при столкновении неизмеримого множества движущихся над нами небесных миров, с их огромными величинами). Однако же мир в сущности своей остается целым, неизменно сохраняются его законосообразный строй и жизнь в мире, действия стихийных сил природы не изнемогают и не ослабевают и в своем действие находятся в соответствии с течением жизни и характером деятельности живых существ, равно неизменными сохраняются взаимные отношения сил органической и неорганической природы. Такая целость мира и благоустройство в нем необъяснимы из самого мира. Мир несамобытен и случаен и в целом и в частях своих, и как таковой может существовать только действием и волею Создателя. В самом мире нельзя указать ни одной силы, которая бы могла сохранять его бытие; силы природы, существуя во взаимной связи, существуют, условно; ни одна не существует сама по себе, без помощи других. А потому все они существуют и действуют не сами по себе, а поддерживаются силою стороннею – такою, которая самобытна, и по могуществу и премудрости равна силе, давшей самое бытие и устройство миру. Законы, по которым действуют силы природы, сами но себе мертвы, потому постоянство их действия не может зависеть от них самих. Как законы только в Боге, так и постоянство их есть действие живой воли Божией. Без действия всесохраняющей силы Божией мир не мог бы существовать и одного мгновение, – все бы тотчас разрушилось. Откровение со всею ясностью учит, что мир сохраняется в бытии силою и волею Вседержителя. Бог держит все словом силы Своей ( Евр.1:3 ), – все Им стоит ( Кол.1:17 ); – вообще, по определениям Божиим все стоит доныне ( Пс.118:91 ). В частности, Бог сохраняет как жизнь и вообще бытие всех тварей, так силою же Божьею поддерживаются все силы природы с их законами и деятельностью. Бог хранит вселенную и землю со всеми ее силами и законами, – весь строй и порядок мировой жизни. В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же ( Пс.94:4 ; сн. 103:5). Прозревая будущее, преобразование неба и земли, Псалмопевец исповедует: В начале Ты, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Таким образом даёт ясное доказательство того, что необходимо должно быть и признаваться рабским всё, что не пребывает во век, то есть чему не свойственно пребывать в неизменности. Всё тварное без сомнения должно подлежать и разрушению. А если так, то оно очевидно – в рабстве у призвавшего его к бытию Бога. Так о тварях говорилось к Нему: „потому что все – рабы Твои“ ( Пс.118:91 ). Так это – вообще. Но одну часть во всём (универсе) составляет блаженный Авраам или вообще опять человечество. Напротив, пребыванием во век даёт ясный знак, что явившийся от Бога Бог Единородный есть Царь и Владыка всего. Кому же в самом деле подобает всегдашняя неизменность и твёрдое постоянство вечных благ, как не Тому, Кто есть истинный Бог по природе? На этом основании и божественный Псалмопевец объявил тварь рабыней, а Бога-Слово, явившегося от Бога-Отца, царём и Господом. От части ко всему, то есть тварному, распространяя рассуждение, о небесах и о Сыне по природе он говорит: „они погибнут, Ты же пребываешь: и все как одежда обветшают и как покрывало свернёшь их и изменятся, Ты же один и тот же, и лета Твои не престанут“ ( Пс.101:27–28 ). Можешь отсюда видеть, что действительно и бесспорно рабское не пребывает во век, а пребывает Сын, – и что непребывание (в неизменности) служит доказательством рабства того, о ком это говорится. Соответственно этому и другое, то есть пребывание во век, должно быть ясным знаком того, что Владыка и Бог есть Тот, о Ком говорится это слово в собственном и истинном смысле. Для засвидетельствования истинности наших раз- —326— суждений достаточно и Псалмопевца. Но так как, по написанному: „при устах двух и трёх свидетелей станет всяк глагол“ ( 2Кор.13:1 ), то пусть ещё к этому (Псалмопевцу) представим и блаженного Иеремию, думающего и говорящего согласное тому. В разрушимости показуя признак всего тварного, и потому и рабского, а в постоянстве и неизменности Сына открывая в Нём Бога по природе и, очевидно, вместе с тем и Господа, он так говорит в одном месте к Нему: „потому что Ты восседаешь во век, а мы погибаем во век“ ( Вар.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

