И если кто всех бедных и “меньших” кормил, поил, одевал и делал для них все остальное, а всего лишь одним пренебрег и к нему отнесся с презрением, то и сам он будет считаться презревшим алчущего и жаждущего Христа Бога. 99. Всем это, может быть, покажется тяжелым, поэтому они и сочтут справедливым говорить в себе: “Кто может все это исполнить, чтобы всем послужить и всех накормить и решительно ни одним из них не пренебречь?”. Но пусть они послушают Павла, который ясно говорит: Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли (2 Кор. 5:14). 100. Как главные заповеди содержат в себе все заключенные в них частные заповеди, так и главные добродетели собирают в себе все частные добродетели, заключенные в них. Ибо кто продал свое имущество или расточил его нищим и сам сразу же стал бедным, тот в этом одном исполнил все частные Заповеди; поэтому уже не имеет необходимости просящему у него давать или от хотящего занять у него не отворачиваться (Мф. 5:42). Таким же образом и непрестанно молящийся включил в это все, и уже не Имеет нужды семь раз в день хвалить Господа (Пс. 118:164) или вечером и утром и в полдень (Пс. 54:18) Какуже исполнивший все, о чем мы молимся и поем Согласно канону и в определенные времена и часы. Точно так же и тот, кто сознательно приобрел в себе Бога, дающего людям знание, прочитал все святое Писание и собрал весь плод пользы от чтения, и более уже не будет нуждаться в чтении книг Почему так? [Потому что] обладающий как собеседником Тем, Кто вдохновил написавших божественные Писания, и посвящаемый Им в тайны сокровенных таинств сам станет для других богодухновенной книгой, содержащей новые и ветхие таинства, написанные в ней перстом Божиим, как совершивший все и упокоившийся от всех дел своих в Боге — верховном совершенстве. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Съев хлеб, но не столько, сколько ему хотелось бы, он был не в силах заснуть. Тут же подступили к нему со всех сторон помыслы, окружили, нападая на его душу, и, поработив, увели в мир. Отшельник встал и ночью по пустыне отправился в селения. Наступивший день застал его в пустыне, вдали от обитаемых мест. Силы покинули его, измученного солнечным зноем. Он озирался вокруг, не виден ли какой-нибудь монастырь, где бы он мог отдохнуть. Желание его исполнилось. Старца приняли у себя благочестивая и верная братия, они, встретив его как истинного отца, омыли его лицо и ноги, помолились, и, приготовив ему еду из того, что у них было, с любовью предложили ему. Когда он подкрепил свои силы, братия пожелала услышать от него поучение о спасении, о том, как им спастись от сети диавольской 27 и одолеть постыдные помыслы. Старец стал увещевать их, как отец своих родных детей, советовал стойко переносить трудности, так как скоро настанет вечное отдохновение, многое другое говорил он о подвиге и принес им большую пользу. Окончив наставление и опомнившись, он подумал, как он, поучая других, сам остается неисправленным. Уразумев свое падение, он бежал, оплакивая себя, в свою пустыню и говорил: «Если бы не Господь был мне помощником, вскоре бы вселилась душа моя в страну молчания ( Пс.93:17 ). Едва не впал я во всякое зло ( Притч.5:14 ). Едва не погубили меня на земле ( Пс.118:87 )». И совершилось с ним по слову Писания: «Брат от брата помогаем, яко град тверд и высок» ( Притч.18:19 ). И там, в пустыне, монах закончил жизнь, оплакивая свои грехи. До самой смерти в наказание он не получал более от Бога трапезы и с великим трудом добывал хлеб свой. Он затворился в пещере, надел вретище, посыпал себе голову пеплом, не вставал с земли и не прекращал плача, пока не услышал во сне голос ангела, который обратился к нему с такими словами: «Бог принял твое покаяние и помиловал тебя. Смотри, не поддавайся более искушению! А когда придут братья, чтобы утешить тебя, и принесут тебе дары, прими эти дары, вкуси вместе с гостями и всегда будь благодарен Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» – благодатные дары и откровения от Бога всегда бывают сладки для приемлющего их. 80 80 Ср.: «Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим» (Пс. 118, 103). И еще: «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс. 18, 11).   