В тех слово Божие пребывает как на небе, в которых оно не нарушается ни гневом, ни похотию, ни лукавством, ни человекоугодием ». Пс.118:90. В род и род истина Твоя; основал еси землю, и пребывает    После указания неотступности неба от велений Божиих следовало бы указывать неотступность от тех же велений и земли; но пророк вставляет в среду (средину) одно крайне знаменательное изречение: «в род и род истина Твоя». С какою мыслию?    Можно слова эти поставлять в соотношение с предыдущим стихом: против «во век» станет — «в род и род», а «истина Твоя» будет стоять против — «слово Твое». В таком случае они будут служить объяснением того стиха. И «истина Твоя» будет означать те же непреложные законы бытия неба, какие выражаются и словом: «слово Твое..». Смотрю на небо, и оно внушает мне, что слово Твое вовек пребывает; то же видел и предшествующий нам род, и запредшествующий. Из рода в род переходит истина непреложности учрежденных Тобою порядков на небе.    Но можно полагать, что в словах этих содержится нравственное приложение всего сказанного в первых трех стихах этого восьмистишия (89 — 91) о неизменности порядков мира физического. Указал он эту неизменность на небе, укажет и на земле: «основал ecu землю и пребывает». «Учинением Твоим пребывает день». Следовало бы потом приложить: так в мире вещественном, но не иначе деется и в мире нравственном; и здесь — «в род и род» пребывает «истина» Божия. Рассудил же пророк поместить это не в конце, а выше, чтоб эту, по высоте небесной, высокую истину не отдалять от указания неизменности порядков Божиих на небе. Таким образом, пророк учит, что как в мире видимом неизменны положенные Богом законы бытия, так и в мире нравственном в род и род пребывает истина Божия. Какая же это истина? — И та, о которой всем поведают небеса, что есть Бог, Творец, Вседержитель, Промыслитель и Судия вселенной. Которому разумные твари должны угождать верным следованием законам, положенным в совести. Эта истина всеми исповедуется; во всяком роде и роде она заправляет главным образом жизнию народов, и нет силы, которая могла бы заглушить голос ее. Она пребывает в род и род и пребудет во все роды и веки веков. И особенно та истина, которая сообщена людям чрез Откровение. Бог открывал волю Свою Адаму, Ною, патриархам — родоначальникам избранного народа, особенно же Моисею на Синае. Но и после него не переставал Он вразумлять народ Свой чрез святых мужей, которым являлся Сам или посылал к ним ангелов Своих. Пророк Давид и сам на себе испытал такие откровения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Об изучении Священного Писания в виду потребности жизни и богословской науки//Христианское чтение, 1869, II, – С. 777. Обзор самарянской письменности//Труды Киевской духовной академии, 1911, т. III, сентябрь, декабрь. Обозрение двенадцати малых пророков, составленное по руководству святых отец Афанасия и Кирилла Александрийских и блаженного Феодорита , епископа Киррского//Христианское чтение, 1843, IV, – С. 3. Объяснение псалма 44//Православный собеседник, 1866, т. III. – С. 36–47. Отзыв о курсовом сочинении студента 1-го курса И. Далматова: «Русские опыты соглашения библейского шестоднева с данными науки». Рецензенты: профессор В. И. Несмелов , профессор Григорьев//Православный собеседник, 1912, т. I, прил, – С. 118–130. Отзыв о курсовом сочинении студента 1-го курса Н. Краснослободского: «Идея Мессии в Ветхом Завете (обзор русской литературы)». Рецензенты: профессора В. И. Протопопов и Е. Я. Полянский//Православный собеседник, 1912, т. II, прил, – С. 226–231. Отзыв о курсовом сочинении студента 1-го курса Н. Хаматова «Евреи во время пришествия Мессии». Рецензенты: профессора В. И. Протопопов и М. И. Богословский //Православный собеседник, 1912, т. III, прил, – С. 46–421. Очерк содержания книги Екклесиаста//Вера и разум, 1894, Ощущения и мысли при виде Иерусалима//Христианское чтение, 1851, I, – С. 