82. Лк.23:43. 83. Ин.14:3. 84. Деян1:11. 85. 1Пет.3:22. 86. 2Пет.1:11. 87. Еф.1:17. 88. Еф.1:19-21. 89. Кол.3:1-3. 90. Евр.1:3. 91. Евр.4:14. 92. Слово " исповедание " (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода " надежда " (η ελπς) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 93. Евр.6:19. 94. Евр.8:1. 95. Евр.9:24. 96. Евр.10:12-13. 97. Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 98. Евр.10:20. 99. Ин.14:4. 100. Ин.14:3. 101. Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.648 (PG 36. 592А). 102. 2 Кор. 12:2-4. 103. 2Кор.12:2. 104. 2Кор.12:3-4. 105. 2Кор.12:3-4. 106. Евр.1:3. 107. Евр.6:20. 108. Последование Литургии, ектения " Вся святыя помянувше " после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 109. Евр.10:19-22. 110. Евр.12:18-19. 111. Евр.12:22-24. 112. Откр.3:12. 113. Лк.23:43. 114. Пс.46:9. 115. Пс.96:1. 116. ο λαικς - лаик, мирянин. 117. Ср.: 1Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 118. δημοσα - перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: " Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию " (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 119. αξωμα διδασκαλικν - учительское достоинство есть власть " учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μνοις) архиереям и тем, кому они поручают " (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Блаженный Иероним Стридонский сводит два экзегетических подхода: александрийский и антиохийский вместе – он пишет: «Если мы захотим понимать это в отношении ко времени взятия Иерусалима, то есть когда он был обложен Титом и Веспасианом, то они должны молиться, чтобы их бегство не случилось зимой или в день субботний, потому что в первом случае бегству в пустыню и на необитаемые горы препятствует суровость холода, а во втором случае, если бы они захотели бежать, препятствует нарушение Закона, а если бы они захотели остаться, то угрожает смерть. Если же это понимать в отношении к кончине мира, то этими словами Он научает тому, чтобы не охладела наша вера и любовь ко Христу, и чтобы мы в субботу добрых дел (virtutum) не оцепенели как праздные в деле Божием » 404 . И далее мы читаем: Мф.24:22 . «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». Блаженный Иероним Стридонский предлагает нам следующее истолкование: «Сокращение дней мы должны понимать не в смысле сумасбродного понятия об этом тех, которые полагают, что изменится продолжительность (momenta) времени [их], – они забывают, что написано: “По установлению Твоему продолжается день” (см. Пс.118:90–91 ), – а должны понимать по качеству их, то есть что сократится их число, а не продолжительность [каждого дня] (или размер – mensura); так что, как в благословении говорится: “Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое” ( Пс.90:16 ), так и теперь должно понимать сокращение дней, чтобы через их многочисленность (mora), не была потрясена вера верующих » 405 . – То есть изменяется не продолжительность дня, а его качество, когда род людской будет бесцельно кочевать с места на места в поисках чего-то. Европейская цивилизация, отказавшись от стержня, ее создавшего, – от христианства, превратится в мир людей, потерявших свою душу. Если тело умирает без души, то Европа без христианства, без этой «высшей души» медленно, но верно придет к своему закату. И закат Европы – это именно возрождение ее римско-языческого прошлого, самосекуляризация от Христа во имя триумфа антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, долготерпеливо и милосердно Господь наш —123— Иисус Христос, дозволяя еще общение предателя с прочими Его учениками, хотя «диавол уже вложил в сердце его, чтобы Его предать» (13, 2), – и это между прочим Евангелист счел необходимым указать в начала, – однако ж и его ноги умыл, делая неизвинительным нечестие его, дабы отступление его явилось плодом присущего ему зла. ( Ин.13:12–15 ). Егда же умы ноги учеников и прият ризы своя и возлег паки, рече им: весте ли, что сотворих вам? Вы зовете Мя: Господь и Учитель! и добро глаголете, есть бо. Аще убо Аз умых ваши ноги, Господь и Учитель, и вы должны друг друга умывати ноги: образ бо дах вам, да якоже сотворих вам Аз, и вы творите. 