Однажды запечатленные Святым Духом и получив в ум залог благодати, они имеют защищенное сердце как облекшиеся и силою свыше ( Лк.24:49 ). Итак, чтобы мы могли вкушать столь достовожделенные блага, Христос призывал на нас освящение от Отца. И теперь, как полагаю, Он опять проявляет подобную же заботу. Ведь к тому, что сказал о подобающем освящении нас от Отца, вот что присоединил и о нас: «и Я славу, что дал Ты Мне, дал им, чтобы были одно, как мы одно: ибо возлюбил Ты их, как Меня возлюбил», —122— и опять: «Отче! которых дал Ты Мне, хочу, чтобы где нахожусь Я, и они были со Мною» ( Ин.17:22–24 ). И тотчас же после этих слов «правым» называет Отца, и со всею справедливостью, по благоволению и желанию Коего Сын стал человеком, чтобы сделаться виновником и освящения чрез Духа, и единения с Богом, и вселения в вышних обителях, сопребывания и созерцания с Ним, – для человеческой природы, созданной «на дела добрые» ( Еф.2:10 ) – ведь не для зла создал Бог человека вначале, – но низвращенной ко злу нечестивыми злоухищрениями диавола и, как бы из своего основания выбитой из изначального и боголюбезного поведения. Поэтому вполне истинно надлежало справедливому Отцу насилием низверженное снова поднять и увлеченное к неподобающему восстановить в первоначальное положение, то есть освободить от безобразнейшего греха и преобразить как бы в первоначальный образ то, что и в начале так сотворено, – а сокрушившего и нечестиво дерзнувшего погубить, то есть сатану, подвергнуть заслуженным им наказаниям, хотя считаю недостаточным все роды наказаний для проявившего столь великое безумие против Бога. Итак, «Отче Правый», говорит, «ибо прав Ты, и благ и прям суд Твой» ( Пс.118:137 ), – Ты, ниспославший Меня, Твоего истинного и подлинного Сына, в мир для помощи и обновления. Но что за безумие! говорит: Тебя, именно такого, мир не познал, иначе он, уразумев столь человеколюбивое определение и кроткое благоволение, прибежал бы к Спасителю своему и охотно стал бы совершать служение Тебе. Вот что говорил Христос Отцу, как бы вознося Ему благодарность за нас и ради нас, так —123— как, будучи справедливым, Он благоволил дать спасение пострадавшим от насилия и присудил диаволу погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из приписываемых Патриарху К-польскому Каллисту I (1350-1353, 1355-1363) молитв по крайней мере 4 ему не принадлежат: первые две («              » и «                ») известны уже по древнейшим сохранившимся рукописям визант. Евхология (Vat. Barber. gr. 336. Fol. 193v - 195, кон. VIII в. (см. Барберини Евхологий ); Crypt. gr. Γ. β. I. Fol. 38v - 39v, XIII в.; РНБ. Греч. 226. Л. 105v - 107v, Х в.; Paris. Coislin. gr. 213. Fol. 99, 1027 г.- см. Goar. Euchologion. P. 613-614), причем 2-я молитва никогда не встречается отдельно от 1-й. 4-я («              ») и 5-я молитвы («                        ») известны с XIV в. (Ath. Vatop. 133 (744). Л. 288-289 - Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 291; ГИМ. Син. греч. 349. Л. 16об.- 17об. и 33об.- 34об., XV-XVI вв.; слав. Требники: ГИМ. Син. 675. Л. 162-164, кон. XIV - нач. XV в.; РНБ. Солов. 1085 (725). Л. 163, XV-XVI вв. и др.); их автор - Патриарх К-польский Филофей Коккин, известный лит. дарованиями ( Прохоров. С. 122-142). Лексико-семантический анализ 3-й и 6-й молитв, содержащих не только библейские, но и конкретно-исторические образы («нестерпимое стремление безбожных агарян», смерть младенцев, плен), позволяет считать их также произведениями Патриарха. Безведрие. Фотография (Продолжительные ливни). В отличие от последования в бездождие, состоящее из разрозненных текстов, последование в безведрие построено по схеме общего молебна (Требник большой. Л. 205-211) и имеет следующий порядок: обычное начало; Пс 68 («                  »); великая ектения с особыми прошениями; «Бог Господь» с тропарями 2-го гласа; Пс 50; канон 6-го гласа (начало: «              »; в отличие от чина общего молебна и аналогично последованию в бездождие Требник указывает петь канон с катавасией по каждой песни), по 3-й песни к-рого следует сугубая ектения с особыми прошениями и седален 5-го гласа, по 6-й - малая ектения, кондак 2-го гласа «        », степенна (1 антифон 6-го гласа), прокимен 4-го гласа (из Пс 68), «Всякое дыхание», Евангелие (Мф 7. 