«Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь» (Пс.120:7). Тот, Кто не попускает тебе подвергаться даже малым неприятностям и до такой степени простирает Свое по­печение и промышление, конечно, еще более защитит тебя от всего другого. Великая печаль отступает и проходит от ма­новения Божия, чего у людей не может быть. Человек часто от одного зла избавил, а от другого — не мог, или и мог, но не хотел; а всемогущая и всесильная десница Божия, какое бы ни случилось бедствие, может прекратить его, может изба­вить и освободить тебя от всего. «Господь сохранит вход твой и исход твой, от ныне и до века» (Пс.120:8). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «пришествие твое» (πρσλευσιν). Видишь ли постоянную помощь везде, и при входе и при выходе? Что может сравниться с такою любовью, с таким человеколюбием? Этими словами пророк означает всю жизнь, потому что из этого слагается вся жизнь, из вхо­дов и выходов. Выражая это яснее, он присовокупляет: «от ныне и до века». Не на один день, говорит, не на два, на три, на десять, на двадцать, или на сто, но постоянно, чего у людей не бывает; у них великое непостоянство, частые перемены, внезапные перевороты, сегодня друг, завтра враг, сегодня помогает, завтра оставляет, и часто не только оставляет, но и начинает враждовать и строить козни злее всякого врага. Дела же Божии неизменны, постоянны, вечны, тверды, беско­нечны. Чтобы и нам удостоиться их, будем исполнять долж­ное с нашей стороны, и таким образом достигать великой безопасности и будущих благ о Христе Иисусе Господе на­шем, Которому слава во веки веков. Аминь. Пс.121:1. Песнь степеней. Я возвеселился, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень!».Лишения во время Вавилонского плена пробудили в иудеях пламенную любовь к храму и Иерусалиму. — «Строящийся Иерусалим подобен городу, которого здания соединены вместе» (Пс.121:3). — Слава Иеру­салима, как единственного места служения колен Израилевых Богу. — Цель этого установления. — Что зна­чит: «по откровению Израилю» (Пс.121:4)? — Слава Иерусалима, как сто­лицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ириней (в Толков. Псалт. Ч. 2. Стр. 608, 1823 г.), Carl Ehrt (в Abhasssungszert des Psalters Lpz 1869 S, 104) и др. 726 Что псалмопевец описывает современное ему состояние Иерусалима и совершаемых в нем празднований, – это признают и толкователи-рационалисты: Hitzig, Lengerke и др; но они, по обычному предубеждению своему против древности священных писаний, пользуются этим обстоятельством, чтобы отнести происхождение рассматриваемых псалмов к еще более позднему времени после-пленного периода, именно ко времени Симона Маккавея (143–135 пред Р.Хр.), когда Иерусалим, восставший уже из своих развалин, возобновленный и укрепленный отчасти при предшественнике Симона Ионафане (1Макк.10:10, 12:36–37), был еще больше укреплен (1Макк.13:10, 14:37) и, в соответствии 7 ст. 121 Пс., вероятно украшен внутри какими-нибудь великолепными чертогами, между тем как опасное положение от различных внешних врагов естественно вызвало у псалмопевца желание мира и благоденствия Иерусалиму ( Пс.121:6–8 ). Несообразность с этим временем упоминания о коленах народа Израильского (121:4), они обходят тем, что древнее разделение обетованной земли и тогда не было забыто, почему путешествовавшие в Иерусалим тогдашние обитатели древних уделов того или другого исчезнувшего уже колена, по месту их жительства могли быть названы коленами. Гораздо труднее придумать подобный обход для упоминания о престолах дома Давидова, потому что со времени отведения в плен престол дома Давидова не восстановляется более, а Зоровавель единственный после плена вождь Иудеев из рода Давидова и притом живший почти за 4 века до Симона Маккавея, не может быть назван восстановителем его, так как он никогда не присваивал себе царственной власти над возвратившимися из плена: почему для объяснения и устранения такой несообразности и эти толкователи, вместе с упоминаемыми выше, держатся здесь гипотезы воспоминания о прежних временах, допуская таким образом в одной и той же картине Иерусалима в Пс. 121 неестественное смешение образов настоящего созерцаемого и прошедшего воспоминаемого, не смотря на употребление в евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Вещественное небо не удовлетворяет толкователя как означаемого слова «небо» в Пс.122:1 («К Тебе я поднял очи мои, Живущему на небе»). В его словах слышится даже, пожалуй, насмешка над возможностью