45. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 96, НА СЛОВА: « Господь воцарился, да радуется земля » (Пс. 96:1), И НА СЛОВА: « когда Он предаст Царство Богу и Отцу » (1 Кор. 15:24), и о таинстве крещения. 46. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 100. 47. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 101. «Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое» (ст. 1). 48. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 102. 49. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 103. 50. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 104. 51. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 105. 52. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 106. 53. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 107. 54. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 118, О НЕПОРОЧНОМ. СТАТЬЯ 1. 55. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 118. СТАТЬЯ 2. 56. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 118. СТАТЬЯ 3. 57. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 139. 58. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 84. 59. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 85. 60. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 86. 61. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 87. 62. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 88. 63. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 89. 64. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 90. 65. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 91. 66. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 92. 67. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 93. 68. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 94. 69. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 95. 70. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 96. 71. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 99. 72. ПОСЛЕСЛОВИЕ НА 5–Й ТОМ.   БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 131 1 Песнь степеней. Помяни, Господи, давида и всю кротость его: 1 Песнь степеней. Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: 2 яко клятся Господеви, обещася Богу иаковлю: 2 Как он клялся Господу, обещался Богу Иакова: 3 аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея: 3 «Не войду в жилище — дом мой, не войду на одр мой, 4 аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: 4 Не дам сна глазам моим и дремания векам моим и покоя вискам моим, 5 дондеже обрящу место Господеви, селение Богу иаковлю. 5 Пока не найду места Господу, жилища Богу Иакова». 6 Се, слышахом я во евфрафе, обретохом я в полях дубравы: 6 Вот мы слышали, что оно в Евфрафе, нашли его в полях дубравы. 7 внидем в селения его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе его. 7 Войдем в селения Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Образ толкования – как и во всех толкованиях на псалмы: изъясняется стих за стихом. Впрочем, толкования очень различны. При одних стихах они – кратки и недостаточны, – по местам встречается только одно слово в форме примечания; при других – слишком растянуты, с его иллюстрациями при помощи библейских примеров. Как и во всех толкованиях на псалмы, в толковании псалма 118-го часто производится критика текста 55 , привлекаются различные толкования 56 ; обращается внимание на варианты 57 . Течение мысли в толкованиях не имеет строгой логичности. Переход от одного стиха к другому отмечается только выражением sequitur versus. Смысл толкования по преимуществу моральный, но наряду с ним встречаются толкования в смысле мистическом и аллегорическом 58 . Относительно толкований на псалмы, вообще, должно сказать следующее. Они не для всех удобовразумительны. Уклонения от главной мысли, толкования, подобные толкованию заглавных букв и соответствующих им октонариев в Пс.118 -м, экзегету нашего времени могут показаться нежелательными. Несмотря на это, они