Так же, как 117 пс., могут быть принимаемы за мессианские псалмы 88 и 131, в основе которых находятся факты царственно-торжественные. В особенности отличаются мессианским характером следующие слова этих псалмов. „Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли. Во век сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу во век семя его, и престол его, как дни неба”. „Семя его пребудет вечно и престол его как солнце предо Мною, во век будет твёрд, как луна” (88:4–5, 27–30). И ещё: „клялся Господь Давиду в истине, и не отречётся её: от плода чрева твоего посажу на престоле твоём”. „Избрал Господь Сион, возжелал (его) в жилище Себе”. „Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему. Врагов его облеку стыдом: а на нём будет сиять венец его” (131:11. 18. 17–18.). Эти слова во многом представляют воспроизведение обетования, данного Давиду чрез пророка Нафана ( 2Цар. 7:12–16 ). Но было уже показано, как относятся ко Христу слова этого обетования, равно так же и то, как относится к Нему и множество подобных мест в разобранных уже псалмах (См. 2:1–7, 9; 44:7; 71:5, 7; 109:1. 2. 5. 6 и др.). Все псалмы, изображающие Мессию как славнейшего и могущественнейшего царственного потомка Давида, составляют, как оказывается, дальнейшее раскрытие, более или менее, всех вообще обетований, данных прежде избранному народу, и в особенности обетования, данного дому Давида ( 2Цар. 7:12–16 ). Бурная и изменчивая нравственно-религиозная и политическая жизнь Израиля при Давиде, после того, как дано было это обетование, а потом полное благотворное затишье её при Соломоне, особенно в начале его правления, когда каждый мог спокойно возделывать свои виноградники, – всё это, самым естественным образом, требовало дальнейшего раскрытия, данного Давиду, не вполне подробного обетования. При Давиде Израильтяне, смотря на множество кровавых войн, восстаний, междоусобий, и т. п., – могли приходить в смущение и отчаяние в исполнении очень памятного обетования, данного Давиду, а при Соломоне, наоборот, они могли обольститься, прийти к ложной мысли о совершенном исполнении обетованного царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Священник возглашает: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Тебе, Господи. Священник возглашает: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. И начинаем петь: “Бог – Господь:” на глас тропаря дня Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. Бог – Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне. (4) Стих: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Стих 1: Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Стих: Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им. Стих 2: Обступив, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им. Стих: Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Стих 3: Не умру, но буду жить и возвещу дела Господни. Стих: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших. Стих 4: Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла: от Господа это было, и дивно в очах наших. Пс 117:27А, 26А, 1, 11, 17, 22–23 Поется же Бог Господь: четырежды. Таже глаголется тропарь случивыйся дважды и Богородичен в тойже глас. И аще случатся два тропаря, всегда первый глаголется дважды, таже вторый и Богородичен. Поется же “Бог – Господь” четырежды. Затем дважды поется тропарь праздника, Слава, и ныне: Богородичен того же гласа. Если случится два тропаря, первый поем дважды, затем: Слава: второй тропарь, И ныне: Богородичен того же гласа, что и второй тропарь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

