Беседа 31 на псалом 121 86 Пс.121:1 .  Песнь степеней. Я возвеселился, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень!». Лишения во время Вавилонского плена пробудили в иудеях пламенную любовь к храму и Иерусалиму. – «Строящийся Иерусалим подобен городу, которого здания соединены вместе» ( Пс.121:3 ). – Слава Иеру­салима, как единственного места служения колен Израилевых Богу. – Цель этого установления. – Что зна­чит: «по откровению Израилю» ( Пс.121:4 )? – Слава Иерусалима, как сто­лицы. – «Молите же о мире Иерусалиму... Да будет мир в силе твоей» ( Пс.121:6–7 ). – Молитва о благоденствии Иерусалима для славы Божией. 1. А теперь многие даже огорчились бы при таком при­глашении. Если кто пригласит идти на конские ристалища или на зрелища беззакония, то стекаются многие; а в дом молитвы немногие идут без лености. Но не так было с иудеями. Что может быть прискорбнее, когда христиане оказываются беспеч­нее иудеев? Отчего же они сделались такими? Опять повто­ряю: от плена они сделались лучшими. Те, которые прежде гнушались и избегали храма и слушания изречений божествен­ных, ходили на горы, в рощи и дубравы, и предавались ве­ликому нечестию, теперь оставили пристрастие к суеверию, с радостью внемлют этому призыву, пробуждаются, восстают и восхищаются в душе своей. Они страдали голодом и жаждою, не «голод хлеба, не жажду воды, но но жажду слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ), и, испытав такое наказание, с большим жела­нием стремятся к тому, от чего прежде отступили. Они обни­мают самый помост (Сиона) и говорят: «ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют» ( Пс.101:15 ); еще: «когда приду и явлюсь лицу Божию?» ( Пс.41:3 ); еще: «буду воспоминать о Тебе от земли Иорданской и Ермониимской, от горы Малой» ( Пс.41:7 ); и еще: «вспоминал и изливал пред собою душу мою» ( Пс.41:5 ). Что, скажи мне, «вспоминал» ты? " Как пройду я к месту селения дивного, до дома Божия» ( Пс.41:5 ), т.е. что я приду к этим ликам, этим торжественным собраниям, этому богослужению. «Стояли ноги наши во дворах твоих, Иерусалим» ( Пс.121:2 ). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «я возвеселился, когда сказали мне: в дом Го­сподень мы пришли; стали ноги наши во дворах твоих, Иерусалим» ( επντων μοι: η λθομεν… στησαν). Видишь ли чрезмерную радость? Как бы уже получив желаемое, они радовались самому призванию и с великою любовью обнимали дом молитвы и город.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 55 на псалом 145 121 Пс.145:1–2 .  Аллилуия. Аггея и Захарии. Хвали, душа моя, Господа. Восхвалю Господа в жизни моей; буду петь Богу моему, пока существую. Что значит: «в коих нет спасения» ( Пс.145:3 )? – Нельзя полагаться на людей, особенно на началь­ников. – Совет псалмопевца потомкам Иакова – искать помощи у Бога отцов, избавляющего от таких бед­ствий, которые выше сил человека. – «И путь грешных погубит» ( Пс.145:9 ). 1. Пророк начинает этот псалом тем, чем кончил предыдущий, – хвалою и славословием. Это не мало способствует очищению души. «Хвалою» же, как я неоднократно говорил, он называет прославление посредством дел, как и Христос говорит: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ); также и Павел: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» ( 1Кор.6:20 ). И как в предыду­щем псалме пророк говорил: «всякий день буду благословлять Тебя» ( Пс.144:2 ), так и здесь: «буду петь Богу моему, пока существую». По­том, опять желая сделать других людей участниками в сла­вословии, он начинает повествовать о человеколюбии Божием, горя и пламенея любовью, обозревая всю вселенную, приглашая всех в хор свой. Действительно, и это составляет великую хвалу и величайшую славу для Бога, когда Он призывает многих быть участниками Его спасения. «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения» ( Пс.145:3 ). Другой пе­реводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «на того, кто не может спасти» ( τω μ χοντι σωσαι). Пусть выслушают это увещание и совет те, которые надеются на человеческое покровительство, непрочное и неверное. Что зна­чит: «в коих нет спасения»? Они, говорит, не властны в своем собственном спасении, не могут покровительствовать даже самим себе; когда придет кончина, они будут лежать безгласнее камней. Это означают последующие слова: «выйдет дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день погибнут все за мыслы его» ( Пс.145:4 ). Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «предположения его» ( προθσις). Смысл этих слов следующий: кто не может защитить самого себя, тот, как может спасать других? Нет ничего слабее и не­надежнее такой надежды. Это показывают сами дела. Павел, беседуя о надежде на Бога, сказал: «а надежда не постыжает» ( Рим.