Скачать epub pdf Псалом 117 Псалом сей так же, как и несколько предыдущих псалмов, надписывается словом Аллилуиа , и есть благодарственная песнь Богу после победы над врагами. Псалмопевец, по мнению некоторых, – сам царепророк Давид, а по другим, и это всего вероятнее, – один из левитов, последующих составителей псалмов, призывает всех к прославлению Господа (ст. 1–4), ибо Он помогает всем призывающим Его в нужде и ищущим у Него помощи (ст. 5–9). Многочисленные враги – язычники – окружали избавленного и угрожали ему погибелью, но упование на Бога дало ему мужество и Бог помог ему (ст. 10–18). Он входит в храм, чтобы возблагодарить Господа (ст. 19–21). Народ присоединяет при этом выражение и своей радостной благодарности за спасение презираемого врагами их отечества (ст. 22–25). Священники принимают псалмопевца с благословениями и приносят благодарственные жертвы (ст. 26–27). В заключение, – новые выражения благодарности (ст. 28–29). По изъяснению св. отцев и вообще христианских толковников, в этом псалме изображается Мессия, Который, по воскресении Своем, славословит Бога и призывает Церковь к славословию Бога, воскресившего Его от мертвых ( Деян.4:10 ) и спасшего от всех врагов. Он называется здесь камнем, егоже небрегоша зиждущии (ст. 22), под которым, по свидетельству Спасителя ( Мф.21:42 ; Мк.12:10–11 ) и апостола Петра ( Деян.4:11 ), должно разуметь Самого Христа, преданного иудеями на смерть и воздвигнутого от мертвых силою Божией. Под днем, который сотворил Господь, дабы радоваться и веселиться в оный (ст. 24), Св. Церковь разумеет день светлого Христова воскресения. Посему псалом сей считается не только благодарственным, но и пророческим. Пс.117:1 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Такими же словами начинаются псалмы 105, 106 и 135. Ими пророк научает, чтобы все люди всегда знали и помнили, что Господь Бог есть благ, добр и милостив, что милость Его пребывает во век, и, помня это, чтобы не боялись и не стыдились, во-первых, исповедать и прославлять Его пред всеми людьми. От таких исповедников Он и Сам не отречется, как говорит Христос Спаситель в Евангелии ( Мф.10:32–33 ; Лк.9:26 ), а кто «постыдится Меня и Моих слов, того постыдится, – говорит Он, – и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Мк.8:38 ). Исповедуя же благость и милость Божию, люди в то же время должны признавать себя, по грехам своим, недостойными этой милости, должны в то же время исповедать пред Богом грехи свои. Чрез такое исповедание грехов своих, люди покажут свое покаяние пред Богом, желание исправить свою жизнь и таким образом заслужить милость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Таким образом осуществился плач по нем яко любимого. И сущые с ним, то есть ученики, испытали день болезни, ибо – возможно ли сомневаться в том, что плакали и они? – Когда они были в скорби, женщины возвестили им о воскресении Христовом: тогда-то наконец ободрившись, они побежали ко гробу. По-видимому, об этих, благовествующих воскресение, женщинах, говорит в духе Исаия: «жены грядущые с позорища, приидите; не суть бо людие имуще смысла» (то есть – народ Иудейский), «сего ради не ущедрит я создавый я» ( Ис.27:11 ). Ам.8:11–12 . Се дние грядут, глаголет Господь: и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды: но глад слышания слова Господня: и поколеблются воды от моря до моря: и от севера до восток обтекут, ищуще словесе Господня, и не обрящут. Написано: «Господи, в скорби помянухом тя, в скорби мале наказание твое нам» ( Ис.26:16 ), и божественный Давид, зная, что скорбь есть нечто превосходное и истинно полезное, то говорил: «от скорби призвах Господа» ( Пс.117:5 ), а то еще: «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием твоим» ( Пс.118:71 ). Скорби делают нас более благоразумными, извлекают из сетей нерадения, побуждая любить правильный образ жизни и как бы необходимостию и страхом подчиняя горячего и непокорного игу умеренности и послушания. Итак, говорит, когда будет опустошена Самария и Вавилонянин будет жечь города, тогда, хотя бы кто