Однако в данном случае они становятся также и горькими, потому что возвещать о явлении великого Божия гнева и о страшных событиях конца – горько и трудно. «тебе надлежит опять пророчествовать» – некоторые считали, что, кроме прямого, возможно следующее понимание этих слов: апостолу Иоанну надлежит снова явиться в конце времен, чтобы пророчествовать (см. комм. на 11, 3). Глава 11 1 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий, и жертвенник, и поклоняющихся в нем. Измерение храма, вероятно, имеет сходный смысл с запечатлением рабов Божиих 7-й главы и означает усвоение Богом верных и перепись их ради сохранения. 82 82 В том случае, если под запечатленными понимать всех вообще христиан (см. комм. на 7, 3).  Обращает на себя внимание, что запечатление 7-й главы совершается между шестой и седьмой печатью, перед бедствиями труб, а измерение храма – между шестой и седьмой трубой, перед бедствиями чаш. «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10, 14), – говорит Христос в Евангелии. Также и у апостола Павла сказано: «Познал Господь Своих» (2 Тим. 2, 19). Из этих слов видна великая забота Бога о верных Ему людях. Измерение храма, кроме того, можно толковать в связи с имеющим произойти в конце времен обращением иудеев ко Христу (см. Рим. 11). В этом случае под внутренней измеренной частью храма следует понимать иудеев обратившихся и принятых  Богом (или имеющих обратиться и быть принятыми), а под внешней неизмеренной – необратившихся и непринятых. Измерение также может означать, что Церковь уже закончила свое свидетельство в этом мире, что она исполнила все, что должна была исполнить, и те, кто так и не вошел в нее, уже не подлежат измерению, включению в нее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

41 . Пробуждайся в полночь и хвали Господа Бога своего. В час сей воскрес Господь наш и восхвалил Отца, потому и нам заповедано хвалить Бога в сие время. Вставши, прежде всего скажи стих сей: в полунощи востах, исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (ср.: Пс.118,62 ), потом, помолчав немного, говори 50-й псалом, весь до конца. Псалмов читай столько, сколько можешь прочитать, стоя. После каждого псалма твори тайную молитву и коленопреклонение, со слезами исповедуя Господу грехи свои и умоляя Его оставить их; а после трех псалмов говори: «Аллилуиа». Если есть другие девы с тобою, пусть и они поют, и одна после другой совершайте молитву. К утру читай следующий псалом: Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада к Тебе душа моя (ср.: Пс.62,2 ), а на рассвете: благословите, вся дела Господня, Господа ( Дан.3,57 ); и: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся...» и прочее. 42 . Но паче всего потщися согреть сердце свое любовию, которая выше всего. Ибо возлюбиши, говорится, Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею крепостию твоею и всею душею твоею, и ближняго твоего, яко сам себе. На сих двух заповедях весь закон и пророцы висят (ср.: Мф.22,37,39–40 ). Бог есть любовь, и Он прежде возлюбил человека и предал Себя за него, чтоб избавить его от всякого беззакония. И так если Сам Господь за нас умер, то и мы должны друг за друга полагать души свои. Бог любы есть ( 1Ин.4,8 ), и, кто имеет любовь, тот имеет Бога, ибо Он сказал: о сем познают, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (ср.: Ин.13,35 ). Сколько бы ни трудился человек, но, если он не имеет любви, всуе труд его. Любовь же свою к ближнему показывай не словом только, но и делом. 43 . Не держи ни на кого злобы в сердце своем, – иначе молитва твоя не взойдет к Богу чистою. Да не зайдет солнце во гневе твоем (ср.: Еф.4,26 ). Будь кротка, терпелива, уступчива и простосердечна, как дитя, ибо Господь говорит: аще не обратитеся, и не будете, яко дети, не внидете в Царствие Небесное (ср.: Мф.18,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

