидетельства о лесных пожарах и на Украине. Государственная власть делает все, чтобы предотвратить появление новых вспышек огня. Стихия наводит ужас, а иногда и отчаяние. В эти дни обращаемся к каждому верующему словами Священного Писания: «Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 123:8), «... укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10). Призываю архипастырей и пастырей усилить свои молитвы и обратиться ко всем верным чадам Украинской Православной Церкви, чтобы и они просили милосердного Господа послать нам долгожданную прохладу, чтобы Он укротил стихию и чтобы огонь снова ласково освещал и согревал наши дома, а не уничтожал их, оставляя людей без кровли и насущного хлеба. Каждый, кто имеет возможность, пусть окажет помощь пострадавшим — финансово, материально или просто поддержкой и добрым словом. Верим, что наша совместная молитва приклонит Божие милосердие к нашей стране и ее боголюбивому народу и «Господь даст благо, и земля наша даст плод свой» (Пс. 84:13). +Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви Официальный сайт УПЦ / Перевод Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1241351.ht...

Обухово. Церковь Воскресения Христова в Липове. Воскресенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Построена в 1806 г., каменная. Престолов три: в холодном храме в честь Воскресения Христова, в теплом в честь Покрова Божией Матери и Препод. Макария Унженского. При церкви состоят два священника, диакон и три дьячка. Двое из причта пользуются казенными квартирами, прочие имеют свои дома. Церковной земли во владении причта усадебной 4 дес. 500 саж., пахатной 51 дес. 1100 саж. и сенокосной 15 дес. 1100 саж. В приходе 46 деревень, в расстоянии от церкви до 13 в.; прихожан 2152 м. п. и 2470 ж. Село Липово от г. Вятки в 140 в. Ближайшия села: Колобово в 6 в., Ижевское в 9 в. и Пижанка в 20 в. Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.)//Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, 9) Село Липово – Воскресенская церковь, каменная, построена в 1806 г.; расстоянием от г. Вятки в 140 в., от уездного города в 56 в., от благоч. в 20 в.; часовня Рыбинская, Николаевская; причта по штату положено: 2 св., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенные, кроме псал. Ашихмина, который имеет свой дом и получает квартирное пособие по 12 р. в год; земли: усад. 8 д. 500 с., пах. 51 дес. 1100 с., сен. 16 д. 1680 с., неудоб. 7 д. 420 с., под церк. площ. 4 д. 140 с.; братский денежный доход: 1 св. 372 р. 33 к., пс. 124 р. 11 к., 2 св. 369 р. 93 к., пс. 123 р. 31 к., диак. 247 р. 42 к., содержание от казны 931 р. на весь причт; руги соб. на весь причт до 20 п. ржи и 50 п. овса; прихожан: правосл. рус. 2231 м. п., 2377 ж. п.; приход состоит из 36 сел., расст. 1 – 7 вер. Село расположено на правом возвышенном берегу реки Пижмы, на другом берегу которой находится лес, принадлежащий удельному ведомству. При церкви имеется одноклассная церк.-прих. школа; в приходе школ нет. Главным занятием прихожан служит, при малоземельи, отхожий промысел – плотничество. Медиц. пунк. – больница в селе Пижанке в 12 вер.; вол. правл. Водозерское в 6 вер.; пар. прист. в слободе Кукарке в 20 вер.; ж. д. ст. Котельнич в 100 вер. Село стоит на проселке из Водозерского волостного правления в Пачинское правление. В церкви имеются древние печатные книги. изд. в XVII и XVIII столетии, именно: два престольных евангелия 1711 и 1744 г., апостол 1697 г., двенадцать месячных миней 1705 года, типикон 1713 г., триодь постная 1678 г., триодь цветная 1680 г., ирмолог 1759 года, служебник 1668 года и некоторые другие. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка, 1912 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34321

А к нам она пришла спустя ровно 30 лет после первой публикации, в 1996 году (издательство «Индрик»). Тоже, стало быть, нынче юбилей. Предмет её рассмотрения уже тогда не выглядел анахронизмом. Книга была не просто прочтена, но и признана классической. По ней возникла масса научных статей, рецензий; были защищены первые диссертации. Появились апологеты творчества автора её. Составлена елико возможно полная библиография его трудов, и статей о нём, включающая 755 наименований! И вот смотрите, как оно всё обернулось: самолёты, упавшие тогда, забыты; редким позором закончилась война США во Вьетнаме..., и её тоже стараются «забыть», «зарастить быльём». Как и полученную тогда судимость «самой демократической страны в мире». А отдававшая, на момент выхода в свет, устарелостью, сама казавшаяся анахронизмом, книжка оказалась куда как актуальной в наши дни. А ведь это явный признак гениальности автора - «стрелять» в цель, которую видит он один. С него самого, следовательно, и начнём. Ребёнок в семье Ульяновых появился на свет 23 декабря 1904 года, в деревне Ганежа Осминской волости Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии. В этот день православная церковь чтит мучеников, иже во Крите: «десятерых славнейших мужей», истерзанных правителем острова, игемоном Декием в III веке. «Они предстали перед мучителем, - и каких только смелых речей не высказали они, какого мужества ни показали, каких только мучений не испытали, каких мук ни победили своим терпением! - написано в «Житиях святых». Святые мученики, как сообщает писание, «пренебрегли всеми муками». Тогда «усердный слуга сатаны Декий» (так называет его летописец), «отчаявшись в возможности убедить их и принудить принести жертву, произнёс над ними смертный приговор»: усечь их главы мечом. На месте казни, именуемом Алонием, мученики воспели общую песнь к Богу: «Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих» (Пс.123:6-7). А назвали новорожденного Николаем: скорее всего, не в честь святителя, чудотворца и угодника Божия, но преподобного Николая монаха, память которому творит Церковь на следующий день от его рождения, в канун навечерия Рождества Христова. Был он военачальником византийского императора Никифора I, правившего в самом начале IX века. После сражения, в котором погибли все соратники преподобного, блаженный Николай оставил мир, удалился в монастырь, принял схиму и стал непрестанно молиться о воинах, павших в сражениях. «Своими великими подвигами он так угодил Господу, что был удостоен дара прозорливости», - сообщает православный церковный календарь.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/12/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010