имеют свою цену и значение. Для правильного суждения о них нужно иметь в виду ту цель, с которой они были написаны. В своих толкованиях на псалмы св. Амвросий не имеет в виду представить толкование в собственном, строгом смысле научное. «Цель их появления, – замечает Фееслер 59 , – научить христиан знанию своих обязанностей и воодушевить их к воплощению этих последних в жизни чрез чистоту нравов и хождение в благочестии». Этой цели толкования на псалмы достигали в полной силе. К третьей группе экзегетических сочинений св. Амвросия должны быть отнесены те из его писем, которые имеют своим предметом истолкование отдельных мест Свящ. Писания, разрешение разных вопросов, возникающих при чтении слова Божия и т. п. Эти довольно многочисленные письма писались св. Амвросием почти всегда в ответ на просьбы его друзей, искавших у св. епископа разрешения своих недоумений. Они представляют собой как бы отдельные трактаты, различные по величине, но по методу толкования, всегда напоминающие комментарии. К числу писем св. Амвросия экзегетического характера могут быть отнесены следующие: 6-е, 7-е, 8-е, 19-е, 27-е, 28-е, 29-е, 30-е, 31-е, 32-е, 33-е, 43-е, 44-е, 45-е, 50-е, 58-е, 64-е, 65-е, 66-е, 67-е, 68-е, 69-е, 70-е, 72-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

34. Pag. 968. 35. Pag. 968. 36. Pag. 968. 37. Pag. 969. 38. Pag. 970. 39. Pag. 970. 40. Pag. 970. 41. Pag. 972. 42. Pag. 974. 43. Pag. 974. 44.  …сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19. Pag. 974). 45. Pag. 974. 46. Pag. 974. 47. Pag. 975. 48. Pag. 975. 49. Pag. 976. 50.  Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя (Пс. 7. 17). 51. Pag. 976. 52. Pag. 1084. 53. Pag. 1071. 54. Pag. 1069. 55. Pag. 1069. 56. Pag. 1069. 57. Pag. 1067. 58. Pag. 1071. 59. Pag. 1069. 60. Pag. 1077. 61. Алфавитный патерик. 62. Pag. 1077. 63. Pag. 1077. 64. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 269. 65. Pag. 1073. 66. Pag. 1073. 67. Pag. 1073. 68. Pag. 1073. 69. Pag. 1075. 70. Pag. 1075. 71. Pag. 1075. 72. Pag. 1075. 73. Pag. 1075. 74. Pag. 1075. 75. Pag. 1075. 76. Pag. 1075. 77. Pag. 1075. 78. Pag. 1075. 79. Pag. 1075. 80. Pag. 1075. 81. Pag. 1076. 82. Pag. 1076. 83. Pag. 1076. 84. Pag. 1076. 85. Алфавитный патерик. 86. Pag. 1076. 87. Алфавитный патерик. 88. Pag. 1076. 89. Pag. 1076. 90. Pag. 1076. 91. Pag. 1076. 92. Pag. 1076. 93. Pag. 1076. 94. Pag. 1076. 95. Pag. 1076. 96. Pag. 1076. 97. Pag. 1076. 98. Pag. 1077. 99. Pag. 1077. 100. Pag. 1077. 101. Pag. 1077. 102. Pag. 1077. 103. Pag. 1077. 104. Pag. 1077. 105. Pag. 1077. 106. Pag. 1077. 107. Pag. 1077. 108. Pag. 1077. 109. Pag. 1077. 110. Pag. 1077. 111. Pag. 1077. 112. Pag. 1078. 113. Pag. 1078. 114.  …все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2. 16). 115. Pag. 1078. 116. Pag. 1078. 117. Pag. 1078. 118. Pag. 1078. 119. Pag. 1078. 120. Pag. 1078. 121. Pag. 1080. 122. Pag. 1080. 123. Pag. 1080. 124. Лк. 12. 35. 125. Pag. 1080. 126. Pag. 1080. 127. Pag. 1080. 128. Pag. 1080. 129. Pag. 1080. 130. Pag. 1080. 131. Pag. 1080. 132. Pag. 1080. 133. Pag. 1080. 134. Pag. 1080. 135. Pag. 1080. 136. Pag. 1081. 137. Pag. 1081. 138. Pag. 1081. 139. Pag. 1081. 140. Pag. 1081. 141. Pag. 1081. 142. Pag. 1081. 143. Pag. 1081. 144. Pag. 1081. 145. Pag. 1081. 146. Pag. 1081. 147. Pag. 1081.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