по заповедям Его, по закону Его. " Заповедь есть светильник , " говорит премудрый, " и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни " (зане светильник,…, заповедь закона, и свет, и жизни, и обличение, и наказание) (Прит. 6:23). Также Давид говорит: " заповедь Господа светла, просвещает очи " (Пс. 18:9); и еще: " слово Твое -- светильник ноге моей и свет стезе моей " (Пс. 118:105). И везде, как всякий может видеть, закон так называется. Так и Павел говорит: " и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд " (уповая же себе вожда быть слепым, света сущным во тьме, наказателя безумным) (Рим. 2:19–20). Подлинно, не так лучи солнца руководят наши очи телесные, как заповеди закон просвещают зрение душевное. 6. Таким образом пророк, желая показать, что еще прежде воздаяния и наград заповеди доставляют нам вознаграждение при самом их исполнении, назвал их светом. Как глаз при самом освещении светом получает пользу, так и душа при самом повиновении закону получает величайшие плоды, очищается, освобождается от порока и восходит к самой добродетели; напротив того, преступающие закон, еще прежде наказания, получают наказание в самом преступлении, находясь в положении более жалком, нежели сидя во тьме, испытывая страх, терпеть и угрызения совести, и в самый полдень боясь и страшась всех знающих и ничего не знающих. Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова (Остави бо люди своя, дом Иаковль), т.е. устранился, отступил, презрел, лишил своего промышления. Внушив страх, пророк потом приводит и причину, чтобы они исправили совершившиеся. Какая же это причина? Зане страна их волхвований, якоже иноплеменников. Прежде он обвинял их в корыстолюбии, сребролюбии, презрении вдовиц; а здесь укоряет за неправые мнения и остатки нечестия, которые мало-помалу увлекали их к демонскому заблуждению. Притом в обличение их не просто сказал, что они волхвовали, но: наполнися страна их. Порок их, говорит, опять увеличился чрезмерно. Как выше он говорил не просто: народ грешный (людие грешники), но: обремененный беззакониями (исполнены грехов) (Иса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

ж)  Помазуются ноги, чтобы мы ходили в оправданиях Божиих, чтобы твердо стояли на истинном пути, не хромали на оба колена, как некоторые израильтяне при Илии, уклоняясь то направо, то налево, чтобы всегда были готовы идти на помощь ближнему, благовествовать мир ближним и дальним; чтобы не ходили на совет нечестивых, помня слова св. Давида: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (1, 1); чтобы не знали пути в места увеселительные. Настави мя, Господи, на путь Твой и пойду во истине Твоей (Пс. 85, 11). Скажи пути Твои, Господи, и стезям Твоим научи мя (24, 4). Стопы моя направи по словеси Твоему, да не обладает мною всякое беззаконие (118, 133). з)  Помазуются перси, чтобы Бог отверз сердце наше внимати тому, что глаголет слово Божие (Деян. 16, 14); чтобы очистил это исходище живота от помышлений злых и похотей лукавых; чтобы научил нас о Господе радоваться, чтобы мы не увлекались чувственными удовольствиями, а в Боге едином искали счастья и успокоения, к Нему одному стремились как жаждущий елень стремится на источники водные. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50). III. Братия! Мы прияли дары Святаго Духа в обилии. Будем же хранить этот залог в сердце. Духа не угашайте, Духа не оскорбляйте, исполняйтесь Духом! Всякая горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула да возьмется от вас со всякою злобою, а напротив, бываете друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Христос простил есть вам (Еф. 4, 31–32), и тогда сердце наше будет храмом Духа Святаго (1 Кор. 3, 16). Аминь. (Составлено по слову прот. М. Некрасова, помещенном в журнале «Пастырские собеседования» за 1886 г., май, стр. 17–18 Поучение 2-е. День Св. Троицы (О том, что мы должны делать, чтобы Дух Святый пришел и вселился в нас) Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны! I. Так взываем мы ныне, воспоминая сошествия Святаго Духа на апостолов; так и апостолы молились, ожидая Утешителя, обещанного им от Отца небесного (Ин. 14, 16 и 26. Деян. 1, 4, 14). И не тщетно они призывали Его. Когда все апостолы, говорит писатель их деяний, находились в день Пятидесятницы единодушно вместе, вдруг сделался шум с неба, как бы от несущагося сильнаго ветра, и наполнил весь дом, где они находились, а вместе явились языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них, и тогда все они исполнились Духа Святаго и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещавать (Деян. 2, 1–4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. И не имут покоя день и нощь. День и ночь упоминаются не потому, что течение и будущего века будет соизмеряться по солнцу и грешники тогда не будут иметь покоя, но или сообразно настоящему обычаю измерять время днями и ночами, или потому, что день означает вечную жизнь святых, а ночь — мучения грешных, которые достойно постигнут всех, изображавших в себе образ зверя своими диавольскими делами и хулением на Христа и написавших в сердце своем бесчестное имя зверя. