Лк.20:17 . Он же воззрев на них, речé: чтó ýбо писаное сиé: кáмень, егóже небрегóша зиждущии, сéй бысть во главý ýгла? (Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?) Рече (сказал): что убо (значит) писаное сие: камень и проч.? Тут Господь приводит слова из псалма о Своем отвержении со стороны еврейского народа ( Пс.117:22, 23 ) и подтверждает произнесенный иудеями суд над самими собою. Камень, который отвергли строители. Образ заимствован от постройки дома. При постройке дома обыкновенно большие и твердые камни кладутся под углы его. Камни эти называются краеугольными. Здесь таким камнем Иисус Христос называет Самого Себя, потому что Он составляет основание церкви. В Священ. писании Иисус Христос нередко называется краеугольным камнем Церкви ( Деян.4:11 ; Евр.2:20 ). Камень отвергли строители (небрегоша зиждущии), т. е. учители иудейские не только не уверовали в Иисуса Христа, а еще осудили Его на смерть. У еванг. Матфея тут прибавлено: это от Господа, и есть дивно в очах ваших, т. е. иудеи не уверовали в Иисуса Христа, а между тем Он и был посланный от Бога истинный Мессия, и творимые Им чудеса и исполнившиеся над Ним пророчества, – все подтверждало это. Дивно в очах ваших, т. е. для всех, искупленных страданиями и смертию Иисуса Христа, предметом удивления и благоговения служит самое дело искупления, именно, то, что Бог послал в мир для спасения людей Своего Единородного Сына, и что Сей Сын Божий уничижил Себя до смерти крестной, затем со славою воскрес и сделался краеугольным камнем Церкви. Лк.20:18 . Всяк падый на кáмени тóм, сокрушится: а на нéмже падéт, стрыет егó. (Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. В этих словах Господь указывает, что будет с теми, которые противятся спасительной вере в Него. Кто упадет на тот камень, т. е. кто не уверует в Иисуса Христа, как обещанного Спасителя, соблазнится о Нем, как напр, соблазнялись смирением Его, тот разобьется (сокрушится), т. е. только ошибется и может еще одуматься и покаяться. А на кого он упадет, того раздавит до смерти, т. е. кто останется совсем неисправимым и нераскаянным, тот окончательно погибнет – будет подвергнут наказанию и на земле и осужден на муки адские в загробной жизни, как и были наказаны евреи за отвержение Иисуса Христа разрушением их царства и рассеянием по всей земле, а за гробом ждет их адское мучение за неверие. Слова: Кто упадет и проч. имеют тот же смысл, что и слова: Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет, которые сказал Господь, посылая Своих Апостолов на всемирную проповедь после Своего воскресения ( Мк.16:16 ). Зач. 101. Ответ Господа на вопрос фарисеев о дани Кесарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.19:13–14 .  Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал. [Ученики делали так] не потому, что не хотели, чтобы они были благословлены словами и рукой Спасителя, но потому, что, не имея вполне совершенной (plenissimam) веры, и думали, что Он подобно другим людям будет утомлен надоедливостью (несвоевременностью) приносивших. Мф.19:15 . [продолжение 14-го и 15-й]:   Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И возложив на них руки, пошел оттуда. Многозначительно говорит Он: «таковых», чтобы показать, что великое значение имеет не возраст, а их нрав; и Он обещает награду тем, которые будут иметь подобную же невинность и простоту. Апостол также в своих словах вполне согласен с тем же приговором Господа: «Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» ( 1Кор.14,20 ). Мф.19:16 . [и начало 17-го]:   И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему. Тот, который спрашивал, каким образом он унаследует жизнь вечную, был и юн, и богат, и горд; а согласно словам других евангелистов, он спрашивал не с целью научиться, а с целью испытать. Мф.19:17 . [продолжение]:  Почему ты спрашиваешь Меня о добре (Quid me interrogas de bono). Благ один Бог. 425 Так как спросивший назвал Учителя благим, но не исповедал Его ни Богом, ни Сыном Божиим, то ему дается урок в том смысле, что святой человек в сравнении с Богом, о Котором говорится: «Славьте Господа, ибо Он благ» ( Пс.117,1 ), не есть благ. Но чтобы кто-либо не подумал, что словами о благости Божией исключается благость Сына, мы читаем в другом месте: «Пастырь добрый (bonus благой) полагает душу свою за овец своих» ( Ин.10,11 ). 426 ; и у пророка говорится, что Дух есть благ и земля добра. Таким образом и Спаситель не отвергает свидетельства о благости [Своей], но Он отрицает ту неверную мысль, то благим может быть учитель без Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