и захотел узнать, в чем состоит воля Божия, какими действиями и речами можно получить от Него помилование, чтобы избавиться от гнева, не будет, говорит, учащего: наведу на них голод слова Божия, так что не отыщется решительно ни одного пророка, хотя бы они пробежали от запада до востока и от юга до севера. Подобно этому сказанное Богом Иезекиилю: «и язык твой свяжу, и онемееши, и не будеши им в мужа обличения, понеже дом разгневаяй есть» ( Иез.3:26 ); ибо те, которые однажды презрели слово Господне, если потом и сами пожелают его, по справедливости не получат. Водами колеблющимися называет неизмеримое множество Иудеев, которое пришло в смятение и стало походить на волны в море, когда они мечутся во все стороны при порывах ветра. И иным способом: когда был распят Христос, жалкие Иудеи почувствовали голод слова Божия, потому что у них не стало уже пророка, ни настоящего учителя, умеющего истончить толщу Моисеева повествования и разъяснить сокрытые письменами тайны, так как они не приняли Христа, говорившего: «аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе, и даяй живот миру» ( Ин.6:51,33 ). За это они слышали и то, что в другом месте Он говорил устами Исаии: «се, работающии ми ясти будут, вы же взалчете: се, работающии ми пити будут, вы же возжаждете» ( Ис.65:13 ). Справедливо, конечно, и то, «не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит» ( Прит.10:3 ), не ниспосылая им божественного слова, воспитывающего в уме стремление к добродетели, ибо, как сказал сам Спаситель, «не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих» ( Мф.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Приими, Израилю, Божие Царство и узри свет, – и опять тот же конец: кроплением… крове (тропарь 6-й песни канона). То же и в другом тропаре. – За вся (всех) младенцы и старцы Един распинаешися (икос праздника). Все это образно выражается в желании Христа «сотворити Пасху со ученики» Своими. Ибо Пасхальный жертвенный агнец прообразовал собою жертвенного Агнца, Сына Божия, поэтому самое событие входа начинается с вопроса учеников: где, Господи, повелишь приготовить пасху? ( Мф. 26:17 ). Он указал им место и пошел с ними, чтобы Самому быть «Пасхой», жертвой за грехи. Об этом поется и на «Господи, воззвах», и в последней стихире на хвалитех. В антифонах на литургии, где обычно избираются торжественные стихи из псалмов (иногда из пророков), на этот раз взяты скорбные выдержки, говорящие о надвинувшихся страданиях: одержаша мя болезни смертныя… болезни адовы обыдоша мя ( Пс. 17:5–6 ); говорится об истощании Господа: аз же смирихся зело ( Пс. 115:1 ) …Чашу спасения прииму (ст. 4) …Чаша уже надвинулась… Для Него – Крест! А вместе с тем для нас это – милость Божия, помилование. Потому поются стихи из 117-го псалма: исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его (ст. 1). И отсюда именно взяты слова восклицаний при входе Его: благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня (ст. 26). Отсюда и задостойник: Бог Господь и явися нам (ст. 27). Из всего этого совершенно очевидными становятся два положения: 1) ближайшая цель входа в Иерусалим – шествие на страдания, и 2) что еще важнее – все благо достигается именно через них, через Крест. Потому, если прежде говорилось о цели входа, как победе над вражьим царством смерти, то теперь можно сказать, что эта цель – последующая и производная, а БЛИЖАЙШАЯ и действующая есть страдания за мир Искупителя. Почему нужно было страдать, об этом я встретил лишь в одном месте: Благословен еси, Спасе, в мир пришедый спасти Адама от древния клятвы (седален по 1-й кафизме праздника). А эту клятву Он принял на Себя, «духовно быв», по человеколюбию, «новый Адам», то есть и «ради» – вследствие – воплощения, и «ради» – для того, чтобы начать новое человечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Псалом 117: «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его» (ст. 1). Из этого псалма взяты стихи, которые поются на утрене, после шестопсалмия и мирной ектеньи: « Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!» (ст. 