Этот стих апостол Павел цитирует в Послании к Римлянам (15,11). 116 милость Его к нам. Имеется в виду заветная милосердная любовь, которой Господь связал Себя со Своим народом. Этот стих, таким образом, посвящен прославлению завета Господа с людьми. Также его можно рассматривать в качестве размышления над истиной, запечатленной в Исх. 34,6 . Глава 117 Пс. 117 Этот псалом завершает собой ту часть так называемого «Египетского халлела» ( Пс. 112–117 ), исполнение которого было приурочено к празднованию Пасхи. В связи с этим обстоятельством можно предположить, что именно его последним пели Господь наш Иисус Христос и Его ученики на Тайной Вечере ( Мк. 14,26 ). Как бы то ни было, но в Пс. 117 содержится предвидение страдания и прославления Мессии. Стихи 22,23 этого псалма повторяет Христос ( Мк. 12,10.11 ; Мф. 23,29 ; Лк. 13,35 ; ср. Деян. 4,11 ). При входе Господнем в Иерусалим жители города приветствовали Его радостными возгласами, также восходящими к Пс. 117 (см. Мк. 11,9.10 ; Лк. 19,38 ; Ин. 12,13 ). 117 Славьте Господа, ибо Он благ. Псалмопевец призывает славить Господа именно за то, что Господь такой, каков Он есть: благой и неизменно милосердный. вовек милость Его. Эта фраза в данном псалме, равно как и в Пс. 135 , выполняет функцию рефрена. 117 Из тесноты. Псалмопевец взывает к Господу, пребывая в крайне стесненных обстоятельствах. 117 Господь за меня не устрашусь. Эти слова передают самую суть заветных отношений: тот, на чьей стороне Бог, не должен ни перед чем испытывать страха. Эта истина лежит в основе доверия к Господу и Его слову. 117 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Израиль забыл об этой истине, когда, обратив свой взор на Саула, потребовал себе царя, который мог бы вести народ в битву (1 Цар., гл. 8). 117 именем Господним я низложил их. Т.е. благодаря могущественной помощи Господа царь смог сокрушить врагов Израиля (см. Пс. 8,2 ). 117 угасли, как огонь в терне. Терновник очень быстро сгорает так же быстро рассеиваются враги, поражаемые царем Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.117:6.   Господь мне Помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек.    Это есть малодушие — страшиться подобных себе рабов. Если мы будем лишать себя помощи Божией чрез страх пред людьми — это будет уже ее оскорблением. Бог чтит тебя, предлагая Свою помощь, а ты прибегаешь к человеческим надеждам. Не ищи себе усильно помощи от людей; ибо имеющий надежду на человека скоро падет. Но утверди сердце свое в Господе и «не убойся» , хотя и потерпишь какое зло: ибо «если Бог за нас, то кто против нас?» (Рим. 8:31) (Златоуст, Варсонофий В.). Пс.117:7.   Господь мне Помощник, и аз воззрю на враги моя.    Пророк не отмщает и не нападает сам, но предоставляет Богу отмщать врагам. Да и при всяком встречающемся человеку искушении и при всех наносимых врагом помыслах он должен плакать перед благостью Божиею, и она приблизится и поможет ему (Златоуст, старцы Египетского скита). Пс.117:8.   Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. Пс.117:9.   Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи.    Когда видишь наступающие бедствия, не падай духом — это собственно и есть «надежда» — стать твердо среди опасностей. Бог может и из безвыходных обстоятельств доставить выход. А если кто надеялся на Бога и посрамился, то значит не надеялся как должно, ослабел, не дождался конца, стал малодушествовать (Златоуст). Пс.117:10.   Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: Пс.117:11.   Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им.    Праведника окружают «вси языцы» : и злые, и сребролюбивые, и гордые, и лицемеры — почитая его общим своим врагом по той причине, что добрая жизнь его обличает их. Но он сопротивляется множеству их именем Христовым — Иисусовой молитвой. «Вси языцы обыдоша мя» , именно: страстные помыслы, наводимые демонами, и доводы, ими внушаемые. Этих-то мысленных язычников он сокрушает призыванием Бога, искореняя страстные стремления и разрушая хитрые доводы (Исихий, Афанасий). Пс.117:12.   