53 . Когда говоришь: «Много раз просил я и не получал», то это потому не получил, что просил худо, или с неверием, или рассеянно, или неполезного тебе, или не имел постоянства (и в молитве, и в доброделании, и в терпении). 54 . С терпением об обидевшем молись: «Господи, не поставь ему греха» ( Деян.7:60 ). 55 . Святую мысль о Боге непрестанно носи в сердце, как печать любви к Богу. 56 . Жизнь духовная начинается покаянием. Этот век – век покаяния, а тот – награды; век этот – век делания, а тот – мздовоздаяния. 57 . Наша цель – взойти опять в живой союз с Богом через очищение себя от страстей. Обязанный к цели, обязан и к средствам. 58 . По прошествии дня и по приведению к концу всякого дела, телесного и духовного, прежде упокоения, совесть каждого должна быть подвергнута испытанию собственного его сердца. И если что было противное долгу, или помышление о запрещенном, или леность к молитве, или пожелание мирской жизни – будет объявлено братству или духовному отцу, чтобы ни одного душевного движения не оставлять в скрытности; ни одного слова не пропускать без испытания, но тайны сердечные обнажать. 59 . Вечером благодарим Бога и исповедуем, испытываем, что согрешили в слове, деле, в сердце. Яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся ( Пс.4:5 ). 60 . Ты же, что влагается тебе в ум, открывай пастырям. Новичкам заповедывалось не верить своему уму и рассуждению и открывать свои помыслы старцам, ничего не утаивая. 61 . Приносящий покаяние должен прийти в состояние духа: Неправду возненавидех и омерзих ( Пс.118:163 ) и совершать в большой мере такое доброе дело, которое противоположно греху (подобно Закхею). 62 . Страх Божий очищает сердца человеческие от порочных страстей и делает их сосудами избранными, благоприятными Господеви. 63 . Разлучение души от тела признавай освобождением от всякого зла. Да не устрашает нас немощь тела и долговременность труда, ибо не вечно будем жить здесь. 64 . Если будем проливать слезы покаянного сокрушения о себе и о других, то можем воскресить духовно души свои и души братии наших.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

100)  См. Тертуллиан. О крещении. 5; Ориген. Против Цельса. 6.23–24. 101)  Эпиктет. Арриановы беседы. 3.23.30. 102)  Плутарх Херонейский. Моралия. 355d. Ср. Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 2. 103)  Иустин. Диалог с Трифоном иудеем. 8.1. 104)  Иустин. Вторая апология. 12.1. 105)  Иустин. Диалог с Трифоном иудеем. 8.1. Последнему обстоятельству, на мой взгляд, придается в исторической литературе значение клеопатриного носа. Укажем на то, что и Тертуллиан носил свой философский плащ ( pallium ) вместо более приличествовавшей ему тоги, что однако не мешало ему презирать философию. См. О плаще. 6. 106)  До Иустина эта теория была развита Артапаном (III–II век до н. э.), Аристобулом (II век до н. э.) и Филоном Александрийским (15 до н. э. — 50 н. э.). 107)  Иустин. Вторая апология. 13. 108)  См. Ориген. Против Цельса. 7.64–65; ср. Пс.96:5; 1Кор.10:21. 109)  Мелитон. Фраг. 2. Ср. Татиан. Апология. 31–41; Климент Александрийский. Строматы. 2.2; 5.8,9,14; 6.16. 110)  См. De differentiis pulsuum. 2.4. Отрывки из Галена собраны и переведены на англ. у R. Walzer (Galen on Jews and Christians. C. 15). 111)  Тертуллиан. Прещение против еретиков. 7; Апология. 46; Против Маркиона. 2.16.2–3; Иероним. Письма. 70.4. Таков же общий пафос “Опровержения всех ересей” Ипполита. 112)  Мученичество св. Иустина. 2. 113)  Воспоминания сохранены Евсевием Кесарийским. Церковная история. 5.20.5–7. 114)  У Евсевия. Церковная история. 3.39.4. 115)  Дидахе. 4.2; Послание Варнавы. 19.10. 116)  Послание к Диогнету. 6.9, 7.8; Тертуллиан. Апология. 50.13. 117)  Учение апостолов. 19.5. 118)  Апостольское предание. 19.2; Киприан. Письма. 73 (Oxford edition).22; Ориген. Увещание к мученичеству. 30, 39; Каноны Ипполита. 19, 101; Апостольские постановления. 5.6; Геннадий Марсельский. О церковных догматах. 74 (PL 58.997). 119)  Th. Ruinart. Acta Primorum Martyrum Sincera. С. 323. Ср. Тертуллиан. О венке воина. 2. 120)  Иустин. Первая апология. 61. 121)  Иустин. Первая апология. 61; ср. Дидахе. 7.4; Апостольское предание. 25.1; Псевдо-Климент. Воспоминания. 3.67. Дидахе (1.3) цитирует следующую устную традицию слов Иисуса: ‘‘Поститесь за гонящих вас”. Ср. Мф.5:44.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