26–27); « Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его» (ст. 1); « Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» (ст. 11); « Не умру, но жив буду и повем дела Господня» (ст. 17); « Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших» (ст. 22–23). В этих коротких стихах благовествуется о Сыне Божием, воплотившемся, страдавшем и воскресшем. Псалом 131: « Се, слышахом Я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы» (ст. 6), – о рождестве Христа, Сына Давидова (Ефрафа – старое название Вифлеема (Быт. 35: 19; 48: 7): « Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем» (ст. 11), « Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе… Священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему» (ст. 13, 16–17), – в этих словах изображается Иоанн Предтеча, о котором Сам Христос говорил: « Он был светильник, горящий и светящий» (Ин. 5: 35). Пророчества о Божией Матери – уже упомянутые псалмы 44, 71 (ст. 6), а также 131 (ст. 8): « Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея». Из этого перечисления видно, что Псалтирь есть не только учительная, но и пророческая книга. Есть в ней и пророчества о призвании язычников (Пс. 46: 1, 71: 9–10), о проповеди апостолов (Пс. 18: 5) и о других событиях и обстоятельствах Нового Завета. 21.7. Способ исполнения Псалтири Псалмы изначально предназначены для пения. Об этом свидетельствуют книги Ветхого и Нового Заветов: « Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 5: 13). Святитель Афанасий Великий в этой связи говорит следующее: «Необходимо не преходить молчанием и того, почему таковые словеса поются плавным и песенным напевом. Ибо некоторые у нас из людей простых, хотя веруют, что самые изречения богодухновенны, однако же думают, что поются псалмы по благозвучию для услаждения слуха. А это несправедливо. Ибо Писание не заботится о приятности и сладкоречии, да и пение установлено для пользы душевной, как вообще, так, в особенности, по двум следующим причинам».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

    Стих: «Все концы земли увидели спасение Бога нашего» (Пс. 97:1, 3).     Причастный: «Благословен Грядущий во имя Господне. Бог Господь, Он явился нам» (Пс. 117:26-27). Страстная неделя     На утрени в Св. Великий понедельник, вторник и среду . Тропарь, гл. 8: «Вот Жених идет в полночь, и блажен раб, которого Он найдет бодрствующим, недостоин же милостей тот, которого Он застанет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена, сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне царствия Божия; но восстань и восклицай: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас».     Ексапостиларий: «Чертог Твой я вижу, Спаситель мой, украшенным, но не имею достойной одежды, чтобы войти в него. Просвети одеяние души моей, Податель света, и спаси меня».     В Великий понедельник трипеснец (Св. Косьмы Маюмсксго).     Песнь 1. Ирмос: «Осушившему непроходимое волнующееся море Божественным Своим повелением, и проведшему через него пешком народ Израильский, Господу воспоем, ибо Он торжественно прославился».     Тропарь:    1. «Неизъяснимо нисхождение Слова Божия, так как Христос есть Сам Бог и вместе Человек, считая Свое Божество не предметом своекорыстия, Он показывает ученикам это тем, что является в бразе раба, ибо Он торжественно прославился».    2. «Я Сам, богатый Божеством, пришел послужить обнищавшему Адаму, образом которого Я — Создатель, облекся добровольно, Я, бесстрастный по Божеству, пришел положить душу Мою в искупление за него».     Кондак, гл. 8: «Иаков рыдал об утрате Иосифа, а тот, доблестный, восседал на колеснице, пользуясь царским почетом. Ибо, не сделавшись однажды рабом наслаждений египтянки, он нашел за это прославление у Знающего сердца человеческие и Дающего венец бессмертия».     Песнь 8. И: «Устрашился неоскверненного, сообразного душе, тела благочестивых юношей и отступил неутолимый, чрезмерно разженный огонь и, когда обессилил живой пламень, воспевалась непрестанная песнь: все творения, воспевайте Господа и превозносите во все веки».     Тропари:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