Обыдоша мя, яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им.    Как «пчелы» , когда, защищаясь, жалят, вонзив жало, умирают: так и враги своею злобою истребляют самих себя. И как «огнь» , занявшись «в тернии» , не продолжается долго, но скоро вместе с веществом погасает: так и они, нападши внезапно, скоро погибают и пропадают (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Павский Г. П., прот. Псалтирь, или книга хвалений на российском языке. СПб., 1822. Мандельштам Л. И. Псалмы. Буквальный перевод в пользу русских евреев. Берлин, 1864, 2 1865, 3 872. Псалмы Давида (для евреев). Еврейский текст с русским переводом и новым комментарием на еврейском языке/Перевел и объяснил поневежский раввин А.-И. Л. Пумпянский. 1 СПб., 1871; 2 Варшава, 1872. 255 с. Об этом переводе см.: Чистович. История перевода Библии. С. 344–347. Никольский М. В. Псалмы в русском переводе с объяснениями//ПО. 1875. Т. 1. 2. С. 374–307 [ Пс. 1–8 ]; Т. 2. 5. С. 21–39 [ Пс. 9–16 ]; 6. С. 216–230 [ Пс. 17–19 ]; Т. 3. 10. С. 237–244 [ Пс. 20–22 ]; 1876. Т. 2. 8. С. 607–627 [ Пс. 23–29 ]; 1879. Т. 2. 5–6. С. 8–45 [ Пс. 30–34 ]. Аверинцев С. С. [Псалмы 1, 3, 22, 23/24, 37/38, 56/57, 62/63, 76/77, 83/84, 87/88, 90/91, 91/92, 102/103, 113/114, 116/117, 117/118, 120/121, 121/122, 142/143, 148, 150]: Арфа царя Давида: у истоков древнейшей лирической традиции (вступление и пер. с древнеевр.)//Иностранная литература. 1988. 6. С. 189–194; «Арфа царя Давида»: Избр. псалмы/Пер. и коммент. С. С. Аверинцева //Мир Библии. 1994. 1 (2). С. 74–81; Избранные псалмы [пер. и коммент.]//Православная община. 1994. 3. С. 92–96; Псалом 90/91/Пер. С. С. Аверинцев ; Поэтич. перелож. А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 1(4). С. 5–10; Из книги Псалмов Давидовых (Псалмы 22. 116 (117). 117 (118). 120–121. 148. 150)//Новый мир. 1998. 1. С. 90–93; Крепка над нами милость Его: Избр. псалмы 91/92, 116/117, 117/118, 120/121, 150/Пер. и предисл. С. Аверинцева //Православная община. М., 1999. 1. C. 115–120. Звукозапись: Из библейской поэзии: Книга Иова. Псалмы/Пер. с древнеевр. С. Аверинцева . Читают: И. Смоктуновский, С. Аверинцев. [Музыкальный диск.] Фирма: Мелодия. С. 40. 29 541 006. Графов А. Шестопсалмие//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 3–10; Из книги Псалмов//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 299–309 [ Пс. 8, 10 (11), 13 (14), 15 (16), 17 (18).] Стихотворные переложения с еврейского (также с подстрочников или с синод, пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В толковании на Пс.65:4 он прибавляет к словам св. Афанасия свои – «т. е. о Имени Христовом – да поет же имени Твоему Вышний» 396 . В толкования на Пс.68:31 он ложно приписывает св. Афанасию слова «и учение о поклонении духом и истиной, – т. е. стих сей равнозначащ первому прошению в молитве Господней: да святится имя Твое» 397 . В толковании на Пс.99:4 вставлены слова: «будущим христианам», «хвалит имя Спасителя» 398 , на Пс.101:16 слова: «в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» 399 . В толковании на Пс.5:12 Булатовпч ложно приписывает св. Афанасию слова «о Имени Его» 400 . Во многих случаях Булатович просто отбрасывает неудобное для него толкование св. Афанасия и заменяет его своим, не оговаривая этого (см. толк. на ). В толковании на Пс.137:2 Булатович уверяет, будто «св. Афанасий относит этот псалом к святому Крещению, которое совершается Божественной силой Имени Божия». На самом деле во всем толковании св. Афанасия на этот псалом ни разу даже не встречается слово «крещение». Интересен