III. Д. ед., Зв. ед. Бгородице дво, радйс. Къ бц прилжн нын притецемъ. Преста трце, помилй насъ. Слава стй трц. Благодарю т, ста трце. Не стпимъ, влчце, тебе. Влчц помолимс. Мол, бце. Поемъ прилжн теб пснь нын, всептой бц, радостн. IV. И. мн., В. мн. Пастырю дверникъ верзаетъ, и вцы гласъ слышатъ, и сво вцы глашаетъ (зовет) по имени, и изгонитъ ихъ. вцы по немъ идтъ. ставлетъ вцы. Лиси звины (норы) имтъ, и птицы нбны гнзда. Воззрите на птицы нбны. Вс покорилъ под ноз вцы и волы вс, же и скоты (полевых зверей), птицы и рыбы преходщы [ Пс.8:7–9 ]. 4. Обратите внимание на ударение в формах слова рка . Определите формы этого слова: Длъ рк не презри. Дла рк сть нбса. Въ рк почахс. рк Въ рк мо. Даждь имъ, гди, по длмъ рк ихъ. (взяв) на рк к чи рабъ въ рк своихъ... так чи наши ко гд бг нашем [ Пс.122:2 ] . Оутвердилъ на мн рк твою. тъ (взял) ю за рк. Простеръ рк. Возлож на ню рк твою и живетъ. Лопата въ рц Првныхъ же дши въ рц [ Прем.3:1 ]. Смерть и животъ въ рц зыка [ Притч.18:21 ]. въ рц гдни власть земл. Воздхъ къ теб рц мо. Въ рц тво предлож дхъ мой. Снъ преданъ бдетъ въ рц человчест (людей). б рц. 5. Найдите существительные второго склонения и укажите их форму: Никтоже бо приставлетъ плата неблена (заплаты из небелёной ткани) риз ветс (ветхой) [ Мф.9:16 ]. Глголаше же и притч къ нимъ, к никтоже ризы новы приставлетъ на риз ветх [ Лк.5:36 ]. же, растерзавъ ризы сво, глагола [ Мк.14:63 ]. вщавъ (отвечавший) же глгола имъ: имй дв риз, да подастъ неимщем [ Лк.3:11 ]. Радйс, трапезо, носща радйс, невсто неневстна. Глгола гдь гдви моем: сд десню дондеже полож враг тво ногама твоима [ Мк.12:36 ]. Тогда глгола учникмъ своимъ: жатва уб многа, длателей же мал: молитес убо гдин жатвы, к да изведетъ (чтобы он вывел) длатели на жатв свою [ Мф.9:37–38 ]. И реч бгъ: сотворимъ человка по браз нашем и по и да бладаетъ рыбами морскими, и птицами небесными [ Быт.1:26 ]. И гладъ бше на лицы все земл (по всей земле) [ Быт.41:56 ]. Бце дво, радйс: блгодатна гдь съ тобою. Рече же фаранъ с поставлю т днесь над всею землею [ Быт.41:41 ]. Бдите убо мдри к и цли (просты) к [ Мф.10:16 ]. Гласъ въ пстыни: уготовайте пть гдень, правы творите [ Мк.1:3 ]. Милостынми и врою чищаютс неправды. нъ же, изгнавъ вс (всех), потъ тца троковицы и матерь, и иже бх съ нимъ (и тех, которые были с Ним), и вниде, идже б троковица лежащи [ Мк.5:40 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Прозябший Ааронов жезл (Чис 17:8), камень без рук отторгнувшийся от горы, виденный Навуходоносором во сне, истолкованном пророком Даниилом (Дан 2:31—45), затворенные врата, виденные пророком Иезекиилем (Иез 44:1—4), и многое другое в Ветхом Завете прообразовало рождение Девою. Подобно тому, как Адам был сотворён Словом Божиим из необделанной и девственной земли, так и Себе Слово Божие создало плоть от девственной утробы, когда Сын Божий сделался новым Адамом, чтобы исправить грехопадение первого Адама (Св. Ириней Лионский, кн. III). Отвергать бессеменное рождение Христа могут и могли лишь отвергающие Евангелие, а Христова Церковь искони исповедует Христа «воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы». Но рождение Бога от Приснодевы явилось камнем преткновения для тех людей, которые желали называться христианами, но не желали смириться умом и ревновать о чистоте жизни. Чистая жизнь Марии явилась укором для тех, которые нечисты и в своих помыслах. Чтобы показаться христианами, они не смели отрицать, что Христос родился от Девы, но стали утверждать, что Мария оставалась Девою лишь «дондеже роди сына Своего первенца... Иисуса» (Мф. 1:25). «После рождения Иисуса», — говорил в IV веке лжеучитель Гелвидий, а также многие до и после него, — «Мария вступила в супружескую жизнь с Иосифом и имела от него детей, именуемых в Евангелии братьями и сестрами Христа». Но слово «дондеже» не означает, что Мария оставалась Девою лишь до известного времени. Слово «дондеже» и ему подобные часто означают вечность. В Священном Писании говорится о Христе: «Возсияет во днех Его правда и множество мира, дондеже отымется луна» (Пс. 71:7), но это не означает, что когда не станет луны при кончине света, не станет правды Божией; тогда-то именно она восторжествует. Или что значит сказанное: «подобает Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима» ? (1 Кор. 15:25; Пс 109:1). Неужели Господь имеет царствовати лишь столько времени, пока враги Его не будут под ногами Его! И Давид в четвёртом псалме степеней говорит: «яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны» (Пс. 122:2). Итак, пророк будет иметь очи ко Господу до тех пор, пока не испросит милости, а испросивши милость, обратит на землю? (Блаж. Иероним. О Приснодевстве Блаженной Марии). Спаситель в Евангелии говорит апостолам: «Се аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Итак, по скончании века Господь отступит от учеников Своих, и тогда, когда они на двенадцати престолах будут судить двенадцать колен израильских, они не будут иметь обещанного общения с Господом? (Блаж. Иероним. Там же).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3271...

