Разумеешь ли, что Богом называет он Слово Божие, Которым Отец небеса утвердил, по словам божественного Давида, который говорит: «Словом Господним небеса утвердишася» (Пс. 32:6). Блаженный же Иеремия (Варух) и велегласный Исаия, не гадательно, но ясно проповедуют Его Богом и человеком совершенным. Иеремия (Варух) так говорит: «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку Своему и Исраилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися, и с человеки поживе» (Вар. 3:36—38). Разумеешь ли, безумный, что Кого выше он исповедал Богом, Тот, по его словам, явился на земли «и с человеки поживе» , то есть, по непостижимому человеколюбию соделался человеком. Услышь, о нечувственный, и Исаию, который яснее говорит о Нем: «се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис.7:14); затем несколько ниже говорит о том же родившемся от Девы Еммануиле: «яко отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его» ; затем приводит: «и нарицается имя Его: велика совета Ангел, чуден Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века» (Ис. 9:6). Слышишь ли, что Богом сильным, и Властелином, и Начальником мира, и Отцем будущего века признает и проповедует он новорожденное, данное нам Отроча — Сына. А что Христос есть совершенный Бог и вместе человек, о том послушай внимательно блаженного пророка и царя Давида, который говорит о Христе так: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» (Пс. 117:27, 26), то есть, во имя Отца, Которым и послан был на избавление рода человеческого. Признает же и называет Его Богом и Господом, так как Ему, как человеку, дана от Отца власть на небеси и на земли, как Сам Он сказал о Себе ученикам Своим по воскресении из мертвых, говоря: «дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» (Мф. 28:18). Эту Его власть и блаженный Давид задолго предвозгласил во втором псалме ясно говоря от Лица Бога-Отца, говорящего Единосущному Своему Слову и Сыну так: «Господь рече ко мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя; проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое и одержание Твое концы земли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3606...

    8:27. Все иудеи считали, что Бог испытывает сердца людей (3 Цар. 8:39; 1 Пар. 28:9), -представление, неоднократно повторяющееся в Новом Завете, а в некоторых позднейших раввинских текстах встречающеесядаже как Божественный титул («Испытующий сердца»).     8:28—30 Предвечный Божий замысел     8:28. Философы-стоики полагали, что все в мире устроено наилучшим образом — с точки зрения Бога, — хотя никакие других существа (включая богов более низкого ранга) не будут жить вечно. В иудаизме считалось что Бог — Верховный владыка, Который направляет историю к кульминационному моменту, когда Он оправдает Свой народ и вознаградит его за прежние страдания (см. коммент. к 8:18). Для Павла конечный итог, благо этих испытаний состоит в том, что они направлены на воссоздание в верующих образа Христова (8:29).     8:29. Некоторые греческие мыслители говорили об уподоблении божеству, но «образ» (или «подобие», как bNIV) — мысль, наиболее ярко выраженная в еврейских источниках. В иудаизме образ Бога наиболее полно представляла предвечная премудрость (см. коммент. к Кол. 1:15), но еврейские тексты часто говорят об Адаме и всем человечестве как о созданных по образу Божьему (см.: Быт. 1:26,27; ср.: Быт. 5:3). Дети Божьи будут уподоблены первенцу нового творения, новому Адаму (Рим. 5:12—21).     8:30. О предопределении см. в гл. 9. Принцип предопределения («Он предузнал» в 8:29) не отрицает свободного выбора; большинство иудеев принимали как суверенную волю Бога, так и ответственность человека за свой выбор. (Мысль о том, что каждый должен выбрать между этими двумя волями, возникает в эпоху после Нового Завета и основана на греческой логике.)     8:31—39 Всепобеждающая любовь Божья     8:31. В Ветхом Завете часто говорится о том, что Бог «со» Своим народом или «за» Свой народ (Пс. 55:11; 117:6; Ис. 33:21; Иез. 34:30; 36:9); все, кто бросает вызов Его народу, выступают против Него (см.: Ис. 50:8; ср.: 54:17).     8:32. О наследовании всего сущего в грядущем мире см. в коммент. к 4:13; ср. коммент. к 5:17.