249. Первая паломническая экскурсия студентов Киевской духовной академии в Святую Землю//Труды Киевской духовной академии, 1913, т. I, май; т. II, июль-август; 1914, т. I, февраль, апрель. Письмо о грехопадении прародителей//Прибавления к творениям святых отцов, 1846, Поездка в Вифинию//Христианское чтение, 1862, II, – С. 660. Поездка к Самарянам//Православный собеседник, 1912, т. I, март-апрель. Поучения Преосвященнейшего Илиодора, Архиепископа Курского и Белгородского на Пс. 14:1 , 91:I-2, 12:25–26; 8:4, 125:3, 63:11, Сир 5:5 //Христианское чтение, 1845, I, – С. 379; 1851, II. – С. 418; 1852, I. – С. 399. Путешествие израильтян в землю Обетованную//Христианское чтение, 1830, 39, – С. 315.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

Если вы не боитесь наказаний, которые посылает Бог хулителям, то побойтесь хотя бы того, что вас могут проучить люди и бесы, сидящие в них. Божественный Златоуст советует: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов... И если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством» (Беседы о статуях, l). Богохульников следует отправлять в ссылку Тот же златоглаголивый Иоанн повелевает изгонять богохульников и отправлять в ссылку, подальше от родных городов, как прокаженных, чумных, плесень общества, чтобы их зло не распространилось на других христиан и чтобы из-за них не попадали бы под Божье наказание невиновные». Если бы мы, – продолжает отец Иоанн, – предварительно изгнали их из города, или вразумили и исцелили больной член, то не подвергались бы настоящему страху» (Беседы о статуях. 2). Богохульники недостойны наслаждаться жизнью Третье. Как говорит Златоуст, богохульники недостойны даже видеть солнце, луну и звезды. Недостойны дышать воздухом, ходить по земле, слышать пение птиц, вкушать плоды деревьев, пить воду. Недостойны того, чтобы им служили животные и силы природы. Короче говоря, богохульники недостойны наслаждаться творением Божьим и жить. Почему же? Да потому что всякое творение славит и чтит своего Творца, а богохульники поносят и ругают. Его. Как даже сын, порочащий и не почитающий своего отца, недостоин, чтоб ему служили отцовские рабы, то и хулители, поскольку они хулят Бога и Отца, недостойны, чтоб им служили творения и рабы Божии. Ибо все служит Тебе, поется в псалме ( Пс.118:91 ). «И если недостойны смотреть на солнце те, которые живут для хулы на Бога, то богохульствующие недостойны наслаждаться и тварями, которые прославляют Бога, так как и сын, оскорбляющий отца, недостоин пользоваться услугами честных рабов» (Беседа 18 на Послание к Римлянам).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Хвалю тебя, светлостью жизни превзошедшую луну и сохранившую смиренномудрие. Всего удивительней в смертном теле видеть такую душу, которая ведёт жизнь бесплотных Ангелов. Как сказано в Писании: По определениям Твоим всё стоит доныне, ибо всё служит тебе ( Пс. 118:91 ). Здесь, как говорится, имеется в виду светозарное девство, вмещающееся в смертной плоти и основанное десницей Всевышнего. Молись обо мне, непорочная невеста Царя Христа, неутомимыми трудами, скромностью, бдениями, не высыхающими слезами и тысячей других подвигов приобретшая неизреченное дерзновение перед невидимым и святым Женихом. 114. Архимандриту Ригину Ты вселенная во вселенной, поэтому всякую тварь рассматривай в себе самом, и все понимай относительно себя. Не смотри на внешнее, но устремляй взор во внутреннее, собери ум в мысленную комнату души, приготовив Господу не имеющий идолов храм. 115. Монаху Александру Спасая спасай душу свою, не озирайся вспять на оставшееся позади зло, от которого ты так прекрасно отрёкся; восходи на гору бесстрастия, да не когда купно с грешным миром ят будеши в вечный огонь ( Быт. 19:17 ). 