другой своеобразный прием искажения смысла толкования св. Афанасия, изобретенный Булатовичем. Булатович берет из известного псалма стих, где встречается слово «имя» и присоединяет к этому стиху толкование св. Афанасия не на этот, а на другой стих или вообще изложение содержания всего псалма св. Афанасием перед его толкованием, вследствие чего стих этот получает у него смысл, какого он, по мысли св. Афанасия, да и на самом деле, не имеет. Например, в толковании на Пс.65 , Булатович выписывает стих 4, но приводит толкование св. Афанасия не на этот стих, как для его целей непригодное, а на стих 2, в толковании на Пс.101 , к стиху 22 относит толкование на стих 20, в толковании па Пс.117 к стихам 26–27 относит толкование св. Афанасием стиха 12 401 . В толковании на Пс. 9 стихи 2–3 оставлены у св. Афанасия без толкования, а Булатович приводит здесь изложение содержания всего псалма у св. Афанасия и спрашивает: «видите, что дела Спасителя суть имя Его»? 402 То же самое он проделывает с Пс.19:2 403 , Пс.21:23 404 , Пс.43:9 405 , Пс.47:11 406 , Пс.68:31 407 , Пс.99:4 408 , Пс.102:1 409 , Пс.112:1–3 410 , Пс.113:9 411 , не обращая внимания на то, что на самом деле у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Несколько мессианских признаков, в показанном же роде, как по форме, так и по содержанию, – ещё указывается в 117 псалме. Исследование этих признаков, если не обещает привнести много существенно нового в образ Мессии по Псалтири, то может показать особенное прообразовательно-пророческое значение некоторых иных торжественных случаев из жизни Давида и их отношение к иным фактам из жизни и дела Иисуса Христа. Главным образом мессианские черты находят в следующих словах 117-го псалма: „Камень, который отвергли строители, содедался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших” (ст. 22–23). „О, Господи, спаси же! о, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне” (25–26). Но такие же, как здесь, мессианские черты могут быть находимы и в некоторых других местах 117 псалма. Некоторые экзегеты относят составление 117 псалма ко времени чудесного избавления Богом царя Езекии от Ассириян и ко времени его болезни 219 . Другие, напр.: Ориген , Иероним 220 и, в особенности, новые западные экзегеты относят его к различным случаям после плена Вавилонского, напр. когда были сказаны Неемиею слова, имеющие некоторое сходство с словами 23 ст. псалма (1, Ездр. 6:16 ) 221 . Осторожному Куртцу кажется, что в 117 псалме не находится никаких определённых указаний относительно его происхождения, тем не менее он говорит: „стихи 19 и 20 предполагают храм уже построенным; 8 и 9 указывают на странность и непостоянство персидского царя, который то позволял и защищал дело построения храма, то запрещал, а 7, 10–12 ст., очевидно, указывают на неприязнь Самарян, которые всячески старались препятствовать построению храма”. К этому сводятся почти все существующие доводы и прочих экзегетов, относящих происхождение 117 псалма ко времени после плена. Но во 1-х: 19 и 20 ст. вовсе не заставляют необходимо предполагать храм, не говорим уже храм второй. Всё, что может здесь наводить на мысль о храме, заключается в слове „врата”, но это врата города Иерусалима или Сиона, в которые могут входить только праведные (Ср. 19 и 20 ст. пс. с 23 пс. 7–10 ст. и Ис. 26:2 ), так как Сион особенно избранное Иеговой место Его обитания ( Пс. 109:2; 131:17 ; Ис. 1:27 ). Здесь весьма полезно вспомнить ещё, как Иаков назвал вратами и домом Божиим то место, где явился ему Господь ( Быт. 28:17 ), что имеет одинаковое значение и по отношению к дому Божию, упоминаемому в 26 ст. 117 псалма. Далее, на сколько неосновательно общую мысль 8 ст. прилагать к определённо-конкретному факту, – это