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот и ясно обещается даровать благодать Святого Духа, то есть – подаяние преизобильное, не исключительно для пророка, – одного или двух, но для всех вообще достойных принять, что, думаем, и совершилось, когда воскрес Христос и сокрушил державу смерти. Так, сначала Он как бы вложил в святых учеников столь дивную и досточудную благодать, дунув и сказав: приимите Дух Свят ( Ин.20:22 ), потому что будущим учителям церкви и наставникам подсолнечной необходимо, да – необходимо было прежде всего украситься даянием Святого Духа и, сначала сделавшись как бы чем-то украшенным верой для освящения, быть позлащенными божественной и небесной благодатью. То и другое сбылось, когда, во дни святой Пятидесятницы, ученики собрались в одном доме и вознесли Богу обычные молитвы: был шум, и на каждом в отдельности почили языки, и они начали говорить на иных (языках), якоже Дух даяше им провещавати ( Деян.2:1–4 ). А провещавали пророчествуя, или приводя и высказывая изреченные святыми пророками таин- —369— ства относительно Христа и то, вследствие чего глубокоубежденным слушателям можно было охотно прийти к послушанию, – что уже настало время благоволения, что пришли к концу древние пророчества о Христе. Итак, они пророчествовали, говоря на всяких языках, что также Бог предвозвестил устами святых, ибо написано: иными языки, и устны иными возглаголю людем сим, и ни тако послушают (1Кор.14по Ис.28:11–12 ). И Павел, приводя это, говорит, что дар языков дан в знамение Иудеям. А что, когда слетел с неба Святой Дух, весьма многие сподобились благодати пророчества, уясняет Павел, пишущий: пророцы же два или трие да глаголют и потом: можете бо вси по единому пророчествовати ( 1Кор.14:29:31 ). Прежде, значит, когда Израиль по великому упорству согрешал, Бог говорил: вот я наведу на землю глад слышания слова Господня, и от востока до запада обтекут, ищуще словесе Господня, и не обрящут ( Ам.8:11–12 ), и к Иезекилю: и язык твои свяжу 2885 , и онемееши, и не будеши им в мужа обличающа 2886 , яко дом преогорчеваяй 2887 есть ( Иез. 3:26 ); когда же, по слову Псалмопевца, Бог Господь, и явися нам ( Пс.117:27 ), – явился нам Христос, отпускающий вины и заграждающий уста греху, тогда дано излияние Святого Духа, причем Бог исполняет веселием человеческую природу, венчает вышней и первоначальной славой и снова благожелательно возводит ее к тому, чем она была

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А меня простите за непраздничное поздравление. Хотел я в праздник сказать вам нечто и полезное, а полезное редко сходится с приятным. Кому не понравится это поздравление, пусть оное прочтет на Фоминой неделе, и да заметит, что зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем. Итак, да будем благоразумны и осторожны при первом появлении завистливаго чувства, стараясь отвергать оное, прося всесильной помощи нас ради Распеншагося и в третий день Воскресшаго Христа Господа. Аминь! Аминь!!! 22. Объяснение ирмоса: Христос раждается (1881 г.) Сестры о Господе и матери! Милосердием и долготерпением Божиим паки сподобляемся встретить праздник Рождества Христова. Поздравляю всех вас со всерадостным сим христианским Торжеством. По обычаю своему, желаю предложить на общее разсмотрение рождественский ирмос: Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися. Все мы поем ирмос сей, но думаю, что не все из простейших хорошо понимают смысл онаго. Для них-то и желаю написать некое объяснение. Прародителям нашим, изгнанным за преступление из рая, милосердый Господь обещал послать Избавителя, Котораго древние называли Мессиею и Христом. Избавителя Сего люди ожидали пять тысяч с половиною лет. И когда Он родился, Церковь торжественно побуждает всех прославлять Его: Христос раждается, славите. А что значит: Христос с небес, срящите? Христами, т. е. помазанниками Божиими, древние называли царей, первосвященников и пророков. Поэтому Церковь торжественно и объявляет, что родился не простой христос, а Христос с небес, т. е. Бог и человек, как сказано в псалмах: Бог Господь и явися нам. Благословен грядый во имя Господне (Пс. 117, 27, 26). Христос на земли, возноситеся, т. е. торжествуйте внутренно и внешно. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися. Как прославися? Только что родился Христос, и тотчас вся воинства небесная в полунощи, в виду бдящих пастырей, прославляют Его: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. И восточные мудрецы, или волхвы, пришли из далеких стран на поклонение Рождшемуся Христу, и принесли Ему дары — злато, ливан и смирну. Прославился Христос и несказанным смирением: родился в убогом вертепе, и в пеленах положен был в скотиих яслях, будучи Единородный Сын Божий и Бог всех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Иер.7:11 ). Приступили к Нему фарисеи, и спрашивают Его: можно-ли по всякой вине разводиться человеку со своей женой? Он в ответ говорит им: несте ли чли, яко сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть?...( Мф.19:4 ). К Писанию обращается Господь, когда хочет дать понятие фарисеям о Христе Мессии, которого фарисеи называли сыном Давидовым ( Мф.22:43–45 ). Предложив притчу иудеям о делателях в винограднике, убивших посланных к ним рабов, а затем и сына владетеля виноградника, Он, желая довести их до уразумения смысла притчи, говорит им: несте ли чли николиже в писаниих: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла? От Господа бысть сей, и есть дивно во очию вашею ( Мф.26:46 . Пс.117:22–23 . Ис.28:16 ). И в беседах с учениками Господь часто приводит слова Писания ( Мф.26:24 ); явившись по воскресении двум ученикам, шедшим в Еммаус Он укоряет их в том, что они мало внимательны к тому, что сказано в Писании: О несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголоша пророцы (говорит Он им)! Не сия ли подобаше пострадати Христу и вниити в славу свою? И начен от Моисея и от всех пророк, сказаше има от всех писаний, яже о Нем ( Лк.24:25–27 ). Явившись в другой раз всем ученикам, Он напоминает им то, что говорил им, когда еще был с ними, что подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове и пророцех и псалмех о Мне ( Лк.24:44 ). Но не одно частое обращение к Писанию в речах Господа Иисуса Христа, долженствующих служить для нас руководительными образцами, при разъяснении вопросов веры и жизни христианской, должно обращать на себя наше внимание. Пользуясь буквой Писания, Господь не довольствовался одним внешним указанием её. Он в то же самое время вводил своих слушателей или учеников в дух Писания, выставлял существенное в нем и доводил тех, к кому обращался, до уразумения более глубокого смысла, заключающегося в том или другом месте Писания. Были в его время буквалисты-схоластики, почивавшие на законе, хвалившиеся знанием того, сколько раз в библии или какой-либо книге Писания повторяется та или другая буква, злоупотреблявшие буквой Писания и подтверждавшие ей разные наслоения преданий, вводимых ими в круг заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Итак, они пророчествовали, говоря на всяких языках, что также Бог предвозвестил устами святых, ибо написано: «иными языки и устны иными возглаголю людем сим, и ни тако послушают» (1Кор.14по Ис. 28:11—12). И Павел, приводя это, говорит, что дар языков дан в знамение Иудеям. А что, когда слетел с неба Святой Дух, весьма многие сподобились благодати пророчества, уясняет Павел, пишущий: «пророцы же два или трие да глаголют» и потом: «можете бо вси по единому пророчествовати» (1Кор.14:29, 31). Прежде, значит, когда Израиль по великому упорству согрешал, Бог говорил: вот я наведу на землю «глад слышания слова Господня, и от востока до запада обтекут ищуще словесе Господня, и не обрящут» (Ам.8:11—12), и к Иезекиилю: «и язык твой свяжу , и онемееши, и не будеши им в мужа» обличающа , яко дом преогорчеваяй есть (Иез.3:26); когда же, по слову Псалмопевца, «Бог Господь, и явися нам» (Пс.117:27), — явился нам Христос, отпускающий вины и заграждающий уста греху, тогда дано излияние Святого Духа, при чем Бог исполняет веселием человеческую природу, венчает вышней и первоначальной славой и снова благожелательно возводит ее к тому, чем она была прежде, когда еще не появлялся грех. Действительно, мы найдем, что Адам не был лишен пророческого духа, когда не преступал еще божественной заповеди, но, так сказать, был еще тверд и отличался природными достоинствами: так например, когда Бог, образовав жену, привел ее к нему, то он, хотя никогда не слыхал, кто она такая и каким образом появилась, тотчас сказал: это — кость от костей моих, и плоть от плоти моей: «сия наречется жена, яко от мужа взята» (Быт.2:23). Но данная человеку благодать оставалась недеятельной, обновлена же во Христе, Который есть второй Адам (1Кор.15). Каким образом обновлена? Поскольку Он есть Бог, и от Бога по естеству Сын, ибо рожден от Бога Отца, постольку Дух есть собственный Его, и в Нем и от Него, — точно так же, без сомнения, как он мыслится в отношении к Самому Богу Отцу; а поскольку Он сделался человеком и уподобился нам, постольку говорится, что Он имеет духа дарованного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3523...