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Рассуждение тридцать третье. О радости § I Радость есть приятное движение сердца по причине настоящего добра, которое сердце чувствует и приемлет; или есть часть любви, которая состоит в усердии, желании, и чувствии удовольствия. § II Радость Божия означает 1) благодатное благоволение в верных своих, как пишется: яко обратится Господь Бог твой возвеселитися о тебе во благих, якоже возвеселися о отцех твоих ( Втор.30:9 ); или как говорит Исаия: и будет якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе ( Ис.62:5 ). И на другом месте: и возвеселюся о Иерусалиме, и возрадуюся о людех моих ( Ис.65:19 ). 2) Радость о кающемся грешнике: радость будет на небеси о едином грешнице кающемся ( Лк.15:7 ). § III Радость в человеке есть или естественная, или духовная. Естественная, когда человек радуется в счастье. Духовная бывает или в получении от Бога духовных добр в сей жизни, или в надежде будущих. О сей радости говорит Давид: возвеселиши его радостию с лицем твоим ( Пс.20:7 ). § IV Причина действующая духовной радости есть Дух Святый: и да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются ( Пс.5:12 ). Ибо Он чрез слово показует нам добра Небесные, сердце истинною верою упоевает, вера истинные добра подаваемые объемлет, а полученные оные добра производят в сердце радость. Посему-то Павел называет радость плодом Святаго Духа: плод духовный есть любы, радость ( Гал.5:22 ). Как естественный свет производит собою теплоту, так свет Святаго Духа производит в душах благочестивых веселье и радость. § V Причины, производящие в нас радость: 1) Божие присутствие; ибо Бог есть море, в котором погружаются наши сетования, как малая искра в Океане. Бог есть Источник всякой радости; в Нём радуются праведные, как говорит Давид: душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении его ( Пс.34:9 ). 2) Надежда избавления от Вавилона греховного, о коем говорится у Исаии: изыди от Вавилона, бежай от халдеев, глас радости возвестите, даже до последних земли; глаголите: избави Господь раба своего Иакова ( Ис.48:20 ). 3) Сообщество с Ангелами на Небесах: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех ( Лк.10:20 ). 4) Просвещение и оправдание: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя ( Ис.61:10 ). 5) Богопочитание производит в благочестивых радость. Так Давид говорит: возвеселихся о рекших мне, в дом Господень пойдем ( Пс.121:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Глава 20 1–28. Союзная война моавитян, аммонитян и идумеев против Иосафата и счастливое для последнего ее окончание. 29–37. Продолжительность, благочестие и слава царствования Иосафата; новый ошибочный союз его с домом Ахава и пророческое обличении ему. 2Пар.20:1 .  После сего Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Моанитской, пошли войною на Иосафата. 2Пар.20:2 .  И пришли, и донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди. Описываемый здесь поход Иосафата некоторые исследователи (например, Гезениус) отождествляли с рассказываемым в 4Цар.3 союзным походом Иосафата вместе с Иорамом и царем едомским против моавитян. Но, при некоторых чертах сходства обоих рассказов, каждый из них имеет и свои отличительные черты, не позволяющие отождествлять их. Здесь, таким образом, надо видеть самостоятельный факт, не отмеченный в книгах Царств. Указание на него не без основания находят в псалме ( Пс.82 ) (евр. 83), где стихи ( Пс.82:7–9 ) так же как во ( 2Пар.20:1 ), в числе врагов, ополчившихся против народа Божьего, называются Моав, Аммон, Едом, а также в псалме ( Пс.47:4–7 ) (евр. 48), где также можно видеть указания на победу Иосафата над союзниками (см. у Н. И. Троицкого , «Псалтирь. Последовательное изъяснение славянского текста», Тула, 1904, с. 226–227). Союзные силы, предпринявшие поход против Иосафата (ст. 1), состояли из моавитян, аммонитян (ст. 1), обитателей Сеира, т.е. идумеев (ст. 10–23), и «некоторых из страны Моанитской» (ст. 1). Последнее выражение в еврейском, в Vulgata и славянском текстах читается: некоторые из аммонитян (евр.: Mehaammonim, Vulgata: de Ammoniis, слав.: «от аммонитов»), что не дает удовлетворительного смысла: об аммонитянах есть упоминание ранее в том же стихе. LXX передают: κ τν Μιναων (впрочем, в кодексах 44, 74, 106, 120, 121, 134, 234: κ τν μμαντων). Минеями назывались жители округа Маон, находившегося в южной части удела Иудина колена, к юго-востоку от Хеврона ( ( Нав.15:55 ; 1Цар.23:25,25:2 ); «Толковая Библия», т. II, с. 98, 285 и 287; Onomasticon, 696). В этом округе оставались еще потомки прежних обитателей, которые, при случае, возмутились против покоривших их иудеев. Признавая, таким образом, правильность чтения LXX, а также русского синодального перевода – «из страны Моанитской», разницу между ними и еврейско-масорецком тексте, можно объяснить из перестановки одной евр. буквы: и (см. у проф. Гуляева, с. 540–541; Ср. Fr. Böttcher, «Neue exegetisch-kritische Aehrenlese zum Alten Testamente», 1865, s. 