Уже показывали кино, стояла киноустановка; в начале 60-х 20 века возникла необходимость в постановке нового киноаппарата, а это потребовало перестройки здания. В первой половине 1960-х годов церковь Святого Духа в селе Русский Турек утратила свое внешнее сходство с культовым сооружением: перекрыли крышу, прорубили дополнительные двери, сделали боковой пристрой, на месте парадного входа выстроили блочную кинобудку. И служило здание людям еще 30 лет. Отапливалось оно как и прежде духовой печью. Люди и сейчас восхищаются ее устройством. Служило бы до сих пор, если бы не роковой случай… Горела церковь долго, трое суток, но спокойно, медленно. Пламени большого не было, да и погода была безветренной… По материалам: Село Русский Турек – Св. Духовская церковь, деревянная, построена в 1894 г.; расстоянием от г. Вятки в 200 вер., от уез.дного города в 15 в.; причта. по штату положено: священник и псаломщик: квартиры для причта казенные; земли нет: братский денежный доход: св. 334 р. 77 к., пс. 111 р. 60 к., содержание от казны св. 392 р., пс. 122 р. 50 к.; сбор руги не производится; прихожан: правосл. рус. 585 м. п., 661 ж. п., крещ. черем. 219 м. п., 255 ж. п., старооб. 771 м. п., 777 ж. п. Село расположено на правом невысоком берегу реки Вятки, в полуверсте от трактовой дороги, по левому берегу реки Вятки против села в верстах пяти тянется казенный лес. В приходе четыре школы, из них женская церк.-прих, и смешанная земская в селе, смешанная земская в деревне Кизери в 4 вер. и смешанная школа грамоты в деревне Дергачах в 2 вер. Мед. пунк. в г. Уржуме. В селе находится почтово-телеграфное отделение и пароходная пристань. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка, 1912, http://rodnaya-vyatka.ru/churches/565 Поселение основано в 1459 году. Прежние названия: Русская Кизерь, Верхняя, Средняя, Нижняя Кизерь, Малый Турек. Первыми жителями деревни были марийцы. Первое документальное упоминание о деревне Русский Турек относится к 1748 году – в материалах второй ревизии за этот год. Сообщалось, что в деревне проживало 84 человека мужского пола. Первыми русскими поселенцами, по преданию, были староверы, приплывшие с верховьев реки Вятки. Поселились они по обе стороны речки Турек, оттеснив марийцев. В старину в окрестностях Турека жило много старообрядцев, была у них и своя церковь. К концу XIX века деревня Турек стала довольно крупным поселением.