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса. Зде есть терпение святых. Он говорит, что грешники в будущем веке подвергнутся вечным мукам, а святые, потерпевшие здесь, в этом скоропреходящем веке, и сохранившие несокрушимую веру во Христа, возрадуются. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними. Не всех называет блаженными небесный голос, а только тех, которые, умертвив себя для мира, умирают в Господе, в теле своем носят мертвость Иисуса и состраждут со Христом. Для них оставление тела поистине является успокоением от трудов, и последствия подвигов — причина венцов и наград славы, превосходящих все, понесенное ими в борьбе с противными силами, ибо недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас, говорит апостол (Рим. 8, 18). Надеясь удостоиться такой славы, и мы непрестанно должны взывать к Богу: приклони сердца наши во свидения Твоя… отврати очи еже не видети суеты (Пс. 118,36–37), и не вниди в суд с рабами Твоими, яко не оправдится пред Тобою всяк зкивый (Пс. 142,2), НО богатством щедрот Твоих призри на нас, ибо Тебе принадлежит милость и власть, и Царство, и сила, и слава Отца, Сына и Святого Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь. ОТДЕЛ XV Статья сорок третья. О том, что Сидящий на облаке пожнет серпом произрастания земли И взглянул я, и вот, светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому. На главе его золотой венец, и в руке его острый серп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

1 . Мы переходим от вопроса к вопросу, от тайны к тайне, и, когда с великими усилиями и трудностями мы объясняем одни, за ними тут же следуют еще более сложные, и они требуют не таланта красноречия, но дыхания Божьей благодати. Ведь, несомненно, слушатель будет стремиться учиться, ибо, по слову апостола Павла: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ); то, что содержится в Писании, которое и мы, без сомнения, считаем богодухновенным, дано нам «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Ибо что сообщается нам, когда мы слышим, как нам читают о том, что, «Девора пророчица, жена Лапидофова», как сказано, «в то время была судьею Израиля; и жила под пальмою, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд» ( Суд.4:4–5 )? И какое научение, наставление или какую праведность дает нам то, что мы узнаем о Вараке или Иаили или Сисаре, военачальнике Иавина (ср. Суд.4:2 )? 2 . Посмотрим, не научает ли нас сказанное, как и остальное Писание, чему-то важному о сокровенных тайнах. Прежде всего, хотя, как сообщается, подавляющее большинство судей Израиля были мужчины, ни об одном из них не сказано, что они были пророками, – только о Деворе, женщине. И даже буквальная сторона этого дает женщинам немалое утешение, ибо призывает их никогда не отчаиваться вследствие слабости своего пола, поскольку и они могут сподобиться благодати пророчества; дабы уразумели и поверили они, что благодать эта дается не за принадлежность к какому-либо полу, а за чистоту ума. Посмотрим, однако, из какого скрытого понимания исходит тайна. «Девора» означает «пчела» или «речь». Но, как мы сказали выше, Девору должно понимать как образ пророчества, который есть пчела. Ибо всякое пророчество, несомненно, приносит сладостные соты небесного учения и сладкий мед Божественного слова. Потому и Давид пел: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» ( Пс.118:103 ); и в другом месте он говорит: «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества камней драгоценных, слаще меда и капель сота» ( Пс.18:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Евангелие от Матфея, зачало 2   Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде чем сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая Ее обесславить, решил тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – вот, Ангел Господень во сне явился ему, говоря: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Мариам, жену твою, ибо рожденное в Ней – от Духа Святого. И родит Она Сына, и наречешь имя Ему: Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов их». А это все произошло, чтобы исполнилось сказанное Господом чрез пророка, который говорит: «Вот, Дева зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил», – что в переводе значит: «С нами Бог». Пробудившись от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее; доколе не родила Она Сына Своего, первенца, и он нарек имя Ему: Иисус.                                                         