надеяться на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей (Пс. 117:8, 9). Здесь не делается сравнения (между Богом и людьми), но в Писании часто употребляется такой оборот речи и о предметах несравнимых, по немощи тогдашних слушателей. Итак, он [Давид] говорит это не для сравнения, а по снисхождению к слушателям. Поэтому другой пророк говорит: проклят человек, который надеется на человека (Иер. 17:5). Нет ничего слабее такой надежды: она слабее паутины; и не только она слаба, но и опасна — это знают все те, которые надеялись на людей и погибли вместе с ними. Напротив, надежда на Бога не только тверда, но и безопасна, неподвержена никакой перемене. Поэтому Павел и сказал: надежда не постыжает (Рим. 5:5), и другой Премудрый: взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу — и был постыжен? (Сир. 2:10)? Но я, скажешь, надеялся и посрамился. Не клевещи, человек, не противоречь Божественному Писанию; если ты посрамился, то, конечно, потому, что не надеялся, как должно, ослабел, не дождался конца, стал малодушествовать. Не делай же этого, но, когда видишь наступающие бедствия, не падай духом; это собственно и есть надежда — стоять твердо среди опасностей (2). один человек из живущих честно не теряет уверенности относительно будущего, а с другой стороны многие из нерадивых, угнетаемые лукавою совестью, не желают ни суда, ни воздаяния. Итак, что же, неужели наши блага состоят в одних надеждах? Конечно, в надеждах, но не человеческих, которые часто разрушаются и посрамляют надеявшегося, когда обещавший покровительство умирает или хотя и жив, но переменяет расположение. Но не таковы наши надежды: они тверды и непоколебимы. Тот, Кто дал нам обетование, всегда жив, а мы, имеющие воспользоваться ими, хотя умрем, но опять воскреснем, так что нет ничего, что бы могло нас посрамить, как напрасно и безрассудно утешавших себя пустыми надеждами (11). Наказание    Мы должны оплакивать не тех, которые наказываются и страдают, а тех, которые грешат безнаказанно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не пришел Спаситель наш призвать праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Мф.9:12 ). Вот и оплакавшая у ног Его пороки свои услышала глас Его: «прощаются тебе грехи» твои ( Лк.7:48 ). Вот и закоренелый в неправедных делах начальник мытарей, за свое пожелание пол имения раздать нищим, получил спасение со всем домом своим ( Лк.19:9 ). И проведший всю жизнь свою в злодеяниях, вот и он, за одну веру в Распятого с ним, первым вошел в Рай ( Лк.23:43 ). Кто же не подивится, видя такую благость нашего Господа? Кто еще не познает, что Он благ, и милость Его вечна ( Пс.117:1 )? Премногие Его откровения показывают, что во Царствии Его многие обители наполнены прежде бывшими великими грешниками. Не из числа ли их и тот первоверховный Петр, плакавший некогда горько о своем отречении от своего Господа и всегда сознавший себя, – «потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 )? И другой, подобно ему славой и честью венчанный, не именует ли себя доныне в своих писаниях первым грешником ( 1Тим.1:15 )? Так, всех Ты, Господи, заключил в непослушание, чтобы всех помиловать ( Рим.11:32 ). Припоминаю же я неправды святых Твоих не для того, чтобы выставить их на позор, но чтобы мне, обремененному грехами, иметь надежду на Твою великую милость. Знаю я, что и ныне покаяние неизменное ведет ко спасению всякого грешника; но что делать мне, который каюсь сегодня, а завтра грешу? Но говорил же некогда некто из Твоих, Господи: «злое, которого не хочу, делаю» ( Рим.7:19 ). Да вразумит и меня неизменное слово Твое; «просите, и дано будет вам» ( Мф.7:7 ). Пусть ободрит меня Твое нам узаконение: «если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему» ( Лк.17:4 ). Если нам, более или менее всем злобным, Ты советуешь так поступать: то не тем ли более Сам Ты, благий, сотворишь с нами, когда мы будем у Тебя просить пощады себе? Если задолжавший тьмою талантов получил оставление долгов за то, что попросил только отсрочки ( Мф.18:27 ): то и мне безумно подобиться Каину, вопиющему: «наказание мое больше, нежели снести можно» ( Быт.4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу Его…». Соответственно, обрядовому пролитию крови животных жертв отвечает страдальческое пролитие крови Христом. Это — тема Евр 9:1–14, хотя там для сравнения берется не жертвоприношение на Синае, а ежегодное жертвоприношение в покаянный день Йом-Хакипурим (Йом-Кипур). «…Но Христос, Первосвященник будущих благ, […] не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, единожды вошел в святилище и стяжал вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов […] освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то насколько более Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (11–14). За многих изливаемая. Лексема «многие» (греч. πολλο) может быть сопоставлена с принятым в Кумранских текстах обозначением членов общины [нараббим], что, вообще говоря, может быть переведено как «многие» (например, Dam. В XIII, 7, ср. Тексты Кумрана, введ., пер. и коммент. А. М. Газова-Гинзберга, Μ. Μ. Елизаровой и К. В. Старковой, СПб., 1996, с. 89, примеч. 305). Другие возможные значения этого слова, соотносимые с арамейским влиянием, — «большие», «великие», «досточтимые» (ср. обращение «равви»). В только что процитированном русском переводе Дамасского документа оно переводится «старшие», в немецком переводе того же текста в кн. J. Maier u. К. Schubert, Die Qumran-Essener: Texte der Schriftrollen und Lebensbild der Gemeinde, Munchen-Basel, 1973, S. 185 передается по смыслу как «Vollmitglieder» («полноправные члены»). — Употребленный здесь же в форме причастия греческий глагол κχω «изливаю» систематически употребляется в Септуагинте для обозначения ритуального излития жертвенной крови (Лев 4:7, 18, 25, 30, 34 и др.) и жертвенных возлияний вина (Ис 57:6). 14:26  Воспев (пасхальное славословие). По-видимому, Пс. 112/113–117/118 (т. н. «Халлель»), в антифонном исполнении долженствующие завершать пасхальный седер.