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 128 Многие боролись с Израилем, но не одолели его: Господь уничтожал врагов, как сорную траву. Песнь степеней или восхождении (см. Пс.119 ). 1–4. Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль: множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя. На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Господь праведен ссече выя грешников. При воспоминании своей продолжительной исторической жизни и при обозрении всех дивных дел промысла Божия в течение оной, пусть народ Израильский, с глубоким чувством благодарности к Богу, скажет: «Да, многократно боролись со мною и многие враги, – от юности моей, т. е. с первых лет собственно народной жизни, – многократно, ибо не могли одолеть меня, т. е. хотя и возобновляли борьбу много и много раз, но не преодолели окончательно... На хребте моем делаша грешницы, – порабощали меня, заставляли меня работать как вьючное животное: продолжали беззаконие свое, – с таким насилием продолжительно держали в тяжком рабстве... «Но Господь праведен, – Он не терпел безнаказанно такого беззакония – насилия, – Он посекал выи тех грешников, кои налагали столь тяжелое ярмо рабства на шеи Его народа, т. е. за это и Он мечом истреблял поработителей его. 5–8. Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона: да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше: еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй: и не реша мимоходяищи: благословение Господне на вы, благословихом вы во имя Господне. Все ненавидящие Сион и враждебно нападающие на него да постыдятся – не одолеют его! и – возвратятся вспять, – в сознании своего совершенного бессилия, пусть со стыдом и позором возвратятся обратно в свою неприятельскую землю! – в сознании, что Сион, как город Божий, свят и необорим... ( Пс.45 ; Пс.121:3,6–7 ). – Враги Сиона да будут как трава на здех – на кровлях зданий, которая прежде восторжения, – прежде, чем ее исторгнуть – вырвут, засыхает, т. е. ещё стоя на кровле и на корне. Ею, этой травой, жнец не наполняет своей руки, и не наполняет недра своего – своей пазухи – тот, кто собирает рукояти, т. е. кто вяжет снопы, – так, как наполняет свою пазуху тот, кто собирает колосья зрелой пшеницы: ибо такая трава, засыхающая еще на корню, быстро превращается в прах, и с кровлей, где она стояла, быстро сносится ветром и бесследно разносится во все стороны... И проходящии мимо тех зданий, где росла та трава, не скажут: благословение Господне на вас или благословляем мы вас во имя Господне; наоборот, прах, в который превратилась та трава, есть видимый образ проклятия тех домов, кои были покрыты оным...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Изъяснение псалма 121-го. «Песнь степеней». Изложенные пред сим псалмы Пророк приспособил к погруженным в скорбь; псалом же, который теперь у нас в руках, приспособляет к получившим уже добрую весть о возвращении и вступившим в вожделенный путь; потому что, радуясь и ликуя, говорят друг другу: Пс.121:1 .   Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень». «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем». Это – голос благочестия; потому что восхищаются и радуются не тому, что возвратят себе домы свои, но тому, что увидят дом Божий. Пс.121:2 .   Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим. «Стояще бяху ноги наша во дворех твоих Иерусалиме». Нам представляется, говорят они, что стоим уже в оных святых дворах, и совершаем божественныя службы. Пс.121:3 .   Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно. «Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе». А Симмах перевел так: Иерусалим созидаемый, как город имеющий единство; потому что теперь он пуст, имеет разсеянные домы, но снова процветет, будет непрерывно застроен, и восприимет прежния ограды. Пс.121:4 .   Куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. «Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню». При Ровоаме колена разделились, и десять отпали от Давидова царства; по возвращении же стало одно правление, и все стекались в Иерусалим, по закону Божию совершать Богу обычное служение. Посему Пророк предвозвещает здесь, что колена восприимут прежнее единодушие, и будут стекаться в Иерусалим, по обычаю песнословить Бога. «Свидением» же Пророк назвал Божий закон, ясно повелевающий Израилю собираться на месте, которое «изберет Господь Бог» ( Втор. 12, 5 ). Пс.121:5 .   Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова. «Яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове». Предвозвестив божественное, предвозвещает и человеческое. Поскольку в Иерусалиме построен был не только храм Божий, но и царский дом, и туда сходились все решать дела сомнительныя; то Пророк по необходимости предрек и сие, а именно, что не в Самарию пойдут десять колен, но, как при Давиде имели непременное судилище в Иерусалиме, так и по возвращении там будут все собираться.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Монах и монашество Что такое монах? Монах есть исполнитель всех заповедей Божиих. А все заповеди сводятся к двум: 1) Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею... 2) и ближнего твоего, как самого себя ( Лк.10:27 ). Эти две заповеди совмещают в себе весь закон и заповеди Божии. Ангелы на небесах в любви. Вся жизнь монаха должна быть – любовь. Всякий монах, терпящий всё благодушно, имеет мученический венец. Внешнее монашество – это упражнение в подвигах: пост, бдение; сюда же относится исправное по внешности посещение церковных служб, трезвенность 3 и прочее. А внутреннее монашество – это борьба со страстями, очищение сердца. Через какие горнила приходится проходить монаху на иноческом пути с начала и до конца! Вот тут-то и нужна молитва Иисусова, и без неё ни одна душа не выдержит. Монах всё время должен быть как бы в муках рождения, пока не придёт в меру возраста совершения Христова. А пока ещё жив наш ветхий человек 4 , он и даёт себя знать всякими страстями, тоской, унынием, и что теперь для такого человека тягостно, то впоследствии будет для него великим утешением, например, хождение к службам. Тогда применимо будет к такому человеку псаломское слово: Возрадовался я, когда сказали мне: «Пойдём в дом Господень» ( Пс.121:1 ). Тогда уже в нём будет всё исполнено светом и радованием о Господе. Монашество есть внешнее и внутреннее. Миновать внешнее нельзя, но удовлетвориться им одним тоже нельзя. Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни паши – ничего не вырастет, если ничего не посеешь. Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено – молитва Иисусова, которая освещает всю внутреннюю жизнь монаха, даёт ему силу в борьбе; в особенности она необходима при перенесении скорбей, искушений... Монашество – есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество даёт ключ к внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство – на небе, в будущей жизни, но нижняя ступень его – на земле. В той жизни оно только продолжается.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Псалом 121 Иерусалим – город правосудия, мира и благоденствия. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–2. Возвеслихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Стоящя бяху ноги нашя во дворех твоих, Иерусалиме. Возрадовался я о рекших мне, иначе – когда сказали мне: «пойдем в дом Господень, во храм. – Радость эта всегда должна быть велика, и понятна: в доме Господа, благочестивый израильтянин! изливал всю свою душу пред! Богом, просил и получал от Него милости, нередко велики, а иногда и чрезвычайные. Такова особенная милость Божия – дарование детей: так, благочестивой Анне Господь дал сына, знаменитого пророка Самуила и пр. – Здесь же великая являлась радость и при созерцании торжественного богослужения в присутствии громадного множества посетителей – поклонников из числа всех колен народа Израильского (ст. 4). – И вот, говорит псалмопевец, наши ноги остановились во дворах твоих, Иерусалим! т. е. мы пришли, – достигли цели, мы полны чувством живейшей священной радости, ибо мы уже стоим в Иерусалиме, даже во дворах дома Божия – храма!.. 3–5. Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе. Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню: яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове. Иерусалим зиждемый как град, – выстроен, как город, т. е. основан на вершине горы Сиона и обнесен крепкими стенами, который защищаются столбо-образными башнями (ст. 7). – Ему же причастие его вкупе, – в нем, Иерусалиме, как городе, причастье его – места жительства в нем вкупе, точнее – одно при другом, т. е. тесно сплочены, как бы слиты в одно. Город, со своими многочисленными зданиями, тесно примыкавшими одно к другому, замкнутый одной высокой стеной, переполненный жителями, представлял собою как бы один громадный дом с миогочисленным семейством. – Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, – и наши ноги пришли сюда, в Иерусалим, и остановились во вратах его (ст. 2), ибо сюда восходят все колена народа Израильского, ибо они суть колена Господни, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