http://sobory.ru/article/?object=59146

В применении слова «В.» ко Христу прп. Иоанн Дамаскин следует своим предшественникам, говоря о человеческой природе, воспринятой ипостасью Слова и получившей т. о. свою ипостасность, т. е. реальное и конкретное бытие: «Кроме того, ипостасной называется природа, воспринятая другой ипостасью и в ней получившая свое бытие. Отсюда и плоть Господа, не существовавшая самостоятельно ни в один момент времени, не есть ипостась, а скорее нечто ипостасное (νυπστατον); ибо, будучи воспринята Ипостасью Бога Слова, она в ней существует и имела, и имеет ее своей ипостасью» (Ibidem). Человеческое естество Христа не имело собственной ипостаси: оно приобрело реальное и конкретное существование, т. е. стало В., только в Ипостаси Логоса ( Ioan. Damasc. De fide orth. III 9). Т. о., первоначальное значение слова νυπστατον было «реально существующее», в противоположность несуществующему, эфемерному, к-рое обозначалось словом-антонимом νυπστατον. В эпоху христологических споров, гл. обр. в контексте полемики с несторианством в VI в., слово приобрело дополнительный оттенок реального, конкретного бытия в той или иной ипостаси. Причем сущность, ставшая синонимом В., не только могла иметь самостоятельное конкретное бытие, т. е. быть самостоятельной ипостасью, но также получать конкретное существование в др. ипостаси. Это относится и к человеческой природе Христа, к-рая получила конкретное бытие, т. е. стала ипостасной, в Ипостаси Слова. См. также статьи Ипостась , Христология . Лит.: Loofs F. Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche: Das Leben und die polemischen Werke des Leontius von Byzanz. Lpz., 1887. (TU; 3); Соколов В. , свящ. Леонтий Византийский: Его жизнь и лит. труды. Серг. П., 1916; он же. Завершение визант. христологии после Леонтия Византийского//ПС. 1916. Т. 2. С. 253-298; Флоровский Г. В. , прот. Восточные Отцы V-VIII вв. П., 1933. C. 122-124; Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. L., 19752. Vol. 2. P. 58 sqq., 193 sqq., 271 sqq.; Daley B. E. Leontius of Byzantium: A Crit. Ed. of his Works, with Prolegomena: Diss. Oxf., 1978; Lang U. M. Anhypostatos-Enhypostatos: Church Fathers, Protestant Orthodoxy and Karl Barth//JThSt. 1998. Vol. 49. P. 630-657; Gockel M. A Dubious Christological Formula? Leontius of Byzantium and the Anhypostasis-Enhypostasis Theory//Ibid. 2000. Vol. 51. P. 515-532; Cross R. Individual Natures in the Christology of Leontius of Byzantium//JECS. 2002. Vol. 10. N 2. P. 245-265.

http://pravenc.ru/text/155132.html

В 1261 г. вел. кн. Александр Ярославич и ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили в помощь К., к-рый был «исполнен днями, в старости в глубоце и в честнеи добродетелнеи седине» (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475-476), «причетником» Ростовской кафедры архим. Авраамиева ростовского в честь Богоявления муж. мон-ря свт. Игнатия . Князья «взведоша» Игнатия «благословением» митр. Кирилла II и К. К. прославился как проповедник и духовный наставник. Чтобы послушать его поучения, в ростовский Успенский собор приходили не только миряне, но и «попы, и игумены, и весь черноризьчьскыи чин», ростовчане и жители «из окрестных градов». Одни люди, как утверждает ростовский летописец, желали слушать «оученья его еже от святых книг», другие шли, чтобы увидеть «украшенья святыя церькви Пречистыя Владычица нашея Богородици». В годы архиерейства К. продолжалось ростовское владычное летописание, одним из центров к-рого стал Успенский собор. Уже уникальный рассказ в Лаврентьевской летописи о поставлении К. в Киеве дает основание искать в этом памятнике следы ростовского летописания. Следует отметить и указание в Лаврентьевской летописи о том, что уцелевшие от монг. нашествия члены княжеского рода были спасены «молитвой святыя Богородицы и блаженаго епископа Кирилла» (в последующих текстах эпитет «блаженый» повторяется). Значение ростовского летописания для истории Сев.-Вост. Руси велико, особенно начиная с известий 1246/47 г., когда после смерти Владимирского вел. кн. Ярослава Всеволодовича прекратилось великокняжеское летописание до правления вел. кн. св. Димитрия Александровича (1276-1294). Вопрос о лит. деятельности К. остается открытым. В XIX в. ученые атрибутировали К. ряд древнерус. «слов» и поучений, составленных от имени «святого отца Кирилла» ( Горский А. В., прот. Кирилл II, митр. Киевский и всея России//ТСОРП. 1843. Ч. 1. С. 414-432; Поучения Кирилла, еп. Ростовского//ПС. 1859. Ч. 1. 2. С. 244-258; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 56-58; Петухов Е. В. К вопросу о Кириллах - авторах в древней рус. лит-ре. СПб., 1887. С. 3-4, 13-16. (СбОРЯС; Т. 42. 3); Никольский Н. К. К вопросу о проповеди Кирилла II, еп. Ростовского//Библиогр. летопись. СПб., 1914. Т. 1. С. 122-124). Однако совр. исследователи не видят убедительных свидетельств авторства К. в отношении к.-л. произведений ( Творогов. 1987; Старостина И. П. Поучение к собору духовенства//Письменные памятники истории Др. Руси: (Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания): Аннот. кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 164-166). Несомненно лишь участие К. в устроении по инициативе кнг. Марии Михайловны почитания в Ростове ее отца, Черниговского вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича , погибшего в Орде в 1246 г., в связанных с этим работе над Житием князя и в строительстве посвященной Черниговским мученикам церкви. Почитание