http://predanie.ru/book/217042-evangeliy...

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу Его..».. Соответственно, обрядовому пролитию крови животных жертв отвечает страдальческое пролитие крови Христом. Это – тема Евр 9:1–14 , хотя там для сравнения берется не жертвоприношение на Синае, а ежегодное жертвоприношение в покаянный день Йом-Хакипурим (Йом-Кипур). «...Но Христос, Первосвященник будущих благ, [...] не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, единожды вошел в святилище и стяжал вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов [...] освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то насколько более Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (11–14). За многих изливаемая. Лексема «многие» (греч. πολλο) может быть сопоставлена с принятым в кумранских текстах обозначением членов общины [нараббим], что, вообще говоря, может быть переведено как «многие» (например, Dam. В XIII, 7, ср. Тексты Кумрана, введ., пер. и коммент. А. М. Газова-Гинзберга, M. М. Елизаровой и К. В. Старковой, СПб., 1996, с. 89, примеч. 305). Другие возможные значения этого слова, соотносимые с арамейским влиянием, – «большие», «великие», «досточтимые» (ср. обращение «равви»). В только что процитированном русском переводе Дамасского документа оно переводится «старшие», в немецком переводе того же текста в кн. J. Maier и. К. Schubert, Die Qumran-Essener: Texte der Schriftrollen und Lebensbild der Gemeinde, Mьnchen-Basel, 1973, S. 185 передается по смыслу как «Vollmitglieder» («полноправные члены»). – Употребленный здесь же в форме причастия греческий глагол κχω «изливаю» систематически употребляется в Септуагинге для обозначения ритуального излития жертвенной крови ( Лев 4:7, 18, 25, 30, 34 и др.) и жертвенных возлияний вина ( Ис 57:6 ). 14:26 Воспев . По-видимому, Пс. 112 /113–117/118 (т.н. «Халлель»), в антифонном исполнении долженствующие завершать пасхальный седер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Новый Завет полон такими примерами. В четвертой главе Деяний рассказывается о том, как двое из апостолов, Петр и Иоанн, были впервые арестованы за проповедь. Их отпускают, они возвращаются в общину и рассказывают об аресте. Далее описывается первая молитва новозаветной Церкви: «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его» (Деян. 4:24–26). Откуда эти слова? Из второго псалма. «Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе, на Господа и на Христа Его». Нетрудно понять, что псалом мессианский и отражает события последних дней земной жизни Иисуса Христа. Приведенные слова – о Нем, о Христе. Но первая Церковь, прекрасно все это понимая, адресует их себе, потому что Церковь есть в некотором роде продолжение земной жизни Христа. Церковь суть Его тело. Поэтому все мессианские пророчества прямо касаются и Церкви Христовой. Все это чрезвычайно важно для нашего церковного самосознания. Например, мы ведь тоже, по примеру древних христиан, читаем в церковных собраниях Псалтирь. Так же, как и в случае из Деяний, большая часть этой книги, если не вся книга полностью, возвещает о Мессии, о Христе. Говорится о врагах, окружающих Его, и о победе Его над ними; о Его уничижении и Его прославлении; о Его проповеди и Его крестных страданиях, о Его воскресении и вознесении; о Страшном суде, который Он будет вершить, и т. д. Причем часто эти мессианские смыслы мы воспринимаем через те или иные события жизни царя Давида, который есть прообраз Христа. Возникает вопрос: мы это читаем просто для воспоминания пророчеств о Спасителе, или в воспоминание жития Давида, или же здесь нечто большее? Конечно же, нечто большее. Мы не только о Спасителе или о Давиде читаем, мы про Церковь читаем, про себя. К примеру, на утрени, на «Бог Господь», мы поем строки из сто семнадцатого псалма: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» (Пс. 117:11). Этот псалом пели древние евреи во время больших праздников, вспоминая заступничество Божие за еврейский народ. В то же время псаломские слова изображают полную преследований жизнь Спасителя, а особенно Его крестные страдания. Но мы и к себе прилагаем этот псалом: мы вспоминаем, что враги Христовы не умерли, они живы, и они должны быть нашими врагами.