7-11), припевы по 50-м псалме, стихира 6-го гласа «      » и молитва «    », по 9-й - «Достойно есть» ; Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш»; обычные покаянные тропари 6-го гласа; сугубая ектения с особыми прошениями; коленопреклонная молитва «                  » и отпуст. В греч. Евхологиях особых молитв на случай проливных дождей нет; как по структуре, так и по содержанию последование в безведрие вторично по отношению к чину общего молебна и к последованию в бездождие и заимствовано из южнорус. печатных Требников (Львов, 1645. Л. 251-260об.; Требник Петра (Могилы). Ч. 3. Л. 203-214).

http://pravenc.ru/text/77782.html

11, 15, 22, 24, 26, 29, 30, 34, 37, 39, 56, 60, 68. 69, 70, 85, 101, 114, 118. 119, 122, 129 и 141) и еще чаще представляют изведение Адама из ада Спасителем, причем Спаситель всегда является на вратах адовых, как это принято на старинных изображениях воскресения Христова. Для полноты картины нередко присоединяется сюда фигура дьявола, сковываемого ангелом: такая мысль проведена миниатюристами во многих псалмах (пс. 7, 16, 20, 22, 23, 29, 38, 39, 40, 56 и проч.). Идея искупления развита миниатюристами во всех подробностях: мы видим здесь, как Бог Отец посылает Своего возлюбленного Сына на спасение рода человеческого (пс. 18, 19, 26), видим затем благовещение (пс. 30, 39, 44, 66, 84), введение Богоматери в храм (пс. 44), рождество Христово (2, 19, 43, 44, 90, 97, 104, 109), поклонение волхвов (пс. 67, 71), сретенье (пс. 82), бегство в Египет (пс. 111), крещеное Спасителя (пс. 22, 28, 31, 33, 41, 73. 76, 97, 113), преображение (пс. 88), воскрешение Лазаря (пс. 87), вход Господа в Иерусалим (пс. 7, 117), тайную вечерю и причащение (пс. 144), предательство Иуды (пс. 40, 49, 54) и его смерть на сучке, согласно с древними апокрифическими сказаниями (пс.108), суд над Иисусом Христом (пс. 21, 38, 54), поругание Спасителя (пс.54), распятие (пс. 4, 10, 21, 27, 30, 33, 34, 36, 37, 40, 41, 54. 55, 68, 73, 97, 106, 108), воскресение (пс. 7, 16, 20, 22, 23, 29, 38, 39, 40, 55, 65, 66, 92, 97, 106), вознесение (пс. 46, 56, 66, 107) и сошествие Св. Духа на апостолов в виде огненных языков (пс. 18). С иконографической точки зрения отмеченные миниатюры не представляют каких либо оригинальных особенностей: стоя на почве византийско-русского предания, миниатюристы воспроизводят те же самые иконографические формы, которые были приняты как в живописи монументальной, так и в производстве икон – деревянных и металлических. Тем не менее некоторые из миниатюр и с этой стороны представляют значительный интерес своими удачными вариациями и выбором редких сюжетов. Из них заслуживает внимания изображение благовещения в двух различных переводах: в одном Богоматерь представлена в момент явления архангела с веретеном в руках (пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Величание: Прославляем вас, апостолы Христовы, своим учением просветившие весь мир и приведшие ко Христу народы всей земли. Стихи из псалмов Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18, 1).  Небеса прославят чудные дела Твои, Господи (Пс. 88, 6). Вместо отцов Твоих будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле (Пс. 44, 17). Бог богов, Господь возглаголал и призывает землю (Пс. 49, 1). От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне (Пс. 122, 3). Молнии освещали вселенную (Пс. 76, 19). Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его (Пс. 96, 6). Князья Иудины, владыки их (Пс. 67, 28). Бог воцарился над народами (Пс. 46, 9). Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его (Пс. 88, 8). Скажите народам: Господь царствует. Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его (Пс. 95, 10.3). По всей земле проходит звук их и до пределов вселенной слова их (Пс. 18, 5). Покорил нам народы и племена под ноги наши (Пс. 46, 4). Велик Господь наш и велика крепость Его (Пс. 146, 5). Он дает силу и крепость народу Своему, благословен Бог (Пс. 67, 36). Прокимен на утрени и литургии, гл. 8: По всей земле проходит весть их и до пределов вселенной слова их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18, 5.2). Кондак, гл. 2: Непоколебимых и богодухновенных проповедников, первоверховных апостолов Твоих Ты принял, Господи, в Свои обители для блаженства и упокоения, ибо страдания их и смерть благоволил Ты принять выше всякой жертвы, Ты один знающий наши сердца. Стихира на хвалитех, гл. 4: Во время беседы с двенадцатью учениками апостолами Спаситель спросил их: «За кого считают Меня люди?» Тогда первый из апостолов, богословствуя в ответе, ясно сказал: «Ты — Христос, Сын Бога Живого». Поэтому он достойно ублажается, как удостоившийся откровения свыше и праведно принявший власть связывать и разрешать. 15 июля. Память святого равноапостольного князя Владимира Стихиры на Господи воззвах. гл. 4

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Вспоминает прежнее величие и славу Иерусалима, когда туда собирались все колена три раза в год на великие праздники: Пасху, Пятидесятницу и праздник Кущей (см. Исх. 23:17) (Златоуст). Пс.120:5.   Яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове. В городе поставлены были царские «престоли» , чтобы совершать правдивый «суд» . На них восседал Давид и происходившие от него по плоти. Поэтому Пророк и именует «дом» самого Давида (Афанасий). Пс.120:6.   Вопросите же яже о мире Иерусалима, и обилие любящым тя. Пс.120:7.   Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих. Пс.120:8.   Ради братий моих и ближних моих глаголах убо мир о тебе. Узнав, каков был некогда Иерусалим, молитесь о «мире» его. Что значит: «мир в силе Твоей» ? — Т.е. в войсках, которые составляют силу города. Старцы желают, чтобы не было у них ни брани, ни врагов, но «мир, изобилие» и плодородие — «ради» обитающих в городе соотечественников (Афанасий, Златоуст). Пс.120:9.   Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе. Видишь ли, как смиряет Пророк высокоумие иудеев? Чтобы не думали, что получили они эти «блага» как возмездие за понесенное наказание, но знали, что для славы Божией возвратились в свое Отечество; и чтобы воздержанием от грехов «взыскивали благая себе» (Златоуст). Песнь степеней, 122 Четвертая степень: вера в Бога. Пс.122:1.   К Тебе возведох очи мои, живущему на Небеси. Бога называет «живущим на небеси» не потому, чтобы ограничивался там местом, Он ведь «везде Сый и вся исполняяй», но потому, что преимущественно обитает в тамошних силах, подобно тому, как говорится, что Он обитает и в достойных людях: «вселюся в них и похожду» (2 Кор. 6:16) (Златоуст). Пс.122:2.   Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны. Как слуги смотрят в руки господам, ожидая себе что-либо получить, так верный, подобно «рабу» и «рабыне» , в сокрушении сердечном взирает на Бога, ожидая Его милости. Видишь ли, как от несчастий изменились иудеи? Не говорят: будем взирать к Богу доколе даст награду или воздаяние: но доколе помилует — «дондеже ущедрит ны» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Впечатление это подтверждается и усиливается, когда мы обращаемся к стихам, присущим службе погребения священников. Между 4-м посланием и 4-м Евангелием на Аллилуиа поется Псалом 111:1,2: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело, Сильно на земли будет семя его . Эти стихи нашли свое место здесь, по-видимому, как напоминающие о будущем блаженстве богобоязненного христианина и как выражающие надежду на то, что плод трудов ревностного священника будет благословен после его смерти: образ потомства, в частности, может быть отнесен к Церкви, которая