того, чтобы считать близость к телесному небу за благо (En. ps. 122.3, CSEL 95/3, p. 110). Горы из Пс.120:1 Августин толкует, опираясь на символику высоты, как символ людей, которым доступно понимание высоких божественных истин (En. ps. 120.4, CSEL 95/3, p. 60–61). Пс.127 , рисующий картину благополучной жизни праведника, чей стол окружен многочисленными сыновьями, Августин, вслед за другими латинскими толкователями (Иларий и Иероним), решительно отказывается понимать буквально. Такая картина, во-первых, противоречит высокому проявлению христианской праведности, которую Августин видит в подвиге девственников и девственниц, а во-вторых, самому положению вещей в падшем мире, где изобилие и многодетность выпадает далеко не всегда на долю достойных (En. ps. 127.1–3, CSEL. 95/3, p. 206–210). Отрицательный движитель толкования не всегда показывается толкователем и не всегда очевиден, но, как правило, его можно с большой уверенностью предположить. Так, например, «стрелы сильного острые с угольями опустошительными» из Пс.119:4 , символизирующие кары, уготованные для «уст неправедных и языка лукавого», аллегорически объясняются как слова Писания и примеры святых, с которыми нужно обращаться христианину к противникам духовного восхождения (En. ps. 119.5, CSEL, 95/3, p. 46). Такой ответ на козни врагов, конечно, более соответствует критерию caritas, чем если бы стрелы и угли были истолкованы как символ грозящих противникам кар. Наконец, удобно наблюдать в толкованиях на «Песни восхождения» и такие способы отыскания смысла, как обращение к параллельному месту Писания или восстановление прямого смысла из тропа. В качестве примера, сочетающего в себе тот и другой прием, можно привести стихи, в которых идет речь о строительстве Иерусалима или дома и которые Августин считает иносказаниями о созидании Церкви. При толковании Пс.121:3 («Иерусалим созидаемый как город, причастие которого к Нему Самому», согласно старолатинскому тексту – Hierusalem quae aedificatur ut ciuitas cuius participation eius in id ipsum) Августин прибегает к цитате 1Петр.2:5 , также использующей образ строительства (En. ps. 121.4, CSEL 95/5, p. 87).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1983. Vol. 37, no. 4. P. 279–289. Mettinger T. N. D. The riddle of resurrection: Dying and rising gods in the ancient Near East. Stockholm: Almqvist & Wiksell, 2001. P. 8. LXX: κριος φυλξει τν εσοδν σου κα τν ξοδν σου Vulg.: Dominus custodiat introitum tuum et exitum tuum. Некоторые исследователи выдвигают смелые гипотезы, что к Сиону шли вовсе не «паломники», а левиты, которые съезжались из родных мест в Иерусалим, чтобы нести в храме свою дневную и ночную стражу (Пс. 129:6). См., напр.: Willi T. Das Shir Hmlwt. Zion und der Sitz im Leben der “Aufstiegslieder” Psalm 120–134//Prophetie und Psalmen/Hg. B. Huwyler. Münster: Ugarit-Verlag, 2001. Р. 153–162. См., напр.: Limburg J. Psalm 121: A Psalm for Sojourners. P. 186. См. об этом: Klingbeil M. Yahweh Fighting from Heaven: God as Warrior and as God of Heaven in the Hebrew Psalter and Ancient Near Eastern Iconography. Freiburg, Schweiz: University Fribourg Switzerland, 1999. P. 127. Becking B. God-Talk for a Disillusioned Pilgrim in Psalm 121. P. 6. Ibid. P. 64–65. Употребленное апостолом Матфеем причастие σεληνιζομαι (Мф. 4:24, 17:15) происходит от слова σελνη — «луна». На наш взгляд, корректней обозначить неизвестную болезнь словом «лунатизм», чем интерпретировать ее как эпилепсию (см. англ. перевод Библии — New Revised Standard Version), ориентируясь на схожие клинические симптомы, устанавливаемые современной медициной. См. об этом: Lipinski E. Shemesh //Dictionary of deities and demons in the Bible/eds K. Van der Toorn, B. Becking, P. W. Van der Horst. Leiden: Brill, 1999. Р. 764. См. подробнее: Gordon C. H. Ugaritic Textbook Grammar, Texts in Transliteration, Cuneiform Selections, Glossary, Indices. Rome: Pontifical Biblical Institute, 1998. Р. 414. См. об этом: Gesenius W., Tregelles S. P. Gesenius’ Hebrew and Chaldee lexicon to the Old Testament Scriptures. Bellingham, WA: Logos Bible Software, 2003. Р. 367. См. об этом: Maré L. P. Psalm 121: Yahweh’s protection against mythological powers. P. 720. Kraus H.-J. A Continental Commentary: Psalms 60–150. Р. 430.   Источник: Пиковский И. В. Литургическое богословие 120 (121) псалма//Вопросы теологии. 2021. Т. 3, 2. С. 159-176 DOI: http://doi.org/10.21638/spbu28.2021.203 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