очевидно само собою; равно так же несправедливо широкие мысли 7, 10, 11 и 12 стихов, где упоминаются многие народы, относить к одному небольшому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Айыы Тойон Иисус Христос т крн эппитин курдук, б. э. бастакы йэтин 70 сылыгар римляннар Таара Дьиэтин трдттэн урусхаллаабыттар. Таара Дьиэтин Ырааырдыы бырааынньыга ( евр . Ханука) – Сирия баылыга IV Антиох Епифан Таара Дьиэтин с сыл устата тэпсибитин-киртиппитин кэннэ, б. э. иннинээи 1164 с. хат ырааырдан, сибэтии гынан, Таараа анаабыттарын бэлиэтиир иудей бырааынньыга. Фарисейдар ( евр. перушим, арамей. перушайя) – былыргы Иудея олоор улахан сабыдыаллаах религиознай блх. Кинилэр Моисей Сокуонун, сиэри-туому, гэстэри экилэ суох тутуарга дьулуаллара, норуоттан эмиэ ону ирдииллэрэ, Аанньаллар, абааылар баалларын, лбттэр кэнээс тиллиэхтээхтэрин итээйэллэрэ. Хоруоп – Палестинаа лбт дьону хайа куохалайдарыгар эбэтэр очуос таастарга хаыллан ооуллубут улахан хаспахтарга – склептэргэ харайаллара. Бокуонньугу чгэй сыттаах арыынан оунуохтаан баран, тааска суулууллара уонна истиэнэни кыйа турар таас ыскаамыйаа уураллара. Кии ткйн эрэ баран киирэр намыах ааннарын, кыыл, ктр буулаабатын диэн, улахан сымара таастарынан блэтэллэрэ. Ардыгар хаспах таыгар кыракый сад ннэрэллэрэ. Эргэ Кэс Тыл ( грек. Палайа Диатэкэ, нууч . Ветхий Завет) – Таара Израиль норуотун кытта Синай хайатыгар оорсубут сблэиитэ. Бу сблэии быыытынан Таара дьону кытта ураты сыыаа киирэр, кинилэри ртн арааччылыах буолар, оттон дьон Кини этэр кэс тылын толоруохтаахтар. ЭРГЭ КЭС ТЫЛТАН ЦИТАТАЛАР ЫЙЫННЬЫКТАРА Мф 1:23 Ис 7:14; 8:8. 2:6 Мих 5:2. 2:15 Ос 11:1. 2:18 Иер 31:15. 3:3 Ис 40:3. 4:4 Втор 8:3. 4:6 Пс 90:11-12. 4:7 Втор 6:16. 4:10 Втор 6:13. 4:16 Ис 9:1-2. 5:21 Исх 20:13. 5:27 Исх 20:14. 5:31 Втор 24:1. 5:33 Лев 19:12; Числ 30:3. 5:38 Исх 21:24; Лев 24:19-20. 5:43 Лев 19:18. 8:17 Ис 53:4. 9:13 Ос 6:6. 10:36 Мих 7:6. 11:10 Мал 3:1. 11:14 Мал 4:5-6. 12:7 Ос 6:6. 12:21 Ис 42:1-4. 12:40 Иона 2:1. 13:15 Ис 6:9-10. 13:35 Пс 77:2. 15:4 Исх 20:12; 21:17. 15:9 Ис 29:13. 18:16 Втор 19:15. 19:4 Быт 1:27; 5:2. 19:5 Быт 2:24. 19:19 Исх 20:12-16; Лев 19:18. 21:5 Ис 62:11; Зах 9:9. 21:9 Пс 117:26. 21:13 Ис 56:7. 21:16 Пс 8:3. 21:42 Пс 117:22-23. 22:24 Втор 25:5. 22:32 Исх 3:6. 22:37 Втор 6:5. 22:39 Лев 19:18. 22:44 Пс 109:1. 23:39 Пс 117:26. 24:15 Дан 12:11. 24:29 Ис 13:9-10; 34:4. 24:30 Дан 7:13. 26:15 Зах 11:12. 26:31 Зах 13:7. 26:64 Пс 109:1; Дан 7:13. 27:10 Зах 11:12-13; Иер 19:1-13; 32:6-9. 27:34 Пс 68:22. 27:46 Пс 21:2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Пс.117:10 . Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: Пс.117:11 . обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: Пс.117:12 . обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им. Здесь примером своим доказывает, коль благо есть надеятися на Господа, когда сам он не единожды, но многократно будучи окружен великим множеством врагов, помощию Божиею так избавлен был, что видел всех их погибель и что не может приписать того человеческим силам, что соделано Богом. Оныя слова: вси языцы обыдоша мя – некоторые относят к соседственным народам, кои много зла причиняли Давиду. Но он, как кажется, далее простирает мысль свою, и говорит, что весь мир был ему неприязнен. Ибо хотя не из всех народов собраны были полки для окружения его, но понеже с такою свирепостию преследовали как соотечественники, так и соседственные народы, что он не находил нигде для себя безопаснаго места, то не дивно, ежели говорит, что был он окружен от всех народов. Итак, повторяя многократно оное слово: обыдоша мя, и обышедше обыдоша мя, – изображает упорную и ненасытимую злобу врагов; а полагая подобие, взятое от пчел, означает безумный жар