молится, принимая духовное наследие почившего, — наследие, которое благодатью Святого Духа останется жить в лоне народа Божиего, хотя ушел тот, кого смерть отсекла от числа живых. Такая же надежда христианина перед лицом смерти отражена в подборе стихов, которые поются с самогласными преподобного Иоанна Дамаскина. Стихи эти следующие: — для стихир 1-го гласа: Пс 22:1 Господь пасет мя… ; — для стихир 2-го гласа: Пс 119:1,2 Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах… ; Господи, избави душу мою от устен неправедных ; — для стихир 3-го гласа: Пс 120:1 Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя ; там же стих 8: Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века ; — для стихир 4-го гласа: Пс 121:1 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем ; — для стихир 5-го гласа: Пс 121:2: Стояще бяху ноги наша во дворех Твоих, Иерусалиме… ; — для стихир 6-го гласа: Пс 122:1: К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси… ; — для стихир 7-го гласа: Пс 83:1: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил… ; — для стихир 8-го гласа: Пс 83:2: Желает и скончавается душа моя во дворы Господни… Знаменательно, что для самогласных с 2-го по 6-й глас подобраны стихи Псалмов 119–122, называемых в Псалтири “песнями восхождений”, которые пелись паломниками. Заимствуя стихи именно этих псалмов, составители службы желали напомнить, что для христианина и особенно для верного своему долгу священника переход от жизни и смерти есть восхождение к горнему Иерусалиму, шествие к подлинному входу в храм, шествие, во время которого умершему покровительствует, оказывает действенную помощь Тот, Кто особенно силен по-на­стоящему защитить душу от тех, кто имеет уста неправые, то есть от демонов. Для стихир 7-го и 8-го гласов взяты стихи из Псалма 83, который также пелся паломниками, направляющими в Иерусалим. При помощи образов, заимствованных из этого псалма, составители службы утверждают, что место, где должна обитать душа почившего, есть истинно желанное жилище, ибо там он будет жить в присутствии Господа. Первый стих Псалма 22, который поется с самогласными 1-го гласа, позволяет составителям службы уточнить, почему жилища, куда идет усопший, желанны в высшей степени: усопшего, хотя он и сам был пастырем, там будет пасти и охранять Добрый Пастырь, Истинный Пастырь, так что почивший может быть спокоен, что в самом деле ни в чем нужды иметь не будет.

http://pravmir.ru/smert-svyashhennika-ka...

Впрочем, много распространяться об этом нет большой пользы; полезнее знать строй духа созерцающего. Вера представляет все содержание его, любовь обнимает все движения его, надежда составляет основу или опору стояния его. Всеми ими определяется жизнь в Боге, сосредоточенным проявлением которой бывает преданность Богу. Преданный Богу живет в Боге, пребывает то есть в Нем неотлучно своим сознанием и вниманием. Так, когда кто, отворив окно, встретит занимательные предметы и прилепится к ним всем вниманием своим, то впивается в них очами и забывает все окружающее его, как будто, кроме того, ничего нет. Таков и преданный Богу. Оком ума прилепляется он к Богу и забывает все стороннее, словно его нет и не было. В этом одном сладость и рай его; сюда стремятся все желания его; отсюда исходит всякая энергия его, в этом состоят все цели его. О таковом устремлении умных очей к Богу очень часто говорит святой пророк: «очи мои выну ко Господу» (Пс. 24,15);» яко к Тебе. Господи, очи мои» (Пс.140,8); «возведох очи мои в горы» (горе, на небеса) (Пс.120,1); «к Тебе возведох очи мои» (Пс.122,1). Так выражает он «любительное» устремление умных очей к Богу. Но еще чаще говорит пророк об устремлении очей к Богу «уповательном», в преданности в волю Божию: «исчезаете очи мои от еже уповати ми на Бога моего» (Пс.68,4); «очи всех на Тя, Господи, уповают» (Пс.144,15); «се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны» (Пс.122,2) . О сем–то последнем у святого пророка