1799. См.: Мф.25:8–9. 1800. Слова свт. Амвросия о постепенном восхождении души к Богу исследователи связывают с влиянием или Платона, symp. 211 с (Schenkl, CSEL 32/1. P. XXXI), или Порфирия (Dörrie Н. Das fünftach geslufte Mysterium. S. 88–90). Морескини категорически не согласен с последним, видя в концепции движения души влияние Оригена, см.: Moreschini. Introduzione. P. 18–20. 1801. См.: Песн.1:2. 1802. См.: Песн.1:4. 1803. См.: Песн.3:4. 1804. См.: Мф.22:30. 1805. См.: Лк.9:58. 1806. Выше (1.1) свт. Амвросий говорит, что патриарх Исаак — это образ души тихой, смиренной и кроткой (mitis humilis atque mansuetus). 1807. См.: Откр.3:20. 1808. См.: Рим.8:29. 1809. Уже ранние христианские комментаторы интерпретировали кожаные одежды Адама и Евы как образ грешного тела. 1810. См.: Быт.3:21. 1811. Уже с самого начала (1. 1) тема «тело — темница души» является важной для гомилии, потому что только освободившаяся от тела душа может вознестись вверх и стать истинной невестой Христа. Кроме трактата «О благе смерти» свт. Амвросий развивает эту тему в Iacob 2. 9. 38; ехе. fr. 1. 73, 2. 20: exam. 6. 9. 55; Abr. 2. 6. 27: ехр. ps. 118, 4. 6; Cain et A. 2. 9. 36; parad. 12. 54; exp. Luc. 2. 59, 8. 48, 9. 29. 1812. См.: Песн.5:4: Брат мой протянул руку свою в окно. 1813. См.: 1Кор.13:12. 1814. См.: Лк.1:41–44. 1815. См.: Кол.2:12. 1816. См.: Еф.2:19. 1817. См.: Пс.136:1 1818. См.: Быт.11:9, где название «Вавилон» толкуется как «смешение»: Ибо там смешал Господь язык всей земли. 1819. В трактате «О девстве» (13. 80) повторяются цитаты и аргументация. Там же (14 92) pallium понимается как плащ, одеяние философов, «суетная мудрость», которую надо сбросить, чтобы чистым сердцем увидеть Бога. В данном кон тексте pallium — покрывало невесты, которое надо снять, чтобы увидеть совесть, внутреннее состояние души. 1820. См.: Быт.24:64– 65. 1821. См.: Мф.22:11–13. 1822. См.: 1Кор.11:10. 1823. См.: 1Пет.2:22. 1824. См.: Песн.2:16. 1825. См.: Мф.12:1 и след. 1826. См.: Втор.29:5. 1827. Это и аллюзия на Ин.19:31, но в то же время и прообраз дня Страшного Суда. И сбор плодов, о которых говорит свт. Амвросий, — это жатва или добрых дел, или грехов.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

53. Причины гнева не слагай на других, которые не подлежат твоей власти, ибо не в чужом терпении, а в твоем великодушии твое исправление. 54. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3:15). 55. Печаль ради Бога о грехах, желании совершенства, созерцании вечного блаженства бывает послушна, приветлива, смиренна, кротка, приятна, терпелива, а печаль бесовская – сурова, нетерпелива, жестока, строптива, соединена с бесплодной грустью и мучительным отчаянием, прерывает действенность молитвы. 56. Апостол Павел учит жить тихо, на своем месте, не любопытствовать молве и бас­ням житейским, исправлять больше себя, работать своими руками, не желать даров и пода­яний, удаляться от бесчинных. Сам апостол, и Силуан, и Тимофей подавали пример трудо­любия: добывали хлеб своими руками при проповеди Евангелия. 57. Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3:10). 58. Воздрема душа моя от уныния (Пс. 118:28). Уныние ослепляет ум, душа дремлет, не способна созерцать и рассматривать духовное. 59. Тщеславие приражается и к уму самым тонким злом, ибо эта страсть многосложна, разновидна: и в одежде, и в виде, походке, голосе, деле, бдении, посте, молитве, уединении, чтении, знании, молчании, послушании, смирении. 60. Путь проходить надо и в чести, и в бесчестии, и в похвалах – не уклоняйся ни направо, ни налево (Притч. 4:27). 61. Ничего не должно делать с желанием суетной славы, а веруя и подвизаясь искать славу единому Богу (Ин. 5:44). 62. Гордость – самый лютый зверь, ибо унижает других, возвышает в превосходстве и совершенных, и новоначальных и восстает и на Бога, и на людей. 63. Высокосердый же, как нечистый пред Богом, предается страстям и наказанию для посрамления и для обнаружения нечистоты сердца и смирения. 64. Из действий внешнего человека познается состояние внутренней гордыни: крик в разговоре, в молчании досада, в веселии смех, в печальном случае неразумная скорбь, в ответе строптивость, в речи легкомысленность, слова выражаются без всякого участия сердца, безрассудно, нет терпения, чужд любви, неуступчив, доверчив своему мнению. Такой человек желает жить в уединении, учить других.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