118 Первосвященник Мелхиседек († 2000 до Р.Х.) – царь Салима, «священник Бога Всевыш-него», который вынес навстречу Аврааму хлеб и вино, когда тот возвращался после победы над царем Северного Ханаана Кедорлаомером и его союзниками ( Евр.7:1 ; Быт.14:18–20 ; Пс.109:4 ). В Послании к евреям Мелхиседек рассматривается как прообраз Христа ( Евр.5:6,10;6:20;7 ). Священство по чину Мелхиседека превосходит священство по чину Аарона, поскольку Мелхиседек благословил Авраама, и Авраам, предок Аарона, дал Мелхиседеку десятину, показав этим, что признает его священником. Давид видит будущего Мессию как «священника вовек по чину Мелхиседека» ( Пс.109:4 ; в Синодальном переводе в этом месте – Мельхиседек). Память 22 мая (4 июня), неделя св. отец, неделя св. праотец. 120 Иоанн Богослов († 98–117) – апостол из 12-ти, евангелист. Память 8 (21) мая, 30 июня (13 июля), 26 сентября (9 октября). 121 Двенадцать оснований стены города, имеющих надписи имен апостолов, «украшены всякими драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин» ( Откр.21:19–21 ). 123 Нимврод (Нимрод) – сын Хуша, который был сыном Хама и правнуком Ноя; царствовал в Вавилоне, Эрехе, Аккаде и Халне, в земле Сеннаар в бассейне рек Тигра и Евфрата. Великий охотник, «изобретатель» войны ( Быт.10:8–10 ), ярый идолопоклонник, руководивший постройкой Вавилонской башни. 124 Таргамос – сын Таршиса, внук Иафета – сына Ноева. По преданию, Нимврод объявил войну сыновьям Таргамоса, во время которой был смертельно ранен. 125 Авраам («отец множества», раньше Аврам – «высокий отец») († 2000 до Р. X.) – ветхоза-ветный патриарх, праотец еврейского народа. Он получил призвание Божие оставить свою землю и идти в страну, которую Господь, обещал указать ему ( Быт.11:26–27,29,31 ; Быт., гл.12–18; 19:27–29; гл.20–23; 24:1–9; 25:1–8). Память 9 (22) октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Шестопсалмие – это излияние чувств молящегося, оно настраивает на молитву. После него следует собственно молитва – Великая ектения. Согласно Типикону, эту ектению читает священник. «Бог Господь» – это Пс.114:26-27 . Этот псалом имеет торжественный, радостный характер, отвечающий хвалебному характеру всей утрени. Эти слова – своего рода продолжение ангельской хвалы. В Великом посту вместо «Бог Господь» поется «Аллилуйя» со стихами из 26 главы пророка Исайи. Согласно Типикону, «Аллилуйя» должно петься в Рождественский, Петров, Успенский и Великий пост, в среду и пятницу сырной седмицы, в дни поминовения усопших, в дни святых без знака (без тропаря). Согласно Типикону, «Бог Господь» исполняет канонарх. Глас исполнения этого стиха зависит от гласа первого тропаря. Псалом 114 у евреев входил в состав галлела ( Пс.112-117 ), который пелся на Пасху, Пятидесятницу, в праздник Кущей и Обновления. Праздничный, хвалебный характер утрени подчеркивается тем, что тропарь исполняется дважды. Вторая часть вседневной утрени. Кафизмы и седальны X: «Господи, помилуй» трижды, «Слава». Ч: «и ныне», кафизму. В соответствии с расписанием чтения Псалтири кафизм может быть 2 или 3. После каждой кафизмы малая ектенья не произносится, но Ч читает седальны, которые берутся из Октоиха. X: «Господи, помилуй трижды», «Слава». Ч: «и ныне», 50й псалом. Кафизмы читаются спокойно, монотонно. Во время чтения кафизм иногда садятся. Это время некоторого отдохновения. По мнению М. Скабаллановича, в данный момент утрени кафизмы – это не столько молитва, сколько назидание. Одно из первых упоминаний о сидении во время чтения Псалтири находится у Иоанна Кассиана Римлянина (V в.). Возможно, это связано с традицией прочитывать Псалтирь целиком за день. Термин «кафизма» встречается с XI в. В соответствии с современным уставом сидеть можно только во время чтения после кафизмы и седальна. Чтение кафизмы на утрене отличается от чтения на вечерни тем, что начинается кафизма на утрене с предварительных молитвословий – «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне». После кафизмы читается седален. На вседневной утрени он берется из Октоиха или Триоди (седальны Минеи используются в дни попразднства или предпразднства). Малая ектения между кафизмой и седальном появляется только на славословной утрене, на вседневной она отсутствует. Расписание чтения кафизм на утрене находится в 17 главе Типикона. Расписание чтений после кафизм (что в современной практике на бывает) имеется в 10 главе Типикона. Третья часть вседневной утрени. Канон