http://pravoslavie.ru/115779.html

Об избавлении Церкви Его Святой, и рабов Своих (имена, или: раба Своего, имя), и всех нас от всякой скорби, беды, гнева, и нужды, и от всех врагов видимых и невидимых, о постоянном ограждении верных Своих здравием, долгоденствием и миром, и Ангелов Божиих ополчением, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Хор: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи. Священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь, и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Священник: Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Затем поется «Бог – Господь» на глас 4 Бог Господь, и явися нам,/благословен Грядый во Имя Господне. Бог – Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне. (4) Стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Стих 1: Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Стих 2: Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им. Стих 2: Обступив, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им. Стих 3: Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Стих 3: Не умру, но буду жить и возвещу дела Господни. Стих 4: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших. Стих 4: Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла: от Господа это было, и дивно в очах наших. Пс 117:27А, 26А, 1, 11, 17, 22–23 И тропари, глас 4:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/blagodare...

Последнее «их» ( ατν; в русском переводе – «свои») относится к плодам. «Во времена свои» – своевременно, без задержек, когда плоды поспевают и собираются. Думают, что здесь содержится предсказание о разрушении Иерусалима. Мф.21:42 .  Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? (Ср. Мк.12:10–11 ; Лк.20:17 ). О каком камне здесь говорится? Слова заимствованы из послепленного псалма ( Пс.117:22–23 ) и, произнося их, псалмопевец, может быть, имел в виду какой-нибудь известный и ему, и другим действительный факт, случившийся при постройке, но какой именно, совершенно неизвестно. Одни говорили, что это было при постройке какой-то египетской пирамиды, другие – второго иерусалимского храма. Все это ни на чем не основанные предположения. Связь рассматриваемого стиха с предшествующими будет более понятной, если под камнем, положенным во главу угла, разуметь Самого Христа, посланного Богом, чтобы принять от виноградарей собранные ими плоды. Они убили Сына Божия, но Он, как камень Даниила, не только сделался основанием нового виноградника – Церкви, но и наполнит всю землю ( Дан.2:35 ). Мф.21:43 .  Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; Мысль эта уже была разъяснена при помощи притчи, и слова Христа в данном стихе есть вывод, сделанный из нее. Они имели такое ясное отношение к иудейским начальникам, что последние не могли их не понять. Плодов не нашлось в иудейском народе, подпавшем под влияние злых виноградарей. Поэтому виноградник отнимется и у иудейских начальников, и у самого иудейского народа, и все это будет передано такому народу (без артикля и точного определения), который приносит плоды Царства Небесного. Мф.21:44 .  и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Ср. Лк.20:18 ). Данный стих у Матфея считают неподлинным и заимствованным у Луки. Вставка эта, согласно Мерксу, падает на время после Оригена до Иеронима, приблизительно после 250 до 380 г. Впрочем, некоторые считают стих подлинным, находя в нем ссылку на Ис.8:14–15 и Дан.2:44 . Но если бы стих был подлинен, то он, вероятно, был бы поставлен вслед за 42-м стихом, где говорится о камне. Так как он вставлен после 43-го стиха, то речь при такой вставке очевидно не имеет надлежащей связи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Таже Бог Господь во глас 8: Затем «Бог – Господь:» на глас 8 Бог Господь, и явися нам,/благословен Грядый во Имя Господне. Бог – Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне. Стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Стих 1: Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Бог Господь, и явися нам,/благословен Грядый во Имя Господне. Бог – Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне. Стих 2: Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им. Стих 2: Обступив, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им. Бог Господь, и явися нам,/благословен Грядый во Имя Господне. Бог – Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне. Стих 3: Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Стих 3: Не умру, но буду жить и возвещу дела Господни. Бог Господь, и явися нам,/благословен Грядый во Имя Господне. Бог – Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне. Стих 4: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших. Стих 4: Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла: от Господа это было, и дивно в очах наших. Бог Господь, и явися нам,/благословен Грядый во Имя Господне. Бог – Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне. Пс 117:27А, 26А, 1, 11, 17, 22–23 Посем тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8: Тропарь Всемилостивому Спасителю, глас 8 С вышних призирая, убогия приемля,/посети нас, озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве,/молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость. С небес милостиво взирая, нищих принимая,/посети нас, изнемогших от грехов, Владыка всемилостивый:/по молитвам Богородицы/даруй душам нашим великую милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tri-kanon...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010