55 . Некоторые благодать получают сразу до трудов, другие до смерти терпят, ибо испытывается их воля, и вера, и надежда, и любовь по пределу меры и весу свободного произволения, дабы взыскать плодов добродетели по слову: Силни (много приявшие) же сильне истязани будут, а малый достоин есть милости ( Прем.6:6 ), ибо раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воле его, биен будет много ( Лк.12:47 ). 56 . Благодать дается верному только после долговременного борения, после опытов великого терпения и великодушия, после испытаний и искушений, когда свободное произволение будет испытано скорбями. 57 . При терпении в скорбях и многих трудах воцаряется благодать, а до этого в душе пресмыкается дух лукавства, покрывало тьмы, ветхий человек. 58 . Огнь Божества (ибо Бог наш огнь поядаяй есть – Евр.12:29 ) сожигает сучец во внутреннем оке, делает ум чистым, возвращает естественную прозорливость, чтобы видеть дела Божии, как сказано: Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс.118:18 ). 59 . Как младенца носят на руках куда хотят, так и благодать держит и носит ум, и возносит на небеса в вечный покой. 60 . Брачное одеяние – это благодать Святаго Духа. 61 . Когда благодать посетит и вселится в человека, тогда Сам Господь творит в нем Свои собственные заповеди. 62 . Что от благодати – там радость, мир, любовь, истина. 63 . Благодать надо подогревать огнем ревностного делания, как жар дровами, дабы не потух огонь. 64 . И по принятии благодати человеку суровому оставляется его суровость. 65 . Леность, недеятельность и беспечное произволение лишают благодати. 66 . Когда благодать отступает от души, она терпит от диавола тысячи бедствий, отчаяние, расслабление от упования на Бога. 67 . Вечером и утром испытывай себя сам, как провел ты время. 68 . Говорит апостол: Совлекитесь ветхаго человека оскверненного, непокорного Божию закону ( Кол.3:9 ) 69 . Когда благодать отступает от души, она терпит от диавола тысячи бедствий, отчаяние, расслабление от упования на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В две последние категории вошли следующие псалмы: псалмы мудрости (1, 31, 36, 48, 72, 111, 118, 126, 127:132) 666 и царственные псалмы (2, 17, 19, 20, 44, 71, 88, 100, 109, 131:143). Он также разделил псалмы плача на две подкатегории: индивидуальные плачи (3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16, 21, 24, 25, 26, 27, 30, 34, 35, 37, 38, 39, 4142, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 68, 69, 70, 76, 85, 87, 93, 101, 108, 119, 129, 139, 140, 141:142) и групповые плачи (11, 13, 43, 52, 57, 59, 73, 78, 79, 82, 84, 89, 105, 107, 122, 125:136). Первый жанр – хвалебные псалмы – также можно разделить на подкатегории: гимны общего содержания (28, 32, 67, 99, 102, 104, 110, 112, 113, 114, 116, 133, 134, 138, 144, 145, 146, 149:150), псалмы сотворения (8. 18, 64, 103:148), псалмы восшествия на престол (46, 92, 94, 95, 96, 97:99), псалмы Сиона (45, 47, 75, 83, 86:121), вводные литургии (14:23), гимны с пророческими предупреждениями (49, 80:81), псалмы доверия (22, 90, 120, 124:130) и псалмы благодарения, среди которых есть как индивидуальные (29, 33, 40, 65, 91, 115, 117:137) так и групповые (66, 74, 106, 123, 128:135). Хвалебные псалмы (гимны) были песнями, посвященными Яхве, в которых признавались Его могущество, Его сила и Его благость. Другими словами, это были песни, которые славили Бога за то, что Он – Бог . Эта форма в основном отражает трехстороннюю схему развития. 