116. Ему же Молись Господу таким образом: отверзи, Владыка, руку Твою, богатую на подаяния духовной благостыни. Моя загрубевшая и ожесточившаяся душа исполнится благости и укротится. Хотя я оставлен Тобою за леность, но по оставлении вновь ниспошли Святого Духа, да обновит растленную душу мою, чтобы Ты возвеселился о делах Твоих, и тогда исчезнут грешники с земли – то есть бесовское наваждение в сердце моём. 117. Ему же Если огорчил Бога небрежением и нерадением, то постарайся возвеселить Его рачительностью и добрыми делами. 118. Ему же Как сказано в пророчестве: воды Нимрима иссякли, луга засохли, трава выгорела и не стало зелени ( Ис. 15:6 ). Нимрим – это всякое неправославие. Поэтому пойми, что всякая ересь бесплодна из-за учений, расходящихся со словом истины. Но грех – тоже неправославие, потому что некоторые хоть и знают о том, что есть зло, но стремятся к этому. Грех может быть уничтожен покаянием – это означает, что трава иссохла. Когда же сухая трава будет вырвана с корнем, тогда погибнет и память о зле. 119. Монаху Евлисию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Молитвы от лица Христа встречаются в галликанских литургических книгах уже в меровингскую эпоху (напр., в Миссале из Боббио (1-я пол. VIII в.) молитвы Insidiati sunt adversarii mei и Vide domine humilitatem meam на Великую субботу - Lowe E. The Bobbio Missal. L., 1920. P. 66ff.; эти же тексты использовались в испано-мосарабской традиции в 5-е и 4-е воскресенье Великого поста - Janini J. Liber misticus de Cuaresma y Pascua (Cod. Toledo. Bibl. Capit. 35. 5). Toledo, 1980. N 299, 407). В Испании с VII в. известно особое последование поклонения Кресту (Mysterium crucis) с чином покаяния-прощения (Indulgentia) (см.: 7-й канон IV Толедского Собора 633 г.). В его состав входило чтение Мих 6. 1-8 (оно же встречается в Леонском Антифонарии (ркп. сер. X в., но отражает более раннюю практику) как часть службы 9-го часа в Великую пятницу (León. Archiv. Catedral. 8. Fol. 166v - 167//Antifonario visigotico mozarabe de la Catedral de Leon/Ed. L. Brou, J. Vives. Barcelona; Madrid, 1959. P. 272; см. также рукописи XII-XIII вв.- Brit. Lib. Add. 57528 и Paris. lat. 2295). В ранних рим. Ordines в чине поклонения Кресту I. отсутствуют (см.: OR 23. 9-22 (нач. VIII в.), OR 24. 29-36 (2-я пол. VIII в.), OR 29. 34-40 (кон. IX в.)). Термин «I.» появляется в источниках лишь в 1-й пол. XI в. (Vat. Barb. lat. 560. Fol. 51; Vallic. B 23. Fol. 117), более же древнее наименование этих песнопений - Versus in Parasceve (Стих в Великую пятницу) или Agios cum versibus (Трисвятое со стихами) (см., напр.: Wien. Bibl. Nat. 1888. Fol. 78v), что указывает на происхождение I. из припевов к Трисвятому (к-рое в рим. обряде традиционно исполняется в Великую пятницу попеременно на греч. и лат. языках). Трисвятое, хотя и без стихов, входит в состав чина поклонения Кресту уже в OR 31. 46-49 (2-я пол. IX в.). В Antiphonale Sylvanectense (ок. 880) (Feria VI, Statio ad Hierusalem) к Трисвятому припеваются стихи Popule meus, quid feci tibi (Людие Мои, что сотворих вам?/Народ Мой, что сделал Я тебе? (здесь и далее инципиты приводятся по офиц. переводам рим. Миссала на церковнослав. и рус. языки); это вопрошание впервые встречается в респонсории Vinea electa (Лоза избранная) в амвросианской традиции (см.: Paléographie Musicale. Solesmes, 1900. Vol. 6. P. 291), Quia eduxi te de terra Aegypti (Яко извел вы/За то что вывел тебя) и Quid ultra (Что еще подобаше/Что еще Я должен был сделать тебе) (см.: Hesbert R., ed. Antiphonale missarum sextuplex. Brussels, 1935. P. 97. n. 78b). В последующей традиции они получили наименование Improperia maiora. В Романо-германском Понтификале в службе Великой пятницы (ок. 950) приводится такой чин их исполнения: поется Трисвятое со стихами Popule meus, Quia eduxi te de terra Aegypti, Quid ultra, респонсорий Vadis propitiator, стих Venite et videte (Приидите и видите), антифон Ecce lignum crucis (Се, Древо Крестное) и Пс 118 (Le Pontifical romano-germanique du dixième siècle/Publ. C. Vogel, R. Elze. Vol. 2. P. 90-91. N XCIX 330).