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

—433— Напротив, Я ищу истинных поклонников ( Ин.4:23 ), блеском таковых позлащу храм Мой. И как в то время, когда отклонял Израиля от подзаконных жертв, Он почел необходимым сказать: не прииму от дому твоего телцов, ниже от стад твоих козлов, мои бо суть вси зверие селнии, скоти в горах и волове ( Пс.49:9–10 ): так и здесь, отвергая украшение вещественное и требуя, напротив, духовного, говорит, что мое сребро и мое злато, то есть довольно, и Я преисполнен и не имею нужды ни в чём таком. Напротив, украшением Моим да будет тот, кто имеет веру правую, отличается достоинствами добродетели, украшен любовью ко Мне, чист сердцем, нищ духом, милосерд и добр. Собравшись в храм, то есть Церковь , таковые являют её доброславною и всеизвестною. Агг.2:9 . Зане велия будет слава дома сего, последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель: и на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержиталь, мир души в снабдение всякому зиждущему еже возставити храм сей. 2109 Итак, во время пришествия Спасителя нашего несравненно славнейший явился храм Божий, настолько лучше и превосходнее древнего, насколько, как об этом каждый может судить, отличается и подзаконное служение от Христова и евангельского, и истина от сеней. Впрочем почту дол- —434— жным сказать и еще вот что. Один и в одном Иерусалиме был древний храм и один народ составлял Израиль, совершавший в нём жертвы. Когда же Единородный стал подобен нам, Бог сый Господь и явися нам, по Писаниям ( Пс.117:2 ), тогда поднебесная уже наполнилась святыми домами и бесчисленными поклонниками, кои чтут Бога всяческих духовными жертвами и умными благовониями. Об этом, как полагаю, предвозвещено и устами Малахии, как бы от лица Бога: зане царь велий аз есмь, глаголет Господь, и имя мое прославися во языцех, и на всяком месте фимиан приносится имени моему, и жертва чиста ( Мал.1:14:11 ). Итак, несомненно, что слава последнего храма, то есть Церкви, будет больше. А что позаботившимся о созидании её, как бы некое подаяние от Спасителя и дар с неба, будет дан Христос, мир всех, чрез Коего приведение имамы во едином Дусе ко Отцу ( Еф.2:18 ), это открываем в словах: дам мир на месте сем, и мир души в снабдение (приобретение) всякому зиждущему, еже возставити храм сей. Сказал негде и Сам Христос: мир Мой даю вам ( Ин.14:27 ). И сколь это полезно для возлюбивших, о сем Павел учит в послании: мир Христов, превосходящий всякий ум, соблюдет сердца ваши и разумения ваши ( Флп.4:7 ). Умолял и премудрый Исаия, говоря: Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал ecu нам ( Ис.26:12 ), так как раз удостоенным принять мир Христов, легко можно спасти свою душу и направить помыслы к совершению добродетели. Итак, всякому зиждущему дан будет, говорит, мир; ибо созидает ли кто Церковь и поставлен тайноводителем над домом Божиим, или же заботится о

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

80. Путь в Гефсиманию. Предсказание об отречении Петра (14:26–31) (Мф 26:30–35; Лк 22:39) Содержание отрывка, по-видимому, восходит к воспоминаниям апостола Петра. Даже самые радикальные критики не смогут объяснить этот эпизод как vaticinium ex eventu 53 : немыслимо, чтобы ранняя Церковь создала легенду о предсказании, усугубляющем его вину. 26. μνσαντες ‘воспевши’ означает, если вечеря была пасхальной, вторую часть “халлеля”, пасхального песнопения, а именно Пс 113–117. 27. Πατξω… διασκορπισθσονται   ‘поражу рассеются ’. Цитата из Зах 13:7. Будущее изъявительное πατξω ‘поражу’ вместо императива у Семидесяти и в масоретском тексте не меняет смысла цитаты; возможно, она отражает другой вариант еврейского текста. 