http://bogoslov.ru/article/6177544

Пара слов «выхождение» () и «вхождение» () могла описывать повседневную жизнедеятельность человека, трудные путешествия и военные походы (Втор. 28:6, 31:2; Нав. 14:11). Так, Давид с отрядами военнослужащих «выходил» из города и «входил» обратно после завершения военного похода (1 Цар. 29:6). Слова «выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера» (Пс. 103:23) предполагают, что рядовой фермер по завершении дневных сельхозработ к ужину вернется домой. Септуагинта и Вульгата устанавливают обратный порядок действий: сначала «вхождение», а затем «выхождение» . Логично предположить, что с позиции древних переводов местом, куда «входит» человек и затем «выходит» из него, был храм. Таким образом, если Масоретский текст и кумранская рукопись 11Q5Psa отражают «домашнее» прочтение псалма, то Септуагинта и Вульгата отражают его «храмовую» переинтерпретацию . Завершающие слова «отныне и вовек» (Пс. 120:8) могут пониматься в эсхатологической перспективе. Как Господь бодрствует без отдыха (Пс. 120:4), так и человека Он бережет постоянно, «отныне и вовек» (Пс. 120:8), или, как полагают некоторые, «в сем веке и в будущем» . 3.4. Яхве — Твердыня. В литературе древнего Ближнего Востока горы мыслились как места обитания богов . Сирийцы считали, что и Яхве () является «богом гор» (3 Цар. 20:28). По Пятикнижию и книгам Царств, горы ассоциировались с высотами, на которых располагались языческие капища (Лев. 26:30; Числ. 33:52; 3 Цар. 14:23, 22:43). Впоследствии «высоты» систематически уничтожал царь Езекия (4 Цар. 18:4, 22, 21:3). Вряд ли под «горами» в псалме 120 можно подразумевать какие-то разбросанные по Ханаану необитаемые вершины и ущелья, среди которых, как полагает Б. Бэкинг, селились хищные птицы и дикие животные (ср. Ис. 18:7, Иер. 50:6, Иез. 7:16) . Множественное число слова «горы» в псалме употреблено с определенным артиклем (), следовательно, речь идет о Сионе. Гора Божия, на которой обитал и царствовал Господь, в псалмах противопоставляется другим горам, на которых жили иные боги (Пс. 42:3, 67:16–18). Слово «Сион» упоминается в половине «песней восхождений» (Пс. 124, 125, 127, 128, 131, 132, 133). В них присутствуют намеки на поднимание глаз в сторону гор (образ молитвенного положения головы с надеждой получить что-то от Господа) или даже физический подъем на гору (Пс. 120:1, 121:3–4; ср. 3 Цар. 12:28, Ис. 2:3, Мф. 20:17 и Лк. 2:42), ибо с «гор Сионских» на Израиль снисходят благословение и жизнь (Пс. 127:5, 133:3).