http://pravenc.ru/text/389521.html

Ученик. Действительно ли [он] воскресит мертвых? – Учитель. Ничуть, но диавол войдёт в эти нечестивые тела, поднимет их и заговорит в них, так что будет казаться, будто бы они ожили, как сказано: со всеми знамениями и чудесами ложными (2 Фес 2:9). Он восстановит древний Иерусалим , в котором повелит поклоняться себе как Богу. Туда стекутся Иудеи со всего света и воздадут ему величайшие почести. Однако им будут проповедовать Енох и Илия и обратят в христианство, и все [они] подвергнутся ужасным мучениям. Ученик. В каком возрасте придут эти двое? – Учитель. В таком же, в каком, и были вознесены. И будут [изобличать] Антихриста, который называется Антемос, то есть противник, или Арнеомай, то есть отрицающий, или Титан, то есть солнце, или гигант, губитель . Будет же царствовать три с половиной года. И поставит свой шатёр этот гонитель истины на горе Елеонской, на которой и будет убит духом уст Господа , то есть истреблен по велению Бога, как сказано: «Уничтожит Господь славного всей земли на горе святой» . Ученик. Если говорится; ради избранных сократятся те дни (Мф 24:22), значит ли это, что тогда дни станут короче, чем ныне? – Учитель. Будут такой же длины, как и ныне, ибо сказано: по определениям Твоим стоят дни (Пс 118/119:91). А что говорится о сокращении, то сокращаться будут те времена, то есть упомянутые три с половиной года. Ведь и веры в телах тех людей будет меньше, чем у нас, как у нас меньше, чем у древних. Ученик. Что будет затем? – Учитель. Оставшиеся сорок дней все прельщённые им (Антихристом) или уловленные его кознями будут каяться, а затем наступит Судный день, неведомый для всех людей. ФОМА АКВИНСКИЙ – СУММА ТЕОЛОГИИ, 1114.4; III 8.8 Часть I. Вопрос 114, статья 4. Могут ли демоны ввести людей в заблуждение посредством истинных чудес? Мы переходим, таким образом, к четвертой статье. Считают, что демоны не могут ввести людей в заблуждение посредством истинных чудес. 1 Сила демонов покажет себя особенно в деяниях Антихриста. Но, поскольку апостол [Павел] говорит во Втором [послании] к Фессалоникийцам: его же пришествие будет по действию Сатаны, со всей силою и знамениями и чудесами ложными (2:9), следовательно, и в другие времена демоны делают только то, что кажется чудом.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Так изъясняется настоящий псалом по связи с предыдущим псалмом. Остается теперь изложить здесь изъяснение Златоуста. Божественный сей отец говорит, что Давид, предвидя страдания иудеев в плену вавилонском, и воспоминая о возвращении и свободе, которую имели получить снова, говорит в сем настоящем псалме: я верил, что иудеи—род мой, имели быть порабощены и снова освобождены, узнав сие по наставлению от Святаго Духа; почему и говорил о сем в различных псалмах. Я смирился, т. е. много страдал, скорбя о плене рода моего. Но я сказал во исступлении моем: всякий человек лжив, т. е. сказал в печали моей; потому что печаль приводит печального к выступлению из прямого и непоколебимого разума, а когда сильнее разольется в человеке, тогда делает его бесчувственным. А помышляя особенно о непрочности человеческого счастья и видя сие в перемене счастья Иудеев, которые сколько быв прежде счастливы, столько же потом сделались несчастными, помышляя, говорю, о сем, он сказал, что поистине всякое благо человеческое есть ложно, поскольку не таково, чтобы могло продолжаться. Далее поскольку надеюсь, что род мой получит возвращение и свободу, то посему я весьма радуюсь и говорю: чем воздам Господу за все, что Он воздал мне? Ибо благодеяние роду своему Давид почитал благодеянием своим собственным. Много, говорит, Бог благодетельствовал мне; но что воздам Ему? А сии слова означают великую радость и душевную благодарность Давида. Чашу спасения приму, т. е. чашу с возлиянием, говорит, возьму и излию оную на жертву пред Богом за спасение народа моего. Ибо у иудеев были различные образы приношений и жертв, из числа которых было и возлияние спасения. И имя Господне призову во спасение людей