http://pravenc.ru/text/1840429.html

96 В первые века экзорцистами (от греч. ξορκισμς) назывались люди, изгоняющие бесов. В древней христианской Церкви экзорцисты составляли особый чин. — Прим. перев. 97 Название одного из холмов в Афинах. — Прим. перев. 98 Ср.: Иер. 2, 7. 99 Часослов. Москва, 1980. С. 16. 100 Пс. 45,11. 101 В греческих храмах практикуется византийское пение. Мелодию, как правило, исполняет один старший певчий — псалт, остальные создают ему музыкальный фон. — Прим. перев. 102 Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 9. 103 Согласно греческой церковной традиции, при чтении на Пасху Огласительного слова святителя Иоанна Златоуста народ вслед за священником хором, с воодушевлением повторяет некоторые слова. — Прим. перев. 104 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 120. 105 Там же. С. 124. 106 Мф. 26,27. 107 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 135. 108 Указ. соч. С. 109. 109 Там же. 110 Там же. С. 142. 111 Указ. соч. С. 92. 112 Ср.: Мф. 5,8. 113 Еф. 6,12. 114 Лк. 18,13. 115 Память 15/28 января. — Прим. перев. 116 Ин. 14,15. 117 Мф. 10,37. 118 Старец имеет в виду низкую скамеечку, которую некоторые святые отцы советуют использовать для умной молитвы. Иными словами, он говорит: «Понуждала ли себя эта девушка?» 119 Молитва на повечерии//Часослов. Москва, 1980. С. 213. 120 Прем. 15,13. 121 Деян. 4, 32. 122 Отец Порфирий редко употреблял слова «спасибо» и «пожалуйста» при обращении к монашествующим. Он предпочитал слова «простите» и «благословите». В данном случае он, вероятно, делает исключение, учитывая характер взаимоотношений в конкретном монашеском братстве. Но и в этом случае в слово «спасибо» он вкладывает смысл благодарности, обращенной к Богу. 123 Кириакон — главный храм скита, в котором скитская братия собирается на богослужения по воскресным дням и на праздники. — Прим. перев. 124 После сотен лет турецкого владычества и немецкой оккупации слова «турок» и «немец» приобрели в Греции отрицательный оттенок. — Прим. перев. 125 Ср.: Рим. 12,14. 126 Агия Румели — небольшой городок на юге Крита. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