идет речь и в настоящем восьмистишии. Сокращенным выражением содержания сего восьмистишия можно назвать стих 123: «очи мои исчезаете во спасение Твое». Пророк указывает некоторые обстоятельства, с особою силою вызывающие упование и одолеваемые только им одним, выясняя при этом главное условие действенности упования, состоящее в верности воле Божией чрез исполнение святых Его заповедей. По существу дела бывает так: когда совесть нечиста, упованию нет места. Правда, пробивается оно и в состоянии греховном, но не иначе как после того, когда грешник решит в сердце своем не грешить более и положить начало богоугождению. Таким образом, уповающий одно око устремляет в руце Божий, в чаянии получить милость Господию, а другое — на заповеди, чтоб изменою им не заставить правду Божию сжать готовую ущедрить руку Его. Об этом во многих местах говорит святой Давид, равно как и в этом восьмистишии: «сего ради возлюбил заповеди Твоя» (стих 127).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Тот же текст был включен в XVII в. в печатный Пролог. Свт. Димитрий Ростовский пересказал сочинение Евсевия о П. и дружине по лат. переводу Лаврентия Сурия, дополнив его сведениями из др. источников ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 520 об.- 522 об.; ср.: Державин А. М., прот. Радуют верных сердца. М., 2012. Ч. 1. С. 486-487). Л. В. Прокопенко Гимнография Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 232-233), последование П. 16 февр. включает тропарь на Пс 50 3-го гласа Ελογητς ε, Χριστ Θες μν (      ) и службу на литургии: прокимен из Пс 67, Апостол (Евр 12. 1-10), аллилуиарий со стихом из Пс 33, Евангелие (Лк 21. 12-19), причастен (Пс 32.1). В одной из русских редакций Студийско-Алексиевского Типикона XI в. (по списку ГИМ. Син. 333, 1398 г.) на память П., 16 февр., назначается та же служба на литургии, что и 9 марта (Апостол и причастен, как в Типиконе Великой ц., прокимен (Пс 11), аллилуиарий со стихом из Пс 65, Евангелие (Мф 20. 1-16)). Слав. Минеи XII-XIV вв. содержат под 16 февр. только самые основные песнопения (седален, стихиры, канон; ГИМ. Син. 164. Л. 117-122 об., XII в.; РГАДА. Ф. 391, 104. Л. 99-104, XII в.). Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 416-417) и южноиталийский Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 122) назначают на 16 февр., день памяти П., службу с «Аллилуия» на утрене. Последование П. по Евергетидскому Типикону включает минимальный набор песнопений (стихиры, канон, седален), без службы на литургии. В греч. рукописях Иерусалимского устава, начиная с древнейших редакций и до XV-XVI вв., день памяти П. подробно не описывался, назначалась только служба с «Аллилуия» на утрене ( Lossky. Typicon. P. 192; Sinait. gr. 1101, 1312 г., 1100, 1540 г., и др.); в нек-рых рукописях указывается кондак П. 2-го гласа. В греч. печатных изданиях Типикона, начиная с 1-го издания 1545 г., указан общий тропарь П. 4-го гласа: Ο μρτυρς σου Κριε (      ) и 2 кондака П.: 4-го гласа Κολαστηρων φοβερν (    ) и 2-го гласа (в тексте Типикона по ошибке - 1-го гласа): Θιλσας Χριστο («Возлюбив Христово...»), на литургии назначается общая служба мученикам.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

Знать, что есть в сердце человека, свойственно тому, кто «создал» его. Он не имеет нужды в свидетелях, чтобы узнавать мысли Своих собственных творений. Каждый человек открыт перед Ним и Он знает все о человеке прежде рождения человека. От Него все существующее не сокрыто и скрыть не может, и по Своему Он смотрит на наши дела, нежели как смотрят на них люди. «Яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце» (1 Цар. 16:7), которое Он создал «на едине» — отдельно от всех других живых существ. Безмерная любовь и забота о человеке! (Василий В., Григорий Богослов, Златоуст). Пс.32:16.   Не спасется царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Пс.32:17.   Ложь конь во спасение: во множестве же силы своея не спасется. Если «сердце Царево в руце Божией» (Притч. 