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Пособия по катехизации Как прийти в Церковь Вхождение человека в Церковь начинается с Крещения. Уже само решение человека о том, чтобы принять Крещение или крестить своих детей, является результатом благодатного действия Бога. Закон Божий, или Основы православия Эта книга - для семейного чтения, преподавания Закона Божия в школе и армии, для детей и родителей. Прочитав ее книгу, вы прикоснетесь к Священной истории Ветхого и Нового Заветов, познакомитесь с церковным богослужением, откроете для себя великую силу православной молитвы. Закон Любви. Как жить по-православному Книга Иеромонаха Серафима (Параманова) написана очень живо и по-современному, раскрывая вопросы, которые могут показаться интересными не только человеку интересующемуся православием, но и верующему «со стажем». Опасности на пути к живой вере Теперь давайте поговорим об опасностях, подстерегающих нас на пути к живой и глубокой православной вере. Слушая наши разговоры, можно было бы подумать, что достаточно разгореться ревностью о Православии, как дело сделано: ты уже в Царствии Небесном. Во что верят православные христиане Вера – это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, всегда и безусловно верящий в человека. Он дает человеку некий знак, некое предощущение Своего присутствия. О смертных грехах Для понимания того, что такое смертные грехи, необходимо понять, хотя бы в общих чертах, чем являлся Закон для Израиля (а, соответственно, и является для Нового Израиля – Церкви Христовой). Основы православия В начале каждого дня, на богослужении, называемом «Утреней», Православная Церковь провозглашает: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне!» (Пс.117:26-27). Бог явил нам себя, – в этой строке из Библии заключена первооснова христианского учения. Самое популярное Сейчас в разделе 38  чел. Всего просмотров 2.4 млн. Всего записей 240 Подписка на рассылку ©2024 Катехизация и воцерковление к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/katehizacija/1/posobija...

«Благословенна Ты в женах, — говорит св. Андрей Критский, — чрез Которую с сознанием восклицают народы верующие: «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» ( Пс.117:26, 27 ). «Благословенна Ты в женах», таинственная и Богонасажденная Лоза, благорастущая в церковных собраниях и произращающая нам из утробы Зрелый Грозд нетления. Благословенна Ты в женах, Боговозделанная нива, носившая во чреве несеянный и родившийся Клас нашей жизни. Благословенна Ты в женах, истинно вожделенная Земля, из Которой Скудельник, взяв брение нашего состава, возобновил сокрушенный грехом сосуд. Благословенна Ты в женах, новый Силом 56 , в котором почил мысленный ковчег Воплощения Бога и Слова, и вместе вся полнота Божества обитала телесно ( Кол.2:9 ). Благословенна Ты в женах, истинно Божественный Давир 57 , в котором Богоносные тайноводители священной Церкви, имея прорицалище Божественных откровений, предзрели будущее. «Благословенна Ты в женах», — мысленный Вифлеем, по избранию и естеству сделавшаяся и именуемая Духовнейшим Домом Хлеба жизни; потому что Он, вселившись в Тебя, как Сам ведает, и, несмешанно смешавшись с нашим смешением, заквасил Себе всего Адама, чтобы сделаться Хлебом Животным и Небесным. «Благословенна Ты в женах», — Превосходящая законную и сеновную скинию, из которой Великий Веселиил Христос Бог, благодатию нерукотворенно, зодчеством Духа, создал Себе храм, одушевленную Плоть Свою» 58 . Св. Прокл, ублажая Богоматерь, говорит, что «чрез Нее блаженны жены: род их не подлежит более клятве, и даже (в лице Пресвятой Девы) превосходит славою Ангелов. «Благословенна Ты в женах», — св. Отец взывает к Богоматери, — Ты Одна уврачевала печаль Евы; Одна отерла слезы рьщающей; Одна понесла цену искупления мира, Одна получила для сохранения Сокровище, драгоценнейшее жемчуга; Одна прияла во чреве без вожделения, и родила без болезни; Одна родила Еммануила, как Сам Он восхотел» 59 . Будучи Сама Благословенною более всех жен, Пресвятая Богородица сделалась Источником благословения и для всех верующих в Сына Ее, и просящих Ее заступления.