6) Как достигнуть нерассеянности в молитве? — Несомненно убедившись, что Бог пред очами. Если тот, кто видит пред собою начальника, или настоятеля, и беседует с ним, не отвращает от него взора: то кольми паче молящийся Богу (с показанным убеждением) будет иметь ум, не уклоняющийся от Испытующего сердца и утробы, исполняя написанное: «воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» (1Тим. 2, 8). 310]. 7) Можно ли достигнуть нерассеянности во всем и во всякое время, — и как сего достигают? — Что сие возможно, показал тот, кто сказал: «очи мои выну ко Господу» (Пс. 24, 15), и: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15, 8). А как сие возможно, о том сказано выше. — именно же, — для сего не должно давать душе времени быть праздною от помышления о Боге и о Божиих делах и дарах, также от исповедания и благодарения за все. (Там же). 8) Какая это «клеть», в которую Господь повелевает войти молящемуся (Мф. 6, 6)? — «Клетию» обыкновенно называется пустая и отдельная храмина, в которую кладем, что хотим сохранить, или в которой можно скрыться. А силу заповеди объясняет самый предмет речи, потому что она обращена к страждущим недугом человекоугодия. Почему, если кого беспокоит сей недуг, то прекрасно он делает, устраняясь и уединяясь в молитве, пока не будет в состоянии приобрести навык не обращать внимания на похвалы людские, а взирать только на Бога, по примеру сказавшего: «се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему» (Пс. 122, 2). — Но если кто по благодати Божией чист от недуга сего, то нет ему надобности скрывать прекрасное; чему научая, сам Господь говорит: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрыя дела ваша, и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5, 16). Тот же смысл заповеди о милосердии и о посте, о которых говорится в томже месте, и вообще о всяком деле благочестия 355]. 9) Что значит: «пойте разумно» (Пс. 46, 8)? Что в рассуждении снедей ощущение качества каждой снеди, то в рассуждении слов Писания разумение. Ибо сказано: «гортань брашна вкушает», ум же (в славян. «ухо»; но и св. Златоуст читает: «ум».) «словеса рассуждает». Посему, если у кого душа так чувствительна к силе каждого слова, как вкус чувствителен к качеству каждой снеди; то он исполнил заповедь, которая говорит: «пойте разумно» (5, 356).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

53 Сочетание цитат из двух псалмов (аллюзия на Пс. 43:26, не замеченная «Bl», и параллель с Пс. 114:7) имеет здесь принципиальное значение. Анализ других толкований Оригена на эти псаломские стихи показывает, что „смирение в персть“ означало для него, прежде всего, принятие тела (оплотяневшими душами, ангелами или даже Христом в момент воплощения), а „отдохновение“ („покой“) — разрешение от тела или очищение души и возвращение ее в состояние ума (для ангелов или для людей, совершающих добродетельные поступки). См., например: «Ориген», Комм. Ин. I:121; XX, 225. 376; „О молитве“ II, 3 (рус. пер. с. 11); ПЦ VII, 50; Sel. in Gen. (PG 12, 136); Sel. in Ps. (Dub.) (PG 12, 1576. 1592); Fr. in Ps. 114 Ed. J. B. Pitra (Dub.); «св». Юстиниан», „Письмо к Мене“ (из „О началах“, 2); «св. Епифаний Кипрский», „Панарий“ LXIV, 4 (vol. 2, p. 412 Holl). 54 Ср. ПЦ II, 4. 55 Мк. 1:1—3 (ст. 2: ср. Мал. 3, 1 [Исх. 23:20]; ст. 3: Ис. 40:3 LXX). Синод. перевод следует textus receptus. Ср. Лопух. Толк. Библ. к Мк. 1:2—4. 56 Подразумеваются гностики, в первую очередь — Маркион. О полемике с последним в сочинениях Оригена см.: «Rius-Camps J». Orígenes y Marción. Carácter preferentemente antimarcionita del prefacio y del segundo ciclo del «Peri Archôn» Origeniana. Premier colloque international des études origéniennes. Bari, 1975. P. 297—312; «Spada C. A». Aspetti della polemica antimarcionita nel «Commento al Vangelo di Giovanni» Origeniana quinta. Historica — Text and Method — Biblica — Philosophica — Theologica — Origenism and Later Developments. Papers of the 5th International Origen Congress, Boston College, 14—18 August 1989 Ed. by R. J. Daly. Leuven, 1992. P. 85—91. 57 Мк. 16:15 «Bl». 58 Определение мира (космоса) как совокупности неба и земли — отголосок стоической философии (см. Co», p. 141—142, n. 24). 59 Комментарий к параграфам, посвященным анализу слова «начало», см.: «Früchtel E». " Arc» und das erste Buch des Johanneskommentars des Origenes Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Bd. 117. Berlin, 1976. S. 122—147.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3775...