3454 Теперь уже ясно высказывает причину Своего поступка и говорит, что ради нашей пользы дал этот образец несравненного смиренномудрия. Представляя неизвинительным порок гордости, считает нужным поставить на вид достоинство Своего лица. И в этом каждый усмотрит несравненное величие смиренномудрия. В самом деле, низменное само по себе и ничего не значущее каким образом могло —124— бы подвергнуться унижению, или куда может спуститься то, что лежит внизу? Ведь оно уже по природе своей может только низводить сверху вниз. А что находится на высоте, если оказывается в унижении, возбуждает удивление, ибо оно низошло в то, чем не было. Итак, Господь наш Иисус Христос, давая Своим ученикам, а вернее – чрез них всем живущим на земле, необходимый урок смиренномудрия, не просто говорит, что, как Я омыл ваши ноги, так и вы должны делать. Нет, Он прежде выставляет на вид Свое достоинство и, указывая на присущую Ему природную славу, самым делом постыждает славолюбие. Ведь «вы, говорить, сами называете Меня: «Господь и Учитель, и прекрасно говорите, ибо таков Я». Замечай, как и между словом наперед позаботился об устроении верующих и предуказал на злоречие нечестивых еретиков. Ведь когда сказал к Своим ученикам: «вы называете Меня Господь и Учитель», то, чтобы кто не подумал, что по природе Он не есть Господь и не Учитель, но имеет это название как бы в качестве почести от Своих будущих последователей, счел необходимым прибавить, уничтожая подозрения их: «и прекрасно говорите, ибо Я таков». Не простое только имя чести заключает в себе это »Господь», как например мы, оставаясь рабами по природе, но по благодати, украшаемые именами, превышающими нашу природу и достоинство. Но Он есть по природе Господь, властвующей над всем, как Бог, к кому сказано в одном месте гласом псалмопевца: «потому что все в рабстве у Тебя» ( Пс.118:91 ). Он и Учитель по природе, «ибо всякая премудрость от Господа» ( Сир.1:1 ), и всякий разум чрез

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобные узоры находим в расположении камней финикийско-баальбекского большого храма солнца, в котором среди рядов камней сравнительно небольшой величины выделяется ряд трех необыкновенно больших камней, так называемый трилифон (на западной стороне), и другой ряд из трех трилифон или девяти камней (3x3), каждый в девять метров длины. Для исполнения какого-то необыкновенного штриха в узоре баальбекского мола был приготовлен и известный камень хаджер-ель-кибла, почему-то недоставленный на свое место. Подобные же узоры камней можно видеть в развалинах Амрита (Бурдж-ель-Беззак), в Госн-Сулейман и друг. (Rey, Mission dans le nord de la Syrie, 10). Особенные штрихи таких узоров представляли угловые камни, выдающиеся на многих финикийских памятниках двойною высотою, сравнительно с рядом лежащими камнями, напр., в Библосе, в Амрите (Renan, Mission de Phenicie, 164:180). Кажется, что и в иерусалимской архитектуре был обычай привлекать к углам наиболее крупные камни; «не всякая гора, говорит Иеремия, могла дать камень годный для угла» ( Иер.51:26 ). Самый огромный из ныне известных камней храмового мола лежит на углу (103), и вообще у библейских писателей угловой камень имеет особенное символическое значение ( Ис.28:16 ; Соф.3:6 ; Иов.38:6 ; Пс.118:22 ; Мф.21:42 ; 1Кор.8:10–11 ; Еф.2:20 ; 1Пет.2:6 ). Рисунок 91. Стена Баальбека Рисунок 92. Хаджар ел-Кибла в Баалбеке Рисунок 93. Наружный вид ограды храма по Шипие В виду всего этого, требуется осторожность в распределении камней мола по времени их происхождения. Иной камень, повидимому, совсем не согласующийся с окружающими и похожий на позднейшую вставку, в действительности может быть только отрывком какого-нибудь разрушенного древнего узора. Особенным разнообразием выдавалась верхняя часть стены храмового мола, начиная с того уровня, где он переставал быть плотиною, задерживавшею насыпную землю на площади храма, а делался оградою двора храма. Такой остаток мола сохранился только в одном Рисунок 94. Часть С.-З. стены храма у ворот Серая месте, у ворот Серая, не доходя до северо-западного угла харама и открыт Кондером в одном доме прислонившемся к храмовой ограде (Palestine, Exploration Fund, Quarterly Statements, 1873, 92; 1877, 135–137).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   79. Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4:16), – говорит апостол, а если ты любишь человеческую славу, чтобы кланялись тебе, ищешь себе покоя, то совратился ты с пути.    80. Невозможно спастись иначе, как токмо через ближнего – отпустите и отпустится вам, и это есть исполнение закона.    81. Душа доблестная присоединяется к Церкви не по тому, что сделала, а по тому, что пожелала, ибо спасает Спаситель.    