моих, т. е. исполню пред Господом те обещания, которые во время бедственных обстоятельств я дал для своего спасения. Почтенна пред Господом смерть преподобных его. Это наставление о том, что смерти служащих Богу воздается от Него честь присутствием ангелов и многих из святых для воздаяния великой чести умирающим. А у тех, смерть которых почтенна, и жизнь весьма честна; потому что в жизни упражняясь в добродетелях, они служили своему Владыке. Господи! я раб Твой и сын Твоей рабы. Сими словами выражает не общее рабство, по которому все рабы Божии: ибо все, говорит, работает Тебе. (Пс. 118, 91); но служение произвольное от расположенности и любви. Давид почитает величайшим достоинством быть рабом Божиим и украшаться сим рабством более, нежели царством. А выражение: сын рабы Твоей, Златоуст принял в том же значении, какое дано ему нами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Правильно Господь назвал Своего Отца Господом неба и земли 612 , чтобы ты при чтении слов «Отец» и «Господь» понимал, что Он – Отец Сына и Господь творения 613 . В одном именовании явлено право природы, в другом – сила власти. Приняв образ раба ( Флп.2:7 ), Он называет Отца Господом, ибо подчинился рабству, но, будучи образом Божиим ( Флп.2:6 ), Он равен Отцу, хотя телом раб: ведь рабство относится к плоти, а господство к божеству. И апостол говорит: Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы ( Еф.1:17 ), то есть Он Бог для принявшего человеческую природу и Отец славы. У Бога не было двух сыновей – Христа и славы. Если один Сын Божий – Христос, то Христос и является славой. Почему же ты умаляешь Того, Кто является славой Отца? 103. Si ergo et filius gloria est et pater gloria, quia pater gloriae non potest aliud esse quam gloria, non diuisio gloriarum, sed una est gloria. Itaque ad proprietatem naturae gloria refertur, dominatus ad suscepti corporis seruitutem. Si enim caro etiam animae iusti subdita est, sicut scriptum est: Castigo corpus meum et seruituti redigo, quanto magis subiecta est diuinitati, de qua dicitur: Quoniam uniuersa seruiunt tibi! Сын – слава, и Отец – слава: Кем ещё может быть Отец славы ( Еф.1:17 ) если не славой?! – и не разделение славы, а единство славы. Слава относится к свойству природы, господство – к рабству принятого тела. Если же плоть подчинена праведной душе, как написано: Усмиряю и порабощаю тело мое ( 1Кор.9:27 ), – насколько больше она подчинена Богу, о Котором сказано: Всё служит Тебе ( Пс.118:91 )! 104. Vna autem quaestione et Sabellianos et Fotinianos et Arrianos dominus exclusit. Nam cum «dominum» cum «domino» dicit, Sabellianus excluditur, qui eundem patrem uult esse quem filium. Excluditur Fotinus, qui «secundum carnem iudicat», quia «dominus» Dauid regis non poterat esse, nisi qui deus est. Scriptum est enim: Dominum deum tuum adorabis et ipsi soli seruies. Numquid contra legem propheta sentiret, qui sub lege regnaret? Excluditur Arrius, quia filium sedere audit ad dexteram patris, ut, si ex usu argumentetur humano, ipse se perimat et uenenum sacrilegae disputationis suae in se refundat, ut dum inaequalitatem patris et fili ex consuetudine hominum interpraetatur, in utroque a uero deuius, eum praeferat, cui derogat, confessurus priorem, quem audit ad dexteram. Excluditur etiam Manichaeus. Non enim negat esse se «Dauid filium secundum carnem», utpote qui clamantibus caecis Iesu, fili Dauid, miserere nobis et delectatus est fide et stetit et curauit eos. Sed negat hoc suae esse aeternitatis, si Dauid solius filius a perfidis nominetur.