Возражение 2. Далее, глосса на слова псалма: «От судов Твоих не уклоняюсь» ( Пс. 118, 102 ), говорит, что речь идет о «правиле жизни, которое Ты установил для меня». Но правило жизни относится к моральным предписаниям. Следовательно, судебные предписания не должно рассматривать как что-то отличное от моральных предписаний. Возражение 3. Далее, правда, похоже, является актом правосудности, согласно сказанному [в Писании]: «Суд возвратится к правде» ( Пс. 93, 15 ). Но акты правосудности, подобно актам других добродетелей, связаны с моральными предписаниями. Таким образом, моральные предписания включают в себя судебные предписания и, следовательно, последние не должно рассматривать отдельно. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Вот, предписания, обряды и законы» 122 (Вт 6, 1), где под «предписаниями» имеются в виду моральные предписания. Следовательно, помимо моральных и обрядовых предписаний существуют ещё и судебные предписания. Отвечаю: как уже было сказано (3), божественному закону надлежит определять людей друг к другу и к Богу. Далее, то и другое в общем виде относится к установлениям естественного закона, к которым относятся и установления моральных предписаний, которые, в свою очередь, получают свое определение в соответствии с божественным или человеческим законом, поскольку известные по природе начала как в созерцательных, так и в практических вопросах носят общий характер. Поэтому как определение универсального начала в отношении поклонения Божеству производится в соответствии с обрядовыми предписаниями, точно так же определение общих предписаний, согласно которым должно осуществляться человеческое правосудие, производится в соответствии с судебными предписаниями. Таким образом, в Старом Законе должно различать три вида предписаний, а именно «моральные» предписания, которые устанавливаются в соответствии с естественным законом, «обрядовые» предписания, которые являются определениями поклонения Божеству, и «судебные» предписания, которые являются определениями необходимого для людей правосудия. Поэтому апостол, сказав, что «закон свят», добавляет: «И заповедь свята и праведна и добра» ( Рим. 7, 12 ). При этом «праведна» сказано о судебных предписаниях, «свята» – об обрядовых предписаниях (поскольку слово «святой» применительно только к тому, что посвящено Богу), а «добра», то есть содействует добродетели, – о моральных предписаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

6:33). X. Достойны восхваления и прославления вы, ибо подчинили [еще] не воспитанный слух свой Христу таким образом, чтобы не был он порабощен суетным злословием [века сего], а очи свои вы воспитываете таким образом, чтобы не глядели они с вожделением на чужое богатство, а всегда устремлялись [лишь] к Богу [Единому]. И вместе с песнописцем Давидом вы [постоянно] восклицаете: К Тебе возведох очи мои, живущему на Небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны (Пс. 122:1—2). Непрестанно воздымая святые руки свои к Богу, вы обрели навык в чистых молитвах созерцать Его, чтобы руки ваши [никогда] не стали виновными в хищениях, воровстве или вражде. Ноги свои вы приучили шествовать к дому Божиему и ходить правыми путями в обители святых отцов, дабы они, пойдя по пути порока, не провалились бы в ямы [греха]. А о свободном обонянии своём вы имеете обыкновение возглашать Богу: «в воню мира Твоего течем» (Песн. 1:3). Вы и вкус свой приучили довольствоваться малым количеством еды и пития, и ради желудка не разыгрываете вы [ненужных] спектаклей, тем более что и преступление Адамово произошло посредством вкуса. Ко всему этому, вы еще облачаетесь в одежды скромные и строгие, являя [миру] истинный образ своего подвижничества. Приятнее вам [жесткая] циновка и святое покрывало, чистые от прегрешений, нежели чем роскошные и мягкие ложа, [запятнанные] грехом. Приятнее вам внимать [духовным назиданиям] о воскресении и Страшном Суде, нежели [услаждать себя звуками] флейт, кифар и суетных песен. Предпочтительнее для вас славная смерть [в младых летах], нежели долгая жизнь, проведённая в непристойной неге. XI. Поэтому блаженны вы, наипочтеннейшие! Достойны вы того, чтобы постоянно говорили о вас: блаженны, несущие воинскую службу единосущной Троице! Как гражданский человек не может обмануть воина, так и трусливые бесы не в силах ввести в заблуждение вашего благочестия. Ибо Бог, дающий вам дары [духовные], изрек: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью; и ничто не повредит вам» (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3891...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010