82. Искоренять зло и грех не твое дело, а Бога, ибо без Иисуса невозможно спастись.    83. Труды для того, чтобы были плоды.    84. Собственные врачевства, то есть дела правды без силы Духа, не могут исцелить и очистить человека. Посему просим: открый очи мои (Пс. 118:18), ибо Бог обетовал дать Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11:13).    85. Чтобы стяжать залог жизни, нужно крепко уверовать в Бога, отречься зла и суеты, непрестанно пребывать в молитве, принуждать к доброделанию заповедей, даже против воли сердца.    86. Как скрываешь от людей грехи свои, так скрывай от них и труды свои.    87. Весьма многие из людей хотят сподобиться Царствия без трудов, без подвигов, без пролития пота, но сие невозможно.    88. Вкушать велено вечером – временем средним между светом и тьмой.    89. Только обработав землю, нужно сеять и ждать урожая, так и, удручив постом (хле­бом, солью, водою) тело и посеяв семена молитвы, можно стяжать плод добродетелей.    90. Моисей четыредесять дний и четыредесять нощей хлеба не яде и воды не пи (Исх. 34:28), ибо приобщался пищи от Духа душою святою.     91. Спание днем указывает на болезнь тела, или на уныние души, или на ее беспеч­ность, или на неопытность.    92. Отсечение всего злого – безмолвие.    93. Взять крест и следовать за Христом означает готовность благоугождать Богу до смерти, ибо кто имеет желание умереть за Христа, тот не огорчится, неся труды и обиды. В этом и есть любовь, когда с упованием переносим всякую скорбь.    94. Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14:22).    95. Давид, помазанный в цари, подвергся гонениям и скорбям, а через семь лет стал царем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Истинно сказал, что Он владычествует над силою моря, когда Он запретил морю и ветрам; и сделалась тишина великая. Легко Тебе, говорит Феодорит, и поднять море и произвесть тишину, когда Ты положил ему затворы и двери и утвердил пределы его, чтоб оно не вышло из них и не затопило вселенную с людьми. Кажется, что он называет страну противных сил морем; почему, сказав о море, он присовокупил и об уязвленном и о врагах Божиих, означив сим противные силы и князя их и показав снисхождение Единородного и даже до упомянутого моря. Слова Исихия: Истина, говорит, Твоя у окружающих Тебя; а мы, находясь далеко от Тебя, из промысла Твоего о земле и море, видя великие Твои дела, исповедуем, что Ты силен и что истина Твоя окрест Тебя. Ибо Ты укрощаешь столь великое море, положив ему врата и пределы, которое, работая как Владыке, вздымаясь, трепещет в самом себе, сокрушается, чтобы не потопить всей земли. 11. Ты смирил еси яко язвена, гордаго; мышцею силы Твоея, расточил еси враги Твоя . Ты, говорит, Господи, смирил чувственно каждого гордого человека, ибо Господь, говорит, гордым противится (Прит. 3, 34), а мысленно, по словам великого Афанасия и Диодора, (смирил) диавола, который возгордился, почему и пал, как уязвленного, потому что уязвленные, или пораженные смиренны, поелику болезнью от ран своих понижают и смиряют высокоумие свое; так как Бог дал рабам своим (власть) наступать на змей и на скорпионов, и на всю силу вражескую (Лук. 10, 19). Феодорит и некоторые другие под гордым разумели фараона, а под врагами египтян, которые потоплены в Чермном море и рассыпаны мертвые по берегам его; а слова: мышцею силы Твоей, т. е., частью руки выше локтя употребил вместо: мышцею Твоею крепкою. Или врагами вообще называет нечестивых и демонов. 12. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля . Твои, говорит, небеса—видимое, и то, которое выше видимого, и Твоя есть земля, как тот же Давид говорит в другом месте: все работает Тебе (Пс. 118, 91). А о небесах мы сказали в 8-м псалме, изъясняя слова: воззрю на небеса — дела перстов Твоих, месяц и звезды, которые Ты основал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Называя же Себя Господом и Богом, сотворившим и создавшим его из утробы, кажется, дает видеть, что он впал в заблуждение, приписав и другим имя Божества и нерассудительно воздав славу Господню не сущим богам. А что и Творца не познал он и Того, Кто привел к существованию некогда не сущего на земле человека, на это опять указует, утверждая о Себе, что Он есть Создатель и Творец, и как бы в неблагодарности обвиняя отпавших