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Итак, сказавши об изображении, желаем ска­зать и о поклонении, и во-первых – о том: что есть поклонение? О поклонении. Что есть поклонение? XXVII. Итак, поклонение есть знак покорности, то есть смирения и скромности; родов же поклонения – весьма много. Сколь много родов поклонения? XXVIII. Первый род поклонения – поклоне­ние служебное, воздаваемое нами Богу, Который один только по Своей природе достоин поклоне­ния. В свою очередь, и этот род [поклонения про­является] различным образом. Во-первых, в виде поклонения [или повиновения] рабского. Ибо все твари поклоняются Ему как рабы – Господину; ибо говорит [Писание]: «Ибо все служит Тебе» ( Пс.118:91 ); и одни поклоняются добровольно, другие же против воли; одни, те, которые благочестивы, поклоняются, конечно, потому, что знают [Бога], другие же, хотя и знают [Бога], однако поклоня­ются неохотно, против воли, как демоны; иные, не зная Того, Кто – Бог по природе, против воли поклоняются Тому, Которого не знают. XXIX. Второй род – тот, который мы оказы­ваем из-за удивления и сильной любви; этим обра­зом поклоняемся Богу по причине естественной Его славы. Ибо один только Он – прославлен [и прославляется], не от кого-либо имея славу, но будучи Сам Виновником всякой славы и всякого блага, как непостижимый свет, несравнимая сла­дость, неизъяснимая красота, бездна благости, не­исследимая мудрость, беспредельно могуществен­ная сила, как один только Такой, Который Сам по Себе достоин встречать Себе удивление, и по­клонение, и прославление, и любовь. XXX. Третий род – тот, когда благодарим за бывшие в отношении к нам благодеяния. Ибо за все, что есть, должно благодарить Бога и оказы­вать вечное поклонение, как потому, что все име­ет от Него свое бытие, так и потому, что «все Им стоит» ( Кол.1:17 ), и что Он всем, даже без их прошения, подает в изобилии из Своих даров; и что «хочет, чтобы все люди спаслись» и были причастниками Его благости; и что Он – долготерпелив к нам, согрешающим, и «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ); и что Сын Божий ради нас сделался Таким, каковы мы, и сделал нас «причастниками Божеского естества через уподобление ему», как говорит св. Иоанн Богослов в соборном послании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Прочь от такой хулы, человек! Не так мы будем думать, не дай Бог! Веруем, что Ангелы и Архангелы и еще высшие их силы удостоены различной чести по воле и всемогуществу Всемудрого Бога, определяющего справедливое решение о каждой твари. Но не будем думать, что среди них находится и Сын по природе. Не в качестве благодати и как дар имеет Он Свою (сыновнюю) славу, но потому, что Он есть из сущности Бога и Отца, Истинный Бог от Бога по природе и Истинного, сопрестолен и соцарствует с Ним, все имеет под Своими ногами как Бог и от Отца, с Отцом и над всею тварью боголепно управляет. Посему справедливо слышал: «Потому что все — рабы Твои» (Пс.118:91). Поелику же как истинный Бог Он оказывается сущим повсюду, то, очевидно, никоим образом не может быть «от мира сего», то есть тварным. Слово «мир» здесь обозначает всю природу сотворенного, посредством части делая указание на все то, что мыслится сотворенным, как и Бог у пророков, удаляя Себя от всякого тожества природы с тварью, сказал: «Потому что Я — Бог, а не человек» (Ос.11:9). И если потому, что Он сказал, что не есть Он подобный нам человек, мы, конечно, не поставим Его в ряд с Ангелами или какими другими (высшими) тварями, но, идя от части к целому, должны признавать, что Бог есть нечто другое по природе сравнительно со всем тварным, то таким же образом, полагаю, благочестивцам надлежит понимать подобные толкуемой трудности, «ибо видим в зеркале посредством загадки» (1Кор.13:12), как Павел говорит. Ин.8:24. Рех убо вам, яко умрете во гресех ваших     В немногих словах опровергнув безрассудное предположение размышлявших вышеуказанным образом и изобличив опять их пустословие о Себе, возвращается к предположенной как бы с самого начала цели речи, снова повторяет и выставляет на вид, в каких бедствиях будут они и чему подвергнутся, безумно отвергая веру в Него. Такое повторение одного и того же необходимо требуется от мудрого и опытного учителя. Учащему, думаю, подобает не потакать невежеству слушателей и беззаботно относиться к ним, если бы они даже и не совсем охотно усвояли познание научений, но снова и часто повторяя, говорить одно и то же и в одинаковых словах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010