667 В эту категорию входит много различных псалмов (см. список Берлингера, приведенный выше). Индивидуальные и групповые псалмы-плачи имеют много общего. Различия чаще всего являются результатом различных обстоятельств, при которых эти псалмы были сочинены, и целей, для которых они были предназначены. Групповые плачи были вызваны какими-либо большими потрясениями в жизни народа. Такие псалмы использовались на общих собраниях, пелись хором, возможно в специально выделенные дни молитвы и поста. Индивидуальный псалом, напротив, является стенанием отдельного человека, души, переполненной трудностями и неудачами, человека, который раскрывает свое сердце перед Господом, Который Один и может его спасти. Трудность плачей, как групповых, так и индивидуальных в определении личности «врага». Возможно, как предлагает Лонгман: «Псалмы целенаправленно избегают упоминания исторических событий, чтобы они могли использоваться в разных обстоятельствах». 668 Плачи часто завершаются хвалой, гимном или благословением – либо за полученный ответ на молитву, либо за грядущий ответ (напр., Пс.21:2332 ). Более трети всех псалмов подпадают под категорию плачей, из них 48 имеют индивидуальный характер, а 17 – групповой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Таковы псалмы: 8, 17, 20, 28, 29, 32, 33, 45–47,64–67, 74, 75, 80, 86, 91–92, 94–99, 102–107, 110, 112–117, 121, 123, 125, 128, 133–135, 137, 143–150. К числу их принадлежат все вообще псалмы, носящие в евр. т. названия: шир=торжественная песнь, тегиллаг=хваление, тодаг=исповедание, и галлелуйаг=аллилуиа (см. выше о надпис. стр. 12 и сл.), и все начинающиеся и оканчивающееся приглашениями петь, хвалить, благодарить, прославлять и благословлять Господа (воспойте Господу... Пс.95 и др.; хвалите Господа... 146 и др.; восплещите руками... 46 и др.; воскликните Богу... 65 и др.; воздайте Господу славу и честь... 28 и др.; славьте Господа... 104 и пр.; благослови душа моя Господа... 102 и др.). 2) Псалма преобладающего печально-молитвенного настроения, представляющие излияние более или менее скорбных чувствований псалмопевцев пред Богом и молитвенных воплей к Нему о помощи и заступлении по случаю то собственных их несчастий, то различных бедствий народа Божия, – или выражение глубокой печали о развращении мира, с благочестивым негодованием против нечестивцев и призыванием на них суда Божия, – или же исповедание собственной своей греховности пред Богом с горячею мольбою о прощении и помиловании. Псалмы эти по преимуществу могут быть названы молитвенными псалмами, или молитвами – тефиллаг и обыкновенно отличаются частыми повторениями молитвенных воззваний к Господу: Господи помилуй, Господи спаси, призри, внемли, услышь молитву мою, восстань на помощь, избави, заступи и т. п. Они составляют более трети всей Псалтири. Таковы Псалмы: 3–7, 9, 12, 15, 16, 21, 24, 27, 30, 34, 37–40, 43, 50, 53–55, 58–60, 63, 68–70, 73, 74, 78, 79, 82–85, 87, 89, 93, 101, 108, 119, 122, 129 и 139–142. Из числа их Псалмы: 6, 37, 50, 101, 129, 142, а также 31, впрочем, более поучительного тона, как молитвы о прощении грехов и избавлении от наказания за оные, с первых времен христианства (уже у Оригена Homil. 2 Lev.) принято называть псалмами покаянными (psalmi poenitentiales – у Августина). 3) Псалмы по преимуществу спокойного, рассуждающего тона, представляющие собою благочестивые размышления и наставления псалмопевцев об уповании на Бога, о Промысле Божием, об откровенном законе, о различной судьбе праведных и нечестивых и других предметах веры и нравственности, преимущественно по поводу различных обстоятельств или собственной жизни различных псалмопевцев, или истории народа Божия. Псалмы эти вообще могут быть названы псалмами поучительными и в самой Псалтири, в надписаниях некоторых псалмов, называются маскил=учение, размышление. Таковы псалмы: 1, 2, 10, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 31, 35, 36, 41, 42, 48, 49, 51, 52, 57, 61, 77, 81, 100, 11, 118, 120, 124, 126, 127, 130, 131, 132, 136 и 138-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010