На протяжении веков в канун Преображения многие монахи покидают Великую Лавру с животными, нагруженными провизией, облачениями, священными сосудами, и поднимаются к вершине Афона на высоту 2033 метров, выше облаков, где находится маленькая часовня Преображения Господня. Вечером следующего дня здесь будут служить всенощное бдение по уставу, подобному уставам других монастырей Святой Горы. Постепенно поднимаясь в гору, как некогда апостолы “на гору высокую” (Мф. 17:1), они поют предпраздничные песнопения в ритм позвякивающих на мулах колокольчиков: “Придите совзойдем с Иисусом, поднимающимся на гору святую”.      По дороге из других частей Афона к ним присоединяются и паломники разных национальностей. Образовавшаяся процессия напоминает евреев, собравшихся со всех уголков Палестины вместе с новообращенными, чтобы праздновать в доме Господнем на Сионе (2 Пар. 30:25), “куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне” (Пс. 121:4). Этой “святой вершине”, часто покрытой чистейшим снегом, то отражающей лучи солнца, то окутанной облаками, было суждено стать “Горой света”, ведь древнее слово “aithon” означает “огненный, сияющий, сверкающий”. Эта вершина занимает особое место в сердцах святогорцев. Они видят в ней ось земли, соединяющую небо и землю, некий столб, по которому молитвы поднимаются к Богу, некое подножие престола Божьего, избранное жилище Всецарицы, “Матери света”. Бесчисленные иконы и фрески изображают Богородицу на Небесах на заснеженной вершине горы Афон, покрывающую мир Своим Мафорием, “святым покровом” своей молитвы. Кроме того, согласно незыблемой древней традиции, монахи время от времени поднимаются сюда, чтобы помолиться ближе к небу и получить от Бога ответ в важные моменты своей жизни. Именно здесь в X веке, в день Преображения, ктитор Иверского монастыря, преподобный Евфимий, увидел Божественный свет, блистающий, словно горящий огонь, в час, когда он служил литургию: “Внезапно повсюду просиял ярчайший свет, и земля содрогнулась. Все пали ниц, и один лишь блаженный Евфимий стоял, подобный столпу огня, оставаясь недвижимым перед святым жертвенником”.

http://pravoslavie.ru/96303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ [греч. κυριακ το στου], одна из подготовительных недель (воскресений) перед Великим постом , между неделями мытаря и фарисея и мясопустной . В силу того, что Великий пост каждый год начинается в разное время, Б. с. н. приходится на период с 18 янв. по 22 февр. (ст. ст.). Название недели происходит от евангельской притчи о блудном сыне (Лк 15. 11-32), к-рая читается в этот день на литургии. Как особая память церковного года Б. с. н. впервые появилась в древнем иерусалимском богослужении не ранее VI в. В V в. иерусалимский лекционарий еще не содержал особых чтений для великопостных воскресений, что видно из его арм. перевода ( Renoux A. Le Codex Armenien Jerusalem 121//PO. T. 163, 168). По крайней мере с VII в. чтение притчи о блудном сыне закрепляется за 3-м воскресеньем Великого поста (по совр. нумерации это 2-я неделя поста, посвященная свт. Григорию Паламе), что отражено в груз. переводе иерусалимского лекционария, где в 3-ю неделю на литургии указаны прокимен 4-го гласа из Пс 54, чтения Притч 25. 2-15, Ис 45. 22-25 и Рим 12. 6-16, аллилуиарий 1-го гласа со стихом Пс 1. 1, Евангелие Лк 15. 11-32, начальные слова песни на умовение рук (песнопение иерусалимской литургии ап. Иакова, не имеющее параллели в к-польском чине литургии) 2-го гласа: «Раскаялся в дерзости моей», начальные слова песни на перенесение Даров (это песнопение на литургии ап. Иакова в отличие от к-польской литургии свт. Иоанна Златоуста было изменяемым): «    » и молитва отпуста «Дар Отца» ( Кекелидзе. Канонарь. С. 59; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 65-66. [Pars. 2.] P. 57). В груз. Иадгари IX-X вв. (приложение к лекционарию) тропарь выписан полностью: «Раскаялся в дерзости моей, Господи, как блудный сын...» ( Метревели. С. 123). Греч. оригинал этого текста неизвестен, но он, безусловно, существовал, поскольку в Триодях из собрания РНБ - Шафариковой (F. п. I 74, XII в.), Орбельской (F. п. I 102, XIII в.) и Погодинской (Погод. 40, XIII в.) - сохранился и слав. перевод (стихира «Раскаися о злобе моей, Господи» - Карабинов. С. 175). Следует отметить, что, т. о., в раннем иерусалимском богослужении Б. с. н. еще была одним из воскресений Великого поста, но не подготовительного к посту цикла, к-рый начинался только с мясопустной недели ( Кекелидзе. Канонарь. С. 56; Метревели. С. 99).

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010