Мф 1:18–25   Стопы моя направи по словеси  Твоему/и да не обладает мною всякое беззаконие./Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя./Лице Твое просвети на раба Твоего/и научи мя оправданием Твоим. Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие./Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои./Яви свет лица Твоего рабу Твоему и научи меня повелениям Твоим. Пс 118:133 – 135 Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Таже Трисвятое и по Отче наш:   Да наполнятся уста мои хвалою Тебе, Господи, чтобы мне воспевать славу Твою, весь день – великолепие Твоё. Пс 70:8 Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь.   Кондак, глас 3: Дева днесь Превечное Слово/в вертепе грядет родити неизреченно:/ликуй, вселенная, услышавши,/прослави со Ангелы и пастырьми/хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога.   Господи, помилуй, 40. И молитва:

http://pravmir.ru/posledovanie-sluzhby-r...

При этом Бог не только дает человеку нравственный закон, Он еще и производит над человеком суд в зависимости от того, как человек этот закон исполняет. В Книге Второзакония приводятся следующие слова Божии: У Меня отмщение и воздаяние ( Втор.32:35 ). Ап. Павел говорит, что Бог воздаст каждому по делам его ( Рим.2:6 ). В Священном Писании правда Божия может пониматься и как Божественная энергия, которая помогает человеку достичь совершенства. Псалмопевец просит Бога: Животвори меня правдою Твоею ( Пс.118:40 ). А в другом псалме отмечается, что правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его ( Пс.102:18 ). В Новом Завете, прежде всего у ап. Павла, под правдой Божией понимается Божественная милость, благодать, подаваемая всем, уверовавшим во Христа. Еп. Кассиан (Безобразов) пишет: «Объективно, правда Божия есть та полнота нравственного добра, которая присуща Богу. Бог есть носитель правды как высшего идеала добра. Но к правде Божией дано приобщаться и человеку» 285 . Эта правда Божия во всей полноте открылась в Иисусе Христе. Через веру в Спасителя человек приобщается правде Божией: Явилась правда Божия... через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих ( Рим.3:21–22 ). Основное возражение против правды как свойства Божия сводится к тому, что окружающая нас действительность порой заставляет нас усомниться в том, что Бог есть Существо, Которому присущи абсолютная правда и справедливость. Например, грешники часто благоденствуют, в то время как люди праведные терпят различного рода скорби. Как можно ответить на эти недоумения? Во-первых, нельзя ограничивать правосудие Божие только пределами земной жизни человека. Во-вторых, нельзя игнорировать тот факт, что человек есть существо, обладающее свободой, и поэтому счастье и бедствия людей зависят, в определенной степени, и от их свободной воли. В-третьих, когда речь идет о противопоставлении наслаждающихся жизнью грешников и страдающих праведников, оценка обычно дается по каким-то внешним проявлениям (состояние здоровья, обладание тем или иным имуществом, возможность осуществить жизненные планы и т. д.). При таком подходе игнорируется внутреннее, духовное состояние людей. Ведь праведные люди, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться Царством Божиим, которое внутри нас (ср.: Лк.17:21 ), предвкушая будущее блаженство. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). И наоборот, в Священном Писании можно найти немало мест, которые свидетельствуют о том, что человек, ведущий греховный образ жизни, не может быть по-настоящему счастлив. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое ( Рим.2:9 ). Сам грех уже заключает в себе наказание: ...чем кто согрешает, тем и наказывается ( Прем.11:17 ), Что посеет человек, то и пожнет ( Гал.6:7 ). Поэтому праведная жизнь всегда связана с предвкушением грядущего блаженства, а жизнь греховная – с предвкушением будущих мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010