28. προξω ‘предварю’. Глагол обозначает буквально ‘идти перед кем-то’, однако здесь он употреблен в значении ‘оказаться где-то раньше, чем другие’ (как в 6:45). Он означает грядущее явление Воскресшего в Галилее, где рассеянное стадо соберется вновь. 30. Каждое последующее обозначение времени уточняет предыдущие: σμερον ‘ныне’, то есть до захода солнца в пятницу, τατ τ νυκτ ‘в эту ночь’ и πρν δς λκτορα φωνσαι ‘прежде нежели дважды пропоет петух’. δς ‘дважды’ опущено во многих авторитетных рукописях, но, поскольку в тех же рукописях в ст. 72 обычно сохраняется κ δευτρου ‘во второй раз’, надо полагать, что такое опущение — результат уподобления с Мф и Лк. Иногда предполагают, что λκτορα φωνσαι ‘пропоет петух’ означает здесь сигнал римского военного горна gallicinium (“петушиное пение”), возвещавший начало четвертой стражи, но это мало вероятно, особенно ввиду δς ‘дважды’. 81. Гефсимания (14:32–42) (Мф 26:36–46; Лк 22:40–46) Вероятный источник — воспоминания апостола Петра. Сомнения в исторической достоверности этого отрывка, очевидно, невозможны даже для самого предубежденного читателя. Возражение, что ученики не могли услышать молитву Иисуса, так как он находился далеко от них и они спали, несостоятельны: μικρν ‘немного’ в ст. 35 означает расстояние не более нескольких метров, и ничто не говорит о том, что ученики заснули до того, как Иисус произнес слова ст. 35–36.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Содержание песнопений и чтений Утрени. Чинопоследование Утрени разделяется на четыре части. Первую часть составляют шестопсалмие, Великая ектения, пение Бог Господь со стихами, тропари. Шестопсалмие представляет собой последование из шести псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142. Их чтение предваряется ангельской песнью Слава в вышних Богу и на земли мир ( Лк.2:14 ), воспеваемой трижды и двукратным обращением к Господу: Господи устне мой отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою ( Пс.50:17 ). По словам М. Скабаллановича «псалмы выбраны должно быть не без намерения из разных мест Псалтири, равномерно этим они представляют ее всю, хотят сказать что собственно следовало бы исполнить ее всю, как делали подвижники по ночам» 199]. В последовании псалмов заключена вся вероучительная основа отношений человека с Богом. На время чтения шестопсалмия гасятся все свечи и светильники. Христиане стоят как бы перед лицом Судьи и просят прощения за свой прегрешения. Пение псаломских стихов Бог Господь и явися нам Благословен грядый во имя Господне ( Пс.117:27–26 ) во глас Недели или тропаря праздника построено наподобие великого прокимна. Вначале диакон торжественно возглашает припев Бог Господь и затем три дополнительных стиха, а два лика попеременно как ответ на возглашения диакона повторяют припев Бог Господь. Это пророческое возглашение прославляет первое и второе пришествие Христа. Затем следуют тропарь воскресный или праздника. Чтением кафисм предваряется вторая часть Утрени, где преобладают тексты из Псалтири. На воскресной или праздничной Утрени стихословятся (или просто читаются) две кафисмы, которые предписываются уставом в тот или иной день седмицы. Так на воскресной Утрене всегда читаются вторая и третья кафисмы. После каждой из кафисм произносится малая ектения и следуют седальны – песнопения по своему содержанию и форме родственные тропарям. Текст седальнов посвящен празднуемому событию. Полиелей – начало самого торжественного раздела утреннего богослужения Само слово полиелей переводится с греческого как «обилие масла, елея», что является символом Божией милости, благоволения и поэтому духовный смысл полиелея выражен в слове «многомилостивый» в соответствии с окончанием стихов 135 псалма «яко в век милость Его». В это время в храме возжжегаются все светальники, отверзаются царские врата, посреди храма поставляется аналой и на нем полагается праздничная икона господского, богородичного праздника или праздника святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010