http://azbyka.ru/bogorodice-devo

Не допусти ни на минуту быть в сердце дерзости и презорству пред Богом и божественным, если случится с тобою что-либо болезненное, скорбное, но великодушно терпи все – и смиряйся, считая себя поистине за немощь, за грех, за ничто. Дерзость, ропот и презорство – дыхание диавола. Внимай себе. Покорностию воле Божией, терпением, кротостию и смирением, простотою и благостию сердца спасай душу свою. В молитве, во всяком деле и во всей своей жизни избегай мнительности или сомнения и диавольской мечтательности: да будет око твое душевное просто, чтоб было все тело твоей молитвы, твоих дел и твоей жизни светло (Ср.: Мф.6:22 ). Во время общественной молитвы все сердце твое да будет в Боге и отнюдь ни к чему земному ни на мгновение не прилепляется; имей также пламенную любовь к душам человеческим любве ради Божия и ревность о их спасении; молись об них, как о находящихся в великой беде; вси есмы, сказано, в бедах, подверженные прелести лукавого 25 . Если враг во время молитвы или при обращении с людьми будет стужать тебе помыслами сомнения или хулы, или помыслами скверными: тогда в сердце и в мыслях держи тверже имя Господне и именем Господним противься им (Ср.: Пс.117:12 ). Если увлекает тебя потоком скверных и лукавых, и хульных мыслей 26 , касательно святых или живых людей, говори клеветнику: все мы люди Божии – чада Божии ( Ин.1:12 ), все – достояние Божие, царское священие (потому что освящены и освящаемся от Господа чрез Таинства, домашнюю и общественную молитву, паче чрез страдания за нас Господа нашего Иисуса Христа); что мы – язык свят (народ святой), люди обновления ( 1Пет.2:9 ) (люди обновленные – возрожденные чрез Крещение, обновляемые чрез Покаяние и Причащение); хотя мы и грешны, да Божии, хотя и оскверняемся, но окропляемся Пречистою Кровию Господа, очищающею нас от всякого греха. Что же касается святых Божиих, то они – един дух с Господем ( 1Кор.6:17 ), в них Господь и они в Нем; они в Боге, как раскаленные угли в горящей пещи, совершенно светлые, все огненные, не имеющие никакого пятна греховного, по благодати Владыки: ради окропления Кровию Его; ибо они испраша (очистили) ризы свои в Крови Агнца ( Откр.7:14 ), как мы убеляем одежду души своей Кровию Того же волею за всех закланного Агнца Божия 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Груз. ркп. не упоминает о ектении. Греч. ркп. и печ. изд.: «затем творит (иерей) ектению и возглашает». Так и древн. слав. ркп.; поздн. и старообр. уст.: «творит иерей или диакон великое диаконство» 2406 . По " Ιερατικονy, «Господи помилуй» на этой ектении (сказываемой, как и все там, диаконом) хоры поют попеременно 2407 . Бог Господь Будучи более радостной службой, чем вечерня, совершаясь в часы рождения и воскресения Христова, утреня, взамен 140-го и следующих за ним специально вечерних псалмов, на месте их имеет общий праздничный псалом в гораздо более торжественном исполнении, чем те псалмы, именно отрывки из пс. 117 под наименованием «Бог Господь» ( Θες Κριος). Этот псалом предназначался у евреев для пения в какой-то большой праздник («составите праздник», ст. 27), по случаю явления народу от Бога великой милости, за которую весь Израиль должен был благодарить Бога, как за спасение от смерти и уничтожения («не умру, но жив буду», ст. 17). Известный пасхальный стих «Сей день…» находится в этом псалме. Из псалмов это едва не самый радостный, уступающий в этом отношении разве 67-му. Из такого-то псалма составлена песнь «Бог Господь». Притом из него для нее взяты самые сильные и характерные стихи, вкратце представляющие содержание всего псалма. Главный из этих «избранных» 5 стихов «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» составлен из двух мест псалма, расположенных в обратном порядке (ст. 27а и 26), из коих первое непосредственно имеет тот смысл, что Господь (Иегова) есть истинный Бог и что Он теперь с особенною ощутительностью открылся нам («явися», с евр. «просветил», «засиял»). С этим ставится в связь то, что приходящий теперь, при таких обстоятельствах, от имени Господа благословен («во имя Господне» можно относить и к «благословен»). То, что эти последние слова были приложены к Спасителю при торжественном входе Его в Иерусалим и что, по Его словам, им встретят Его и при Втором Пришествии 2408 , все это указывает на Него именно как на Того «Грядущего», пришествие Коего равносильно явлению Самого Бога и показывает всем Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010