от любви к Нему. И подлинно, несообразным оказывается, если мы родителям по плоти воздаем высшие почести, как это предписывает и Божественный закон, а Содетеля всяческих не восхвалим более, нежели тех, приличествующими Ему славословиями и не почтим Его совершенным с нашей стороны подчинением Ему. Таковое нечто говорит и чрез одного из святых пророков: сын славит отца, и раб господина своего (убоится): и аще Отец есмь Аз, то где слава моя? и аще Господь есмь Аз, то где есть страх мой? глаголет Господь Вседержитель ( Мал.1:6 ). Ибо Он одинаково есть и Господь, как имеющий всю тварь под игом и рабством у Себя, – так и Божественный Псалмопевец негде сказал к Нему, что всяческая работна Тебе ( Пс.118:91 ); – но Он опять есть и Отец, как Создатель и Творец и приведший все в бытие. Итак, по чину или требованию долга нам надлежит воздавать и приличествующее сынам подчинение и подобающий слугам страх. Когда таким образом Бог называет Себя Создателем и Творцом, то этим внушает нам мысль о том, что мы должны чтить Его, как подателя и самого бытия и как виновника существования для тех, которые некогда не существовали. А говоря согрешавшим: еще поможет ти, подает надежду на то, что для них, хотя и запутавшихся во многие и неизбежные вины, сохранен остаток милосердия и человеколюбия; и ничто не воспрепятствует и им спасаться, если бы они решились перейти к лучшему и приличнейшему и согласному с Его законами. Ис.44:2–5 . Не бойся рабе мой Иакове, и возлюбленный Израилю, егоже избрах. Яко Аз дам воду в жажду ходящим в безводней, наложу дух Мой на семя твое и благословения Моя на чада твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В две последние категории вошли следующие псалмы: псалмы мудрости (1, 31, 36, 48, 72, 111, 118, 126, 127:132) 666 и царственные псалмы (2, 17, 19, 20, 44, 71, 88, 100, 109, 131:143). Он также разделил псалмы плача на две подкатегории: индивидуальные плачи (3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16, 21, 24, 25, 26, 27, 30, 34, 35, 37, 38, 39, 4142, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 68, 69, 70, 76, 85, 87, 93, 101, 108, 119, 129, 139, 140, 141:142) и групповые плачи (11, 13, 43, 52, 57, 59, 73, 78, 79, 82, 84, 89, 105, 107, 122, 125:136). Первый жанр – хвалебные псалмы – также можно разделить на подкатегории: гимны общего содержания (28, 32, 67, 99, 102, 104, 110, 112, 113, 114, 116, 133, 134, 138, 144, 145, 146, 149:150), псалмы сотворения (8. 18, 64, 103:148), псалмы восшествия на престол (46, 92, 94, 95, 96, 97:99), псалмы Сиона (45, 47, 75, 83, 86:121), вводные литургии (14:23), гимны с пророческими предупреждениями (49, 80:81), псалмы доверия (22, 90, 120, 124:130) и псалмы благодарения, среди которых есть как индивидуальные (29, 33, 40, 65, 91, 115, 117:137) так и групповые (66, 74, 106, 123, 128:135). Хвалебные псалмы (гимны) были песнями, посвященными Яхве, в которых признавались Его могущество, Его сила и Его благость. Другими словами, это были песни, которые славили Бога за то, что Он – Бог . Эта форма в основном отражает трехстороннюю схему развития. 667 В эту категорию входит много различных псалмов (см. список Берлингера, приведенный выше). Индивидуальные и групповые псалмы-плачи имеют много общего. Различия чаще всего являются результатом различных обстоятельств, при которых эти псалмы были сочинены, и целей, для которых они были предназначены. Групповые плачи были вызваны какими-либо большими потрясениями в жизни народа. Такие псалмы использовались на общих собраниях, пелись хором, возможно в специально выделенные дни молитвы и поста. Индивидуальный псалом, напротив, является стенанием отдельного человека, души, переполненной трудностями и неудачами, человека, который раскрывает свое сердце перед Господом, Который Один и может его спасти. Трудность плачей, как групповых, так и индивидуальных в определении личности «врага». Возможно, как предлагает Лонгман: «Псалмы целенаправленно избегают упоминания исторических событий, чтобы они могли использоваться в разных обстоятельствах». 668 Плачи часто завершаются хвалой, гимном или благословением – либо за полученный ответ на молитву, либо за грядущий ответ (напр., Пс.21:2332 ). Более трети всех псалмов подпадают под категорию плачей, из них 48 имеют индивидуальный характер, а 17 – групповой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010