http://bogoslov.ru/article/6177544

8-39) - повелении произвести перепись всего народа и последовавшем затем наказании (2 Цар 24. 1-25) (примечательно, что список героев в 1 Пар 11. 26-47 помещен в др. контекст и имеет после Урии еще 16 имен). Последние дни Д. были омрачены соперничеством 2 его сыновей за престолонаследование - Адонии, сына Аггифы (старшего из оставшихся в живых), и Соломона, сына Вирсавии. Адония, опираясь на поддержку военачальника Иоава и священника Авиафара, пытается провозгласить себя царем, но, благодаря вмешательству Вирсавии и прор. Нафана, Д. занял сторону Соломона, к-рого свящ. Садок и прор. Нафан спешно помазали на царство в Гионе (3 Цар 1. 1-40). Торжественное шествие Соломона в Иерусалим привело в испуг Адонию, он икал убежище в храме и, ухватившись за «роги жертвенника», просил прощения у Соломона, к-рый отпустил его «в дом свой» (3 Цар 1. 41-53). Заканчивается повествование о Д. завещанием и распоряжениями (3 Цар 2. 1-9), к-рые он оставил Соломону, кратким сообщением о погребении Д. в Иерусалиме - городе Д. и указанием срока его царствования (3 Цар 2. 10-11). Прот. Леонид Грилихес В других книгах Ветхого Завета Д. предстает не только как исторический персонаж, но и как образ идеального богоизбранного правителя, символ монархии, образец для подражания (напр., уже в 4 Цар 22. 2 говорится, что царь Иосия «ходил во всем путем Давида»). В кн. Ездры и Неемии Д. приписывается установление порядка пения хвалебных и благодарственных песней (1 Езд 3. 10; Неем 12. 24, 45, 46) и определение порядка служб в храме (2 Езд 1. 4, 15; 5. 57). Д. называется «человеком Божиим» (Неем 12. 36). В Псалтири имя Д. упоминается 12 раз. Он называется царем, помазанником, избранником, рабом Божиим, первенцем, с к-рым Бог заключил завет навеки (Пс 17. 51; 77. 70; 88. 4, 21, 27-28, 36, 50; 121. 5; 131. 1, 10, 11, 17; 143. 10). В Пс 17 Д. предстает как образец для подражания. «Ради Давида» возносится молитва к Богу (Пс 131. 10). Мн. псалмы связаны с обетованиями, данными Богом Д. (Пс 88. 4, 21, 36, 50). Особо выделяется мессианский Пс 2, в к-ром Д. прямо не упоминается, но где цитируется пророчество Нафана (2 Цар 7. 14; ср. Пс 88. 27). Кроме того, в евр. тексте Псалтири имя Д. фигурирует в надписании (титулах) псалмов 73 раза; в LXX - 84 раза (его именем надписан также Пс 151, к-рый призван подчеркнуть авторство Д. для всей Псалтири); в кумранских свитках именем Д. надписаны также Пс 33 (4QPsq; как в LXX), 104 (11QPsa fr. E I 6; как в LXX), 123 (11QPsa III 15; как в Пешитте).

http://pravenc.ru/text/168470.html

«По моему мнению, Псалмы 89105 играют роль «центра» в окончательной редакции еврейской Псалтири. Это собрание псалмов является «ответом» на вопрос, поставленным в Псалме 88 об очевидном расторжении Божьего завета с царем Давидом. Коротко суммирую данный ответ: (1) Яхве – это Царь; (2) Он был нашим «прибежищем» в прошлом, задолго до появления монархии (напр., в Моисеев период); (3) Он продолжит быть нашим прибежищем теперь, когда монархия низвергнута; (4) Блаженны те, кто доверяют ему!» 658 Хотя Книга 5 достаточно объемная (44 псалма), имеет сложную структуру и включает псалмы разнообразных жанров (Псалмы Давида 107109, 121, 123, 130, 132, 137144; «хвалебные псалмы» 110117, 134, 145150; «песни восхождения» 119133; и один великий псалом о торе, 118), она все также «обрамлена» псалмами Давида ( Пс.107109 – в начале пятой книги, Пс.137144 – в конце, и Пс. 145150 как кульминация всей Псалтири). Ныне плененные сыны народа Божьего должны подражать своему великому царю Давиду, Помазаннику Божьему, который всегда полагался на Божью верность (Псалом 106) и доверял Божьему закону ( Пс.118 ). «Псалом 144 является кульминацией пятой книги Псалтири, а последующие галлели ( Пс.145150 ) выражают идею, высказанную в последних словах Псалма 144 (стих 21)». 659 Таким образом, плененный народ Божий призывается к «размышлению» над Псалмами, как над «Торой» – законом Божьим ( Пс.1 и 118), чтобы стать «народом Книги»! Отныне они должны полагаться на Бога как на царя и прибежище, а не на человеческих князей, которые, безусловно, разочаруют. Последующие исследования Вилсона лишь развивали идеи его революционной диссертации. 660 Другие ученые, такие как Клинтон Маккан и Дэвид Говард, принимая основные тезисы Вилсона, либо развивали его идеи (Маккан), либо добавляли к ним более детальный анализ (Говард). 661 Ученые продолжают обсуждение этих тем и в новом тысячелетии. Структура Псалтирь состоит из пяти так называемых «книг» или сборников: Книга 1 (Псалмы 140); Книга 2 (Псалмы 4171); Книга 3 (Псалмы 7288); Книга 4 (Псалмы 89105); Книга 5 (Псалмы 106150). Каждая книга завершается славословием, а последняя, пятая книга, завершается целой серией хвалебных гимнов ( Пс.145150 ):