21:1), то «спасается Царь» не силою оружия, но Божиею благодатью (силою). «Ложь конь» — т.е. сила коня для спасения. «Лживым конем» назвал Пророк силу телесную, о которой мы напрасно стараемся; вообще ограждаемся силою родственников, друзей и богатства; ибо никто не может спасти без содействия свыше. Возьми в пример Голиафа и Фараона: первый, несмотря на то, что был великан и исполин силой, побежден простым отроком Давидом, а второй — хотя со множеством колесниц преследовал Израиля, нашел для себя гроб в море (Василий, Исихий, Максим Грек). Пс.32:18.   Се очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его. Пс.32:19.   Избавити от смерти душы их, и препитати я в глад. Когда мы взираем на Господа как «рабы в руку Господий своих» (Пс. 122:2), тогда как бы привлекаем «очи Господни» к воззрению на нас (Василий В.). Пс.32:20.   Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть. Это слово поощряет нас к терпению, чтобы мы, когда нападает на нас какой-либо оскорбитель, не разлучались «от любве Божией» (Рим. 8:39), но от всей души несли труды, ожидая помощи от Бога (Василий В.). Пс.32:21.   Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Псалмопевец показывает, что кто с великой радостью принимает оскорбления за «имя» Господне, тот за свое терпение удостоится божественного «веселия сердца» (Василий В.). Пс.32:22.   Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Очень великого дерзновения и смелости исполнены эти пророческие слова. Ибо кто имеет такое упование, чтобы безтрепетно сказать: соразмерь милость с моим упованием? Этому и Христос научает: «в нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7:2). Поэтому приобретем как совершенное и искреннее «упование» , так и жизнь, сообразную с упованием, чтобы плодом этого иметь великую «милость» (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Так и ты, ожидай непрерывно: если и не получишь, не отступай, и непременно получишь. Только не позволяй себе ни помыслом, ни глазом блуждать вне Его: не видишь ли, как служанки зависят от господ? Следуй одному Богу и получишь все. Упомянув о «рабыне» , Давид не тождесловит, но показывает большую меру расположения; потому что рабыни, пребывающие в чертогах с госпожами, более рабов внимательны к ним и желают им благоволения (Златоуст, Феодорит). Пс.122:3.   Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения. Повторение просьбы о «помиловании» выражает горячность прошения. Это зов сокрушенных душ. Просят «милости» не как достойные, но как подвергшиеся крайнему поношению. Заметь, что эти слова Давида приводит отчасти и пророк Исаиа: «Господи, помилуй ны, на Тя бо уповахом» (Ис. 33:2); и Церковь Христова из слов Давида составила покаянный тропарь: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще...» и прочее; а из слов Исаии составила другой: «Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом...» и прочее (Златоуст, Афанасий). Пс.122:4.   Наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничижения гордых. Этих иудеев, которые от свободы и безопасности в своем Отечестве соделались невоздержанными и необузданными, Бог исправляет бедствиями: их презирают «гордые» враги. Итак, нет ничего хуже «гордости» . Для того и бывают искушения и скорби, дано смертное тело и посылаются многие несчастные обстоятельства, для того страдания и болезни, чтобы крепко обуздать душу, которая легко надмевается и доходит до «гордости» . Поэтому не смущайся, когда подвергаешься искушениям, но принимай несчастие за врачевство. «Гобзующие» , т.е. благоденствующие, всем изобилующие (Златоуст). Песнь степеней, 123 Пятая степень: причитание всяких благ Богу. Пс.123:1.   Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль: Пс.123:2.   Яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас: Пс.123:3.   Внегда прогневатися ярости их на ны, убо вода потопила бы нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010