их, ибо хотя в животных оных нет никакой силы, но есть сильное воспаление гнева, так что когда разсердятся, с великим стремлением нападают, и жалами своими немалый вред причиняют. По сих присовокупляет другое подобие: разгорешася яко огнь в тернии. Терние, огнем зажженное, сначала один только треск издает, и немногия искры испускает, но когда разгорится, то превращается в пламень. Таковы были враги Давидовы. Они живаго бы поглотили его, ежели бы Господь не подал ему помощи свыше. Сего ради, износя на среду имя Господне, ясно проповедует, что он другаго оружия, кроме Бога, к защищению себя не имел. Именем Господним, глаголет, противляхся им. Пс.117:13 . Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. Пс.117:14 . Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение. Здесь яснее изображает как Божию силу, так и свою немощь, которая толикому числу сильных врагов никак противостоять не могла. Таким образом, нарицая себя низриновенным, признается, что он весьма близок был к падению, ежели бы Господь не поддержал его и почти уже падшаго не возставил. Сего ради в следующем стихе нарицает Бога кротостию и пением своим. Полагая первое имя, чистосердечно признает немощь свою, как сказано выше, и единому Богу приписывает спасение свое; а полагая второе, проповедует, что не может сам собою похвалиться и что вся слава спасения его содержится в едином Боге. К сему надлежит и заключение стиха, где говорит: и бысть ми во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Язык – это «жгучая» и «ядовитая» сила. Этот образ развивает апостол Иаков: «язык – огонь, прикраса (космос) неправды… Он оскверняет все тело и воспалаяет (палит) круг бытия (генесис), будучи [сам] воспаляем от геенны… Язык никто из людей укротить не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» ( Иак.3:6,8 ). Пс.139:5             Сохрани меня, Господи от руки нечестивого,                         от мужа насилий соблюди меня:                         они умыслили столкнуть стопы мои. «Столкнуть» – ср.: «они толкая толкали меня, чтобы я упал» ( Пс.118 /117:13); таков дух ниспровергателей. «Стопы» паам – слова «стопа», «пята» и «шаг» в библейских текстах относятся к сфере нравственности, поступка (см. Пс.17 /16:5). «Столкнуть стопы» – направить на путь погибели («на путь грешных»; Пс.1:1 ). Пс.139:6             Скрыли гордые сеть для меня и петли,                         раскинули тенета подле тропы, силки разложили для меня. Четыре вида скрытых ловушек: сеть (пах) – как для ловли птиц ( Пс.11 /10:6); петли (хевел) – веревкки ( Иов.40:25 ); тенета (решет) – под ноги ( Пс.25 /24:15); силки (мокеш) – с приманкой ( Пс.69 /68:23). Диавол есть ловец (ниже, ст.12). Пс.139:9             Не дай, Господи, желаемого 602 нечестивцу;                         он замыслил это – Ты не способствуй:                         они вознесутся. «Вознесутся» – по контексту: иначе они возгордятся. Пс.139:10             [На] голову окруживших меня –                         вред уст их да покроет их. " Вред» (амал) уст» – ложь; ср.: «нечестивый зачал вред и родил ложь» ( Пс.7:15 ); «обратится вред его на голову его» ( Пс.7:17 ). Пс.139:11             Да опрокинутся на них угли,                         в огонь да будут низвержены,                         в потоки 603 , – чтобы не встали. «Опрокинутся» – Qere; ср.: «они опрокинули на меня беззаконие» ( Пс.55 «Угли» – язва (ожог) от диавольского нападения; ср.: «стрелы сильного – изостренные, с угольями можжевеловыми» ( Пс.120 /119:4). В Новый Завет вошло выражение «собирать на голову врага угли огня» ( Рим.12:20 ; ср. Притч.25:22 ). «Потоки» огня – образ ада; это – «геенна, огонь неугасимый» ( Мф.9:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010