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

153 В подлинности их сомневаются. См.: Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1-я пол. С. 342–350 Уставы эти можно найти у него же Т. I. 1-я пол. С. 526–545 и в: Макарий. Ibid. Т. I С. 281–284. Прилож. 8; Т. II. С. 377 и след. Прилож. 18. 154 Голубинский Е. Е. сомневается в ее подлинности. См.: Ibid. Т. I. 1-я пол. С. 370, 535. Грамота эта отпечатана в: Макарий. Ibid. Т. II. С. 380 и след. Прилож. 14. 156 Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: В 12т. СПб., 1846–1875. Т. I. 4. С. 5 и след. 157 Остальные канонические произведения будут указаны в тех отделах и параграфах, к которым они по содержанию подходят. 158 О церковном законодательстве см.: Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1-я пол. С. 342–356, 364–373; Макарий. Ibid. Т. I. С. 150–190; Т. II. С. 257–281; Т. III. С. 240–241; Мысовский. Ibid.//ПС. 1862. Ч. I-III. 180 См.: Поучение митрополита Кирилла//Востоков А. X. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 281. 184 О средствах содержания духовенства см.: Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I, 1-я пол. С. 422-.450; Макарий. Ibid. Т. I. С. 191–197; Т. II. С. 291, 292; Т. III. С. 256, 257; Соколов Н. (К. О духовенстве в древней Руси//ПТСО. 1860. Ч. XIX. С. 617–627. 187 О влиянии духовенства на древнее русское законодательство см.: Калачев Н. В. О значении Кормчей в системе древнерусского права//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1847. 3. Отд. 1. С. 1–128. 189 Макарий. Ibid. Т. II. С. 285–291; Т. III. С. 244–255; Соколов Н. К. О духовенстве в древней Руси//ПТСО. 1860. Ч. XIX. С. 628–636. 190 Новгородская летопись//ПСРЛ. Т. I. C. 78. Подобное см. об Ефреме Переяславском в: ПСРЛ. Т. I. C. 89. 194 Пособиями при изучении этой главы могут служить: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. 1-я пол. С. 580–787 (о состоянии просвещения); Т. I. 2-я пол. С. 685–689 (об еретиках): Т. I. 1-я пол. С. 70, 71, 89, 90, 186–193, 482–495; Т. II. С. 689–718 (о сношениях с латинянами и латинской пропаганде); Макарий. История Русской Церкви. Т. I. C. 111–150: Т. II. С. 104–211; Т. III. С. 122–220 (о просвещении): Т. 1. С. 231–252: Т. II. С. 317–323; Т. III С. 281–296 (о латинской пропаганде): Попов А. Н. Историко-литературный обзор древне-русских полемических сочинений против латинян (XI-XV в.). М.. 1875; Павлов А. С. Критические опыты по истории древней греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878; Списывание книг в древние времена России//ПС. 1862г. Ч. I. C. 131–171; О способах духовного просвещения древней России вне училищ//ПС. 1858. Ч. I. С. 87–121, 262–296; Порфирьев И. Я. О чтении книг (о почитании книжном) в древние времена России//ПС. 1858. Ч. 1. С. II. C. 173 и след.; Обзор русских летописей в содержании и характере их, преимущественно церковно-историческом//ПС. 1860. Ч. I, II; Взгляд древне-русских летописцев на события мира//ПС. 1859. Ч. II. С. 45, 414 и след.; Смесь христианства с язычеством и ересями в древне-русских сказаниях//ПС. 1861. Ч. I. С. 241 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

На миниатюрах: (рис. 114) фантастическое же представление Ада в виде чудовищного животного, со связанным сатаною посредине, и с Адамом и Еввою по обе стороны. Все вместе ласкает взор, как Помпеянская арабеска. К Пс. 4 . (рис. 115) Три 112. Миниатюра из старопечатной Псалтыри 1633 г. 113. Из Псалтыри 1633 г. Отрока в пещи, вполне согласно с изображениями на лучших миниатюрах древнейшего Византийского стиля. К 7-й песне св. Отроков. (рис. 116) Авраам, Исаак и Иаков восседают на лавице, с душами праведных в лоне и позади их, тоже согласно с древнейшими представлениями. К Пс. 22 . (рис. 117) Враги ведут в плен пленников. Идущий напоминает Татарина, но в идеализированном костюме. К Пс. 77 . 114–117. Из Псалтыри 1633 г. Далее, (рис. 118), а) Давид, попирающий врагов. К Пс. 17 . Иконописной симметрии придано здесь некоторое изящество, как это можно видеть из сравнения с изображением того же предмета, приложенным из рукописи 1485 г. в статье о Визанийской и древнерусской Символике. б) (рис. 119) Замечательна по своему 118–120. Изъ Псалтыри 1633 г. изяществу группа низвергаемых ангелом в пропасть. К Пс. 72 . в) (рис. 120). Миниатюра, к Пс. 9 , с ангелом хранителем вверху, с двумя фигурами внизу, которых наущают бесенята, и со зданием в середине, из которого бесы тянут людей крюками, по своей смелости и изяществу ясно свидетельствует о влиянии западном на иллюминатора, украшавшего миниатюрами Псалтырь 1633 г. На рис. 121, для сравнения с миниатюрой под лит. в, на 2-м листе, прилагается подобное же изображение из видения Феодоры по рукописному житию Василия Нового XVII, в библиотеке г. Забелина, в 4-ку. Ангел приносит душу Феодоры к самому Аврааму. На рис. 122, для сравнения с миниатюрой под лит. г, на 2-м листе, прилагается подобная же сцена пленения, из рукописного Сборника XVII в., принадлежащего мне, в 4-ку. На рис. 123, для сравнения с этими обеими миниатюрами предлагается изображение того, как «Христиане начаша дань даяти поганым Татарам» из Жития Евфросинии Суздальской, по рук. XVIII в. в лист, в библиотеке графа Уварова, 106 (Царск. 95), лист 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

114. Ин 1:26 и Мф. 3:11. 115. Ср. Мф. 11:2–3. 116. Ср. Пс. 71:6. 117. Ис. 7:14. 118. Проводится параллель между двенадцатью сыновьями Иакова и двенадцатью апостолами. 119. Пс. 44:17. 120. Ис. 35:5. 121. Ср. Пс. 40:10 122. Ср. Зах. 11:12. 123. Иер. 11:19. 124. Пс. 87:7. 125. Мф. 26:23. 126. Ср. Ин. 13:4–14. 127. Мф. 26:23. 128. Ср. Мф. 26:38. Синодальный перевод: «Душа моя скорбит смертельно». 129. Ср. Мф. 9:17. 130. Ср. Лк. 9:1–7. 131. Ср. Лк. 8:27–32. 132. Ср. Мф. 9:20–22. 133. Ср. Мф. 15:22–28. 134. Ср. Мф. 8:24–27. 135. Ср. Мф. 9:9. 136. Мф. 26:48–50. 137. Имеется в виду эпизод на пиру у фарисея. См. Лк. 7:35–50. 138. Ср. Мф. 27:51–53. 139. Один из ангельских чинов. 140. Пс. 23:7,9. 141. Мф. 26:39, 42. 142. Пс. 106:16. 143. Ос. 13:14. 144. Ср. Пс. 46:2–4. 145. Образное наименование Иерусалима. 146. В апокрифических легендах говорится, что Нил вытекает из рая. 147. Лот – библейский персонаж, племянник патриарха Авраама, житель города Содома, который Бог решил сжечь в наказание за грехи людей. Праведного Лота, его жену и двух дочерей ангелы вывели из обреченного города. Во время бегства жена обернулась и посмотрела на горящий город, и была обращена в соляной столп. Лот спасся с дочерьми в пещере. Грех его заключался в том, что он, находясь в опьянении, овладел собственными дочерьми. Старшая родила Моава, родоначальника племени моавитян, а младшая Амона – родоначальника аммонитян (Быт. 19:2–30). Сюжет о том, как Лот вырастил из головней дерево во искупление своего греха – апокрифический. 148. В Библии сказано, что Авраам просил Бога пощадить Содом и Гоморру, если в них найдется хоть десять праведников (Быт. 18:20–33;19:15–38). Суд Авраама над Лотом – апокриф. 149. По-видимому, это место в пустыне Сур на восточном берегу Красного мря. Есть предположение, что речь идет о минеральном источнике Говаре, находящемся на пути от Айют-Муза к Синаю. 150. Сатанаил – сатана, противник, злой дух, дьявол. Но в апокрифах он выступает как падший ангел, восставший на своего создателя Бога. С ним борется обычно не Бог, а архангел Михаил.

http://predanie.ru/book/220871-apokrify-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010